РЭТ-упражнение № 7
Перечислите события или ситуации, которые вы считаете ужасными или страшными. Попробуйте распознать — вы наверняка сможете это сделать — те категорические требования, которые таятся за вашими определениями тех или иных вещей или событий как ужасных и страшных.
Пример: «Я считаю, что, если меня отвергнет человек, которого я люблю, это будет ужасно…»
За этим могут стоять следующие скрытые категорические требования: «…потому что меня не должен отвергнуть тот, кого я люблю».
«…потому что для того, чтобы завоевать любовь человека, которого я люблю, я должен быть достойным человеком». «…потому что я не должна лишиться общества того человека, которого я люблю».
«…потому что я хороший человек и, следовательно, заслуживаю, чтобы меня любили, а значит, в мире все должно быть устроено так, чтобы я получил ту любовь, которая полагается мне по праву!»
Теперь попробуйте представить себе то, чего вы «не можете пережить», и отыскать категорические требования, которые заставляют вас чувствовать, что то или иное событие является «невыносимым».
Пример: «У нас на работе такая плохая организация и такое несправедливое отношение к сотрудникам, что я не могу вынести этого».
Скрытые категорические требования: «У нас на работе такая плохая организация и такое несправедливое отношение к сотрудникам, которых просто не должно быть. Я не могу вынести такого немыслимого стиля работы».
«Я должен получать радость от работы, но в тех условиях плохой организации и несправедливости, которые сложились у нас, я не могу добиться этого. Следовательно, эти условия так плохи, что я не могу их перенести».
«Я должен получать удовлетворение от работы, но в тех условиях плохой организации, и несправедливости, которые сложились у нас, меня вообще ничто не удовлетворяет. Следовательно, эти условия так плохи, что я не могу вынести эту работу».
«Моя работа должна быть организована так, как я считаю нужным, но в наших условиях плохой организации и несправедливости это невозможно. А потому я не могу работать здесь».
Вспомните случай, когда вы чувствовали себя неспособным, недостойным, ничтожным человеком, который не заслуживает ничего хорошего. Попробуйте распознать те скрытые категорические требования, которые привели вас к таким ощущениям.
Пример: «Не первый раз я терплю крах, пытаясь наладить длительные отношения с теми, кто мне дорог. Это доказывает, что я — нестоящий человек, недостойный любви».
Скрытые категорические требования:
«Я должен наладить длительные хорошие отношения хотя бы с одним человеком. Если этого не произойдет, значит, я ничтожество и недостоин любви».
«Я никогда не должен терпеть неудачи в личных отношениях с теми, кто мне дорог. Иначе —я ничего не стою».
«Поскольку сохранение хороших отношений для меня очень важно, я должен преуспеть в этом. Если у меня ничего не получится, чего не должно случиться, значит, я — ничтожество».
«Я вполне допускаю, что можно иной раз потерпеть неудачу в личных отношениях, но такое случается со мной слишком часто. Я должен был что-нибудь предпринять. Тот факт, что это происходило неоднократно, говорит о том, что я никудышный человек, которого нельзя любить».
Вспомните те жизненные моменты, когда вы чувствовали безнадежность и вам казалось, что вы никогда в жизни не сможете добиться успеха и всегда будете лишены того, к чему особенно стремитесь. Отыщите скрытые категорические требования, которые привели к появлению чувства безнадежности.
Пример: «Теперь, когда я потерял очередную хорошую работу, я уже больше никогда не смогу получить и сохранить хорошую должность. Я навсегда обречен занимать ничтожное место».
Скрытые категорические требования:
«Я не должен терять хорошую работу. Если такое случится, то я никогда в жизни не получу хорошего места».
«Я должен продержаться на хорошей работе достаточно длительное время. В противном случае я никогда не смогу получить другую хорошую работу и всегда буду должен довольствоваться ничтожными должностями».
Я должен доказать, что я стоящий сотрудник и хороший человек, но я никогда не смогу доказать этого, если снова потеряю работу. Если я ни на что не Способен, то не видать мне хорошей работы».
Время от времени я могу, конечно, терять работу, но нельзя допустить, чтобы это случалось снова и снова. Продолжая в том же духе, я всегда буду занимать низкое положение».
Если вас что-то сильно расстраиваем, попробуйте разглядеть свои очевидные и скрытые категорические, догматические требования. Допустите, что они у вас действительно есть. Если вы не можете найти их сами, попросите помощи у друзей, родственников или психотерапевта. Ищите слово «должен», ищите слово «обязан». Ищущий да обретет!
Глава 9. Подход № 4: забудьте о своем «ужасном» прошлом!
В течение нескольких лет я был преуспевающим и популярным психоаналитиком и считал, что приношу огромную пользу своим пациентам, исследуя кровавые подробности их жизни в юные годы и показывая им, как именно пережитый опыт способствовал формированию их расстройств и каким образом они могут осознать и устранить последствия этих ранних влияний.
Как же я был не прав!
После, честно признавшись самому себе, что мое психоаналитические «лечение» оказалось намного менее эффективным, чем мне бы того хотелось, я начал понимать, что если я помогаю людям разобраться в их прошлом, то это не только приносит им мало пользы, но и не оставляет шансов решать проблемы настоящего. Тогда я создал методы РЭТ и начал работать над тем, чтобы удерживать своих пациентов в настоящем и помогать им бороться с текущими трудностями. И немедленно получил гораздо более впечатляющие результаты в деле обучения людей искусству «не быть невротиком».
Многие мои пациенты тем не менее продолжали настаивать на разговорах о своем прошлом — возможно, потому, что они в течение многих лет пользовались услугами психоаналитиков и привыкли к этому. Я готов был показать им, что действительно мать или брат в детстве подвергали их суровой критике (пункт А, или активизирующее событие в азбуке РЭТ). Несомненно, что после этого они переживали состояние подавленности и самоуничижения (точка С азбуки РЭТ, или последствия). Но А не порождает С (хотя и вносит в него определенный вклад).
Система представлений (В) и есть то главное, что формирует последствия С. Система представлений включает как рациональные представления ( rBs) («Мне не нравится, когда меня критикуют. Но все же я понимаю, что, возможно, делаю что-то неправильно. Значит, надо исправить ошибки, чтобы меня больше не критиковали»), так и иррациональные представления (IBs) («Мне необходима любовь моей матери. Я не должен поступать недостойно, я должен заслужить ее одобрение. Если она, которая так нужна мне, не любит меня, значит, я ничтожество, которое нельзя любить!»).
Таким образом, я показывал моим первым РЭТ-пациентам, какие иррациональные представления они сами вносили в трудные ситуации своего детства. Я наглядно демонстрировал им, как, еще будучи детьми, они сами расстраивали себя.
Что еще важнее, путем изучения их жизни в настоящем я демонстрировал им, что они продолжают пользоваться старыми иррациональными представлениями для того, чтобы терзать себя, и потому по-прежнему переживают эмоциональные расстройства — в отличие от тех, кто пережил подавленность в детстве, но с возрастом смог измениться и переступить через самоуничижение или ненависть к родителям. Обращающиеся ко мне пациенты, как правило, продолжали активно придерживаться первоначальных, вынесенных из детства иррациональных представлений и отказывались расставаться с ними.
Но не старые мысли и чувства повергали их. сейчас в состояние тревоги. Скорее, нынешние догмы (IBs) являлись непосредственной причиной их текущих неврозов.
Таким образом, мы приближаемся к формулировке подхода № 4: Источником эмоциональных, расстройств являются отнюдь не переживания раннего детства, не более поздние переживания — этим источником являетесь вы сами.
Так как ваше мышление искажено, вы выбираете либо избыточную, либо недостаточную реакцию на активизирующие события и переживания прошлого. Вы пропускаете эти события и переживания сквозь себя и становитесь их неотъемлемой частью.
Делая что-то (например, путешествуя на яхте), вы вырабатываете определенный подход к ситуации (к яхте, к людям, которые на ней находятся, к воде, по которой она плывет). При этом вы реагируете так, как только вы одни можете реагировать. Более того, вы переносите ваши воспоминания о прошлых событиях (включая и ваши реакции на эти события) в новую ситуацию — и следовательно, переживаете эту новую ситуацию несколько искаженно. Вы в значительной степени (хотя и не полностью) сами являетесь активным творцом своих переживаний.
Таким образом, вы в значительной степени сами являетесь создателем своего прошлого, вы «изобретаете» его. И если «оно», это прошлое, сейчас «заставляет» вас чувствовать себя подавленным, это значит, что вы по собственной воле оживляете его. Как вы это делаете?
1. Во-первых, вы продолжаете придерживаться тех же самых иррациональных представлений, которыми расстраивали себя в детстве. Например: «Я не просто хочу, чтобы мама меня одобряла, — мне это необходимо как воздух, без этого я ничто!»
2. Во-вторых, вы активно поддерживаете эти взгляды сегодня.
3. В-третьих, вы отказываетесь переосмыслить свои иррациональные представления и действовать против них до тех пор, пока они продолжают расстраивать вас.
В прошлом вы сами соорудили для себя «ложе страданий», а сейчас инстинктивно продолжаете возлежать на нем! Используя методы РЭТ, можно переосмыслить свой ранний жизненный опыт, можно распознать свою собственную роль в формировании этого опыта и понять, каким образом можно преодолеть пагубное воздействие своих детских представлений, чувств и сохранившейся манеры поведения.
По иронии судьбы, если вы забудете о своем прошлом или если согласитесь, что продолжаете растравлять себя им и сейчас, и попробуете распознать те способы, с помощью которых сейчас делаете себя несчастными, вы — такое происходит довольно часто — увидите именно то, что реально происходило в вашем детстве, включая и то, что вы делали тогда, чтобы это произошло. Чем больше вы будете разбираться в том, какие ваши действия вызывают ваши эмоциональные расстройства, тем проницательнее станете.
Карен, участница одной из моих регулярных терапевтических групп при Институте рационально-эмотивной терапии в Нью-Йорке, упорно настаивала на том, что она ненавидит себя, потому что ее мать в детстве твердила ей, что она глупа и некрасива. Другой слушатель, Роб, превзошел ее, рассказав о том, что он страдает от неуверенности в себе, потому что его отец требовал, чтобы он стал богатым предпринимателем, а он стал всего лишь низкооплачиваемым служащим.
И я, и другие участники семинара пытались доказать Карен и Робу, что отнюдь не родители являются источником их несчастий, так как их братья и сестры, которых тоже держали в строгости, выросли — неужели только по странной случайности? — вполне уверенными в себе людьми с нормальной самооценкой. Бесполезно! Карен и Роб упорно хватались за «болезненное» прошлое — и ничего не делали для того, чтобы измениться в настоящем.
Это продолжалось до того момента, пока с места не поднялась очаровательная Одри, специалист-стоматолог (которая также изводила себя всю жизнь и до сих пор все еще оставалась робкой и неуверенной), и не заявила им: «Меня уже тошнит от вашего нытья и жалоб на своих предков, которые сделали вас тем, что вы есть. Давайте я вам расскажу о своих родителях. Они были самые милые, добрые люди. Лучше них я никого не встречала. Они любили меня и всячески поддерживали. Они всегда говорили мне, что я умна и красива и что они уверены в том, что я смогу сделать все, что захочу. К брату они относились также хорошо. Он всегда был добр ко мне — и раньше, и сейчас. Ну и что?! В результате всего этого прекрасного воспитания вы видите, что я собой представляю! Жалкое существо, преисполненное ненависти к себе. Так почему бы вам не перестать каркать о своем проклятом прошлом и не заняться своей нынешней жизнью? Чем я сейчас и занимаюсь в отношении себя, несмотря на мое превосходное воспитание».
Три других участника семинара присоединились к Одри, рассказав, что у них тоже были отличные, любящие родители, а они все равно страдают от ненависти к себе. Хосе заметил: «Теперь-то, благодаря РЭТ, я стал понимать, что попросту навязывал свой максимализм матери и отцу, которые проявляли ко мне удивительную терпимость. Несмотря на то что они принимали и одобряли меня, я продолжал тупо и упорно отказываться делать то же самое. Сейчас я стараюсь побороть собственный максимализм. И вам советую тоже заняться собой!»
Удивленные реакцией группы, Карен и Роб задумались. В дальнейшем Карен много размышляла о себе, работала над тем, чтобы принимать себя такой, какая она есть, несмотря на все промахи, и в конце концов смогла простить свою мать и наладить с ней хорошие отношения. Роб перестал винить во всем своего отца, но это продолжалось недолго: в какой-то момент он не удержался и вновь вернулся к прежним обидам. Он перестал ходить ко мне на занятия.
В течение пяти последующих лет Роб пользовался услугами психоаналитика и, по словам его знакомого, постоянного участника моих семинаров, на терапевтических сеансах продолжал злобно проклинать своего отца. Это прискорбно. Но РЭТ не может помочь абсолютно всем. Очевидно, не может!