УПП

Цитата момента



Если вы живёте каждый день так, как будто он последний, когда-нибудь вы окажетесь правы.
Вы не правы!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Парадокс игры: ребенок действует по линии наименьшего сопротивления (получает удовольствие), но научается действовать по линии наибольшего сопротивления. Школа воли и морали.

Эльконин Даниил Борисович. «Психология игры»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354//
Мещера
.

Стратегия 3. Концентрируйте внимание учеников на его прошлых успехах

Когда я была ребенком, мои родители и учителя часто рассказывали мне о том, что именно я делаю неправильно. Ваши, наверное, тоже. Они надеялись таким образом заставить меня в будущем делать это лучше. Сегодня психологи говорят нам, что истина в обратном. Единственный безопасный путь, который мотивирует детей к достижениям, — это подчеркивание всего того, что они делают верно.

Успех рождает успех, поэтому учитель должен подчеркивать прошлые достижения, чтобы содействовать продолжению успеха.

Анализ прошлого успеха. Психологи утверждают, что успех определяется пятью факторами:

  • верой в собственные способности,
  • количеством приложенных усилий,
  • помощью других,
  • сложностью задачи,
  • удачей.

Ученики могут контролировать только два из этих факторов: веру в свои способности и число попыток. Они не могут знать, сколько помощи им понадобится от других, как трудна будет задача или, например, повезет ли им.

Мы должны помочь ученикам понять, что два первых фактора — самые главные составляющие успеха. Спросите ученика: «Ты знаешь, почему тебе тогда удалось справиться с задачей?» Если он ответит что-то типа: «Потому, что я верил в свои силы», «Потому, что я знал, как ее решать», «Потому, что я много трудился, потратил достаточно сил», — подтвердите его точку зрения, соглашаясь с ним. Если ответ будет: «Мне помогли», продолжите разговор: «Да, это так, но ты старался и сам, к тому же у тебя были способности (указать, что именно)». Если ответ будет: «Задача была легкой», ответьте: «Да, но это твои способности и твое усердие сделали ее легкой для тебя. Если же ученик скажет: «Просто повезло», вы можете возразить: «Ты сам создал свою удачу, используя свои способности и усердие».

Иногда полезно рискнуть предложить ученикам ту же задачу еще раз, чтобы они могли доказать себе, что сами сотворили свой успех. Раз за разом анализируя прошлые успехи учеников, вы не только поможете им поверить в свои силы, но и поддержите их попытки добиться новых успехов в учебе.

Повторяйте и закрепляйте успехи. Если продвижение к новым учебным задачам затормозилось, не спешите, возвратитесь к успешно выполненному заданию и повторите сегодняшние достижения. Это очень важный прием. Вспомните знакомую картину: ученики с энтузиазмом демонстрируют уже выученное вновь и вновь или делают домашнее задание по старой теме. Некоторые ученики будут счастливы сделать десять раз одну и ту же старую задачу по математике, но выражают недовольство и горько сетуют на сегодняшнюю работу. Когда ученики повторяют вчерашнюю работу, они используют уже отшлифованные навыки, поэтому делают меньше ошибок и переживают больше успеха.

Взрослые тоже любят повторять прошлые успехи. Как многие из нас любят готовить праздничные блюда, которые всегда хорошо получаются, и опасаются экспериментировать, боясь распугать гостей неудавшимся блюдом.

Стратегия 4. Помогайте ученикам «материализовать» процесс своего развития

Одной из причин, по которой ученики не верят в свои способности, является то, что они не ощущают прогресса. Оценки за контрольные и четвертные не всегда дают ученику необходимую информацию о его развитии. Например, если ученик в первой и во второй четвертях имел тройку по какому-либо предмету, он может считать, что прогресса нет, тем не менее это может быть не так.

Особенно это важно для учеников начальных классов. Для них необходимо переделать вопрос «Что ты получил?» в вопрос «Чему ты научился?».

Наклейки «Я могу». Для младших школьников можно сделать из липкой бумаги наклейки. На них будут указаны навыки, которым ученик уже научился, например: «читать», «произносить по буквам слова», «складывать и вычитать двузначные числа», «делить», «умножать» и т.д. Когда коллекция наклеек увеличится, ученик наверняка испытает гордость за все то, чему он уже научился. Эти наклейки хороши для родительских собраний, ведь они — концентрированный результат усердия и способностей детей.

Альбомы достижений. Ученикам старших классов можно предложить делать альбомы достижений, разделенные на такие, например, темы: «Математические проблемы, которые я смог решить», «Книги, которые я прочел», «Мои лучшие сочинения» и т.д. Так они могут охватить весь объем сделанного, просто перечисляя новые навыки, в которых приобрели мастерство. Важ но, что разделы альбома очень индивидуальны. Они тесно связаны с учебной программой соответствующего класса. Ученики ни в коем случае не должны сравнивать свои альбомы достижений! Подчеркивайте, что это их личный рост, безотносительно к другим ученикам. Альбом помогает ученикам увидеть, что научились делать или узнали они сегодня и чего не умели и не знали вчера.

щелкните, и изображение увеличитсяРассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем. Вместе с другими приемами полезен такой: быстро и коротко рассказать о том, каким ты был вчера, какой ты сегодня, каким ты будешь завтра. Например, вы можете сказать ученику: «Помнишь, когда ты не мог перевести на английский ни одного слова? А сейчас посмотри, сколько у тебя наклеек "Я могу" с английскими словами».

Разговор такого плана должен быть очень конкретным, тогда он способствует повышению уверенности и самоуважения. Более того, неудача не кажется такой сокрушительной и неисправимой, когда мы часто говорим о прогрессе.

Говорите о «завтра» на основе уже имеющихся у ученика прошлых успехов, тогда он начинает предвидеть и ожидать будущие успехи: «Смотри, как много слов ты выучил за прошедший месяц (по списку или альбому). Как ты думаешь, сколько слов ты сможешь осилить в следующем месяце?» Такое предсказание, сделанное самим учеником, — отличная мотивация для того, чтобы попробовать более сложные задачи.

Стратегия 5. Признание достижений

Есть ученики, которые уже достигли определенных успехов, — благополучные, успешные ученики. И есть ученики, которые стараются и хотят улучшить свои результаты. Их нужно различать, потому что в поддержке нуждаются прежде всего вторые. Вот несколько эффективных приемов признания достижений.

щелкните, и изображение увеличитсяАплодисменты. Аплодисменты не означают, что вы должны хлопать в ладоши. Можно просто сказать: «Здорово! Ты смог это!» Причем сделать это надо с очевидным энтузиазмом.

Мы можем аплодировать достижениям как школьным, так и всем остальным, как учебным, так и другим. Аплодисменты должны быть особенными: без оценок и без сравнений с другими, без ожиданий на будущее.

Лучший способ устроить аплодисменты — просто описать ситуацию и место в ней ученика по принципу «здесь и сейчас». Например: «Ну, Маша, ты просто великолепно описала причины войны 1812 года» или «Поздравляю тебя, Толя, твой доклад так же изыскан, как и твои рисунки!»

Выражайте вслух свои «аплодисменты», где бы вы ни увидели хорошее поведение или сильные стороны своего ученика, особенно в ситуациях, объективно трудных для него.

Вы заметили, например, что Аня, которая всегда держалась особняком на физкультуре, вместе со всеми включилась в игру. Поддержите ее словами:«О, Аня, я вижу, что сегодня команда благодаря тебе играет по-новому».

Звезды и наклейки. Младшие школьники любят признание, выраженное в звездочках, наклейках, нашивках. Счастливое лицо второклассника, получившего «золотую звезду» на рубашку, — вот благодарность за ваше краткое внимание: «Я заметил твое достижение, и я горжусь тобой!»

Награды и «медали». Все виды наград и «сертификатов», удостоверяющих, что их владельцы хорошо вели себя в школе или дома, хороши. Чем больше достижений мы обнаружим и отметим, тем больше позитивного будет в атмосфере вашего класса или школы. Помните, однако, что признавать следует возрастание попыток и усердие, а не «лучшие результаты».

Может быть и другой вид награды. Так, один умный школьный администратор, поймав прогульщика, крадущегося с урока, вручал ему медаль, выкрашенную золотой краской, с надписью: «Золотая медаль за смелость и изобретательность при попытке удрать с урока».

Выставки достижений. Достижения учеников — сочинения, рисунки, доклады — можно вывешивать на доску, на стенд или в другом классе. Можно также пригласить родителей, чтобы они увидели работы, а вы к этой выставке могли бы сделать анонс в школьной газете.

Позитивная изоляция. Каждый ученик знает, что проводить время в специальном помещении, изолированным за провинность, весьма неприятно. Этот негативный образ школьных правил можно изменить, если организовать «позитивную изоляцию» для получения признания своих успехов от школьной администрации. Мы посылаем учеников к классному руководителю, библиотекарю или психологу для того, чтобы они подтвердили и оценили его достижения. Это очень полезно для неуверенных учеников. Когда такие ученики получают признание своих достижений от разных людей (объективных экспертов), они начинают по-другому думать о себе и своих способностях.

Классный руководитель может использовать другой вид позитивного удаления. Выберите момент в конце урока, поговорите один на один с учеником о его успехе. Вы можете также выбрать несколько минут на перемене, после занятий или за обедом, но это не должен быть долгий разговор. Даже старшеклассники очень нуждаются в учительском внимании, хотя многие боятся, что их прозовут «учительским любимчиком». Еще один вариант — «стул размышлений» со знаком «плюс» — место для самого успешного ученика на сегодняшнем уроке (вы, конечно, понимаете, что этот стул должен отличаться от всех остальных).

Самоодобрение. Часто ученики ожидают, что их успехи признают окружающие, вместо того чтобы самим посмотреть на себя как бы со стороны и принять собственное решение о своих достижениях. Этому их нужно специально учить! Вот один из путей получить самоодобрение. Попросите каждого ученика сказать, какое его личное достижение стоит того, чтобы быть одобренным, признанным. Сначала такая просьба может показаться трудной или даже невыполнимой для многих учеников, особенно боящихся неудачи. Со временем, однако, они не только освоят эту процедуру, но научатся радоваться тому, что цели ставятся, достигаются и они сами могут говорить о своих достижениях.

Личное задание читающему эту книгу

1. Выберите технику поддержки, которая, с вашей точки зрения, поможет конкретному ученику почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Число поддерживающих техник для повышения самоуважения не ограничено. Выбирайте столько, сколько нужно для конкретного ученика. В отличие от техник экстренного педагогического воздействия анализируемые нами сейчас техники не связаны напрямую с целями прекращения нарушения поведения.

2. Самоисследование

Проверьте, как каждая из техник может помочь ученикам почувствовать способность учиться. Отметьте каждый прием символом, соответствующим вашему мнению. Например:

* — прием уже используется мной;

П — прием, который мне кажется приемлемым для моего класса, и я хотел бы ему научиться;

? — прием спорный, мне нужно подумать;

Н — этот прием неприемлем для меня.

Стратегия 1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением
  • Рассказывайте об ошибках.
  • Показывайте ценность ошибки как попытки.
  • Минимизируйте последствия ошибок.
Стратегия 2. Формирует веру в успех
  • Подчеркивайте любые улучшения.
  • Объявляйте о любых вкладах ученика в общее дело.
  • Ограничивайте время ваших заданий.
  • Раскрывайте сильные стороны своих учеников.
  • Демонстрируйте веру в своих учеников.
  • Признавайте трудность ваших заданий.
Стратегия 3. Концентрируйте внимание на уже достигнутых успехах
  • Анализ прошлого успеха.
  • Повторяйте и закрепляйте успехи.
Стратегия 4. Помогайте ученикам материализовать процесс своего развития
  • Наклейки «Я могу».
  • Альбомы достижений.
Стратегия 5. Отмечайте достижения
  • Аплодисменты.
  • «Звезды и наклейки».
  • Награды и «медали».
  • Выставки достижений.
  • Позитивная изоляция.
  • Самоодобрение.

§ 2. Как помочь ученикам установить нормальные отношения с вами и почувствовать свою коммуникативную состоятельность

Мы можем помочь ученикам общаться с нами приемлемым способом, если наше отношение к ним будет включать принятие, внимание, признание (уважение), одобрение, теплые чувства. Моделируя свое отношение в соответствии с пятью указанными принципами, мы научим своих учеников устанавливать отношения с ровесниками и другими людьми по тем же принципам. Вопросы дисциплины станут лишь поводом для утверждения этих принципов.

Принятие

Детей надо любить безусловно, а не за то, что они делают или должны делать. Мы должны принимать ребенка, невзирая на все его глупости, недостатки и проступки, таким, каков он есть прямо сейчас. И это — фундамент для всех остальных составляющих. Если не будет принятия, не будет эффективно действовать ни один из других принципов. Не «Ты мне нравишься за то-то и то-то» и не «Я стану к тебе относиться лучше, когда ты…», а «Ты мне нравишься, потому что это — ты». И только так.

Принимать того, кто делает, а не то, что сделано. Ученик должен быть уверен: что бы он ни сделал, он — достойное человеческое существо, даже если его поступок неприемлем. Эта уверенность помогает детям сохранить достаточно самоуважения, чтобы изменить поведение на более приемлемое. Тот же закон действует и при взаимодействии взрослых.

Принимать личностные особенности ученика. Когда ученики начинают «выделываться», украшая себя сережками, кольцами, или красят волосы в розовый цвет и стригутся наголо, это, возможно, оскорбляет ваш личный вкус. Но вы должны допустить, что ваш строгий костюм может, в свою очередь, оскорблять их эстетический вкус. Вообще нетерпимость в вопросах одежды и привычек очень пагубна в отношениях с учениками. Ценности меняются от поколения к поколению. Проблема типа «В наше время этого не было» — это скорее личная проблема учителя, и не следует перекладывать ее на плечи учеников.

Внимание

Дарить позитивное внимание ученикам — дело хлопотное, требующее времени, сил, эмоций от учителя. Об этом можно сказать лишь одно: чем больше позитивного внимания учитель уделит в нормальной обстановке, тем меньше внимания негативного потребуют у него на уроке нарушители поведения.

Как уделить внимание каждому ученику, если в классе их 30—40 человек?

К счастью, здесь важно не количество, а качество. Качественное внимание требует нескольких мгновений, а результаты его помнят и чувствуются часы и дни. Вот несколько таких приемов.

Приветствия. Самый быстрый и легкий путь одарить каждого ученика вашим вниманием — использовать несколько минут перед уроком или после него, чтобы сказать одно-два слова каждому индивидуально. Это означает, что вы должны быть организованными и лаконичными, чтобы не затянуть, но эффект стоит усилий. Что это за результат? Вот пример.

Шурик, семи лет, был бука. Ничего из сделанного или сказанного ему не нравилось. Он ворчал и дулся. Его учительница решила попробовать просто оказывать Шурику каждое утро знаки внимания. Она не смогла сразу увидеть ничего привлекательного в его характере, поэтому похвалила его рубашку — первое, что попалось на глаза.
Через неделю она заметила, что эффект ее попыток огромен. Шурик стал улыбаться и очень гордился тем, что заметили и одобрили его рубашку, которую он в результате не снимал всю неделю.

Приветствия, знаки внимания весьма эффективны и для старшеклассников, хотя эффект может выглядеть по-другому.

Учитель истории Валерий Павлович, пройдя курс обучения, попробовал такую технику. Встав в дверях после своего последнего урока, он каждому говорил «до свидания» и добавлял одно-два слова, специально адресованных конкретному ученику. Через неделю он не заметил никакого внешнего эффекта и прекратил свою практику. На следующий день после этого к нему подошли несколько учеников и спросили, за что он на них всех рассердился ? Когда учитель сказал, что не обиделся и не рассердился, ученики спросили: «Тогда почему вы вчера и сегодня не говорили нам "до свидания", как делали это обычно?»

Выслушивайте учеников. Это самый сильный прием, чтобы улучшить отношения «учитель—ученик». Выслушайте то, о чем хочет сказать ученик. Темы могут быть самыми разными: от классной обстановки и отношений с одноклассниками до семейных проблем. Слушание требует большего времени, чем краткое приветствие, но меньшего времени, чем вам кажется, если правильно слушать. К тому же такие 15-минутные беседы могут укрепить нормальные отношения между учителем и учеником на долгие годы. Беседуя с учеником, не следует думать, что вы должны решить его проблемы, дать совет или консультацию. Вы должны прежде всего его выслушать. Вот основы правильного слушания:

  • 1. Ведите себя спокойно. Если не знаете, что сказать, не говорите ничего. Если вы знаете, что сказать, — не торопитесь говорить. Реагируйте, только когда это необходимо и только давая понять, что вы поняли, что было сказано.
  • 2. Используйте невербальные сигналы, чтобы показать свой интерес: контакт глазами, наклон корпуса в сторону говорящего.
  • 3. Вербализируйте интерес без слов, используя «м-м» и другие междометия.
  • 4. Используйте парафраз: «Если я тебя правильно поняла…» (и далее повторите мысль ученика, но своими словами).
  • 5. Отражайте чувства.

Научите учеников просить внимания. Не правда ли, будет замечательно, если ученики просто попросят вас о внимании, вместо того чтобы нарушать поведение. Конечно, мы не всегда готовы сразу же оказать внимание в тот самый момент, когда ученик чувствует потребность, но тогда можно просто извиниться и пообещать оказать внимание в ближайшем будущем.

Заведите книгу-ежедневник и записывайте «дату уделения внимания». Если однажды ученики узнают, что получат от вас то, что им нужно, они наверняка согласятся подождать. Ниже приводится попурри идей, как оказывать внимание. Эти идеи были предложены участниками семинаров и тренингов по проблемам дисциплины.

  • Поболтайте о чем-нибудь с учениками в классе после уроков.
  • Поинтересуйтесь у учеников, как они живут за стенами школы.
  • Запоминайте то, что рассказывают вам ученики, и используйте это в беседе с учеником в подходящий момент.
  • Ешьте иногда вместе с учениками за их столом в столовой или буфете.
  • Пригласите учеников на обед к себе домой хотя бы несколько раз.
  • Посещайте спортивные соревнования и музыкальные мероприятия, в которых участвуют ваши ученики.
  • Участвуйте в коллективных замыслах ваших учеников.
  • Организуйте со своими учениками конференцию по какой- то всех волнующей проблеме.
  • Иногда присоединяйтесь к групповым играм своих учеников в спортзале или на спортплощадке.
  • Отмечайте дни рождения своих учеников хотя бы каким- то вниманием.
  • Посылайте открытки и домашние задания ученикам, которые болеют, с парой строк, написанных своей рукой.
  • Выражайте искренний интерес к работе и хобби своих учеников.

Уважение (признание)

Признание очень нужно человеческому существу. Покажите ученикам, что вы их уважаете, что все, что они делают, очень полезно для школы и класса. Признание отличается от «аплодисментов» (одобрения) тем, что фокус переносится с попыток на результат. Признание должно быть вслух высказано и ясно показано. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не те, что имеются в виду. Признание часто путают с поддержкой. Поддержка — это процесс, включающий множество повышающих самоуважение техник. Признание — лишь одна из них. Признавайте дело, а не творца! Признание — это вид оценки. Оценивайте, пусть даже и высоко, сделанное, но не сделавшего это. Иначе эффект может быть очень плачевным. Так, вы легко можете перехвалить ученика, который в своем представлении «возвысится до небес», и потом резко испортится его поведение. Это бывает, когда вы высказываете признание самому ученику, а не его результатам. Правильная похвала касается продукта, итога, поведения, но не субъекта. Тогда дело будет продолжаться, а ученик не будет зазнаваться. Более того, он постарается вновь произвести на вас впечатление своими результатами. Используйте следующие приемы.

«Я-высказывание». Описывайте поведение или результат аккуратно и объективно без единого оценочного или субъективного понятия. Применяйте тот же критерий, что при описании нарушений поведения, описывайте подобно видеокамере. Никаких общих слов — только конкретно. Признания типа: «Спасибо за помощь», «Ты хорошо работал» — неэффективны, так как не проясняют, что именно помогло и что именно хорошо в работе.

Используйте трехчастную форму «Я-высказывания» для признания, то есть описывайте последовательно

  • 1. действие ученика и его результат,
  • 2. что вы чувствуете или думаете о нем,
  • 3. позитивный эффект от него.

Антон, когда ты вымыл весь класс, я почувствовала благодарность, потому что ты сэкономил мое время.

Маша, когда ты сдаешь домашнее сочинение вовремя, как сегодня, я очень довольна, потому что мне не нужно тебя ругать и мы можем перейти к следующей теме.

Фокусирование на настоящем. Используйте принцип «здесь и теперь». Признание должно выражаться в настоящем времени и описывать события настоящего момента. Фраза «Антон, так почему же ты раньше так не старался»?» только напомнит Антону о его прошлом, не слишком приемлемом поведении. Такое обращение не поддержит, а дезорганизует его — и это вместо законной гордости за свое нынешнее достижение! В будущем времени говорить тоже не следует. «Антон, я надеюсь, ты теперь всегда будешь мыть класс так же хорошо, как сегодня!» — это ошибочное и неграмотное суждение, которое является признанием лишь по форме, но не по сути. Кроме того, утверждения-признания ни в коем случае не должны содержать сравнения с Другими учениками.

Письменные признания. Никогда не забывайте написать пару строк родителям об успехах их ребенка или написать об этом самому ученику. Некоторые ученики месяцами хранят эти записки-признания. Записки с благодарностью могут быть написаны на бумаге учеников (в тетрадке или дневнике) или на специальных нарядных цветных листках с картинками. Это могут быть всего несколько слов в форме «Я-высказывания» или благодарности.

Дорогой Миша, как чисто была сегодня вымыта лаборантская! Твоя работа меня восхитила. Анна Петровна.

Учите учеников просить признания. Поскольку мы не можем заметить все хорошее, что происходит в классе, просите учеников сообщать вам и всем о том, что заслуживает признания. Попробуйте провести такой эксперимент. Попросите учеников самим написать себе карточки-признания о чем-то хорошем, что они сделали. В конце дня попросите прочесть их вам. Если вы думаете, что записка соответствует истине, подпишите ее и разрешите взять домой. Это — сильнейший прием для формирования самоуважения, так как он учит уважать себя и замечать позитивное, в своем поведении.

Одобрение

Одобрение мы высказываем ученикам, показывая, что нам нравятся черты их характера или попытки что-то сделать (даже безрезультатные), или их мечты, или их увлечения. Это поддерживает учеников в уверенности, что в них есть что-то хорошее. Когда их положительные черты признаются, ученики начинают хорошо относиться не только к себе, но и к нам. Вот некоторые слова русского языка, описывающие положительные черты характера. О них имеет смысл говорить ученикам — можно устно, а можно и письменно:

честность

смелость

бодрость

ум

любознательность

энергичность

энтузиазм

настойчивость

дипломатичность

общительность

пунктуальность

склонность к риску

чувствительность

сила

умение слушать другого

альтруизм

справедливость

дружелюбие

нежность

доброта

храбрость

верность

опрятность

организованность

оригинальность

спокойствие

упорство

правдолюбие

заботливость

отзывчивость

остроумие

работоспособность

Составьте с этими словами простые предложения: «Мне нравится твоя доброта», «Мне кажется, что ты очень чувствительный человек, и мне это очень симпатично» и т. д. Они поначалу могут показаться странными и непонятными. Но однажды вы увидите, что эти простые фразы имеют удивительный эффект, и будете часто их употреблять уже совсем естественно.

Теплые чувства

Хороший учитель умеет создать необыкновенно теплую эмоциональную атмосферу, которую впоследствии выпускники будут вспоминать как счастье. Такой учитель не только передает знания, но и устанавливает радостные отношения со своими Учениками. Чувства — не средство, не инструмент, подкрепляющий хорошие результаты или стимулирующий к новым попыткам. Нет! Не «Ты мне нравишься, когда ты…» или «Ты мне нравишься, если…», а вместо этого — просто: «Ты мне нравишься, потому что ты мне нравишься!»

Чувства всегда адресованы самому ученику, безотносительно к тому, что он сделал или чего не сделал. Ведь на самом деле ученику от вас нужно подтверждение: «Я любим без всяких условий. Мой учитель не перестанет любить меня, если я совершу ошибку или доставлю ему хлопоты. Мой учитель любит меня, потому что я — это я».

Нередко чувства особенно нужны ученику, если его дела плохи. Отнеситесь внимательно, например, к такому комментарию учителя, сделанному для ученицы, не решившей контрольную:

Майя, я верю, что эта контрольная — последняя из тех, что тебе не удались. Мы все делаем ошибки, подумай об этом, и может быть, следующая контрольная пройдет лучше. Не пойти ли нам с тобой выпить кофе на большой перемене, чтобы поговорить еще немного?

Такие комментарии закладывают прочную основу дружбы учителя со своими учениками. Наверное, если бы Майе только указали на то, что ее невнимательность на последних двух уроках была причиной двойки, Майя бы даже оправдалась или огрызнулась, и ситуация бы ухудшилась. Доброжелательное действие — приглашение на кофе в буфет — помогает Майе понять, что учитель на самом деле уважает ее и заботится о ней.

Доброжелательные реакции обладают способностью умножаться в геометрической прогрессии. Ученики усваивают эту модель поведения так же легко, как модели неконструктивного поведения.

Тем людям, которые показывают, что они на самом деле вас любят, очень трудно отказать. Дружба с учениками — лучшее средство в установлении дисциплины в классе. В самом деле, ученики скорее согласятся выполнять правила и следовать требованиям своих друзей, чем врагов.

щелкните, и изображение увеличитсяТеплые прикосновения. Все педагоги хорошо знают о роли прикосновений в воспитании ребенка. Гладить, обнимать, тормошить любого ребенка необходимо, чтобы он развивался нормально. Потребность в физическом контакте остается с нами с детства. Рукопожатия, прикосновения, похлопывание по спине, объятия очень хорошо выражают теплоту. Но мы считаем, что использовать физический контакт с учениками властолюбивыми и мстительными не нужно. Им это не нравится. С этими учениками нужно оставаться на уровне словесного выражения положительных эмоций.

Таблица 8. Как помогать ученикам устанавливать нормальные отношения с вами и чувствовать свою коммуникативную компетентность

 

Что говорит учитель?

Что слышит ученик?

Принятие

Ты хороший

Я хороший

Внимание

Я вижу тебя

Я что-то значу

Уважение

Спасибо тебе за…

Мои усилия замечены

Одобрение

Я знаю о тебе что-то замечательное

Я — состоятелен

Теплые чувства

Ты мне нравишься

Кто-то заботится обо мне

Личное задание читающему эту книгу

1. Подумайте, в каких именно техниках поддержки нуждается какой-то ваш конкретный ученик для того, чтобы почувствовать во взаимодействии с вами свою коммуникативную состоятельность.

2. Закончите предложения:

  • Труднее всего мне выражать признание таким ученикам, которые___________
  • Иногда я хвалю учеников, которые оказались не на высоте, потому что_________
  • Когда я хочу поддержать хорошее поведение, я использую следующие приемы___________
  • Я обычно уделяю внимание ученикам такими способами:______________
  • Один из приемов, который я бы хотел(а) применять чаще в будущем. Причина, по которой я этого хочу_________
  • Один из учеников моего класса, особенно нуждающийся в поддержке, это__________
  • В ближайшие две недели я собираюсь поддерживать его следующими способами____________
  • Я хочу научить ученика просить поддержку, когда он нуждается в ней, следующими способами__________
  • Поддержки для ребенка никогда не бывает слишком много! Я согласна (не согласна) с этим утверждением, потому что__________

§ 3. Как помочь ученикам вносить свой собственный вклад в общую деятельность

Как педагоги мы должны уметь поддержать любые попытки наших подопечных внести свой собственный вклад в групповые отношения и почувствовать себя нужными. Когда учитель говорит: «Я знаю, что ты можешь, и я нуждаюсь в твоей помощи», ученики воспринимают это как привилегию, а не как обязанность. И наоборот, если вы своим тоном или каким-либо другим способом демонстрируете, что просите их помощи в какой-то деятельности только потому, что эта деятельность «ниже вашего достоинства», они скорее всего откажут.

Речь идет о базовой человеческой потребности быть кому-нибудь нужным. Как известно, большой процент суицидов и депрессий происходит от ощущения ненужности и бессмысленности собственной жизни. Когда мы структурируем отношения между учениками нашего класса таким образом, чтобы каждому ребенку хотелось как-то укрепить благополучие своих одноклассников и класса в целом, мы удовлетворяем одну из базовых потребностей человека — быть нужным.

Особенно в этом нуждаются ученики со страхом неудачи. Они, как правило, не чувствуют не только своей интеллектуальной состоятельности, но также не могут найти способа быть нужными без нашей помощи.

Когда ученики вносят свой собственный вклад в групповые отношения, они чувствуют свою нужность. Это дает им ощущение причастности, включенности в школьную жизнь — мощный фактор личностного развития (повышения самоуважения). Ученики с высоким самоуважением могут лучше и больше вносить в групповые отношения, их вклад неповторим и оригинален. Так по спирали идет этот тонкий процесс приобщения к доброте.

Помочь ученикам вносить свой вклад в групповые отношения можно используя ряд приемов, описанных в этой главе. Все они группируются в две стратегии.



Страница сформирована за 0.66 сек
SQL запросов: 193