Е. Предупреждение общественной и культурной депривации
В главе о психической депривации вследствие недостатка стимулов из широкой общественной среды мы привели три депривационные ситуации: а) ребенок изолирован от широкого общества из-за какого-либо дефекта органов чувств или физического дефекта, б) ребенок в общественном отношении изолирован собственной семьей, в) семья как целое изолирована от нормальной общественно-культурной жизни.
При рассмотрении вопроса об исправлении и предупреждении напрашивается целый ряд решений. Сравнительно наиболее легкой представляется помощь в тех случаях, где можно использовать современную технику и провести некоторые организационные мероприятия. Мы уже говорили о том, как современная техника позволяет в широком объеме использовать даже незначительные остатки сенсорной функции и помогает передвигаться людям, до тех пор прикованным к постели. И если даже с использованием технических достижений нельзя ввести ребенка в общество, то можно привести общество к нему — если не иначе, то с помощью радио и телевидения.
В основном это относится и к детям, общественная изоляция которых обусловлена географическим аспектом.
Расстояния можно преодолеть современными средствами транспорта, недостаток информации современными средствами коммуникации. В Австралии, например, где три четверти населения живет в шести больших городах, большинство людей, проживающих в небольших городках, и незначительный остаток рассеяны на огромной площади всего континента, дети вполне регулярно проходят школьное обучение по радио, и радиовещательная программа определенных станций направлена прямо на нужды изолированных семей. Нередко воспитательные советы даются по радио и даже определенные формы психотерапии проводятся подобным образом. Также и у нас, с распространением радио и телевидения в культурную жизнь всего общества включились уединенные места поселения и удаленные общины; депривацию мы наблюдаем преимущественно в тех случаях, где семья сама не дает ребенку достаточно стимулов и где, таким образом, к широкой социальной депривации присоединяется и семейная.
В случае «ограничивающей семьи» возможна помощь на уровне направленной психотерапии и социотерапии.
В случае социально дискриминированных семей необходима помощь на уровне социально-просветительном, потому что нашей главной задачей является избавление общества от предрассудков и предоставление таким семьям возможности полнейшего участия в культурной жизни общества.
Разумеется, наиболее трудным является предупреждение «культурной депривации», как мы уже говорили.
Хотя это и звучит парадоксально, очевидно, что хранителем данной формы депривации является семья и исправительные усилия будут в известном смысле направлены против семьи. Однако семья обладает большой стойкостью по отношению к нарушающим влияниям извне, в том числе и к воздействиям исправительным. Социологические исследования показывают, что первичные группы, к которым относится семья, довольно последовательно требуют лояльности своих членов, причем их нормы имеют для индивида большее значение, чем нормы вторичных общественных групп, таких, как широкая общественность. Следовательно, упомянутая стойкость семьи является, собственно говоря, закономерной.
Таким образом, необходимо, чтобы этот порочный круг, в котором из поколения в поколение передавались противокультурные и противосоциальные позиции, был, наконец, прерван. Практически это означает вырвать ребенка из семьи и обеспечить для него воспитание на более высоком уровне, чем оно было у его родителей. Наиболее просто этого можно достигнуть, если ребенка поместить в учреждение с постоянной или с частичной коллективной заботой. При этом, понятно, возникает серьезная ответственность: нужно выбирать между опасностью индивидуальной депривации при воспитании ребенка в учреждении и опасностью депривации культурной, если он останется в семье и будет постоянно подвергаться ее неблагоприятному влиянию.
С точки зрения общества, как правило, более опасным считается продолжать культурную депривацию. Данные, приводимые в настоящей работе, однако, призывают к повышенной осторожности.
Проверяются также возможности воздействовать на развитие ребенка и вместе с тем и на внутреннюю жизнь семьи тем, что детей отдают в ясли, а родители входят в контакт с воспитывающим персоналом. Условием успеха здесь является семья, внутренне уже подготовленная для принятия стимулов данного характера и целесообразной их обработки.
Конечно, речь идет не только о позициях и подготовленности семьи, но и о позициях и направленности школы. Школа в некоторых слоях и обществах должна, очевидно, взять на себя новую функцию, как это отмечает М. Лангвелд в своих программных статьях (1966, 1967). Он выдвигает воспитание детей, подвергшихся культурной депривации, на первый план во всей педагогической работе, охватывающей в настоящее время действительно всех людей, не только белых, образованных или богатых. Одна лишь школа может создать условия для защиты естественного права каждого ребенка, права на помощь в развитии всех его врожденных способностей. Как и многие другие, автор здесь развивает идеи, высказанные еще триста лет назад Я. А. Коменским.
Однако школа, не приспособившаяся к такого рода новой задаче, не предоставит ребенку, подвергшемуся депривации, своевременной помощи, и ребенок не сможет наверстать недостатки в речи, в запасе знаний, в интересах. Школа, продолжающая идти по пути традиционного формального обучения, замыкает порочный круг ребенка. А ребенка, в свою очередь, в результате его неуспеваемости, выключают из участия в культурной жизни, он теряет возможность продвижения на работе, возможность создания лучших жизненных перспектив.
Так мы подходим к последнему вопросу — к вопросу об отношении общества как целого к слоям населения, стоящим на самом низком социокультурном уровне или по каким бы то ни было причинам из общества исключающимся — это вопрос предрассудков и снисходительности, вопрос общественных норм, идеологии, моральных ценностей и целей, признаваемых обществом. Мы были свидетелями нацистского способа решения данного вопроса, что равнялось полной ликвидации определенных групп населения. Данный исторический ужасающий пример обязывает к тому, чтобы общество само искало в себе силу справиться с этой обременительной проблемой на уровне развитой культуры. Тут уже мы оказываемся вне области психологии, потому что последние ценности и цели общества стоят вне ее досягаемости.
Литература
В данном списке мы приводим лишь самую основную литературу, которая избиралась нами так, чтобы были представлены основные труды, в которых формировалось понятие депривации, далее, самые важные работы последнего времени (после 1970 года) и основные чешские работы. Включить в этот список все труды, цитируемые в данной книге, не представлялось возможным, так как их список занял бы слишком много места. Со времени первого издания книги (1963 год) литература значительно разрослась, и нам пришлось поэтому прибегнуть к такому решению.
Ainsworth, М. IX: The Effects of Maternal Deprivation. In: Deprivation of Maternal Care WHO, Geneve, 1962.
Aksarina, N. M.: Physiologische Grundlagen einiger Fragen der Erzieliung der Kinder im friihen Kindesalter. Z. arztl. Fortbild., 51; 1957, 883 — 887.
Alkon, D. L.: Parental deprivation. Acta Psycliiatr. Scand., Suppl. 223. Copenhagen, 1971. Ambrose, A. (ed.): Stimulation in Early Infancy. London, Academic Press, 1969.
Antalova, J.: Intelektovy vyvin 3—6rocnych detl v institucionalnych podmienkach. Kandidatska disertacni prace, Filosoficka fakulta University Komenskeho, Bratislava, 1981.
Anthony, E. J., Benedek, Т.: Parenthood. Its Psychology and Psychopatology. Boston, Little-Brown Co. 1970.
Anthony, E. J., Koupernik, C.: The Child in His Family. Vol. 1, 1970, Vol. 2, 1973. J. Wiley, New York.
Aries, P.: L'enfant et la vie familiale sous l'ancien regime. Paris, Plon, 1960. Aries, P.: Le role nouveau de la mere et de lenfant dans la farm lie moderne. Les Carnets de IEnfance, 10, 1969, 36-46.
Aubry, J.: La carence de soins maternels. In: Traveaux et documents VII, C1E, Paris, Presses ITniv. de France 1955.
Bakwin, H.: Loneliness in infants. Amer. .J. Dis. Child, 63, 1942, 30 — 33.
Bakwm, H.: Emotional deprivation in infants. J. Pediat., 35, 1949, 512 — 521.
Barborik, R., Schmidtova, E., Dekanova, M.: Sledovanie chorobnosti a psychomotorickeho vyvmu u deti s dlhodobym pobytom v detskom domove. Detsky domov, Piichov, 1980.
Bender, L.: Infants reared in institutions. Child WTelfare League Bull., 24, 1945.
Benjamin, J. D.: Some developmental observations relating to the theory of anxiety. J. Amer. Psychoanal. Ass., 9, 1967, 652-8668.
Benholdt Thomsen, C.: Die Bedeutung der mutterlichen Fiirsorge in der friihen Kindheit. Eine Stellungnahme des Paediaters zu Bowlby. Rev. Neuropsychiat. infant., 5, 1957, 434—445.
Biermann, G.: Friihe Kindheit sschicksale Verfolgter und ihre spateren Auswirkungen. In: Biermann, G. (ed):Jahrbuch der Psychohygienne, II. Band, 240—252, E. Reinhardt, Munchen 1974.
Bohman, M. et al.: Long term effects of early institutional care: a prospective longitudinal study. J. Child Psychol. Psychiatry, 20 1979, 111-117.
Bohman, M., Sigvardsson, S.: Negative social heritage. Adoption and Fostering, 3, 1980, 25 — 31.
Bohman, M., Sigvardsson, S.: A prospective longitudinal study of children registered for adoption. Acta Psychiat. Scand., 61, 1980, 339 — 355.
Bowlby, J.: The Making and Breaking of Affectional Bonds Tavistock Publications, London, 1979.
Brazelton, Т.: Infants and Mothers. Differences in Development. Boston, Belacorte Press, 1969
Brazelton, Т.: Implications of infant development among the Mayan Indians of Mexico. Hum. Develop., 15, 1972, 90-111.
Brazelton, Т.: Early mother-infant reciprocity. In: Parent-infant interaction. Ciba Foundation Symposium 33 (new series). Elsevier, Amsterdam, 1975. Pp. 137—149.
Bronfenbrenner, U.: Is Early Intervention Effective? A Report on the Longitudinal Evaluations of Pre-school Programs. Bethesda, Md.: Office of Child Development, US Dept. of Health, Education and Welfare, 1974.
Burlingham, D., Freud, A.: Young Children in War-time. A Year's Work in a Residential Nursery, London, G. Allen and Unwin, 1942.
Casler, L.: Maternal deprivation. A critical review of the literature. Monogr. Soc. Res. Child Develop., 26, 1961, c. 2.
Chavez, A., Martinez, C:, Yaschine, Т.: The importance of malnutrition and stimuli on child mental and social development. In: J. Cravioto et al., op. cit., pp. 211 — 225.
Clarke, A. D. В., Clarke, A. M.: Some recent advances in the study of early deprivation. J. Child. Psychol., 1, 1960, 26—36.
Clarke, A. M., Clarke, A. D. В.: Early Experience: Myth and Evidence. London, Open Books, 1976.
Collomb, H., Valentin, S.: The Black African Family. In: E. J. Anthony, C. Koupernik (eds.), op. cit., vol. 1, pp. 359 — 389.
Cravioto, J., Hambraeus, L., Vahlquist, B. (eds.): Early Malnutrition and Mental Development, Uppsala, Almquist and Wiksell, 1974.
Crook, Т., Eliot, J.: Parental death during childhood and adult depression. Psychol. Bull., 87, 1980, 252-259.
Curtis, S.: Genie. A Psycholinguistic Study of a Modern-Day ''Wild Child". New York, Academic Press, 1977.
Damborska, M.: Vyvoj detske reci v prostredi kojeneckeho ustavu. Pedagogika, 13, 1963, 131-149.
Damborska, M.: Vyvoj a vychova kojence v ustavnim prostredi. Praha, SZdN, 1967.
Damborska, M., Stepanova, P.: Problemy adaptability ustavnicb d£ti. Cs. Pediat., 17, 1962, 600-606.
Damborska, M., &t6panova, P.: Nektere zvlastnosti chovani ustavnich deti utleho v6ku. Psychol, patopsychol. dietata, 16, 1981, 109—122.
David, M., Appell, G.: Loczy ou le maternage insolite. Paris, Editions du scarabee, 1973.
Davis, K.: Extreme social isolation of a child. Amer. J. Sociol., 45, 1940, 554—565.
Decoufle, L.: Les enfants des travailleurs migrants en Europe occidentale. Les carnets de 1 enfance, Assignment Children, UNICEF, 14, 1971, 87-99.
Dennis, W.: Infant development under conditions of restricted practice and of minimum social stimulation. Genet. Psychol. Monogr., 23, 1941, 143 — 189.
Dennis, W., Najarian, P.: Infant development under environmental handicap. Psychol. Monogr., 71, 1957, No. 436.
Dennis, W.: Children of the Creche. New York, Appletou-Century-Crofts, 1973.
Douglas, J. W. В.: Early hospital admissions and later disturbances of behaviour and learning. Develop. Med. Child Neurol., 17, 1975, 455-480.
Dunovsky, J.: Social ill postaveni d6ti vychovavanych od nejutlejsiho dStstvi v detskych do- movech. Pedagogika, 19, 1969, 189 — 206.
Dunovsky, J.: 2ivotm jistota, гас1епёт a perspektiva deti v domovd rodinneho typu. Pedagogika 22, 1972, 41-55.
Durfee, H., Wolf, K.: Anstaltspflege und Entwicklung im 1. Lebensjahr. Z. Kinderforsch., 42, 1934, 273-320.
Duhrssen, A.: Heimkinder und Pflegekinder in lhrer Entwicklung. Gottingen, Vandenhoeck u. Rupreeht, 1958.
Easterbrooks, M. A., Lamb, M. E.: The relationship between quality of infant-mother attachment and infant competence in initial encounters with peers. Child Development, 50, 1979, 380-387.
Epstein, A.: Studien zur Frage der Findelanstalten unter besonderer Berticksichtigung der Verhaltnisse in Bohmen. Praha, 1882.
Erikson, E. H.: Childhood and Society. New York, W. W. Norton, 1963.
Favezza, A. R.: Feral and isolated children. In: Siva Sankar, D. У. (ed.): Mental Health in Children, vol. I, 411-457, PJD Publications, Westbury, N.Y., 1975.
Field, Т. M.: High-risk Infants and Children. New York, Academic Press, 1980.
Fischer, L. K.: Hospitalism in six-months-old infants. Amer. J. Orthopsychiat., 22, 1952, 552-534
Flint, В. M.: The Child and the Institution. Toronto, Univ. Toronto Press, 1966.
Floeter, M. K., Greenough, W. Т.: Cerebellar plasticity: modification of Purlunje cell structure by differential rearing in monkeys. Science, 206, 1979, 227 — 229.
Foss, В. M. (ed.): Determinants of Infant Behaviour. London, Methuen, I. 1961, II. 1963, III. 1965, TV. 1969.
Frankova, S.: Psychologicke dusledky rane malnutrice. Cs. Psychol. 25, 1981, 237 — 248.
Freud, A., Burlingham, D. Т.: War and Children. New York, Internat. Univ. Press, 1943.