УПП

Цитата момента



Писать стихи о любви конечно нужно, но только без упоминания мужчин и женщин, без разговоров о страстях и желательно, чтобы это делали объективные люди, например, кастраты, которые не заангажированы в этом вопросе…
Вы согласны?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Пришел однажды к мудрецу человек и пожаловался на то, что, сколько добра он не делает другим людям, те не отвечают ему тем же, и потому нет никакой радости в его душе:
— Я несчастный неудачник, — сказал человек, вздохнув.
— Ты в своей добродетели, — сказал мудрец, — похож на того нищего, который хочет умилостивить встречных путников, отдавая им то, что необходимо тебе самому. Поэтому и нет радости ни им от таких даров, ни тебе от таких жертв…

Александр Казакевич. «Вдохновляющая книга. Как жить»

Читайте далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4612/
Мещера-Угра 2011

Цельность восприятия. Этим термином обозначают способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее (в отличие от восприятия мелкими независимыми порциями). На эту способность указал И. П. Павлов, выделив два основных типа высшей корковой деятельности — художественный и мыслительный: «Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни — художники во всех их родах: писатели, музыканты, живописцы и т. д. — захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие — мыслители — именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно, как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки и не удается».

Деление на мыслителей и художников связанно с преимущественным участием правого или левого полушарий в психической деятельности человека. Такое наблюдение сделал еще в 1864 г. английский невропатолог X. Джексон. В настоящее время существуют доказательства роли левого полушария в аналитическом мышлении, в котором главенствуют речь и логика. Правое же полушарие доминирует в восприятии, когда требуется объединить одновременно или последовательно воспринимаемые элементы в нечто целое. Например, функции правого полушария имеют отношение к восприятию музыкальных образов (объединение последовательности звуков в мелодию); левое же полушарие имеет прямое отношение к чтению нот.

И. П. Павлов пришел к делению на художественный и мыслительный типы, наблюдая за детьми; именно у них он впервые заметил художественный тип восприятия, без выделения деталей. И не удивительно: когда вторая сигнальная система еще слаба, каждый ребенок «правополушарный»: воспринимает мир в образах, а не аналитически. С годами вторая сигнальная система крепнет, возрастает роль левого полушария.

Таким образом, термины «левополушарный» и «правополушарный» не следует понимать буквально. Работают оба полушария, но одно из них доминирует в отношении тех или иных функций, создавая преимущественно художественный или преимущественно мыслительный тип корковой деятельности.

«Мыслитель» как тип высшей нервной деятельности — отнюдь не идеал ученого. Разумеется, в науке необходимы дотошные собиратели и регистраторы фактов, аналитики и архивариусы знаний. Но в процессе творческого мышления нужна способность оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы соединить элементы мысли в новые системы образов. Без этого не удается взглянуть на проблему свежим взглядом, увидеть новое в давно привычном.

Способность восприятия образов и манипулирования ими — важнейшая способность мозга, поэтому поговорим о ней подробнее. Единственный установленный опытом канал, по которому идут к человеку сведения об окружающем мире, — органы чувств. А способ передачи сведений из органов чувств в мозг — нервные импульсы. Частотная модуляция импульсов — вот способ передачи всего многообразия сведений о мире в мозг.

Импульсы идут по многочисленным проводящим путям — и от разных органов чувств, и от данного органа чувств по разным волокнам. Пространственное и временное суммирование импульсов, возбуждение и торможение в коре головного мозга — это физиологическая основа человеческого мышления.

Однако обработка и суммирование импульсов — это еще не мышление. Необходимо формирование пространственных и временных конфигураций импульсов, в которых отсеивается шум и выделяется структурная постоянная. Она лежит в основе образов. С этого уровня начинается мышление.

Способность опознавать образы — одно из фундаментальных свойств мозга. Его биологическое значение очевидно. Для того чтобы выжить в борьбе за существование, животное должно одинаково реагировать на сходные объекты независимо от индивидуальных различий. (Так, заяц должен одинаково распознавать всех волков).

Человек распознает напечатанное слово независимо от типа шрифта, цвета, размеров букв и т. д. Слова распознаются на слух независимо от громкости, высоты и тембра произносящего голоса. Физические характеристики сигналов могут варьироваться в широких пределах; нейрофизиологические события в мозгу при этом тоже неодинаковы. Но в коре существует механизм, который выделяет образ, лежащий за всеми меняющимися зрительными, слуховыми и другими раздражителями. Реализуемая таким способом обработка информации есть содержательная сторона мышления.

Одни и те же физиологические процессы могут передавать различное содержание. В античном мире грозу объясняли гневом Зевса; мы считаем ее проявлением атмосферного электричества. Между тем нет оснований думать, что физиологические процессы у эллинов и наших современников чем-то отличаются. Различие проявляется не на уровне обработки импульсов; оно начинается с формирования образов и возрастает на более высоких иерархических уровнях абстракции.

Физиологической основой образа служит нейронная модель или совокупность нервных клеток и их связей, образующих сравнительно устойчивую во времени группу. Любое событие, происходящее во внешней среде и воспринятое человеком, моделируется в коре его мозга в виде какой-то структуры. При этом предполагается соответствие между реальными объектами и их моделями в нервной системе, т. е. код. Это — одно из условий объективности познания (мы опознаем предметы, даже если видим их в необычном ракурсе). Возникающие при этом нейронные узоры возбуждения неидентичны, т. е. совпадают не всеми своими элементами. Но в них может быть выделена постоянная структура, которая позволяет опознать объект по вероятностному совпадению возбужденных нейронов. Выделяют два вида структур: пространственные и временные. Музыкальная мелодия имеет временную структуру; та же мелодия в нотной записи — пространственную. Напечатанная книга имеет пространственную структуру, а при чтении ее вслух — временную.

Казалось бы, между буквой и ее фонетическим звучанием нет ничего общего. Но произнесенный и напечатанный тексты тождественны в информационном плане (если пренебречь той информацией, которая передается интонациями). Очевидно, они имеют структурное сходство. Именно в таком смысле можно говорить о сходстве структуры нейронной модели со структурой отражаемого объекта. На уровне отдельных элементов модели вполне достаточно однозначного соответствия. Но на уровне модели непременно имеет место структурное сходство, или изоморфизм модели. Модель предмета может быть уменьшенной или увеличенной копией объекта, сделанной из другого материала, работать в ином масштабе времени. Если речь идет о модели изменяющегося объекта, то в ней нужно определить функциональные особенности, закономерности изменения и развития. Модель в мозге — это, по сути, информация, обрабатываемая особым образом. Совершенно одинаковые нервные импульсы, группируясь во времени и пространстве, образуют модели все возрастающей сложности, отражающие действительность все более полно, бесконечно приближаясь к ней, но никогда ее не исчерпывают.

Создание нейронной модели отвечает тому, что принято именовать формированием представления. Движение возбуждения и торможения, их переход с одной модели на другую — это материальный базис процесса мышления.

Развивать эту способность можно с помощью простой игры: нужно взять обыкновенную открытку и разрезать ее по произвольно нарисованным плавным линиям. В этой игре нужно научиться придумывать, на какие предметы похож контур отрезанного края открытки, но делать это нужно с закрытыми глазами.

Сближение понятий. Следующее слагаемое творческой одаренности — легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловое расстояние» между ними. Эта способность проявляется, например, в синтезе острот. Еще А. С. Пушкин отметил, что «остроумием называем мы не шуточки, столь любезные нашим веселым критикам, но способность сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения».

Мышление оперирует сведениями, предварительно организованными и упорядоченными (отчасти еще в процессе восприятия). Ассоциированные между собой образы и понятия — та конкретная форма, в которой они сохраняются в памяти. Характер ассоциативных связей обуславливает, ограничивает и предопределяет ход мыслительного процесса, взаимодействуя с текущими восприятиями.

Исследования подтвердили это положение. А. Н. Лук описывает следующий эксперимент: опыты заключались в том, что испытуемым предлагали прослушать фразы, записанные не магнитофонной пленке. Одно из слов каждой фразы сопровождались шумом, так что разобрать его с первого раза было невозможно, Приходилось прослушать запись несколько раз.

Фразы были двух типов: разумные и нелепые. Пример первого типа — «из окна падал свет». Пример второго типа — «на тарелке лежал бегемот». Слова «окно» и «бегемот» при записи покрывали шумом, причем уровень шума был одинаков. Испытуемым требовалось пять — шесть повторений, чтобы разобрать сквозь помехи «естественное» слово, а чтобы разобрать «нелепое» — нужно было 10-15 повторений, т. е. в два-три раза больше. В подобных опытах выяснилось, что у больных некоторыми видами шизофрении разницы между осмысленными и нелепыми словами не было: и те и другие воспринимались ими сквозь помехи одинаково трудно.

Эти простые опыты указывают на тот факт, что в памяти нормального человека слова группируются в «гроздья», ассоциативные заготовки, которые используются в процессе восприятия и, по-видимому, мышления. Вероятно, готовые ассоциативные шаблоны «экономят». В то же время эти шаблоны делают мышление менее гибким. Отсутствие таких заготовок приводит к разорванности, случайности мышления, т. е. к нарушению мыслительного процесса.

Должен существовать оптимальный диапазон прочности ассоциативных связей. Выход за пределы этого диапазона в одну сторону приводит к косности мышления и его тривиальной стандартности. Отклонение в другую сторону приведет к патологической разорванности, фрагментарности мышления, потере контроля за ходом и содержанием собственных мыслей.

В оптимальном диапазоне прочности ассоциаций имеется несколько градаций: связи более или менее прочные, с большей или меньшей легкостью возбуждаемые. Это и есть материал, с которым оперирует мышление.

Мыслительный процесс отличается от свободного ассоциирования прежде всего тем, что мышление — это направленное ассоциирование. Но тогда возникает вопрос: чем оно направляется? Как показывают клинические наблюдения, фактором, направляющим ассоциирование, и превращающим его в мышление, является цель. Тогда естественно спросить: что такое цель?

Механизм формирования устойчивой цели действия мы с Вами рассматривали выше. Если говорить о сравнительно простом случае, например, об арифметической задаче, то цель задается вопросом. Скажем, если известно, сколько воды вливается в бассейн через одну трубу и сколько через другую, также известен объем бассейна, то целью, определяющей направление и ход мыслительного процесса, будет вопрос: за сколько минут наполнится бассейн? И тогда прямые ассоциации типа «бассейн - купание - плавание» и т. д. будут заторможены. (Существуют состояния, при которых именно такие «случайные» ассоциации возбуждаются, а вопрос перестает играть направляющую роль в организации ассоциативного процесса. По данным Лурия, это происходит при поражении лобных долей мозга.)

Развивать способность к сближению понятий могут помочь, например, шуточное упражнение на установление ситуативной связи между предметами: Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например: газета - верблюд.

Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету? Что написано в газете про верблюда? Почему, читая газету, ты сутулишься, как верблюд? И т. п. Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными или смешными.

Другой вариант — задания на определение понятий или объяснение «крылатых фраз», например, объясните следующие выражения:

Родиться в рубашке — ……; Опростоволоситься — ……; Секрет Полишинеля — ……; Прокрустово ложе — ……; Объесться белены — ……; Кануть в Лету — ……; Забубенная головушка — ……

Гибкость мышления. Способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию, называют гибкостью мышления. Можно сказать, что гибкость есть хорошо развитый навык переноса, транспозиции. Отсутствие такой способности называют инертностью, ригидностью и даже застреванием или застойностью мышления. Но что такое близкий или далекий по содержанию? Можно ли измерить смысловое расстояние? Вероятно, это переменная величина, на которую влияет так называемая функциональная фиксированность человека. Она описана американским психологом К. Дункером и показана в следующем эксперименте.

Испытуемому предлагается закрепить на двери три свечи. В числе предметов, которыми можно манипулировать, — молоток, коробочки с гвоздями, плоскогубцы. Решение состоит в том, чтобы прибить коробочки к двери и установить в них свечи. Задача предлагалась в двух вариантах, в первом случае коробочки были пустыми, во втором — наполнены гвоздями. При решении первого варианта коробочки в качестве подставки использовали все. Во втором варианте лишь половина испытуемых догадалась высыпать гвозди и превратить коробочки в подставки. Дункер объяснил это тем, что во втором варианте коробочки воспринимались как тара для гвоздей, именно эту их функцию фиксировал испытуемый, поэтому переход к другим возможным функциям оказывался затрудненным.

Способность к преодолению функциональной фиксированности — одно из проявлений гибкости мышления. Можно ожидать, что люди с более высоким показателем гибкости мышления имеют больше шансов натолкнуться на верную идею при решении какой-нибудь практической задачи.

Существует также гибкость в способности вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Нужно подчеркнуть здесь слово «вовремя». Если слишком долго упорствовать исходя из заманчивой, но ложной идеи, будет упущено время. А слишком ранний отказ от гипотезы может привести к тому, что будет упущена возможность решения. Особенно трудно отказаться от гипотезы, если она своя, придумана самостоятельно. Многочисленные эксперименты К. Дункера это показывают. Видимо, разуму свойственно рисовать вокруг себя воображаемые ограничения, а затем о них спотыкаться. Способность перешагнуть через такие невидимые шлагбаумы и есть гибкость интеллекта.

Для развития гибкости мышления можно выполнить следующее задание:

Запишите все способы использования маленького гвоздика, которые можно придумать за пять минут. Проанализируйте Ваши ответы.

Для анализа ответов можно выделить следующие категории: сенсорные; внешнее сходство; отношение части к целому; абстрагирование; логика; выделение классов; аналогия.

Можете ли вы теперь придумать еще больше способов применения гвоздиков?

Способность к оценке. Чрезвычайна важна способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и многократно по ходу ее; они служат вехами на пути творческих исканий, отделяющих различные этапы и стадии творческого процесса. На независимость оценочных способностей от других типов способностей первыми обратили внимание шахматисты.

А. Н. Лук описывет результаты проведенного эксперимента: руководителям групп одного НИИ раздали отчеты о проделанной работе в другом институте и предложили оценить по 10-балльной шкале. Замысел экспериментаторов состоял в том, чтобы оценить самих «оценщиков». Оказалось, что одни используют всю шкалу (иногда дополняли ее «+» и «-»). Другие же использовали не всю шкалу, а лишь несколько отметок (например, — 10, 5, 1). Вероятно, эти люди отличаются друг от друга выраженностью оценочных способностей. Любопытно, что люди с низкими оценочными способностями оказались плохими руководителями: плохо знали своих подчиненных; давали задания без учета индивидуальных особенностей. Их собственные группы были малопродуктивными.

Среди критериев оценки, кроме логической непротиворечивости и соответствия ранее накопленному опыту, следует назвать эстетические критерии изящества и простоты.

Но и, оценивая чужой и собственный труд, важно «не перегибать палку». Физикам хорошо известно имя П. Эренфеста, крупного ученого, друга и единомышленника А. Эйнштейна. Это был подлинно великий критик, анализ которого был столь глубок, что иметь его одобрение считалось высшей наградой. Это был великий физик, считали окружающие, но именно как великий ум, как критик. Его собственные творческие поиски отставали от его критического дара (так, во всяком случае, считал он сам). И вот, мучимый чувством неполноценности, считая себя бездарностью в науке, П. Эренфест покончил с собой…

На его могиле А. Эйнштейн, отдавая дань великолепному физику и замечательному человеку, высказал очень глубокую мысль о причине несоответствия творческих способностей Эренфеста его критическому таланту. Любой творец, говорил Эйнштейн, должен так полюбить свою идею, что какое-то время, пока она не окрепнет, не допускать внутренней критики. Лишь когда выстроена надежная система, утверждающая новую идею, только тогда «включается» критический запал. Эренфест, говорил Эйнштейн, с его вечным «самоедством», с его неудовлетворенностью собой, начинал критиковать себя раньше, чем идея сумеет устоять. Эта точка зрения, психологически, по крайней мере, нестандартна, не укладывающаяся и сейчас в рамки расхожих представлений о творчестве. Чего стоят банальные разговоры о вечной неудовлетворенности творца, которая, по мнению многих, должна быть спутницей любого творчества! Да, неудовлетворенность, видимо, должна быть, но потом, а вначале — гордость и радость. Как у Пушкина: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!».

В этой связи, хочется упомянуть еще об одном качестве, а именно — мужестве.

Мужество в творчестве. Мужество в творчестве — это возможность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и собственной репутацией. Известный физик П. Л. Капица отмечал, что «в науке не эрудиция является той основной чертой, которая позволяет ученому решать задачи; главное — воображение, конкретное мышление и в основном — смелость». Например, у Шредингера долго не хватало смелости опубликовать свое, математически безупречное, уравнение, результат которого наверняка противоречил эксперименту.

Кроме того, люди часто пасуют перед кажущейся грандиозностью задачи. Например, Альтшуллер описал следующую ситуацию: на одном из семинаров по теории изобретательства слушателям была предложена такая задача: «Допустим, 300 электронов должны были несколькими группами перейти с одного энергетического уровня на другой. Но квантовый переход совершился числом групп на две меньшим, поэтому в каждую группу вошло на 5 электронов больше. Каково число электронных групп? Эта сложная проблема до сих пор не решена».

Слушатели — высококвалифицированные инженеры — заявили, что они не берутся решать эту задачу: — Тут квантовая физика, а мы — производственники. Раз другим не удалось, нам подавно не удастся… Тогда я взял сборник задач по алгебре и прочитал текст задачи: «Для отправки 300 пионеров в лагерь было заказано несколько автобусов, но так как к назначенному сроку два автобуса не прибыли, то в каждый автобус посадили на 5 пионеров больше, чем предполагалось. Сколько автобусов было заказано?» Задача была решена мгновенно… Изобретательская задача почти всегда имеет устрашающую окраску. В любой математической задаче есть более или менее явственный подтекст: «Меня вполне можно решить. Такие задачи уже неоднократно решались». Если математическая задача «не поддается», ни у кого не возникает мысли, что она вообще не решается. В задаче изобретательской подтекст совсем иной: «Меня уже пытались решать, да не вышло! Не зря умные люди считают, что тут ничего не поделаешь…»

Способность к «сцеплению» и «антисцеплению». Человеку присуща способность объединять воспринимаемые раздражители, а также быстро усваивать новые сведения с прежним багажом, без чего воспринимаемая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта.

Принципы объединения данных, их сцепления и группировки могут быть самыми разнообразными. Способность объединять вновь воспринимаемые сведения с тем, что было известно ранее, включать их в уже имеющиеся системы знаний, группировать данные тем или иным способом уже в процессе восприятия — условие и предпосылка способности к генерированию идей.

Видимо, «чистых» восприятий у взрослого человека не бывает: в каждом восприятии присутствует элемент суждения. Например, представим себе человека, занятого беседой, который вдруг заметил на горизонте бесшумно летящую точку. Внимание наблюдателя поглощено беседой, а потому он не пытается определить — птица это или самолет. Он просто воспринимает плывущий в небе предмет. Но через несколько минут предмет приблизился и оказался изящным планером. Это вызывает удивление, оказывается полной неожиданностью. Значит в восприятии предмета было и суждение: точка не просто воспринималась, но и оценивалась как самолет или птица. Разным людям в разной степени присуща способность противостоять «окраске» восприятия ранее накопленными сведениями, избавляться от давления «предварительного знания» и выделять наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Когда наблюдение слишком «перегружено» теоретическими истолкованиями, это порой приводит к фиктивным открытиям.

В 1866 г. знаменитый немецкий биолог Э. Геккель, автор биогенетического закона, рассматривая в микроскоп ил, обработанный этиловым спиртом, обнаружил примитивный живой организм из протоплазмы (без ядра) Moneron. Другие ученые тотчас подтвердили находку, более того было доказано повсеместное распространение Мопега на дне мирового океана. Сенсация продолжалась 10 лет, пока не убедились, что в основе ее лежит артефакт: сульфат кальция, содержащийся в морской воде, при обработке алкоголем образует коллоидную взвесь; ее-то ученые и приняли за живой организм.

Чрезмерная готовность к сцеплению наблюдаемого с заранее выработанным теоретическими представлениями сыграла с исследователями злую шутку, привела к ложному истолкованию наблюдения. Способность к сцеплению важна и необходима, но должна быть уравновешена способностью преодолеть сцепление, оторвать наблюдаемый факт от привычных ассоциаций.

Для развития данной способности можно выполнять следующие задания:

1. Попробуйте переделать один предмет в другой. Это делается поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета. Например, как столб превратить в нору. Сперва столб можно сделать полым внутри, затем распилить его на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю. Сколько способов Вы можете придумать?

2. Постарайтесь усовершенствовать названные предметы (диван; стол; лампа; ножницы; кастрюля и др.), добавляя к ним новые функции и соединяя их с другими предметами. Объясни, как устроены твои усовершенствования. Например: очки можно соединить с радиоприемником, чтобы слушать новости и музыку; с компасом и миниатюрной картой местности, чтобы не заблудиться и т. д.

Оригинальность и легкость генерирования идей. Еще одна составляющая творческой одаренности — легкость генерирования идей. Не обязательно, чтобы каждая идея была правильной: чем больше идей выдвигает человек, тем больше вероятность, что среди них будут хорошие идеи. Причем лучшие мысли приходят в голову не сразу. Великолепно, когда идеи оригинальны, то есть, отличаются от общепринятых, когда решения неожиданны, даже парадоксальны.

Мысль, или идея, — это не просто ассоциативное соединение двух или нескольких понятий. Соединение понятий должно быть содержательно оправданным, должно отражать объективное отношение явлений, стоящих за этими понятиями. Это соответствие и есть один из главных критериев оценки идеи.

Другой критерий — широта идеи, охватывающей большое число разнородных фактов. Наиболее плодотворные идеи включают в себя (предсказывают) новые, не открытые еще явления.

Идеи оцениваются также по глубине и фундаментальности. Глубокой считают такую идею, которая устанавливает отношения между объектами или их отдельными свойствами, не лежащими на поверхности, а требующими для своего обнаружения проницательности и углубления в сущность явлений. Подобные идеи, как правило, оказываются и фундаментальными, т. е. служат базой для генерирования других идей, фундаментом для теорий.

Мы с вами познакомились с основами концепции мышления, которая вытекает из теории нейронных моделей. Согласно этой теории, мысль, или идея — это последовательная активация и сопоставление моделей. Нейронная модель материальна, а мысль, как и движение, нельзя назвать материальной. Мозг облекает мысль в ту или иную конкретную кодовую форму, причем разные люди обладают не одинаковой способностью пользоваться зрительно-пространственным кодом, словесным, аккустически-образным, буквенным, цифровым и др. Способность манипулировать с данным типом символов можно совершенствовать, но не беспредельно. Врожденные особенности мозга и условия развития в первые годы жизни предопределяют преимущественную склонность к использованию тех или иных кодов информации. Кроме того, способ кодирования информации должен гармонически соответствовать содержанию и структуре отображаемых явлений. То есть, различные коды служат для передачи различной информации. Еще Ф. М. Достоевский в своих письмах заметил, что «… для разных форм искусства существуют и соответственные им ряды поэтических мыслей, так что одна мысль не может никогда быть выражена в другой, не соответствующей ей форме».

Задача развития творческих способностей не только в том, чтобы увеличить число кодов, привычных для данного человека. Нужно помочь каждому «найти себя», т.е. понять, какие символы, какой код информации для него доступен и приемлем. Тогда мышление будет максимально продуктивным и доставит ему высшее удовлетворение. А. Н. Лук считает, что «счастливое совпадение индивидуальных особенностей мышления со структурой проблем, стоящих перед наукой в данный период времени, — по-видимому, одно из необходимых условий проявления научного гения».

Для этого важно творить в разных областях и как можно раньше. Мы же в качестве примера приведем задание из батареи тестов Торранса (подобные задания можно использовать как для диагностики, так и для развития).

1. Нарисуйте как можно больше предметов, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять размеры, но нельзя добавлять другие фигуры и линии.

Подпишите название каждого рисунка.

щелкните, и изображение увеличится

Фантазия. Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение или фантазия. Что такое воображение? Воображение — это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Различают три типа воображения:

Логическое воображение выводит будущее из настоящего с помощью логических преобразований.

Критическое воображение ищет, что именно в окружающем мире несовершенно и нуждается в изменении.

Творческое воображение рождает принципиально новые идеи, представления, не имеющие пока прообразов в реальном мире, хотя и опирающиеся на элементы реальной действительности.

Стремление заглянуть в будущее и мысленно вообразить его издревле присуще человеку и выражалось не только в мифотворчестве, но и выделялось в весьма почитаемую, хотя и небезопасную профессию прорицателя. Человек моделирует в мозгу цепь событий, объединенных причинной связью. При этом он использует прошлый опыт, ибо закономерности могут быть обнаружены лишь в повторяющихся явлениях. Таким путем предугадывается заключительное звено моделируемой цепи событий.

Фантазия, как и другие психические функции претерпевают возрастные изменения. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. Т. е. воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления тем, что вносит описанные сказочные образы в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит, что наряженный актер — настоящий Дед Мороз.

Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуется активацией функции воображения. Вначале воссоздающего, а затем творческого, благодаря которому создается принципиально новый образ. Этот период сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью (психологической основой которой также является воображение).

Подростковый возраст отличается переходом от детского восприятия окружающей действительности к взрослому. Школьник начинает более критично воспринимать мир вокруг себя. И его воображение принимает более критические формы. Он уже не верит в сказочные чудеса. Фантазии приобретают форму мечты. Творческое воображение в это период нередко выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки испытывают радость от творческого созидания. Они сочиняют стихи, музыку, пытаются решать сложные, иногда не имеющие решения задачи, по типу создания вечного двигателя. Поскольку сензитивный период для развития фантазии в этом возрасте сохраняется, постольку функция воображения для своего развития требует постоянного притока информации. Именно поэтому все подростки любят читать и смотреть фантастику, боевики, включающие героев, резко отличающихся от нормальных людей, и малореальные обстоятельства.

Для развития фантазии можно использовать методику «неоконченные рассказы». Например, придумайте финал предложенной истории:

Соперники. Задумали Ап и Оп покорить непокоренную вершину. Каждый хотел быть первым. Ап пошел в гору с севера, Oп — с юга. И каждого провожала целая толпа болельщиков. С великим трудом одолел Ап гору, написал на вершининном утесе свое имя, смотрит: с другой стороны утеса Оп свое имя пишет, фыркнули друг на друга и стали спускаться в разные стороны.

Беглость. Творческое мышление подвижно: для него не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения.

Беглость мысли определяется количеством идей, возникающих в единицу времени. А как можно проанализировать идеи? Очевидно, мы можем оценить уже сформулированные мысли. Легкость формулирования необходима, чтобы облечь мысль в слова или другие коды (формулой, графически и т. п.). В каких бы символах ни откристаллизировалась идея, ее желательно перевести в словесный код. Изложение результатов необходимо не только для «коммуникации» или обнародования. Это и своеобразная критическая операция, вскрывающая логические неувязки, теоретические просчеты. Идея, в момент зарождения казалась блистательной, после изложения словами может сильно потускнеть.

Иногда бойкость речи ошибочно принимают за легкость генерирования идей. Дело в том, что логические операции во второй сигнальной системе протекают преимущественно как действия со словами. Поэтому логическое мышление испытывает влияние фиксированной синтаксической структуры языка (в отличие от образного мышления). Связь синтаксиса с мыслительными процессами делает возможным следующее явление. Синтаксически правильные тексты порою лишены всякого смысла и все-таки создают видимость содержания. Такие тексты проникают не только в гуманитарные, но и в естественно научные журналы. О них нельзя даже сказать, верны они или ложны — они просто бессодержательны. Однако безупречная грамматическая форма изложения маскирует пустоту. Любопытно, что перевод такого текста на другой язык сразу же обнажает смысловой вакуум.

Бойкость при отсутствии мыслей проявляется также в музыке, танце, живописи — техника выражения есть, а выражать нечего. Недаром в старинном руководстве по риторике первое правило красноречия гласило: «Ежели тебе нечего сказать — молчи».

Многие упражнения, которые мы приводили выше, направлены также и на развитие беглости. Для закрепления можно поиграть в игру «Круги на воде», которую использовал в своей педагогической практике Дж. Родари. Кроме беглости, эта игра направлена и на развитие творческого воображения, и одновременно филологических способностей. Игра подходит для любого возраста.

Когда в воду бросаешь камень, от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Также и слово, запавшее в голову, может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, представления, образы. Это задание может превратиться в увлекательную игру.

Возьмем любое слово, например, «лимон». Какие ассоциации оно вызывает? В какие сочетания вступает? Например, оно связывается со словами на букву «л»: лиса, луна, ложка, лента.

1. Подберем за 1 минуту как можно больше слов на начальную букву. Посчитайте результат.

2. Теперь подберем за 1 минуту как можно больше слов, начинающихся на слог «ли». Посчитайте результат, (и т. д.)

3. Теперь за 1 минуту можно подобрать как можно больше рифм к слову «лимон». Тоже подсчитаем.

4. Расставьте буквы слова в столбик. Теперь напишем первые пришедшие в голову слова на соответствующие буквы. Или, усложняя задание, можно написать возле букв слова, образующее законченное предложение.

Чем больше слов или предложений Вы придумали, чем они будут смешнее, тем лучше. Посчитайте результат. Теперь сложите все полученные суммы. У кого величина будет больше, тот и победил.

И последнее, часто не принимающееся всерьез, а именно — «Способность к доработке». «Мелочи создают совершенство, а совершенство — не мелочь»,— писал Микеланджело. Едва ли нужно объяснять, насколько важна эта способность, позволяющая довести работу до такого уровня, когда она приобретает универсальную значимость и общественную ценность. Здесь имеется в виду не просто настойчивость, собранность, а именно способность к доработке деталей, к мучительной кропотливой доводке, к совершенствованию первоначального замысла. Один только замысел, каков бы он ни был, как правило, не получает признания. «Во всяком практическом деле идея составляет от 2 до 5%, а остальные — это исполнение»,— считал математик и кораблестроитель академик А. Н. Крылов.

А чем же, собственно, отличаются интеллектуальные способности от творческих? Ведь перечисленные выше слагаемые творческой одаренности по сути не отличаются от обычных мыслительных способностей. Понятия «мышление» и «творчество» зачастую противопоставляются. Но такая позиция приводит к грубой ошибке, заставляя признать, что для творческих личностей должны быть особые психологические законы. На самом же деле элементарные способности человеческого ума одинаковы у всех. Они только по-разному выражены (сильнее и слабее) и по-разному сочетаются между собой. Например, сочетание зоркости в поисках проблем, гибкости интеллекта, легкости генерирования идей и способности к отдаленному ассоциированию проявляют себя как нестандартность мышления, которую издавна считают непременной составной частью таланта.

Теперь, когда вы узнали много нового и систематизировали ваши знания о творческом мышлении, мы уверены, что Вы всегда найдете СВОЕ решение! Творческих успехов Вам!



Страница сформирована за 0.7 сек
SQL запросов: 191