АСПСП

Цитата момента



Умение обращаться с людьми - это товар, который можно купить точно также, как мы покупаем сахар или кофе. И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете.
Умный Дж. Д. Рокфеллер

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



— Не смей меня истолковывать! Понимаешь — и понимай себе, а истолковывать не смей! Понимать, хотя бы отчасти, — дело всех и каждого; истолковывать — дело избранных. Но я тебя не избирал меня истолковывать. Я для этого дела себя избрал. Есть такой принцип: познай себя. А такого принципа, как познай меня, — нету. Между тем, познать — это и значит истолковать.

Евгений Клюев. «Между двух стульев»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/france/
Париж

Треугольник на работе

Работать с Треугольниками не просто, но интересно! Как говорится, с ними не соскучишься… Большинство людей уважает Треугольников и даже восхищается их способностью молниеносно принимать решения, самоотверженностью, с которой они берут ответственность на себя (правда, в определенных границах), требовательностью, прежде всего к себе и, само собой разумеется, к другим. Однако это восхищение одного рода с восхищением силой, стремительностью и ловкостью… тигра! И только те, кто готов исполнять приказы и просьбы Треугольника не рассуждая, могут проработать с ним бок о бок всю жизнь, так и не испытав «прелести» схватки. Кстати сказать, сами Треугольники не слишком-то уважают людей, которые не имеют собственного мнения и всегда им уступают. Когда же Треугольники становятся начальниками (а они ими становятся в 99,999% случаев!), они могут и не взять в свою «команду» тех (чаще всего Кругов и некоторых Квадратов), кто как раз больше всего на это рассчитывал вследствие своего абсолютно уступающего поведения. В иных же случаях, когда другие смеют возражать Треугольнику, конфликты — явление обычное. Дело в том, что в какой бы должности Треугольники ни работали, они стараются держать власть в своих руках. Тем не менее, число конфликтов и их силу можно значительно уменьшить, если воспользоваться предлагаемыми ниже рекомендациями.

Треугольник в конфликте

Доминирующий стиль поведения Треугольника в конфликте — состязание, атака, агрессия. И это естественно, поскольку Треугольники всегда считают себя правыми; правота же рождает стремление поступать по-своему и, при «треугольном» складе личности, ведет в большинстве ситуаций к прямой конфронтации. Есть, однако, и другой стиль поведения, который Треугольники эффективно используют при соответствующих обстоятельствах: это — компромисс. В принципе «все или ничего» Треугольникам нравится только первая часть, поэтому они переделывают его в принцип «все или хоть что-нибудь». А информированность, здоровый прагматизм и умение играть в «политические игры» позволяют им вовремя переключиться с атаки на поиск компромисса. Но не стоит обольщаться. Треугольник — это боец! И он пойдет на компромисс только тогда, когда исчерпаны все резервы и ресурсы, испробованы все средства одержать чистую победу.

Любой конфликт отнимает силы, и хотя их запас у Треугольников велик, они могут быть использованы на более важные дела. Поэтому мы рекомендуем вам, Треугольники, почаще вспоминать об общих правилах снижения вероятности конфликта, предложенных В. Зигертом и Л. Ланг. Кроме того, вы можете полностью исключить целый класс конфликтов, связанный с переменами и нововведениями, т. е., с любимым вашим занятием. Как правило, большинство людей сопротивляются не изменениям вообще (разумный элемент новизны просто необходим для нормальной работы и жизни), а тем методам, с помощью которых эти изменения производятся. Как указывает В. Люстиберг[8], сотрудники сопротивляются нововведениям, когда:

— не объяснены цели перемен;

— они не принимали участия в планировании этих перемен;

— игнорируются традиции и привычный стиль работы;

— им кажется, что при подготовке реформ допущена ошибка;

— кажется, что все и так хорошо;

— инициатор реформ не пользуется доверием и уважением.

Будем считать, что последний «грех» вам не присущ. Тогда, чтобы избежать конфликтов с сотрудниками по поводу нововведений, следует:

  1. Информировать сотрудников о целях и мотивах изменений.
  2. Мотивировать изменения в разных проекциях: общую концепцию — Зигзагам; цифры и факты — Квадратам, морально-этический и правовой аспект — Кругам, личные выгоды — всем и в первую очередь Треугольникам.
  3. По возможности раньше и активнее включать сотрудников в разработку проекта нововведений, учитывая их интересы и склонности.
  4. Обеспечить условия овладения навыками новой работы; признавать право на ошибку.
  5. Поддерживать постоянную обратную связь с сотрудниками, осуществляющими намеченные перемены.

И все же конфликты с Треугольником в форме открытой конфронтации — это реальность. Вряд ли их удастся избежать полностью.  Вообще говоря, открытое наступление Треугольника в чем-то даже лучше избегающего поведения Квадрата. Противник перед вами, его позиция ясна, намерения понятны. Поэтому конфликт быстро обнаруживает себя и столь же быстро наступает развязка. Единственная проблема, как справедливо считает С. Деллингер, состоит в том, что Треугольник обычно выигрывает! Чтобы помочь остальным хотя бы не так часто проигрывать, мы предлагаем вам «секретное оружие» — сценарий «Как победить в споре с Треугольником».

Сценарий: «Как победить в споре с Треугольником».

1. Подготовительный этап.

1.1. Проведите тщательную подготовку к дискуссии.

1.1.1. Проанализируйте обе позиции — ваши и вашего противника-Треугольника. От того, насколько глубоко и точно вам удастся просчитать ваши и ответные «ходы» оппонента, будет во многом зависеть ваш успех. Обязательно отметьте для себя те позиции, которые вы могли бы сдать Треугольнику без боя, чтобы сохранить за собой ключевую позицию. Также определите для себя главный аргумент — «козырного туза», к которому вы могли бы прибегнуть в самый тяжелый для вас момент поединка. Лучше всего (и к этому нужно стремиться), если вы разыграете весь спор с Треугольником от начала до конца. Это можно сделать как мысленно, так и реально, воспользовавшись помощью того (друга, жены или мужа и т. п.), кто согласится сыграть роль Треугольника. Итогом этой фазы подготовки должно быть умение вести спор одинаково легко с обеих позиций — своей и противника.

1.1.2. Вместе с анализом рациональных аргументов попытайтесь спрогнозировать возможные эмоциональные реакции с обеих сторон — вашей и вашего противника. «Анализ убивает чувства» — что ж, именно это вам и нужно в споре с Треугольником. Разыграв ситуацию, вы сведете к минимуму элемент неожиданности — одно из основных условий сильных эмоциональных реакций.

1.1.3. Подготовьте несколько приемлемых для вас вариантов решения спорного вопроса. Ранжируйте их по степени приемлемости для вас и хорошенько обдумайте, что вам придется принести в жертву в том случае, если вы пойдете на компромисс. Все это необходимо сделать заранее, потому что, скорее всего в вашем распоряжении будет только одна попытка. В отличие от Квадратов, которых можно взять «не мытьем, так катаньем», Треугольники принимают решение сразу и не любят возвращаться к уже рассмотренному вопросу. Наличие вариантов поможет вам увереннее чувствовать себя в ходе дискуссии и не терять активности (ибо у вас есть, что предложить взамен отвергнутого решения).

1.2. Выберите подходящее время. Оптимальное время для встречи с Треугольником — когда его дела идут великолепно, все что называется «плывет к нему в руки». В этот момент он находится в более или менее благодушном настроении и на «гребне успеха» может позволить себе проиграть разок-другой. В любом случае не начинайте спор с Треугольником, когда он «не в духе».

1.3. Расположите к себе секретаря Треугольника. Треугольники доверяют своим секретарям. Поэтому лучше произвести на секретаря хорошее впечатление (или, по крайней мере, не произвести плохого). Тогда он может представить ваш вопрос своему шефу как заслуживающий внимания. Это условие — дополнительное (не у каждого Треугольника есть секретарь). Кроме того, предостерегаем вас, что ни о каком сговоре с секретарем не может быть и речи! Практически всегда секретари Треугольников верны своим шефам.

2. Исполнительный этап.

2.1. Излагайте ваш вопрос логично, последовательно и по существу. Не отвлекайтесь и не сбивайтесь на частности. Иначе говоря, не дайте возможности Треугольнику с самого начала перебить вас и сформулировать за вас суть проблемы. Если вы сможете стройно и кратко изложить суть проблемы, Треугольнику мало что будет к этому добавить. Тем самым вы сохраните за собой инициативу.

2.2. Контролируйте свои эмоции на всем протяжении дискуссии. Это — решающий момент в споре с Треугольником! Когда Треугольники не считают нужным скрывать свое несогласие, они могут дать волю своим эмоциям. Как известно, эмоции — плохой помощник в деловом разговоре. И если вы не «заговорите» от «искры» или, что вполне вероятно, «молнии» Треугольника, ваши шансы на победу резко возрастут.

2.3. Добейтесь от Треугольника в начале спора ответа «нет»[9], казалось бы, чего тут стараться? Вероятнее всего, именно так и произойдет. Однако, не всякое «нет» вам подходит. С самого начала направьте спор на что-то менее важное для вас (уступите заранее намеченные для сдачи противнику позиции или используйте менее сильные аргументы, приберегая главные силы для заключительной атаки). Психология Треугольника (конкурентность и нетерпеливость) такова, что ему очень хочется сказать вам «нет». Однако, сказав однажды «нет», он будет более склонен согласиться со следующим (более важным!) вашим предложением или аргументом.

2.4. Вовремя используйте свой «главный козырь». Когда, несмотря на соблюдение всех приведенных выше условий, Треугольник не соглашается с вашим решением вопроса и со стороны кажется, что вы уже проиграли спор, приведите ваш решающий довод. Треугольники — люди импульсивные, и неожиданность может стать вашим союзником. Быстро сказанное «нет»! может столь же быстро превратиться в желанное для вам «да!».

2.5. Предлагайте компромиссные варианты. Если вам не удалось отстоять «чистое решение» (ваш главный аргумент не подействовал на Треугольника), самое время пойти на компромисс. У вас должно быть заготовлено несколько вариантов, ранжированных по степени уступок с вашей стороны. Предлагайте! Лучше получить хоть что-то, чем ничего!

2.6. Будьте готовы к поражению. Когда вы имеете дело с Треугольником, к проигрышу нужно быть готовым. Это не следует понимать так, что вы должны идти в бой с установкой на поражение. Ни в коем случае! Наоборот, вы должны отдать все ваши силы, чтобы победить. Но если проиграли, перенесите проигрыш с достоинством, бодро и «не хлопайте дверью», особенно когда вам предстоит и дальше работать вместе или поддерживать партнерские отношения. Кроме того, если ваш спор носил тактический характер, окажите поддержку решению Треугольника и признайте свой проигрыш. Хороший стратег должен знать, когда можно проиграть сражение, чтобы выиграть войну!

3. Финал.

3.1. Не «зацикливайтесь» на исходе спора. Скорее всего, это не последняя ваша битва. Подумайте о том, как вы будете действовать дальше.

3.1.1. Если вы выиграли спор и вам предстоит дальше работать с  этим Треугольником — не спешите хвастать вашей победой перед коллегами. Лучше всего — дать возможность Треугольнику самому объявить о своем поражении. Он знает, что сказать! И если вы не  глупы, то не будете оспаривать его слова. Если же проиграли вы, тогда вам следует поспешить, чтобы первым рассказать об этом другим.

3.1.2. Если вы выиграли, то вся проработка деталей ложится на ваши плечи. И вся ответственность… в случае неудачи. Поэтому, не откладывая в долгий ящик, займитесь своим делом. Если вы достойно сыграете «финальную сцену», Треугольник не станет вашим врагом, даже когда он вам проиграл.

Треугольники-коллеги

Отношения «по горизонтали» с Треугольниками сопряжены с рядом трудностей для многих других фигур, прежде всего потому, что Треугольники, не обладая в этом случае формальной властью, тем не менее, часто пытаются «руководить» коллегами. Вряд ли можно изжить у Треугольников сильное стремление к доминированию — без него они перестали бы быть собой. Однако с Треугольниками не так уж трудно работать, если знать, как с ним общаться. Ниже приводится перечень основных моделей проблемного поведения Треугольника-сослуживца и предлагаются ключи к разрешению создаваемых проблем. Если вы будете действовать в направлении, которое подсказывает тот или иной ключ, вам удастся избежать ненужных эмоций и держать Треугольника на удобном для вас расстоянии. Помните только, что ключи — это не рецепты, а указатели направления вашего поведения. Конкретные слова и действия — это ваша импровизация.

Проблемное поведение Треугольника

Ключ к разрешению проблемы

1. «Я возьму ответственность за это на себя». (Что означает: Треугольник хочет, чтобы вы «отошли в сторону», так как уверен в успехе дела и не желает «делить лавры».)

1. Подчеркните вклад других членов коллектива в предстоящий успех дела и свою готовность отвечать за его исход.

2. «Вы можете рассчитывать на мою поддержку…» (Что означает: это ваша забота, поскольку Треугольник не видит здесь никакой выгоды для себя лично).

2. Обеспечьте Треугольнику личную выгоду в данном деле, и он станет активным участником и энергичным его защитником.

3. «У меня нет на это времени, сейчас я занят очень важной работой». (У Треугольника вся работа «важная» или, по крайней мере, «важнее» вашей.)

3. Треугольники разделяют философию «услуга за услугу». Поэтому предъявите счет за прошлые услуги, которые вы оказали Треугольнику, и выразите готовность помочь в будущем. Если нужно, подскажите, как конкретно мог бы Треугольник вам помочь.

4. «Или говорите по существу, или…»

4. Приходите к Треугольнику с проблемой и хорошо продуманным ее решением. И то, и другое излагайте кратко и просто.

5. «Это не может ждать!»

5. Покажите Треугольнику, что ваша задача — «финишировать всей командой», что в данном случае нужен не его «личный рекорд», а согласованные, координированные действия членов «команды».

6. «Теперь все зависит от того, как быстро вы с этим справитесь».

6. Треугольник пытается вами управлять, а заодно и «проверить ваши способности». Не отвечайте на вызов. Делайте свое дело по официально утвержденному плану.

7. «Сейчас не самое лучшее время для этого».

7. Положитесь в оценке обстановки на Треугольника. Обычно Треугольники всегда оказываются правы в отношении «политического климата» организации: господствующих мнений, тенденций, перспектив и новых веяний.

8. «Мне нужна ваша помощь».

8. Будьте осторожны! Особенно это касается вас, Прямоугольники и Круги. Треугольнику редко требуется действительная помощь. Возможно, это попытка втянуть вас в какую-то «историю»; возможно, это просто желание переложить часть своей работы на ваши плечи. В любом случае, если вы решили оказать услугу Треугольнику, закончите разговор примерно так: «За вами долг!»

Как видите, с Треугольником не так уж много проблем, особенно, если знаешь, что от него ждать. Просто когда работаешь с Треугольником, всегда нужно быть чуть-чуть настороже, ибо его поведение часто имеет подтекст, определяемый стремлением быть во всем первым.

Треугольник-руководитель

Руководящая должность сама по себе предполагает более или менее выраженное «треугольное» поведение. Поэтому, когда такую должность занимает истинный Треугольник, она усиливает его «треугольные» черты, как положительные, так и отрицательные. Главные из них — следующие:

Плюсы

Минусы

Быстрота мышления и принятия решений.

Импульсивность решений и неоправданный риск.

Тверд в обещаниях и решениях.

Категоричен, с трудом признает ошибки.

Ясность распоряжений.

Нетерпимость к ошибкам других.

Умело делегирует поручения.

Присваивает всю славу себе.

Постоянная готовность к работе (или борьбе) с другими.

Нетерпеливость, вспыльчивость.

Высокая работоспособность, одержимость работой.

Чрезмерная требовательность к другим (и себе).

Установка на успех в любом деле.

Философия — «цель оправдывает средства», манипулирование другими.

Великолепное «политическое чутье», умение подать себя и своих подчиненных в выгодном свете.

Философия «хорошего фасада» (в худшем варианте: «хорошо выглядеть важнее, чем хорошо работать»).

Превосходно действует в критической ситуации.

Склонен к «управлению через кризис».

В аспекте психологии управления Треугольники склонны к авторитарному (или автократическому) стилю руководства (который сам по себе не поддается однозначной оценке — все зависит от ситуации). В аспекте этики бизнеса Треугольникам, по их психическому складу, ближе «имморальный» и «аморальный» стили менеджмента, чем «моральный» (который близок Кругам). На стр. 54 дается краткая характеристика этих стилей по А. Кэрролу4 (с изменениями).

В условиях экономической реформы и развития рыночных отношений необходимо уделять особое внимание этическим стилям менеджмента. Характеризуя состояние американского менеджмента в этической перспективе, А. Кэррол указывает на то, что, по-видимому, подавляющая часть американских менеджеров исповедует «аморальный» стиль управления, практикуя, по обстоятельствам, и два других стиля. Оставшаяся, относительно небольшая часть менеджеров делится примерно пополам: на «моральных» и «имморальных». Таким образом, по оценкам А. Кэррола (впрочем, и других специалистов по этике бизнеса), общую атмосферу американского менеджмента вряд ли можно назвать «моральной».

Основные характеристики

Имморальный менеджмент

Аморальный менеджмент

Моральный менеджмент

Отношение к этическим нормам

Активное отрицание этики в бизнесе. Оправдано все, что приносит прибыль

Управленческие решения не рассматриваются в этической перспективе по двум причинам: а) считается, что в бизнесе и в жизни действуют разные «правила игры» или б) менеджеры просто не задумываются о возможных негативных последствиях их решений для других.

Управление согласуется общепринятыми этическими и профессиональными нормами поведения

Мотивы

Эгоизм. Озабоченность только прибылями — собственными и своей фирмы

Благие намерения, эгоистичность которых состоит в том, что воздействие принимаемых решений на других людей не учитывается

Добродетельные. Преуспевание только в границах этических заповедей (честность, справедливость, долг и т. д.)

Цели

Прибыль и успех организации любой ценой

Прибыль в рамках закона. Другие цели не рассматриваются

Прибыль в пределах повиновения закону и этическим нормам!

Отношение к закону

Правовые нормы — барьеры, которые желательно преодолеть, когда есть возможность

Закон и есть этика бизнеса. Предпочитается буква закона. Оправдано то, что можно делать законно

Повиновение букве и духу закона. Закон — это минимум, который дополняется этикой

Стратегия

«Лови момент». Используются все благоприятные возможности для увеличения прибыли

Полная свобода управления в рамках закона. Личная мораль менеджера может использоваться по его усмотрению

Ориентация на твердые этические нормы. Менеджеры берут на себя функции лидеров в решении этических дилемм



Страница сформирована за 0.64 сек
SQL запросов: 191