УПП

Цитата момента



Начните заниматься тем, что вам нравиться, и вам не придется работать ни одного дня в жизни.
Конфуций

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Мужчиной не становятся в один день или в один год. Это звание присваиваешь себе сам, без приказа министра. Но если поспешил, всем видно самозванца. Как парадные погоны на полевой форме.

Страничка Леонида Жарова и Светланы Ермаковой. «Главные главы из наших книг»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

V. О "КЛУБНОЙ ГЕНЕТИКЕ".

Дорогой практик! Ощущаешь ли ты торжественность момента? Мы, авторы, ощущаем, и весьма: наше повествование подошло к той его части, с темы которой и начиналась, собственно, вся наша социопсихологическая возня. Видимо, по аналогии с отношением матери к самому больному чаду как самому дорогому, мы, отцы, так же неравнодушны к этой теме. Нам кажется, что она, как бы это сказать, центровая, главная, хотя это, скорее всего, и не совсем так. Во всяком случае, интересна она в другом отношении: немало известных нам людей, успешно использующих в своей практике соображения остальных глав, не сумев вникнуть в суть данной, пренебрегали знаниями в этой области, со временем нарываясь на соответствующий результат. Те же из них, кто сумел постичь премудрости этой главы, со всеми прочими сложностей не испытывали и практиковали несколько более успешно.

Вот почему мы предлагаем, пока не поздно, ощутить положенный трепет с тем, чтобы в следующую минуту, отрешившись от комплексов, начать преодоление текста о "клубной генетике".

Итак, продолжим.

Едва ли не важнейшая группа проблем неформальных объединений (и порожденных этими проблемами конфликтов) долгое время не подвергалась анализу из-за двух (по крайней мере) распространенных заблуждений:

1) человек связан с клубом прежде всего деятельностью в области клубного интереса;

2) каждой конкретной форме культурно-просветительской работы соответствует один доминирующий вид деятельности (кружкам технического творчества, дискотекам - преобразовательная; лекториям - познавательная; клубам любителей кино - ценностно-ориентационная; дискуссионным клубам - коммуникативная [38]).

Действительно, среди мотивов, приводящих человека в клуб, есть и тяга к объявленному клубом основному интересу, хотя нередки и причины, весьма далекие от этой. По мере врастания человека в группу приоритетными могут стать притягательность личности лидера, взаимоотношения с друзьями, возможность реализовать свои способности в сфере, вспомогательной или побочной по отношению к главному клубному интересу (например, организационной), и др. Не случайно множество участников коммунарских клубов начала 60-х годов спустя несколько лет нашли себя в КВНе, а члены КСП - в МЖК 80-х.

Не меньше возражений можно высказать и по второму пункту. Рассмотрим хотя бы такую область интересов как любовь к книге. Не секрет, что в одном и том же клубе книголюбов могут быть и истинные знатоки букинистики и полиграфии, и спекулянты, и люди, покупающие редкие книги из чисто престижных соображений, и весьма слабые знатоки и коллекционеры, не упускающие, правда, возможности поучаствовать в умном разговоре (себя ли показать, время ли убить), и альтруисты, цель которых - положить свою жизнь на благо общества, а способ все тот же: коллекционирование книг, которые будут кому-то потом подарены - городу или детдому… И хотя занимаются эти люди, как может показаться со стороны, одним общим делом, но говорят, увы, на разных языках, и вряд ли альтруист подаст руку спекулянту.

То, что дело не в интересе, подтверждается еще одним явлением. Нередко в круг дружащих собираются клубы вроде совсем несхожих профилей. Так, известна цепочка "коммунарский тимуровский клуб - содружество любителей театра - группа туристов-водников", да к тому же все из разных городов. Роднят их ориентиры в мире человеческих ценностей, жизненные цели. В то же время, известны провалы множества попыток создать синтез (под единой организационной "крышей") различных творческих объединений (на поверку выходило, что не все они, объявившие целью своей деятельности, например, творчество, реально двигались в этом направлении).

Еще более забавная группа примеров.

В конце 70-х годов КСП страны попытались создать федерацию "Союз КСП". Легализация ее в то время не удалась, но распался союз по другой причине, о которой будет сказано позже. Некоторое время существовал Всесоюзный Совет КСП при ЦК ВЛКСМ, объединявший полтора десятка региональных ассоциаций. Но "регионы" работали зачастую ниже всякой критики, а что касается ВС КСП - им было реализовано почти все, за что отвечали… официальные покровительствовавшие организации, и почти ничего из того, за что - сами клубы. Причем далеко не все неудачи удавалось объяснить неформальным статусом производителей работ.

В чем же дело?

В каждом конкретном человеке. Ведь он приходит в клуб уже вполне сложившейся (или разложившейся) личностью, и если даже никогда не задумывался о своих жизненных принципах и установках, это вовсе не значит, что у него их нет. И представление о них несложно составить по его суждениям и поступкам.

Вот тут-то и выясняется, что, если любители аквариумных рыб (старинных автомобилей, проблемного кино), выросшие в разных нравственных средах, соберутся в один клуб, это будет плохой клуб - конфликтный, неорганизованный, функционально неэффективный.

Попробуем дать несколько более развернутое объяснение.

Великое множество людей искренне считает, что главное в человеке - талант. Гению может и должно многое прощаться. И есть масса жизненных примеров, доказывающих, что это именно так. Скажем, в третьем рейхе ученые-нацисты, согласуясь со своими морально-эстетическими принципами, вывели полукровку Герца из состава группы атомщиков, работавших над бомбой. Герц, как известно, предлагал использовать термодиффузионный способ разделения изотопов, но чистые арийцы его идею проигнорировали, пошли менее продуктивным путем и остались ни с чем. Как знать, что было бы, получи Гитлер такую игрушку…

Так вот, каждый человек "знает жизнь" по-своему, и немало людей абсолютно уверены, что главное в человеке - его "место под солнцем". У сторонников этой точки зрения аргументов не меньше, чем у апологетов предыдущей.

Есть и такие, которым не важно, кто есть кто, - "был бы человек хороший", то есть порядочный и надежный. И у них свои резоны.

А есть выбирающие партнеров не по нравственному или интеллектуальному, а по профессиональному принципу - чтобы знал дело и работать любил.

В сфере общения, где от эффективности группы не зависит, "быть" ей или "не быть", критерии партнерства могут быть и другие - например, эрудиция, общительность и пр.

Конечно, процент цельных, бескомпромиссных, четко осознающих свои ценности людей, относительно невелик. Во всяком случае, в нашем обществе, всякий раз не успевающем стать гражданским и востребовать такие качества своих граждан, как способность философствовать и самоопределяться. Почти каждый из них хотел бы общаться и с умными, и с порядочными, и т.п., приятелями (в нашем случае - одноклубниками). Да и спектр житейских интересов любого нормального человека, как правило, несколько шире рамок возможностей среднестатистического клуба. Ведь хочется и "руссо-балт" свой восстановить до основанья, а затем - попутешествовать, и на выставке повыпендриваться, а там, глядишь, и "Сотбис" подоспеет - можно загнать его повыгодней, "мерседес" купить… Но кого-то больше влечет автопробег, а кого-то - рассуждения о достоинствах "испано-сюизы" за чашечкой кофе в приятном окружении. Хотя и у того, второго, руки в машинном масле бывают. Иногда. Слухи такие ходят…

Самое интересное, что все эти люди, всецело преданные автомобилю, говорят "а как же иначе?" по самым различным поводам.

Например, некто во время ралли поравнялся с машиной соперника, у которой лопнула шина. Отметил про себя этот факт как положительный и, не останавливаясь, проехал мимо. "А как же иначе? Спорт есть спорт!"

Другой в той же ситуации притормозил и отдал конкуренту свою "запаску". "А как же иначе? Человек человеку…"

Мы видим, что одна и та же ситуация может иметь различные варианты решений. Психологи говорят о ней - выборная ситуация.

Но для каждого из гонщиков субъективно она таковой не является, так как воспитан он в своей конкретной системе ценностей и к иным может быть вовсе невосприимчив.

Проанализируем данную выборную ситуацию.

Первый гонщик выбрал функциональную задачу (спортивный результат) и пренебрег нравственной (не оказал помощь). Второй - наоборот. Можно отчетливо увидеть, какая задача для кого из них оказалась главной, а какая - второстепенной. Выполнить их параллельно было невозможно. Проследив за обоими гонщиками в течение всего соревнования и отметив поведение каждого в целом ряде выборных ситуаций, мы, скорее всего, увидим, что не всегда решения их отличались предельной принципиальностью и последовательностью. Но не менее вероятно, что некую систему в поведении каждого обнаружить удастся. Для этого исследование должно носить хоть в какой-то мере статистический характер - когда может быть рассмотрено достаточно много случаев. Вот тогда-то действительно появляются основания для выводов о главной задаче и главной системе ценностей того или иного участника гонки.

Проанализировав статистику выборов в клубе, можно выяснить и его главную задачу. У одних клубов, где собрались члены с различными ценностными установками, она может быть едва различимой; у других (групп единомышленников) - заметной невооруженным глазом. Вряд ли сильная спортивная команда или полупрофессиональная рок-группа будут держать в своем составе пусть даже очень хорошего человека, но слабого в функциональном плане. Противоположный пример: команда Тимура, явно нуждавшаяся в крепких ребятах для переноски полных ведер воды и колки дров, тем не менее, как мы помним, не торопилась с приемом в свои ряды физически незаурядного Квакина, так как главный критерий тимуровцев был явно нравственно плана. Причем положительно-нравственного. Возможно, что и Квакин набирал не только силачей. И его критерий был нравственным, но с иным знаком.

Большинство реальных клубов по интересам не ставит серьезных функциональных задач и не следит за чистотой своих рядов. Для членства в таком клубе достаточно формальной приверженности объявленному интересу. Вследствие деловой пассивности его членов (с одной стороны) и рассогласованности их систем мировоззрения (с другой), он быстро вырождается, "заболачивается" и в таком полуживом виде может существовать неограниченное время до первого катаклизма (скажем, конфликта внутреннего или с организацией-учредителем).

Нередко в клубах, в целом, слабых появляются равноправные лидеры с различными, плохо совместимыми установками, и тогда клубное общество делится на микрогруппы - каждую со своим лидером во главе и со своими (то есть, лидера) видами на эксплуатацию клубного интереса (кто ради знаний, кто ради славы, кто ради светлого будущего и т.д.). В таком клубе, как правило, начинается дележка: каждая группа претендует на клубное помещение, ресурсы, "сливки" кадров, что "иначе быть не может", так как именно ее задача самая "правильная", самая важная. А поскольку системы ценностей и, стало быть, моральные нормы этих групп (особенно в возрасте их членов старше 12) достаточно фундаментальны, трудноизменимы, азарт разразившейся войны переходит в ожесточение, характерное для крестовых походов. Таков худший (и, увы, весьма распространенный) вариант клубной жизни.

Лучшим же, видимо, остается считать тот, когда клуб создан лидером, четко знающим, чего он хочет. В такой клуб сможет войти не каждый, но определенность этого "да" или "нет" - само по себе благо, как вообще любая определенность. Тот же, кто оказался приемлемым для данного клуба, скорее всего, и сам в нем не разочаруется, так как реализует свои возможности не только в сфере желанного интереса, но и в "родном" ценностном пространстве, в теплой атмосфере сообщества, все члены которого говорят на одном языке.

Такие цельные клубы реально существуют, но даже базируясь на общем интересе, они могут быть очень не похожими друг на друга. Все дело в разных ЦЛО.

Ценностно-личностная ориентация группы есть совокупность таких качеств ее члена, которые наиболее ценимы в данном коллективе. ЦЛО является функцией общегрупповой системы ценностей и тесно связана с главной задачей клубной группы. Дадим формулировку:

Главной задачей называется та (из ряда параллельно выполняемых), которая чаще реализуется в ущерб остальным в случае, когда обстоятельства не позволяют выполнять все задачи равнозначно.

Главная задача и ЦЛО вполне характеризуют ценностный (социально-психологический) тип клуба.

Попробуем представить известные типы клубных групп в виде таблицы 1.

Таблица 1

Тип группы, клуба

Главная задача

ЦЛО

Пример

Функционерский клуб

Создание духовных ценностей

Профессиональные качества

Полупрофесс. спорт. команда, музыкальн. ансамбль, группа организаторов дискотеки, производств. кооператив

Учебная группа

Обучение членов группы

Способности к обучению, прилежание

Школа гитары при КСП, секция походов выходного дня

Клуб любителей

Удовлетворение познавательных и эстетических потребностей членов группы

Интеллект, эрудиция

Клуб знатоков чего-либо(филателии, географических от открытий, эсперанто, истории СССР)

Клуб общения

Удовлетворение коммуникативных потребностей

Общительность, обаяние

Клуб интересных встреч, не имеющий постоянной сферы интереса или не отличающийся глубиной изучения предмета

Творческий клуб

Реализация творческих способностей членов группы

Талант

Сценарная группа самодеятельного театра, команды КВН, литобъединение при стенгазете

Воспитательный клуб

Нравственное совершенствование группы

Моральные качества членов

Внешне проявляется в форме любой из вышеперечисленных групп, но отличается рядом важнейших соцпсих. параметров и характеристик

Охарактеризуем эти группы подробнее.



Страница сформирована за 0.65 сек
SQL запросов: 190