АСПСП

Цитата момента



Было: Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Стало: Поступай с другими так, как они поступили бы с тобой. Только делай это раньше.
Золотое правило нравственности в современной формулировке

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Помните старый трюк? Клоун выходит на сцену, и первое, что он произносит, это слова: «Ну, и как я вам нравлюсь?» Зрители дружно хвалят его и смеются. Почему? Потому что каждый из нас обращается с этим немым вопросом к окружающим.

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4123/
Мещера-2008

ОРКЕСТР

"А вот упражнение не только для ощущения коллективности творчества, но и для того, чтоб заранее научить учеников уметь создавать иллюзию игры на разных инструментах. Это часто приходится производить на сцене, в то время как музыка играет за кулисами…

Каждый из учеников должен научиться обращаться с каждым из наиболее ходовых инструментов, с которыми приходится встречаться на сцене оперным и драматическим артистам".

Упражнение – групповое. Состав оркестра – в зависимости от количества учеников. В "Инсценированной программе" Станиславского упоминаются два оркестра, большой военный и квартет: рояль, виолончель, две скрипки.

Разумеется, концерт таких оркестров может состояться лишь после того, как каждый его участник овладеет техникой игры на своем воображаемом инструменте.

Это упражнение воспитывает взаимосвязь с партнерами. Тренироваться можно под музыку, которая насвистывается или поется исполнителем. Играть общий концерт можно под граммофонную или магнитофонную запись.

ЕЩЕ ОДИН ОРКЕСТР

— Сейчас мы создадим еще один оркестр, который на днях выступит в шефском концерте.

Распределяю обязанности:

вы – рояль (нет, вы не играете на воображаемом рояле, а сами вы – рояль!),

вы – пианист,

вы – скрипка, вы – скрипач,

вы – контрабас, вы – контрабасист,

вы – кларнет, вы – кларнетист,

вы – барабан и тарелки, вы – ударник,

вы – певица-солистка,

вы – дирижер оркестра.

Состав оркестра – неожиданный, но это не должно нас смущать. Педагог или один из учеников, ведущий, берут на себя обязанности конферансье и объявляют номера, неожиданные для самого оркестра:

— Вальс!

— Романс на патагонском языке в сопровождении оркестра!

— Симфония "Футбол"!

— Ария марсианки из оперы "Космос"!

Музыканты должны играть на своих инструментах, а те – издавать соответствующие звуки. Певица-солистка должна петь так, как если бы у нее был уникальный по красоте и силе звука голос (но, может быть, – совсем без звука!).

— Что это такое – я скрипка? Я вытягиваюсь на стуле и откидываю голову. Моя голова – струнодержатель с колками, натягивающими струны. Я вижу, чувствую, ощущаю, как они натянуты, эти струны – мои руки, протянутые вниз и положенные на колени (на "подставку"). Когда скрипач водит воображаемым смычком по моим струнам, я чувствую, как струна колеблется и передает свое звучание моему корпусу, корпусу скрипки. И когда я, скрипка, пою эту мелодию, я ощущаю, как звучит мой корпус… Говоря строго – я не ощущаю, а мне кажется, что я ощущаю. Но не все ли равно, если я действую так, как если бы я ощущал?

ЛЕС

— Вспомните лес. Кто что видит на своем внутреннем экране?.. Теперь представьте себе, что все вы не люди, а растения этого леса:

вы – березка,

вы – рябина,

вы – огромная сосна,

вы – ромашка,

вы – одуванчик,

вы – трава,

вы – шишка на ветке,

вы – раскидистый старый дуб,

вы – белый гриб…

— Раз вы – дерево, значит, ваши руки – самые большие из ваших веток. Раскиньте их пошире!.. А ноги – корни… Видите, как муравей ползет по вашей руке-ветке? Слышите ли шум своих листьев?

— А если вы – трава, как вам живется? Тянете руки-стебельки ввысь, чтобы быть поближе к теплому солнцу? Как ветер колышет вас?

— Яркий солнечный день, легкий ветерок. Хорошо греться? Спокойная, безмятежная жизнь… Вдруг тучи налетели, подул сильный ветер. Что делается с одуванчиком? Не страшно ли шишке?

— Ливень! Дуб в восторге, а для ромашки – трагедия: все лепестки обвисли…

— Дождь прошел, снова солнце выглянуло. Березка, суши свои листочки!

— А если: Я – ветер! Я – дождь! Я – град!

Я – солнце!

ЖИВЫЕ РУКИ

Упражнениями индивидуального тренинга на "живые руки" целесообразно заниматься после того, как ученик в классе основ сценического движения прошел цикл упражнений на "выразительные руки". Подготовленный ими, он будет продолжать тренировку гибкости и подвижности рук, усложняя ее творческим вымыслом и накапливая необходимые навыки и умения для того, чтобы в дальнейшем любой актерский жест непроизвольно рождался – свободным, выразительным, лаконичным, наполненным. "Живые руки" – один из приемов такой тренировки.

"Кисти рук – это глаза нашего тела", – написал Станиславский в приветствии А. Моисеи, говоря о тренировке актерского аппарата. В его черновых материалах к "Задачнику" есть такие записи: "Все – звери", "Все – птицы", "Все – цветы на клумбе". И когда в тренинге на необычные обстоятельства ученик действует, как если бы он был зверем или птицей, часто именно через "живые руки" он передает не только внешнюю, но и внутреннюю характерность образа.

Каждое упражнение должно быть оправданным до конца и в полной мере. Это правило для всех разделов тренинга. Тем более оно необходимо при действии в необычных обстоятельствах, где убедительными могут быть разнообразнейшие оправдания. Даже такие: мои руки – живые существа, которым я помогаю действовать.

Упражнениями этого цикла широко пользуются в подготовке актеров-кукольников. Не менее полезны они и драматическому актеру. Приведем несколько таких упражнений.

ЗМЕЯ

— Одну руку протяните перед собой ладонью вниз на уровне груди, согнув ее в локте. Это – ветка дерева. Вторую руку положите запястьем на "ветку". Это – змея. Кисть руки – змеиная голова. Сложенные щепотью пальцы – пасть. Теперь вспомните змею и действуйте так, как если бы ваша рука была змеей:

грейтесь на солнышке,

ползите по ветке,

осязайте воображаемым язычком, что встречаете на вашем пути,

нападайте на врага.

— Помните о переливающемся движении змеиного тела. Хотя в вашем распоряжении только три сгибающихся узла: плечевой, локтевой и лучезапястный, – действуйте так, как если бы вся рука была гибкой и эластичной, подобно телу змеи. Для этого снимите мышечное напряжение, кроме необходимого для действия. Точно знайте цель каждого действия. Змея не делает лишних движений.

— Поменяйте роли рук.

— Обе руки – змеи. Ну, скажем, молодые змееныши, – они:

играют, обвивая и переплетаясь друг с другом,

ссорятся из-за вкусного кузнечика,

дерутся не на жизнь, а на смерть.

— Все время помните: никаких лишних напряжений, только целесообразные!

КОТЯТА

— Кисти рук – котята.

Тут невозможно установить, где у котенка нос, где лапы, а где хвост. Пальцы становятся по ходу действия то одним, то другим, то третьим. Или вдруг вся кисть превращается в выгибающуюся спинку, а может быть, только один указательный палец.

— Сядьте, положите ногу на ногу. Котята играют на вашем колене. Пусть сначала резвится один (правая рука), потом другой (левая рука), а потом оба вместе.

— Заметьте, между прочим, что и у котят бывают разные характеры, не делайте их одинаковыми.

— Не помните, как они играют? Руки не оживают? Тогда попробуйте сделать это упражнение после того, как понаблюдаете за живыми котятами. Начинайте с самого простого: ваша кисть – лапка котенка, он играет спичечным коробком, как будто это мышка.

ИГОЛКА

— Нет, иголка сюда попала не случайно. Это не простая иголка, а живая. Ведь иголки тоже бывают умницами или безобразницами, старательными или лентяйками, добрыми или злобными. К тому же наша иголка шьет сама.

Упражнение отлично тренирует и руки и воображение. Сначала займемся правой рукой.

— Встаньте, выпрямите руку ладонью вниз и прижмите пальцы друг к другу. Четыре соединенных пальца – игла. Большой палец остался не у дел. Пусть болтается. Считайте, что он – маленький кончик нитки. Длинный конец нитки – вся рука до плеча. Перед вами воображаемый материал, который нужно сшить. Пусть для начала это будет что-нибудь несложное, крупное. Например, большие мешки.

— Начинайте сшивать два края мешковины. Проткните иголкой один край, сверху, заведите иголку снизу под другой край, проткните его и ведите иголку опять к правому краю. Пойдет безостановочное движение иголки, как бы описывающей круг, причем соединенные пальцы будут то сгибаться, то разгибаться.

— Тянется нитка. Помните, что это мягкая нитка, а не что-то твердое и угловатое. Освободите от напряжения всю руку, оставьте только легкие необходимые напряжения и постоянно контролируйте их. Двигайтесь вслед за иголкой.

— Можете шить побыстрее?

— Сделайте то же самое левой рукой.

— А теперь сшейте что-нибудь более сложное.

КРЫЛЬЯ

В этом упражнении надо использовать все пластические навыки для рук, полученные на уроках сценического движения, ритмики, танцев, и найти характер движения рук, если бы они были:

крыльями орла,

крыльями ласточки,

крыльями воробья,

крыльями сверхзвукового самолета,

крыльями Змея Горыныча,

крыльями летучей мыши,

крылышками бабочки,

крылышками стрекозы,

крылищами археоптерикса.

— Ищите не только внешний характер движений. Вы – орел. Паря над землей, высматривая внизу добычу, вы размеренно машете своими огромными крыльями, и на их движении отражается вся ваша внутренняя жизнь. Вот вы заметили зайца, готовитесь камнем упасть на него – все так же неторопливо машете крыльями, подбираясь на нужное расстояние, а внутренний темпоритм изменился!

— Много внимания надо отдавать, особенно вначале, контролю за мышцами рук, чтобы оставлять только необходимые напряжения. Но, занимаясь контролем, помните о главном – все ваше существо должно жить жизнью орла! Если верно работают руки, то и взгляд ваш станет орлиным!

В индивидуальном тренинге отрабатываются разные крылья. Потом полезно делать упражнения на переключение – мгновенно переходить от крыльев орла к крылышкам бабочки и обратно. Или построить круговую ленту: орел-воробей-самолет-ласточка-архео-птерикс-стрекоза-снова орел и т.д.

ПАУК

Наш паук мало похож на настоящего: ног у него всего лишь пять, и переступает он ими абсолютно не так, как в жизни. Ученики – за столом.

— Расправьте пальцы правой руки, чуть согните их и поставьте подушечками на стол. Это паук. Дорожку, по которой он пойдет, надо представить себе в виде прямой линии, проходящей по столу через вашу ладонь так, чтобы указательный палец стоял как раз на центре дорожки.

Схема движения: приподнимите большой палец и заведите вплотную перед указательным на центр дорожки; приподняв остальные пальцы, поставьте мизинец перед большим, потом безымянный – перед мизинцем, потом средний – перед безымянным, потом указательный – перед средним, потом большой – перед указательным и т. д.

Перед тем как шагнуть, надо поднять палец как можно выше.

Каждый шаг – твердый ударный. Путь – точно по прямой вперед, от себя.

— Освоили технику? Теперь сделаем то же самое на скользящем движении пальцев. Перед каждым движением палец поднимается, ударяет в "паутину" и как будто "буксует", скользит по паутинкам, в это время ударяет следующий и т. д. Усилия продвинуться вперед – большие, а ход почти на месте, движение чуть заметно.

— Почему так медленно идет ваш паук, что его задерживает, что завораживает, где муха?

— Освойте эти движения левой рукой.

— Освойте "шаги паука", простые и скользящие, вверх по стене, вниз по ножке стола.

— Попробуйте бегать, соблюдая ту же очередность отдельных движений.

— Куда бежит ваш паук? Зачем? Ой, какая огромная муха влипла – всю паутину порвет!

Освоив все элементы движений, надо переходить к свободному, непроизвольному действованию: наметить цель и "ходить" или "бегать" в зависимости от вымышленных обстоятельств.

Пусть встретятся два паука. Лучше делать парное упражнение с партнером, а не своими обеими руками.

Пусть одна из паучьих ног будет повреждена и с ней придется особенно бережно обходиться.

Пусть паук будет трусливым, осторожным, или безудержно храбрым, или ленивым и т.д.

ЦВЕТОК

— Стебель цветка пробивается из земли на белый свет, бутон распускает лепестки – надо сделать это так, как если бы кисти рук были стеблем и бутоном и лепестками.

Сначала стебель – под землей. Кисть одной руки сжата в кулак, прикрытый ладонью другой руки. Этот "свернутый" бутон направлен вверх, кисти рук – на уровне шеи, а запястья и локти прижаты друг к другу.

Пробиться к солнцу! Пройти сквозь толщу земляного покрова, отделяющего цветок от мира света! Тянуться ввысь, преодолевая сопротивление почвы, упрямо раздвигая ее…

— Проверьте, целесообразно ли напряжены мышцы вашего тела? Почему напряглась шея? Освободите ее.

Медленно преодолевая, побеждая тяжесть земли, стебель цветка тянется кверху… (пусть это не соответствует "правде жизни" цветка, и на самом деле ему не приходится тянуться откуда-то из глубины. Неважно. Для нас важнее – правда нашего вымысла, правда образа, правда представления о стебле, пробивающемся наружу).

Чувствуете ли, как вся энергия стебля сосредоточилась на самом верху, на внешней стороне согнутых пальцев, раздвигающих воображаемую землю? Все тело свободно, оно тоже как бы тянется ввысь, но на самом деле неподвижно. Нигде нет лишнего напряжения. Всё – в неуклонном медленном движении рук кверху… Сопротивление земли слабеет, значит, все тоньше слой почвы, все легче движение, все меньше требуется силы… Последняя преграда – переплетенные корни травы… Солнце!

Сжатые кисти рук – на уровне лба. Теперь бутону надо еще немного – подняться на стебле над землей, укрепиться и раскрыть свои нежные лепестки.

Энергия, которая сосредоточивалась раньше на верхней части сжатого бутона, теперь рассредоточилась по всему стеблю. Локти-корни надежно поддерживают стебель. Греет солнце, и пальцы-лепестки, вновь набирая энергию, начинают выпрямляться, раскрываться, и наконец образуют открытую чашу распустившегося цветка.

— Что это за цветок? Опишите его.

— Проверьте распределение напряжения во всем теле. Освободите все, что можно освободить. Оставьте только необходимые напряжения. Сделайте упражнение несколько раз подряд.

— Сделайте новое окончание упражнения: село солнце и бутон свернулся, закрылся.

— Придумайте обстоятельства "жизни" цветка:

когда дует ветер,

когда солнце заходит за тучу,

когда льет дождь,

когда бьет град.

— Все время проверяйте напряжения. Следите за пластичностью мельчайших движений пальцев. Для цветка каждое легкое колебание лепестка – уже мизансцена.

ДЕТСКИЕ ИГРЫ

"Вот когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в их играх, тогда вы сможете стать великим артистом", – сказал Станиславский.

А как играют дети? Вспомним.

— Девушки, вам по три года. Возьмите воображаемую куклу – вспомните, какая кукла в вашем детстве была самой любимой, как ее звали, как она была одета, – и играйте!

Юноши, тряхните стариной, сыграйте в кубики. Вспомните, как вы в них играли. Вы строили дом – "понарошку" или по-настоящему? Конечно, по-настоящему! И если кто-нибудь из взрослых случайно задевал рукой незаконченную постройку и она рушилась – сколько было слез! Ведь рушился настоящий дом! Пусть маленький, пусть без окошек со стеклами, но все-таки настоящий дом, в котором вполне могли бы жить ваши живые милые плюшевые медвежата. И, ставя кубик на кубик, вы бормотали: "А здесь мишки будут обедать, а здесь мишки будут спать".

— Недавно английская газетная хроника сообщила факт поразительной веры ребенка в реальность игры – веры, которая привела малыша в больницу. Он играл в автомобиль. То есть сам был автомобилем. И, как положено, "заправил" свою машину перед поездкой – выпил пол-литра машинного масла!

— Это комната детского садика. Всем вам – от трех до пяти. Вы вернулись с прогулки, раздеваетесь (вот – вешалка) и усаживаетесь играть: девочки – в куклы, мальчики – в кубики.

ИГРАЕМ В КУКЛЫ

Нужно принести на урок несколько настоящих игрушек – кукол, медвежат, зайчиков.

— Продолжаем играть в куклы. Составьте стулья в круг, садитесь и передавайте друг другу игрушки. Вы наблюдали за детьми и видели, на чем основана вера ребенка в подлинность происходящего с ним и с куклой. Ребенок всегда относится к кукле, как если бы она была живым существом. Он только отмечает – да, у Тани целлулоидное лицо, да, у нее не открывается ротик, да, ее ручки на резинках, да, она такая, но она все видит, слышит и понимает, она – совсем живая! Ребенок верит в это, пока он играет. После игры он может отшвырнуть Таню ногой – она уже просто кукла, а не живая. Но во время игры – пусть попробует кто-нибудь из взрослых нечаянно наступить на Таню ногой, какая будет трагедия!

— Передавайте игрушки и относитесь к ним, как если бы они были живыми существами. Не подставляйте на их место воображаемых людей и медведей. Оправдывайте и матерчатые пальцы, и бусинки вместо глаз – так уж они устроены, эти милые живые существа! Играйте с ними и передавайте соседу. Действуйте так, как если бы на самом деле куклы вас видели, слышали, понимали.

ИГРАЕМ В "КОШКИ-МЫШКИ"

— Сыграйте в массовые детские игры так, как если бы вы были детьми. Во что будете играть? В "кошки-мышки"? Рассчитывайтесь:

"Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился паук. Фук!"

— Кошка есть. Рассчитывайтесь еще:

"Стакан,
Лимон,
Выйди вон!"

— И мышка есть. Все помнят условия игры? Становитесь в кружок, беритесь за руки. Помните, что вам всего пять лет. Отдавайтесь игре с тем всепоглощающим увлечением, какое свойственно этому возрасту. Кошка – страшный и коварный зверь, нельзя подпустить ее к мышке!

— Девушки, сыграйте в "большую скакалку", а мужчины – в лошадки!

— Сыграем в жмурки!

— В пятнашки!

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

— А "гуси-лебеди" помните? Ну-ка, ну-ка, вспоминайте детство! Когда в последний раз играли в "гуси-лебеди"? В пионерском лагере на Карельском? А вы?.. Вот и вспомнилась лужайка возле дачи, подружка-соседка с рыжими косичками, вы сами с вечно ободранными коленками… И неожиданно, сами собой, вспомнились слова:

"Гуси-гуси – га-га-га!
Есть хотите? – Да, да, да!"

— Как дальше?.. Ах, ноги сами рванулись в игру? Правильно, так телу легче вспомнить все приключения гусей.

"Гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой!"

Кто волк? Ясно, я так и знал. А остальные, значит, гуси. Начали!..

— Теперь другая игра: Кого хочу, того схвачу! Берегитесь, невнимательные!

ИГРУШКИ

— Мы говорили, что дети относятся к куклам, как к живым существам. Но если так, нам нетрудно представить себе, что мы-то и есть куклы! Например:

вы – громадная кукла, которая умеет закрывать глаза и пищать "ма-ма",

вы – плюшевый медведь,

вы – заводная мартышка, которая умеет взбираться по дереву, если ее завести,

вы – плюшевый тигренок,

вы – надувной заяц (следите, чтобы из вас не выскочила пробка, а то воздух выйдет!),

вы – металлическая заводная лягушка,

вы – Буратино,

вы – пьющий аист (видели такую стеклянную игрушку, которая наклоняется и пьет воду?).

— Ну, "влезайте в шкуру" игрушки. Не изображайте игрушку, а вообразите себя – плюшевым медведем, например. Что это такое? Решите (и сразу же попробуйте в действии):

Как бы вы ходили по комнате, если бы у вас были плюшевые ноги, набитые опилками? Если бы ноги эти не сгибались в коленках? Если бы они присоединялись резинками к вашему плюшевому туловищу? Если бы эти ноги могли вертеться во все стороны (чуть зазевался – и разъехались)? Если бы у вас были такие ноги, разве не пришлось бы вам медленно ступать, переваливаясь с ноги на ногу? – Ходите, пробуйте! – Не забываете о коварной резинке? Не делайте слишком широких, больших шагов, а то растянетесь на полу!

Как бы вы двигали своими руками, если бы они не сгибались ни в кистях, ни в локтях? Если бы эти плюшевые руки были прикреплены к вашему плюшевому туловищу такой же коварной резинкой, как у ног, – если бы у вас были такие руки, то как бы вы ими здоровались, отталкивали, брали вещи? Пробуйте!

Какие бы звуки вы производили, если бы вдруг чудесным образом превратились в медведя, но сохранили бы свой человеческий ум? Если бы вы были лишены возможности говорить по-человечески, то как бы вы объяснялись? Попробуйте – ревите по-медвежьи, но заставьте товарищей понять, чего вы хотите!

Как бы вы смотрели и как бы двигались ваши оба глаза, если бы они были стеклянными бусинками?

— Ставьте перед собой эти и другие магические "если бы" и – действуйте!

ИГРЫ ИГРУШЕК

— Каждый из вас стал какой-нибудь игрушкой? Сыграйте-ка в пятнашки! Хозяева спят, так что никто не узнает, как не по-игрушечному вы ведете себя.

— Разве может металлическая заводная игрушка-лягушка так быстро поворачиваться? В том-то и горе ее, что для поворота ей нужно много раз прыгать по дуге!

— Заводная мартышка тоже, к несчастью, устроена так, что умеет двигаться только вперед и назад. Ей уж никак не повернуться! Вот и выжидайте – как только опасность приближается, летите стрелой вперед или назад. Скорости-то вам не занимать!

— Запятнали бедного аиста, а он самый медлительный. Разве ему поймать кого-нибудь? Ищите выход, аист. Обманите их, притворитесь спящим и запятнайте клювом первого, кто подойдет.

ИГРУШКИ ОПРАВДЫВАЮТ ПОЗЫ

— Игрушки, разделитесь на пары. Сделайте парные упражнения на оправдание позы. По моему удару кидайте свои игрушечные тела в неожиданную для вас позу, но не забывайте о своих возможностях, не принимайте таких поз, каких не могла бы принять ваша игрушка!… Удар!

— Пара – тигренок и надувной заяц – верно ли вы оправдываете свои позы? Если бы вы были зайцем, разве не насторожило бы вас такое соседство? Хоть тигренок и свой, игрушечный, но все-таки хищник! Что это за позу он принял? Не грозит ли вам опасность? А может быть, стоит умаслить его – помочь ему поймать добычу?

— Это упражнение – парное, значит, каждый из вас должен приспособиться, пристроиться к партнеру, угадать его намерения и вплести свое оправдание в общее действие. Обязательно учитывайте характер партнера и игрушечное устройство его тела… Вот, я вижу, Буратино и аист сообща копаются в земле. Червяков ищете? Тогда окажите друг другу взаимные услуги – аисту неудобно своим длинным воображаемым клювом копать землю, а Буратино своими тонкими деревянными пальцами может великолепно сортировать червей: жирных – для аиста, маленьких – себе для рыбалки.

ИСПОРЧЕННЫЕ ИГРУШКИ

— А если бы вы были испорченными игрушками?

У куклы, которая умеет закрывать глаза и говорить "ма-ма", – глаза неисправны. То оба закрываются и открываются, то один откроется, а другой застревает в глазнице. Не правда ли, мучительное самочувствие? К тому же что-то происходит с голосом – иногда он противно скрипит.

У плюшевого медведя правая нога держится на одной ниточке (растянулся-таки на полу). Бок продырявлен, зашит. Нитка тоненькая, ненадежная, того и гляди, опилки посыплются.

У заводной мартышки что-то творится с механизмом, поэтому координации движений нет – руки и ноги иногда ведут себя не так, как хочется, а сами по себе.

У плюшевого тигренка отваливаются пуговки-глаза, они пока держатся, но при резком движении непременно оторвутся. Вот и попробуй вести себя сдержанно при тигрином темпераменте!

У надувного зайца все бы ничего, да вот измазали его чернилами, а он – чистюля! Как отмыться, оттереться? Да и за пробкой надо все время следить, она последнее время непрочно держится!

У заводной лягушки повреждена лапа. Поэтому беднягу все время заносит в сторону. Нужны героические усилия, чтобы выпрямлять свой путь.

У Буратино нос раскололся на две части, вдоль. Какой-то раздвоенный хобот получился, он торчит перед глазами, мешает смотреть на мир.

У пьющего аиста – трещина на стеклянной спине. Если она увеличится – аист лопнет.

— Ищите верное самочувствие живой игрушки – в действии.

ПАРНЫЕ ИГРЫ

Задания на парные действия испорченных игрушек:

кукла и тигренок разучивают по нотам песенку на два голоса,

мартышка с плюшевым медведем и лягушка с аистом танцуют шейк под радиолу,

заяц и Буратино стреляют из пневматической пушки по мишеням.

Потренируем переключения. Не прерывая действия, превращайтесь из сломанных игрушек в целехонькие. По команде "раз!" вы – сломанные. На "два!" – целые. Раз!.. Два!.. Раз!.. Два!.. Два!.. Два! Да, требуется внимание. Раз!..

Я – ЭТО ОН!

Продолжая работать над развитием артистической смелости, над умением оправдывать любые необычные обстоятельства, сделаем упражнение, которое покажет, умеют ли ученики реализовать в действии свою наблюдательность, а также – кто из них склонен к острой характерности.

Разделим учеников на пары.

— Вспомните всё о своем партнере: как он сидит, стоит, ходит, смотрит, слушает, разговаривает; его излюбленные словечки, его неискоренимую привычку почесывать подбородок, его странную особенность – мгновенно переходить от хохота к убийственной скуке; уловите своеобразие его "способа думать", догадайтесь о его самочувствии при общении с вами – именно с вами, а не с кем-нибудь другим; то есть поймите его отношение к вам.

— Нам нужно заказать новое оборудование аудитории – ширмы, кубы, скамейки. Отправляйтесь на площадку со своими партнерами и решите сообща, как по-новому оборудовать и обставить аудиторию. Можете даже поспорить. А я буду хлопать в ладоши.

Один удар – это вы. Два удара – это не вы, а ваш партнер. После двух ударов вы продолжаете действовать, но уже превратившись в своего партнера, а он – в вас.

— Не имитируйте только внешние особенности поведения партнера. Уловите своеобразие его индивидуальных, личностных качеств.

Я – КТО УГОДНО!

— Каждый юноша – моряк, красивый сам собою. Каждая девушка – морячка, еще красивее. Освойтесь со своей новой профессией…

— Драйте палубу! Отлично! Сейчас пробьют склянки – и вы уже не моряки, а летчики и стюардессы…

— Вы – шоферы. Сами уж придумайте, на каких машинах сидите, на такси или на тяжелогрузных… Действуйте!..

— Переключаемся. Один хлопок – моряки, два – летчики, три – шоферы. Всякий раз возвращайтесь к прежним занятиям: если хлопок остановил вас на том, что вы шваброй драили уголок возле капитанской рубки, значит, при следующем возвращении на палубу продолжайте свое дело и свои профессиональные мысли.

— Кто же вы такие? Везде одинаковые? Поговорим о том, как профессия изменяет поведение человека…



Страница сформирована за 0.16 сек
SQL запросов: 191