УПП

Цитата момента



Если вам надоело все, попробуйте развлечь себя чем-нибудь другим…
Не грусти!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Смысл жизни в детях?! Ну что вы! Смысл вашей жизни только в вас, в вашей жизни, в ваших глазах, плечах, речах и делах. Во всем. Что вам уже дано. Смысл вашей жизни – в улыбке вашего мужчины, вашего ребенка, вашей матери, ваших друзей… Смысл жизни не в ребенке – в улыбке ребенка. У вас есть мужество - выращивать улыбку? Вы не боитесь?

Страничка Леонида Жарова и Светланы Ермаковой. «Главные главы из наших книг»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/france/
Париж

РЭТ-упражнение № 14

Для того чтобы выполнить это упражнение, направленное на преодоление иррациональных представлений, можно воспользоваться инструкциями, которые приводятся в книге «Новый путь к разумной жизни», а также в отдельной брошюре «Методики преодоления иррациональных представлений», выпущенной Институтом рационально-эмотивной терапии. Выберите несколько присущих вам иррациональных представлений и начните задавать себе приведенные ниже вопросы — и делайте это до тех пор, пока не почувствуете, что ваши представления были ложными. Вот эти вопросы:

1. Какие иррациональные представления я хочу оспорить и преодолеть?

2. Могу ли я доказать истинность этих иррациональных представлений ?

3. Какие свидетельства говорят против этих иррациональных представлений?

4. Какие свидетельства говорят в пользу истинности этих иррациональных представлений?

5. Что самое плохое может случиться со мной, если я откажусь от этих иррациональных представлений и буду действовать вопреки им?

6. Что хорошего может случиться со мной, если я откажусь от этих иррациональных представлений и буду действовать вопреки им?

Если вы недостаточно выносливы в отношении выполнения тех или иных упражнений РЭТ, направленных на изменение ваших чувств, мыслей, представлений и поведения, то вы можете сначала повысить свой порог фрустрации, ответив на следующие вопросы:

1. КАКИЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Я ХОЧУ ОСПОРИТЬ И ПРЕОДОЛЕТЬ?

Ответ: «Я не должен так много работать, чтобы изменить себя с помощью РЭТ. Все должно быть намного проще! Там слишком много сложного. Ужасно, что никто не сделает этого за меня».

2. МОГУ ЛИ Я ДОКАЗАТЬ ИСТИННОСТЬ ЭТИХ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ?

Ответ: «Нет».

ЗА КАКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ГОВОРЯТ ПРОТИВ ЭТИХ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ? Ответ: Тому есть множество свидетельств: а) Не вижу причины, почему я не должен много и упорно работать над собой с помощью РЭТ. Если бы не надо было трудиться, то процесс изменения собственной личности был бы очень простым. Однако на самом деле это совсем непросто! А потому соглашусь-ка я с тем, что если я хочу измениться, то лучше уж поработать и добиться хорошего результата. б) Где это записано, что процесс изменения личности с помощью РЭТ должен быть простым и легким? Пожалуй, это лишь плод моих неуемных желаний и глупых идей. Если я даже очень захочу, чтобы все изменения произошли мгновенно, то все равно мое желание не сделается от этого реальностью. в) Что значит: мне слишком трудно самостоятельно работать над изменением себя по методам РЭТ? Очевидно, что это не настолько трудно, чтобы у меня не было ни одного шанса, — хотя наверняка это нелегко. Утверждая, что это «слишком трудно», я просто прячусь за слова, на самом деле подразумевая, что это труднее, чем мне бы того хотелось. Не таится ли в этом требование, чтобы все, что, по моему мнению, должно быть простым, обязательно оказывалось простым, а не то пусть вся Вселенная катится к чертям? Действительно ли я этого хочу? Вряд ли.

г) Да, действительно, менять себя по методике РЭТ довольно трудно. Но именно сейчас это так и должно быть — просто потому, что это так и есть. Немудрено, что эта задача мне самому кажется трудной. Она действительно трудна.

д) Да, действительно, трудно менять себя. Но если оставить все как есть, то будет еще хуже, потому что тогда при мне останется моя депрессия, и возможно — навсегда. А вот это и правда очень тяжело.

е) Почему ужасно то, что никто не выполнит вместо меня упражнения РЭТ и не сделает так, чтобы я изменился в лучшую сторону? Это не ужасно, потому что в моей терминологии слово ужасно означает «более чем плохо». Тот факт, что мне придется самому работать и менять себя при помощи РЭТ, создает скорее неудобство. Но неудобство вряд ли можно считать чем-то на 101 процент или на 120 процентов плохим. Это плохо даже и не на 99 процентов. Чем хуже кажется мне 'перспектива работать над собой самостоятельно, чем больше я преувеличиваю трудности, тем большее разочарование переживаю и тем труднее мне будет выполнять упражнения РЭТ для того, чтобы изменить себя. А потому буду-ка я лучше рассматривать это как некоторое временное неудобство.

4. КАКИЕ КОНКРЕТНО СВИДЕТЕЛЬСТВА ГОВОРЯТ В ПОЛЬЗУ ИСТИННОСТИ ЭТИХ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ?

Ответ: «Я не вижу таких свидетельств. Есть довольно много доказательств того, что работать над собой по методике РЭТ трудно и что это и не должно быть легко (так оно и есть на самом деле!). Если бы вдруг оказалось, что можно легко измениться, просто ознакомившись с основами РЭТ и осознав, как они полезны, то мне бы крупно повезло, но в жизни так не бывает. Если я сейчас буду много работать, то потом, позднее, у меня все будет получаться легко и почти автоматически. Но сейчас это пока еще трудно! А потому, не имея больше никаких дополнительных ресурсов, буду-ка я лучше спокойно работать над собой, не создавая для себя еще более сложных проблем!»

5. ЧТО САМОЕ ПЛОХОЕ МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ СО МНОЙ, ЕСЛИ Я ОТКАЖУСЬ ОТ ЭТИХ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И БУДУ ДЕЙСТВОВАТЬ ВОПРЕКИ ИМ?

Примерный ответ:

а) Я буду продолжать работать над собой по методике РЭТ, это станет моей «головной болью». Ну и пусть Если я не буду работать над собой, то все мои проблемы останутся при мне, и возможно, на всю жизнь. б) Если я откажусь от РЭТ и не буду работать над решением проблем, то проблемы не только останутся со мной, но еще и усугубятся. Пожалуй, это будет еще хуже. Но даже такое положение нельзя назвать ужасным, просто оно создаст для меня очень, очень большие неудобства. Да, это плохо, это хуже, чем хотелось бы. И все же это всего лишь очень плохо.

в) Если я буду продолжать работать над собой по методике РЭТ, то самое плохое, что может случиться, заключается в том, что я не изменюсь ни на йоту. Это значит, что все мои усилия пропадут втуне. Но по крайней мере я буду уверен, что сделал все, что мог, для своего спасения. Если ничего не делать, то я даже не узнаю, насколько лучше я могу — или не могу — стать. А потому я буду продолжать прикладывать усилия и посмотрю, что из этого получится.

г) Если я буду продолжать работать над собой по методике РЭТ и у меня ничего не получится, то я останусь со своими разочарованиями и болью. Это маловероятно — ведь если я буду работать, то, скорее всего, в какой-то степени все-таки изменюсь к лучшему. Все, что происходит — или не происходит — в моей жизни, вносит некоторое беспокойство или неудобство Если не ныть и не стонать из-за этого, то можно сэкономить много времени и сил Итак, лучше я буду продолжать работать

6. ЧТО ХОРОШЕГО МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ СО МНОЙ, ЕСЛИ Я ОТКАЖУСЬ ОТ ЭТИХ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И БУДУ ДЕЙСТВОВАТЬ ВОПРЕКИ ИМ?

Примерный ответ:

а) С помощью РЭТ я действительно смогу избавиться от своих проблем. Сейчас меня мучает тревога и депрессия, а с помощью РЭТ я смогу ослабить этот гнет. Я смогу даже полностью избавиться от тревоги и депрессии!

б) Если я смогу преодолеть свой низкий порог фрустрации в одной области, то я стану более дисциплинированным и преодолею низкие пороги фрустрации и в других областях своей жизни. В частности, я смогу избавиться от медлительности и нерешительности или от переедания.

в) Для меня самая трудная и важная задача — научиться радоваться жизни, напряженно работая над собой по методикам РЭТ — то есть отказывая себе в минутных радостях ради будущих достижений. Если я в конце концов откажусь быть несчастным, проходя через ряд ограничений, то смогу считать, что это была одна из самых серьезных и почетных задач моей жизни, которую я успешно решил.

г) По мере работы над преодолением низкого порога фрустрации — даже если это займет достаточно много времени — я буду преуспевать все больше и больше, и со временем эта работа станет доставлять мне удовольствие. Я увижу, как постепенно растет моя независимость и власть над собственными эмоциями. А что, скажите, дает чувство большего удовлетворения, чем сознание того, что ты сам становишься хозяином своей судьбы?

Глава 15. Подход № 10: насильно изменяйте свои мысли и поведение

Вы можете выражать сильные или приглушенные чувства, высказывать яркие или незначительные мысли, вести себя так, как вам угодно. Вы можете пережить сильную печаль из-за тяжелой потери, а можете ограничиться легкой грустью, вспомнив, что в этом мире ничто не вечно. Вы можете усиленно тренироваться, а можете, мягко говоря, не перенапрягаться. Вы можете выкуривать по две пачки в день, а можете ограничиться лишь двумя сигаретами. А могут ли и мысли быть сильными или слабыми?

Роберт Абельсон, Роберт Зайонц и некоторые другие психологи утверждают, что могут. Как еще несколько лет назад указал Абельсон, познание может быть «холодным» или «горячим». Согласно положениям РЭТ, ваши «горячие» мысли влияют на вас сильнее и порождают более сильные чувства, чем «холодные».

Например, если для того, чтобы получить работу, вам требуется сдать экзамен, то вы можете подумать холодно: «Для того чтобы получить подобную работу, скорее всего, придется проходить тестирование». Такая холодная, чисто описательная мысль порождает слабые чувства или вообще не вызывает никаких эмоций.

У вас могут появиться также теплые мысли, в которых вы выскажете свое предпочтение и которые РЭТ называет рациональными представлениями — о той же самой работе: «Определенно, я хочу успешно сдать этот экзамен и получить работу. Похоже на то, что этот экзамен мне по силам, и есть шанс сдать его хорошо». Такая мысль, скорее всего, вызовет у вас оптимизм и поможет успешно пройти испытание. Наконец, у вас могут возникнуть и горячие, оценочные мысли: «Я обязан сдать этот экзамен и получить эту работу, чтобы наслаждаться жизнью и уважать себя! Если экзамен окажется труднее, чем я думал, и я не смогу сдать его, то это будет ужасно и докажет, что я недоумок и никогда не смогу получить хорошей работы!»

Это горячая мысль — или, по терминологии РЭТ, иррациональное представление — и она порождает сильную тревогу, которая только мешает сдавать экзамены.

РЭТ утверждает, что за некоторые горячие мысли вы держитесь очень крепко, а за другие — не очень. Например, вы можете полагать, что обязаны сдать экзамен и в случае неудачного исхода окажетесь идиотом — причем вы можете придерживаться этой мысли:

1) время от времени или всегда;

2) рассудочно или всеми силами души;

3) в мягких выражениях или в сильных;

4) иронично или с пылкостью,

5) про себя или вслух;

6) ограниченно (в некоторых избранных ситуациях) или обобщенно (то есть во всех возможных ситуациях).

Как видите, ваши горячие мысли имеют разную степень нагрева. РЭТ утверждает, что вы порождаете более интенсивные эмоции, а в особенности расстроенные чувства, скорее с помощью горячих, нежели теплых мыслей. Горячие мысли нередко вызывают пагубное поведение и подталкивают к разрушительным эмоциям, которые дольше длятся и труднее поддаются изменению. Если вы фанатично уверены в том, что всегда должны успешно сдавать важные экзамены и получать приглашения на каждую должность, на которую претендуете, то вам неизбежно придется прийти к выводу, что любая неудача делает вас полнейшим идиотом, и это будет повергать вас в панику перед каждым собеседованием. Такая тревога может разрушить всю вашу жизнь, и вам понадобится прорва времени, чтобы ослабить ее. Более того, вы будете нередко испытывать настолько сильный дискомфорт, что он будет вызывать у вас настоящий страх.

В результате вас начнет беспокоить собственное беспокойство.

Поскольку ваши горячие мысли порождают интенсивную и продолжительную тревогу и депрессию, то вам следует прислушаться к подходу № 10: Если вы будете мягко возражать против своих иррациональных представлений, то не сможете ни изменить их, ни сохранить измененные представления. Следовательно, вам нужно интенсивно и постоянно спорить со своими иррациональными представлениями и убеждать себя в их ложности.

Например, если вы спрашиваете себя (пункт D — дискуссионные вопросы о ваших иррациональных представлениях): «Почему я обязан всегда успешно сдавать экзамены?», то для вас будет гораздо полезнее отвечать себе энергично и резко (и часто!): «Ничего я не обязан! Мне хочется сдать экзамен и получить работу. Значит, я буду хорошо готовиться. А не получится — так не получится. Я хочу получить эту работу, но это не значит, что без нее мне не прожить. Даже если я сейчас провалюсь, то сдам другие экзамены и получу другую работу. Тогда окажется, что я — человек, которому на этот раз не повезло, а вовсе не безнадежный неудачник».

РЭТ утверждает, что чем более усердно и часто вы оспариваете свои раскаленные докрасна мысли, тем быстрее и в большем количестве вы истребляете их — и, значит, тем полнее избавляетесь от расстроенных эмоций, порожденных этими мыслями.

Вернемся к подходу № 10: если вы проследите истоки своих иррациональных представлений, которые порождают ваши расстройства (и панику из-за этих расстройств), то сможете стать «пристрастным» мыслителем, который всегда готов предоставить рациональный ответ на вопросы иррациональных представлений.

Вот, например, Том. Высокий, красивый, преуспевающий тридцатипятилетний врач, он уже неоднократно безумно влюблялся, но результат всегда один — женщины бросают его. Они находят, что он слишком неуверен в себе и вечно ему чего-то не хватает. А кому нужен такой мужчина? Похоже, подругам Тома такой мужчина не нужен. Том был знаком с основами РЭТ и смог выявить те мысли, которые возникали у него, когда он встречал предмет своей новой любви: «Я люблю ее так сильно! Я буду так несчастен, если она не ответит на мое чувство! Я обязан добиться ее любви! Я обязан! Я должен! Должен! Должен!»

Выявив этот вид должномании, Том попробовал применить методы РЭТ, чтобы избавиться от него. Он упорно задавал себе вопросы: «Почему я должен добиться расположения той женщины, которая мне нравится? Действительно ли я обязан ублажать ее? А если она меня не полюбит, то разве я от этого умру?»

На все эти вопросы он давал ясные и логичные ответы и в какой-то мере помог себе. На время. А потом снова впал в отчаяние и вернулся к своей неуверенности.

Я задал Тому домашнее задание, которое заключалось в проведении принудительных, активных рациональных диалогов, которые следовало записывать. Он попытался сделать это и принес мне магнитофонную запись, где успешно оспаривал свои иррациональные представления о необходимости завоевать любовь понравившейся ему женщины. Мы прослушали кассету на занятии нашей терапевтической группы.

Его аргументы показались нам убедительными, но голос его звучал размыто, неуверенно. Да, Том нашел разумные слова, которые предназначались для борьбы против его неуверенности и зависимости, но совершенно очевидно, что сам он не верил этим словам.

Я вернул Тому кассету и предложил снова выполнить задание, атакуя иррациональные представления более активно. Но это не помогло. Его вторая запись была лишь немногим лучше первой. А в любви он продолжал оставаться зависимой, слабой стороной.

Но зато в третьей записи его голос зазвучал по-новому. Вот некоторые выдержки:

Иррациональный голос Тома: «Если Кора, лучшая из женщин, которых я встречал, не любит меня, то кто же меня полюбит? Наверное, никто!»

Рациональный голос Тома: «Почему никто? Что за бред! Я же еще могу встретить так много прекрасных женщин! Наверняка кому-то я понравлюсь. Даже если с ее стороны это окажется изрядной глупостью».

Иррациональный голос Тома: «Ну а если меня можно полюбить только сдуру, не значит ли это, что я просто не достоин любви хорошей и умной женщины?»

Рациональный голос Тома: «Ничего это не значит! В худшем случае это означает, что мне не хватает каких-то положительных качеств. Но это ни в коей мере не означает, что меня вообще нельзя любить. Точно так же, если ни одна женщина не пожелает меня, то это не значит, что я совсем и во всем плох. Это значит, что в этой области я не пользуюсь успехом».

Иррациональный голос Тома: «Да, но эта область и есть самая важная! Потому-то ты и оказываешься неудачником во всем!»

Рациональный голос Тома: «Нет, я буду просто неудачником в любви. Но не во всем. Не буду неудачником в жизни. Я не имею успеха у женщин? Ладно. Но это не значит, что я во всем — неудачник».

Иррациональный голос Тома: «Вот, ты опять пытаешься все свести к рациональному началу. Но что хорошего остается в жизни, если в ней нет настоящей любви? Ну, допустим, ты станешь выдающимся медиком! Ну и что?»

Рациональный голос Тома: «Да, я надеюсь, что стану великим врачом. И отличным спортсменом. И вдумчивым читателем. На свете есть масса вещей, которые будут доставлять мне радость, даже если мне никогда не удастся найти любящую женщину».

Иррациональный голос Тома: «Никогда? Неужели никогда?»

Рациональный голос Тома: «Да, именно никогда! Иммануил Кант никогда не был женат — похоже, он никогда не встречался с женщинами. И прожил прекрасную жизнь. Многие выдающиеся люди были вполне счастливы без любви. Но на самом деле мне не важно, были они счастливы или нет. Важно то, что сам я твердо намерен быть счастливым. И буду — как только перестану хныкать из-за того, что меня якобы невозможно любить».

Как только Том понял суть активного, действенного противостояния своим иррациональным представлениям, которые он теперь называл не иначе как «чушь собачья», — он принялся проделывать это регулярно и многократно. Ни мне, ни другим участникам терапевтической группы больше не нужно было напоминать ему о том, что его диалоги должны звучать энергично. То чувство освобождения от тоски и депрессии, которое он испытал, лучше всего доказывало ему, что он выбрал верное направление. Он сразу же почувствовал, что может вполне прожить и без любви (хотя действительно очень стремится к ней). И такое чувство сопровождало его в течение нескольких недель.

Как только Том смог убедить себя прекратить быть просителем в любви, он сразу же перестал быть занудой. Спустя четыре месяца он уже практически излечился — и, как следствие, многие женщины жаждали продолжать встречаться с ним, а некоторые, самые активные, даже готовы были пойти с ним к алтарю! Год спустя он сошелся с одной из них, которая нравилась ему больше всех, и через три года женился на ней. Теперь он учит ее активно — и очень энергично — выговаривать свои комплексы и избавляться от «собачьей чуши».



Страница сформирована за 0.71 сек
SQL запросов: 190