УПП

Цитата момента



Ругань — это обыденный мордобой. Вы в этом участвуете?
Специалист по рукопашному бою

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Пришел однажды к мудрецу человек и пожаловался на то, что, сколько добра он не делает другим людям, те не отвечают ему тем же, и потому нет никакой радости в его душе:
— Я несчастный неудачник, — сказал человек, вздохнув.
— Ты в своей добродетели, — сказал мудрец, — похож на того нищего, который хочет умилостивить встречных путников, отдавая им то, что необходимо тебе самому. Поэтому и нет радости ни им от таких даров, ни тебе от таких жертв…

Александр Казакевич. «Вдохновляющая книга. Как жить»

Читайте далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2010

Однако даже успешное преодоление всех пяти указанных выше фильтров еще не означает, по Удри, окончательного принятия решения о вступлении в брак. Последний, шестой фильтр — фильтр социальной готовности к заключению брака. «Социальные часы» как система социальных ожиданий в отношении возрастного и социального статуса молодого человека, вступающего в брак, определены исторической эпохой, культурными и национальными традициями, принадлежностью к той или иной социальной группе [Neugarten, 1977]. С учетом критерия фертильности и требований социальной зрелости оптимальный «брачный период» в современном обществе — от 20 до 30 лет. У мужчин «социальные часы», определяющие время заключения брака, 27—28 лет, у женщин «время ИКС» наступает значительно раньше — в 22—23 года. Тендерное несовпадение «социальных часов» задает некоторую противоречивость брачных интересов и является одной из причин того, что инициатором заключения брака все чаще выступают именно женщины, связывающие свою судьбу в браке с ровесниками, а не с мужчинами старшего возраста. Примерный возраст вступления в брак в современной России составляет 20—24 года у женщин и 25—29 лет у мужчин. В последние годы наметилась тенденция к более позднему заключению брака как у мужчин, так и у женщин, что отражает рост их карьерной и профессиональной направленности. Эта тенденция дополняется другой — поляризацией возраста молодых людей, впервые вступающих в брак, — сдвигом либо к 20, либо к 30 годам.

Наряду с отмеченными выше тендерными различиями «социальных часов» можно говорить о межполовых различиях в выборе стратегий поиска брачного партнера. Стратегии эти обусловлены различными установками и мерой ответственности полов за реализацию функции воспроизводства рода и родительства [Lampert, 1997]. Р. Докинз [Dawkins, 1976] выделяет две стратегии поиска брачного партнера:

          1) стратегию целенаправленного тщательного подбора партнера в соответствии с критериями ответственности и заботы — «поиск отца (матери) своих детей». Здесь выбор партнера выступает как поиск надежного спутника жизни, партнера в создании родительского дома (уютного гнезда для будущего потомства). Эта стратегия более характерна для женщин, чем для мужчин;

          2) стратегию выбора «настоящего мужчины (настоящей женщины)». В этом случае критерием подбора партнера становится соответствие его качеств представлениям субъекта выбора об идеале мужчины или женщины. Подобная стратегия реализуется как мужчинами, так и женщинами, но преобладает у женщин.

Немалое значение при выборе партнера имеет и возрастной фактор. Учитывая описанную выше модель фильтров, можно предположить, что оптимальное различие в возрасте между супругами не должно выходить за пределы когорты, поскольку когортные различия в мировоззрениях, установках, ценностях, отношении к семье могут составить неразрешимую проблему на этапе взаимной адаптации и выработки общего семейного уклада. Выбор партнера значительно превосходящего по возрасту, определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются модель родительского супружества; доминирование мотива, реализующего потребность в безопасности; опыт общения со значительно более старшими сиблингами и их сверстниками. Модель комплементарности выбора основывается либо на принципе дополнительности потребностей партнеров, либо компенсации собственных «слабостей и недостатков» — партнер выгодно отличается теми качествами и свойствами, которые человек желал бы видеть у себя, но не обладает ими.

§ 6. Типология семьи

Критериями типологии семьи являются: ее состав; стаж супружеской жизни; количество детей; место и тип проживания; особенности распределения ролей, главенства и характер взаимодействия; профессиональная занятость и карьера супругов; социальная однородность; ценностная направленность семьи; особые условия семейной жизни; характер сексуальных отношений.

В зависимости от состава семьи выделяют нуклеарную, расширенную, неполную и функционально неполную семьи.

Нуклеарная (ядерная) семья — это супруги и их дети. Если семья бездетна, то состав нуклеарной семьи ограничивается супругами. Нуклеарная семья — типичный вид семьи XX в., сменивший патриархальную семью, включающую несколько поколений близких и дальних родственников, объединенных общностью территориальной и экономических интересов.

Расширенная нуклеарная семья — нуклеарная семья, дополненная прародителями и, возможно, другими близкими (по интенсивности общения и взаимодействия) родственниками (сиблинги супругов, дяди и тети, т.е. сиблинги прародителей, и т.д.).

Неполная семья — семья, в которой из-за развода или смерти отсутствует один из супругов. Типичный вариант неполной семьи — это мать с ребенком (детьми). Характер функционирования неполной семьи в значительной степени зависит от причины отсутствия второго супруга. Так, разведенный супруг по-прежнему сохраняет свою родительскую роль, роль «кормильца», и принимает участие в материальном обеспечении детей. Однако умерший отец окружен в семье ореолом уважения и любви, в то время как разведенный в большинстве случаев подвергается открытому или молчаливому осуждению, а его встречам с ребенком мать нередко чинит препятствия. Еще одним видом неполной семьи является «материнская семья», в состав которой входят мать и ребенок, (дети), рожденные вне брака по сознательному намерению матери. Таким образом, наиболее типичный, вариант неполной семьи — это вариант семьи без отца. Неполная семья в силу ролевой перегрузки оставшегося ее члена должна быть включена в группу риска.

Функционально неполная семья — нуклеарная семья (полная по формальному составу), в которой один из супругов не может постоянно выполнять свои функции. Причины, препятствующие реализации супругом своих семейных ролей, могут быть различны: тяжелое или хроническое заболевание, специфика профессиональной деятельности, длительное отсутствие. Люди определенных профессий, сопряженных с длительными командировками (геологи, военные моряки, машинисты, летчики, проводники), вахтовым методом труда (нефтяники, строители, полярники), нестандартным и «рваным» временным графиком и высоким уровнем эмоциональной напряженности труда (артисты, работники радио и телевидения, врачи «скорой помощи» и больниц, учителя), не всегда могут в полной мере реализовать себя в жизни семьи. Функционально неполная семья также должна быть отнесена к группе риска, а психологическая помощь ей направлена на разумное планирование функциональных обязанностей и поиск путей гармоничного сочетания самореализации личности в профессиональной деятельности и семье.

Смешанная семья — семья, в которой место одного (или обоих) супругов занимает другой член семьи. Примером может быть семья, включающая бабушку, дедушку и внука, родители которого умерли либо находятся в разводе и каждый проживает отдельно, или семья, в которой тетя одна воспитывает племянника, и т.д.

В зависимости от семейного стажа супружеской жизни выделяют: семью молодоженов (семья «медового месяца»); молодую семью (от полугода—полутора лет до рождения детей); семью, ждущую ребенка; семью среднего супружеского возраста (от 3 до 10 лет совместного проживания); семью старшего супружеского возраста (10—20 лет супружеского стажа) и, наконец, пожилые супружеские пары (супруги, воспитавшие взрослых детей, создавших собственные семьи, и реализующие в настоящем семейные роли бабушек и дедушек) [Зацепин, 1991].

В зависимости от количества детей семьи подразделяются на бездетные, однодетные, малодетные и многодетные. Бездетными считают семьи, в которых в течение 8—10 лет после заключения брака при условии фертильного возраста супругов не появляется ребенок. Причинами отсутствия детей в семье могут быть как медико-биологические факторы так и нежелание супругов иметь детей. Отметим, что в настоящее время преобладают социальные и психологические причины роста бездетных семей. Последние традиционно зачисляются в группу риска. Невозможность реализовать стремление к материнству и отцовству, незавершенность личностной идентичности нередко инициирует создание новой семьи тем супругом, для которого отсутствие детей является серьезной семейной проблемой. С другой стороны, высокий удельный вес разводов в бездетных семьях может быть вызван дисгармоничностью собственно супружеских отношений. В этом случае отказ иметь детей, напротив, является не причиной, а следствием трудностей отношений супругов. Однодетные и малодетные семьи доминируют в демографическом раскладе современных российских семей, особенно городских. Многодетной, соответственно, сегодня называют семью, имеющую трех и более детей. Многодетная семья является по статистике наиболее устойчивой к разводам.

По месту проживания выделяют городские, сельские семьи и семьи, проживающие в отдаленных районах. Различаются они стилем жизни, семейным укладом, характером социальной занятости супругов и ролевой структурой, уровнем и образом потребления, наконец характером осуществления воспитательной функции. Например, семьи, проживающие в отдаленных районах, бывают вынуждены отправлять своих детей на учебу в школы-интернаты, что влечет за собой продолжительную разлуку с родителями и депривацию родительской заботы и протекции.

Критерий типа проживания позволяет выделить патрилокальную, матрилокальную и неолокальную семьи. Патрилокальный тип семьи определяет место жительство жены в доме мужа после замужества. Матрилокальный характеризуется проживанием семьи в доме жены. В наше время наиболее распространенным является неолокальный тип проживания, при котором нуклеарная семья стремится к отдельному от родителей и других родственников проживанию. Сегодня все чаще стала встречаться еще одна форма проживания супругов — годвин-брак, предполагающий раздельное проживание супругов. Такой тип брака получил название по имени одного из активных сторонников такой формы проживания — У. Годвина, утверждающего, что совместное проживание супругов есть зло, препятствующее полному личностному развитию каждого из них в силу различий их потребностей, интересов и склонностей [Ощепкова, Эпштейн, 1995].

В зависимости от особенностей распределения ролей, главенства и характера взаимодействия выделяют традиционную, авторитарную, эгалитарную, демократическую семьи.

Традиционная авторитарная семья характеризуется единоличным главенством супруга авторитарного типа и традиционным распределением семейных ролей с четкой дифференциацией ролей мужских и женских. Авторитарная семья может быть как патриархального типа (единоличное главенство принадлежит мужу), так и матриархального (главой семьи является жена).

Эгалитарная семья (равноправная, эквивалентная) — семья без главенства и четкого распределения ролей и обязанностей, с аморфной, неоформленной ролевой структурой. Как правило, эгалитарная семья — это молодые супруги без детей. Рождение детей требует от супругов структурирования позиций и распределения ролей, поэтому на смену эгалитарному типу приходит традиционный или демократический.

Демократическая (партнерская) семья характеризуется равноправием супругов, совместным главенством с разделением функций, гибкостью в распределении ролей и обязанностей и готовностью к изменению ролевой структуры на основе учета интересов каждого из партнеров и семьи в целом.

По критерию профессиональной занятости и карьеры супругов можно выделить семью полной занятости, где в общественном производстве заняты оба супруга; семью частичной занятости, где работает один из супругов, как правило, муж; семью пенсионеров, где оба супруга не работают, и, наконец, так называемую двухкаръерную семью, в которой ценности карьеры и профессиональной самореализации значимы для обоих супругов и признаются в равной мере приоритетными как для самого себя, так и для супруга. Такая семья представляет собой тип молодой семьи, обусловленный процессами изменения места женщины в производстве и социально-политической жизни общества.

Очевидно, что только карьерная мотивационная направленность еще не гарантирует возможности существования и функционирования двухкарьерной семьи. Необходимы следующие дополнительные условия:

  • наличие в семье эмоционально позитивных отношений любви, принятия, уважения и равноправия между супругами;
  • разделенная супругами общность ценностей, в том числе ценностей профессионального и карьерного роста;
  • особый вид профессий, прежде всего творческих (наука и искусство), позволяющих обеспечить, с одной стороны, наиболее полную самоактуализацию личности, а с другой — не стесненные жесткими временными рамками условия профессиональной деятельности (гибкий график работы, возможности использования выходных дней, работа дома);
  • отложенное по взаимному согласию супругов родительство, позволяющее обоим завершить профессиональное образование и реализовать первые карьерные планы;

наличие ресурсов функционирования и поддержки семьи (помощь прародителей — бабушек и дедушек — в воспитании детей, хорошее физическое здоровье и устойчивость к перегрузкам).

В зависимости от социальной однородности, т.е. от принадлежности супругов к одному или близкому социальному слою, общности образовательного и культурного ценза, близости профессий по интеллектуальной, аффективной, социальной «нагруженночсти», разделяют социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные) семьи. Социально гетерогенные семьи менее устойчивы, супружеские отношения нередко строятся здесь по принципу доминирования — подчинения, нарушается взаимопонимание, достаточно высока конфликтность.

Критерий ценностной направленности семьи позволяет выделить такие типы семей, как детоцентристская и личностно-центристская, семья «потребления», психотерапевтическая («семья-отдушина», по А.Н. Обозовой), семья «здорового образа жизни», семья «тщеславия», спортивно-походная (семья «бивуачного типа», по В.И. Зацепину), «интеллектуальная».

Воспитание детей, личность ребенка, забота о нем составляют приоритетную ценность функционирования детоцентристской семьи. Личностно-центристская видит главное предназначение семьи в создании условий личностного роста и самореализации каждого из членов семьи; супружество рассматривается здесь в первую очередь как свободный духовный союз автономных личностей. Семья «потребления», реализующая модус «иметь» (Э. Фромм), направлена на накопительство и создание благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения прагматических потребностей. Супружество здесь — партнерство, основанное на получении взаимной выгоды, когда каждый член семьи стремится «урвать самый привлекательный кусок семейного пирога», пусть даже и за счет интересов других. Психотерапевтическая семья высшей ценностью почитает взаимопонимание, эмоциональную поддержку, удовлетворение потребности в любви, привязанности и безопасности своих членов. Здесь каждый может быть уверен в том, что его выслушают, поймут и примут. Семья «здорового образа жизни» концентрирует внимание на здоровье, правильном режиме дня, питания, отдыха, чистоте и порядке, разумной и «здоровой» организации семейного быта. Семья «тщеславия» ведет борьбу за социальной статус, престиж, продвижение по лестнице достижений, ложно понимаемого успеха и признания. «Быть лучшим», принятым в высших кругах — главная цель такой семьи. Ее- ли кто-то из членов семьи «не вписывается» в заданный стандарт успеха, то от него безжалостно избавляются. Например, развод может быть обусловлен стремлением мужа подобрать себе новую спутницу жизни, отвечающую его карьерным планам, а жена подбирает себе нового мужа в соответствии с новыми модными веяниями, касающимися рода занятий, внешности, принадлежности к определенному кругу. В центре внимания спортивно-походной, бивуачной семьи интерес к новому, походы, путешествия, проведение досуга. Бытовая сторона семейной жизни неинтересна и незначима для такой семьи. Для «интеллектуальной семьи» приоритетны ценности интеллектуальные — познание, образование, посещение музеев, чтение книг, обмен интеллектуальной информацией, поощрение увлечений и интересов членов семьи, стимулирующих умственный и творческий рост.

Особые условия семейной жизни приводят к созданию семей студенческих (незавершенность решения задачи приобретения профессии и материальная зависимость от прародительской семьи) и дистантных. Дистантные семьи отличаются тем, что в их жизнедеятельности длительное время отсутствует одно из важнейших условий семьи — совместное проживание. Образование дистантных семей связано с особым типом профессий и «вахтовым» методом труда. Дистантные семьи являются функционально неполными и образуют группу риска.

В зависимости от характера сексуальных отношений выделяют два типа семей, выходящих за пределы принятого социокультурного стандарта: открытую и гомосексуальную.

Открытая семья характеризуется открытыми в отношении возможностей установления сексуальных связей границами для обоих супругов. Такая семья представляет собой современный вариант полигамного брака, где сохранена лишь одна семейная функция — сексуальная и отброшены все остальные, но в отличие от полигамного брака здесь признается право обоих супругов на свободные от ограничений сексуальные отношения. Свингерство, как обмен брачными партнерами в пределах объединения нескольких семей, на фоне укрепления социального престижа семьи и возрастания угрозы СПИДа в последнее время утрачивает свою популярность.

Гомосексуальная семья — это устойчивое длительное сожительство однополых партнеров, характеризующееся высокой избирательностью и эмоциональной насыщенностью отношений. Возникновение и легализация таких семей связаны с либерализацией общества и ростом терпимости к гомосексуальному поведению. Одна их серьезных проблем гомосексуальной семьи — рождение и воспитание детей, в частности проблема адекватного объяснения ребенку, чем отличается его семья от остальных, необходимого для обеспечения принятия им такой формы брачных отношений и формирования традиционной полоролевой ориентации.

Альтернативными брачному союзу формами существования являются одиночество, сожительство, гражданский брак и пробный брак.

Одиночество может выступать в двух формах — в форме осознанного предпочтения личностью жизнедеятельности вне брачного союза и в форме вынужденного одиночества. Известно, что чередование периодов активного межличностного общения и периодов уединения является необходимым условием функционирования человека. Однако в случаях осознанного одиночества речь идет о личностном выборе человека в контексте целей всего жизненного пути (или, во всяком случае, достаточно продолжительного его этапа), а не о кратковременном периоде. По мнению А. У. Хараша, осознанное и принятое одиночество характеризует направленность человека на самопознание и общение с самим собой как индивидуальным уникальным субъектом в условиях высокого уровня развития коммуникативной деятельности и умения общаться с самим собой как партнером. Такое понимание смыкается с трактовкой одиночества в контексте проблемы осознания личностью своего подлинного Я в рамках гуманистического подхода (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Сатир). В аналитической психологии (К.Г. Юнг) предпочтение человеком одиночества также связывается с процессом индивидуации личности и развитием самости. Таким образом, одной из причин предпочтения одиночества как модели жизни может стать фокусирование субъекта на задачах самопознания и саморазвития, когда коммуникация с самим собой и активная творческая деятельность становятся достаточным основанием для успешного их решения. В психоаналитическом подходе причины одиночества усматриваются в специфических чертах характера человека, низком уровне развития потребности в общении и установлении межличностных отношений, нереализованной потребности в близости (Э. Эриксон, С. Г. Салливен), выборе жизненной стратегии «движения от людей» (К. Хорни). В когнитивистском подходе в качестве причин осознанного одиночества выступают когнитивные модели, «оправдывающие» одиночество как предпочтительную форму жизнедеятельности либо препятствующие осознанию самого факта одиночества (теория каузальной атрибуции). Страх и социальная тревога, обусловленные негативным опытом отвержения и пренебрежения со стороны значимого социального окружения, непереработанный опыт «несчастной любви» также могут стать основой личного предпочтения одиночества браку. Причинами вынужденного одиночества могут быть низкая коммуникативная компетентность личности, препятствующая установлению близких межличностных отношений; ограниченность социальных и межличностных связей (узость «рынка женихов и невест»); внешние ограничения и запреты на заключение брака с избранником; нарушения в развитии эго-идентичности, приводящие к культивированию элитаризма, кастовости, изоляции и тенденции отвержения (Э. Эриксон); неадекватная и искаженная Я-концепция (К. Роджерс).

Наряду с традиционными, юридически узаконенными формами брака все большее распространение получают такие формы партнерства, как сожительство и гражданский брак. Распространение в современном обществе сожительства, например в форме пробного брака, обусловлено социокультурными особенностями юношеского возраста и ранней молодости. Постиндустривальное общество характеризуется все большим разрывом между социокультурной зрелостью молодого человека в области «потребления», а также в социальных и сексуальных отношениях, с одной стороны, и экономической зрелостью, с другой. Увеличение продолжительности периода получения образования и отсрочка начала профессиональной деятельности обусловливают предпочтение молодыми людьми формы сожительства и отсрочки в принятии всей полноты ответственности за семью и воспитание детей.

Различия между пробным браком, сожительством и гражданским браком состоят, во-первых, в продолжительности и стабильности совместного проживания и, во-вторых, в характере социальной презентации отношений. Функция пробного брака — ролевое экспериментирование, моделирование совместной семейной жизни, установление взаимопонимания и сотрудничества партнеров. Пробный брак сравнительно недолог: отношения либо прерываются, либо заключается официальный брак. Общественное отношение к пробным бракам положительное — в них усматривается возможность профилактики и предупреждения разводов как следствия недостаточно обдуманных браков. В Швеции добрачное сожительство приобретает статус признанного социального института. Нередко законный брак заключается после рождения ребенка, и даже второго.

В случае сожительства продолжительность совместного проживания может быть относительно невелика и сопровождаться неоднократными разъездами и воссоединениями, семейные роли в рамках сожительства недостаточно определены,, ролевая структура аморфна, границы такой «семьи» расплывчаты и нечетки, пара публично признает отсутствие брачных обязательств. Вариантом такой формы сожительства является экстерриториальный союз, при котором партнеры не проживают совместно, а сходятся на определенный период, сохраняя стабильность избирательности своих отношений продолжительное время. Гражданский брак характеризуется длительностью и стабильностью отношений, наличием достаточно структурированной ролевой системой; в значительном числе случаев пара, проживающая в гражданском браке, воспитывает детей, рожденных в этом союзе, границы которого достаточно определенны. Партнеры публично признают свои отношения, настаивая на осознанном предпочтении избранной ими формы союза. В выполненном В.В. Кондратьевой [2000] под нашим руководством исследовании психологических особенностей внутрисемейных отношений в гражданском браке было показано, что в основе гражданского брака в большинстве случаев лежит психологическая неготовность партнеров принять в полной мере ответственность за семью. Главной причиной предпочтения такого брака партнеры считают взаимное доверие и уважение, которое, с их точки зрения, подвергается сомнению самим фактом юридического его оформления. В качестве других причин предпочтения гражданского брака респонденты указывают нежелание принятия обязательств, «пробный» характер такого союза («чтобы лучше понять друг друга» и т.д.), стремление к открытости отношений и возможность беспрепятственной смены партнера. Респонденты, состоящие в гражданском браке, не видят существенных различий ни в ролевой структуре семьи, ни в положении детей, ни в характере эмоциональной связи, считая гражданский брак эквивалентной формой семейного союза. В истории своих отношений респонденты выделяют добрачный, «романтичный» период и собственно период гражданского брака. Перспективы юридического оформления брака лицам, состоящим в гражданском браке, часто представляются маловероятными. В случае же отношения к гражданскому браку как к браку «отложенному» причины отсрочки заключения узаконенного брака называются следующие:

  • отсутствие финансово-экономической и социальной независимости партнеров (молодые люди 20—27 лет);
  • отсутствие полной уверенности в правильности выбора партнера, наличие скрытых конфликтов и несогласованности ценностей и убеждений, сохранение права на продолжение поиска брачного партнера. Гражданский брак рассматривается как отложенное решение об избранности и исключительности партнера. Очевидно, что в этом случае прогноз гражданского брака с высокой долей вероятности оказывается неблагоприятным;
  • противоречивое отношение партнеров к гражданскому браку (один из партнеров рассматривает гражданский союз как оптимальную форму брака и не считает нужным ее менять, другой — как период подготовки к вступлению в «настоящий» брак);
  • влияние истории прародительской семьи в форме двух стратегий построения семьи — стратегии избегания и стратегии принятия образца ее семейных отношений. В случае стратегии избегания предпочтение гражданского брака представляет собой протестную реакцию и проявление негативизма в отношении семейного уклада прародительской семьи. Стратегия его принятия представляет собой неосознанное/осознанное повторение модели родительских отношений.

Другой формой гражданского брака стала «семья-конкубинат» (М. Босанац), в которой мужчина, находясь в официальном браке, параллельно сохраняет устойчивый параллельный союз с другой женщиной, чаще всего имея в гражданском браке одного или нескольких детей. При этом он реализует всю полноту прав и обязанностей в обоих брачных союзах. Отметим, что достаточно часто обе партнерши осведомлены о наличии параллельной семьи.

Вопросы и задания

  1. Как менялось значение функций семьи в ходе исторического развития общества?
  2. Назовите основные этапы развития брачно-семейных отношений в истории общества.
  3. Дайте сравнительную характеристику патриархальной, детоцентристской и супружеской семей. Какая из них является оптимальной формой организации отношений?
  4. Какие тенденции развития семьи в современном обществе представляются вам позитивными и почему? Какие тенденции вызывают тревогу? Обоснуйте свой ответ.
  5. Какие неотложные меры по укреплению института семьи, по вашему мнению, необходимо предпринять? Какую роль вы отводите психологической помощи и поддержке семьи?
  6. Согласны ли вы с утверждением, что семья переживает глубокий кризис? А с тем, что семья изжила себя как социальный институт? Обоснуйте свой ответ. В чем причины кризиса, переживаемого современной семьей?
  7. Какие мифы о семье сегодня популярны? Назовите аргументы «за» и «против».
  8. В чем состоят специфические особенности современной российской семьи?
  9. Назовите основные закономерности развития семьи на протяжении ее жизненного цикла.
  10. Что понимается под нормативными кризисами в развитии семьи? Каково их психологическое содержание?
  11. Каковы факторы риска деструкции и распада семьи на каждой из стадий ее жизненного цикла? Факторы ее жизнестойкости?
  12. Перечислите основные мотивы вступления в брак. Какие из них наиболее адекватны задачам создания семьи? Какие обусловливают трудности семейной жизни?
  13. Какая теоретическая модель выбора брачного партнера представляется вам наиболее обоснованной? Составьте «программу выбора брачного партнера», которая обеспечила бы вам успех на «ярмарке невест/женихов».
  14. Реконструируйте историю знакомства и создания семьи на основе беседы с известной вам семьей. Что, по-вашему, является фактором риска и что — устойчивости для ее будущего? Почему?
  15. На основе интервью составьте характеристику семьи респондента. Охарактеризуйте вашу собственную семью в соответствии с приведенными критериями типологии.

Страница сформирована за 0.73 сек
SQL запросов: 190