4. 2. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
С этой целью можно использовать методику — «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.
Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее в группе.
На первой странице бланка указывается фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования. Инструкция. На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 1,2,3, 4. Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру — 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру — 1.
Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру — 2
Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру — 3 Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру — 4 Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.
ТЕКСТ МЕТОДИКИ
Пример: Перейти в новую школу
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1. Отвечать у доски
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
2. Пойти в дом к незнакомым людям
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
4. Разговаривать с директором школы
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5. Думать о своем будущем
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
9. Пишешь контрольную работу
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
10. После контрольной учитель называет отметки
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
11. На тебя не обращают внимания
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
12. У тебя что-то не получается
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
13. Ждешь родителей с родительского собрания
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
14. Тебе грозит неудача, провал
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
15. Слышишь за своей спиной смех
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
16. Сдаешь экзамены в школе
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
17. На тебя сердятся (непонятно почему)
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
18. Выступать перед большой аудиторией
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
19. Предстоит важное, решающее дело
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
20. Не понимаешь объяснений учителя
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
21. С тобой не согласны, противоречат тебе
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
22. Сравниваешь себя с другими
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
23. Проверяются твои способности
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
24. На тебя смотрят как на маленького
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
27. Оценивается твоя работа
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
2 8. Думаешь о своих делах
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
29. Тебе надо принять для себя решение
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
30. Не можешь справиться с домашним заданием
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Методика включает ситуации трех типов:
1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
2) ситуации, актуализирующие представление о себе;
3) ситуации общения.
Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 12.