Если же говорить о природе, то мы сразу же можем отметить одно из ее фундаментальных свойств: вся она от элементарных частиц до человека уже присутствует в измерениях транссубстанциальных коммуникаций, т.е. представляет собой некую «мешанину» из бытия, ничто и неизвестности.
В отличие от вопроса о неизвестности, проблема риска обсуждается во многих разделах естественнонаучного и гуманитарного знания, в том числе и в философии. См. материалы круглого стола «Альтернативные стили мышления в обществе риска» в кн.: «Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24 – 28 мая 2005 г.)»: В 5 т. Т. 3. – Современные тетради, 2005. – С. 612-636.
Возможно, именно ввиду включенной в индивида неизвестности человеческие отношения так фантастичны и непредсказуемы, внутренне полярны, в каждый свой момент сингулярны и чреваты невероятными возможностями. И это понятно: встречаются не просто «два одиночества», но две хаосокосмические субстанциальные действительности.
Франк С.Л. Непостижимое. С. 347-385.
Здесь Шестов прав скорее психологически и контекстуально, но не по существу. Нет никаких оснований лишать разум его наиглавнейших качеств – свободы и бескорыстия, внутреннего благородства. То, что он ему приписывает, присуще скорее некоторым формам мышления, рассудку и формально-логическому мышлению, но не разуму.
Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 105-106.
В основу этого раздела положена статья «Человек в мире действительностей», опубликованная в № 3 журнала «Вестник Московского университета. Серия философия» за 2005 г.
Было бы поспешно заключать, что вопрос этот сугубо философский. Он всеобъемлющий. Так, я всерьез убежден, что будь советский человек хоть как-нибудь подготовлен к восприятию неизвестности как в особом смысле естественной объективно-субъективной действительности, то он не переживал бы перемены последних десятилетий как беду и катастрофу, как наказание и зло. Другое, конечно, дело, что такой подготовки и не могло быть. Но она возможна теперь. Ведь лучше поздно, чем никогда.
С. Франк пишет: «Направленность взора на неизвестное есть условие возможности всякого познания.» (Франк С. Непостижимое. С. 202).
Ермичев А.А. Особенности русской истории философии / Ермичев А.А. О философии в России: Исследования, полемика, заметки. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998, с. 13.
© Предисловие, Преамбула, Историко-философское отступление, Третья часть, В.А. Кувакин, 2005
© Первая и Вторая часть, Заключение, В.А. Кувакин, В.П. Ковалева, 2005
© Оформление, Круглов А.Г., 2005
140400 г. Коломна, МО ул. III Интернационала, 2А.
Тел. (8-261) 2-21-16, факс (8-261) 2-82-87