АСПСП

Цитата момента



Если вы живёте каждый день так, как будто он последний, когда-нибудь вы окажетесь правы.
Вы не правы!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Проблема лишь в том, что девушки мечтают не о любви как таковой (разумею здесь внутреннюю сторону отношений), но о принце (то есть в первую очередь о красивом антураже). Почувствуйте разницу!

Кот Бегемот. «99 признаков женщин, знакомиться с которыми не стоит»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4097/
Белое море

Стул откровений

Упражнения, в которых на одного участника работает остальная группа, применяются на тренинговых занятиях довольно часто, но злоупотреблять ими не стоит. Тренинг — все же групповой метод, а это означает требование к ведущему создать такие условия, при которых все участники имеют возможность получить от совместной работы максимальную пользу. Впрочем, некоторые гештальттерапевты и по сей день считают, что, когда один из клиентов сидит на «горячем стуле» и именно к нему приковано внимание ведущего, остальные участники группы также испытывают психотерапевтическое воздействие за счет механизма сопереживания. Ведь, к сожалению, временные границы тренинговых занятий часто не позволяют пропустить через какое-то индивидуальное упражнение абсолютно всех членов группы.

Как бы там ни было, метод «горячего стула», изобретенный то ли гештальтистами, то ли психодраматистами (приоритет до сих пор оспаривается), является достаточно распространенным и популярным в тренинговой работе. Одним из вариантов применения этого метода можно считать упражнение «Стул откровений». Суть этого упражнения состоит, во-первых, в предоставлении кому-то из участников права получить прямую (то есть не завуалированную метафорами и аллегорическими образами) обратную связь от других участников, а во-вторых, в наложении обязанности быть предельно откровенным и абсолютно честным при ответах на вопросы своих товарищей по группе. Иначе говоря, этот прием провоцирует человека пойти на риск открытия себя в глазах других и на риск открытия себя для других.

Ведущий должен почувствовать момент, когда группа «созреет» для принятия этого упражнения и способна будет на глубокое проживание такого опыта. Важно, чтобы ведущий с достаточной долей уверенности мог спрогнозировать появление по крайней мере двух - трех добровольцев, готовых пойти на риск. Если такой момент наступил, то ведущий может сказать примерно следующее:

— Из нашего обсуждения мне показалось, что N. хотел бы получить от нашей группы предельно откровенную обратную связь, хотел бы получить честную информацию о том, как к нему тут относятся, как его воспринимают. Это так?

Если ведущий правильно понял стремление этого N., то естественно услышит утвердительный ответ.

— Очень хорошо. Надеюсь, что группа предоставит ему такую возможность. Готов ли ты, N., принять от своих товарищей не только комплименты и дифирамбы, но, может быть, и не вполне приятные для тебя суждения? Да? Ну что же. Тогда предлагаю прежде тебе самому сделать шаг навстречу группе и заслужить откровенность с ее стороны своей собственной откровенностью. Согласен ли ты на это условие?

Получив подтверждение еще раз, ведущий ставит внутрь круга стул и продолжает:

— Это «стул откровений». Садясь на него, участник берет на себя очень серьезную и ответственную задачу быть предельно честным, искренним и открытым. Взамен он сможет получить точно такой же ответ от группы. Как он будет решать эту задачу? Любой участник группы имеет право задать ему любой вопрос о его чувствах, мыслях, желаниях, стремлениях, о его отношении к людям, в том числе и к конкретным людям из нашей группы. Человек, сидящий на «стуле откровений», обязан не увиливать, не уклоняться от ответа, а отвечать как есть. Если группа даст мне такое право, то я буду иметь возможность вмешаться и отклонить какой-то вопрос, если сочту это необходимым. Обещаю не злоупотреблять этим правом.

Такая оговорка представляется вынужденной мерой, чтобы все-таки обезопасить участника на «стуле откровений» от вопросов, способных нанести ему глубокие душевные травмы. Разговор должен проходить с учетом принципа «здесь и теперь»; не всякий «скелет в шкафу», вытащенный наружу из прошлого человека, сможет сыграть в этой ситуации полезную роль. Впрочем, обычно к этому моменту группа находится на такой стадии развития, которая обеспечивает сочетание открытости с чувством взаимного принятия и такта, и ведущему не приходится прибегать к мерам пресечения.

Вопросы могут быть самыми разными: от достаточно поверхностных, ориентированных на получение новых знаний об увлечениях человека («Как ты относишься к группе «Агата Кристи»?» или «Любишь ходить в лес?») до самых деликатных, касающихся интимных переживаний («Есть ли у тебя сексуальный партнер?», «К кому из лиц, противоположного пола в группе ты испытываешь чувства, которые можно назвать любовью?» или даже такой — «Скажи, как ты ко мне относишься?»). Такая «пресс-конференция» продолжается около десяти минут (слишком затягивать, на наш взгляд, не стоит), после чего ведущий предлагает изменить позиции и теперь предоставить участнику на «стуле откровений» право задавать вопросы остальным членам группы.

При выполнении этого упражнения не следует забывать об основной особенности конструктивной обратной связи — ее безоценочности. Формулировки не должны носить характера прямых обвинений, восхвалений или сравнений. Участники говорят о своих чувствах, переживаниях, мыслях по какому-то поводу или по отношению к кого-то из присутствующих, но не используют слов и выражений, содержащих прямую оценку личности.

Завершающее обсуждение часто сопровождается высказываниями благодарности друг другу и признаниями в том, что люди открыли себя в себе нечто совершенно новое, то, о чем никогда не думали и е не подозревали, осознали отношение к себе окружающих. Порой желающих посидеть на «стуле откровения» оказывается больше, могут позволить временные интервалы занятия. В одной из групп, состоящей из молодых специалистов крупного промышленного предприятия, на тренинге, проходившем в пансионате, желание учить именно такую обратную связь оказалось так велико, что группа вновь собралась после отбоя и, пощадив утомленных ведущих, продолжала это упражнение самостоятельно до четырех часов утра до тех пор, пока на «стуле откровений» не побывали все участники. На утренней сессии мы, ведущие, узнали, что и во время нашего сна тренинговый процесс активно развивался.

Говорящий список

Юлия Джумазова (г. Москва)

Цель: организация обратной связи нескольким случайно выбранным участникам в форме составления «психологического портрета».

Время: 1 час 30 минут.

Работа осуществляется в микрогруппах по 5—7 человек.

Ведущий: Вначале я прошу вас выполнить следующее: возьмите ручки и листы бумаги и в течение десяти минут составить (каждый для себя) список того, без чего вы просто не представляете свою жизнь, без чего не можете обходиться буквально ни одного дня. Давайте договоримся сразу: не нужно писать совершенно очевидные и общие вещи, например еда, одежда или зубная щетка (понятно, что без этого не обходится никто из нас). Пусть это будет ВАШ личный список необходимого, отражающий именно ВАШИ пристрастия, привычки и образ жизни… Время вышло, и я прошу в каждой команде собрать списки в стопку и скрепить их скрепкой.

Теперь мы делаем следующее: прошу каждую команду передать свои стопки соседней команде по часовой стрелке.

Ведущий: Таким образом, у каждой команды сейчас находится по 5 (6, 7) списков от разных участников, кому именно принадлежит список — вам не известно. Я прошу сейчас каждую команду коллективно выбрать 2 из них (которые наиболее заинтересуют вас или которые вы посчитаете «кричащими» о своем обладателе). И за двадцать минут общими усилиями составить «психологические портреты» людей, которым могут принадлежать такие списки.

После завершения отведенного времени команды поочередно представляют результаты своей работы: вначале зачитывается список предметов, а потом составленный психологический портрет его автора. Ведущий каждый раз интересуется, желает ли человек, которому принадлежал список, открыть себя.

Если да, то ведущий задает автору списка следующие вопросы:

  • Согласны ли бы с тем, какие выводы сделала команда?
  • Что было верно/не верно?
  • Как бы считаете, почему команда сделала именно такой вывод?
  • Хотите ли бы что-либо спросить у команды?
  • Как бы сами бы охарактеризовали человека, составившего такой список? И пр.

Если нет, то ведущий задает вопросы команде:

  • Исходя из чего бы предположили, что этот человек обладает такими качествами?
  • Были ли при обсуждении разногласия?
  • Почему именно этот список наиболее привлек ваше внимание? И пр.

По этой же схеме происходит дальнейшая работа, пока все команды не зачитают составленные «портреты».

Круг ассоциаций

Юлия Джумазова (г. Москва)

Цель: организация активной обратной связи каждому участнику от группы в форме ассоциаций.

Время: 1 час.

Ведущий: Неоднократно в своей жизни мы сталкиваемся с тем, что человек, с которым мы общаемся, вызывает у нас различные ассоциации: или он напоминает нам какое-то животное, или его образ связан для нас с какой-то песней, или с известной личностью. Более того, и каждый из нас порой сравнивает себя с чем-то, исходя из своей внешности или особенностей характера Давайте попробуем сейчас для каждого из нас составить целый список подобных ассоциаций, и делать мы это будем так: прошу каждого приготовить 2 листа и ручку. Один лист подпишите своим именем и на протяжении всего упражнения оставляйте его у себя, а второй лист подпишите именем вашего соседа слева.

Теперь я буду зачитывать различные вопросы, на которые вы отвечаете письменно, совещаться друг с другом до конца упражнения не нужно. Итак, начинаем ׃

«Если бы этот человек был музыкальным инструментом, то чем бы он был?» Прошу написать каждого про себя (на листке со своим именем) и про человека, именем которого подписан второй лист.

Участники пишут — на своем листе про себя, на втором листе про другого участника.

Ведущий: Готовы? Теперь прошу всех свой лист оставить у себя, а лист с именем другого участника передать по кругу соседу справа. Таким образом, у каждого из вас по-прежнему 2 листа — ваш и другого участника. Теперь будьте внимательны, другой участник — это уже не сосед слева. Продолжаем:

«Если бы этот человек был цветом, то каким бы цветом он был?»

Участники пишут, процедура передачи листа по кругу повторяется.

  • Если бы этот человек был животным, то кем бы он был?
  • Если бы этот человек был деревом..?
  • Если бы этот человек был предметом одежды…?
  • Если бы этот человек был цветком…?
  • Если бы этот человек был предметом мебели…?
  • Если бы этот человек был птицей...?
  • Если бы этот человек был напитком…?
  • Если бы этот человек был явлением природы…?
  • Если бы этот человек был музыкальным жанром...?
  • Если бы этот человек был государством…?
  • Если бы этот человек был столовым или кухонным прибором…?
  • Если бы этот человек был временем года…?
  • Если бы этот человек был печатным изданием…? …Если кто-то написал книгой, укажите, пожалуйста, какого жанра?
  • Если бы этот человек был геометрической фигурой…?
  • Если бы этот человек был медицинским препаратом…?
  • Если бы этот человек был телеведущим, то программу какого рода он бы вел? (можно указать жанр или конкретную телепередачу)
  • Если бы этот человек был транспортным средством…?
  • Если бы этот человек был чем-то съедобным…?

Все участники получили по кругу листы со сбоим именем и заполнили такой же лист о себе сами. Изучите эти списки.

Участники читают списки. При обсуждении ведущий задает вопросы:

  • У кого какие впечатления?
  • Совпадали/не совпадали ли собственные ассоциации с чужими?
  • Что удивило приятно/неприятно?
  • Что-нибудь разочаровало?
  • Кто хочет спросить что-либо у участников? И пр.

Мульт-прототип

Юлия Джумазова (г. Москва)

Цель: получение информации о себе через сравнение с героями известных мультфильмов.

Время: 2 часа.

Работа осуществляется в микрогруппах по 5-7 человек.

Ведущий: Все мы в детстве обожали мультфильмы (а многие с удовольствием смотрят их и сейчас), одни мультипликационные герои были нашими любимцами, другие — не нравились нам; одни чем-то напоминали нас самих (своей внешностью, своим поведением, взглядами, поступками, высказываниями и многим другим), а другие — были категорически на нас не похожи. Поведение одних — веселило нас и вызывало ощущение «родственных душ», а другие — раздражали нас и вызывали непонимание.

Все мы рано или поздно вырастаем, но этот персонаж по-прежнему остается нам близким. Давайте же с вами поиграем в следующую игру: у меня есть карточки с названиями хорошо знакомых всем вам мультфильмов. Прошу подойти ко мне по одному участнику от каждой команды и наугад вытянуть карточку… А теперь прошу все команды объявить, что вам досталось.

Команды называют мультфильмы (см. приложение к игре).

Ведущий: Теперь прошу вас быть внимательнее, в том мультфильме, который вам достался, вы будете находить сходство между персонажами и участниками, но не своей команды, а следующей по часовой стрелке за вами. Вам нужно среди участников соседней команды найти прототипы мультипликационных героев для вашего мультфильма (вам нужно не просто присвоить роль, но и объяснить, почему именно этот участник вам представляется прототипом именно этого героя). Если для кого-то из участников вы не находите в своем мультфильме абсолютно никакого сходства ни с кем из героев, то можете предложить роль из любого другого мультфильма для этого участника (тоже с пояснением).

Участники мини-команд коллективно выполняют задание.

Ведущий: Если все готовы, послушайте, пожалуйста, следующее задание. Вспомните, какая команда все это время выбирала мульт - двойников для вашей команды. Вы можете попросить эту команду напомнить вам, в каком мультфильме они искали двойников для вас.

Команды уточняют.

Ведущий: А теперь вторая часть задания: до того, как мы станем оглашать результаты, я прошу вас выполнить следующее: подумайте и предположите, как другая команда распределила роли для вас в своем мультфильме? Давайте посмотрим, что у нас получилось. Какая команда хочет начать?

Первая команда рассказывает о том, как они распределили роли для участников другой команды.

Ведущий (обращаясь к команде, для которой искали прототипов): А теперь попросим вашу команду рассказать, как вы сами для себя нашли героев-прототипов, совпали ли ваши предположения с тем, что вы услышали?

После обсуждения мнений выступают другие команды. Анализ проходит по этой же схеме.

Приложение к упражнению «Мульт - прототип» (список мультфильмов может меняться)

Винни-Пух

Бременские музыканты

Приключения домовенка Кузи

Малыш и Карлсон

Простоквашино

Незнайка на Луне

Приключения Фунтика

Волшебник Изумрудного города

38 попугаев

Чебурашка

Глава 3. УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

Я знаю, что тебе приснилось

Это упражнение следует отнести к приемам тренинга социальной перцепции. От участников требуется способность «прочувствовать» другого человека настолько, чтобы добраться до образов его подсознания, понять его символику. Задача, мягко говоря, сложная. Решить ее полностью вряд ли удастся кому-то из членов тренинговой группы. Однако предпринимать такие попытки, на наш взгляд, очень интересно. В любом случае участники получают опыт эмпатических переживаний, учатся видеть мир глазами другого, осознавать его устремления, мечты, страхи.

Вариант I. Каждому участнику группы выдается столько карточек, сколько присутствует людей на занятии минус одна. Инструкция такая:

— Всем хорошо известна пословица «Чужая душа - потемки». а так говорят, обычно имеют в виду скрытые мысли людей. Но, пожалуй, еще большими потемками являются образы чужого подсознания. Давайте проверим, насколько мы способны проникнуть в мир подсознания и понять его. В течение двух минут молча посмотрите на людей, сидящих в нашем кругу. Кого-то, как вам кажется, вы уже неплохо изучили, кто-то до сих пор является для вас загадкой. Подумайте: что каждый из присутствующих здесь людей мог бы… увидеть во сне? Каковы наиболее характерные для его снов образы? он, по вашему мнению, чаще всего видит во сне?

У каждого из вас имеются карточки. На одной стороне карточки подпишите имя члена группы, а на другой напишите свой ответ на вопрос׃ «Что этот человек видит во сне?» Если вы считаете, что какой-то человек редко видит сны или практически не запоминает их, то так и напишите. Заполните карточки для каждого из членов группы.

Время на работу 30—40 минут. По окончании этой процедуры очки складываются на столике ведущего вверх той стороной, на которой написано имя участника. Когда все участники закончат работу, карточки раздаются адресатам.

— Поднимите руки те, кто обнаружил в одной или нескольких карточках правильно угаданные ваши сны. Хорошо! Теперь, даже если предположения ваших товарищей о ваших сновидениях абсолютно не совпадают с реальным содержанием ваших снов, все-таки поработайте с этими карточками: сгруппируйте их по темам и подумайте над тем, что у вас получилось.

Обсуждение результатов этой игры может оказаться очень интересным. Если в группе найдется хотя бы один человек, в отношении сновидений которого другим участникам удалось добиться «точного попадания» в одном или нескольких случаях, это уже замечательный повод для анализа способов такого угадывания. Что подсказало «прорицателю снов» правильный ответ? Может быть, в поведении «сновидца» есть нечто, позволяющее «увидеть» его сны? Любопытно получить и от того, и от другого истолкование образов угаданного сна (не преминув напомнить участникам группы знаменитое фрейдовское высказывание: «Сны — царский путь к бессознательному»).

С одной стороны, как мы уже сказали, это упражнение из арсенала средств тренинга сенситивности, но с другой — оно также задействует механизм обратной связи. Предположения других людей о тех снах, которые мы видим, — это еще и способ отражения ими нас как личностей. Особенно ярко это может выявиться в том случае, когда обнаруживается какое-то сходство в прогнозах наших снов. Например, одной женщине большинство партнеров по группе приписывают сновидения, так или иначе связанные с бытовыми хлопотами: гора неглаженых рубашек, кипящая кастрюля, пылесос (по-видимому, люди воспринимают этого субъекта в основном в социальной роли домохозяйки), другому — сны-полеты, а третьему — кошмары или абсурдные картины. Классификация карточек, проводимая участниками по просьбе ведущего, позволяет выявить преимущественную тематику снов, приписываемых человеку, и независимо от правильности или неправильности угадывания увидеть особенности восприятия этого человека группой.

Вариант II. Применим тогда, когда ведущий заинтересован в привлечении внимания группы к какому-то конкретному участнику (с целью акцентирования на его проблемах и их разрешении или просто при необходимости осуществить «поглаживания», поднять его значимость, поддержать). В этом случае всем остальным участникам предлагается нарисовать сны этого человека. Предварительно можно провести сеанс легкой медитации, помогающий группе «пристроиться» к человеку, почувствовать его.

При проведении этого варианта общегруппового обсуждения можно не делать, ограничившись рефлексией «главного героя» и его анализом рисунков. При необходимости он может задавать вопросы уточнения символики того или иного образа.



Страница сформирована за 0.68 сек
SQL запросов: 191