3. 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Тест для исследования личностных особенностей младших школьников разработан Р. Б. Кэттэлом и Р. В. Коаном. В описываемом варианте он содержит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности, функционально независимая природа которых установлена в раде факторно-аналитических исследований. Ниже приводится краткая интерпретация каждой из 12 шкал опросника.
1. ФАКТОР А (холодность — доброжелательность). Высокие оценки свидетельствуют об открытом, общительном, дружественном поведении, низкие — об обособленности, холодности и отчужденности.
2. ФАКТОР С (эмоциональная неустойчивость — стабильность). Высокие оценки свидетельствуют о спокойности, уравновешенности, разумности поведения, низкие — о капризности, непостоянстве, уклонении от трудностей, переменчивости в отношениях и интересах.
3. ФАКТОР D (уравновешенность — возбудимость). Шкала выявляет тенденцию отвечать беспокойством, возбуждением, чрезмерно реагировать на внешнее раздражение. Школьников, получивших по шкале D высокие оценки, легко вывести из рабочего состояния, они обижаются на замечания, беспокойны во сне, бурно реагируют на малейшие неудачи- Низкие оценки характеризуют эмоциональную безмятежность и спокойствие.
4. ФАКТОР Е (покорность — независимость). Ребенок, получивший высшую оценку по шкале, активен, деятелен, настойчив и упрям, при низкой оценке — более послушен. В младшем школьном возрасте упрямство проявляется в стремлении к доминированию, лидерству во время детских игр, хотя большинство способов доминирования еще не освоено. Поэтому высокие оценки по этой шкале часто коррелируют с нарушением поведения и дисциплины, но если стремление к лидерству педагог сумеет использовал» конструктивно, то развитие ребенка может быть весьма успешным.
5. ФАКТОР F (озабоченность — беспечность). Высокая оценка по шкале характеризует оптимизм, живость, самоуверенность, низкая — рассудительность, осторожность и предупредительность. Как показывают исследования, дети, получившие высокую оценку по шкале, чаще воспитываются в прочных, устойчивых семьях, низкую — в неполных или неустойчивых семьях.
6. ФАКТОР G (низкая — высокая добросовестность). Указанная шкала измеряет, в какой мере ребенок включен в систему ценностей, характерную для мира взрослых. Важно отметить, что в период детства оценка по этой шкале сильно зависит от школьного окружения.
7. ФАКТОР Н (робость — смелость). Как и фактор А, фактор Н является компонентом экстраверсии-интроверсии и измеряет степень общительности ребенка. Однако если школьник с высокой оценкой по фактору А общителен потому, что любит находиться среди людей, то школьник с высокой оценкой по шкале Н общителен потому, что легко и смело взаимодействует с людьми. Ребенок с низкой оценкой по шкале Н испытывает чувство неловкости и неуверенности, избегает общения, скопления людей.
8. ФАКТОР I (твердость — мягкосердечность). Высокие оценки по шкале свидетельствуют об утонченности, романтичности, богатом воображении, низкие — о твердости, суровости и мужественности. Исследования показывают, что личностные черты, коррелирующие с высокими оценками по шкале I, проявляются при изнеженном воспитании по типу гиперопеки.
9. ФАКТОР У (энергичность — сдержанность). Школьники с высокой оценкой по шкале склонны держаться обособленно, более индивидуалистичны, критичны и требовательны к другим, в то время как дети с низкой оценкой более свободны в проявлении своих чувств, любят совместные действия, внимание, охотно действуют в согласии с групповыми интересами.
10. ФАКТОР N (наивность — хитрость). Школьники более старших возрастных групп, получившие по шкале N высокую оценку, могут быть охарактеризованы как социально ловкие и расчетливые, с низкой оценкой — как более наивные, сентиментальные и доверчивые. В младшем школьном возрасте специфическое выражение данного фактора более сложно. Ребенок с более высокой оценкой по шкале может производить впечатление более знающего особенности характера близких ему взрослых, лучше умеющего пользоваться их слабостями в личных целях, чем ребенок с низкой оценкой.
11. ФАКТОР О (самоуверенность — подавленность). Этот фактор наиболее всего коррелирует с проявлением психических нарушений. Высокие оценки по фактору О могут являться следствием невроза, депрессии или психической травмы.
12. ФАКТОР Q4 (расслабленность — напряженность). Высокая оценка по шкале свидетельствует о возбуждении, суетливости, немотивированном беспокойстве. Низкая — о спокойствии, вялости, полной самоудовлетворенности.
Имеются два варианта текста адаптированного модифицированного варианта детского личностного вопросника Кеттела для мальчиков и два для девочек. Но так как текст для мальчиков и для девочек различается лишь окончанием, то здесь приводятся первый вариант для мальчиков, а второй — для девочек. В случае-необходимости, окончания в них можно изменить соответствующим образом.
ВАРИАНТ 1 (для мальчиков)