[386] это говорил и Сенека – Письма, 56, 5.
[387] Когда Алкивиад спрашивал Сократа – Этот ответ Сократа приводит Диоген Лаэрций, II, 36.
[388] Секстий – см. прим. 224, с. 428. О том, что Секстий не употреблял в пищу мяса, Сенека сообщает в письме 108.
[389] Аттал – философ-стоик, у которого обучался Сенека, часто вспоминающий его в своих письмах. О том, что Аттал советовал спать на жестком ложе, Сенека сообщает в письме 108.
[390] Если она собирается выехать куда-нибудь неподалеку за город, то время отъезда устанавливается по книге астрологии; если у нее зачешется уголок глаза, который она только что потерла, то она не приложит примочки, пока не заглянет в свой гороскоп (лат.). – Ювенал, VI, 577–579.
[391] по словам Филопемена – Плутарх. Жизнеописание Филопемена, 3. Филопемен (ок. 252–183 гг. до н. э.) – греческий полководец.
[392] так исцелился Цезарь от падучей и не поддавался ей. – Плутарх. Жизнеописание Цезаря, 17.
[393] Человек по своей природе – животное чистое и изящное (лат.). – Сенека. Письма, 92, 12.
[394] Стоит ли жизнь такой цены? (лат.) – Чьи это слова, не установлено.
[395] Нас заставляют отучить душу от привычных вещей, и, чтобы жить, мы перестаем жить. Можно ли считать живущими тех, кого лишают и воздуха, которым мы дышим, и света, столь много значащего для нас? (лат.). – Максимиан, или Псевдо-Галл, I, 155–156 и I, 247–248.
[396] Когда порхающий взад и вперед Купидон блистал возле меня, облаченный в великолепную пурпурную тунику (лат.). – Катулл, XVIII, 133–134.
[397] И сражался не бесславно (лат.). – Гораций. Оды, III, 26, 2.
[398] Помню, что счет у меня едва доходил до шести (лат.). – Овидий. Любовные песни, III, 7, 26. Монтень несколько изменил слова Овидия.
[399] Квартилла – персонаж из «Сатирикона» Петрония.
[400] Вот почему я стал похотлив, и на теле у меня рано выросли волосы, и моя мать была поражена моей бородой (лат.). – Марциал, XI, 27, 7.
[401] Защити меня, господи, от себя самого (исп.). – Монтень приводит здесь испанскую поговорку, встречающуюся в различных вариантах у многих народов Европы.
[402] Фернель, Жан (1497–1558) – знаменитый французский врач, автор большого количества трудов, прозванный современниками «Галеном нового времени»; Скалигер, Юлий Цезарь (1484–1558) – прославленный французский эрудит, автор трудов по филологии и медицине.
[403] в одной греческой школе кто-то говорил очень громко – Об этом рассказывает Плутарх: О велеречивости, 21.
[404] Есть некий голос, который хорошо доходит до слушателей не потому, что он громкий, а в силу присущих ему свойств особого рода (лат.). – Квинтилиан. Обучение оратора, XI, 3.
[405] Я согласен с Крантором – Платон. Тимей, 89 b-c. Крантор – см. прим. 200, гл. XII, том II.
[406] Возмущайся, если несправедливость совершена только по отношению к тебе одному (лат.). – Сенека. Письма, 91, 15.
[407] Глупец! Что ты тщетно предаешься ребяческим мечтам? (лат.). – Овидий. Скорбные песни, III, 8, 11.
[408] Платон не считает – Государство, III, 406 с.
[409] Не иначе, как тот, кто старается поддержать разрушающуюся стену и для этого ставит всякого рода подпорки, пока в один прекрасный день его сооружение не развалится и не рухнет со всеми своими подпорками (лат.).
в один прекрасный день сооружение развалится и рухнет – Максимиан, или Псевдо-Галл, I, 171–174.
[410] Ктесифонт бил своего мула ногами – Об этом рассказывает Плутарх: Как надлежит сдерживать гнев, 8.
[411] Незаслуженное страдание – особенно мучительно (лат.) – особенно мучительно. – Овидий. Героиды. V, 8.
[412] Когда с Сократа сняли оковы – Об этом передает Платон в «Федоне», 60 b-c.
[413] Цицерон, говоря о болезни старости – Цицерон. О старости.
[414] Злоупотребление сном Платон считает более пагубным, чем злоупотребление вином. – Платон. Законы, VII, 807 e, 808 a-b.
[415] Прекрасно, по-моему, умереть сражаясь (лат.). – Вергилий. Энеида, II, 317.
[416] Жить, мой Луцилий, значит бороться (лат.). – Сенека. Письма, 96, 5.
[417] Это тело больше не в силах переносить пребывание под открытым небом или терпеть ливни (лат.). – Гораций. Оды, III, 10, 19–20.
[418] Тревоги моей больной души не подтачивают здоровья моего тела (лат.). – Овидий. Скорбные песни, III, 8, 25.
[419] Кто удивится, увидев в Альпах зобатого (лат.). – Ювенал, XIII, 162. Альпийские жители часто страдают так называемым эндемическим зобом; считают, что это заболевание вызывается недостаточным количеством йода в питьевой воде.
[420] Неудивительно, что в сновидениях перед людьми проходит все то, чем они занимаются в жизни, о чем они думают и заботятся и что видят и делают и замышляют, пока бодрствуют (лат.). – Стихи из трагедии Аттика, процитированные Цицероном в его трактате «О гадании»: I, 22.
[421] разум должен извлекать из снов предвещание будущего. – Платон. Тимей, 71 e.
[422] примеры, приводимые Сократом, Ксенофонтом, Аристотелем – Эти свидетельства приводятся Цицероном: О гадании, I, 25.
[423] атланты никогда не видят снов – Источник Мои теня: Геродот, IV, 184. Атланты – легендарный народ, живший, по мнению античных историков, на севере Африки, в горах Атласа. По Диодору Сицилийскому, атланты достигли высокого уровня цивилизации, но были побеждены и истреблены другим легендарным народом – троглодитами.
[424] Пифагор советовал принимать определенную пищу – О советах Пифагора по этому Поводу см.: Цицерон. О гадании, II, 58.
[425] слуга Перикла ходил по гребню крыши. – Об этом рассказывает Диоген Лаэрций, IX, 82.
[426] не согласен с мнением Фаворина – Авл Геллий, XV, 8. Авл Геллий говорит не о Фаворине, а о Фавонии. Монтень ошибочно приписывает Фаворину те суждения, которые Фавонии, по Авлу Геллию, подвергал критике.
[427] Это забавы пресытившейся богатством роскоши (лат.). – Сенека. Письма, 18, 7.
[428] Если ты боишься отведать овощи, поданные в простой миске (лат.). – Гораций. Послания, I, 5, 2. Монтень приспособил стих Горация к своему контексту.
[429] Довольствующийся немногим желудок освобождает от очень многого (лат.). – Сенека. Письма, 123, 3.
[430] Как по сердцу мне душевное благородство Хелониды – См.: Плутарх. Жизнеописание Агнса и Клеомена, 17.
[431] Натуре моей более свойственно следовать примеру Фламинина – См.: Плутарх. Жизнеописание Фламинина, I.
[432] примеру Пирра, унижавшегося перед сильными – См.: Плутарх. Жизнеописание Пирра, 3.
[433] приходить к столу позже других, как это делал Август – Об этом сообщает Светоний: Жизнеописание Августа, 74.
[434] Солон считает крайним пределом семьдесят лет. – Об этом сообщает Геродот: I. 32.
[435] Благодетельную уверенность (греч.). – Здесь Монтень, как обычно, выражает свою приверженность к известному латинскому изречению Sapienti sat (мудрому довольно).
[436] Все, что делается согласно природе, должно считать хорошим (лат.). – Цицерон. О старости, 19.
[437] смерть к которой нас приводит старость, – наиболее легкая – Платон говорит об этом в «Тимее», 81 е.
[438] Молодых лишает жизни насилие, стариков – преклонный возраст (лат.). – Цицерон. О старости, 19.
[439] постничал, чтобы отучить свой вкус от изобилия яств – Об этом передает Сенека: Письма, 18, 9.
[440] с божком раздувшимся от винных паров – т. е. богини разума Афины и Диониса – бога вина.
[441] согласен с Эпикуром – Источник Монтеня: Сенека. Письма, 19, 10.
[442] одобряю Хнлона – См.: Плутарх. Пир семи мудрецов, 2.
[443] пил всего три раза в день. – Об этом рассказывает Светоний: Жизнеописание Августа, 77.
[444] не желая нарушать правило Демокрита – Это передает Плиний Старший: Естественная история, XXVIII, 17. Впрочем, Плиний Страший говорит о Деметрии, а не о Демокрите. Монтень позаимствовал свой пример у Эразма Роттердамского (Афоризмы, II, 3, 1), который и допустил эту ошибку.
[445] обычай разбавлять вино водой введен был Кранаем – Об этом рассказывает Атеней: II, 2. Кранай – легендарный афинский царь.
[446] Прислужница Хрисиппа говорила что у него только ноги хмелеют – Об этом рассказано у Диогена Лаэрция: VII, 183.
[447] из Диоген дал оплеуху воспитателю. – См.: Плутарх. О том, что добродетель можно преподать и ей можно научиться, 2.
[448] В Риме были люди, обучавшие пристойно жевать – Источник Монтеня: Сенека. Письма, 15, 7.
[449] Алкивиад не допускал за столом даже музыки – Источник Монтеня: Платон. Протагор, 347 с-е.
[450] Варрон считал – Об этом рассказывает Авл Геллий: XIII, 11.
[451] Ксеркс был просто самодовольным хлыщом – См.: Цицерон. Тускуланские беседы, V, 7.
[452] Если сосуд недостаточно чист, скиснет все, что бы ты в него ни влил (лат.). – Гораций. Послания, I, 2, 54.
[453] как показали весы Критолая. – О весах Критолая сообщает Цицерон: Тускуланские беседы, V, 17. Критолай – греческий философ-перипатетик (II в. до н. э.), считавший, что если положить на чаши весов духовные и телесные радости, то духовные радости перевесят.
[454] Философы киренской школы считают – Источник Монтеня: Диоген Лаэрций, II, 90.
[455] как говорит Аристотель – Никомахова этика, II, 7 и III, 11.
[456] как бы их поддержали только Марс, Паллада или Меркурий – вместо Венеры, Цереры и Вакха. – Т. е. бог войны, богиня мудрости и бог торговли, с одной стороны, и с другой – богиня любви, богиня плодородия и бог вина и веселья.
[457] Аристипп выступал лишь в защиту плоти – Источник Монтеня: Цицерон. Академические вопросы, II, 45.
[458] Зенон считался только с душой – Источник Монтеня: Цицерон. Академические вопросы, II, 45.
[459] Платон нашел некий средний путь – Источник Монтеня: Августин. О граде божием, VIII, 4.
[460] предается трапезе и беседе как Брут – Об этом передает Плутарх: Жизнеописание Брута, 14. Полибий (около 210–215 гг. до н. э.) – греческий историк.
[461] О храбрые мужи, часто претерпевавшие со мной бедствия, вином отгоните заботы; завтра мы пустимся в бескрайное море (лат.). – Гораций. Оды, I, 7, 30–33.
[462] богословское и сорбоннское вино превратились в пословицу – Эразм Роттердамский отмечает в своих «Афоризмах», что в Париже «богословским вином» называли вино, отличавшееся своей крепостью.
[463] У кого ученое сердце, у того и небо ученое (лат.). – Цицерон. О высшем благе и высшем зле, II, 8. Монтень изменил текст Цицерона.
[464] Эпаминонд не считал – Об этом сообщает Корнелий Непот: Жизнеописание Эпаминонда, 2.
[465] Среди стольких деяний Сципиона Старшего. – Об этом говорят: Тит Ливий, XXVI, 19; Авл Геллий, VI, 1; Валерий Максим, III, 7, 3.
[466] он собирает ракушки и играет в ромки – Источник Монтеня: Цицерон. Об ораторе, II, 6. Впрочем, Цицерон гороиит о Сципионе Эмилиане, а не о Сципионе Старшем, так что тут ошибка Монтеня
[467] посещает школы Сицилии и просиживает на уроках философии. – Источник Монтеня: Тит Ливий, XIX, 19. Тит Ливий, однако, говорит о Сципионе Африканском, так что и здесь, как и в предыдущая случае, Монтень допустил ошибку.
[468] в старости находит время обучаться танцам – Об этом передает Ксенофонт: Пир, 2.
[469] Сократ простоял в экстазе целый день и целую ночь – Об этом рассказывает Платон: Пир, 220 d-е.
[470] Первый
устремился
на помощь
Алквиаду
– Об этом рассказывает Платон: Пир, 220 d. Это случилось в битве при Потидее (
[471] Первым попытался он спасти Ферамена – Источник Монтеня: Диодор Сицилийский, XIV, 5.
[472] он поднял и спас Ксенофонта, сброшенною с коня – Об этом передает Диоген Лаэрций, II, 22.