УПП

Цитата момента



Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.
Вы хорошо выглядите!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«Любовь — что-то вроде облаков, закрывавших небо, пока не выглянуло солнце. Ты ведь не можешь коснуться облаков, но чувствуешь дождь и знаешь, как рады ему после жаркого дня цветы и страдающая от жажды земля. Точно так же ты не можешь коснуться любви, но ты чувствуешь ее сладость, проникающую повсюду. Без любви ты не была бы счастлива и не хотела бы играть».

Елена Келлер Адамс. «История моей жизни»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/france/
Париж

 

[296] Ты мог бы увидеть покинутые пастухами земли и везде и повсюду пустынные пастбища (лат.) – Вергилий. Георгики, III, 476–477.

 

[297] Неориты… бросали тела мертвецов в… глубь лесной чащи… – Источник Монтекя: Диодор Сицилийский, XVII, 105. В современных изданиях Диодора Сицилийского этот народ именуется орнетами.

 

[298] …римские воины после битвы при Каннах… вырыли ямы… – Об этом рассказывает Тит Ливий: XXII, 51.

 

[299] Размышляй об изгнании, пытках, войнах, болезнях, кораблекрушениях, чтобы не быть новичком ни при каком бедствии (лат.). – Сенека. Письма, 107, 4.

 

[300] Предчувствие страдания повергает тех, кто страдал, в такую же скорбь, какую они испытывали страдая (лат.). – Сенека. Письма, 74, 32.

 

[301] Иванов день – 24 июня.

 

[302] …говорит один из мудрецов… – т. е. Сенека (Письма, 13, 10).

 

[303] …совершенствуя заботами человеческие сердца (лат.). – Вергилий. Георгики, 1,123.

 

[304] Усталость изнуряет чувства меньше, чем размышление (лат.). – Квинтилиан. Обучение оратора, I, 12.

 

[305] Напрасно, смертные, вы хотите узнать час своих похорон и какой дорогой к вам явится смерть (лат.). – Проперций, II, 27. Монтень не вполне точно цитирует Проперция.

 

[306] Менее мучительно претерпеть внезапную гибель, чем пребывать в длительном страхе (лат.). – Максимиан, или Псевдо-Галл. Элегии, I, 278–279.

 

[307] Вся жизнь философов есть приуготовление к смерти (лат.) – Цицерон. Тускуланские беседы, I, 30. В I книге «Опытов» (начало гл. XX) Монтень уже цитировал эти слова Цицерона; однако там он комментировал их в совершенно противоположном смысле. Таких противоречий в «Опытах» довольно много, и отчасти они объясняются длительностью срока, в течение которого писалась книга.

 

[308] Где ни застанут меня обстоятельства, я тот же самый повсюду (лат.). – Гораций, Послания, I, 1, 15.

 

[309] …Цезарь высказывал мнение… – См.: СветониЙ. Божественный Юлий, 37. Мнение Цезаря Монтень уже приводил во II книге «Опытов» (гл. XIII).

 

[310] Кто страдает раньше, чем это необходимо, тот страдает больше необходимого (лат.). – Сенека. Письма, 98, 8.

 

[311] …он… говорил своим судьям… – Приводимая Монтенем речь Сократа представляет собой парафразу платоновой «Апологии Сократа» в латинском переводе Марсилио Фичино. Пританей – правительственное здание, в котором заседали пританы (высшие должностные лица в греческих полисах); афинский Пританей находился в Акрополе; в одном из его зданий помещалась трапезная, в которой неимущие граждане кормились на общественный счет.

 

[312] Лисий (459–378 гг. до н. э.) – знаменитый афинский оратор.

 

[313] …виновники его гибели… повесились. – Источник Монтеня: Плутарх. О зависти и ненависти, 6.

 

[314] Так обновляется совокупность вещей (лат.). – Лукреций, II, 75.

 

[315] Одна пресекшаяся жизнь породила тысячу других (лат.). – Овидий. Фасты, I, 380.

 

[316] …использован Сократом против Эвтидема. – См.: Платон. Эвтидем.

 

[317] Для самих душ весьма важно, в каком теле они заключены; ведь от тела исходит много такого, что либо возвышает, либо притупляет душу (лат.). – Цицерон. Тускуланские беседы, I, 33.

 

[318] Сократ говорил о своем безобразии… – Источник Монтеня: Цицерон. Тускуланские беседы, IV, 37.

 

[319] Сократ назвал ее благостной тиранией… – Источник Монтеня: Диоген Лаэрций, V, 19.

 

[320] …преимуществом, которым может наделить природа. – Источник Монтеня: Диоген Лаэрций, V, 19.

 

[321] Фрина проиграла бы свое дело… – Источник Монтеня: Квинтилиан. Обучение оратора, II, 15. Фрина – знаменитая греческая куртизанка, жила в IV в. до н. э.; обвиненная в безбожии, она была привлечена к суду.

 

[322] По-гречески… обозначается одним словом. – καλοκαγαθία – красота, благородство и честность, соединенные вместе.

 

[323] …здоровье, красота, богатство. – Платон. Горгий, 451 е.

 

[324] …красивым принадлежит право повелевать… – Аристотель. Политика, I, 3.

 

[325] Аристотель ответил… – Диоген Лаэрций, V, 20.

 

[326] Что я сказал? Я сказал, что имею? Да, я имел, Хремес, так будет правильнее! (лат.) – Теренций. Сам себя наказующий, I, 42.

 

[327] Увы! Ты видишь лишь кости изнуренного тела (лат.). – Максимиан, или Псевдо-Галл, I, 238.

 

[328] Тогда, Эней, нужна отвага и душевная твердость (лат.). – Вергилий. Энеида, VI, 261.

 

[329] Уже воззвав в молитве к Кастору и Поллуксу (лат.). – Катулл, XIII, 65. Кастор и Поллукс – братья-близнецы, сыновья Леды, первый от ее мужа Тиндара, второй от Юпитера, явившегося ей в образе лебедя; Кастор и Поллукс считались покровителями странников и моряков.

 

[330] Я хотел бы, чтобы люди были виноваты передо мной лишь настолько, насколько у меня хватит духу их покарать (лат.). – Тит Ливий, XXIX, 21. Монтень цитирует эти слова Ливия, приспособлял их к своему контексту.

 

[331] …Аристотеля как-то упрекали за… мягкосердечие… – Об этом рассказывает Диоген Лаэрций: V, 17.

 

[332] …хоть я… всего-навсего трефовый валет… – т. е. человек незначительный.

 

[333] …говорилось о… царе Харилае… – Источник Монтеня: Плутарх, О зависти и ненависти, 5.

 

[334] …Плутарх дает оба варианта… – См.: Плутарх. Жизнеописание Ликурга, 5.

 

[335] Благодаря всевозможным пояскам опыт создал искусство, путь к которому указывают примеры (лат.). – Манилий. Астрономика, 61–62.

 

[336] …умел разбираться, какое яйцо снесено… – Об этом рассказывает Цицерон: Академические вопросы, II, 18. Цицерон говорит, однако, не о некоем человеке из Дельф, а о человеке с острова Делос.

 

[337] …во всех мирах Эпикура… – По учению Эпикура, вселенная бесконечна, и в ней существуют бесчисленные миры, сходные с нашим и несходные.

 

[338] Подобно тому как когда-то мы страдали от преступлений, так страдаем теперь от законов (лат.). – Тацит. Анналы, III, 25.

 

[339] …любая страна терпит от юристов и медиков. – Платон. Государство, III, 405 а-с.

 

[340] Все, что размельчено в порошок, – перемешано (лат.). – Сенека. Письма, 89, 3. Монтень несколько изменил текст Сенеки.

 

[341] Ученость создает трудности (лат.). – Квинтилиан. Обучение оратора, X, 3.

 

[342] Ульпиан Домиций – см. прим. 84, с. 454. Бартоло – см. прим. 612, гл. XII, том II; Бальдо дельи Убальди – см. прим. 612, с. 444.

 

[343] Мышь в смоле (лат.) – латинская поговорка.

 

[344] …слова Кратеса о произведениях Гераклита… – Диоген Лаэрций, IX, 12.

 

[345] Так видим мы, склонившись у ручья… – Это стихи Ла Боэси, обращенные им к Маргарите де Карль, его будущей жене.

 

[346] …порождены одною и тою же гордыней. – Аристотель. Никомахова этика, IV, 7.

 

[347] Лернейская гидра – девятиглавое чудовище, у которого на месте каждой отрубленной головы вырастали две новые; чтобы убить чудовище, надо было отрубить все головы сразу, что и сделал Геракл.

 

[348] Сократ спросил у Мемнона… – Источник Монтеня: Плутарх. О многочисленности друзей, I.

 

[349] Филипп… разрешил подобную… задачу… – Источник Монтеня: Плутарх. Изречения древних царей.

 

[350] …вызывает… в памяти мнение древних… – Источник Монтеня: Плутарх. Наставление занимающимся государственными делами, 21.

 

[351] …правосудие… действует на манер медицины… – Источник Монтеня: Плутарх. Почему божественное правосудие не сразу наказывает виновных, 16.

 

[352] …правосудие создают обычаи и законы… – См. Диоген Лаэрций, II, 93.

 

[353] …для мудрого воровство… и всякого рода разврат… допустимы… – См.: Диоген Лаэрций, II, 99.

 

[354] Я, подобно Алкивиаду… – Плутарх. Жизнеописание Алкивиада, 22.

 

[355] Люди являются к этим посланцам… за подарком. – Источник Монтеня: Гонсалес де Мендоса. История Китая. Франц. перевод. Париж, 1588.

 

[356] Каким образом бог управляет мирозданием, как появляется новая луна, как она убывает, как, соединив вместе свои полосинки, ежемесячно вырастает в полную; каким образам ветры властвуют над морем, за чем гонится порывистый Эвр, откуда в тучах неиссякаемая вода, и придет ли день, когда рухнут своды вселенной (лат.). – Проперций, III, 5, 26–31. Эвр – юго-восточный ветер.

 

[357] Ищите на это ответ, вы, кого занимает устройство мира (лат.) – Лукан, I, 417.

 

[358] Подобно тому, как на морской поверхности появляются белые гребни, а затем море постепенно вздувается и вздымает все выше волны, пока, наконец, от самых глубин не возносится к небу (лат.).

море постепенно вздувается и вздымает все выше волны… Вергилий. Энеида, VII, 528–530.

 

[359] «Познай самого себя» – эти слова были начертаны на фронтоне храма Аполлона в Дельфах.

 

[360] Платон говорит… – Хармид.

 

[361] …Сократ… подтверждает это… примерами. – Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, IV, 2.

 

[362] …хитроумное платоновское положение… – Платон. Менон, 89 b-d.

 

[363] …как показал Сократ Эвтидему… – Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, IV, 2.

 

[364] Нет ничего постыднее, чем предварять утверждением и одобрением познание и восприятие (лат.). – Цицерон. Академические вопросы, I, 12.

 

[365] Аристарх сказал… – Об этом передает Плутарх: О братской дружбе, I.

 

[366] …то же, что с древним сыном земли… – т. е. Антеем, сыном Посейдона и Геи (богини земли), которого задушил Геракл. Увидев, что Антей набирается сил, прикоснувшись к земле, Геракл поднял его на воздух и благодаря этому одолел его.

 

[367] …у которого, когда он прикасался к родительнице, исполнялись новою силою истомленные мышцы (лат.). – Лукан, IV, 599–600.

 

[368] …Антисфен сказал своим ученикам… – Диоген Лаэрций, VI, 2.

 

[369] …одной добродетели достаточно, чтобы сделать жизнь счастливой… – Диоген Лаэрций, VI, 11.

 

[370] Но невозможно исчислить, сколь много видов и каковы их названия (лат.). – Вергилий. Георгики, II, 103–104.

 

[371] Лишь одна мудрость полностью обращена на себя (лат.). – Цицерон. О высшем благе и высшем зле, III, 7.

 

[372] Персей (178–167 гг. до н. э.) – царь македонский, разгромленный под Пидной римским полководцем Эмилием Павлом, взятый им в плен и умерший в заключении. Передаваемое Монтенем см.: Тит Ливий, XLI, 20.

 

[373] Платон говорит… – Горгий, 487 а.

 

[374] Пока более быстрая кровь давала мне силы и пока завистливая старость не посеребрила мне виски (лат.). – Вергилий. Энеида, V, 415–416.

 

[375] …который хочет быть тем, что он есть, и не хочет ничего другого (лат.). – Марциал, X, 47, 12. Этот стих процитирован Монтенем не вполне точно.

 

[376] …каждый… должен… уметь обходиться без врачей. – Тацит. Анналы, VI, 46; Светоний. Жизнеописание Тиберия, 68; Плутарх. Как сохранять здоровье, 23.

 

[377] Эту мысль он мог позаимствовать у Сократа… – Источник Монтеня: Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, IV, 7.

 

[378] …Платон был прав… – Государство, III, 408 d-е.

 

[379] Наконец-то я подаю руку этой могущественной науке (лат.). – Гораций. Эподы,

 

[380] Цирцея (Кирка) – волшебница, властительница острова, на который попал Одиссей со своими спутниками (Гомер. Одиссея, X); дав им волшебный напиток, Цирцея превратила их в свиней. Позднее, по настоянию Одиссея, она их расколдовала.

 

[381] …об этом… говорится где-то у Сенеки. – Сенека. Письма, 90, 25.

 

[382] …лучшая утеха жизни – огонь… – Плутарх. Проблемы платоновской философии, 10.

 

[383] Васкосан, Мишель (ок. 1500–1576) и Плантен, Кристоф (1514–1589) – известные французские печатники, современники Монтеня.

 

[384] …Аристотель говорит об Андроне аргийце… – Диоген Лаэрций, IX, 81.

 

[385] …хочу упомянуть об одном дворянине… – Известно, что Монтень имеет в виду Жана де Вивонна, французского посла в Испании с 1572 по 1583 г.



Страница сформирована за 0.78 сек
SQL запросов: 171