УПП

Цитата момента



Чем лучше джип, тем дальше идти за трактором.
А какой вы проходимец?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Мои прежние мысли были похожи на мысли макаки, которая сидит в клетке и говорит:
— Если они там за решеткой такие умные, как ты говоришь, почему я этого не знаю? Почему они не демонстрируют? Почему нам не объясняют? Почему нам не помогают, то есть не дают целую гору бананов?

Мирзакарим Норбеков. «Где зимует кузькина мать, или как достать халявный миллион решений»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4469/
Весенний Всесинтоновский Слет-2010

Таблица 13

Уровень тревожности

 

Группа учащихся

 

Уровень различных видов тревожности (в баллах)

 

Класс

 

Пол

 

Общая

 

Школьная

 

Самооцен

 

Межличн.

 

1. Нормаль

 

8

 

Ж

 

30-62

 

7-19

 

11-21

 

7-20

 

ный

 

 

 

м

 

17-54

 

4-17

 

4-18

 

5-17

 

 

 

9

 

ж

 

17-54

 

2-14

 

6-19

 

4-19

 

 

 

 

 

м

 

10-48

 

1-13

 

1-17

 

3-17

 

 

 

10

 

ж

 

35-62

 

5-17

 

12-23

 

5-20

 

 

 

 

 

м

 

23-47

 

5-14

 

8-17

 

5-14

 

2. Несколько

 

8

 

ж

 

63-78

 

20-25

 

22-26

 

21-27

 

повышенный

 

 

 

м

 

55-73

 

18-23

 

19-25

 

18-24

 

 

 

9

 

ж

 

55-72

 

15-20

 

20-26

 

20-26

 

 

 

 

 

м

 

49-67

 

14-19

 

18-26

 

18-25

 

 

 

10

 

ж

 

63-76

 

18-23

 

24-29

 

21-28

 

 

 

 

 

м

 

48-60

 

15-19

 

18-22

 

15-19

 

3. Высокий

 

8

 

ж

 

79-94

 

26-31

 

27-31

 

28-33

 

 

 

 

 

м

 

74-91

 

24-30

 

26-32

 

25-30

 

 

 

9

 

ж

 

73-90

 

21-26

 

27-32

 

27-33

 

 

 

 

 

м

 

68-86

 

20-25

 

27-34

 

26-32

 

 

 

10

 

ж

 

77-90

 

24-30

 

30-34

 

29-36

 

 

 

 

 

м

 

61-72

 

20-24

 

23-27

 

20-23

 

4. Очень

8

 

ж

 

более 94

 

более 31

 

более 31

 

более 33

 

высокий

 

 

 

м

 

более 91

 

более 30

 

более 32

 

более 30

 

 

 

9

 

ж

 

более 90

 

более 26

 

более 32

 

более 33

 

 

 

 

 

м

 

более 86

 

более 25

 

более 34

 

более 32

 

 

 

10

 

ж

 

более 90

 

более 30

 

более 34

 

более 36

 

 

 

 

 

м

 

более 72

 

более 24

 

более 27

 

более 23

 

5. «Чрезмерное

8

 

ж

 

менее 30

 

менее 7

 

менее 11

 

менее 7

 

спокойствие

 

 

м

 

менее 17

 

менее 4

 

менее 4

 

менее 5

 

 

9

 

ж

 

менее 17

 

менее 2

 

менее б

 

менее 4

 

 

 

 

 

м

 

менее 10

 

 

 

менее 3

 

 

 

10

 

ж

 

менее 39

 

менее 5

 

менее 12

 

менее 5

 

 

 

 

 

м

 

менее 23

 

менее 5

 

менее 8

 

менее 5

 

 

Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определялся, исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадратическое отклонение от результатов группы.

Особого внимания требуют прежде всего учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п.

Последние случаи представляются наиболее существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер. Следствием всего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т. п. , выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволяют преодолеть эту неуспешность, то во втором — на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности. А это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности достаточно общие, вне зависимости от реальных ее причин.

Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.

Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим. Школа не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся прежде всего вследствие большого числа всевозможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.



Страница сформирована за 0.56 сек
SQL запросов: 190