[42] http://humanism.al.ru/ru/
[44] Харизма – способность убеждать и вести за собой людей. Самое смешное это то, что понятие ведет свое происхождение от христианской теологии. Первоначальное значение слова – дар, данный человеку Богом для выполнения своего жизненного предназначения. Судьба слов так же непредсказуема, как и судьба людей. Что называется, не повезло и этому слову. Сегодня харизматики – это наиболее откровенные политические циники, типа Вована Жирика. Им и моча в глаза, что божья роса.
[45] Понятие, ставшее популярным в последнее десятилетие. Традиционно под дискурсом понималась логически связная и последовательная череда предложений или речевых высказываний. Сегодня в дискурсе усматривается комплекс лингвистических и психологических принципов организации и репрезентации тех или иных реальностей или псевдореальностей. Он включает скрытые мнения, установки, ценности, предпочтения, внушения, намеки, целевые установки, послания (мессаджи) и побуждения для адресата и т.д.
[46] Так, например, человек освоил технологию изготовления атомного оружия не в века дикости и всеобщего религиозного фанатизма, а тогда, когда у него хватило ума и совести использовать его страшную мощь не только во вред, но и как средство ядерного сдерживания и предотвращения мировых войн. (Характерно, что некоторые американские ученые в 40-е гг. ХХ в. мотивировали передачу в СССР секретов ядерной бомбы необходимостью установления глобального баланса сил.) Или другой пример: как только человечество научились осваивать мировые ресурсы неограниченным образом, то оказалось, что их запасы ограничены, и нужно думать о принципиально иных отношениях с природой.
[47] Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: 2-е изд. – М.: Мир, с. 309.
[48] Это не обязательно должна быть «ядерная кнопка» или что-то в этом роде. Все еще годится к употреблению и старое испытанное средство: политический или религиозный фанатик во главе оболваненного, обезумевшего и превращенного в ревущее стадо народа.
[49] Работы, которые посвящаются проблемам мошенничества и манипуляций далеко не всегда свободны от того, против чего они направлены. В некоторых из них очевиден элемент саморекламы (что, мол, только в этой книге даны истинные рецепты избежать обмана и т.п.), в некоторых заметна не только безапелляционность и напористость стиля, но тот или иной идеологический акцент, что, например, характерно для работ С.Г. Кара-Мурзы.
[50]Данный отрывок из книги Ричарда Докинса «Вирусы разума» публикуется по изданию “Humanist Anthology” (Prometheus Books, Amherst, New York, 1995. P. 198-199).
[51] Бенджамин Дизраэли (1804 – 1881) – английский политический деятель, писатель.
[52] http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000355. Для интересующихся деятельностью знаменитого в США фокусника и разоблачителя шарлатанов Джеймса Рэнди рекомендую посетить его сайт http://www.randi.org/ См также текст радио-интервью Петра Тревогина, помещенный на сайте http://humanism.al.ru/ru/debate.phtml?date=2001.06.08
[53] http://www.svobodanews.ru/Article/2006/05/01/20060501163029983.html
[54] 7 января 2007 года этот телефильм был снова показан по телеканалу РТР.
[55] Глава из книги Куртц, Пол Запретный плод. Этика гуманизма. Пер. с англ. И.В. Кувакина. Изд. 2-е, исправленное, М.: Российское гуманистическое общество, 2002, с. 37-50.
[56] Общие принципы, очевидные с первого взгляда, лежащие на поверхности (прим. В.К.).
[57] Печатается по изданию: Кувакин В.А. Твой ад и рай. Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). – СПб.: «Алетейя», М.: «Логос», 1998, с. 137-151.