УПП

Цитата момента



Человек никогда не бывает так близок к совершенству, как при заполнении анкеты на работу.
Мое резюме, ты — прекрасно!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Нет ничего страшнее тоски вечности! Вечность — это Ад!.. Рай и Ад, в сущности, одно и тоже — вечность. И главная задача религии — научить человека по-разному относиться к Вечности. Либо как к Раю, либо как к Аду. Это уже зависит от внутренних способностей человека…

Александр Никонов. «Апгрейд обезьяны»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/israil/
Израиль

 

[587] Господь знает мысли человеческие, что они суетны (лат.). – Псалом XCIII, 11.

 

[588] Что ученые скорее предполагают, чем знают (лат.) – Откуда взята цитата, неизвестно.

 

[589] … он не имеет точных доказательств, как не имеет их ни один смертный. – Платон. Тимей, 29 d.

 

[590] … один из последователей Платона… – Имеется в виду Цицерон.

 

[591] Объясню, как смогу: но не буду говорить ничего окончательного и определенного, словно я – Аполлон Пифийский, а, будучи всего лишь человеком, обращусь к правдоподобным предположениям (лат.). – Цицерон. Тускуланские беседы. I, 9.

 

[592] Если, рассуждая о природе богов и происхождении вселенной, мы не достигнем желанной нашему уму цели, то в этом нет ничего удивительного. Ведь следует помнить, что и я, говорящий, и вы, судьи – всего лишь люди; так что, если наши соображения будут правдоподобны, не следует стремиться ни к чему большему (лат.). – Цицерон. Тимей, 3, 8.

 

[593] … чем больше знаешь, тем больше… поводов к сомнению. – Приводимое в тексте см. Плутарх. Застольные беседы, VIII, 10.

 

[594] Те, кто хотят узнать, что мы думаем о всякой вещи, более любопытны, чем нужно. Вплоть до настоящего времени все еще процветает в философии метод, созданный Сократом, воспринятый Аркесилаем и подтвержденный Карнеадом, который состоит в том, чтобы все критиковать и ни о чем не высказывать безусловных суждений. Мы полагаем, что во всякой истине всегда есть нечто ложное и что сходство между истиной и ложью столь велико, что нет такого отличительного признака, на основании которого можно было бы судить наверняка и которому можно довериться (лат.). – Цицерон. О природе богов, I, 5.

 

[595] Клитомах утверждал, что… не в состоянии был понять… сочинений Карнеада… – Клитомах – см. прим. 252, т. II, гл. XII. Карнеад не оставил никаких сочинений; его учение изложил Клитомах. – Приводимое в тексте см. Цицерон. Академические вопросы, II, 45.

 

[596] Темный (греч.). – Об этом см. Цицерон. О высшем благе и высшем зле, II, 5.

 

[597] [Гераклит], стяжавший себе славу темнотой своего языка по преимуществу среди невежд. Ибо глупцы дивятся и встречают с любовным почтением все, что, по их мнению, скрывается за двусмысленными выражениями (лат.). – Лукреций, I, 640.

 

[598] Цицерон упрекает… друзей за то, что они… пренебрегали… важными обязанностями… – Цицерон. Об обязанностях, I, 6.

 

[599] … философы?киренаики не придавали цены физике и диалектике. – Монтень опирается здесь на Диогена Лаэрция, II, 92.

 

[600] Зенон… объявлял бесполезными все свободные науки… – Это приводится у Диогена Лаэрция, VIII, 32.

 

[601] Хрисипп утверждал, что все написанное Платоном и Аристотелем о логике писалось ими в шутку… – Монтень почерпнул это у Плутарха (Противоречия философов?стоиков, 25), но, вследствие ошибки памяти, приписал Хрисиппу как раз обратное тому, что говорится о нем у Плутарха.

 

[602] Плутарх утверждает то же… относительно метафизики. – Жизнеописание Александра Македонского, 2.

 

[603] Я мало ценю те науки, которые ничего не сделали для добродетели ученых (лат.). – Саллюстий. Югуртинская война, 85, речь Мария.

 

[604] Одни называли Платона догматиком, другие… скептиком… – Приводимое в тексте см. Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений, I, 33. Монтень придает слову «догматик» (dogmatiste) тот смысловой оттенок, каким оно обладало в древности. Приверженцы античного скептицизма называли догматиком любого мыслителя, развивавшего положительное учение о мире.

 

[605] … Гомер… заложил основания всех философских школ… – Монтень опирается здесь на Сенеку (Письма, 88, 5).

 

[606] … Платон был родоначальником десяти… философских школ… – Монтень имеет в виду утверждение Диогена Лаэрция в его жизнеописании Сократа (в конце).

 

[607] Сократ говорил… – Платон. Теэтет, 149 b.

 

[608] … так же обстоит дело и с сочинениями… философов третьего направления… – Монтень имеет в виду Цицерона (Академические вопросы, II, 5).

 

[609] … творения бога различным образом смущают нас… – Еврипид в цитате у Плутарха: Об упадке оракулов, 50 (во французском переводе Амио).

 

[610] Эмпедокл. – Это изречение Эмпедокла приводится у Цицерона (Академические вопросы, II, 5), а также у Секста Эмпирика (Против математиков).

 

[611] Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны (лат.). – Книга премудрости Соломона, IX, 14.

 

[612] … стоики… считают невоздержанностью стремление слишком много знать. – Приводимое в тексте см. Сенека. Письма, 88, 45.

 

[613] … я все же буду искать причину этого явления… – Этот случай приводится у Плутарха (Застольные беседы, I, 10).

 

[614] Лучше изучить лишнее, чем ничего не изучить (лат.) – Сенека. Письма, 88, 45.

 

[615] … исследование вещей… увлекательное занятие… – Цицерон. Академические вопросы, II, 41.

 

[616] Евдокс Книдский (408–355 гг. до н. э.) – известный древнегреческий математик и астроном основал в своем родном городке Книде (Малая Азия) школу математиков и астрономов, сыгравшую крупную роль в истории греческой науки. – Приводимое в тексте см. Плутарх. О том, что, придерживаясь учения Эпикура, нельзя было бы жить безмятежно, 8.

 

[617] Каждый сообразует их [эти учения] с требованиями своего ума, вместо того чтобы сообразовать их с требованиями науки (лат). – Сенека Старший. Контроверзы, IV, 3.

 

[618] Платон… как законодатель… – Монтень опирается на Диогена Лаэрция, III, 80.

 

[619] … он тщательно предусматривает… – Платон. Законы, VII, 817 d.

 

[620] … для пользы людей… бывает необходимо их обманывать. – Платон. Государство, V, 549 е.

 

[621] … приверженцы Новой Академии… – Так называемая «Новая» Академия – все четыре послеплатоновские академии (см. прим. 248, т. II, гл. XII).

 

[622] Они, кажется, не столько заботились о достоверности, сколько хотели поупражнять свой ум на трудном предмете (лат.). – Неизвестно, кому принадлежит это изречение.

 

[623] … бог… принимает… поклонение людей… под каким бы именем… люди их ни выражали. – Здесь и на последующих страницах Монтень раскрывает свое подлинное отношение к религии, ясно показывающее, что он решительно отошел от католической ортодоксии.

 

[624] Всемогущий Юпитер, отец и вместе с тем мать вещей, царей и богов (лат.). – Валерий Сориан в цитате у Августина: О граде божием, VII, 9.

 

[625] Все правительства извлекали пользу из благочестия верующих… – Достойно внимания смелое замечание Монтеня о том, что все правительства эксплуатируют благочестие верующих. Весь этот абзац цитирует в своем «Завещании» Жан Мелье.

 

[626] … Неведомому и невидимому богу. – Деяния апостолов, XVII, 231

 

[627] … Нума решил приспособить к такому пониманию религию… – Монтень опирается здесь на Плутарха (Жизнеописание Нумы, II). Нума Помпилий (715 – 673 гг. до н. э.) – согласно преданиям, второй царь древнего Рима; ему приписывается установление гражданских и религиозных законов древнего Рима. Чтобы связать греческие культы южной Италии с ранней римской религией, Нуму, вопреки хронологии, объявили учеником Пифагора.

 

[628] … воспламеняют души народов религиозной страстью… – Монтень здесь вновь подчеркивает одурманивающее действие религии и то, что ее используют в своих целях все правительства.

 

[629] О солнце… , отец существ живых. – Ронсар. Увещевание французского народа (перевод Н. Я. Рыковой).

 

[630] … устройство и мера всех вещей определяются… прозорливостью бесконечного разума. – При рассмотрении излагаемых здесь вопросов, касающихся языческой теологии, Монтень опирается на Цицерона (О природе богов, I, 10–12). – Анаксимандр Милетский (610–547 гг. до н. э.) – древнегреческий философ и ученый, система которого является одной из первых попыток научно, без помощи религии, объяснить возникновение мира. Согласно Анаксимандру, возникновение не только нашего мира, но и бесчисленных других, одновременно существующих миров, и их разрушение чередуются между собой до бесконечности, возникновение и разрушение мира все время повторяются, чередуясь между собой. Анаксимандр утверждал также существование бесчисленных миров. – Анаксимен Милетский – см. прим. 33, т. I, гл. XXVI. – Анаксагор – см. прим. 54, т. II, гл. XII.

 

[631] Алкмеон Кротонский (VI в. до н. э.) – древнегреческий врач и философ, основатель анатомии и физиологии.

 

[632] Парменид (VI – V вв. до н. э.) – древнегреческий философ, виднейший представитель элейской школы; свое философское учение, направленное против диалектических взглядов Гераклита, изложил в дидактической поэме «О природе». Изменчивым и многообразным явлениям природы Парменид противопоставлял единое, однородное, неподвижное и неизменное бытие, которое безначально и вечно.

 

[633] Протагор – см. прим. 20, т. I, гл. XXV.

 

[634] … боги – это «образы»… – «Образы» – особый термин в учении Демокрита. Для объяснения ощущений и мышления Демокрит развил намеченную Эмпедоклом теорию эманации, согласно которой от всех сложных тел непрерывно отделяются тончайшие слои атомов, несущиеся с величайшей скоростью во всех направлениях. Эти постоянно исходящие от вещей их «образы» проникают в человеческий организм и вызывают деятельность его органов чувств и мышления, порождая зрительные, слуховые и другие ощущения, а также представления и мысли.

 

[635] Спевсипп – см. прим. 49, т. I, гл. XXVI.

 

[636] Ксенократ из Халкедона (I в. до н. э.) – древнегреческий философ, ученик Платона и его преемник в Академии (339–314 гг. до н. э.).

 

[637] Гераклид Понтийский (IV в. до н. э.) – древнегреческий философ и историк из Гераклеи на Понте (Черном море), был учеником Платона и Спевсиппа. Наиболее ценным вкладом в науку является его атомистическая теория и его астрономические идеи.

 

[638] Феофраст (371–285 гг. до н. э.) – древнегреческий философ и ученый, возглавлявший после смерти Аристотеля перипатетическую школу в Афинах. Из его многочисленных сочинений по разным отраслям знания наибольшее значение имеют его работы по ботанике.

 

[639] Стратон Лампсакский (ум. 270 г. до н. э.) – древнегреческий философ аристотелевской школы; разрабатывал главным образом физическое учение Аристотеля (за что был прозван «физиком») и его учение о душе в материалистическом направлении.

 

[640] Диоген Аполлонийский (V в. до н. э.) – древнегреческий философ, эклектик, пытавшийся сочетать учение Анаксимена с атомистикой Левкиппа и некоторыми идеями Анаксагора, младшим современником которого он был.

 

[641] Ксенофан – см. прим. 17, т. I, гл. XI.

 

[642] Аристон Хиосский – см. прим. 2, т. I, гл. LI.

 

[643] Клеанф – см. прим. 4, т. I, гл. XXVI.

 

[644] Персей (306–243 гг. до н. э.) – древнегреческий философ?стоик, ученик основателя стоической школы – Зенона.

 

[645] Диагор (V в. до н. э.) – лирический поэт, уроженец острова Мелоса; был приговорен за безбожие к смертной казни, но бежал. – Феодор – см. прим. 4, т. I, гл. L. – Монтень опирается здесь на Цицерона (О природе богов, I, 23).

 

[646] … боги… обитают между двумя небосводами… – Приводимое в тексте см. Цицерон. О природе богов, II, 17.

 

[647] Я говорил всегда и буду говорить, что род небожителей существует, но я не считаю, будто их заботит, как идут дела у рода людского (лат.) – Энний в цитате у Цицерона: О гадании, II, 50.

 

[648] … что мы меньше всего знаем, лучше всего годится для обожествления… – Критикуя античные религии, Монтень явно направляет свои стрелы и против христианского вероучения.

 

[649] Вещи, весьма далекие божественной природе и недостойные того, чтобы их приписывали богам (лат.) – Лукреций, V, 123.

 

[650] Известны облик богов, их возраст, одежды, убранство, родословные, браки, родственные связи и все прочее перенесено на них по аналогии с человеческой немощью; нам изображают их испытывающими волнения, знаем же мы о страстях богов, об их болезнях, гневе (лат.) – Цицерон. О природе богов, II, 28.

 

[651] К чему вводить в храм наши дурные нравы? О души, погрязшие в земных помыслах и неспособные мыслить возвышенно! (лат.). – Персий, II, 61.

 

[652] … иначе они неминуемо лишились бы… почитания. – Это приводится у Августина (О граде божием, XVIII, 5).

 

[653] … говорит Цицерон… – Тускуланские беседы, I, 26.

 

[654] Когда Платон говорит о… наградах и наказаниях… – Платон. Горгий 524 b – 526 d; Государство, X, 614 а – 616 а.

 

[655] Тайные тропинки прячут их, и миртовый лес прикрывает кругом; сама смерть не избавляет их от забот (лат.) – Вергилий. Энеида, VI, 443 – 444.

 

[656] … что приготовил Бог любящим Его. – Апостол Павел. I послание к коринфянам, II, 9.

 

[657] Гектором был тот, кто воевал, но тот, кого влекли кони Ахиллеса, не был больше Гектором (лат.). – Овидий. Скорбные песни, III, 11, 27.

 

[658] Что меняется, то разрушается и, следовательно, гибнет: ведь части смещаются и выходят из строя (лат.). – Лукреций, III, 756.

 

[659] … были бы правы те, кто, оспаривая эти мнения Платона… – Монтень имеет в виду неоплатоника Порфирия (233–305), в своих комментариях к Платону исправлявшего в этом месте Платона. – См. Августин. О граде божием, X, 30.

 

[660] … из пепла феникса рождается червь, а потом другой феникс… – Плиний Старший. Естественная история, X, 2.

 

[661] … что однажды прекратило существование, того больше нет. – В приводимой на этих страницах полемике с Платоном Монтень отвергает, вразрез с католическим вероучением, бессмертие души. Это было большой смелостью со стороны Монтеня; достаточно вспомнить, что за подобное высказывание («После смерти ты не будешь больше ничем»), которое здесь почти в тех же выражениях повторяет Монтень, Этьен Доле был обвинен в атеизме и сожжен в Париже на костре в 1546 г.



Страница сформирована за 1.03 сек
SQL запросов: 171