Случай №2: Кристина
Стадия №1: Барбара атакует; Кристина центрируется, оставляет открытыми все возможности. Ничего Не Делая до тех пор, пока не сделает свой выбор.
![]() |
Время неподходящее, тайминг неподходящий, да и у Барбары к тому же преимущество неожиданности. Кому хочется обсуждать свои личные недостатки в два часа ночи? Особенно после того, как вы весь вечер спорили со своим любовником! Кристина могла бы убежать в свою спальню, хлопнуть дверью и заставить Барбару почувствовать себя немного виноватой, но она бы немногого этим добилась. И это уж точно не поможет ей спокойно уснуть.
Кристина могла бы и дальше придерживаться квадрата, позволяя Барбаре делать самой себе хуже, но это может заставить Барбару усилить свои попытки втянуть ее в рукопашную схватку.
Кристина могла бы направить свой треугольник на Барбару и оказать Отпор: “Мне все равно, что ты думаешь! Кто назначил тебя экспертом?” Но это, вероятно, будет именно той реакцией, которую она ожидает.
Лучшим вариантом нам представляется комбинированное использование Айки и Обмана:
“Да, ты права, Барбара”.
Это почти Айки, за исключением того, что Кристина на самом деле не верит в то, что Барбара права. Но в два часа ночи кому до этого есть дело? Если Барбара права, Кристина могла бы чему-нибудь научиться; если она не права, то она не права. Но реакция, к которой Барбара готова меньше всего, — это что Кристина без тени иронии скажет: “Да. ты права”. Кроме того, в ситуациях подобного плана не бывает ни победителей, ни побежденных.
![]() |
Барбару застали врасплох, и теперь ей необходимо заполнить пустоты, образовавшиеся в разговоре:
“Ну… а-а, и что ты собираешься с этим делать?”,
запинаясь говорит она. На что Кристина отвечает:
“Не знаю”.
Даже при всем везении, Барбара в данной ситуации начнет неловко себя чувствовать. Кристина не дает ей ничего, с чем бы она могла работать, и Барбара может даже осознать, что у нее под ногами больше нет опоры и то, что она сказала, на самом деле не совсем правда.
Чаще бывает так (если атакующий — здравомыслящий человек), что атакующий начинает пятиться и наполняться, становясь все более и более кругообразным:
'“На самом деле, ты не так уж плоха. Может быть, я немного преувеличила…”
Случай №3: Марти
Стадия № 1: Бенджи атакует по кругу, в то время как Марти остается отцентрированной и Ничего Не Делает до тех пор, пока не сможет что-нибудь предпринять.
![]() |
Атака Бенджи —это классическая круговая атака. Она разбалансирована, совершенно неожиданна и весьма разрушительна в момент удара в цель. Марти на самом деле потеряла возможность получить серьезную работу из-за бесчестной кампании Бенджи.
Ввиду важности этого события, Марти вдвойне сложно придерживаться последних уцелевших лоскутов уравновешенного подхода. Бенджи буквально вырвал еду у нее и у ее детей прямо изо рта.
Сначала она движется к Бенджи в треугольной манере только для того, чтобы, прямо предъявив ему свои обвинения, обнаружить, что он отказывается признавать какую-либо свою причастность к происходящему. Его фасад непроницаем. Не имея возможности применить к нему сыворотку правды в достаточном количестве, похоже, нет практически никаких шансов заставить его сознаться.
Если бы это не было таким важным делом, для Марти, возможно, было бы оправданным вернуться в режим квадрата. Ничего Не Делать и выжидать, что же будет дальше. Но вместо этого она записывается на прием к своему боссу (который тоже задействован в этой ситуации) и, продолжая двигаться в форме треугольника, выкладывает свое понимание того, что произошло. Затем она просит своего босса назначить встречу, на которой бы присутствовали все трое: Марти, ее босс и Бенджи. Двигаясь по прямой линии, Марти все время уравновешенна, сохраняя свой центр, она стремится восстановить гармонию и истину.
![]() |
При столкновении Марти нацеливает свой треугольник прямо через Бенджи на босса, и Бенджи понимает, что не может дальше уклоняться. Босс ведь знает, откуда он впервые услышал о проблеме Марти с выпивкой, а теперь он жалеет о том, что поверил словам Бенджи, (Определенным образом, босс Марти был частью круговой атаки Бенджи, не взаимодействуя на одной линии с Марти.)
![]() |
Как только Бенджи признается, Марти может принять кругообразную форму:
Марти: Послушай, Бенджи, я знаю, иногда жизнь сложна, и я знаю, что ты нервничаешь, работая с женщиной. Но давай посмотрим, как мы можем действовать сообща.
Теперь все трое в режиме Переговоров.
В течение месяца Марти занимает должность помощника продюсера, и они вместе с Бенджи в состоянии работать в гармонии. Мы вас уверяем, что линия поведения Марти потребовала смелости и невероятного самоконтроля, но это ни в коем случае не было невозможным подвигом.
Случай №4:Чак
Стадия №1: Хирург нападает; Чак центрируется. Ничего Не Делает до тех пор, пока не выберет подходящее средство.
Вероятно, самое важное здесь то, что Чак имеет дело не с изолированным событием, а с давно существующей проблемой: ему никто не оказывает поддержки и он попадает в роль “козла отпущения” всякий раз, когда возникает какая-нибудь проблема. Было бы, возможно, иначе, если бы он был некомпетентен, но просто не в этом дело. Очень важно, чтобы он избавился от этой роли. Чтобы этого добиться, ему необходимо сделать публичный, драматический прорыв. Так что, поворачивая ситуацию в свою пользу, Чак выбирает Отпор.
Выбери Чак Ничегонеделание и прими он оскорбления, ничего постоянного он бы не достиг. Выбери он Обман или Переговоры, опять же ничего бы не поменялось в основной структуре его работы. Чак осознал, что ему придется рискнуть всем для того, чтобы поменять все:
![]() |
Чак: Послушайте, Доктор, я не обижаюсь, потому что вы разозлены по поводу этой ситуации. Я тоже зол, но я злюсь потому, что мне пришлось организовывать всю эту конференцию без какой-либо помощи с вашей стороны, со стороны администрации, участников или кого бы то ни было еще из присутствующих здесь! Но более того, у меня нет записи о вашем запросе насчет проектора просто потому, что вы не удосужились заполнить форму! Теперь вы можете продолжать нависать надо мной или попытаться вместе со мной решить проблему.
Хирург: Ну, уж от тебя я этого не потерплю!
Чак: Хотите, чтобы я прекратил, оставьте меня и определитесь, какую комнату вы хотите. Вы меняете комнаты, а я посмотрю, смогу ли я достать вам проектор.
С этими словами Чак, сохраняя центр, быстро выходит, оставляя хирургу выбор — либо продолжать обвинения, либо что-нибудь делать со своей толпой.
После своей атаки Чак Уходит, оставляя хирурга стоять квадратом посреди холла.
![]() |
Чак мудро сделал, заставив атакующего сфокусироваться на проблеме и ее решении. После этого, разумным образом дав выход своей злости и сказав то, что он считал необходимым сказать, Чак уходит.
Случай №5: Скип Хансен
Стадия № 1: Мистер Деверье атакует, в то время как Скип
Хансен приберегает свои средства.
Эпизод с собаками так же близок к интенсивному конфликту, как и все рассмотренные нами раньше. Мистер Деверъе абсолютно явно готов устроить сражение из-за десяти долларов и предательского вызова службы очистки. Он угрожает насилием, если не отстоит свою гордость и не получит свои десять долларов назад.
В реальном событии, откуда, собственно, эта учебная ситуация была взята, конфликт так и не достиг физического выражения, поскольку Скипу удалось очень хорошо его уладить. Он сохранил свой центр, несмотря на то что Деверье был существенно крупнее, чем он.
Скип: Я нисколько не обвиняю вас в том, что вы так расстроились. Давайте, заходите в дом.
В этот момент Скип сделал открытый ответный Айки-ход. Затем он слегка переключает скорость для того, чтобы развернуться и пригласить Деверье войти в дом. Он сделал хороший ход и отошел от Деверье с тем, чтобы позволить последнему последовать за собой внутрь. Поворачиваясь спиной, Скип как бы говорит две вещи, которые оказывают успокаивающее действие на разозленного соседа: “Я не боюсь” и “Я не собираюсь драться с тобой, так что ты тоже можешь не бояться”.
![]() |
Теплое поведение Скипа вывело Деверье из равновесия; вместо того чтобы сфокусироваться на своей цели, он начинает чувствовать себя слегка обманутым.
Деверье: Слушай, Хансен, у тебя не было права вызывать полицию. Ты сперва должен был прийти ко мне.
Скип: Я думаю, я, должно быть, на самом деле был рассержен
Деверье: А?
Скип; Я, должно быть, действительно расстроился, чтобы сделать что-нибудь настолько крутое. Что-нибудь типа вызова службы отлова бродячих собак.
Деверье: Зачем ты это сделал?
Скип: Я очень расстроился.
Деверье: Это почему вдруг?
Заметьте, что Скип своими маневрами повернул ситуацию так, что теперь Деверье по крайней мере пытается смотреть в том же направлении, что и Скип. Они достигли своего рода гармонии, они в состоянии вести Переговоры, оба обсуждают чувства Скипа и причины, побудившие его вызвать службу отлова
Скип: Я не знаю. Может быть, я оскорбился потому, что вы не обращали на меня внимания?
Деверье: Что?!
Скип: Ну, я пару раз с вами разговаривал по поводу того, чтобы вы не пускали своих собак на мою лужайку, а они продолжали по ней свободно разгуливать. Я почувствовал себя униженным. Как будто ничего из того, что я говорю или делаю, на самом деле не имеет никакого значения.
![]() |
В этом месте Скип вовлекает Деверье в Переговоры. Процесс этот происходит постепенно, но как только Деверье начинает разбираться со взаимными проблемами соседства, он становится кругом. Затем, в четвертой стадии, наступает настоящее слияние.
Деверье: Это совершенно не так… Я хочу сказать, это ерунда. Мы просто забыли. Но это никоим образом не имеет отношения к тебе…
Скип: Да, я полагаю, что так. Но что мне было делать?
Деверье: Позвонить мне. Мне жаль, что они так тебя достали. Мы ничего этим не хотели сказать. Мы просто забыли, вот и все.
Скип: Да, я вас понимаю.
Деверье: Я просто не знал, что они тебя так достали. Мне очень жаль.
Скип: Мне тоже.
Айки-слияние. Теперь обе “воюющие стороны” могут ощутить гармонию, действуя вдоль одной линии и расхаживая в шкуре друг друга. Деверье, подобно большинству своих братьев и сестер, и понятия не имел о том, что его действия оказывают какое-то реальное воздействие на других. Скип преподнес ему настоящий дар: дар осознания того, что он что-то значит — хоть и в негативном смысле. Не только атака была развеяна, но и вся ситуация с собаками была взята под контроль.
![]() |
Невозможно вести какой-либо счет, чтобы определить, насколько хорошо вы справились с этими учебными конфликтами. Мы не можем вам сказать, что три “правильных” ответа из пяти дают вам проходной бал. Не существует правильных или неправильных ответов.
Важно то, что вы начали делать выбор, основываясь на собственной оценке конфликтной ситуации, а не реагируете, руководствуясь моментальной вспышкой ярости, теориями выигрыша/проигрыша или остатками детского поведения, засевшими в вас.
Настоящее испытание вашего прогресса в Айки-тактике, безусловно, произойдет в вашей реальной жизни.
XIII САМЫЙ ЗЛОБНЫЙ АГРЕССОР ИЗ ВСЕХ
Это не коммунист или фашист, не ку-клукс-клановец, не психопат и не наемный убийца в толпе.
Агрессор—это вы.
Жертва —хорошая, стоящая личность, которая заслуживает самого лучшего. У жертвы есть полное право пройти по жизни без того, чтобы вы причиняли ей боль и страдание.
Жертва—это вы.
Каждый день происходят миллиарды внутренних “мордобоев” и самоубийственных атак на душу человеческую, которые остаются безнаказанными и неразрешенными.
В среднем, большинство людей, похоже, нападает на самих себя по меньшей мере раз в час.
“Ты, дурак, зачем ты это сказал?”
“Ты индюк! Кто тебе сказал, что ты умеешь играть в теннис?”
“Ты придурок! Когда ты уже повзрослеешь?”
Голос атакующего принадлежит нам, в то время как обращаемся мы сами к себе, ругая и приуменьшая все наши усилия, мысли, способности, физические данные, таланты лица, оттенок кожи и все остальное, за что мы только можем ухватиться.
Атакующий неумолим. Мы, вероятно, обходимся с самим собой жестче, чем с любым из своих друзей. Атакующий не знает стыда. Он не знает определения “доброты”. Атакующий просто продолжает толкать нас все дальше и дальше от собственного представления о себе как о хороших, компетентных человеческих существах.
И не имеет особого значения то, как мы попали на этот жалкий путь — были ли наши матери сильнее наших отцов или наоборот — мы здесь, а не должны были быть.
Если Айки-тактика работает, когда на вас нападает кто-то другой, то она должна работать точно так же хорошо, если атакующий вы, а жертва — это ваша собственная самооценка. Хулиган есть хулиган, разбалансированность есть разбалансированность, а агрессия есть агрессия. Это может означать, что вам предстоит серьезно поговорить с самим собой — возможно, это будет довольно долгая беседа - но это того стоит, поверьте нам.
Большинство атак, совершаемых на самого себя, строятся по тому же геометрическому образцу, что и атаки извне.
Атакующее Я, как правило, треугольной формы и направлено прямо в вашу сердцевину, в ваше сердце, ваш центр, ваш дух, в ту “часть” вас самих, которая отвечает за положительные эмоции по отношению к самому себе.
Изучение этих атак показало, что, хотя эти атаки и нефизические, они могут иметь физические проявления. Например, если вы будете продолжать постоянно говорить себе, что вы неуклюжи, то так же точно, как то, что изюм сморщенный, вы будете спотыкаться при любой возможности. Или попробуйте бросать мяч в корзину и при этом снова и снова приговаривать
“Я не сделаю этого, я просто не могу этого сделать…”
Вам повезет, если мяч вообще коснется кольца. Нам особенно нравится один эксперимент: мы просим людей идти вперед и при этом думать, что они идут назад. Попробуйте и вы. Идите своей обычной походкой, но одновременно представляйте, что вы идете в обратном направлении.
Слишком многие из нас делают именно так и даже не подозревают об этом.
Хорошо, если геометрия та же самая, то ответные реакции должны работать практически точно так же. Мы можем оказать Отпор, Уйти, вступить в Переговоры, Ничего Не Делать или слиться со своим атакующим Я. Все, что нам нужно, — это оценить дух атаки, а затем реагировать.
ОТПОР САМОМУ СЕБЕ
Давайте предположим, что вы готовитесь идти на важную встречу по поводу трудоустройства, а ваш критический голос начинает говорить вам, что вы не подходите для этой работы, ваш внешний вид не подходит, и вообще вы им не понравитесь и так далее. Вы центрируетесь, становитесь треугольными и говорите в таком духе:
“Послушай, дружище, я не в настроении терпеть сегодня твое критиканство. Я говорю тебе первый и последний раз: не связывайся со мной”.
Если тот, кто вас атакует, настроен решительно, вам, возможно, придется переключить скорость, но это тоже нормально. Если, даже после того как вы дали ему нагоняй, ваше атакующее Я будет продолжать свои негативные замечания, вам придется попробовать какой-нибудь другой образ действий.
УХОД ОТ САМОГО СЕБЯ
Каждый день люди убегают от самих себя; но в данном случае мы просим вас, чтобы вы подняли использование Ухода до уровня сознания и использовали его только для очень специфических целей.
Скажем, вы выполняете какую-то сложную работу: вышиваете, столярничаете, делаете все то, что требует всей вашей концентрации. Ваш атакующий начинает подталкивать вас под руку:
“Ты сваляешь дурака!.. Осторожно!.. Ты никогда не был особенно умелым, не так ли!.. Слушай, ты столько работала, а оно все равно будет выглядеть паршиво… Как, впрочем, и все, что ты делала до сих пор…”
Безусловно, вы могли бы столкнуться со своим атакующим лоб в лоб, как в предыдущем примере:
“Слушай, голос” ты лучше заткнись и оставь меня в покое!”
Или, по-прежнему оставаясь треугольными, вы могли бы направить вершину своей энергии, душевных сил и намерения в другую сторону — по сути дела. Уйти,
Например, вы работаете над вышивкой, и начинается атака:
“Ты все напортишь! Осторожней!”
Вы останавливаетесь на мгновение, центрируетесь и перенаправляете фокус вашей концентрации (вершину треугольника) как можно точнее на свою задачу. Не то чтобы вы просто не обращали внимания на внутреннюю критику; скорее, вы настолько поглощены своей работой, что у вас просто не остается места для проповедей и бредней негативного голоса.
Вы делаете это сознательно и делаете это из своего центра.
ПЕРЕГОВОРЫ С САМИМ СОБОЙ
Вы постоянно что-то обсуждаете с самим собой. Почему бы не формализовать эти эпизоды и не проникнуться духом компромисса?
Вы №1: Ты опять за старое. Ты принимаешь еще одно идиотское решение, по-моему, ты их уже сделал предостаточно.
Вы №2: А что бы сделал ты?
Вы №1; Я бы не стал ей звонить так скоро после первого свидания, это то, чего бы я не делал.
Вы №2: Хорошо, а что бы ты сделал?
Вы №1: Я бы заставил ее думать, что я не очень-то волнуюсь.
Вы №2: А тебе не кажется, что это нечестно?
Вы №1: Я бы предпочел быть нечестным, чем позволить всем думать, что я не в состоянии назначить свидание.
Вы №2: Я в этом не уверен. Почему я не могу поступать так, как я чувствую?
Вы №1; Потому, что она неправильно это поймет.
Вы №2: В таком случае, я объясню ей.
(И так далее…)
Переговоры хороши тем, что дают обеим сторонам личности справедливую возможность быть выслушанными. Заметьте, что Вы №2 говорил не очень-то и громко, больше слушал и кое-какие вещи принял к сведению. Не оказывая Отпор, он смог заставить Вы №1 вести себя рационально и высказывать свое мнение в разумной манере. Вы №2 был согласен на компромисс, и его дух был абсолютно открыт перемене. Этот выбор закончился гораздо более органичным диалогом, чем тот, который мог бы произойти в результате драки.
Еще раз, следуйте правилам Переговоров и обращайтесь к самому себе.
НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ
“Эй, дурачина! С таким лицом, как у тебя, чудом будет, если кто-нибудь когда-нибудь выйдет за тебя замуж! Эй, урод!”
Ничегонеделание может стать в высшей степени эффективным средством, чтобы заставить свое атакующее Я отступить. По мере того как голос все продолжает и продолжает звучать, вы сохраняете свой центр, выжидая, пока не прекратится этот-поток непродуктивного мусора, пока вашему атакующему это не наскучит и он не отступит. Для этого необходима расслабленная улыбка, море терпения и сильный контроль над своим центром, но это делает чудеса. Знайте где-то внутри, что вы и на одну десятую не так ужасны, как говорит вам ваш атакующий. Знайте” что вы просто динамит и что вы можете пережить все эти детские атаки вашего внутреннего голоса.
ОБМАН СЕБЯ
Самообман едва ли требует какого-либо представления. Мы постоянно этим занимаемся и к тому же с превеликой легкостью. Для многих из нас единственная вещь, благодаря которой мы остаемся на ходу, — это наша способность заставлять себя думать, что все идет превосходно.
Но мы говорим не об этом. виде самообмана. Мы говорим о таком самообмане, который применяется сознательно.
О такого рода самообмане, когда вы знаете, что делаете это, и знаете, почему это делаете. Вы выбираете Обман в форме круга как средство разрешения какого-то внутреннего конфликта.
Вам, вероятно, потребуется немного больше воображения и немного больше чувства юмора, чтобы использовать этот способ на самом себе, потому что вы слишком хорошо себя знаете. Но если его использовать правильно, он все-таки может работать на вас.
Представьте, что вы сидите в одиночестве в гостиной, только что уложив своих детей в постель со степенью сложности 9.9. Атакующий голос начинает тыкать вас в самое больное место: вашу способность (или ее отсутствие) быть родителем.
Вы №1: Ну, на этот раз ты все взорвал к черту, не так ли? Мне показалось, ты сказал, что не будешь делать ошибок своих родителей. Но, Боже, ты говорил в точности как твоя мать! Я тебя уверяю, твои дети вырастут и станут настоящими неврастениками после того, как ты с ними закончишь!
Вместо того чтобы оказать Отпор, или убежать, или Ничего Не Делать, или перевернуться на спину и притвориться мертвым. Вы №2 отвечает.
Вы №2: Я думаю, что буду хуже своей матери. То есть, если я уже настолько плох, почему бы не плыть по течению и дальше? Завтра я свяжу их и запру в подвале. Затем я приступлю к порке. Можно сказать, что пока что я их только слегка шлепал. Если мне повезет, я смогу стать первоклассным порщиком.
Вы№1: Я не шучу!
Вы №2: Я тоже. Я на самом деле собираюсь сделать все эти чудесные вещи.
Вы№1: Ты сумасшедший.
Вы №2: Не более сумасшедший, чем голос, который никогда и ни в чем меня не поддерживает, который никогда не говорит о том хорошем, что я сделал.
Вы №1: Я разберусь с тобой позже!
Вы №2: Не забывай писать!
Возможно, странный способ относиться к самому себе, но он все же справляется с задачей. Иногда вам необходимо всего лишь чуть-чуть себя обмануть, чтобы напомнить себе, что “Эй, черт побери, ты на самом деле классная личность!”
Сложность заключается в том, чтобы постоянно помнить, что здесь внутри существует два голоса, а не только один роковой голос, Если вы неклиническим способом разделили свою личность, все внутренние конфликты могут быть урегулированы, если вы объединитесь со своим отцентрированным, позитивным Я. И улыбайтесь!