Техника работы с образом Внутреннего Наставника такова:

 Не огорчайтесь, если вам не удастся с первого раза встретиться с Внутренним Наставником, или получить от него полезный совет. Чаще всего для этого требуются несколько попыток. Ведь данное существо - часть вас самих, притом та часть, которой вы никогда не уделяли должного внимания. Поэтому для того, чтобы наладить с ней отношения, понадобится время и терпение. Кому-то достаточно двух- трех попыток, кому-то придется затратить два-три месяца. Успех придет обязательно!

 Если при общении с Внутренним Наставником вы испытываете смущение, неловкость, сомнения, помните, что он - всего лишь символ вашего "внутреннего Я". Это та часть психики, которая ничего не забывает и которая "знает", каковы мы на самом деле, потому что она не лжет и не предается иллюзиям. Она "видит" нас такими, какими мы являемся, без всяких украшений, без всякой маскировки. Поэтому вы бирает именно такое решение, которое наиболее соответствует нашим глубинным (истинным) целям, вкусам и нормам.

ЧТО ТАКОЕ ПУТЬ БОЕВЫХ ИСКУССТВ? (Вместо заключения)

Вы часто говорите в своем журнале: Путь боевых искусств, а по существу об этом Пути как таковом - ни слова! Почему? Сами не знаете?

Из письма читателя автору

 Говоря кратко, Путь боевых искусств - это процесс превращения обычного человека в воина. А как выразился Карлос Кастанеда, "стать воином - значит сознательно выработать в себе набор специфических качеств и соответствующее этим качествам поведение". Мас Ояма сказал по существу то же самое, но иными словами: "путь боевых искусств сводится к обретению истинного смысла жизни через воинскую практику".

 Проблема Пути боевых искусств изрядно запутана тем, что, обсуждая ее, чаще всего говорят о другом. Например, начинают рассказывать о принципах "инь-ян", о пяти первостихиях и восьми триграммах, либо цитируют христианских Отцов и Учителей Церкви. То и другое не имеет особого смысла. Не так-то просто связать даосскую натурфилософию или христианскую догматику с жестокой резней и мордобоем. Лучше всего это получается y тех людей, которые любят глубокомысленно рассуждать о реализации в бою принципа ненасилия, о просветленном сознании бойца, о бесовских искушениях и других интересных вещах из области мистики.

 Личное общение с некоторыми из них убедило меня в том, что к подобным рассуждениям наиболее склонны теоретики, никогда не вступавшие в кровавые столкновения с полупьяными субъектами, вооруженными кастетами или разбитыми бутылками (не говоря уже о рукопашных схватках на войне). Именно теоретики преувеличивают значение мистических изысканий и недооценивают критическую роль практики.

 Путанице также способствует то обстоятельство, что изложение теории Пути боевых искусств традиционно пытаются осуществлять через легенды, исторические анекдоты, всякого рода притчи и афоризмы. Однако современный человек, лишенный классического гуманитарного образования, не приученный думать своей собственной головой, в большинстве случаев не в состоянии извлечь из этих сказок хоть что-то полезное для себя. Ему требуется ясное объяснение сути проблемы, своего рода инструкция по использованию собственного тела и духа, похожая на памятку для автолюбителя или владельца компьютера.

 Лично мне кажется, что для начала надо понять, чем вообще привлекает людей искусство рукопашного боя сегодня, когда имеется столько огнестрельного, химического и электрического оружия.

 Видимо, дело в том, что боевые искусства (конечно, как и некоторые другие виды увлечений) позволяют удовлетворять глубинные потребности, определяющие все наши поступки. Эти потребности разделяются y людей на три основные группы: витальные, социальные и идеальные (или духовные). Удовлетворение витальных потребностей обеспечивает биологическое существование индивида; признание со стороны себе подобных связано с социальными потребностями. Что же касается третьей группы, то именно здесь скрыта причина творчества, поисков истины, добра, красоты, справедливости, всего того, что в совокупности составляет смысл жизни.

 Так вот, прикладной аспект боевых искусств, то, что в японском Будо называют "дзюцу" (техника, приемы) отвечает инстинкту самосохранения, присущему человеку как виду живых существ. Практика соревновательных поединков, показательных и трюковых выступлений ("сиай") соответствует той стороне человеческой натуры, которая нуждается в признании окружающими ее достижений и личных качеств. Наконец, третий аспект боевых искусств, именуемый "до" (путь) связан с совершенствованием личности, с поиском смысла жизни, с обретением духовных ценностей. Принципиально важно то, что в рамках одних школ эти стороны боевых искусств сливаются воедино, в других же реализуются по отдельности (только техника реального боя, только спорт, только психофизическое совершенствование).

 Ведя разговор о человеческих потребностях, следует особо подчеркнуть, что человек отличается от животных не витальными и даже не социальными потребностями, а идеальными. Иными словами, в каждом из нас тем больше человеческого, чем сильнее наши поступки определяются стимулами духовного плана. В конечном счете (потому что на первый взгляд это совсем не очевидно) жажда материального благополучия и сексуальных наслаждений, стремление к власти или к славе - все это в людях от первобытного стада человекообразных обезьян.

 В самом деле, к чему фактически сводятся мечты пресловутого "среднего человека", которого антропологи красноречиво называют "голой обезьяной"? К тому, чтобы как можно реже напрягаться умственно и физически, как можно чаще отдыхать и развлекаться. А в процессе отдыха и развлечений наиболее значимыми являются для него положительные физиологические ощущения, особенно сексуальные и пищевкусовые. Короче говоря, огромная масса людей больше всего на свете жаждет "ловить кайф"! Сладко пить, вкусно есть, сношаться с лицами противоположного пола, нежиться в теплой водичке, валяться в мягкой постели или на горячем песке…

 Что здесь такого, чего нет y животных? Чем подобное поведение – в принципе - отличается от поведения свиньи, которая нажралась до отвала, залезла в корыто с теплой водой, нагревшейся на солнце, разлеглась там и хрюкает от удовольствия. Почему я об этом говорю? Да потому, что бесполезно призывать к самоограничению, к самодисциплине, к обузданию ненасытной плоти (то есть к нравственности) тех, чей идеал в том, чтобы как можно чаще "хрюкать от удовольствия". Однако, если говорить о Пути боевых искусств, то следует отчетливо понимать: "голой обезьяне" он недоступен.

 Конечно, для того, чтобы "пройти школу" в смысле освоения какой-то техники рукопашного боя, требуются лишь здоровье, время и старание. Можно при этом быть верующим или атеистом; можно соблюдать диету, не прикасаться к рюмке и сигарете, а можно есть все подряд, периодически напиваться и выкуривать пачку в день; можно не прикасаться к женщине, соблюдать некий моральный кодекс, либо напротив, блудить, лгать, красть, предавать и продавать… Для овладения "голой" техникой, приемами нападения и защиты образ жизни адепта, наличие либо отсутствие y него совести и прочих духовных качеств не имеют никакого значения. Хватило бы ему только "дыхалки", то есть ресурсов сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.

 Но для того, чтобы все три аспекта боевых искусств соединить в одно целое, чтобы пойти значительно дальше технического минимума конкретной системы - для этого преображение психики (и тела тоже!) через аскетизм, нравственный образ жизни, непрерывный психический и физический тренинг абсолютно необходимо. В результате человек будет оставаться грозным бойцом до глубокой старости, а не до обычных 30-35 лет. Но гораздо важнее то, что повседневная жизнь станет для него непрерывно длящимся счастьем! Один индус (Калидаса) много веков назад красиво сказал: "Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай свою жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг горько плакали". Может ли так прожить свою жизнь "голая обезьяна"? Более чем сомнительно.

 Талантливые писатели, эти знатоки человеческих душ и жизни вообще, много раз уже излагали превосходные жизненные программы. Их цитирование заняло бы целую книгу Поэтому ограничусь всего одним высказыванием: "Мы не знаем, и никогда не узнаем, что нас ждет за последним вздохом. Так или иначе - ты живешь. Так или иначе - неизбежно умрешь. Есть ли смысл бояться неизбежного? Наоборот, именно поэтому следует жить разумно, смело и весело, как то подобает человеку. На удар отвечай ударом, на улыбку - улыбкой. В любви и в дружбе иди до конца и все, что не оскорбляет других людей, позволяй себе в полной мере. Гордо живи и бестрепетно умирай!" (Ал. Грин)

 Кто-то может сказать, что мысли такого рода не имеют никакого отношения к Пути боевых искусств. Мне искренне жаль тех, кто так думает. Ибо давно уже известно: "сначала человек, потом мастерство".

 Итак, путь, о котором идет речь, представляет собой служение высшим идеалам. Его протяженность равна всей сознательной жизни. Следовательно,

это путь для немногих ("для избранных"), особенно в нынешнюю эпоху с присущей ей верой в чудеса, с ее презрением к духовности, ненавистью к честной трудовой жизни, с чудовищным развратом, обжорством и пьянством. Наконец, с ее всеобщей ленью, бесхребетностью и надеждой на счастливый случай. Но только эти "избранные" и могут идти по Пути боевых искусств. Остальные навсегда останутся на "поле чудес в стране дураков".

 Понятно, что не имеет смысла тратить несколько десятков лет лишь для того, чтобы научиться ловко драться. При наличии в обществе гор оружия это было бы нерациональной тратой времени, просто глупостью. Но в том-то и дело, что серьезная практика боевого искусства нацелена на физическое, психическое и нравственное совершенствование человека, а не воспитание "киллера". Совершенный человек на порядок превосходит обычных людей во всем: в работоспособности, в сообразительности, в настойчивости, в самых разнообразных знаниях и умениях. Его превосходство проявляется также и в столкновениях с двуногими хищниками. Но это лишь следствие его совершенства, а не цель. Цель, повторю еще раз, заключается в преображении собственной духовной и телесной природы. Стремление к ней открывает врата в принципиально иную жизнь, нежели y "голых обезьян". Идти по Пути - значит быть не таким, как "все". Например, посещение идиотских вечеринок, дискотек и концертов заменять созерцанием вечной красоты природы; не отравлять себя алкоголем, а наслаждаться вкусом хорошего чая; ежевечернему сидению y телевизора предпочитать медитацию; вместо бесконечной возни с автомобилем - тренироваться; мясо и сладости из сахара с маргарином навсегда заменить пищей из натуральных продуктов… Необходимо научиться слушать музыку, прошедшую испытание временем, понимать поэзию и философию, обрести знания в истории и психологии. А самое главное, узнать на собственном опыте, что человек, посмевший вырваться из стада, фактически обречен на одиночество, даже если им восхищаются. Пожалуй, это труднее всего: научиться быть одиноким среди людей, но радостным и счастливым в своей душе!

 Чтобы не скулить от тоски, не переполняться отвращением к самому себе, ненавистью или раздражением к окружающим, есть только один метод, верный для всех эпох: истово заниматься тем делом, которое предназначено каждому его судьбой. Если так получилось, что главным для тебя стало боевое искусство, то посвяти ему себя полностью. Не обязательно превращаться в профессионального тренера. Инженер ты или офицер, рабочий или врач, фермер или художник, не имеет значения. Надо лишь одно – чтобы твое любимое занятие в самом деле было для тебя важнее всего на свете. И чтобы это отражалось во всех твоих поступках, независимо от "обстоятельств".

 Тогда неважно, сколько часов в день уходит на работу и бытовые заботы, сколько - на физические упражнения и психотренинг. Это в стаде "настоящая жизнь" начинается лишь после окончания рабочего дня или в выходные дни, которых так страстно ждут и так бездарно проводят. Во-первых, дух и тело можно закалять всегда и везде, не только во время специальных тренировок. Во-вторых, важны не фактические затраты времени, а внутренние приоритеты. На первом месте в сознании должно стоять любимое дело, понимаемое как способ существования в мире. Именно тогда оно дает чувство смысла жизни, полноты и радости бытия.

 Разумеется, в современном обществе практика боевых искусств в определенном смысле является игрой, но что такое игра с позиций философии? Как утверждает Герман Гессе, это та "форма, которая объединяет сферы духа и материи, созерцания и действия. Созерцание - это как бы вдох, действие - как бы выдох. И человек, не владеющий в совершенстве тем и другим, не вполне еще человек".

 Итак, путь, о котором идет речь, представляет собой служение высшим идеалам. Его протяженность равна всей сознательной жизни. Следовательно, это путь для немногих ("для избранных"), особенно в нынешнюю эпоху с присущей ей верой в чудеса, с ее презрением к духовности, ненавистью к честной трудовой жизни, с чудовищным развратом, обжорством и пьянством. Наконец, с ее всеобщей ленью, бесхребетностью и надеждой на счастливый случай. Но только эти "избранные" и могут идти по Пути боевых искусств. Остальные навсегда останутся на "поле чудес в стране дураков".

 Понятно, что не имеет смысла тратить несколько десятков лет лишь для того, чтобы научиться ловко драться. При наличии в обществе гор оружия это было бы нерациональной тратой времени, просто глупостью. Но в том-то и дело, что серьезная практика боевого искусства нацелена на физическое, психическое и нравственное совершенствование человека, а не воспитание "киллера". Совершенный человек на порядок превосходит обычных людей во всем: в работоспособности, в сообразительности, в настойчивости, в самых разнообразных знаниях и умениях. Его превосходство проявляется также и в столкновениях с двуногими хищниками. Но это лишь следствие его совершенства, а не цель. Цель, повторю еще раз, заключается в преображении собственной духовной и телесной природы. Стремление к ней открывает врата в принципиально иную жизнь, нежели y "голых обезьян". Идти по Пути - значит быть не таким, как "все". Например, посещение идиотских вечеринок, дискотек и концертов заменять созерцанием вечной красоты природы; не отравлять себя алкоголем, а наслаждаться вкусом хорошего чая; ежевечернему сидению y телевизора предпочитать медитацию; вместо бесконечной возни с автомобилем - тренироваться; мясо и сладости из сахара с маргарином навсегда заменить пищей из натуральных продуктов… Необходимо научиться слушать музыку, прошедшую испытание временем, понимать поэзию и философию, обрести знания в истории и психологии. А самое главное, узнать на собственном опыте, что человек, посмевший вырваться из стада, фактически обречен на одиночество, даже если им восхищаются. Пожалуй, это труднее всего: научиться быть одиноким среди людей, но радостным и счастливым в своей душе!

 Чтобы не скулить от тоски, не переполняться отвращением к самому себе, ненавистью или раздражением к окружающим, есть только один метод, верный для всех эпох: истово заниматься тем делом, которое предназначено каждому его судьбой. Если так получилось, что главным для тебя стало боевое искусство, то посвяти ему себя полностью. Не обязательно превращаться в профессионального тренера. Инженер ты или офицер, рабочий или врач, фермер или художник, не имеет значения. Надо лишь одно – чтобы твое любимое занятие в самом деле было для тебя важнее всего на свете. И чтобы это отражалось во всех твоих поступках, независимо от "обстоятельств".

 Тогда неважно, сколько часов в день уходит на работу и бытовые заботы, сколько - на физические упражнения и психотренинг. Это в стаде "настоящая жизнь" начинается лишь после окончания рабочего дня или в выходные дни, которых так страстно ждут и так бездарно проводят. Во-первых, дух и тело можно закалять всегда и везде, не только во время специальных тренировок. Во-вторых, важны не фактические затраты времени, а внутренние приоритеты. На первом месте в сознании должно стоять любимое дело, понимаемое как способ существования в мире. Именно тогда оно дает чувство смысла жизни, полноты и радости бытия.

 Разумеется, в современном обществе практика боевых искусств в определенном смысле является игрой, но что такое игра с позиций философии? Как утверждает Герман Гессе, это та "форма, которая объединяет сферы духа и материи, созерцания и действия. Созерцание - это как бы вдох, действие - как бы выдох. И человек, не владеющий в совершенстве тем и другим, не вполне еще человек".

 Теперь сделаем общий вывод: Путь боевых искусств - это такой образ жизни, главную роль в котором играет повседневная практика конкретного вида единоборства и психической саморегуляции. В процессе многолетней серьезной практики боевого искусства и психической саморегуляции недочеловек ("голая обезьяна") постепенно превращается в человека совершенного, а в отдельных случаях даже в сверхчеловека!

По методам психотренинга:

 1. Алман Б., Ламбру А. Самогипноз (Руководство по изменению себя). -

М.: "Класс", 1994. -192 с.

 2. Вуджек Т. Тренировка ума (Упражнения для развития повышенного

интеллекта). СП6: "Питер", 1996. - 224 с.

 3. Гершон Д., Страуб Г. Эмпауэрмент: Искусство творить такую жизнь,

какую вы хотите. - М.: "Голубка", 1992.-102 с.

 4. Годфруа Ж. Что такое психология. - М.: "Мир", 1996. Том 1 (492

с.), том 2 (372 с.).

 5. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог (2-е изд.). - СПб: "Питер",

1996. - 224 с.

 6. Лилли Д. Программирование и метапрог-раммирование человеческого

биокомпьютера. -Киев: "София", 1994. - 320 с.

 7. Пауэлл Т., Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. - СП6:

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ

 Анатолий Ефимович Тарас родился в 1944 году, в семье кадрового офицера советской военной разведки. В 1963-66 гг. служил в отдельном разведывательно-диверсионном батальоне 7- й танковой армии. В 1967-75 гг. участвовал в 11 операциях, проводившихся спецподразделениями ГРУ в различных регионах мира. Имеет несколько правительственных наград.

 В 1972 году А.Е. Тарас окончил философское отделение Минского университета; в 1979 - Академию педагогических наук в Москве. В том же году защитил кандидатскую диссертацию, посвященную преступности подростков и молодежи. Затем ряд лет работал в научно-исследовательском институте, где вел изыскания в области социально-психологических проблем преступности. Параллельно исполнял обязанности внештатного инспектора уголовного розыска. За успешную работу на этом поприще получил несколько наград от руководства МВД.

 С 1984 года А.Е. Тарас занимался прикладной психологией в рамках проектов, выполнявшихся по заказам Министерства обороны СССР. Параллельно преподавал психологию управления в Институте повышения квалификации руководящих кадров Белоруссии, а также выполнял внедренческие работы на предприятиях военно-промышленного комплекса. С 1991 года занимается исключительно редакторской и издательской деятельностью.

 А.Е. Тарас неоднократно проходил курсы обучения y инструкторов рукопашного боя спецподразделений военной разведки. Один год был учеником вьетнамского мастера, капитана Нгуэн Зянга из спецподразделения ВНА "Дак Конг". Ряд лет вел занятия в Минске с группами взрослых, изучавших технику самообороны. С 1993 года систематически проводит семинары для инструкторов самозащиты и рукопашного боя. С января 1992 года издает журнал боевых искусств "Кэмпо", пользующийся большой популярностью в странах СНГ и Балтии. Кроме того, пишет книги по проблемам самозащиты и традиционных боевых искусств.

Книги и брошюры А.Е. Тараса:

 1. Оздоровительная система медитативно-дыхательных упражнений Цигун. - Минск: РМК Гос-комспорта БССР, 1990. - 56 с.

 2. 55 приемов самозащиты: пособие для самостоятельных занятий.-Москва: "Анкил", 1991. - 32 с.

 3. Зыонгшинь: вьетнамская психофизическая оздоровительная система.- Минск: "Мока", 1991.-84 с.

 4. Искусство рукопашного боя (техника вьетво-дао): пособие для самостоятельных занятий. - Минск: "Я +Я", 1991.-112 с.

 5. 100 приемов самозащиты: пособие для самостоятельных занятий. Рига:

"Лэтра", 1992.- 64 с.

 6. Кэмпо: восточное искусство самозащиты. - Минск: "Полымя", 1992. - 206 с.

 7. Самозащита психики: пособие для самостоятельных занятий. - Слоним: издание автора, 1993.-48 с.

 8. Вьетводао-Вовинам. От начинающего к черному поясу: практическое пособие. - Минск: "Красико", 1994.--112 с.

 9. Безопасность бизнесмена и бизнеса: практическое пособие. - Минск: "Сэкай", 1996. - 160 с.

 10. Воины-тени: ниндзя и ниндзюцу. - Минск: "Харвест", 1996. - 240 с. 11. Энциклопедический справочник Боевые Искусства. 200 школ боевых искусств Востока и Запада. - Минск: "Харвест", 1996. - 640 с.

 12. Боевая машина: руководство по самозащите. - Минск: "Харвест",

1997. - 592 с.

Отправить на печатьОтправить на печать