УПП

Цитата момента



Если у вас первый ребенок и он уронил соску, то вы бежите и кипятите её. Если ваш второй ребенок уронил соску - вы просто оближите её. Третий младенец вынужден сам забирать свою соску у собаки.
Смотрите на вещи проще!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Мужчину успехи в науке чаще всего делают личностью. Женщина уже изначально является личностью (если только является) и безо всякой там науки. Женственность, то есть нечто непередаваемое, что, по мнению Белинского, «так облагораживающе, так смягчающе действует на грубую натуру мужчины», формируется у женщин сама собой - под влиянием атмосферы в родительской семье…

Кот Бегемот. «99 признаков женщин, знакомиться с которыми не стоит»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4469/
Весенний Всесинтоновский Слет-2010

Лицо и изнанка политики

Политика – это система власти для удержания общества под контролем, для управления и развития общества. Эти главные функции реализуются через так называемые властные отношения, т.е. отношения между государственной властью, с одной стороны, и обществом и индивидом – с другой. В норме они должны регулироваться законом, перед которым государство, народ (общество) и человек выступают как полномочные, равноправные субъекты права.

К области политики относятся и отношения между различными политическими партиями, движениями и организациями, цель которых – власть. Так возникает одна из важнейших областей политики – борьба за получение, удержание и (само) укрепление власти. Будучи сферой отношений между различными политическими организациями, она тем не менее может составлять главное в политической жизни общества. По этой причине политические властные силы заменяют свои обязательства перед народом – обеспечивать конституционный порядок и мир, вырабатывать и содействовать реализации наиболее эффективных стратегий социального развития – властвованием как самоцелью. Государственная система превращается в осажденную крепость, а правящий политический класс – в борца за самосохранение и уничтожение политических конкурентов. Для общества и гражданина это оборачивается засильем государственной бюрократии, отступлением от демократии, коррупцией, застоем и другими явлениями, знаменующими неизбежный дрейф таких политических сил к авторитаризму и тоталитаризму, т.е. к полной диктатуре господствующих политических сил над обществом и человеком.

Один из глубочайших источников внутренней противоречивости политики: несовместимость ее высоких и ответственных целей с источаемыми ею насилием и цинизмом, – коренится в несовместимости фундаментальных человеческих стремлений: служения людям и властолюбия, властностью. Власть – одно из величайших искушений человека. Хорошо известно выражение – власть развращает; абсолютная власть развращает абсолютно. Власть притягивает к себе соответствующий тип личностей, образующих так называемые властные элиты, питающие себя двумя иллюзиями: все общество не может участвовать в управлении страной; элиты – это наилучшие (как кажется, для общества, а на деле для себя) особи для осуществления власти.

Родовым пороком власти является ложь. Ложь номер один состоит в заявлениях о представительстве общенародных интересов, желаний и идеалов. Никакая партия или политик не может, если бы и захотели, выражать и защищать интересы всего народа, т.к. эти интересы различны и порой несовместимы.

Ложь номер два состоит в лживых заверениях и обещаниях. Они – не более чем риторика для получения и сохранения власти. Это не значит, что политики не делают ничего полезного. Но в основном их обещания лживы и нереалистичны. (Особенно очевидна ложь популистских обещаний, т.е. заведомо невыполнимых, но приятных на слух для избирателей.)

С неизбежной лживостью политики связаны многие другие негативные ее стороны. Политики лицемерны и циничны, т.е. их неискренность и лживость особенно коварны, вероломны и бесцеремонны. Атмосфера политической борьбы и политических отношений – это атмосфера войны всех против всех. Она полна предательств, перебежек и беспринципности.

Политика связана с продажностью и коррумпированностью. Это вытекает уже из лжи номер один. Поскольку политик выражает и представляет интересы не всех, а лишь определенных социальных групп (классов), которые и помогают ему придти к власти, то, входя в нее, он уже обременен грузом обязательств и долгов, которые он должен «отработать», используя свои властные ресурсы (но и сам зарабатывая при этом).

Власть стремится быть закрытой от общества, по существу, конспиративной. Тем самым она ставит себя в заведомую оппозицию к народу, становится враждебной ему, боится его.

Эти и многие другие имманентные (внутренне присущие) пороки политической власти народы стремятся ослабить посредством демократических законов, избрания и ограничения сроков правления высших, региональных и местных руководителей, разделения властей, деидеологизации государства, введения многопартийной системы. Ограничителями всевластия политиков являются право на легальную оппозицию, свободу слова и собраний, на участие граждан в политической жизни и др. «Цепным псом» демократии призвана быть и свободная пресса.

Особого внимания для реального представления о политике и политиках заслуживают их заявления, дебаты, речи и призывы. Именно они являются средоточием многих форм лжи, лицемерия и дезинформации. Именно они являются особого рода формами внушения, оболванивания и манипуляции. Именно они – наиболее очевидные способы превращения людей в агрессивную и послушную воле харизматиков[44] толпу.

Власть, как и многое в этом мире – необходимое зло. Задача состоит в создании и поддержании таких юридических, социальных и морально-психологических условий ее существования, чтобы необходимые и нужные для общества функции она выполняла наилучшим образом, а ее пороки были бы минимизированы и взяты под максимально надежный контроль со стороны закона, гражданского общества и прессы.

Общие приемы оболванивания

 Наряду с особыми техниками обмана, присущими рекламе, СМИ, журналистам и политикам, у них есть и общие приемы вводить людей в заблуждение. Назовем наиболее типичные из них.

Повторение. Хорошо известно, что чем чаще мы слышим о чем-то, тем прочнее это застревает в наших головах, тем привычнее становится, и тем легче мы начинаем верить в это. История знает немало случаев, когда откровенная ложь превращалась в «правду»: ложь нацистов, что евреи виноваты во всех экономических и социальных проблемах Германии, ложь Сталина о «врагах народа», замышляющих свергнуть «диктатуру пролетариата», ложь современных международных террористов, что США – это «Великий Сатана», который несет ответственность за все мировые проблемы. Бесконечные повторения, вдалбливание подобных идей в сознание человека рано или поздно ведет к искажению сознания, к вере в самые фантастические идеи.

Повторение, точнее вдалбливание специалисты по пропаганде называют спиннингом (spinning), что можно было бы перевести как «заморочить голову постоянным повторением одного и того же». Спиннинг – искусное орудие оболванивания и манипуляции. Так, например, во время «сексуального скандала» вокруг Била Клинтона пресс-служба Белого Дома настолько активно возбуждала проблему секса в прессе, что люди просто «устали» от этого, что, как считают некоторые, и спасло Клинтона от импичмента (отрешения от должности президента США). Противостоять повторам нетрудно. Достаточно ясно осознать, что истина зависит не от числа повторений одного и того же утверждения, а от соответствия его фактам.

«Переходи на сторону победителей», так можно было бы назвать один из старых трюков пропаганды и манипулирования сознанием людей. Этот прием действует не только на политиков и политические группировки, быстро переходящие на сторону победителей (это особенно ярко проявляется в России, когда на сторону Единой России перешло большое число ее политических оппонентов и всякого рода региональных лидеров). Быть на стороне проигравших неуютно. Поэтому реклама и пресса внушает нам, что ты победитель, если «все сделал правильно». «Не упусти шанс!», «Действуй без промедления!», «Для умнохитрых!», «Для состоятельных клиентов» – таковы крючки рекламы.

В случаях, когда тебя приглашают в компанию «победителей» (скажем, покупателей пива, стирального порошка или прокладок определенного бренда) бывает полезно хотя бы на минуту задуматься, а нужно ли тебе это. Может быть, тебе нужно идти своей собственной дорогой?

Мишура банальностей (или, попросту говоря, дешевая демагогия). Этот прием особенно популярен в рекламе и политических заявлениях. Обычно используются пустые, но претендующие на что-то значительное словосочетания: «уникальный», «неповторимый», «глобальный», «захватывающий дух» и т.д. Этому служат и политические шаблоны типа «знамя социализма», «суверенная демократия», «энергетическая супердержава» и т.д.

Пустые сравнения. В большинстве рекламных текстов мы можем обнаружить слова типа «лучше», «больше», «чище», «дешевле», «надежнее» и т.д. Но понять «лучше чего» или «дешевле чего», как правило, невозможно. Эти слова должны действовать на сознание как наркотики, заставляя наши руки непроизвольно тянуться к кошельку и платить, платить, платить… В рекламе дорогих товаров эти сравнения могут достигать стиля высокой поэзии и обещать нам что-то несравненное, неповторимое, божественное и т.п., подчеркивая при этом, что все это предназначено именно для вас лично и ни для кого другого.

Слоганы. По-русски это называется лозунгом, призывом. Нас призывают. Неважно, зачем и на каком основании. Главное, чтобы это звучало красиво, несколько заманчиво, доверительно и чуть-чуть романтично… Этими слоганами особенно отличаются крупные транснациональные корпорации. Они говорят нам, как своим старым друзьям и компаньонам: «Нам принадлежит весь мир», «Ты этого достойна!». Слоганы, адресованные молодежи, отличаются акцентом на независимости, эмоционально они более агрессивны: «Бери от жизни все!», «Требуй большего!», «Пепси-кола – поколение некст!», «Не тормози – сникерсни!», «Прочь с дороги!» и т.п. Слоган – главный элемент программирования сознания. Он построен на прямом внушении, на воздействии на подсознание, на наши эмоции, а не на разум.

Перенос. Об этом приеме мы уже упоминали. Он использует ассоциации (связи между предметами, эмоциями, образами и т.д.), которые эффективны тем, что могут действовать помимо сознания, формируя устойчивые связи чего-то положительного с определенным товаром или брендом. Однако по существу связываемые предметы или чувства не имеют между собой ничего общего. Например, пиво определенной марки может связываться с захватывающим приключением или со встречей с любимыми друзьями, водка – с мужским характером или с образом мужественного капитана флагмана, сигареты – с лихим ковбоем, оседлавшим дикого мустанга.

Среди других приемов, часто используемых СМИ и политиками, мы может встретить подбор телеканалом, газетой или радиостанцией заведомо – с целью облегчить победу своего фаворита – слабых противников для ток-шоу или дебатов, тенденциозный подбор фактов, фотографий, даже освещения. В открытой конкурентной экономической или политической борьбе используется большой арсенал приемов фальсификаций и дискредитации противника: демонизацию, сомнительные и нечистоплотные сравнения, высказывание оскорбительных предположений, использование слухов и сплетен и т.д.

К названным и рассмотренным в предыдущих главах стратегиям сопротивления манипуляциям следует добавить те специфические приемы, которые особенно полезны при контакте с масс-медиа и политическими дискурсами.[45] Их можно сформулировать как рекомендации.

Знай свои слабости. Все мы знаем или чувствуем за собой какие-то недостатки характера или психологии, свои зависимости или такие склонности, которые всегда грозят перерасти в зависимости. Но если мы даже равнодушны к себе и не замечаем их, то при желании и некотором волевом усилии нам легко опознать практически все свои недостатки. Их, конечно, лучше знать, тем более что люди, с которыми мы часто общаемся, скорее всего, знают их большую часть, и не исключено, что и лучше, чем мы сами. Это не значит заниматься самокопанием или самобичеванием и превращать себя в «сосуд греха» – ведь хорошего в нас всегда больше. Это – не более чем один из способов самопознания и самоконтроля, укрепления жизнестойкости. Практичность этого знания очевидна. Если, скажем, я знаю, что мне всегда хочется присоединиться к мнению большинства, то я должен быть особенно осторожен, когда вижу, что налицо прием «переходи на сторону победителя». Если мне известно, что я человек впечатлительный, то я должен взять за правило держать паузу и не судить по первому впечатлению и т.д.

Ищи независимого подтверждения информации. Во всех случаях получения информации, имеющей для вас серьезное значение, весьма желательна проверка и подтверждение (или опровержение) информации. Особенно необходима она в случаях установки диагноза, действий, связанных с большими финансовыми операциями и т.д. Информация СМИ тоже может быть проверена, хотя бы за счет просмотра других телеканалов или чтения других газет. Обычно сообщения о значительных событиях проходят по большинству информационных каналов, но нередки случаи, когда сообщение одной газеты подхватывают другие, потом телевидение. А в итоге выясняется, что все они сообщали недостоверные сведения (как, например это случилось в 2006 г. со слухами о грядущем дефиците соли).

Посмотри на обе стороны медали. Мы знаем, что даже «состязания» политических или иных конкурентов в теледебатах, могут быть сфальсифицированы. Тем более следует быть осторожным, если вам показывают только одну сторону медали, что всегда и происходит в рекламе, пропаганде и политических заявлениях. Если вы сталкиваетесь с одномерной, односторонней информацией, принимать ее за чистую монету крайне неосмотрительно. Если хотите приблизиться к истине, то всегда ищите альтернативное мнение, экспертов или людей, которые выступают с иными точками зрения. Но это не значит, что кто-то из них обязательно прав. Бывает, что все заблуждаются или, например, пока что нет возможности решить проблему или узнать истину.

Будь интерактивен. Сегодня все большее число источников информации используют приемы интерактивной связи. Они сообщают номер телефона или пейджера, по которому можно связаться с теле- или радиостудией. Не стоит пренебрегать этой возможностью, особенно если у вас есть что сказать или спросить по существу дела.

Все эти, как и другие, приемы сопротивления лжи и манипуляциям предполагают общие приемы восприятия и работы с фактами или информацией: будь внимателен, ставь под вопрос, исследуй, думай, делай вывод, оценивай. А если это связано с необходимостью решать и действовать, то просчитывай последствия своего решения и действия.



Страница сформирована за 0.76 сек
SQL запросов: 169