УПП

Цитата момента



Привязанность отличается от любви болью, напряжением и страхом.
А я не боюсь!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Я - герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног - ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей - надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, - все. Ты обречен быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода.

Рубен Давид Гонсалес Гальего. «Белым по черному»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

ЧАСТЬ IV. ГИПНОТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНИКИ ДЛЯ НАВЕДЕНИЯ ПОРЧИ

Разрыв шаблона

«Врасплох и медведь труслив».

Русская пословица

«Неожиданность — залог успеха. От игры в открытую — ни корысти, ни радости».

Бальтасар Грасиан

Многие наши действия совершаются по цельному сценарию, и в результате многократных повторений становятся автоматическими: рукопожатие, прикуривание, вставание со стула и т. п. Когда действие перешло в разряд автоматических, человек осознает только его начало и окончание (для вставания со стула: вы осознаете себя либо сидящим, либо стоящим; вам не приходится контролировать напряжение мышц тела, которые обеспечивают само действие).

Подобные шаблоны есть и в мышлении: на предъявляемый партнеру стимул вы заранее ожидаете получить определенную реакцию (например, делая женщине комплимент, вы ожидаете, что она скажет: «Спасибо»).

Как уже говорилось нами, в момент разрыва шаблонного действия (то есть, действия, которое человек воспринимает как непрерывное) субъект впадает в замешательство, очень близкое к гипнотическому трансовому состоянию, и любую команду принимает буквально. Это используют и для лечения, и для отпугивания, наведения порчи.

Главное при разрыве шаблона — делать не то, что от тебя ожидают. Когда на улице к вам пристает хулиган, то у него заранее есть определенный «сценарий» — мысленный шаблон будущего поведения для себя и для потенциальной «жертвы» (содержание такого «сценария», как правило, легко вычисляется). При этом хулиган просчитал заранее, как повести себя, если вы откажетесь дать ему закурить («Что, сука, жалко?!»). Есть шаблон и на тот случай, если закурить дадите («Ты что, гад, сырую даешь?!»). Даже на самый неожиданный, казалось бы, случай — и то есть шаблон («Кого‑кого ты послал?»). Поэтому надо разрывать все и любые шаблоны общения.

Реальный случай:

Мужик, шилом в глаз хочешь?
Отвали, козел, у меня менты на хвосте.

И оба разошлись в разные стороны. Семантика второй фразы такова: «Я сам крутой, меня не трожь, но меня преследуют». Фантазия агрессора работает в направлении: «Он может дать отпор, к тому же меня могут задержать работники милиции, которые у него «на хвосте».

Еще лучше, если фраза для отпугивания будет страшной не только семантически, по смыслу (как в предыдущем примере), но и фоносемантически. Такую фразу мы тоже разработали: «Шуруй уж прямо, меня мусора уже жмут». Работает фраза безукоризненно.

Надо сказать, что шаблоны поведения в нашей жизни — явление постоянное. Иначе и быть не может, без этого мы просто многое не смогли бы делать. Человек по шаблону ходит, бегает, ест, пьет, курит, читает… Шаблон помогает освободить наше сознание для более важных дел. Ведь даже бреемся, чистим зубы и моем руки мы по шаблону…

Начало 80‑ых. Я работал в уголовном розыске. Что‑то тогда походило на нынешние времена, что‑то было совершенно иным… Работать операм, как и сейчас, приходилось зачастую «без выходных и проходных». Кроме того, каждую неделю суточное дежурство, а то и два. И порядки менялись постоянно: то дежуришь в гражданской одежде, то в форме.

Эту историю рассказал мне мой коллега. Был он на суточном оперативном дежурстве, дежурил в форме. Вечером съездил на ужин. За ним зашла машина, и поехал он в отдел. Тут по рации передают: заедьте по адресу, там семейный скандал, а участковый на вызове. Ладно, поехали.

Далее его рассказ в оригинале:

«Водителя я оставил в машине, пошел один. Поднимаюсь на этаж, дверь открыта. Захожу. Слышу, на кухне кто‑то плачет. Заглядываю туда. Сидит женщина за столом: физиономия вся черная от синяков, плачет. Не успел я слова сказать, вдруг вижу боковым зрением — в зеркале, что в прихожей висит за моей спиной, мне в спину два ствола смотрят, двустволка, то есть. Ну, думаю, на этом все — все у меня и опустилось. Что делать? Назад повернуться — выстрелит. Вперед броситься — все равно достанет.

И вдруг… Ну, видно, есть Бог на свете. Что на меня нашло? Я как заору на женщину: «Ты что, сука! До каких пор будешь мозги парить, милицию вызывать! У тебя мужик прекрасный, а ты, сука, его доводишь!». Ну и так далее, ору на нее, матом крою. Женщина, видать, одурела, ничего понять не может. А я матерюсь, а сам назад пячусь‑пячусь, боковым зрением слежу: двустволка ниже, ниже. Как увидел, что совсем опустилась — резко поворачиваюсь, вырываю ружье, и прикладом тому товарищу по башке. Тут и водитель зашел, говорит, что почуял что‑то неладное. Вдвоем мы его и скрутили».

Кстати, после того случая на семейные скандалы у нас в городе стали выезжать только группой, в бронежилетах и с оружием.

Краткий анализ этого примера: типичный разрыв шаблона. Во-первых, милиционер, приехавший на защиту избитой женщины, начинает кричать на нее. Во-вторых, не просто кричит, а использует ненормативную лексику. Согласитесь, это несколько отличается от общепринятых правил. В-третьих, он хвалит ее мужа, при этом не видя (якобы), что тот целится ему в спину. В общем, есть от чего придти в замешательство даже пьяному. Естественным завершением разрыва шаблона стало физическое воздействие и задержание преступника.

Вспоминаю один случай, происшедший на рынке крупного города. Вокруг было довольно много народа, когда неожиданно раздался резкий крик. Настолько громкий и резкий, что присутствующие на мгновение замерли. И неожиданно началась драка двух мужчин.

Хотя, «драка», наверно, — это сильно сказано. Даже моя жена, стоявшая рядом со мной сказала, что «мужики явно гонят картину». Тем не менее, они гарцевали друг вокруг друга, тыкали друг друга кулаками и дрыгали ногами. Правда, удары или не достигали цели, или были настолько вялыми, что индийские боевики по сравнению с этим зрелищем представлялись произведением мордобойного искусства.

Все же на какое‑то время внимание окружающих было привлечено этим зрелищем.

И вдруг рядом я услышал окрик: «Лежать!» Обернувшись, я увидел, что двое спортивного вида ребят загибают руки какому‑то мужчине. Рядом с ним лежала большая сумка с вещами. И опять такой же окрик, но со стороны дерущихся. Глянув туда, я увидел, что их тоже «крутят», но уже четверо.

В одном из переодетых милиционеров (а «крутили» всех троих именно они) я узнал своего бывшего курсанта, теперь уже офицера. Он мне и рассказал, что только что милиция устроила удачную засаду на преступную группу, совершавшую кражи на рынках.

Использовали преступники старый цыганский метод. Сначала — громкий внезапный крик, а затем, когда народ буквально «столбенел», начиналась демонстрация драки. Все внимание, естественно, было привлечено к «дерущимся». В это время сообщник воровал у торговца «челнока» сумку с вещами, либо срезал поясную сумку с выручкой, а затем скрывался в толпе.

Однако после нескольких краж группа была взята на примету. На рынках были устроены засады, в одну из которых группа и попала с поличным.

Ошибки преступников были следующими. Во-первых, один и тот же «почерк». Во-вторых, играли они очень неубедительно, это бросалось в глаза. В-третьих, сразу после кражи «драку» моментально заканчивали и скрывались. Поэтому хорошо прослеживалась связь между «дракой» и кражей, происшедшей в тот же момент.

Преступники использовали типичный разрыв шаблона. Ведь на рынке люди погружены в свои мысли, а значит, находятся в трансе. Разрыв шаблона способствовал привлечению внимания к «драке», что позволяло совершать кражи.

Есть и более сложные шаблоны поведения. Например, шаблон, по которому мы знакомимся. Или общаемся с кем‑либо. При этом, в зависимости от обстановки, и шаблоны бывают разные. Одно дело знакомиться с подчиненным, другое — с начальником. А можно еще знакомиться с лицом противоположного пола. А можно… Перечислять все нет смысла.

Главное, что надо помнить — при шаблонном поведении человек чаще всего находится в измененном состоянии сознания, в естественном трансовом состоянии.

Использование естественных трансовых состояний при наведении порчи

«На улице нередко встречаются очень странные люди».

Брюс Ли

«Двойное удовольствие — обмануть обманщика».

Французская пословица

Какие состояния человека можно использовать при наведении порчи? Удобнее использовать естественные трансовые состояния, а также состояния, в которых человек действует автоматически.

Наиболее удобны состояния облегчающие внушение. Возможно состояния естественного транса: скука долгое ожидание монотонное занятие чем‑либо (когда человек отвлекается «уходит в себя»). То же самое происходит на одинокой пешей прогулке во время длительной поездки во время чтения просмотра кинофильма спектакля. Очень удобно просоночное состояние, то есть состояние между сном и бодрствованием (или между бодрствованием и сном).

Очень умело используют такое состояние цыгане‑мошенники. Например, на вокзале или в аэропорту человек может задремать в зале ожидания. В этот момент он находится в измененном состоянии сознания, и дать любое внушение легко. Например, можно у него что‑либо забрать, вытащить из кармана, внушив ему тотчас забыть об этом. Точно так же можно и навести порчу, сказав подходящую к случаю фразу.

Можно навести транс, используя только описания естественных трансовых состояний. Это применяют и при снятии порчи, и при ее наведении. О снятии расскажем позднее, а о наведении лучше рассказать прямо сейчас.

На одном из семинаров по эриксоновскому гипнозу мы отрабатывали технику наведения транса через описание естественных трансовых состояний. Работали в парах: один в роли гипнотизера, другой в роли гипнотика.

Обычно при отработке этой техники используются описания чувств человека, находящегося в естественном трансовом состоянии. При этом желательно описывать что‑либо приятное. Например, поездку в транспорте, или как человек сидит на берегу водоема. Существует даже такой афоризм: «Есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно долго — это пламя костра, бегущая вода, и то, как работают другие».

Так вот, в одной паре «гипнотизер» внушил партнеру… Что бы вы думали? Затяжной прыжок с парашютом! Причем сделал это очень профессионально. То есть, он профессионально отдал внушение, а затем его позвали покурить. Он ушел, а его партнер продолжал свой полет, точнее свободное парение с нераскрывшимся парашютом. Затем партнера разбудили, но окончательно из транса не вывели. И он продолжал падать.

То есть, он понимал, что под ногами у него пол, но при этом продолжал падать… Его всего трясло от страха! И это притом, что у него рост — под метр девяносто, сто килограммов живых мускулов, кулаки с голову и шея — «за неделю не объедешь». Между прочим, у него была солидная должность на оперативной работе, первый разряд по самбо, пояс по школе «чой», и он в принципе раньше ничего не боялся. А сейчас трясся от страха, и говорил, что боится разбиться. Благо, что его смогли профессионально «приземлить». Слава Богу, «парашют у него раскрылся»…

Так что с выбором гипнотических техник надо бы поосторожнее, если не желаете людям вреда. Ну, а если желаете…

Наверное, самое удобное, если при наведении порчи происходит разрыв шаблона (то есть таких действий, которые воспринимаются человеком, как нечто единое). Повторим: таких действий сотни и тысячи. Мы идем по шаблону, едим, пьем, курим. Когда мы встаем со стула — это тоже шаблон. Если шаблон резко разорвать, то человек попадает в замешательство. Замешательство длится недолго, но если в этот момент умело дать команду, человек ее выполнит. Связано это с тем, что в момент замешательства человек не знает (на очень короткое время), что ему делать. Правильно поданная команда — и мозг запрограммирован на ее выполнение.

Это, пожалуй, любимый прием уличных мошенников. Идет человек по улице, погружен в свои мысли, и вдруг перед ним возникает незнакомец со словами: «Здравствуйте, банк «Менапуп» вас приветствует» (или турогенство «Дальние дули»). И после этого сразу предлагает почти задаром приобрести (можно прямо на улице) акции Копей царя Соломона или путевку на курорты Атлантиды с трехсотпроцентной скидкой. Можно такому торговцу сказать коротко «Отвали» (хорошее и красивое слово), и сразу уходить. Если желаете отпугнуть, можно использовать фразу «Ужасно спешу». Это уже более страшно.

Мужчина, можно вас попросить?..
Можно.

И вы продолжаете свой путь. Хотя мы предпочитаем глянуть сурово и идти дальше. Обычно вас не преследуют — прохожих и так много.

С другом произошел как-то интересный случай. На улице к нему подошли две симпатичные девушки и, представившись сотрудницами социологической организации, стали задавать ему вопросы. В ходе разговора они интересовались его адресом, составом семьи, тем, когда они бывают дома.

Друг мило улыбался им, но когда мимо проезжала милицейская машина, внезапно остановил ее, предъявил удостоверение сотрудника милиции и усадил девушек в машину. В отделе милиции выяснилось, что девушки были членами преступной группы, специализировавшейся на квартирных кражах. Они представлялись прохожим то социологами, то работниками фирмы эксклюзивных товаров, которые обещали принести для показа на дом.

Основной прием, который они использовали — забалтывание. Собрав определенную информацию, они устанавливали слежку за квартирами. И, удостоверившись, что в указанное время действительно никого в квартирах нет, совершали кражи.

Конечно, есть и настоящие социологи. Но они, чтобы их не принимали за мошенников, используют определенные атрибуты — фирменные кепочки, футболки, папки, значки и т. п. Однако за последнее время и у преступников наметился прогресс, а кепочку или футболку нетрудно достать. Поэтому в целях личной безопасности лучше всего со случайными людьми на улице в разговор не вступать. Ей богу, социология от этого не пострадает.

Забалтывание

«Стоял позитив, а с ним негатив в обществе двух альтернатив. Пришли решительные примитивы, и с ними ушли альтернативы».

Станислав Ежи Лец

Перед наведением порчи можно и специально ввести человека в состояние транса. Самая простая техника здесь, видимо, забалтывание.

В этой технике главное — чтобы ваши фразы оставляли впечатление, что они непрерывно и постоянно связаны между собой, и представляют единое целое, в котором каждая часть логически связана с последующей и предыдущей.

Самое простое связывание — союз «и». Более обязательное — «потому что», «по мере того, как», «поэтому», «в связи с тем, что», «ввиду того, что», «в то время, как». Очень важно при забалтывании сохранять многозначительное выражение лица.

Можно использовать каламбуры. Например: «Я о непонятном много знаю; если говорить об этом внятно, мне понятно — я не понимаю, что из непонятного понятно». Шутки шутками, но смысл в этой фразе есть, и сознание до этого смысла пытается дойти (то же самое — в эпиграфе). В результате сознание запутывается, и в это время нужно сделать внушение. Прекрасный пример забалтывания продемонстрирован в чудесном армянском мультфильме «Ух ты, говорящая рыба!». Посмотрите его обязательно!

Любого посетителя отправит в гипнотический транс фраза: «Лучше непорядочный порядок, чем порядочный беспорядок» (весьма вольный перевод известного латинского изречения «dura lex, sed lex»). Разумеется, как только вы заметили после этого признаки транса, надо давать четкую, простую и ясную команду. Например: «Разумеется, для вас выгоднее…»

Забалтывание подействует сильнее, если использовать большинство каналов восприятия. «И, видимо, слушая меня, вы, легко понимаете то, о чем я говорю, потому что говорю я вам, видимо, то, что вам легко понять». Информации в этой фразе — ноль, но скажите это многозначительно — и ваш партнер уже в легком трансе. И, что самое интересное, он действительно посчитает, что понял то, что вы ему сказали.

Или такое: «Я не знаю, выйдет или не выйдет, а собственно говоря, что за разница. Ведь ясно — выйдет или не выйдет, но все равно, видимо, говори — не говори, что‑то обязательно выйдет, даже если и не выйдет. И вы, видимо, легко понимаете это, и готовы мне помочь».

Практически это комбинация техники забалтывания и техники «5‑4‑3‑2‑1». Про технику «5‑4‑3‑2‑1» мы поговорим через одну главу, Сейчас надо сказать о каналах восприятия.

Каналы восприятия и обработки информации

«Красивая ложь? Внимание! Это уже творчество».

Станислав Ежи Леи

Когда один из авторов начинал профессиональную деятельность юриста, в первый же день ему открыли одну простую истину, которая помогла в дальнейшем. «Любой человек, — говорил начальник ОВД, — видит, слышит и чувствует по‑своему. И не потому, что он хороший или плохой, просто — это закон природы. Врут все, в том числе и очевидцы. И не потому, что хотят обмануть — нет, они действительно часто так считают. Это их точка зрения. Они в этом уверены».

Он ничего не знал об НЛП, но говорил как человек знающий и опытный. «А кроме того, — продолжал он, — иногда и умышленно вас будут обманывать. Поэтому всегда необходимо рассматривать каждый случай с разных точек зрения. Послушаешь одного — обидчика надо расстрелять. Выслушаешь второго — первого надо ставить к стенке. А на поверку, оба друг друга стоят. В показаниях было: напали семь человек — с ножами, с обрезами. А оказалось: потерпевшего сосед чайником на кухне ударил за то, что тот к жене его приставал».

В дальнейшем у нас были поводы многократно убедиться в истинности этих слов. Но с умышленным обманом, честно говоря, разобраться легче. А когда люди искренне верят в то, что говорят…

Всю информацию о мире люди принимают через пять органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Принятую информацию люди «укладывают» во внутренний опыт, и тогда делят его на категории, которые называются модальностями внутреннего опыта. При этом используют уже три модальности: зрение, слух, прочие ощущения.

Слова, которые соответствуют конкретной модальности, называют словами‑предикатами. И в разговоре с любым собеседником желательно использовать все эти слова: из области зрения, слуха, ощущений. Тогда собеседник ясно и легко сможет вас понять. (Кстати, исследования И. Ниесова доказывают, что существует зависимость между равномерным, гармоничным употреблением в тексте предикатов разных модальностей и тиражом печатного издания).

Для того, чтобы легко найти общий язык с малознакомыми людьми, можно в разговоре использовать слова из разных модальностей. Это гораздо легче, чем может показаться. Мы стараемся это делать всегда.

О том, насколько бывает важным для людей «понимать язык» другого, свидетельствует такой случай. Когда один из авторов работал следователем, он уже немного знал о техниках НЛП. Поэтому ему так запомнилось одно интересное дело.

А на первый взгляд дело было простым. Жена обвиняла своего мужа в ее истязании. По закону истязанием может быть признано причинение побоев, если такое произошло хотя бы три раза в течение года.

Из заявления жены следовало, что ее муж — изверг и садист, издевается над ней, бьет смертным боем, и вообще, гад ползучий. Потому что бросил семью. «Мой муж подлец — верните мужа». Акты судебно‑медицинского освидетельствования прилагались. Из них следовало, что побои действительно имели место. То есть, на теле были синяки. Дело довольно типичное, и заканчиваются такие дела обычно тем, что следователь «мирит» супругов и прекращает дело. Но не тут то было! После первых же допросов потерпевшей и ее мужа стало понятно, что с этим делом придется повозиться.

Итак: муж — высокий красавец спортивного вида, одет с иголочки, с прической, как из модного журнала. Здоровьем и силой Бог не обидел, служил в морской пехоте, имеет высшее образование, работает главным инженером. Масса характеристик — и все до одной положительные.

Жена — увы, типичная «золушка», смотрит под ноги…

Ее претензии к мужу: «Ему все время нужно, чтобы в квартире был полный порядок, чтобы все лежало на своих местах. Объясняет тем, что привык к порядку в армии, где был старшиной. А какая разница? Вечером всегда смотрит телевизор. По выходным зовет меня в кино. Чего я там не видела? И он уходит без меня. Какое кино? Ясно же, что у него любовница. Одевается всегда модно — это зачем? Конечно же, по бабам ходить. Прически‑укладки делает — для чего это мужику в 30 лет? Я его и так люблю. Мне все время одежду дорогую покупает, говорит — хочет, чтобы выглядела хорошо. Я что, ему такой не нравлюсь?! Вот сел бы рядом, обнял бы — я бы все для него сделала…».

Муж: «Да, мне нравится порядок. Да, я люблю смотреть телевизор. И кино люблю. Зову ее, зову, а ей неохота. А мне нравится. Вот и иду один. И одеваться люблю красиво. И не для кого‑то, а для себя. И ее пытаюсь приучить одеваться красиво, все ей покупаю, а ей вроде это и не надо…» Жена: «Идем на лыжах кататься, он все время вперед убегает. Не чувствует что ли, что мне тяжело…».

Муж: «Конечно, убегал вперед. Побегаю, потом назад. Ну и что такого. Ну, шла бы себе потихоньку, смотрела бы по сторонам, красиво же…».

Жена: «Первый раз он меня избил, когда мы поссорились. Он сам был виноват. Должен был встретить меня на машине в аэропорту. Я прилетала из отпуска. А сам не встретил, я на автобусе добиралась, сильно устала. Приехала, сказала ему все, что думаю, а он меня избил…».

Муж: «Я ее не смог встретить — машина сломалась. А на автобусе поехать не удалось. Самолет прилетал рано утром, я все равно бы не успел. Я дома все прибрал, цветы заранее купил. А она приехала, и с кулаками на меня. Смотреть на нее было страшно. Я ее просто легонько оттолкнул, когда она мне лицо царапать стала. Тогда она, наверное, о дверную ручку и ударилась. И сразу в слезы — «Убивают!» Синяк у нее на спине тогда от дверной ручки и был…».

Жена: «Второй раз он меня избил после того, как я ему изменила. Но не сразу. Тогда он притворялся, что переживает. Я ему специально обо всем рассказала. А то, что же — ему можно, мне нельзя? Он тогда даже спать стал со мной отдельно. Ну, я потом решила помириться и сделать ему что-нибудь такое, чтобы он меня простил. Ведь я же его прощала. Так он меня прямо с постели сбросил…».

Муж: «Я ей никогда не изменял, потому что любил. А она меня все время ревновала. И вдруг она исчезла на два дня. Я где ее только ни искал. И в милицию звонил, и в больницу ездил. А она заявилась, и так спокойно рассказывает, что это время провела с приезжими артистами. И еще подробности выкладывает. Я ее тогда пальцем не тронул. Только спал в другой комнате. А через несколько дней она в постель ко мне залезла и… А я как представил, что она то же самое с любовником… Ну и не выдержал — столкнул ее с дивана. Она опять истерику закатила…».

Жена: «А третий раз избил, когда сказал, что из семьи уходит. Сказал, что я ему надоела. Что на меня смотреть не может. А я ему двух детей родила. А он родных детей на чужих променял. Я ему все тогда сказала, что о нем думаю. И то, что его посажу, тоже. Он меня опять стал избивать. Я на следующее утро опять пошла к судмедэксперту побои снимать…».

Муж: «Я так больше жить уже не мог. И когда стал встречаться с нормальной женщиной, не стал ничего скрывать. Сказал все честно. Все ей оставил, только свою одежду хотел забрать. Так она всю ее изрезала. И опять на меня с кулаками. Я ее снова только оттолкнул. Но, наверное, неудачно. Поэтому и синяки…».

Жена: «Вот если бы он вернулся и прощения попросил, я бы дело прекратила…».

Муж: «С нею я жить уже не смогу. Детей я люблю. И содержать их буду. Но я уже месяц живу так, как никогда раньше не жил — спокойно…».

Легко, видимо, понять по этим рассказам, в чем была истинная причина. Мироощущение у супругов было абсолютно разным.

Да, я знал, что бывают визуалисты, аудиалисты и кинестетики (люди, сортирующие свой внутренний опыт преимущественно зрительно, «на слух», и по ощущениям). Но чтобы до такой степени это было ярко выражено! И чтобы столь ярко выраженные визуалист и кинестетик прожили вместе 10 лет! И чтобы за это время не смогли хоть как-то приспособиться друг к другу!

Муж одевается красиво сам и пытается красиво одеть жену. Ну, так радуйся! Нет, она — явный кинестетик, и переворачивает это по-своему: «Это ему, чтобы по бабам ходить». Он ее — в кино, а она — вот бы обнял. Он отталкивает от себя разгневанное страшилище, а она — «Убивают!». Он не чувствует свою силу, а она, только почувствовав боль, готовится умирать. Она пытается помириться в постели, а для него мысленная картина измены жены — это пытка. Она не может этого понять, а ведь это равнозначно тому, как если бы ее — кинестетика — прижгли раскаленным железом. И он тоже хорош — «легко оттолкнул». Понятно, что синяки возникнут…

Как бы мне хотелось рассказать о счастливом конце — «хэппи-энде». О том, как я помог этим людям вновь полюбить друг друга. Но… Чудеса бывают только в рождественских сказках. Единственное, что мне удалось — это переквалифицировать дело с истязания на нанесение побоев. И получил тот мужчина наказание в виде шести месяцев исправительных работ (20 % ежемесячно в доход государства). И в семью никогда уже не вернулся. И до сих пор счастлив с новой женой. И говорит, что уйти надо было раньше. А жена? Она тоже замужем, и тоже, вроде, уже ни о чем не жалеет. Во всяком случае, так говорит. Звучит это, правда, как‑то неубедительно…

Может быть, кто‑нибудь подумал, что я на стороне мужа? Должен сказать, что мне было жаль обоих. Ведь беда у них была похожая: каждый знал только один, свой собственный язык. Но и вина у них была похожая — они принципиально не желали учиться понимать друг друга. И поэтому, видимо, легко понять, что никто из них любовь не разрушал. Разве можно разрушить то, чего не было? Ведь любили‑то они только себя.

Итак, чтобы вас могли понять, надо говорить на понятном языке. Самое простое и доступное — это говорить одновременно на всех языках: «Видимо, вы легко поняли то, что мы вам сказали» — (хотя бы так). То есть фраза должна быть понятна одновременно людям с разными модальностями.

Ну а теперь можно поближе рассмотреть технику «5‑4‑3‑2‑1». Поговорим об этой очень простой (и очень важной) технике гипноза. Знание этой техники позволяет наводить транс в любой обстановке и на всех, без исключения.

Техника гипноза «5‑4‑3‑2‑1»

«Над Москвой горит зеленый восход,
По мосту идет оранжевый кот
И лоточник у метро продает
Апельсины цвета беж».

Леонид Филатов

«Слова — ключи к сердцу».

Китайская пословица

Классический вариант этой техники таков.

Вначале вы даете партнеру четыре описания действительности в зрительной модальности — и одну инструкцию, команду, внушение. Затем — то же самое со слуховой модальностью: четыре описания реальности плюс одно внушение. И потом — то же самое в кинестетической (чувства, ощущения) модальности: четыре правдивых описания плюс одно внушение, инструкция, команда, которая правдивой может и не быть.

В дальнейшем по каждой из модальностей дают три описания плюс две команды, затем два описания плюс три команды, и, наконец, одно описание плюс четыре команды. В сумме каждый раз — пять. Долее можно проговаривать одни только команды (см. схему).

Схема «5‑4‑3‑2‑1»

Этапы

Количество утверждений

«Вы видите во внешнем мире…»

Внушение

Количество утверждений

«Вы слышите во внешнем мире…»

Внушение

 

Количество утверждений

«Вы чувствуете…»

Внушение

 

I

4

1

4

1

4

1

II

3

2

3

2

3

2

III

2

3

2

3

2

3

IV

1

4

1

4

1

4

V

0

5

0

5

0

5

Техника основана на инерции мышления: сначала ваш партнер верит вам, потому что вы говорите правду, затем — верит «по инерции». Применять классический, развернутый вариант этой техники хорошо тогда, когда вы официально наводите транс в кабинете психотерапевта. То есть, когда вы заранее предупреждаете человека о том, что будете его гипнотизировать. И это вполне возможно, скажем, при снятии порчи. Но при наведении ее (а также во многих других случаях) такая схема будет слишком громоздкой, поэтому лучше использовать ее по‑другому.

Во‑первых, необходимо использование слов‑предикатов из разных модальностей:

зрительной (визуальной) модальности соответствуют слова‑предикаты, связанные со зрением: «видимо», «ясно», «смотреть», «глядеть», «глаз», «взгляд», а также: «прямо», «дальше», «ближе», «косо», «яркий», «блестящий»… Сюда же относятся и слова, обозначающие цвет.

слуховой (аудиальной) модальности соответствуют слова: «тихо», «громко», «глухо», «звук», «крик», «рассказ», «говорить», «петь», «голос» и т. д.

чувственной (кинестетической) модальности соответствуют слова: «гладкий», «холодный», «горячий», «теплый», «сильно», «слабо», «твердо», «легко», «тяжело», «быстрее» и т. п.

Иногда выделяют еще одну модальность (например, в компьютерной программе «ВААЛ») — рациональную или логическую. Слова, соответствующие ей: «помнить», «знать», «учить», «решение» и т. п.

Для того, чтобы текст был гармоничным, модальности располагают в нем обычно в следующих пропорциях (по мере убывания):

зрительная;

кинестетическая;

слуховая;

рациональная (последнюю иногда рассматривают как вариант кинестетической).

Гармоничное и пропорциональное использование предикатов разных модальностей — почти так же, как в технике «5‑4‑3‑2‑1» (пусть и не в классическом ее варианте) — мы можем заметить в талантливых, легко запоминающихся песнях:

«… Не слышны в саду даже шорохи,
Все здесь замерло до утра
Если б знали вы, как мне дороги…»

«… Речка движется и не движется,
Вся из лунного серебра,
Песня слышится и не слышится…»

«… Выходила на берег. Катюша,
На высокий берег, на крутой.
Выходила, песню заводила…»

«… Синеет море за Бульваром,
Каштан над городом цветет,
Наш Константин берет гитару
И тихим голосом поет…»

 

«… Она прошла, как каравелла по зеленым волнам,
Прохладным ливнем после жаркого дня,
Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она,
Чтоб посмотреть, не оглянулся ли я…»

Ну, а известная бардовская песня «Ночная дорога» — подлинный шедевр в использовании этой техники:

«Нет прекрасней и мудрее средства от тревог,
Чем ночная песня шин.
Длинной, длинной серой ниткой стоптанных дорог
Штопаем ранения души…»

Не меньший шедевр — известный романс «Ночь светла». Только вслушайтесь:

«Ночь светла, над рекой тихо светит луна,
И блестит серебром голубая волна.
Темный лес… Там в тиши изумрудных ветвей
Звонких песен своих не поет соловей…»

Таких примеров можно приводить очень много. Понятно, что авторы приведенных здесь произведений вряд ли интересовались НЛП — дело в их подлинном таланте.

Мы долго думали, какой бы литературный пример привести полностью для иллюстрации этой техники. Наиболее подходящим показался известный романс В. Юрьева «Динь‑динь‑динь» (слова‑предикаты в тексте выделять мы не будем; теперь это — задание для читателя). Конечно, по семантике текст далеко не современный, но зато, сколько в нем таланта!

В лунном сиянии
Снег серебрится.
Вдоль по дороге
Троечка мчится.
Ди н ь‑ди н ь‑ди н ь,
Ди н ь‑ди н ь‑ди н ь,
Колокольчик звенит.
Этот звон, этот звук
О любви говорит.
В лунном сиянии
Ранней весною
Помнятся встречи,
Друг мой, с тобою.
Колокольчиком твое
Голос юный звенел.
Этот звон, этот звон
О любви сладко пел.
Вспомнился зал мне
С шумной толпою,
Личико милой
С белой фатою.
Динь‑динь‑динь,
Динь‑динь‑динь,
Колокольчик звенит.
С молодою женой
Мой соперник стоит.

Таким образом, как видите, использовать предикаты в речи довольно легко.

Поскольку нас интересует применение техники «5‑4‑3‑2‑1» в обыденной жизни, достаточно того, чтобы в обычном разговоре применять как можно больше слов‑предикатов из разных модальностей. Это необходимо, чтобы задействовать все каналы восприятия человека. При этом говорить надо в первую очередь то, что человек неосознанно может сразу же проверить.

«Раз уж вы зашли ко мне…» — он действительно это сделал, он уже вам верит.

«… И видите, что вас интересует ваш вопрос…» — он это действительно видит.

«… И желаете услышать то, что я вам скажу…» — он опять подсознательно убеждается в том, что вы ему говорите правду.

«… Но я вам все расскажу…» — он уже готов к этому.

«… Я по мере того, как я буду это делать, вы поймете и увидите, что именно это будет для вас главным».

Если хорошо вдуматься, то фраза сама по себе довольно абсурдная («зацикленная», «фраза в себе»), но выглядит и звучит она абсолютно логично. Одна такая фраза позволяет навести легкий транс и заставить человека неосознанно проникнуться к вам доверием.

«Видимо, вы легко понимаете, о чем я говорю» — и человек неосознанно начинает вас понимать (точнее — считать, что понимает), даже если вы говорите ему явный бред.

«Если уж вы сидите напротив меня, и с таким интересом смотрите мне в глаза, то вы, видимо, готовы внимательно меня выслушать. И поэтому вы, безусловно, легко поймете то, что я вам расскажу».

«Вы легко и ясно поймете то, что я вам расскажу».

«Собственно говоря, видимо, вы легко можете меня понять».

Таких примеров можно приводить сколько угодно. Использование фоносемантики в этом случае не столь уж важно. Важнее другое — использование слов‑предикатов. Но если добавить сюда и фоносемантику, то фраза становится совершенно гипнотической, суггестивной.

Например, можно усилить человеку уже возникшее у него состояние: «Уже страшно? Будет страшнее».

Может возникнуть вопрос, а как определить, что человек находится в трансе? Это довольно просто.

Признаки транса таковы. Человек слегка «цепенеет», у него «застывает взгляд», становятся более редкими мигание и сглатывание слюны. Вначале наблюдается умеренная асимметрия лица (лицо «перекашивает»), затем, напротив, симметрия увеличивается (лицо как бы разглаживается). Изменяется цвет кожи лица: лицо иногда бледнеет, иногда возникает румянец, но цвет меняется. Повышается потливость.

При правильном применении фоносемантических формул (в сочетании с приемами эриксоновского гипноза), транс можно вызвать за полминуты. Во всяком случае, мы на это, обычно, тратим как раз столько.

А хотите научиться мгновенно усыплять человека? Вообще‑то, это «секрет Полишинеля».



Страница сформирована за 0.69 сек
SQL запросов: 190