5.4.3. Мир и международное сотрудничество
Мир и международное сотрудничество – самые масштабные гуманистические ценности, примеры проявления гуманизма в области глобальных общественных отношений.
По своему существу, мир – это состояние и процесс реализации людьми своих способностей и потребностей быть доброжелательными, терпимыми, кооперативными, обязательными и ответственными на всех уровнях отношений друг с другом.
Больше всего говорят о состояниях мира на межнациональном уровне. Но мир нужен человеку на всех уровнях его социального бытия: личном, межличностном, семейном, общественном, международном и космическом. Каким бы сложным и хрупким ни было это состояние мира между государствами, ему нет и, судя по всему, не может быть никакой позитивной альтернативы, потому что война – это насилие и убийство, то есть наихудшее из всех зол.
Это значит, что человек гуманный имеет основание быть оптимистичным и вместе с тем он осознает колоссальную ответственность и трудности на пути глобализации человеческого существования, глобализации многих ценностей гуманизма.
Международное сотрудничество является непосредственным выражением мира и международной безопасности. Последняя – основное условие сотрудничества, которое в свою очередь ведет к взаимопониманию между людьми и народами и, в конечном счете, является фундаментом их дружбы. Хорошо известно, что люди редко ссорятся, когда они делают одно взаимовыгодное дело.
Область международного сотрудничества универсальна. Различают две его основных формы: экономическое и культурное. Важно, чтобы международное сотрудничество не ограничивалось сотрудничеством чиновников, бюрократов или безликих учреждений. Главное – это сотрудничество между человеком и человеком, семьей и семьей, т.е. чтобы это было общение живых людей различных стран и культур.
- Международное сотрудничество только тогда является полнокровным и подлинным, когда оно подразумевает непосредственное общение конкретных людей, воспринимающих себя посланниками мира, доброй воли и дружбы.
Читайте далее: 5.5. Юридические ценности
[1] Антропный принцип – философская идея взаимосвязи Вселенной и человека. Была впоследствии развита целой плеядой философов (Протагор, Анаксагор) и естествоиспытателей (Дж. Бруно, К. Циолковский и др.)
[2] Шестов Л. Достоевский и Ницше (философия трагедии). // Шестов Л. Соч. в двух томах. – Т. 1. – Томск, «Водолей», С. 452-453.
[3] Современный гуманизм: Документы и исследования. – Сост. В.А. Кувакин, ред. А.Г. Круглов, В.А. Кувакин – М.: Российское гуманистическое общество. 2000, с. 68.
[4] Там же, с. 71 – 80.
[5] Там же, с. 81 – 91.
[6] Там же, с. 28 – 66.
[7] Каждые 5 лет МГЭС проводит Мировые гуманистические конгрессы. Последний, XIV конгресс на тему «Гуманизм для человеческого развития и счастья» проходил в Бомбее (Индия) в 1999 году.
[8] Разин А.В. Этика: история и теория. – М.: Академический проект, 2002, с. 486
[9] Во всяком случае, еще ни один мудрец не нашел и не предложил нам этот единый на потребу, для всех приемлемый и «спасающий» смысл. Скорее наоборот, чаще всего «обнаруживалось» его отсутствие, бессмысленность жизни. Это бы еще куда ни шло, но ведь выводы отсюда делались совершенно неправильные, порой просто убийственные (для жизни), или в лучшем случае пессимистические, как у царя Соломона: «Суета сует и всяческая суета…» Достаточно прочитать «Исповедь» Л.Н. Толстого, чтобы убедиться в том, какими ошибочными и опасными могут быть пути поиска смысла жизни.
[10] В той или иной мере на такое экономическое и цивилизационное «чудо» оказались способны Япония, Южная Корея и некоторые другие страны Азии.
[11] Особенно остро проблема цивилизационного разрыва встала после актов терроризма против США в сентябре 2001 года. Сегодня остается только предполагать, насколько удачной будет попытка США и их союзников модернизировать Афганистан, оказавшийся не только средоточием международного терроризма, но и примером того, как архаичные и консервативные силы отбросили назад это общество, разрушив и без того относительно скромные социальные и культурные достижения этой страны.
[12] Разумный человек к хорошему не привыкает, он его ценит. Ценит всегда и везде, понимая, что этого хорошего можно лишиться, что оно никогда вполне не гарантировано.