УПП

Цитата момента



Будь всегда искренен, даже если у тебя на уме совсем другое.
Гарри Трумэн

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



— Наверное, Вы ничего-ничего не знаете, а стремитесь к тому, чтобы знать все. Я встречалось с такими — всегда хотелось надавать им каких-нибудь детских книжек… или по морде. Книжек у меня при себе нет, а вот… Хотите по морде?

Евгений Клюев. «Между двух стульев»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4123/
Мещера-2008

1.3. Здоровая творческая личность – идеал гуманизма

Человек, – возможно, самое совершенное дитя природы. Он долго учился и будет вечно учиться у матери-природы, черпая ее мудрость посредством науки, практического опыта, искусства; к освоению ее сил направлено его техническое творчество, промышленный прогресс. Одновременно с этим он учится познавать и самого себя как такое существо, которое является одновременно и продуктом природы, венцом ее эволюции, и результатом своих собственных действий на основе опыта и разума.

Человек – творческое творение природы, существо, способное совершенствовать себя на базе данных ему природой и своих собственных, создаваемых им самим возможностей.

По мере познания самого себя человек все более четко формулировал идеал человека, т.е. свой собственный идеал. Каким я хочу и должен быть? Как достигнуть совершенства? Что такое счастье и в чем смысл моего существования? Возникнув, возможно, вместе с человеком, на заре человеческой цивилизации, эти вопросы получали самые различные ответы. Но по мере прогресса мировой культуры в этих ответах все большее значение придавалось идеям свободы и творчества, человечности и социального равенства. Включая в понятие идеала все эти ценности, современный гуманизм формулирует его как идеал здоровой личности.

Конечно же, разуметь под здоровой личностью всякого физически здорового индивида было бы неправильно.

Человек – это единство физико-химических, физиологических, биологических, психических и мировоззренческих процессов, находящихся в тесной связи с общественными и природными процессами.

Следовательно, по-настоящему здоровая личность обладает не только физическим, но и психическим, интеллектуальным, мировоззренческим, социальным, ноосферным и экологическим здоровьем. Это значит, что идеалом гуманизма является целостная здоровая личность.

Все мы знаем, что такое физическое здоровье, здоровье нашего тела: мышц, кожи, костей, внутренних органов и т.д. Здоровье в этом смысле – это когда ничего не болит, человек имеет хороший аппетит, активен и работоспособен. Мы также много знаем о том, как сохранить и поддержать физическое здоровье. Для этого необходимо хорошо и регулярно питаться, соблюдать режим сна, труда и отдыха, иметь достаточную физическую нагрузку или выполнять хотя бы самый простой комплекс физических упражнений.

Для сохранения психического здоровья чрезвычайно важно иметь хорошее физическое здоровье. Не случайно, еще с античности, говорят, что в здоровом теле здоровый дух. Но это выражение не стоит понимать буквально (смысл его в том, что здоровые душевные потребности находятся в гармонии, а не в антагонизме со здоровыми потребностями тела). Бывает так, что физически здоровый человек обладает больной или извращенной психикой, а глубокий инвалид демонстрирует несгибаемую силу и красоту духа. Это говорит о том, что между телом и психикой связь сложная и неоднозначная, а сама психика имеет свои собственные законы функционирования и относительную самостоятельность от состояния нашего тела. Особенности психики, как и особенности тела, составляют устойчивые, передающиеся генетически комплексы.

Основной признак психического здоровья – это устойчивость, уравновешенность психики, адекватная, т.е. естественная и способствующая физическому и моральному благополучию индивида реакция на воздействия окружающей социальной и природной среды. Для сохранения психического здоровья полезно иметь представление об общих законах психической жизни, но не в меньшей степени важно знание человеком особенностей его индивидуальной психики, т.е. каков у него темперамент, к какому психическому типу личности он относится, в чем состоят сильные и слабые стороны его характера. Этими знаниями, в частности, определяется степень столь необходимого человеку самоконтроля.

Главное в психическом здоровье – выработка сильной и устойчивой воли, надежной системы мотиваций (целей, интересов) и установок.

Человек должен знать, как воспитать свои чувства, как выработать характер или совершенствовать те или иные его черты: настойчивость, терпение, целеустремленность, выдержку, собранность, самоконтроль, решительность и т.д.

Высшей формой психического здоровья является здоровье интеллектуальное.

Хотя мышление – это тоже психический процесс, именно характер мышления отличает человека от животных, именно мышление, уникальное богатство его форм и способностей, составляет особенность человеческой психики.

Интеллектуальное здоровье состоит в правильной организации и функционировании мышления, в соблюдении его правил, в умелом контроле и управлении личностью процессом своего мышления.

Как и в случае с физическим и психическим здоровьем, чтобы поддерживать интеллект в хорошей форме, необходим хотя бы минимум знаний о том, что такое разум, познание и мышление, и, конечно, важна выработка навыков правильного мышления.

К сожалению, специального учебного предмета по выработке правильного и эффективного мышления в наших школах нет, но весь школьный процесс так или иначе помогает человеку научиться правильно формулировать вопросы и ответы, говорить логически связно, следить за своей речью, выдвигать аргументы за и против, вести диалог, доказывать, умозаключать, предполагать, выдвигать гипотезы и т.д. Особенно полезны для укрепления интеллекта математические и лингвистические науки. Но как показывает жизнь, даже глубокого знакомства с ними недостаточно, чтобы человеку было гарантировано интеллектуальное здоровье. Гуманизм как стиль мышления стремится дополнить понятие интеллектуального здоровья идеями критического или рефлексивного мышления, здравого смысла и свободного исследования. Именно эти характеристики мышления вместе со всеми остальными наилучшим образом помогают человеку адаптироваться к современным условиям социальной жизни, отличающимся небывалой пестротой, информационной и эмоциональной насыщенностью, многообразием мнений, идей, призывов, убеждений и т.д.

Культурным завоеванием современной цивилизации является расширяющаяся возможность выработки человеком своего личного мировоззрения, обустройства своего внутреннего мира по своему собственному усмотрению. Такая возможность стала возникать по мере формирования свободных демократических обществ, в которых на равных сосуществуют различные политические направления, несхожие взгляды на мир и личность, когда во все большей степени стали признаваться права и свободы человека, его право на частную жизнь, свобода его совести и убеждений. Если раньше мировоззрение человека почти на 100 процентов формировала семья, община, государство и церковь, то теперь все большее значение приобретает свобода выбора и самоопределение личности.

Человек во все большей степени несет ответственность за состояние своего внутреннего мира и за свои поступки в обществе и среде обитания.

Какое отношение имеет к этому вопрос о здоровье человека? Самое прямое. Дело в том, что в условиях возрастания степени индивидуальной свободы возрастает и степень влияния на личность социальной свободы, т.е. степень и сила давления на индивида самых разных идей, принципов и норм поведения.

На человека оказывается постоянное воздействие, прежде всего, со стороны рынка (в самом широком смысле этого слова). Мы погружены в рынок товаров и услуг, в рынок политических, религиозных, научных, псевдонаучных, мистических, магических и других идей, поставщики которых, грубо говоря, хотят лишь одного, чтобы был приобретен именно их товар.

Достаточно указать на рекламу и средства массовой информации, чтобы стало ясно, какое обилие идей и предложений окружает каждого из нас. При этом важно подчеркнуть, что производители товаров, услуг и идей заботятся, прежде всего и главным образом, о своей собственной пользе: о финансовом доходе, если речь идет о товарах или услугах, скажем, медицинского характера, или об увеличении своих сторонников или последователей, если мы сталкиваемся с политическими или религиозными идеями.

Чтобы устоять в этих условиях и не потерять голову, важно постоянно задавать себе вопросы: какого качества (истинные или ложные, добрые или дурные) идеи, из которых я должен выбирать? нужны ли мне эти «товары»? насколько благотворны они для моей жизни? какую цену (в широком смысле этого слова) мне при этом предлагают заплатить?

Вопросы эти весьма важны, потому что среди обилия предлагаемых нам теорий и учений имеются доктрины или взгляды, явно вредные для нашего умственного, психического и даже физического здоровья.

В учебниках по обществознанию или философии говорится о мировоззрении. При этом имеются в виду философские или религиозные мировоззрения. На самом деле их много больше. У каждого человека есть свои взгляды на мир, свое понимание окружающей действительности. Чаще всего мы не формулируем для себя это понимание как систему, а просто следуем тому, к чему оно нас толкает в каждом конкретном случае.

Есть выражение: «Как мы думаем, так и живем». Это значит, что наше поведение в значительной степени определяется нашим сознанием, т.е. тем, как мы смотрим на мир, как мы его себе его объясняем, оцениваем и т.д. И видим мы мир не иначе как сквозь призму своего мировоззрения, того содержания сознания, которое имеем. Один человек смотрит на музейную картину с восхищением и благоговением, довольствуясь эстетическим наслаждением, другой – с желанием ее украсть.

Среди вредных для человека мировоззрений нужно выделить хотя бы самые типичные и распространенные. Это – криминальное или уголовное, садистское, расистское, националистическое, любое фанатичное, экстремистское (т.е. крайнее в своих принципах и вытекающих из них действиях) политическое или религиозное мировоззрение, тоталитаристское или диктаторское сознание, сознание паразитическое, нигилистическое или циничное, сознание потребительское, сознание догматическое или зомбированное, безвольное и манипулируемое, т.е. несамостоятельное, полностью зависимое от кого-то или чего-то.

Разобраться в вопросе о здоровом или больном, благотворном или губительном для человека мировоззрении (сознании) далеко не просто. Например, человек может обладать криминальным сознанием, но среди своих друзей или родственников быть добрым или даже великодушным. Человек может испытывать чувство подозрения или ненависти к иноверцам, но к своим единомышленникам относиться благожелательно. Внутренний мир человека неисчерпаем. В нем могут уживаться порой самые противоположные идеи. Но при всем этом мы не можем не видеть, что среди нас есть такие люди, взгляды которых имеют явно нездоровый характер, поскольку в их сознании преобладает одно из тех вредоносных мировоззрений, о которых мы только что сказали.

Вредные, антигуманные, преступные или экстремистские мировоззрения могут нанести ущерб не только окружающим людям, но и самим носителям таких взглядов. Индивиды с нездоровым мировоззрением, чаще всего не замечая этого, наносят вред своему психическому, нравственному и даже физическому здоровью. Жизнь таких людей практически никогда не бывает счастливой, они редко отдают отчет в своих действиях, они обманывают себя и вынуждены это делать, потому что, если они скажут себе правду о самих себе, то она может оказаться для них слишком горькой, попросту невыносимой.

Образ жизни людей с больным мировоззрением редко бывает нормальным. В первую очередь это относится к людям с уголовным сознанием. Они составляют группу риска, члены которой рано или поздно попадают в тюрьму, обычно подвержены сильной зависимости от алкоголя, табакокурения и наркотиков. Эта категория людей редко доживает до 40 – 50 лет. Если их не убивают или не калечат во время так называемых «разборок» или в тюрьмах, то они рано умирают от различного рода психических или физических болезней.

К счастью, существует много идей и учений, указывающих пути к тому, как быть достойным и благородным человеком, человеком умным, справедливым, добродетельным, добрым и отзывчивым к себе подобным и окружающему нас миру. Важной составной частью здорового мировоззрения является нравственное здоровье.

Нравственное здоровье – это сознательное соблюдение человеком общечеловеческих норм морали, а также уважение тех частных нравственных традиций и верований других людей, которые не несут ему, его близким и третьим лицам угрозы для жизни, здоровья и благополучия.

Вопрос о нравственном здоровье человека далеко не прост. Самое сложное здесь – наличие в мире и истории множества различных, не всегда совпадающих друг с другом этических норм или моральных кодексов. Все они носят исторический характер, чаще всего окрашены различными религиозными и национальными особенностями, и даже в рамках одного общества люди могут придерживаться в чем-то несхожих представлений о добре и зле. И тем не менее, в области нравственных отношений есть такие основополагающие правила поведения, которые, в принципе, разделяются всеми людьми и которые обеспечивают взаимопонимание, мирное общение и плодотворное сотрудничество между людьми разных национальностей, пола, религиозных взглядов, возраста, имущественного и социального положения.

Центральное место в ряду общечеловеческих ценностей занимает так называемое золотое правило морали: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. В отрицательной форме оно имеет вид: не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе. Основная идея этого правила состоит в требовании относиться к другому человеку как к самому себе. Мудрость золотого правила морали заключается в том, что оно показывает путь преодоления естественного эгоизма человека через способность и задачу почувствовать себя на месте другого, увидеть в нем себе подобного, такое же ценное существо, как и ты сам.

Отсюда и требования уважения к человеку, исключения агрессии и насилия по отношению к нему, доброжелательности, эмпатии, т.е. сочувствия, сопереживания и готовности с пониманием отнестись к проблемам или просьбам другого человека.

Составной частью здорового мировоззрения является также уважение к общепринятым правовым или гражданским принципам, в наиболее полной форме сформулированным во Всеобщей декларации прав и свобод человека и содержащимся в текстах конституций многих стран, в том числе Конституции Российской Федерации. Эти гражданско-правовые нормы касаются, прежде всего, основных прав и свобод человека, его ответственности за соблюдение норм права и справедливых демократически принятых законов государства, в котором живет человек. Среди главных гражданско-правовых норм: право на жизнь, репродуктивные, экономические, социальные и культурные права.

В современном мире все большее значение приобретают экологические и ноосферные ценности. Без них мировоззрение человека уже не может быть полноценным, потому что жизнедеятельность современного человечества неотделима от его мощного взаимодействия со средой обитания, от давления людей на природу и даже космос. Сила разума, достижения науки и наукоемких технологий столь велики, что на планете Земля образовалось особое пространство, так называемая ноосфера, – сфера, созданная научной и техногенной деятельностью людей. У этой сферы особые законы, которые человек обязан знать и соблюдать во имя безопасности среды обитания, то есть в конечном счете своей собственной безопасности.

Центральным принципом экологического и ноосферного сознания является принцип сотрудничества и синергетики, т.е. взаимного плодотворного соучастия (партнерства) человека и природы в сохранении гармонии мира, его первозданного порядка и красоты.

Таким образом, понятие человеческого здоровья и сам идеал здорового человека оказываются весьма емкими, даже универсальными, затрагивающими широчайшие сферы реальности – от физического здоровья до мировоззренческого, включающего в себя ценности космического масштаба.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каково исходное определение гуманизма?
  2. Раскройте смысл содержательной и методологической стороны определения гуманизма.
  3. В чем состоит социально-исторический и общечеловеческий смысл гуманизма?
  4. Что такое нормативный и процессуальный характер гуманизма?
  5. Какие требования предъявляет гуманистическое мировоззрение к своему субъекту?
  6. Что такое гуманизм как система знания?
  7. Как соотносится возникновение гуманизма с мировой эволюцией и процессом происхождения человека?
  8. Каким образом возникновение гуманизма связано с развитием индивидуального сознания и индивидуальности?
  9. Как формируется достоинство и равенство людей в ходе естественноисторического происхождения человека?
  10. Каковы основные черты античного гуманизма?
  11. Каким образом гуманизм оказался связанным с экономикой, политикой, моралью и правом?
  12. Какие черты эволюции природы получили отражение в гуманистическом мировоззрении?
  13. Как решает гуманизм вопрос о цели и предназначении человека?
  14. Каково исходное гуманистическое определение человека?
  15. Как понимает гуманизм идею здоровой личности?
  16. Что такое физическое здоровье?
  17. Что такое психическое здоровье?
  18. Что такое интеллектуальное здоровье?
  19. Что такое мировоззренческое здоровье?
  20. Что такое нравственное здоровье?
  21. Назовите основные типы мировоззрений и разъясните, как они связаны с гуманизмом?
  22. Как связан гуманизм с ноосферными и экологическими ценностями?

Глава вторая. Гуманистическое понимание человека

2.1. Что такое человек?

Вынесенный в заголовок параграфа вопрос чаще всего называют философским, поскольку человек настолько сложное и многостороннее существо, что охватить всю эту сложность можно только в самом общем виде, т.е. с помощью широких философских понятий. Иногда вопрос о человеке именуют «вечным», поскольку задают его уже много тысячелетий, «проклятым», поскольку его очень трудно решить, метафизическим, поскольку он идет глубже всякой физики и касается предельных вопросов бытия и небытия, жизни и смерти такой важной, если не важнейшей для нас реальности, какой мы считаем человека, т.е. самих себя.

Чтобы дать гуманистическое определение человека, гуманизму как мировоззрению нет необходимости углубляться в сложные медицинские, психологические или философские проблемы. Нам достаточно зафиксировать лишь наиболее важные признаки человеческого существа.

Первым среди них, несомненно, является признание реальности человека. Человек, очевидно, – это не выдумка, он не идея или представление. Он есть, он – реальность, т.е. что-то существующее на самом деле, действующее, рождающееся и умирающее. Каких-либо абсолютно гарантированных логических или физико-математических доказательств реальности человека нет и быть не может, потому что само наличное, действительное бытие человека является источником, началом, исходным пунктом всяких доказательств и выводов.

Нельзя доказать аксиому. Человек есть. И этим все сказано. Самым полным и реальным образом он есть в первую очередь для самого себя. Для самого себя человек настолько самоочевидная реальность, что в нормальном состоянии ему нет никакой необходимости убеждать себя в своем же собственном существовании.

Самоочевидность человека, его самотождественность – это первичная реальность человека, которая позволяет ему познавать как мир, так и проявления себя в мире.
Человек – это открытое и универсальное существо, постоянно переступающее границы своих определений и возможностей, существо динамичное, развивающееся, творческое, всегда обновляющееся и потому вопреки всему осознанному и определенному в нем всегда в чем-то неизвестное и неожиданное, даже для самого себя.

Удивительная сложность феномена человека не требует ни отказа от познания им самого себя, ни запрета попыток дать себе исчерпывающее определение.

Но если так трудно сформулировать окончательную, раз и навсегда установленную дефиницию человека (к истине разум, как известно, приближается асимптотически, то есть истина – это процесс), то, может быть, мы в состоянии дать ему такое описание, которого будет, в принципе, достаточно для его понимания в свете гуманизма? Да, такое описание возможно. Лучше всего выстроить изложение, последовательно выясняя основные качества человека, осмысляя его как систему «тело – сознание – самосознание», рассматривая структуру его внутреннего мира и содержания этого мира. Многое дает и анализ взаимоотношений человека как обладателя своего внутреннего мира с содержанием самого этого внутреннего мира. Итак, по порядку.

2.2. Человеческие качества

Человека можно представить как совокупность большого числа качеств, способностей, свойств и дарований. Целесообразно при этом попытаться выделить его специфически человеческие свойства. Тогда будет легче понять и то, что его роднит с живой и неживой природой и что отличает от нее, осмыслить его место в мире, в котором он рождается и собственной частью которого является.

Огромное многообразие человеческих качеств разделяется на три основных типа, на качества положительные, отрицательные и нейтральные. Это было замечено давно. Еще знаменитый древнегреческий философ Секст Эмпирик ссылался на мысль не менее знаменитого соотечественника Хрисиппа: «Из существующего одно есть благо, другое – зло, а третье – среднее между ними».

При обсуждении вопроса о природе человека часто можно услышать прямо противоположные мнения. Кто-то говорит, что человек – это злое существо, кто-то, что человек добр. При этом и те, и другие приводят многочисленные примеры плохих и хороших поступков людей. Кто из них прав? Скорее всего, ошибаются обе стороны. Один и тот же человек способен и на зло, и на добро. Просто человек так устроен. У него столь широкий диапазон качеств и способностей – от самых благородных и прекрасных до самых темных и низменных! Надо ли бояться этого и закрывать глаза на плохое в себе? Нет. Потому что темное в нас от этого не исчезнет и не уменьшится, а возможно, напротив, оказавшись без присмотра, начнет творить свои черные дела.

Первое, что необходимо сделать, – это взглянуть на себя глазами разума, взглянуть трезво, мужественно и спокойно.

 Какую же картину наших качеств, способностей и дарований открывает нам разум, когда мы обращаем его свет на самих себя?

Как было уже отмечено, спектр человеческих свойств (по меньшей мере, как способности и потенциальные возможности), условно можно разделить на три сектора. Первый содержит положительные, гуманные качества, второй – нейтральные, третий – отрицательные, антигуманные.

К первым, безусловно, относятся (перечисляя без какого-либо иерархического порядка): уважительность (поскольку происходит не от страха), способность любить, доброта, правдивость, честность, искренность, совестливость, благоговение перед жизнью, чуткость, сострадание, сопереживание, участие, верность, надежность, доброжелательность, благодарность, обязательность, справедливость, достоинство, терпимость, порядочность.

Ко второй группе относятся свобода, разум, познавательные способности, личные пристрастия, воля, самодисциплина, трезвость духа, рассудительность, осмотрительность, скептичность (критичность), целеустремленность, настойчивость, решительность, упорство, смелость, открытость, любопытство. Нейтральны и все нормальные физические, биологические, физиологические и интеллектуальные способности и свойства человека, например, прямохождение, способность смеяться или логически мыслить.

Их нейтральность означает лишь то, что они могут быть использованы нами как во зло, так и во благо людей. И хотя сами по себе они ни плохи, ни хороши, все они как таковые являются человеческими ценностями, когда так или иначе связаны с гуманностью и помогают человеку творить добро, быть достойным и человечным существом.

Особенно ярко демонстрируют свою способность служить как хорошему, так и плохому основополагающие человеческие качества – свобода и разум (рассудок).

Легко представить себе прямо противоположные проявления свободы. Одному человеку или группе лиц она откроет перспективы творчества добра, очеловечения нравов, инициативного полезного труда. Для других свобода – лишь произвол, дорога к разрушению и насилию. Для первых свобода есть главное условие справедливых общественных отношений, правопорядка и законности, для вторых –сигнал к социальной анархии и беспорядкам, криминализации себя и общества.

В сознании нормального человека разум – это такая ценность, которая облагораживает, способствует нравственному совершенствованию и материальному благосостоянию людей. Но есть и гении зла, вражды, утонченные и образованные человеконенавистники, готовые использовать и использующие достижения научного познания и технического прогресса в антигуманных целях.

Яркие примеры такой технически вооруженной бесчеловечности – террористические акты 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, когда религиозные фанатики направили пассажирские самолеты на здания Всемирного торгового центра и Пентагона, погубив тысячи ни в чем не повинных людей.

Не менее очевидна и область антигуманного в человеке. Все живое в природе испытывает соперничество, и возможно поэтому – по самой природе человеку присущи такие негативные качества, способности или состояния, как ненависть, враждебность, злопамятство, мстительность, агрессивность, насилие, жестокость, издевательство, недоброжелательность, нетерпимость, фанатизм, одержимость, предательство, вероломство, лицемерие, лесть, лживость, хвастовство, зависть, ревность, подозрительность, вороватость, эгоизм, безответственность, угрюмость, уныние, равнодушие, инфантилизм, покорность.

Общей чертой этих способностей человека является их разрушительность. Они наносят ущерб как тем, на кого они направлены, так и самим носителям этих качеств. Само их наличие в человеке делает его потенциально антигуманным. Это значит, что никто из нас не должен строить иллюзий относительно самих себя. Неосмотрительно считать себя таким хорошим и совершенным, чтобы отвергать саму возможность совершить в жизни что-то плохое.

Мы должны быть бдительны и внимательны относительно тех способностей в нас, которые могут принести зло окружающим и нам самим. Нужно стремиться быть порядочным человеком, но верить в то, что ты уже достиг совершенства, по меньшей мере, легкомысленно, ибо это невозможно без доли самообмана и опасной самоуспокоенности. Важно помнить, что само наше желание ощущать себя достойными людьми заставляет иные из наших дурных намерений мимикрировать под хорошие или нейтральные. Так, проявляя жестокость, мы нередко убеждаем себя в том, что лишь «исполняем свой долг» или «хотим (жертве) только добра»; позволяя себе нечто такое, чего отнюдь не хотели бы позволить всем вообще, успокаиваем себя – «кому от этого хуже» или «это пустяк», – и т.д., и т.п.

Однако не стоит разочаровываться и приходить в отчаяние от того, что нам, земным существам, не дано быть абсолютно совершенными (хотя нам дано быть «совершинными», т.е. достигать удивительных вершин и говорить друг с другом так, как говорят между собой звезды или горные вершины) или от того, что наше поведение никогда не гарантировано от выплеска отрицательных эмоций или неожиданных для нас самих поступков.

Реальному, а не выдуманному человеку, не свойственна ни святость, ни абсолютное злодейство. Но нам дано что-то большее. Мы создаем идеалы истины, добра, красоты. И ничто не способно остановить нас в стремлении к ним. Кроме того, нам дана свобода и ответственность выбора между человечным и бесчеловечным, что само по себе делает нашу жизнь невероятно интересным и захватывающим приключением с непредсказуемой, заранее неизвестной развязкой.

Реалистичность и трезвость самооценок, мужество различать негативное в нас, умение не закрывать глаза на темные области внутреннего мира человека помогают совершенствоваться и избегать срывов, препятствий и провалов на пути к истине, добру, справедливости и красоте. Знание наших отрицательных, пусть даже и потенциально, качеств, их выявление в свете гуманного разума позволяет ослабить силу и влияние этой сферы человеческого существа, так или иначе обезвредить или ослабить возможное влияние на нас «демонов» зла.

Более детальный разбор качеств человечности и бесчеловечности человека впереди. Здесь же нас интересует общее «устройство» человека, структура его внутреннего мира, особенно отношение между сознанием человека и им самим как уникальным существом, т.е. между я человека и сознанием, которое одновременно и окружает это я и вмещается им.

Путешествие в эту область нашего бытия нам необходимо потому, что именно там обитает, живет гуманистическое мировоззрение, которое приходит во внешний мир, т.е. в мир наших отношений и поступков, из глубины нашего сердца, из нашей гуманности.



Страница сформирована за 0.85 сек
SQL запросов: 169