УПП

Цитата момента



Граница между светом и тенью — ты.
Добрый вечер!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Мои прежние мысли были похожи на мысли макаки, которая сидит в клетке и говорит:
— Если они там за решеткой такие умные, как ты говоришь, почему я этого не знаю? Почему они не демонстрируют? Почему нам не объясняют? Почему нам не помогают, то есть не дают целую гору бананов?

Мирзакарим Норбеков. «Где зимует кузькина мать, или как достать халявный миллион решений»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2010

Худшая управленческая должность для Зигзага — руководитель среднего звена. Выполняя роль «передаточного механизма» с малым количеством степеней свободы, Зигзаги сталкиваются здесь с огромными трудностями, проводя в жизнь политику высших этажей администрации, в которую сами, имея на все свое мнение, часто не верят. Срывы в такой ситуации — явление неизбежное. Как иронически замечает С. Деллингер, если уж Зигзагу выпало счастье быть руководителем, то лучшее для него место — на вершине управленческой иерархии. По крайней мере, в роли президента акционерного общества, банка, крупной корпорации, владельца отелей, магазинов, киностудии, цирка, издательства и т. д. Зигзаг способен в большей мере реализовать ряд своих ценных качеств как руководителя. А именно: творческую установку, умение мотивировать других на реализацию новых идей, делегирование подчиненным разработки деталей и предоставление им полной свободы действий в собственной работе. Кстати говоря, Зигзаги склонны к попустительскому стилю руководства (laissez-faire), который сам по себе, несмотря на название, ничуть не хуже других стилей и эффективен в соответствующих условиях. Может быть, поэтому Зигзаги часто преуспевают как антрепренеры.

Спустимся на грешную землю. Если кому-то все же придется иметь дело с Зигзагом — начальником отдела, участка или цеха (не всем же быть президентами банков или выдающимися дирижерами), ваше положение не столь уж безнадежно. Прежде всего, надо знать плюсы и минусы Зигзага-руководителя, чтобы создать у себя адекватную систему ожиданий в отношении начальника.

Плюсы

Минусы

1. Искренний энтузиазм.

1. Неорганизованность, колебания настроения.

2. Творческий интеллект.

2. Пренебрежительное отношение к традиции.

3. Преследует стратегические, цели, делегирует разработку деталей подчиненным.

3. Недостаточное внимание к деталям.

4. Предоставляет полную свободу действий подчиненным в решении задач их уровня.

4. Слабый текущий контроль (точнее, его полное отсутствие).

5. Восприимчив к любым новым идеям.

5. Постоянные перемены: «меняет коней на переправе», не доводит начатого до конца.

6. Не осуждает других, признает право на ошибку.

6. Не проявляет интереса к личным проблемам подчиненных плохой учитель.

7. Открыт и честен в выражений мнений и чувств.

7. Высокий абсентеизм (уклонение от посещения собраний, совещаний, отсутствие без уважительной причины на работе).

8. Минимальное статусное расстояние между руководителем и подчиненными (вплоть до позиции «своего парня»).

8. Слабая обратная связь: ни похвалы, ни порицаний.

9. Ранний пик творчества.

9. Быстрое «увядание».

10. Самостоятельность в решениях и действиях.

10. Не заботится о продвижении по службе своих подчиненных как, впрочем, и о своем собственном.

11. Великолепное чувство юмора.

11. Слабый «политический игрок».

А теперь, когда вам известны обе стороны вашего начальника-Зигзага, и вы знаете, что можно от него ожидать, вам остается оправдать его надежды, чтобы облегчить себе жизнь. Для этого:

  1. Будьте энтузиастом в работе.
  2. Всегда имейте под рукой новую идею.
  3. Проявляйте интерес ко всему, что говорит начальник.
  4. Поддерживайте в первую очередь начальника, во вторую — ваших коллег.
  5. Не интригуйте!
  6. Занимайтесь самоуправлением и самоорганизацией: устанавливайте сами себе очередность заданий, сроки выполнения; ведите учет результатов работы. Не требуйте этого от вашего начальника!
  7. Побуждайте начальника давать оценку выполненной вами работы.
  8. Научитесь избегать начальника во время его плохого настроения.
  9. Не нарушайте уединения начальника во время обдумывания им очередной новой идеи.
  10. Научитесь острить в ответ на остроты начальника (или, и по крайней мере, смеяться над его шутками).
  11. Если вы честолюбивы и вас беспокоит собственная карьере вам придется самому контролировать ситуацию и вовремя подсказывать начальнику о появившейся для вас возможности сделать очередной шаг по служебной лестнице.

Зигзаг-покупатель (клиент)

Зигзаги относятся к покупателям импульсивного типа: они очень, быстро принимают решение о том, покупать им какой-либо товар или не покупать. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы. Плюсы понятны любому «продавцу», о минусах следует сказать несколько слов.

Во-первых, отрицательное решение является, так сказать, «окончательным и обжалованию не подлежит». Не стоит пытаться переубедить Зигзага — зря потратите время. Следовательно, сложность состоит в том, чтобы за короткое время успеть снабдить Зигзага информацией в пользу приобретения вашего товара или услуги. Скорее всего, это будет трудно сделать без специально подготовленного рекламного материала, демонстрационных стендов и т. п.

Во-вторых, при заключении серьезных сделок, связанных с отсроченной оплатой, поэтапными поставками и т. п., необходимо с самого начала ознакомить Зигзага с правилами расторжения договора или возврата товара, существующими в вашей организации (что, вообще говоря, нелишне делать со всеми клиентами). Зигзаги славятся тем, что расторгают договоры и возвращают товар, когда они слишком быстро (хорошо не подумав) решили его купить. Если в вашей организации не разработаны эффективные компенсаторные и защитные меры против подобных действий клиентов, лучше, возможно, не продать товар, чем потерпеть больше убытки от его возврата.

Наконец, в-третьих, с Зигзагами требуется особая осторожность в рекламировании товаров и услуг. Они без всякого стеснения и сожаления возвращают товары или отказываются от услуг, если их качество не соответствует заявленному в рекламе уровню.

Как распознать Зигзага среди покупателей (клиентов).

1. Растрепанный или неряшливый и неопрятный внешний вид, который может не соответствовать положению и состоятельности клиента. Возможен и иной вариант оформления внешности — ориентация на супермоду.

2. Зигзаги всегда куда-то спешат. Создается впечатление, что они Случайно «залетели» в ваш магазин или организацию и уже должны «лететь» дальше к более важной цели.

3. Быстрые движения и речь, скачки от одного вопроса к другому; служащий не успевает ответить на один вопрос, как от него уже ждут на другой.

4. Быстро и откровенно, без всякого стеснения оценивают ваш товар (услуги) и состояние ваших дел.

5. В момент принятия решения уходит от общения и как бы погружается в себя.

Как продать свой товар (услуги) Зигзагу.

1. Говорите быстро, кратко и по существу.

2. Можете отпустить пару шуток (однако они должны быть целесообразными и уместными).

3. Характеризуя товар (услуги):

3.1. Продемонстрируйте, как говорят американцы, все «свистки и звонки». Зигзаги любят сложные вещи. Не переусердствуйте в подробностях!

3.2. Подчеркните уникальность вашего товара (услуги).

3.3. Обратите внимание Зигзага на то,  как мало клиентов в действительности могут оценить качество тех товаров (услуг), которые вы продаете. Сделайте комплимент Зигзагу, зачислив его в это меньшинство.

3.4. Охарактеризуйте товар (услугу) как новинку, «революционную систему», основанную на последних достижениях науки, техники, медицины и т. д.

3.5. Расскажите кратко о тех выдающихся людях, которые способствовали своими идеями созданию данного товара (услуги).

Помните, что все ваши характеристики должны быть объективными.

4. Не задерживайтесь с предложением купить ваш товар (услугу). Цена для Зигзагов — второстепенный фактор, если ему нравится товар. Помните об импульсивности Зигзага.

5. Стремитесь продать вместе с основным товаром (услугой) все, что можно включить в комплект (запасные части, вспомогательное оборудование или дополнительные услуги и т. п.). Зигзаги обычно стремятся купить полный набор или комплект.

Удачи вам!

ЗИГЗАГ В СОСТОЯНИИ СТРЕССА.

Как же упоминалось выше, Зигзаги, как и Треугольники, относятся к личностям типа А. И те, и другие постоянно ищут возбуждения. Зигзагу для нормального самочувствия просто необходимо, чтобы в его жизни происходило множество разнообразных событий.

В отличие от Треугольников, которые ориентированы на карьеру и статус и ради этого готовы снести многое, в том числе и некоторое однообразие жизни, пока не достигнут своей цели, для Зигзагов нет ничего хуже обыденности, мирской суеты, рутины, полностью предсказуемого завтра и послезавтра. Именно в такой среде и кроется главный источник стресса. Никого другого однообразие не угнетает так сильно, как Зигзага. Ему наплевать на статус-кво, когда можно попробовать что-то новое. И есть все основания считать, что изменения — это источник жизненной силы «зигзагообразной» личности. Богатая фантазия помогает Зигзагам отчасти компенсировать недостаток разнообразия во внешнем мире; не забывайте, что для них мир идей не менее (а может быть и более) реален, чем действительность. Чем меньше изменений во внешнем мире, тем больше Зигзаг погружается в мир фантазии, уходит в себя, нарушая реальные связи с действительностью. Это приводит к развитию психической напряженности, а со временем и к стрессу.

Признаки стресса у Зигзага.

Как обычно, с одной стороны, у Зигзагов в состоянии стресса акцентируются отрицательные свойства их формы личности. В результате Зигзаги становятся в значительно большей степени, чем это (было раньше, дезорганизованными, нереалистичными, алогичными, непрактичными, несдержанными, помешанными на своих идеях, неопрятными и эксцентричными (последнее особенно характерно для уклонных к демонстративному поведению Зигзагов).

С другой стороны, у Зигзагов распадаются привычные формы поведения и появляются новые, не свойственные им в нормальном состоянии. Прежде всего, это:

  1. Утрата обычного энтузиазма, восторженности. (Безразлично бродят по квартире, рабочим помещениям, вяло переругиваются с другими.)
  2. Утрата чувства юмора.
  3. Появление негативной установки в отношении происходящего вокруг.
  4. Критика в адрес других. (В нормальном состоянии Зигзаги более всего критикуют себя.)
  5. Не могут выдержать взгляд другого человека. (Избегают смотреть в глаза.)
  6. Плохо едят. (Обычно у Зигзагов отменный аппетит.)
  7. Смотрят телевизор! (В норме Зигзагу нужно больше быть не дарителем, а участником действия.)
  8. Просят совета у других. (Конечно, это полезная стратегия для людей в состоянии стресса, однако в обычном состоянии такое поведение не характерно для Зигзагов.)
  9. Теряют интерес к сексуальной стороне жизни.
  10. Замыкаются в себе и ищут одиночества. (Зигзаг и в нормальном состоянии склонен к уединению, чтобы поразмышлять и помечтать, а в состоянии стресса эта особенность приобретает гипертрофированный характер.).

Источник стресса у Зигзага

1. Скучная, однообразная, рутинная работа.

2. Отрицательное отношение к идеям Зигзага со стороны руководства и коллег по работе. Когда предложения Зигзага отвергаются консервативным большинством в течение продолжительного периода, он приходит к малоприятному убеждению, что его не ценят как работника. Если учесть, что Зигзаги достигают пика творчества в молодые годы, а у нас, как известно, пока еще к идеям молодежи относятся весьма критически, значение этого источника стресса нельзя недооценивать.

3. Недостаток внешних побуждений, «вызовов» к действию. Если работа не побуждает их использовать свои способности и возможности, они будут реализовывать их в другом месте. Если и личная жизнь не бросает им вызов, они чувствуют себя в ловушке.

4. Межличностные отношения. Люди, вызывающие «зубную боль» Зигзага, это:

4.1. Квадраты — антиподы Зигзагов во всех отношениях.

4.2. Треугольники, возбуждающие тайную зависть Зигзагов своей способностью добиваться власти и навязывать другим свои идеи. У Зигзага есть собственные идеи, но нет власти, которая чаще всего находится в руках его «треугольного» начальника, с ходу отвергающего «бредовые» предложения своего подчиненного.

Однако между Треугольником и Зигзагом может быть заключен выгодный «брак». Если Треугольник готов принимать идеи Зигзага и воплощать их в жизнь, оба испытывают удовлетворение. Зигзаг генерирует идеи (а что еще нужно для счастья?), а Треугольник получает почет и славу! Полная гармония «души» и «тела».

Как показывает С. Деллингер, существует пять стадий развития стресса, которые Зигзаг проходит, пытаясь самостоятельно преодолеть стрессовое состояние.

  1. Признание стресса. Требуется довольно много времени, чтобы лихорадочно ищущий возбуждения Зигзаг в хаосе жизни признал тот факт, что он потерял контроль над событиями и не справляется со своими функциями. Чаще всего этого не случается до тех пор, пока в жизни Зигзага не происходит более или менее драматическое событие: разлад в семье, дисциплинарное наказание или увольнение с работы и т. д.
  2. Изменение ситуации. Осознав свое состояние, Зигзаг пытается решить проблему. Он изменяет ситуацию и начинает новую жизнь. Переходит на другую работу, переезжает в другой город, находит новую жену (мужа), компенсируя утрату. Однако это редко помогает Зигзагу, поскольку он (она) продолжает делать те же ошибки на работе, в семейной жизни и т. д., что и прежде. Изменилась ситуация, но не поведение, которое и является причиной всех бед.
  3. Поиск сильного возбуждения. Когда изменение ситуации не помогает, Зигзаг (по закону регрессии поведения) возвращается к испытанному, привычному способу поведения: ищет возбуждения везде, где только может. Нужно помнить, что источники возбуждения для Зигзага не похожи на то, что под этим словом понимает большинство «добропорядочных» граждан. Детективный фильм, футбольный матч или даже любовная интрижка не снимут напряжения Зигзагов. Чтобы отвлечь их от тяжелых раздумий и переживаний нужны более сильные возбудители, нередко связанные с риском для здоровья или даже жизни. Но как только эти новые источники возбуждения теряют свою новизну, стресс ощущается с еще большей силой.
  4. Уход, уединение. Одна из нормальных моделей поведения Зигзагов становится господствующей. Резко увеличиваются периоды, в течение которых Зигзаг ни с кем не встречается и ни с кем не говорит.
  5. Депрессия. Это — уже серьезно. Здесь вряд ли удастся обойтись без профессиональной психологической или даже медицинской помощи. Лучше всего, конечно, если кто-то сможет убедить Зигзаги обратиться за психологической помощью к профессионалам пораньше, т. е., крайней мере, в начале 3-й стадии, пока он еще не успел наделать массу глупостей или и того хуже. Тем не менее, любой, кто питает добрые чувства к Зигзагу, может хотя бы ослабить стресс и, следовательно, помочь Зигзагу его преодолеть.

Как помочь Зигзагу ослабить стресс

Попытайтесь сбалансировать возбуждение и покой в жизни Зигзага. Если сам Зигзаг обеспечивает себе первое, то на тех, кто входит в систему его личной поддержки, выпадает второе. Даже неутомимому Зигзагу необходимо состояние покоя для восстановления запасов энергии. Вряд ли следует напоминать, что для него не подходят методы давления и принуждения.

Обеспечьте Зигзагу возможность побыть одному, но не допускайте продолжительного уединения. И в нормальном состоянии Зигзаги больше, чем кто-либо еще нуждаются в уединении для размышлений. В состоянии стресса они размышляют и фантазируют еще сильнее. Насильственное окружение людьми только увеличит напряженность Зигзага. Важно, однако, не потерять с ним контакт.

Не разрушайте фантазий Зигзага. Хотя некоторые из его идей будут абсолютно нереалистичными, не спешите с «объективной» критикой, ибо эти идеи — источник жизненной силы Зигзага. Тем самым вы завоюете его доверие и, возможно, он поделится с вами сокровенными мыслями. Эта информация иногда имеет чрезвычайную ценность, ибо позволяет уберечь Зигзага от опасных шагов.

Поощряйте Зигзага использовать свою интуицию. Интуиция — природный дар «правополушарных» Зигзагов. Если они станут больше доверять своему «внутреннему чутью», оно предохранит их от попадания в опасные ситуации: ведь скорость интуитивных решений гораздо выше рассудочных реакций.

Возьмите на себя заботу о мелочах, деталях, практических моментах принимаемых решений и жизни в целом. Зигзаги и в нормальном состоянии ни сильны в этом; тем более они будут благодарны любому, кто возьмет все заботы на себя, когда им тяжело.

Дарите любовь и оказывайте поддержку Зигзагу, не ожидая равного воздаяния. Это — общая установка во взаимоотношениях с Зигзагами как в норме, так и в стрессе. Иначе вас ждет разочарование. Доброжелательность и чувство юмора помогут вам и Зигзагу пережить трудный период. Надеемся, что хоть немного поможет вам в этом и психогеометрия. Мы желаем счастья вам!

МЕТАМОРФОЗЫ

Уважаемые психогеометры!

Нашего полку прибыло. Те из вас, у кого хватило терпения, несмотря на занятость, дочитать эту книжку до последней главы, уже по праву могут носить этот титул. Надеемся, что вы освоили основы психогеометрии и даже попробовали что-то применить на практике. Получилось? Великолепно! Не очень? Что ж, бывает, у нас тоже не все и не всегда получается. Попробуйте еще. Главное — понять причины неудачи и сделать, как говорят, «соответствующие выводы». Тогда наверняка получится!

А мы, в свою очередь, расскажем здесь еще о двух аспектах психогеометрии, знание которых поможет вам лучше понимать людей и эффективнее взаимодействовать с ними.

Первый аспект связан с развитием форм личности в процессе жизнедеятельности. Читая лекции и проводя консультации, мы часто слышим вопросы типа: «Отличается ли пятидесятилетний Квадрат от двадцатилетнего?», «Меняется ли форма личности с возрастом?» и т. п.

Ответить на эти вопросы и легко, и сложно. Конечно, психология человека меняется с возрастом, как и его внешность. Прекрасно об этом сказал В. Ходасевич:

Я, я, я. Что за дикое слово!
Неужели вон тот — это я? Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?

Однако, меняясь, и нередко очень сильно, человек остается самим собой, сохраняет свою связь с прошлым, какую-то часть своего «Я». Как писал Овидий: «Все меняется, ничто не исчезает» (Метаморфозы. XV, 165). Только при серьезных психических заболеваниях люди полностью теряют свое «Я» или замещают его абсолютно другим. Гораздо сложнее ответить на вопрос, в каком направлении изменяется с накоплением жизненного опыта каждая конкретная форма личности. Опираясь на данный С. Деллингер, мы попытаемся кратко описать основные линии эволюции психогеометрических форм.

Второй аспект психогеометрии, который мы здесь затронем, капается обратимых изменений формы личности в процессе взаимодействий людей. С. Деллингер называет такие изменения «изгибанием» (lexing) основной форм личности в целях приспособления к потребностям другого человека. Ведь имеющее негативный смысл в русском языке слово «прогнуться» тоже вызывает геометрические ассоциации! Конечно, в данном случае речь пойдет не о подхалимах, а согласовании форм личности партнеров по общению. Такое согласование может происходить автоматически, неосознанно, а может осуществляться и намеренно для достижения определенной цели. В этом нет ничего необычного. Аналогичные вещи хорошо изучены в психологии и проанализированы с различных теоретических позиций. Ниже мы рассмотрим обобщенный сценарий «изгибания основой формы личности».

Вы уже знакомы со сценариями ведения спора, а также с моделями торгового поведения. Возможно, что вы уже попытались их применить для своих нужд. Однако даже в самой толстой книжке вряд ли удастся собрать такие сценарии на все случаи жизни. Да и, как говорится, одними советами не проживешь. Поэтому наша задача — дать вам общую схему для «изгибания» собственной формы личности, опираясь на которую вы сами сможете построить любой конкретный сценарий поведения. Мы твердо уверены, что «искусство быть другим» основано на «науке быть другим». С азами этой науки мы и хотим вас познакомить.

РАЗВИТИЕ ФОРМ ЛИЧНОСТИ

Что же происходит с нашей основной, доминирующей формой личности на протяжении жизни? Прежде всего, откуда она берется? И если мы говорим, что человек, поднимаясь по ступеням жизни, изменяет («изгибает») свою форму личности, чем определяется возможность такого изменения? В рамках книги, которая посвящена ругой проблеме, мы можем ответить на эти сложные вопросы только тезисной форме.

Во-первых, в каждом из нас одновременно сосуществуют все пять форм личности. Здесь нет ничего необычного, ибо в этих формах выражаются самые общие модели поведения, без освоения которых человек просто не смог бы выжить в сложном, меняющемся мире,  а именно: организация, коммуникация, управление (собой и другими), познание нового и изменение.

Во-вторых, трудно указать точную дату, когда у человека складываются все пять форм личности: с момента рождения, в 6 месяцев или в 16 лет? Нам кажется, что в такой постановке этот вопрос вообще лишен смысла. В действительности процесс формообразования начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь.

Человек в своем индивидуальном развитии проходит ряд определенных стадий. Каждая стадия характеризуется помимо всего прочего тем, какие требования предъявляет к достигшему этой стадии развития человеку среда (прежде всего социальная). В норме, те возможности, которые создает окружение для достигшего той или иной стадии развития человека, и те вызовы, которые оно ему бросает, более или менее соответствуют возможностям самого человека. Причем, возможности, вызовы и требования среды на каждой такой стадии ориентированы преимущественно на развитие или проявление определенной формы личности.

Дошкольное детство — это период спонтанного, непосредственного поведения и непуганого творчества. Вокруг столько нового. Малышу хочется узнать так много и так многому нужно научиться. Возбуждение бьет через край, внимание ребенка неустойчиво, он еще не умеет произвольно управлять своей памятью, мышлением и не осознает многого из того, что делает. Вместо строгой иерархии понятий в сознании ребенка вращается калейдоскоп ярких, эмоционально окрашенных образов, а интуитивные догадки выполняют функции пока еще отсутствующего строгого рассудка. Между реальностью и миром фантазий ребенка существует весьма зыбкая граница. Вряд ли стоит продолжать дальше, чтобы сделать напрашивающийся сам собой вывод о сходстве психологии дошкольника с психологической характеристикой Зигзага. Несомненно, было бы серьезной ошибкой считать каждого дошкольника Зигзагом. Мы просто хотели подчеркнуть, что возможности маленького ребенка и соответствующая им система воспитания, правильно организованная взрослыми, способствуют тому, что именно в дошкольном возрасте складываются многие (хотя и не все) психологические черты и модели поведения Зигзага, естественно, наряду с чертами и моделями других форм личности. Так, с самых первых дней жизни родители начинают формировать у ребенка «стороны» будущего Квадрата, организуя режим дня: кормление, сон и т. д. Затем ребенка будут учить отправлять естественные потребности социально одобряемым способом, убирать игрушки и т. д. Элементы «круглого» поведения обнаруживаются уже на втором месяце жизни ребенка в виде «комплекса оживления» — положительной эмоциональной реакции на появление ухаживающего за ним взрослого. «Стороны» Треугольника закладываются в общении и играх со сверстниками. И даже с трудностями «прямоугольного» состояния ребенок знакомится где-то в 2,5—3 года («кризис трех лет»), когда впервые осознает свое «Я», хотя, конечно, серьезные «прямоугольные» проблемы еще впереди. Иначе говоря, уже с раннего детства, у ребенка формируются элементы всех форм личности, однако, дошкольное детство, если оно конечно не испорчено «стараниями», взрослых, - это период расцвета Зигзага даже у тех, у кого эта форма не является доминирующей. Аналогичные вещи происходят и на всех последующих стадиях индивидуального развития человека.

Став школьником, ребенок сталкивается с довольно жесткой системой требований взрослых, которые просто необходимо выполнять, чтобы быть успевающим учеником. Кроме того, усвоение основ наук требует от учащихся активного применения линейных, логических рассуждений и, разумеется, развития понятийного мышления. Ясно, что в школьные годы, особенно в младшем и среднем школьном возрасте, получает преимущественное развитие «квадратная» форма личности. Понятно также, что если доминирующая форма личности человека соответствует специфике определенной стадии развития, от человек без особых затруднений проходит данную стадию. Истинные Квадраты обычно быстро адаптируются к требованиям школы и хорошо учатся, тогда как Круги и особенно Зигзаги часто огорчают родителей.

Проблемы подросткового возраста (связанные с половым созреванием) и особенно мучительный процесс самоопределения в ранней, юности, когда молодые люди должны найти ответы на труднейшие Вопросы философского характера (кто я? кем быть? с кем мне по пути? кто мои друзья и кто мои враги? каков мой идеал? в чем смысл жизни?), заставляет почти каждого узнать на собственном опыте, что значит быть Прямоугольником.

Относительно легко или с очень большим трудом сделав свой выбор, молодые люди вступают в период ранней взрослости. Незабываемые, наполненные интереснейшими делами и событиями годы: учеба вузе или освоение выбранной профессии, ухаживание и вступление в брак, появление первого ребенка, налаживание быта и т. д. Специфика этой стадии (продолжающейся примерно от 20 до 30 лет), состоит в том, что без выраженной ориентации на потребности другого, без уважения личности другого, без любви и заботы о другом человеке, вместо дальнейшего развития ждет застой. В период ранней взрослости на смену юношескому острому ощущению собственной Индивидуальности приходит потребность в сближении с другими и в самоопределении через других: товарищей, друзей, супругов, профессоров и начальников и т. д. Даже самый законченный одиночка будет в какой-то мере ориентирован на других в это время, потому в ином случае, без опыта и помощи старшего поколения ему вряд ли удастся начать нормальную самостоятельную жизнь. Прямоугольное состояние заканчивается, и на протяжении этой стадии у людей формируются более или менее выраженные черты и модели поведения Круга.

Далее наступают «треугольные» тридцатые. Американские психологи и социологи называют период от 30 до 40 лет периодом «BOOM» (Becoming One's Own Man), иначе говоря — периодом приобретения независимости, самостоятельности. Действительно, на этой стадии большинство из нас заняты собственной карьерой: кто-то защищает диссертацию, кто-то становится руководителем и т. д. И даже безразличные к социальному статусу Зигзаги и Круги на этой стадии заражаются вирусом «треугольного» честолюбия и переносят легкую форму болезни достижений.

Увы, где-то в районе 40 или несколько позднее многих опять подстерегает «прямоугольное» состояние. Этот феномен хорошо изучен в психологии и даже получил свое название: «кризис средних лет» или «кризис сорокалетних». Конечно, если у кого-то дела идут превосходно и на работе, и в личной жизни, кризис как таковой практически не ощущается, хотя всем людям свойственно в эти годы как бы оглядываться на пройденный ими путь и более или менее критически его оценивать. Ну а те, у кого есть проблемы, становятся самыми настоящими Прямоугольниками. И опять, как в юности, люди задают себе мучительные вопросы, на которые иногда очень трудно ответить: кто я? что со мной происходит? почему я работаю, как вол, а у меня ничего нет? на кого похожи мои дети? и мои ли это дети? кто этот мужчина (эта женщина), что храпит у меня под боком? неужели жизнь — это и есть та мышиная возня, в которой я погряз (погрязла)? Можно продолжить список вопросов, однако и приведенных достаточно, чтобы уяснить суть и сложность того состояния, в которое попадают многие из нас. Каждый находит свой выход, или оставляя все как есть, или радикально изменяя свой образ жизни. Кому не известны примеры «прямоугольных» решений, когда человек бросает без видимых причин хорошую работу и уезжает на край света, разводится ни с того ни с сего, либо начинает пить.

Пройдя с большими или меньшими потерями штормовые «сороковые», мы входим в относительно тихую гавань поздней зрелости и, увы, старости. Многое, что недавно казалось таким серьезным, сейчас вызывает лишь улыбку. Дети выросли, появились внуки; накоплен профессиональный опыт, который можно передать молодым; да и жизненный опыт не окажется лишним — кругом также спорят, конфликтуют и даже воюют, как и во времена собственной молодости. Наступает последняя стадия, социальная структура которой стимулирует развитие «круглой» формы и позволяет проявить в полной мере черты и поведение Круга. В заключение, мы хотим напомнить, что и здесь есть возможности и требования среды для развития и уж по крайней мере проявления черт всех остальных форм личности, как есть и внутренние потенциалы самой личности для осуществления этого. В конце концов, не для того ли люди придумали игры, в том числе и азартные, чтобы тешить сидящего внутри каждого из нас Зигзага, невзирая на возраст.

Итак, даже из этого весьма схематичного очерка психического развития человека, можно сделать ряд определенных выводов. В любом из нас одновременно сосуществуют в виде возможных моделей поведения все пять форм личности. Процесс их формирования начинается с рождения человека и продолжается до его смерти. На каждой возрастной стадии развитие получают черты и модели поведения какой-то одной формы личности: Зигзага, Квадрата, Круга и т. д., хотя одновременно развиваются, пусть в меньшей степени, элементы остальных психогеометрических форм. Это очень важный вывод, поскольку он означает, что даже в случае искажения возрастного развития в результате неправильного воспитания или каких-то драматических событий, мешающих сформировать черты и модели определенной формы личности на соответствующей им стадии, человек всегда может исправить ошибку на более поздних этапах. Наконец, очевидно, что, проходя в своем развитии описанные стадии, человек получает возможность вести себя в соответствии с любой формой личности (в различном возрасте или в разных ситуациях), однако не теряет при этом стержня, той доминирующей формы, которая часто образуется очень рано. Свойства остальных форм личности проявляются в его поведении, как правило, с меньшей вероятностью и только в определенных ситуациях. Возьмите в качестве примера хотя бы Долохова из «Войны и мира» Льва Толстого. При всем желании возможно назвать дуэлянта и скандалиста Долохова Кругом, одна, даже он проявляет «круглые» черты: нежность и заботу о старушке матери. Можно привести и более прозаический пример: многим знакома ситуация, когда истинно «треугольный» руководитель смечет львиное рычание на «круглое» мурлыкание в кругу семьи. Тем не менее, не стоит обольщаться насчет «треугольных» нежностей; даже небогатый жизненный опыт позволяет отличить их от заботы и нежности подлинного Круга. Короче говоря, человек проносит свою доминирующую форму личности через всю свою жизнь. И когда кому-то, например Треугольнику, пережившему «прямоугольный» период, удается стать Кругом, такой Круг нет-нет, да и покажет свои «треугольные» зубы.

Что же определяет относительную устойчивость доминирующей формы личности у того или иного человека? Самый короткий ответ — природные предпосылки, система воспитания и жизненные обстоятельства. Нам не хотелось бы затрагивать здесь извечный вопрос: что важнее? Он напоминает нам не менее известный вопрос, что было раньше: курица или яйцо? Скорее всего, то, какая доминирующая форма личности возникнет у конкретного человека, будет зависеть от влияния неразложимого на элементы сплава этих трех факторов. Так, человеку со слабой нервной системой вряд ли придется по фигуре «треугольная» одежда. Далее, одно дело, когда ребенок растет в семейной атмосфере любви и заботы, другое — когда он воспитывается в детском доме. Да и стиль воспитания в семье чрезвычайно сильно влияет на образование доминантной формы. Чрезмерные ожидания со стороны родителей и поощрение честолюбивых устремлений их чада, наложенные на сильную, подвижную нервную систему последнего, дадут мощный импульс развитию «треугольной» формы личности. А излишняя строгость родителей плюс флегматический темперамент ребенка, скорее всего, приведут к пополнению племени Квадратов. Пожалуй, этих иллюстраций достаточно для понимания общего положения о факторах, влияющих на образование и сохранение доминирующей формы личности.

А теперь, в завершение нашего экскурса, в возрастную психогеометрию, нам осталось рассмотреть, какие изменения претерпевает та или иная доминирующая форма личности с годами, в процессе накопления жизненного опыта. Очевидно, у каждой формы личности есть предпочитаемый вектор изменений и запрещенные линии эволюции. Другими словами, мы хотим поговорить сейчас о том, каким станет Квадрат или, например, Треугольник, пройдя немалый отрезок жизненного пути. С Деллингер называет такие формы «развитыми». Поскольку, занимаясь психогеометрией около двух лет, мы по понятным причинам не могли собрать данные о закономерностях эволюции доминирующих форм личности; нам придется при описании развитых форм опираться преимущественно на материалы С. Деллингер, которые, на наш взгляд, не вызывают сомнений в надежности.



Страница сформирована за 0.73 сек
SQL запросов: 190