УПП

Цитата момента



Если хочешь завести друзей - заведи их подальше.
И.Сусанин

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Лишить молодых женщин любой возможности остаться наедине с мужчиной. Девушки не должны будут совершать поездки или участвовать в развлечениях без присмотра матери или тетки; обычай посещать танцевальные залы должен быть полностью искоренен. Каждая незамужняя женщина должна быть лишена возможности приобрести автомобиль; кроме того будет разумно подвергать всех незамужних женщин раз в месяц медицинскому освидетельствованию в полиции и заключать в тюрьму каждую, оказавшуюся не девственницей. Чтобы исключить риск каких-либо искажений, необходимо будет кастрировать всех полицейских и врачей.

Бертран Рассел. «Брак и мораль»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера

Заблуждения в ситуациях выбора и принятия решений

Едва ли не самой распространенной является такая, ведущая к заблуждению склонность, которая идеализирует решение и выбор, который мы уже совершили; это может вести к стереотипам в решении проблем, к игнорированию изменившихся обстоятельств, когда необходимо пересматривать критерии и основания принятия решения. Столь же ошибочно интерпретировать фактическую ситуацию в угоду нашим предубеждениям, которых у каждого из нас более чем достаточно. Это заблуждение вызвано бессознательной потребностью наших предпочтений получить то или иное подтверждение своей истинности или полезности. Столь же очевидна и противоположная тенденция: пренебрегать или преуменьшать значимость факта или просто не замечать того, что не укладывается в наши предпочтения.

Едва ли не самым распространенным вариантом заблуждений выбора является преувеличение значимости или ценности того, что нам принадлежит, что мы уже выбрали. В основе этого заблуждения лежит сложный комплекс эмоций и чувств: слияние вещи со мной, любимым, т.е. как с человеком, который мне ближе всех, поэтому и все, что я имею, так же хорошо и любимо мною; нежелание слышать ничего плохого о том, что мне принадлежит, поскольку это воспринимается почти как личное оскорбление и т.д. Сюда же можно отнести и склонность завышать качество вещи, которая нами уже куплена или в силу самого факта, что она наша.

Столь же общепринятым является то, что называют «профессиональной болезнью». Вызываемые ею заблуждения обусловлены деформацией восприятия того, что требует иного подхода и отношения, чем то, что входит в область профессионального знания и деятельности человека. Поэтому в семьях, где отец или мать на работе занимают руководящие должности, так часты попытки бессознательно перенести в дом стиль поведения привычный в служебной обстановке. 

Довольно много заблуждений рождается в связи с нашим отношением к будущему. Прежде всего это ошибки прогноза, связанные с повышенными ожиданиями того, что для нас особенно важно и ценно. Это своего рода подмена ожидаемого желательным.

Заблуждением является и ожидание немедленной выгоды или какого-то положительного результата здесь и теперь, а не в будущем. Своего рода нетерпение может вести к большим жизненным ошибкам. Скажем, если кто-то из влюбленных начинает чуть ли ни с первых минут знакомства с нетерпением ожидать подарков, чего-то необыкновенного и т.д., то эти желания могут разрушить чувство любви и уважения к человеку.[8]

К заблуждениям, связанным с неадекватным восприятием процессов во времени, относится склонность воспринимать вещи как неизменные, застывшие, а также и заблуждение относительно времени сохранения нами контроля над теми или иными явлениями. Мы склонны считать их долговременными, но именно со временем ситуация часто меняется так существенно, что контроль оказывается иллюзией. Чаще всего ее испытывают родители по отношению к своим повзрослевшим детям.

Как правило, люди недооценивают время, необходимое для решения проблемы, чаще преуменьшая его. Это заблуждение связано с тем, что каким бы тщательным ни был расчет времени, необходимого для выполнения задачи, все обстоятельства дела бывает трудно предусмотреть. Отсюда и задержки с достижением результата, всякого рода опоздания, спешки и т.д.

Приходится признавать, что человек обладает не только очень многими талантами, но способностью впадать во многие заблуждения. Если ограничиться даже простым перечислением тех из оставшихся, которые зафиксированы психологами и социологами, то среди них:

- склонность накапливать избыток информации при решении тех или иных вопросов;

- стремление избегать потерь вплоть до отказа рассматривать любые ситуации, которые могут принести пользу;

- отказ просчитывать варианты и возможности успеха в любых ситуациях неопределенности;

- считать, что лучше не действовать, чем действовать, хотя и то и другое одинаково плохо.

Особую категорию составляют заблуждения, связанные с определением вероятности и нашими убеждениями

- склонность избегать тех вариантов, для которых отсутствие информации, как кажется, делает вероятность «неизвестной»;

- тенденция цепляться, как за якорь, только за одну часть информации или отдельную возможность при принятии решения;

- пренебрежение свидетельствами тех лиц, которые были свидетелями лишь отдельных фрагментов процессов или явлений;

- ошибки прогнозов, ввиду тенденции преувеличивать значение наиболее заметных и эмоционально окрашенных сторон дела;

- склонность к заблуждению в силу тех оценок, которые диктуют нам наши убеждения, а не факты;

- склонность рассматривать в качестве образцов те, которые в данной ситуации не являются таковыми;

- склонность или желание преувеличивать значение специфических причин по сравнению с общими;

- склонность считать, что отдельное случайное явление вызвано предшествующем случайным единичным явлением («у монеты есть память»); сюда же можно отнести и установку на то, что можно выразить словами: «я угадал», «я знал, что так и будет»; т.е. это тенденция постфактум считать произошедшее как предсказанное, ожидаемое;

- убеждение в том, что вероятность заложена в сами физические процессы, а не в описание ситуации или нашу познавательную ситуацию;

- игнорирование тех свидетельств, против которых есть какие-то предубеждения;

- тенденция игнорировать те вероятности, которые были известны ранее и не учитывать их при решениях, принимаемых в настоящий момент времени;

- чрезмерный оптимизм относительно результатов планируемого действия или чрезмерная самоуверенность, переоценка своих возможностей;

- тенденция преувеличивать или преуменьшать в положительном или отрицательном смысле значение предшествующих событий по отношению к настоящим;

- склонность оценивать вероятность целого меньше, чем вероятность частей этого целого.

Было бы неправильно, перечислив такое множество типов заблуждений, поставить на этом точку и не сказать, а что же делать, чтобы избегать этих заблуждений. Имея в виду именно это, мы должны признать здесь важную роль одной замечательной способности разума: быть своего рода светом, который может быть направлен на самого себя и в себе обнаруживать ошибки. Само перечисление, опознание и указание на эти заблуждения уже решают больше половины дела, если, конечно, постараться вникнуть и запомнить то, о чем здесь было сказано.

Разумеется, и в последующих главах мы будем рассматривать методы освобождения от заблуждений. Но, повторю, мы не должны забывать здесь фундаментальную роль осознания и осмысления. Подобно тому, как свет уничтожает тьму самим своим присутствием, так и свет разума, освещающий наши ошибки и заблуждения, уже тем самым делает их недействительными, нейтрализует, либо вовсе трансформирует заблуждение в истину посредством усмотрения в нем ошибки и устранения ее.

Вопросы к теме:

Назовите основные типы заблуждений.

Дайте характеристику когнитивным заблуждениям.

Что вы можете сказать о психологии идей?

Каковы возможные отношения между человеком и его убеждениями и идеями?

Каковы признаки дисгармонии между личностью и идеями ее мировоззрения?

Назовите рекомендации, связанные с нормализацией отношений между человеком и идеями его внутреннего мира. Или, по другим формулировкам: «Как возвратить Я самому себе? Кто хозяин в моем доме?».

Перечислите основные социально-психологические заблуждения и иллюзии.

В чем состоят типичные заблуждения в ситуациях выбора или принятия решений?

Тема 14. КАЧЕСТВА И СТИЛЬ ПРАВИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

В данной главе мы поговорим о том, какое мышление можно назвать высококачественным, т.е. зрелым, правильным, эффективным и плодотворным, наименее подверженным заблуждениям. Это поможет нам определить, что такое стиль современного мышления, т.е. мышления, отвечающего духу времени и его вызовам, его реальностям и возможностям.

«Стиль мышления» – самое широкое понятие, когда речь идет о мышлении, разуме и познании отдельной личности или о какой-то интеллектуальной традиции или эпохе в истории культуры. Применительно к отдельным индивидам стиль мышления – это практически реализуемое ими единство врожденных интеллектуальных способностей, парадигмы (общей модели)[9] их мышления, его содержания, психологии и навыков применения разума. В стиль мышления – по большей части косвенно – входит огромное число других факторов: от типа нервной деятельности, гендера[10] и эмоциональной организации человека до конкретного контекста, в который погружен мыслительный акт (ситуация, культурная традиция и т.д.). Однако главные качества или установки правильного мышления имеют особые характеристики. Начнем с самых общих, интеллектуально-психологических качеств современного продвинутого мышления.

Позитивность, аффирмативность, открытость

Позитивность (положительность), аффирмативность (утвердительность) и открытость мышления – это проявление позитивности самой нашего существования, которое и есть наше человеческое бытие. Это его положительная основа, оптимистическое и жизнеутверждающее человеческое «да», основополагающее «есть», которое разум и чувство говорят человеку здоровому физически, психически и нравственно. Есть, в данном случае, – это, значит, хорошо. Нет, в данном случае, значит плохо. Быть – хорошо, не быть – плохо. Вместе с тем всякое наше «нет» двояко: оно не только уничтожает, отвергает и не принимает чего-то внешнего, но и отрицает, убивает что-то в нас. Но не обязательно плохое, потому что нет как таковое, без разума – слепо, оно одинаково отрицает все, на что направлено. В своем законченном виде такое нет является синонимом нигилизма, отрицания всего на свете.

Это важно знать и понимать, потому что так часто мы встречаем людей, уже готовых сказать нам «нет» в ответ на любое произносимое нами слово или жест, или даже взгляд! Позитивное мышление исходит из простой и естественной ситуации бытия, существования человека, который есть живое воплощение «да», утверждение этого «да». Всякое «да», обращенное к себе и другим, есть утверждение и поддержание как самой личности, так и окружающих. Человек всегда должен быть готов к тому, чтобы предпочесть слово «да» слову «нет». Чтобы жить, человек должен быть заряжен позитивно, т.е. этим «да». Наше да, наше принятие себя и мира является интеллектуальным, логическим способом бытия нашей доброжелательности, открытости, готовности помочь и поддержать себя, другого человека, любое существо и бытие, про которое еще в Средние века говорили: всякое бытие есть благо.

Инстинктивное предпочтение есть – нет, бытия – небытию, блага – злу и предстает в мышлении как его позитивность и аффирмативность, утверждающий характер. Мы говорим себе и человеку «да», и люди обретают некое общее со-бытиé как основу взаимопонимания, человеческого общения, содействия, сотрудничества, взаимопомощи, сочувствия, эмпатии и сотворчества. Мы говорим человеку «здравствуй» и тем самым признаем его существование, желаем ему здраво и разумно, благополучно и правильно быть и длиться.

Этот настрой мышления сродни психологическому правилу гуманизма видеть в человеке прежде всего хорошее, а потом и все остальное. Утвердительная и положительная установка мышления – одно из главных в здоровом, правильном стиле мышления. Выдержать, овладеть и практиковать такую установку мышления нелегко. Главным образом потому, что психологически людям легче и, как кажется, безопаснее сказать нет. Почему? По очень простой причине. Когда я говорю «да», то тем самым я уже с чем-то соглашаюсь, что-то принимаю. Для этого я должен открыться, по крайней мере открыть свое сознание, внутренний мир, чтобы впустить то, что связано с этим да. «Да», значит сказать, «войдите». Войти может идея, но может и вооруженный грабитель, какой-то товар, которому я сказал «да», реклама услуги, проповедь, какая-то политическая пропаганда и т.д.

Таким образом, открыться – это значит подвергнуть себя риску, ослабить интеллектуальную, психологическую, а то материальную или финансовую защиту, безопасность. Открыться – значит добровольно создать в своем внутреннем мире, в сознании или в кошельке, в своей квартире (в виде открытой двери) брешь, дыру. Многие предпочитают синицу в руке, а не журавля в небе. По этому принципу легче сказать «нет», чем «да». Лучше ничего, чем что-то рискованное, ведь в этом случае, рассуждает человек, говорящий «нет», я ничего не теряю.

На самом деле это не так. Если нет в жизни человека преобладает над да, то он становится «консервной банкой», он рискует остановиться в своем росте и развитии, он отстает от жизни, его мир становится похож на ту небольшую часть окружающего, которая видна лишь из щели танка.[11] Ведь мир развивается, меняется. Если не учитывать этого, не осмыслять того, что происходит вокруг, и не меняться, не адаптироваться, то качество жизни будет деградировать.

Альтернативой закрытому, консервативному и боязливому мышлению является мышление открытое. Понятие «открытое мышление» имеет широкий спектр смыслов. Напомню, что оно связано с оптимизмом, смелостью, интеллектуальным мужеством и честностью человека, с его готовностью взаимодействовать с миром и людьми, принимать диалог и сотрудничество. Есть и понятие «открытого общества» как демократического и мирного содружества и партнерства свободных и ответственных граждан правового государства. Быть открытым новизне, самой жизни – одно из основных правил позитивной психологии.

В работе Х. Ручлиса «Ясное мышление» подчеркивается, что для «закрытого разума» многие даже очевидные факты могут не существовать по причине того, что человек не расположен их воспринимать. Психологически это происходит ввиду невольного желания избежать информации или тех фактов, которые могут противоречить или оказаться несовместимыми с нашим ценностями или убеждениями. Это вызывает желание «закрыть глаза» на что-то или на кого-то. Однако если мы хотим судить здраво, то нам необходимо набраться решимости и шире взглянуть на вещи, в том числе и на такие, которые могут показаться нам неприятными или вызывающими дискомфорт. Широта, открытость мышления не означает его нерешительности. Она означает, что «наше решение или мнение не должно быть навеки заморожено. Не имея в своем распоряжении всех фактов, мы должны оставаться открытыми для поступления новой информации, которая может изменить наши решения и делать наши прежние суждения не имеющими достаточных оснований».[12]

Поэтому нам надо научиться говорить себе и миру да, нужно быть позитивным, мышление должно быть открытым и утвердительным. Но значит ли это, что мы должны так открываться миру, чтобы наши мозги, здоровье и кошелек «вываливались наружу»? Конечно, нет! Но об этом разговор ниже. Здесь же главное понять, что впереди нас, открыто и свободно, должно идти да, окруженное надежными «телохранителями» – научно-скептическим и критическим мышлением. Эта позитивность потому и свободна, что защищена. В чем суть этой свободы, также составляющей одно из достоинств высококачественного мышления? Ее точное название в данном случае «свободное исследование».

Свободное исследование

Этот компонент современного стиля мышления связан с понятием не столь широко знакомым россиянам. Словосочетание «свободное исследование» возникло из слияния двух тенденций: дать уточненную трактовку термину «свободомыслие» и стремления совместить принципы научности, объективности и рациональности с такими качествами мышления, как скептицизм и творчество. Как стиль мышления, свободомыслие, исторически возникшее в рамках религиозного сознания, в своем развитии постепенно освобождалось не только от еретичности и недогматичности в своих размышлениях о божественных предметах, но и от всякого религиозного инакомыслия и самой веры в Бога. Значительная часть свободомыслящих в ХХ веке – это люди защищающие идею свободы совести, разграничения, не смешивания разума и религиозной веры «в миру», в повседневной жизни, т.е. за оградами церкви (мечети, синагоги и т.п.).

В ХХ веке принцип свободы мышления в его правовом смысле был удержан, обогащен в методологическом, нравственном и юридическом отношениях, закреплен в конституциях многих стран, в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека. Свобода мышления выросла из идей свободы совести, убеждений и верований, прав и свобод человека и гражданина, из понятий академических и интеллектуальных свобод. Однако вся эта новизна привела к рождению новых понятий. Одним их них стало словосочетание «свободное исследование». Сердцевину свободного научного исследования составляет не только свободомыслие как признание за мышлением свободы от всякого догматизма (исторически – прежде всего религиозного, а сегодня – и идеологического), но и свободу разума как такового. Это признание формировалось наряду с формированием науки как исследовательского мышления, действующего на основе разума и открытых миру чувств, прежде всего органов чувств как естественных анализаторов и «передовых отрядов» человека познающего.

Таким образом, в понятие свободного научного исследования как стиля мышления входит научность или научная рациональность. Что это такое?

Научность, объективность, рациональность

Эти принципы мышления, пожалуй, детальнее других обсуждаются в науковедческой и философской литературе. В качестве предварительных замечаний следует высказать следующее. Наука – одна из многих областей знания, одна среди многих видов человеческой деятельности. В мире, да и в самом человеке много такого, что не есть наука или даже знание. Однако ни в мире, ни в человеке нет ничего такого, что не может быть предметом ее исследования, ее интереса. Приблизительно тоже самое можно сказать о рациональности и объективности. Нет и, видимо, не может быть никаких запретов или заведомых ограничений на анализ чего бы то ни было с помощью объективных и рациональных методов познания. (Но при этом не должны нарушаться морально-правовые установления данного общества.) Другое предварительное замечание связано с психологией восприятия научного мышления. Многие люди, незнакомые с практикой научного познания, думают, что речь идет о каких-то весьма сложных или заумных вещах. Это не так. В своей основе методы научного исследования основаны на тех способностях, которые присущи всем людям. Эти методы, в конечном счете, не выходят за рамки здравого смысла. Одно из определений научного познания гласит: наука – это доведенные до максимально совершенной и высокотехнологичной формы методы обычного познания.

Общепризнанные стандарты научности связаны с объективной истиной, т.е. с таким знанием, которое может быть воспроизведено в эксперименте или опыте, достоверность которого может быть подтверждена, верифицирована посредством независимой экспертизы, или с помощью других рациональных способов. Такое знание касается закономерного, повторяющегося, общего в этой области знания. Научное знание включает в себя или предполагает объективные способы наблюдения, контроля и управления теми феноменами или процессами, которые и являются предметом этого знания. Другой его признак – транссубъективность, т.е. его можно транслировать всем людям, которые, в принципе, способны понимать и разделять эту научную информацию (истину, знание) без существенных искажений. Тем самым научное знание становится общим знанием различных людей, независимых от их религиозных, национальных и культурных различий. Разум при этом играет роль главного способа получения научного знания и в этом смысле признак рациональности является синонимом научности знания (познания).

От понятия научности неотделимы принципы проверки истинности знания, система ее критериев, самокритики и т.д. Научность, объективность и рациональность обеспечивают проверяемость, контроль и предсказуемость фактов, они дают человеку мощные рычаги, существенным образом повышающие его адаптивные, преобразовательные и творческие возможности.

Кроме этого духа свободомыслия, непризнания каких-либо ограничений на свободу познания, мышления, убеждений, получения и распространения информации в понятие «свободное исследование» вошел не менее модернизированный дух скептицизма.



Страница сформирована за 0.9 сек
SQL запросов: 169