УПП

Цитата момента



Любовь к людям начинается с любви к себе.
Иди сюда, мой хороший!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



С ребенком своим – не поругаешься, не разведешься, не сменишь на другого, умненького. Поэтому самый судьбинный поступок – рождение ребенка. Можно переехать в другие края, сменить профессию, можно развестись не раз и не раз жениться, можно поругаться с родителями и жить годами врозь, поодаль… А ребенок – он надолго, он – навсегда.

Леонид Жаров, Светлана Ермакова. «Как не орать. Опыт спокойного воспитания»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Каковы этапы создания тренинговых техник?

2. Опишите действия, позволяющие на основе знания имеющихся Игр и упражнений разработать новые психотехники.

3. Какие из названных действий кажутся вам наиболее подходящими именно для вас?

4. Выберите из второй части пособия любое упражнение и разработайте на его основе свою собственную психотехнику.

5. Попробуйте, опираясь на какой-либо из описанных в этой главе приемов, на основе двух известных упражнений путем их модификации создать новое упражнение.

6. Заполните хотя бы один столбец «Психологической матрицы» тренинга играми и упражнениями, разработанными вами самостоятельно на основе приемов создания тренинговых техник.

Глава 12. ПРИМЕРЫ ТРЕНИНГОВЫХ МЕТОДОВ И УПРАЖНЕНИЙ

Ниже описаны две большие тренинговые игры, предназначенные для использования в тренингах лидерства или в рамках тренинга тренеров. Почти все элементы, из которых состоят игры, снабжены комментариями и указаниями на то, какой из описанных в предыдущих тренинговых методов применен в каждом конкретном случае.

Игра «Ты настоящий творец!»

Целями этой игры являются следующие:

 выявление и анализ эффективности основных стратегий управления;

 развитие лидерских и креативных способностей участников.

Этап 1. Подготовка

Ведущий: Каждый человек изначально является по своей природе творцом - хотя бы потому, что каждому приходится каким-то образом строить свою собственную жизнь. Никто за него этого не сделает - жить-то ему приходится самому. Но эту способность творить реализуют по-разному: кто-то постоянно следует советам других или полностью копирует свою жизнь с кого-то, кто-то способен к самостоятельным действиям, а кто-то живет по принципу «что хо- то и ворочу». Сегодня нам предстоит попробовать себя в роли творцов и оценить, насколько мы сами обладаем творческими способностями, действуя в неожиданных ситуациях. Посмотрите на других участников и выберите для себя партнеров, с которыми вы пока меньше всего взаимодействовали и которые, как вам кажется, то сильно отличаются от вас. Исходя из этих двух критериев, найдите тех, с кем будете работать в дальнейшем, и образуйте четверки.

Давая участникам такое задание, ведущий фактически реализует регрессии: участникам необходимо обратиться к уже имеющемуся у них опыту взаимодействия со своими товарищами по группе, проанализировать сложившиеся представления о других участниках и осознать свое отношение к ним — как отличающимся или похожим на него. Одновременно, образуя малые группы, участники вынуждены решать, в общем-то, непростую задачу как выполнить требование ведущего и в то же время соотнести свое мнение и мнения других…

Этап 2. «Симфонический оркестр»

Ведущий: Итак, группы у нас образованы. А теперь узнайте следующее: каждая четверка это маленький симфонический оркестр, Вам необходимо в течение одной минуты выбрать дирижера, именно он будет руководить вашим оркестром… Так, а, теперь дирижер должен будет распределить инструменты среди своих музыкантов и отрепетировать с ними какую-нибудь мелодию. Все участники обязаны подчиняться дирижеру. Можно использовать все подручные средства. Через пять минут — выступление вашего оркестра.

Достаточно очевидно, что в данном случае реализуется метод построения диспозиций. Поскольку эта процедура носит социометрический характер и связана с выявлением лидера, неизбежным становится прояснение отношений участников друг к другу. Иными словами, раскрывается система их взаимоотношений — совершенно реальная. За короткие пять минут участники каждой подгруппы должны суметь найти общий язык и «выдать на-гора» некий творческий продукт. Кроме того, на этапе подготовки к выступлению фактически реализуется метод символического самовыражения дирижера (в случае его авторитарного управления остальными) или группы (в случае, если продукт создается общими усилиями при демократической позиции лидера).

После выступлений всех симфонических оркестров и аплодисментов слушателей ведущий просит каждую группу ответить на следующие вопросы:

  • Как вы определили дирижера?
  • Сложно ли было сделать выбор?
  • Кто из вас был не согласен с появившимся в вашей группе руководителем?
  • Насколько комфортно вам было в процессе подготовки выступления?
  • Считаете ли вы, что ваш дирижер успешно справился с предоставленными ему лидерскими функциями, или нет?
  • Как вы оцениваете результат — свое выступление?

Задаваемые ведущим вопросы и последующее обсуждение приводят к осуществлению еще одного тренингового метода — метода групповой рефлексии, который, как и другие методы, в этой игре будет обнаруживаться еще не единожды.

Любопытно, что почти в каждой группе находится «оппозиционер», который не удовлетворен лидером. Иногда конфликт этих двух участников приобретает явные черты. И вот тут-то ведущий может применить метод концентрации присутствия по отношению к одному из оппонентов или поочередно к обоим. В этом ему помогут примерно такие вопросы:

  • Что ты сейчас чувствуешь?
  • Ты сидишь на расстоянии примерно метра от остальных участников вашего симфонического оркестра. Почему?
  • Что тебе сейчас хочется сделать?
  • Что ты хочешь сказать своему дирижеру?

Применяя этот метод, ведущий не провоцирует развитие конфликта. Он просто обнажает реально существующее положение дел в этой малой группе и помогает «оппозиционеру» отрефлексировать свои мысли и чувства. Сделав это, ведущий предлагает этому «антилидеру» перейти в соседнюю группу (по часовой стрелке). Если «оппозиционеры» проявили себя не в каждой из малых групп, то такой переход ведущий может предложить тем участникам, которые вели себя во время подготовки выступления наиболее пассивно. Здесь в результате изменения пространственного расположения участников снова реализуется метод построения диспозиций.

Этап 3. «Мастерская художника»

Ведущий: Теперь, после того как произошли изменения в составе групп, изменится и содержание творческой деятельности. Каждая группа — это мастерская художника. Вам необходимо в течение одной минуты выбрать художника, а все остальные участники станут ‚ подручным материалом, из которого он будет создавать свое произведение. Одно дополнительное условие — тот, кто был дирижером на предыдущем этапе, не имеет права становиться художником. Итак, время пошло… А теперь художник получает возможность решить, кто в качестве какого материала будет выступать. Ведь в мастерской могут быть краски, глина, смальта для мозаики… Да все, что угодно! Все участники обязаны подчиняться художнику! Через пять минут художники должны представить свои произведения публике.

Метод построения диспозиций используется здесь снова, но уже на новом содержании. Изменение состава группы и запрет выбора прежнего лидера вынуждают участников решать проблему по-новому. И снова можно увидеть в происходящем отражение метода символического самовыражения участников.

Дальнейшая процедура повторяет описанную выше.

Применяются методы групповой рефлексии и концентрации присутствия. За счет перехода «оппозиционеров» и пассивных участников в малых группах снова меняется состав.

Вдобавок к названным выше ведущий задает такие вопросы, адресованные художникам:

  • Что означает ваше произведение?
  • Какой смысл оно несет?
  • Как вы могли бы назвать продукт своего творчества?

Этап 4. «Архитектурное бюро»

Ведущий: И вот опять у нас обновились группы. Теперь каждая из ваших групп — это бюро архитектора. Сооружения, которые проектируются архитектором, могут быть самыми разными — от громадных дворцов и целых городов до маленьких и изящных ротонд в парке. И, как это было на предыдущих этапах, вам нужно будет начать с того, чтобы определить, кто же из вас станет архитектором. Вам необходимо в течение одной минуты его выбрать. Условие прежнее — те, кто уже был лидером — дирижером или художником, — на роль архитектора претендовать не имеют права… Ну, а теперь, когда вы определились, — за дело, господа творцы! Все участники обязаны подчиняться вам. Подумайте, что вы могли бы предложить людям? Какой архитектурный проект вы готовы разработать? У вас пять минут. А потом вы представите свое творение.

На протяжении этого этапа также применяются те же методы, что на втором и третьем этапах: методы построения диспозиций, символического самовыражения, групповой рефлексии и концентрации присутствия. По завершении выставки архитектурных проектов ведущий задает вопросы, названные выше, а затем помогает участникам выйти на детальное и подробное обсуждение всей игры.

Этап 5. Подведение итогов

На этом последнем этапе участники вновь садятся в общий круг. Обсуждаются вопросы:

  • Какой из этапов игры был самым трудным? Какой — самым легким?
  • Как в каждом конкретном случае определялся лидер в малых группах?
  • Как лидеры оценивают сбою творческую деятельность?
  • Заметна ли была разница между лидерами — дирижером, художником, архитектором, — сменявшими друг друга на разных этапах?
  • Какие стратегии руководства применяли эти лидеры?
  • Под чьим управлением было наиболее комфортно работать?
  • Изменилось ли мнение оппозиционеров в отношении лидерства после того, как им самим довелось стать лидерами малых групп?
  • Какая из стратегий оказалась наиболее эффективной?
  • Чей творческий продукт оказался наиболее оригинальным, ярким и неожиданным?
  • Почему? Что помогло в этом?

Очевидно, что на данном этапе применяется метод групповой рефлексии.

Однако ведущий может решать в процессе реализации этого метода еще одну важную задачу — повысить уверенность в себе наиболее робких и застенчивых участников. Условия проводимых процедур приводят к необходимости испытать себя в роли лидера почти всем участникам — даже тем, кто к этому совсем не стремится. Опыт показывает, что часто, занимая демократическую позицию, они дают возможность проявить творческие ресурсы всем остальным участникам, а вовсе не пытаются диктовать другим свою волю. В результате итоговый продукт бывает более креативным, чем в группах «волюнтаристов». Ведущему стоит аккуратно обратить внимание группы на этот факт.

От этой игры можно перейти к отработке выявленных стратегий управления в процессе проигрывания конкретных жизненных ситуаций, предложенных ведущим или участниками. Тогда будет реализовываться метод операционализации.

Игра «Мои удачи и неудачи»

Цели этой игры:

 формирование умений позитивно мыслить;

 развитие положительного самоотношения.

Эту игру рекомендуется проводить не в самом начале лидерского тренинга (или тренинга тренеров), а уже после того, как участники начали в достаточной степени доверять друг другу.



Страница сформирована за 0.58 сек
SQL запросов: 191