УПП

Цитата момента



Хватит откладывать! Пора и высиживать!
Ответственная курица

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Любопытно, что высокомерие романтиков и язвительность практиков лишь кажутся полярно противоположными. Одни воспаряют над жизненной прозой, словно в их собственной жизни не существует никаких сложностей, а другие откровенно говорят о трудностях, но не признают, что, несмотря на все трудности, можно быть бескорыстно увлеченным и своим учением, и своей будущей профессией. И те и другие выхватывают только одну из сторон проблемы и отстаивают только свой взгляд на нее, стараясь не выслушать иные точки зрения, а перекричать друг друга. В конечном итоге и те и другие скользят по поверхности.

Сергей Львов. «Быть или казаться?»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/abakan/
Абакан

Упражнение

Как вы можете использовать положение рук относительно лица, чтобы показать другому человеку следующие эмоции:

1) искренний интерес;

2) скептицизм;

3) скуку;

4) смущение.

или что у него есть некоторое несогласие с вами и его нужно прояснить, прежде чем оно разовьется в нечто более серьезное. Это может также означать, что собеседник с трудом концентрируется на том, о чем вы говорите, но и на этот раз следует проверить это предположение, прежде чем ситуация осложнится.

Нахмуренные брови в сочетании с легкой гримасой могут означать, что вы слишком увлеклись повествованием и пора дать собеседнику высказаться, пока он не стал откровенно зевать! Тренируйтесь в чтении подобных знаков.

Чтобы общение шло эффективно, слова, мимика и язык тела должны находиться в гармоническом соответствии. Если они совпадают, значение сказанного усиливается. Но зачастую из-за повышенного волнения и нервозности, раздражения, плохо скрываемого гнева или неудовольствия мы посылаем противоречивые сообщения, в которых слова не согласуются с выражением лица, движениями тела, всей нашей позой. Язык тела выдает нас.

К сожалению, при любом взаимодействии мы не начинаем с сознательного выбора слов и их значений, сначала мы чувствуем — то есть пропускаем информацию через органы чувств, получаем «нутряное» ощущение от собеседника и послания, которое он пытается нам сообщить. Если слова, которые звучат, находятся в противоречии с языком тела, мы инстинктивно придаем им меньшее значение и больше верим невербальной части послания. По этой причине так важно сознательно относиться к своему участию в общении и контролировать себя, в том числе и свое невербальное поведение.

Упражнение

Обдумайте три базовых типа поведения: агрессивное, пассивное и утверждающее. Запишите, что будет являться типичной формой языка тела, движений и т. п., разделив их по следующим категориям.

Агрессивное

Поза

Выражение лица

Движения

Жесты

Визуальный контакт

Тон голоса

Пассивное

Поза

Выражение лица

Движения

Жесты

Визуальный контакт

Тон голоса

Уверенное

Поза

Выражение лица

Движения

Жесты

Визуальный контакт

Тон голоса

Агрессивный язык тела

Во многих случаях мы следуем примеру представителей мира животных, когда действуем инстинктивно, — как это и происходит обычно с языком тела. Типичное агрессивное проявление — прямая поза (вы распрямляетесь во весь рост), руки упираются в бедра, локти вывернуты наружу. Таким образом мы пытаемся казаться крупнее и как можно более грозными — точно так же кошки поднимают дыбом шерсть и распушают хвосты, жабы раздуваются, чтобы выглядеть более угрожающими.

Все мускулы лица напрягаются, мы кривим губы, часто появляется жесткая усмешка, которая не затрагивает глаз, остающихся строгими, каменно неподвижными. В некоторых случаях двигаются челюсти, мы скрипим зубами. Глаза могут быть суженными, брови обычно нахмурены или сведены. Любое поведение, направленное на то, чтобы унизить другого человека, является агрессивным, так что в определенном смысле снисходительное выражение тоже может быть расценено как агрессивное. Может появиться также изменение цвета кожи: повышенное кровяное давление тоже вызывается стремлением атаковать!

Движения тела становятся напряженными и резкими. Могут проявиться признаки нетерпения, такие, как потирание рук и притопывание ногой. Агрессивно настроенный человек может вторгаться в ваше пространство: стоять в неудобной для вас близости. Повернуться спиной или уйти, когда другой человек еще не закончил говорить, — тоже типично воинственное поведение.

Что касается жестов, то, словно равняясь на представителей семейства кошачьих, мы тоже показываем зубы и клыки, может быть, не буквально, но во всяком случае мы наклоняем голову вперед, указываем на раздражающий объект пальцем, сжимаем кулаки. Могут быть также снисходительное похлопывание по плечу или пренебрежительный жест рукой. Бывают еще и короткие нетерпеливые кивки.

Визуальный контакт становится более интенсивным, взгляд тяжелеет, моргание становится реже. Агрессивно настроенный человек обычно пытается «переглядеть» своего оппонента.

Звучание голоса, как правило, становится громче и резче, чем обычно, иногда наоборот — угрожающе тихим. Некоторые люди говорят медленнее, тщательно выговаривая каждое слово. Это, конечно, является типичным для снисходительного, покровительственного поведения. Другие срываются на крик, открыто выражая свой агрессивный настрой. Это происходит в случае угрозы или сарказма.

Пассивный язык тела

Исследования показывают: если попросить людей выбрать из двух представителей одного пола, возраста, примерно схожего телосложения начальника и подчиненного, при условии, что один будет с прямой осанкой, а другой сутулым, то большинство приходят к выводу, что начальник — человек с прямой осанкой. Это должно кое-что сказать нам о позе подчинения, пассивности в сравнении с позой успеха и уверенности. Неряшливая внешность и мешковатая одежда характерны для пассивного человека, лишенного способности к самоутверждению. Когда мы садимся, наше тело стремится свернуться в комок. Крепко сжатые руки и скрещенные ноги тоже являются признаком того — еще одна «животная» защита, — что мы пытаемся закрыться от внешнего мира, замкнуться в себе. Ну что же, ежи довели этот способ до совершенства!

Пассивность человека часто отражается на его лице — в мрачном выражении, виноватом или просительном взгляде, очевидном отражении стресса в мимике, напряжения и озабоченности; например, это может проявляться в покусывании нижней губы. Подбородок прижат к груди, плечи сведены. Иногда может появляться резкая смена цвета кожи, внезапный румянец или бледность.

Движения могут быть напряженными или нервными. Человек постоянно дергается, меняет позу. Напряжение делает его неловким, он роняет вещи, рассыпает бумаги. Он обычно стремится держаться на расстоянии от других людей, оставаться за спиной у них. Когда садится, то прижимает локти к телу, плотно сводит вместе колени, замирая в такой неудобной позе.

Жесты включают в себя сжатие кистей рук, нервическое похлопывание и прочие беспокойные движения. Человек может крутить прядь волос, часть одежды, ручку или другой мелкий предмет. Иногда во время речи рот закрывается рукой, вообще пассивный человек часто прикасается руками к лицу. И напротив: человек с предельно низкой самооценкой может совершать порой как можно меньше жестов и движений, погружаясь в предельную физическую неподвижность.

Пассивные люди часто находят трудным поддержание визуального контакта. Их взгляд обычно опущен. Они моргают чаще обычного. Их глаза могут нервно перебегать с предмета на предмет. И снова: порой бывает абсолютно противоположная реакция — визуальный контакт постоянен, поскольку пассивный человек ловит каждое слово собеседника. Существует также такой характерный феномен, как периодическое закрывание глаз на несколько секунд, словно человек закрывается, прячется от окружающих. Эффект страуса? «Если я не вижу их, они перестают угрожать мне».

Тон голоса обычно тихий и приглушенный, в исключительных случаях может проявляться нервная дрожь. Речь может быть сбивчивой или неуверенной, включающей множество «гм‑м», «э‑э» и прочего бормотания. Часто характерен извиняющийся или плаксивый тон.

Уверенный язык тела

Уверенные в себе люди обычно принимают спокойные, открытые позы, держатся прямо, их руки свободно располагаются вдоль тела или лежат на коленях. Иногда они слегка скрещивают ноги или руки, но весьма расслабленно.

Лицевые мускулы тоже расслаблены, выражение лица демонстрирует искренность, уверенность и готовность реагировать. Уверенные люди приветствуют окружающих спокойной улыбкой; и снова здесь явная аналогия с миром животных: все приматы «улыбаются» в знак приветствия. Приматы, кроме того, поднимают брови в знак дружеского расположения. Попытайтесь поздороваться с кем-нибудь, не шевельнув бровями. Вам это легко удастся лишь в том случае, если человек, которого вы приветствуете, вам не нравится. Это послание на языке тела воспринимается обычно на подсознательном уровне и имеет огромное значение в межличностных отношениях.

Движения размеренные, ровные, без напряжения. Уверенный человек склонен наклонять корпус немного вперед, навстречу другим людям, но голову держит прямо, скорее уверенно, чем в угрожающей манере. Он приближается на удобное для собеседников расстояние, не отдаляясь, но и не вторгаясь в чужое пространство.

Жесты будут соответствовать тональности разговора, не будет слишком аффектированных жестов и манерности. Ладони обычно открыты навстречу собеседнику — это показывает, что человек ничего не скрывает, не так ли?

Визуальный контакт прямой и регулярный, демонстрирующий внимание и интерес к собеседнику.

Тон голоса будет соответствовать ситуации, не слишком громкий и настойчивый, но достаточно ясный, чтобы его хорошо слышали окружающие.

Попытайтесь посмотреть какие-либо телепрограммы с выключенным звуком. Обратите внимание, удается ли вам понять, что происходит. Постарайтесь понять отношения между людьми исключительно по выражению их лиц, движениям, позам, жестам. Вы будете удивлены тем, как много скажет вам все это. Действия зачастую говорят гораздо громче любых слов!

Глава 8. Взаимоотношения

Ранее мы имели возможность убедиться, как уверенность в себе может помочь вам утвердить себя. На самом деле, если вы уверены в себе, трудные ситуации, в которых вам нужно сознательно утверждать себя, становятся более редкими. Вас не воспринимают как легкую добычу и потенциальную жертву, люди вообще начинают видеть вас в позитивном свете. Уверенность в себе возрастает, если вы учитесь тому, как лучше общаться с людьми, кем бы они ни были: друзьями, знакомыми, коллегами, начальниками, клиентами или первыми встречными — даже если это люди, с которыми вы вообще никогда не общались с глазу на глаз.

Самоутверждение — это не одномоментный акт и не набор готовых фраз, которые вы произносите, когда возникает необходимость. Это позитивный, конструктивный и непрерывно развивающийся процесс общения. В течение дня вы взаимодействуете со многими людьми, и в каждой ситуации гораздо легче общаться, если вы умеете выстроить с окружающими те или иные отношения — какими бы мимолетными они ни были.

Вы не обязаны вступать в тесный контакт с каждым встречным, отношения могут быть так же коротки, как случайный разговор. Людям нравятся те, кому нравятся они сами, так что, если вы можете показать — в первые же минуты встречи, — что вы находитесь с этими людьми «на одной волне», они будут склонны тоже испытать к вам симпатию, выслушать вас и проявить уважение. Имеет смысл приложить небольшие усилия и установить взаимопонимание с окружающими. Вам не обязательно особенно любить людей: просто ведите себя так, словно они вам очень нравятся, и вы обнаружите, что общаться с людьми вам станет намного легче.

Соответствие

Если вы в первый раз встретили человека, покажите ему, что вы вполне уверенный в себе человек с помощью открытой позы, улыбки, прямого взгляда в глаза, а также продемонстрируйте умение находить подход к собеседнику и быть приятным. Учитесь быстро определять язык, на котором предпочитает говорить ваш новый знакомый. Он выбирает формальное и серьезное общение или более свободную и непринужденную манеру? Говорит ли он медленно, делая большие паузы между фразами, или его речь тороплива? Его голос громкий или тихий? Каким бы ни был предпочтительный для него стиль общения, адаптируйтесь к нему. Выбирайте слова и выражения, подходящие к ситуации. Ускоряйте или немного замедляйте свою речь, чтобы придерживаться сходного темпа и ритма. Усиливайте или приглушайте в какой-то мере свой голос, чтобы больше соответствовать собеседнику.

Старайтесь, чтобы ваши голоса звучали гармонично. Изменения в вашем собственном стиле должны быть легкими и почти незаметными, чтобы вам самому было комфортно. Для начала выберите какой-то один аспект и попытайтесь проявить большую гибкость в своей манере общения. Когда это станет для вас естественным, постепенно вводите другие элементы. Тренируйтесь в общении с тем, кого вы хорошо знаете, но с кем непросто бывает контактировать. Все мы знаем по меньшей мере одного человека, с которым нам по какой-либо причине бывает трудно поладить. Соответствие создает очень хорошую основу для общения.

Упражнение

Когда вы говорите, вы передаете информацию по нескольким каналам одновременно. Два из них уже упоминались выше: это громкость и скорость речи. Можете ли вы назвать по меньшей мере еще три информационных канала — параметра речи, на которые стоит обратить внимание и по которым надо подстраиваться к собеседнику? Запишите их на отдельном листе бумаги:

1. ______________________________________________________________

2. ______________________________________________________________

3. ______________________________________________________________

4. ______________________________________________________________

5.

6.

Комментарии

Чем в большее соответствие вы приведете свои параметры речи с аналогичными параметрами вашего собеседника, тем глубже будет ваше взаимопонимание.

1. Громкость — является голос вашего собеседника мягким, глухим и тихим или звучным и громким?

2. Скорость — насколько быстро или медленно он говорит?

3. Интонация — какие интонации доминируют в его речи, они уступчивы или напористы? Уверенно или испуганно звучит его голос? Слышится в нем гнев или апатия?

4. Ритм — разделена ли его речь паузами? Предпочитает он говорить быстро или медленно? Его речь мелодична или монотонна? Высота звука — его голос высокий или низкий?

5. Особые характеристики — у него глубокий грудной голос, или, может быть, его голос визгливый и прямолинейный?

Будьте особенно осторожны, потому что, если вы слишком очевидно станете подражать собеседнику — голосу, мимике или акценту, — это может оскорбить его, и взаимопонимание будет разрушено.

Копирование

Вы не обращали внимания на то, как люди, которые достаточно долго и много общаются друг с другом, принимают одинаковые позы? Понаблюдайте за теми, кто, как вы знаете, является друзьями, во время их разговора между собой. Посмотрите, как они копируют движения друг друга, как меняют позы. Зачастую они повторяют жесты и манеры друг друга, словно отражение в зеркале. Это происходит абсолютно подсознательно и естественно. Если вы хотите установить гармоническое соответствие с кем-то, вы можете воспользоваться копированием как весьма эффективным приемом.

Помните, что все это вы делаете, чтобы создать расположение друг к другу. Если вы перестараетесь, то получите результат, противоположный желаемому. Вы должны уважать себя и другого человека и использовать этот прием только во имя конструктивного, позитивного общения, которое будет выгодным для обеих сторон, — но никогда не пытайтесь таким образом манипулировать другими людьми или контролировать их. А потому копирование должно быть легким, ненавязчивым не выходить за рамки того, что удобно лично вам. Изменяйте свою позу слегка, медленно и постепенно, чтобы достичь лучшего соответствия со своим собеседником.

Вы можете заметить такой же эффект зеркального копирования выражения лица. Мы уже говорили, что уверенный в себе человек имеет открытую, приятную, дружелюбную мимику, причем так бывает в большинстве ситуаций. Конечно, в некоторых случаях ваше лицо должно отражать совершенно определенные эмоции: сочувствие, возмущение, решимость и т. п., но, если вы пытаетесь установить равновесие и гармонию в отношениях с кем-либо, очень полезно пройти свою часть пути навстречу человеку, скопировав в некоторой степени его стиль общения.

Например, если у человека мрачное и малоподвижное лицо, он может считать ваше живое выражение лица неприятным, чересчур подвижным, и наоборот. Помните, что людям нравятся те, кому нравятся они сами. Слегка измените свое выражение лица, чтобы в большей мере соответствовать собеседнику, и ваше общение пойдет намного легче.

Зачем тратить силы на то, чтобы копировать собеседника?

«Но почему я должен меняться и адаптироваться к чьему-то чужому стилю, если я могу даже не встретить больше этого человека или если он мне даже не слишком нравится?» Я уже слышу, как вы говорите это.

Причина в том, что уверенный в себе человек знает, что он хочет получить от общения, и работает над достижением поставленной цели, всегда уважая чувства других людей, но не пренебрегая и своими собственными. Добиться желаемых результатов, когда обе стороны будут счастливы и довольны своим взаимодействием, намного проще, если вы уважаете другого человека, испытываете к нему искреннюю симпатию, а к этому можно прийти, установив гармоническое соответствие.

Как уже отмечалось ранее, другой человек с гораздо большей вероятностью будет уважать ваши взгляды и захочет слушать вас, если вы расположены к нему. Поскольку трудно ожидать, что другой человек будет адаптироваться к вашему стилю общения, если вы хотите двигаться вперед, вам придется взять на себя инициативу по ведению игры, а значит, именно вы должны соответствовать собеседнику, копировать его манеры и позы.

Однако, когда вы почувствуете, что баланс установлен, можете постепенно повести человека за собой в желаемом направлении, медленно вовлекая его в ваш собственный стиль. Если вам удастся построить настоящее соответствие, собеседник последует за вами, и вскоре вы заметите, что он начинает подсознательно копировать вас, подражать вам, вашему голосу, позам, жестам и т. д. Вы сможете увидеть, как использовать этот прием, чтобы сделать собеседника более спокойным, менее агрессивным или пассивным.

Взаимоотношения с родственниками

Несмотря на то, что эта книга посвящена прежде всего проблеме развития управленческих навыков, самоутверждению в деловом мире, зачастую оказывается, что гораздо труднее утвердить себя как личность в отношениях с самыми близкими и дорогими людьми, будь то родители, дети, партнеры или другие родственники, так что, вероятно, стоит сказать несколько слов по этому поводу.

Наверное, гораздо труднее быть уверенным в себе человеком по отношению к своему партнеру, потому что в нашем подсознании существует априорная вера в то, что мы можем сказать или сделать все, что угодно, и нас поймут и примут вместе со всеми нашими странностями и слабостями. Вы можете подсознательно ощущать, что партнера не устраивает ваша манера общения, однако будете продолжать так же себя вести.

Ну что же, в конце концов, он ведь может инстинктивно почувствовать, что вы сейчас переживаете, где границы вашего терпения и т. д. — разве не так? Возможно, вы не считаете необходимым думать об обстановке, тщательно подбирать слова, внимательно слушать, ставить себя на место близкого человека и вообще соблюдать правила вежливости, которые являются для вас сами собой разумеющимися в общении с коллегами, начальником или даже случайным знакомым. Едва ли следует удивляться тому, что близкие отношения бывают очень трудными, что атмосфера накаляется, часто возникают конфликты, страдают чувства людей.

На самом деле не менее, если даже не более, важно применять на практике все навыки самоутверждения в общении с близкими людьми, потому что отношения с родственниками, партнерами, любимыми являются наиболее значимыми в нашей жизни. Очень важно хвалить, поддерживать, не принимать все как должное.

Вы должны распространить на своих близких ту вежливость, которая нужна в любой другой ситуации, проявлять внимание, выслушивать то, что они вам говорят. В этих отношениях тоже надо выстраивать гармоничный баланс: дайте знать своим близким, что вы на их стороне, можете понять их точку зрения (даже если вы с ней не согласны).

Очень часто вам необходимо утвердить себя, когда возникает опасность напряженного разговора. Вот несколько советов, что следует делать и чего избегать в общении с родственниками.

Примите решение, чего вы хотите добиться в ходе разговора. Результат должен быть взаимовыгодным, чтобы обе стороны остались в выигрыше и никто не почувствовал себя плохо.

Поставьте себя на место собеседника — «влезьте в его шкуру». Как он или она может чувствовать себя в этой ситуации? Почему он ведет себя именно таким образом?

Внимательно слушайте, поддерживайте прямой визуальный контакт, глаза в глаза, — чтобы лучше понять и слова, и эмоции.

Признавайте существование сильных чувств у вашего собеседника: «Я вижу, что ты расстроен тем, что я сказал» или «Мне кажется, мы словно пытаемся набрать очки в соревновании друг с другом».

Ищите в каждой ситуации светлую сторону.

Поддерживайте собеседника: «Думаю, я понимаю, что ты хочешь сказать».

Используйте такие обороты: «Я бы предпочел…», «Мне нужна твоя помощь в…», «Было бы замечательно, если бы ты…», «Не мог/могла бы ты…». Иногда полезно предварить свою просьбу вступлением: «Мне нужно кое-что обсудить с тобой» или «Не могли бы мы на минуту присесть и поговорить?»

Время от времени хвалите близкого человека: «Ты так точно все понял тогда» или «Я знаю, ты хотел сегодня отдохнуть, спасибо тебе, что помог мне с моими делами».

Допускайте существование других точек зрения: «Я понимаю, что ты можешь видеть эту ситуацию иначе».

Признавайте тот факт, что вы порой можете ошибаться, — причем делайте это вслух!

Не используйте обвинительные фразы вроде: «Думаю, ты меня никогда не слушаешь», «Повторяю…» или «Если бы ты дал мне возможность договорить…».

Откажитесь от убеждения в том, что близкие должны делать все, что вы захотите.

Не ведите себя высокомерно и пренебрежительно по отношению к близким.

Не используйте оскорбительные и осуждающие обороты: «Какого черта ты?..», «Это все твоя вина!» и т. п.

Не критикуйте, если не можете предложить альтернативное решение.

Не вставайте в позу покровителя и, наоборот, не ведите себя как маленький ребенок.

Этот последний момент особенно важен, когда вам нужно вести себя твердо в отношениях с детьми или пожилыми родственниками. Давайте начнем с того, что коротко рассмотрим отношения с детьми.

Если вы прислушаетесь к тому, как многие люди разговаривают с детьми, вам едва ли покажется странным, что они получают в ответ гнев, подавленность или другие формы сопротивления. Если вы говорите нечто вроде: «Делай это, потому что я так сказал!» или «Не имеет значения, что я делаю, ты делай то, что я сказал, — НЕМЕДЛЕННО!» или «Ты, тупица малолетняя!» — может быть, вы и получаете кратковременный ожидаемый результат, то есть повиновение, но такой тип обращения с детьми никогда не бывает эффективным в долгосрочной перспективе.

Если вы так начнете разговаривать с взрослыми людьми, они сразу дадут вам понять, что такой подход является абсолютно неприемлемым, — так почему же ваши дети должны с этим мириться? Гораздо лучше обращаться с детьми как с полноценными человеческими существами — людьми, у которых есть свои чувства, мнения, симпатии и антипатии, взгляды на окружающий мир.

Человек, уверенный в себе, признает это, он может инструктировать, создавать мотивации, вдохновлять и поддерживать хорошее поведение. Речь идет о том, чтобы делать акцент на позитиве. Позитивная формулировка «не сделаешь ли ты?..» гораздо полезнее, чем негативный подход «не смей…». Помните, что поведение, которое вознаграждается, обычно воспроизводится снова, так что если ребенок делает то, что вы одобряете и приветствуете, покажите ему свое отношение, причем и на словах, и на языке тела.

Проявите свой энтузиазм, улыбайтесь, покажите, что вы по-настоящему рады: «Это просто здорово! Ты так хорошо это сделал!» или «Я очень горжусь тем, как ты с этим справился/ справилась». Если вы поступаете так, причем подчеркиваете конкретные детали, которые получились особенно хорошо, объясняете, чем именно вы так гордитесь, вы достигнете гораздо большего, чем приказами. Ребенок научится, как вести себя, и захочет снова заслужить похвалу и награду.

Что касается пожилых родственников, если у вас, скажем, как и у меня, есть родители преклонных лет, вы знаете, что очень легко попасть в ловушку неправильной ролевой модели поведения. Пожилые родственники хотят чувствовать себя желанными и необходимыми, порой им нравится вести себя, как будто они маленькие дети, но если вы говорите с ними как с малышами: «И как мы себя чувствуем?» — они совершенно справедливо возмущаются, поскольку их обижает, что с ними не общаются на равных, как с полноценными взрослыми людьми, не проявляют к ним должного уважения. Так что игнорируйте некоторые странности, проявляющиеся с возрастом, и не забывайте о правилах вежливости, которые вы соблюдаете в общении с посторонними. Очень важно, какие слова вы выбираете, но не менее важно и выражение лица, и интонация, поскольку именно в этом чаще всего кроется причина всех обид, переживаемых пожилыми родственниками.

С другой стороны, нередко в присутствии родителей совершенно взрослые люди начинают вести себя снова как подростки. Вы можете при этом прекрасно ладить с родителями, так что, если все довольны, можно все оставить как есть. Однако если возникает конфликт между вами и вашими родителями, вызванный воспроизведением старых моделей поведения, могут всплыть на поверхность те разногласия и трудности, которые вы переживали в соответствующем возрасте.

Применяйте на практике все те полезные навыки самоутверждения, которые вы освоили при чтении этой книги. Повторяйте себе: «Я — взрослый, ответственный человек, имеющий все права» (глава 3). Активно слушайте и уделяйте родителям возможное внимание (глава 6). Убедитесь, что ваш язык тела соответствует словам, которые вы произносите (глава 7). Обдуманно выбирайте слова и выражения (глава 9). Следите за громкостью и тоном своего голоса (главы 8 и 10). Учитесь говорить «нет», когда это требуется (глава 11). Переучите своих родителей, пусть они привыкнут общаться с вами на основе «взрослый — взрослый».



Страница сформирована за 0.67 сек
SQL запросов: 190