УПП

Цитата момента



К концу сказки Добро победило Разум.
Господи, с ума можно сойти!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Чтобы женщина вызвала у мужчины настоящую любовь, она должна, во-первых, быть достаточно некрасивой, во-вторых, обладать необходимым количеством комплексов.

Марина Комисарова

Читайте далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4103/
Китай

Режиссер, сказочник, художник

Психологам хорошо известны удивительные свойства метафоры, которые могут и должны использоваться в практической психологической работе. Иногда метафоры скрыто появляются в тренингах, а иногда — как в описываемой ниже игре — становятся важнейшим средством получения членами группы обратной связи от других участников. Цели этой игры весьма широки — от прояснения позиций отношений в группе до развития самосознания и творческих способностей. Ее преимуществом по сравнению со многими психологическими играми является возможность применения в больших по количественному составу группах и относительная автономность: игру «Режиссер, сказочник, художник» можно провести и как отдельную психологическую процедуру. Время на проведение игры — два с половиной часа.

Ход игры

Группа разбивается на 4 подгруппы по 5—7 или человек (в случае небольшого количества участников в подгруппы можно включить 3—4 человека). Подгруппы образуют стороны квадрата.

Этап 1. Разогрев

Ведущий: Каждый из вас наверняка смотрел много фильмов, читал много книжек том числе — сказок, видел много замечательных картин. Все мы с детства приобщаемся к самым разным жанрам искусства. И ведь что интересно — в детстве мы все придумываем разные игры, в которых исполняем порой очень необычные роли, рисуем, сочиняем сказочные истории. Но с возрастом мы почему-то отходим от этих увлекательных дел. И лишь немногим удается профессионально связать свою жизнь с искусством и самим стать творцами новых произведений. По-моему, это несправедливо. Поэтому я хочу предложить вам на какое-то время перевоплотиться в настоящих творцов, мастеров, людей искусства, способных к созданию настоящих шедевров. Давайте почувствуем, как это здорово — быть творцом! Ведь это позволяет посмотреть на мир вокруг сквозь волшебную призму искусства. Посмотрите внимательно на предметы, которые вас окружают, на людей, которые находятся рядом с вами и в других подгруппах. Постарайтесь увидеть в них что-то необычное, то, что вы раньше не замечали, на что, может быть, не обращали внимание. Подумайте, на кого похож тот или иной человек, какую ассоциацию он у вас вызывает. При этом постарайтесь, чтобы ваши сравнения и ассоциации не были обидными для человека. Проделайте это течение минуты.

Участники группы в течение минуты наблюдают друг за другом, е чего происходит обсуждение тех образов и сравнений, которые появились у них в отношении своих товарищей. Обсуждение должно занять не более семи-восьми минут.

Этап 2. Упражнение «Режиссер»

Ведущий: Пришла пора вам проявить не только свою способность к ассоциациям, но и к настоящему творчеству. Каждая подгруппа станет сейчас одним коллективным творцом. Вы кинорежиссеры! Вы задумали снять очень интересный фильм. Посмотрите на подгруппу, сидящую справа от вас. Один из участников этой подгруппы станет исполнителем главной роли в вашем фильме. Ваша задача в течение десяти минут договориться в своей подгруппе о том, кого из ваших партнеров из подгруппы справа вы выберете для съемок в своем фильме и что это будет за фильм. Может быть, это уже известная кинокартина, по которой вы готовы снять ремейк. А может быть, этого фильма еще нет, но у вас имеется сценарий или, по крайней мере, общая идея фильма. А может быть, вы хотите экранизировать какое-то литературное произведение? Итак, через пятнадцать минут каждая подгруппа должна будет кратко описать, какой фильм вы собираетесь снимать, имея в виду одного из ваших партнеров в качестве геля главной роли. Три другие команды, выслушав описание должны угадать, кого именно выбрали режиссеры для съемок в своем фильме. Выкрикивать с мест запрещается - я буду реагировать только на поднятую руку. Чья команда быстрее догадается, та и получит призовой балл.

Последовательность предоставления слова «режиссерам» определяется степенью готовности команды либо по какому-то другому критерию. Ведущий четко фиксирует поднятые руки и отмечает полученные баллы. Можно ввести и штрафные очки за неправильную версию.

Этап З. Упражнение «Сказочник»

Ведущий: Давайте попробуем себя в другом жанре искусства. Представьте себе, что вы писатели. И не просто писатели, а сказочники. Вам нужно написать сказку, в которой в образах каких-то персонажей будут представлены двое ваших партнеров из команды, сидящей слева от вас. Посмотрите внимательно теперь на эту подгруппу выберите прототипов для будущих героев вашей сказки… Вам дается тридцать минут на создание сказки. В ней под масками двух героев будут действовать двое членов нашей группы. Разумеется, в сказке могут быть и, наверное, обязательно будут еще какие-то персонажи, возникающие в силу требований сюжета. Так же, как и на предыдущем этапе, выслушав сказку, команды должны угадать, о ком из присутствующих здесь рассказывает сказка. Приступаем к работе!

При необходимости (и при наличии временных ресурсов) время на написание сказки можно увеличить. После прочтения каждой сказки ведущий должен обязательно уточнить у авторов, кто из персонажей сказки должен рассматриваться как герой, имеющий реальный прототип. Баллы аналогично предыдущему этапу присваиваются команде, раньше других угадавшей прототипов.

Этап 4. Упражнение «Художник»

Ведущий: Есть еще много разных жанров искусства — скульптура, архитектура, оперное и балетное искусство… Всего не перечислишь, и у каждого жанра есть свои поклонники. Но мало кого оставляет равнодушным творчество художников-живописцев. Предлагаю вам перевоплотиться хотя бы на некоторое время в художников. У вас на столах имеются листы бумаги, карандаши, краски и кисточки. Ваша задача — в течение получаса создать картину, на которой была бы отражена команда, находящаяся напротив вас. Посмотрите внимательно на своих партнеров. Какие художественные образы рождаются у вас при взгляде на этих людей? Будущая картина может быть любой: батальное полотно или пейзаж, портрет или натюрморт. В конце концов, она может быть написана в духе кубизма, минимализма или представлять собой композицию из цветовых пятен. Это не важно. Важно, чтобы в образах вашей картины нашли отражение какие-то важные черты всех членов команды, сидящих напротив вас. Возможна ситуация, когда вы вспомните уже написанную кем-то картину. Разумеется, создать ее точную копию за отведенное время вам вряд ли удастся. Сделайте это хотя бы схематически. Обязательно отметьте на своей картине те образы, которые имеют отношение к вашим живым моделям.

 Последнее замечание принципиально: в обилии образов картины нужно вычленить смыслово нагруженные. При соотнесении образов и участников группы необходимо оценивать количество угаданных каждой командой. Если соревновательный момент в группе не имеет принципиального значения, ведущий может предложить отвечать сначала той команде, чей коллективный портрет представлен на картине. Пусть ребята попробуют узнать себя в изображенных образах.

Этап 5. Подведение итогов

Вообще говоря, игру можно продолжать и далее, вводя новые жанры искусства, однако нужно учитывать утомление, неизбежно возникшее у участников. Кроме того, к пятому этапу уже каждый из членов группы получает свой метафорический портрет, а некоторые - по и даже по три таких портрета, предложенных разными людьми.

Ведущий: Важно не только то, какая из команд набрала наибольшее количество баллов, но и то, насколько творчески и нестандартно решали возникающие проблемы команды, насколько глубоко и психологически точно удалось нам благодаря волшебной силе искусства понять других людей и метафорически отразить наше понимание в созданных образах.

Происходит обсуждение игры с опорой на следующие вопросы:

  • Какой из этапов игры оказался для вас самым трудным? Самым легким?
  • Какие чувства вы испытывали во время игры?
  • Что из созданных вами творческих продуктов вам хотелось бы комментировать?
  • Что было неожиданным?
  • С каким видением себя вы не согласны?
  • Какой образ, по вашему мнению, наиболее верно отражает вас? Как происходила работа в командах?
  • Всегда ли мнение членов команды было единым?
  • Какие трудности вам пришлось преодолевать в разные моменты игры?
  • Что нового вы узнали о себе и о других людях в процессе игры?

Ведущий должен позаботиться о том, чтобы значение образов было правильно понято теми, кто в них отражен. В случае резко негативного отношения к предъявленной метафорической обратной связи можно обсудить в группе другие варианты, найти приемлемый для участника образ или помочь участнику осознать причины такого неприятия.

Сказочный цветочный город

Елена Воробьева (г. Москва)

Игра разработана в рамках нового направления в арт-терапии — флоротерапии. В ее создании принимали участие психологи Владимир Штырлов, Ольга Акимова, Светлана Ансина, Юлия Грязнова. Психотерапевтический эффект основан на применении в работе растущих живых цветов (в горшках, открытом грунте, оранжерее). Метафорическая связь мира растений (флоры) и мира людей, филогенеза и онтогенеза создает предпосылки для проецирования клиентом на цветок важных для него собственных состояний, черт характера, отношений к другим людям. Контакт с живым растением помогает человеку найти собственные ресурсы и в мягкой, безопасной форме осознать и проработать имеющиеся проблемы.

Человек, как и растение, проходит ряд этапов развития — рождение («зернышко», «проклевывание ростка»), детство («росток», «появление стебля и листьев»), юность («появление бутона», «цветение»), зрелость («плоды», «появление семян»), старость («увядание») и смерть («засыхание»). В связи с этим клиент, выбирая растение и взаимодействуя с ним (находящимся на том или ином этапе развития), получает возможность вернуться в прошлое, быть в настоящем или обратиться к будущему. Благодаря этому в терапии можно не только путешествовать во внутреннем пространстве клиента, но и двигаться по временной развертке, строя мосты к настоящему.

Внутрисемейная ситуация клиента и социальный контекст его развития также метафорически связаны с «растительным сообществом». Наблюдая за жизнью цветов и деревьев, травы и кустарников, а также создавая собственными руками пространство для взаимодействия и развития жителей цветочной страны или планеты растений, клиент осознает и оптимизирует отношения с другими людьми.

В работе применяются также разнообразные материалы: природные (камушки, песок, глина, земля, ракушки, шишки, сухие листья и ветви деревьев и т.д.) и искусственные (стеклянные бусинки, шарики ткань, веревки, нитки, бумага, пластилин и т.д.), игрушки, предметы мебели и одежды.

ОТПРАВЛЯЕМСЯ В ПУТЕШЕСТВИЕ, или Юные волшебники на преддипломной практике

Ведущий: Мы приглашаем вас в волшебное путешествие. Мы юные волшебники, направленные на преддипломную практику в сказочный цветочный город. Оглянитесь вокруг…

В пространстве комнаты на столах и стульях, на полу и подоконнике предварительно расставлены цветы в горшках и мини-контейнерах, растущие по одному и группами.

— Раньше это был прекрасный город, и жизнь в нем была совсем другой. Но потом жители стали ссориться, враждовать и перестали общаться друг с другом. Совет волшебников решил наказать жителей го города и превратил их в цветы. Почувствуйте атмосферу этого города, пройдитесь по его улочкам…

Участникам группы предлагается передвигаться по комнате, не разговаривая друг с другом.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ, или Знакомство с цветком и представление его ИСТОРИИ

Ведущий: Итак, мы с вами находимся в сказочном цветочном гое. Мы имеем возможность познакомиться с жителями этого города и отправиться к ним в гости. Подойдите к тому цветку, который вам более всего интересен…

Группа разбивается на мини-группы и пары, часть ее членов работает самостоятельно.

Каждый житель цветочного города поведает вам историю своей жизни. Через 10 минут вам предлагается представить эту историю ей группе в любом жанре.

Через 10 минут группа знакомится с историей жизни каждого жителя волшебного цветочного города (по запросу участников группы котерапевты помогают им в работе).

ИСТОРИИ, рассказанные жителями цветочного города волшебникам

История 1. Эта история началась давным-давно. В сказочном городе Уребаде находилась волшебная лампа Аладдина. У этой лампы был раб Джинн, который исполнял все желания своего хозяина. У Джинна была заветная мечта - когда-нибудь отправиться в свой родной город Бухару.

И вот однажды, после 2000-летнего служения лампе хозяин Джинна дал ему отпуск и строго-настрого наказал не исполнять никаких желаний смертных.

Джинн отправился домой. По пути в родной город он встретил маленькую девочку, которая молила о помощи: «О, достопочтенный Джинн, не будете ли вы так любезны вылечить мою маму, которая смертельно больна!»

Тут Джинн задумался. Если он нарушит запрет и поможет смертным, то превратится в кактус. И это заклятие будет длиться ровно 1000 лет, а ведь кактусы смертны.

Долго думал Джинн… и исцелил маму маленькой девочки. И тут же превратился в кактус. Так в пустыне появился еще один житель.

Однажды по пустыне мимо кактуса шел караван. Караванщик знал о каком-то очень странном городе, в котором росли только цветы и не было людей. Он взял кактус вместе с почвой и привез в необычный город. И теперь этот кактус отбывает свои 1000 лет в волшебном цветочном городе.

История 2. Давным-давно жил торговец арбузами. У него было пять дочерей и жена. Однажды он попросил жену продать на базаре арбузы…

Его жена была очень красивой женщиной. В тот самый день, когда она торговала в лавке, мимо нее пролетел злой волшебник, превратившийся в коршуна Он увидел красивую женщину и сказал ей: «Я тебя унесу с собой». Но женщина сказала «Нет, у меня есть семья, пять дочерей и любимый муж». Тогда злой волшебник превратил ее в арбуз.

Тем временем в лавку вернулся торговец, не увидел жены и решил что она вернулась домой, к детям. И стал торговать дальше. К вечеру он распродал все арбузы жителям города и довольный пошел домой.

Придя домой, он не обнаружил там своей жены и стал ее искать, расспрашивал других людей о том, куда же она могла исчезнуть. Один соседский мальчик рассказал, что видел, как злой волшебник заколдовал его жену и превратил в арбуз.

И муж стал ходить по дворам и просить: «Отдайте мне обратно те арбузы, которые вы у меня купили». Но жители города оказались очень алчными. Они сказали, что им очень нравятся сладкие арбузы. А кто-то уже начал их есть… Тогда расстроенный отец семейства обиделся на жителей города и перестал со всеми разговаривать. Однако старшие дочери не поддержали своего отца, так как очень хотели выйти замуж. И тоже рассорились с ним. Только одна младшая дочь поддерживала его.

Никто из жителей не захотел брать на себя вину. Каждый приходил к другому и говорил׃ «Это ты съел арбуз!» Так они все разругались и поссорились, и тогда Совет волшебников заколдовал всех жителей рода, в том числе и продавца арбузов.

Два больших листа этого цветка, который вы видите перед собой, растущие один над другим, - отец и младшая дочь, которая его поддерживает. А другие листья, смотрящие в разные стороны, - это старшие сестры, которые ищут своих женихов.

История 3. В те времена, когда жители цветочного города были людьми и жили мирно, этот цветок был мудрецом, волшебником и очень уважаемым человеком. Он помогал каждому, кто обращался к нему за советом.

Когда жители города начали ссориться, он мог примирить их и помочь своим волшебством. Но мудрец решил, что люди должны сами осознать свои ошибки и исправить их, пройдя через испытания. Поэтому, после того как Совет волшебников наложил заклятие на жителей города, он тоже превратился в цветок, принеся себя в жертву.

У этого цветка среди засохших листьев есть молодые, зеленые ростки - как надежда на то, что следующее поколение не будет повторять ошибок своих предков.

СОЗДАНИЕ ЦВЕТУЩЕГО САДА, или Экзамен для юных волшебников

Ведущий: Итак, юные волшебники познакомились с жителями сказочного цветочного города, узнали истории их жизни… Теперь перед ними возникла важная и трудная задача - расколдовать жителей, превратить их из цветов в людей. Но как же это сделать?! Они обратились за помощью к главному доброму волшебнику, и он дал подсказку: колдовство будет снято, если все жители цветочного города объединятся и создадут волшебный сад, который поразит Совет волшебников своей гармонией и оригинальностью. И юные волшебники вместе с жителями цветочного города принялись за работу…

Для создания цветущего сада участникам группы предлагается использовать любые материалы и предметы, находящиеся в комнате, перемещать в пространстве цветы, мебель и пр.

Ведущий: Долго и вдохновенно трудились жители цветочного города и юные волшебники. Наконец прекрасный цветущий сад был создан! И в одно мгновение все изменилось — и дома, и улицы, и небо… Но главное — колдовство было снято: жители города снова стали людьми. И через многие поколения стали передавать они главный завет, оставленный Советом волшебников жителям города, — жить в любви, согласии и помогать друг другу.

После этого участники группы и ведущие убирают комнату, расставляют все на прежние места — так, как было до начала занятия.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ, или Жизнь в прекрасном городе

Ведущий: По возвращении домой из волшебного путешествия юные волшебники, успешно прошедшие преддипломную практику, еще долго рассказывали друг другу о том, как теперь живут их знакомые в прекрасном городе и что с ними стало…

Группа слушает продолжение истории жизни жителей прекрасного города после того, как колдовство было снято.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИЙ, рассказанных жителями цветочного города юным волшебникам

Продолжение первой истории. То, что сказано и написано, — не изменить. Поэтому заклятие хозяина лампы будет длиться ровно 1000 лет. Джинн прожил в образе кактуса в волшебном цветочном городе 300 лет. И теперь, когда он стал человеком, он может отправиться в свой родной город, посетить заветные места, заняться полезными делами, увидеть что-то новое, изучить много интересного… Впереди почти вечность — 700 лет, оставшиеся от отпуска, который ему дали. Все замечательно!

Продолжение второй истории. Как оказалось, жена торговца, которую злой волшебник превратил в арбуз, не была продана. Она закатилась под прилавок и благополучно пролежала там, пока все жители города были цветами.

Когда Совет волшебников превратил всех снова в людей, с жены торговца тоже было снято колдовство. Она опять стала прекрасной женщиной и вернулась к своей семье — мужу и детям. Все помирились. А старшие дочери, как и мечтали, вышли замуж.

Продолжение третьей истории. Мудрый волшебник, пожертвовавший собой ради людей, привык все изучать и исследовать. В то время когда он был цветком, ему удалось познать тайну всех растений. После того как Совет волшебников решил снять колдовство с жителей города, он снова превратился в человека и стал одним из мудрейших аптекарей. И даже смог разгадать тайну приготовления средства Макропулоса.

Он стал травником, омолодился, нашел молодую жену, и у них родилось много ребятишек. Свои знания он передал детям. Так возникло траволечение.

ОКОНЧАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Ведущий: Итак, мы вернулись из волшебного путешествия в эту комнату. Теперь мы снова участники нашей группы. Давайте все вместе поблагодарим цветы и пространство за помощь…

Всем предлагается встать и что-либо сделать для растений (полить, удобрить, убрать засохшие листья и т.д.) и пространства комнаты (навести порядок, открыть окна).



Страница сформирована за 1.38 сек
SQL запросов: 190