3. 2. ОЦЕНКА ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
3. 2. 1. Оценка устойчивости внимания
Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.
Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк «корректурной пробы» и суть задания разъясняет по следующей инструкции:«На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «в» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.
При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой — ключом к тесту.
Из протокола занятия в психологический паспорт школьника вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за десять мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся_______________ Класс_____ Дата______
Возраст________________ Пол_
Показатели Количество просмотренных за 10 мин букв
|
Результаты
|
Количество правильно вычеркнутых букв
|
|
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть
|
|
Точность выполнения задания, %
|
|
Оценка точности, баллы
|
|
Оценка продуктивности, баллы
|
|
Оценка устойчивости внимания, баллы
|
|
3. Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 мин , и точность, вычисленная по формуле
где К — точность, n — количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m — количество правильно вычеркнутых во время работы букв.
4. С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания, необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью табл. 3, полученной путем обычного шкалирования.
Таблица 3. Оценка устойчивости внимания в баллах
Продуктивность
|
Точность
|
Продуктивность
|
Точность
|
||||
знаки
|
баллы
|
%
|
баллы
|
знаки
|
баллы
|
%
|
баллы
|
менее 101 Г
|
1
|
менее 70
|
1
|
2660-2825
|
16
|
84-85
|
12
|
1010-1175
|
3
|
70-72
|
2
|
2825-2990
|
17
|
85-87
|
13
|
1175-1340
|
5
|
72-73
|
3
|
2990-3155
|
18
|
87-88
|
14
|
1340-1505
|
7
|
73-74
|
4
|
3155-3320
|
19
|
88-90
|
15
|
1505-1670
|
9
|
74-76
|
5
|
3320-3485
|
20
|
90-91
|
16
|
1670-1835
|
10
|
76-77
|
6
|
3485-3650
|
21
|
91-92
|
17
|
1835-2000
|
11
|
77-79
|
7
|
3650-3815
|
22
|
92-94
|
18
|
2000-2165
|
12
|
79-80
|
8
|
3815-3980
|
23
|
94-95
|
19
|
2165-2330
|
13
|
80-81
|
9
|
3980-4145
|
24
|
95-96
|
20
|
2330-2495
|
14
|
81-83
|
10
|
4145-4310
|
25
|
96-98
|
21
|
2495-2660
|
15
|
83-84
|
11
|
более 4310
|
26
|
более 98
|
22
|
5. Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле
А = В + С, где В и С — балльные оценки продуктивности и точности соответственно.
Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания » шкальные оценки по табл. 4.
Таблица 4. Шкала перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки
Шкальные оценки
|
Устойчивость внимания
|
Переключение внимания
|
Объем внимания
|
Шкаль ные оценки
|
Устойчичивость внимания
|
Переключечение внимания
|
Объем внимания
|
19
|
более 50
|
более 217
|
менее 115
|
9
|
25-27
|
172-182
|
215-235
|
18
|
— |
— |
— |
8
|
23-24
|
158-172
|
235-265
|
17
|
48-49
|
214-217
|
115-125
|
7
|
20-22
|
149-158
|
265-295
|
16
|
46-47
|
211-214
|
125-135
|
6
|
16-19
|
142-149
|
295-335
|
15
|
44-45
|
208-211
|
135-145
|
5
|
14-15
|
132-142
|
335-375
|
14
|
39-43
|
205-208
|
145-155
|
4
|
12-13
|
122-132
|
375-405
|
13
|
36-38
|
201-205
|
155-165
|
3
|
9-11
|
114-122
|
405-455
|
12
|
34-35
|
195-201
|
165-175
|
2
|
—
|
110-114
|
—
|
11
|
31-33
|
189-195
|
175-195
|
1
|
—
|
—
|
—
|
10
|
28-30
|
182-189
|
195-215
|
0
|
менее 9
|
менее 110
|
более 455
|