УПП

Цитата момента



Писать стихи о любви конечно нужно, но только без упоминания мужчин и женщин, без разговоров о страстях и желательно, чтобы это делали объективные люди, например, кастраты, которые не заангажированы в этом вопросе…
Аминь.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Устройство этой прекрасной страны было необычайно демократичным, ни о каком принуждении граждан не могло быть и речи, все были богаты и свободны от забот, и даже самый последний землепашец имел не менее трех рабов…

Аркадий и Борис Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу»

Читать далее…


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4330/
Мещера-2009

Это накладывает на них отпечаток фундаментальности, субстанциальности, основательности и стабильности, ведь человечность есть фундаментальная позитивная форма абсолютной ценности и приоритетности человека. Она делает их динамичными, взаимокорректирующими, релятивными, симметричными в своей асимметрии и дисбалансе по отношению друг к другу, ситуативными по характеру их проявления и не абсолютно гарантированными по реализации. Таковы в единстве доверие и осмотрительность, доброжелательность и трезвость, открытость и сдержанность, достоинство и терпимость, независимость и солидарность, самостоятельность и кооперативность. Мы практически, из жизни хорошо знаем, в чем выражаются эти психические установки и свойства человека, и мы также хорошо знаем, как важно установить между ними конструктивный дисбаланс, динамичную гармонию. Ничем не ограниченная доброжелательность ведет к тому простодушию, наивности и внутренней расхлябанности, которая порождает не столько добродетель, сколько юродивость, насмешки окружающих, стремление обмануть такого человека, воспользовавшись его гипертрофированной доброжелательностью. Она становится той простотой, которая хуже воровства. Но и чрезмерная трезвость в поведении по отношению к людям может привести к самоизоляции, замкнутости, подозрительности и, наконец, к враждебности и страху перед окружающим. В жизни нам может встретиться и человек, который делает культ из своей самостоятельности и независимости, тем самым не только отталкивая от себя себе подобных, но и, отказываясь от всякой помощи и поддержки со стороны, доводит себя до истязательства. При этом такой человек имеет склонность рассматривать любую солидарность и поддержку как личное оскорбление или как угрозу своей свободе и независимости. С другой стороны, есть и такие люди, которые готовы предлагать свою помощь и солидарность, когда в этом нет особой необходимости. Навязывание себя в качестве друга, советника или помощника также глупо, как и стремление избежать какой-либо поддержки или кооперации.



[1] В английском языке слову «заблуждение» соответствует понятие bias, т.е. предубеждение, предвзятость, погрешность, склонность ошибаться и т.п.

[2] Диссонанс – от латинского dissono, «нестройно звучу», т.е. неслияние, несовместимость, напряжение, возникающее в результате несовпадения одного с другим.

[3] Эвристика – это междисциплинарная область знания о том, как получить новое знание, решить проблему или совершить открытие в ситуации, когда мы сталкиваемся со сложной, трудной проблемой или недостатком информации.

[4] Оптимальность дистанции свободы (как и в случае с одеждой или ботинками, которые не должны быть ни велики, ни малы, а в самый раз) означает, что обитающие в нашем внутреннем мире убеждения и идеи не должны быть ни слишком далеко от нашего Я (иначе мы их можем потерять или не докричаться до них, когда они нам понадобятся), ни слишком близки к Я (тогда они будут путаться у него под ногами, без конца хватать его за горло, да и вообще не давать ему жить своей собственной вольной жизнью и быть хозяином самому себе, не говоря уже об управлении жильцами, т.е. идеями своего внутреннего мира). Здесь человеку нужно установить приемлемый для него просвет (клиренс) между своим Я и мировоззрением.

 

[5] Приходится различать между базовыми потребностями экзистенциального Я и признаками личного существования, в которые входят: самотождественность (каждый человек есть именно он, а никто иной), нередуцируемость (ни к чему несводимость), уникальность, не абсолютная совместимость и вместимость Я во внешний мир, диалогизм Я (разговор между его alter и prima ego), монодуализм Я (единство этих двух эго в одном Я), данность и вместе с тем не данность нашего Я самому себе, самоочевидность и не окончательная определяемость нами нашего собственного Я, его очевидное присутствие в нас всегда и везде, но и его же таинственность, неизвестность, «закулисность» для самого себя и тем более для другого человека.

[6] Фрустрация (от позднелатинского frustratio – обман, неудача), психологическое состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо цели или потребности. Проявляется в виде гнетущего напряжения, состояния тревожности и чувства безысходности.  

[7] «Он (Бэкон – В.К.) насчитывал четыре вида “призраков”. Призраки рода общи всем людям и являются искаженным отражением вещей в силу того, что человек примешивает к их природе свою собственную. Призраки пещеры вытекают из индивидуальных особенностей каждого человека. Призраки рынка – заблуждения, вытекающие из неверного использования слов. Призраки театра – ложные учения, завлекающие человека, подобно пышным театральным представлениям» (Философская энциклопедия. Т. 1,: М. «Советская энциклопедия», 1960, с. 215.)

[8] В Москве время от времени появляются рекламные щиты одного из ювелирных магазинов. На них изображена красавица в дорогих украшениях и с заманчивым взглядом. Вместе с тем текст рекламы короток, ясен и безальтернативен: «Любишь – докажи». Думаю, что этот щит делал не только невоспитанный, но и тупой человек, поскольку эффект этой рекламы скорее нулевой или даже отрицательный. Во всяком случае он рассчитан на богатых, тупых, нахальных и невоспитанных людей.

[9] Паради́гма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») – в философии науки и социологии науки исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования…» (Википедия – свободная энциклопедия / http://ru.wikipedia.org).

[10] Гендер (англ. gender, от лат. genus – род) – в английском языке это слово обозначает различаемую мужественность или женственность личности или каких-то ее черт. В отличие от половых различий гендер обозначает характеристику личности, у которой могут сочетаться мужественные (мужские) или женственные черты. Скажем, мужчина может быть мягким (женственным) по характеру, а характер женщины может быть «железным».

[11] На самом деле среди молодежи в большинстве случаев наблюдается обратное явление. Ее сознание, а то и здоровье слишком открыто продуктам поп-культуры, тому мейнстриму, в котором преобладает спам, мусор рекламы, дешевые ценности, стимулирующие лишь чувственное потребление, «игровое» отношение к жизни и т.д. Слишком часто внутренний мир молодого человека – это та же свалка. Хорошо, что если это просто горы всякого ненужного хлама, но в худшем случае – это что-то подавляющее личность, опасное, уродующее ее, загружающее ее шаблонами мысли, слоганами, клиповым мышлением, вредными привычками и т.д.

[12] Ruchlis, H. Clear Thinking, p. 131. Вместе с тем среди гуманистических скептиков имеет хождение шутливое выражение: «Мы должны держать свой ум открытым, но не до такой степени, чтобы мозги вываливались наружу».

[13] Куртц П. Новый скептицизм. Исследование и надежное знание. М.: Наука, 2005, с. 26.

[14] Так, например, пытаются доказать ложность здравого смысла, указывая на то, что, мол, он считает, что Солнце всходит и заходит – а на самом деле это Земля вращается вокруг своей оси, а Солнце не всходит и заходит. Да, конечно, с астрономической точки зрения это так. Но когда мы говорим, что заход Солнца во столько-то, а восход во столько-то, то мы распространяем эту истину здравого смысла на ту область нашей жизни, которая не связана с космическим полетом или расчетом орбит спутника Земли. Нам нужно, скажем, знать, какова длина светового дня, когда встать, когда лечь спать и т.п. В этих рамках суждения здравого смысла вполне полезны и достаточны. Так же как справедлива физика Ньютона при скоростях далеких от скорости света.

[15] Круглов, А. Здравый смысл // Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов. Зима 1996/97, № 2, с. 20.

[16] Речь идет о достаточно простых вещах. Например, юноша, возвращаясь из леса, решает собрать букет цветов для своей любимой девушки. Но он вспоминает, что учитель биологии, говоря о местной фауне, сказал, что практически все цветы в местных лесах находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу. Что делать? Налицо конфликт разнокачественных ценностей: с одной стороны ценность любви, с другой – ценности экологические. Что чему предпочесть? Можно выбрать любовь, но совершить, хотя и «маленький», но еще один из бесчисленных актов разрушения среды обитания и, возможно, лишить своих будущих внуков радости увидеть и ощутить прелесть лесных цветов. А можно пожалеть цветы, но вызвать обиду любимой (который он, возможно, уже обещал принести букетик диких лесных цветов). Как поступить? Об этом мы поговорим позже. Здесь же главное понять, что ценности и антиценности в жизни чаще всего перемешаны самым причудливым образом.

[17] Вместе с тем, если можно было бы решить этот вопрос, то все оказалось бы очень просто: если разум у нас есть и если он добр, то пусть он чисто автоматически и решает, что хорошо, а что плохо. В этом случае все наши действия могут обходиться без всяких моральных заповедей. Если же разум по своей природе зол, то тогда пусть не вмешивается в наши сердечные дела, а мы запасемся достаточным набором нравственных принципов (в идеале – на все случаи жизни), и они будут нам говорить, что хорошо, а что плохо, без вмешательства разума.

[18] Этической коллизией считается столкновение противоположных сил, стремлений, интересов, взглядов и ценностей. Дилемма – затруднения, связанные с выбором равно нежелательных возможностей или конфликтующих ценностей.

[19] Пример взят из журнала «Здравый смысл», 2006, № 4, с. 27.

[20] Не случайно в современном обществе так широко обсуждаются вопросы эвтаназии, абортов, нетрадиционных сексуальных ориентаций. За этими вопросами стоят реальности жизни, но пока их понимания, осмысления явно недостаточно. Нет и очевидных моральных и юридических норм решения этих вопросов. Нужно надеяться, что эти проблемы будут решены не репрессиями и преследованиями, а цивилизованно, демократично и легально, в ходе исследования и обсуждений, без притеснений и насилия.

[21] Куртц П. Запретный плод, с. 31.

[22] Куртц, П. Запретный плод. М.: РГО, 2002, с. 41.

[23] Вопрос о том, что такое ценности – это целая наука, которая называется аксиологией. Не имея возможности специально обсуждать проблемы аксиологии, отмечу лишь главное, относящееся к теме: представление о высших и низших ценностях, о ценностях «духовных» как главных и «материальных» как второстепенных является ошибочным. Во-первых, многое зависит от обстоятельств и жизненных контекстов, во-вторых, заведомое противопоставление ценностей неправомерно, так как сама их природа не предполагает этого. Они разнокачественны. Такой точки зрения придерживаются многие ученые. Пол Куртц пишет: «Без сомнения, термины высшие и низшие вводят в заблуждение, поскольку мы желаем стать полноценными личностями, и трудно определить порядок и последовательность физических и духовных потребностей на шкале ценностей. В нашей жизни мы должны совершенствовать не тот или другой, но оба вида способностей». (Куртц П. Запретный плод, с. 89.) Выбор ценностей производится по совсем другим основаниям, о которых мы и говорим в этой главе. (Подробнее о ценностях см. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Человечность человека, с. 151-281.)

[24] Мы уже говорили, что человек столь сложно устроенное существо, что в большом спектре его качеств и потребностей есть не только положительные и созидательные, но и негативные, разрушительные, например, вороватость или желание паразитировать на труде другого человека. Кроме того, некоторые позитивные способности могут превращаться в негативные, если их развивать сверх всякой меры. Скажем, бережливость может превратиться в жадность, а затем и в алчность, во всепоглощающую страсть к накопительству.

[25] Куртц П. Запретный плод, с. 91-92.

[26] Там же, с. 96.

[27] Манипуляция (общественным мнением, сознанием) – один из способов господства и управления людьми посредством модификации их воли, программирования поведения и информационного воздействия. Это воздействие направлено на психику человека, оно осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в направлении, нужном некоторой группе людей, организации или отдельному индивиду.

[28] Для простоты мы ограничимся коммерческой рекламой. Согласно Закону о рекламе РФ, реклама – это информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределённого круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес физических и юридических лиц к этим товарам, идеям и начинаниям и способствовать их реализации. Это формальное определение рекламы не касается ее реальных экономических, психологических и моральных влияний на человека и общество.

[29] Увеличение многообразия товаров бывает искусственным. Так, например, много различных марок автомобилей производятся одними и теми же автомобильными монстрами, которые скупают заводы независимо от их места или страны, где они расположены. То же самое относится к пивоваренной индустрии и многим другим отраслям производства.

[30] По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2005 году объём рекламного рынка России составил 5,1 млрд. долларов (2004 – $3,91 млрд., 3003 – $ 2,63 млрд.). Это больше, чем размер рынка лекарственных средств и медицинских изделий. Если учесть, что стоимость рекламы включена в стоимость товара, то нелегко догадаться, что эти деньги за рекламный диктат, за войну брендов, создание атмосферы внушения и обмана население выкладывает из своего кармана.

[31] Бренд (англ. brand) (также товарный знак, торговая марка) – термин в маркетинге, символическое воплощение комплекса информации, связанного с определённым продуктом или услугой. Обычно включает в себя название, логотип и другие визуальные элементы (шрифты, цветовые схемы и символы). Брендом может быть всемирно известная торговая марка, окруженная набором ожиданий, ассоциированных с продуктом или услугой. Бренд – это в конечном счете символическая ментальная конструкция, психоэмоциональный феномен, формируемый производителем-продавцом в сознании или подсознании потребителя.

[32] Бихевиоризм – (англ. behavior – поведение) направление в современной психологии и поведенческих науках, концентрирующееся на исследовании поведения как системы стимулов и реакций.

[33] Исключение может составлять так называемая социальная реклама, которая не является коммерческой и имеет своей целью, например, профилактику СПИДа, наркомании, соблюдение правил дорожного движения, обращение за помощью пожертвований сиротам и т.д.

[34] Читать мелкие буквы необходимо не только на лейблах, но и при заключении договора купли-продажи, получении кредита и т.д. Там пишется именно то, что продавцы товаров и услуг хотели бы скрыть от покупателя, но в силу закона не могут этого сделать. Впрочем, и его нарушения не так уж и редки. На начальных стадиях продажи товаров в кредит магазины шумно рекламировали беспроцентные продажи. При покупке выяснялось, что платить по процентам нужно и немало, но только банкам, а не торговой фирме. Это очевидное мошенничество, недобросовестная реклама. После критики в прессе в итоге в рекламу кредитов были внесены уточнения.

[35] Например, к вам пришли гости, давние друзья, с которыми вы так редко видитесь. Вы садитесь за стол, включаете телевизор, едите и пьете, а когда они уходят, вы понимаете, что вы с ними так и не повидались. Это – элементарная ошибка, ваше поражение на информационном поле битвы.

[36] Под информационной безопасностью здесь имеется в виду не безопасность информации как ее защита, а как ваша защита от информации, которая может нанести ущерб вашему здоровью, имуществу, морали или психике.

[37] На Западе благотворительность является давней традицией, которая сегодня столь мощно развита, что позволяет функционировать бесчисленному множеству общественных добровольных организаций (в США в 2005 г. на благотворительные и некоммерческие цели было пожертвовано около 260 млрд. долларов). В России эта традиция были прервана после большевистской революции 1917 г. До сего дня люди не понимают социальной и морально-психологической значимости пожертвований, того, что, внося небольшую сумму денег на счет того или иного фонда или общественной организации, они реально участвуют в функционировании гражданского общества. Затрудняет это понимание массовая коррупция, которая проникает и в сферу благотворительности и социальной работы. Но это не должно лишать гражданина его социальной активности, выражаемой в форме пожертвований. 

[38] Но это не значит, что некоторые гражданские организации консервативно-фундаменталистского и экстремистского типа не могут использоваться различными политическими силами для нападок на прессу и журналистов. Это также не означает, что под видом некоммерческой организации может действовать какая-нибудь мошенническая фирма.

[39] По роду своей общественной работы мне нередко случается участвовать в разного рода ток-шоу. Как ученого меня обычно сажают среди каких-нибудь известных артистов или певиц, звезд эстрады или телесериалов. Они говорят раза в 3 – 4 больше, чем удается мне. То есть фактически меня приглашают как мало кому известного «свадебного генерала», как бы для галочки, чтобы соблюсти минимум приличия: у нас, мол, все объективно и справедливо, даже ученые принимают участие в разговоре о каких-нибудь зазеркальных чудесах. Но истина здесь никому не нужна, нужна «клубничка», что-то шокирующее, вроде бы сенсационное, т.е. притягивающее невзыскательного телезрителя.

[40] http://www.centerforinquiry.net/

[41] http://www.journalism.org/resources/about_ccj



Страница сформирована за 1 сек
SQL запросов: 169