УПП

Цитата момента



Если у вас первый ребенок и он уронил соску, то вы бежите и кипятите её. Если ваш второй ребенок уронил соску - вы просто оближите её. Третий младенец вынужден сам забирать свою соску у собаки.
Смотрите на вещи проще!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«Это потому, что мы, женщины, - стервы. Все. Просто у одних это в явной форме, а у других в скрытой. Это не ум, а скорее, изворотливость. А вы, мужчины, можете быть просто умными. Ваш ум - как бы это сказать? - имеет благородный характер, что ли».

Кот Бегемот. «99 признаков женщин, знакомиться с которыми не стоит»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/abakan/
Абакан

4. Психогенная теория истории

Теории как сети: только тот, кто
закинет - поймет.

Новалис

1. Психоистория - наука о моделях исторической мотивации, и она основана на антихолистической философии методологического индивидуализма.

1А. Психоистория - наука, а не повествовательное искусство, как история.

1А.1. Любое психоисторическое исследование должно быть сравнительным и стремящимся к утверждению закономерностей.

1А.2. Как и любая другая наука, психоистория продвигается вперед благодаря открытию новых парадигм и пытается их опровергнуть.

1А.3. Психоистория, как и психоанализ, использует в качестве главного инструмента открытия самонаблюдение исследователя, изучение им собственных эмоциональных откликов; невозможно что-то открыть «вне», пока не прочувствуешь это «внутри».

1Б. Психоистория индивидуалистична, а не холистична, как социология и антропология.

1Б.1. Холистическое заблуждение, будто группа - это некая сущность, стоящая выше составляющих ее индивидов, само подлежит исследованию с точки зрения психоистории, поскольку является фантазией, рассматривающей группу как материнское тело с собственными целями и мотивами.

1Б.2. Социология, как парсоновского, так и марксистского направления, основана на холистическом утверждении Дюркгейма, что «социальные явления следует рассматривать как материальные предметы, т. е. нечто существующее вне индивида» и, как признает Парсонс, «исходно телеологична».

1Б.3. Антропология основана на сходном холистическом понимании «культуры». Когда Стюард утверждает, что «личность формируется культурой, но еще никто не продемонстрировал влияние на культуру личности», тавтологичная форма утверждения обусловлена непониманием того факта, что термин «культура» лишается всякого смысла в отрыве от термина «личность».

1Б.4. Любое утверждение типа: «X социально (или культурно) детерминирован» является тавтологией и подразумевает некую холистичную сущность, стоящую над индивидом.

1Б.5. Такие понятия, как «общество», «культура», «государство», «социальная структура», «власть» все до единого холистичны. Их индивидуалистичной заменой служат термины «группа», «личность», «правительство», «групповая фантазия» и «сила».

1Б.6. Главный метод социологии и антропологии - установление корреляций между двумя сторонами личности взрослого, а затем объявление их причинной связью; главный метод психоистории - найти причины мотивационных моделей в ранних событиях жизни личности и их реструктурирование в группе взрослых.

1В. Принцип методологического индивидуализма гласит, что групповые процессы можно полностью объяснить (а) психологическими законами, управляющими мотивацией и поведением индивида, и (б) текущей исторической ситуацией в физическом смысле, которая, в свою очередь, целиком является результатом предыдущих мотивов, через поступки повлиявших на материальную действительность.

1В.1. Схемы, приведенной ниже, вполне достаточно для объяснения любого исторического процесса. «Групповая фантазия» - термин, обозначающий общие фантазии индивидов в группе.

1В.2. Социологическое правило Дюркгейма: «Когда социальное явление прямо объясняется психологическим явлением, можно не сомневаться, что объяснение ложно» мы заменяем следующим правилом: «Все групповые явления имеют психологическое объяснение; индивиды в группе и поодиночке действуют по-разному лишь потому, что по-разному решают свои психические конфликты, а не из-за действующей на них «социальной» силы».

1В.3. Если отвлечься от некой бессмертной сущности под названием «общество», оказывается, что все групповые ценности - это всего лишь человеческие опыты, подверженные изменению в каждом поколении; сомнительными кажутся не изменения, а, наоборот, постоянство.

1В.4. Психоисторическому объяснению поддается не только иррациональное в истории. Вся история с ее сильными и слабыми сторонами, моментами единения и разобщенности, имеет причины, уходящие в детство, и осуществляется групповыми движущими силами.

2. Главная причина всех исторических изменений - психогенез, закономерная смена стилей воспитания детей под давлением поколений.

2А. Психогенез зависит от способности родителей или того, кто выполняет их функции, регрессировать к психическому возрасту своего ребенка и второй раз преодолевать страхи этого возраста, причем более эффективно, чем в первый раз, в своем собственном детстве.

2А.1. Регрессивно-прогрессивный процесс своей причиной имеет врожденное стремление обеих бывших частей двойственного единства установить друг с другом связь. Таким образом, мы имеем дело с единственной исторической теорией, ставящей любовь в основе механизмов изменения.

2А.2. Регрессивно-прогрессивный процесс - это те же самые изменения, которых добиваются психотерапевты. Поэтому историю можно рассматривать как психотерапию поколений.

2Б. Эволюция детства протекает с разной скоростью как на индивидуальном, так и на популяционном уровнях.

2Б.1. Различная скорость психогенной эволюции на индивидуальном уровне объясняется: (а) биологическими различиями (наследственностью и внутриутробными событиями), (б) тем, что ребенок может быть разным по счету в семье (а чем более поздний ребенок, тем, как правило, меньше внимания ему уделяют родители), и (в) случайностью (раннее сиротство, обида, другие сугубо личные обстоятельства жизни).

2Б.2. На популяционном уровне психогенная эволюция идет с неодинаковой скоростью по причине: (а) отбора и изоляции (эмиграция людей с более или менее сходными стилями воспитания), (б) иммиграции (когда происходит приток в популяцию людей с новыми для нее стилями воспитания), (в) отсутствия воспроизведения (у непригодных к этому людей, психотиков или других людей более низких психогенных стилей, у которых реже бывают дети), (г) культурных контактов (повышение числа людей с нестандартными стилями воспитания, замещение родителей другими людьми), (д) материальных условий (лишь в той степени, в какой они влияют на воспитание детей), и наконец, (е) факторов групповой фантазии (войны и революции в той мере, в какой они оказывают влияние на детей; доля участия в воспитании ребенка матери и отца и т.д.)-

2В. Эволюция детства представляет собой ряд все более тесных контактов между взрослыми и детьми. С каждым шагом эволюции все больше сглаживаются противоречия, уходят проективные и возвратные реакции и возрастает эмпатия.

2В. 1. Вот схема, иллюстрирующая эволюцию психогенных стилей. Что касается дат, ориентиром служат наиболее передовые страны.

2В.2. «Амбивалентный стиль» делит весь эволюционный ряд на две половины: до этой стадии прогресс заключался в интернализации и подавлении проецируемых до того частей личности (магия), зато когда двойственность стала переноситься лучше («депрессивная позиция» по М. Кляйн), прогресс пошел путем ослабления подавления и возрастания автономии своего «я».

2В.3. В каждом психогенном стиле прогресс зависит от преобладающей в этом стиле тревожности. Например, при стиле отказа нехватка кормилиц оказывала на родителей гораздо большее влияние, чем в любое другое время, и т.д.

2Г. Биологическая эволюция человека породила в конце концов беспомощного ребенка, инстинктивно стремящегося к установлению тесных личных контактов, требующего от родителей спуститься до его уровня и установить отношения, а не подавлять его и оставаться в стороне.

2Г.1. Идея Фрейда, состоящая в том, что цивилизация развивается благодаря «постепенному отказу от инстинктов», справедлива с точностью до наоборот. Цивилизация развивается через постепенное принятие потребностей детей, что позволяет им расти, не приобретая защитные механизмы, уродующие личность.

2Г.2. Идея Гегеля, заключающаяся в том, что история - это «обретение человеком своей собственной природы», несколько ближе к истине, но лишь потому, что каждое поколение пытается помочь своим детям обрести собственные желания. Следовательно, новые ценности возникают эволюционно. а не телеологически.

3. Появление новых психогенных стилей дает новые психоклассы, которые представляют угрозу групповым фантазиям предыдущих психоклассов. Возникновение новых психоклассов выражается периодами бунта, триумфа и реакции.

3А. Групповые фантазии формируются индивидами как защита от детских страхов, каждый индивид играет в них свою роль.

3А.1. В группах интрапсихические защитные механизмы неэффективны, и им на смену приходят групповые фантазии, имеющие свойство регрессировать к детским травмам.

3А.2. Чем больше группа, тем большая регрессия в детство ей грозит, тем к более раннему периоду жизни относится источник групповой фантазии, и, тем, следовательно, примитивнее причина раскола.

3А.3. В группе человек не становится животным - он становится испуганным ребенком.

3Б. То, что обычно называют «социальной структурой», - на самом деле разделение больших групп на малые группы-представители, играющие каждая свою специфическую роль в групповой фантазии.

ЗБ.1. Группы-представители играют роль выразителей противоречивых чувств, присущих всем членам большой группы, но не признаваемых ими и проектируемых на группу-представителя.

ЗБ.2. То, что обычно называют «социальными институтами» - это исторические группы-представители: церковь - это групповая фантазия зависимости, армия - групповая фантазия рождения, правительство -групповая фантазия выхаживания, капитализм -групповая фантазия контроля, революция - групповая фантазия антизависимости, классовая система -групповая фантазия почтения, школа - групповая фантазия унижения.

ЗБ.З. Группы-представители состоят из индивидов с общими защитными стилями, которые организуются в иерархии, чтобы сдержать насилие групповой фантазии.

3В. Лидер - это личность, способная стать объектом противоречивых проективных идентификаций групповой фантазии.

3В.1. Проективная идентификация, главное средство коммуникации в групповой жизни - это фантастическое перенесение на других отвергнутой части собственной психе.

3В.2. Лидер - это не только родитель. Он играет защитные роли, необходимые на любой стадии групповой фантазии, становясь строгим отцом, когда группа отвергает групповое насилие, заботливой матерью, когда группа стремиться защититься от ощущения покинутости, непослушном сыном - когда его авторитет пошатнулся, и параноидальньм братом (сестрой), когда на него проецируется групповое насилие.

3В.3. Лидер всегда служит вместилищем группового чувства униженности - результата деперсонализации или лишения интрапсихических защитных механизмов, что создает для членов группы угрозу снова стать беспомощными детьми. Поэтому, решая вопросы международной политики, лидеры всегда испытывают чувство, граничащее с униженностью.

3Г. Исторические групповые фантазии - результат взаимодействия различных психоклассов.

3Г.1. Психоклассы - это группы индивидов со сходным стилем воспитания в детстве, выделяемые в пределах одной популяции.

3Г.2. Разным психоклассам требуются разные способы групповой защиты, которые часто несовместимы.

3Г.3. Чем больше расстояние между психоклассами в популяции, тем острее конфликт их защитных стилей.

3Г.4. Чем выше психогенный стиль психокласса, тем меньше для него необходимость открыто вступать в конфликт.

3Г.5. Психоклассы лишь частично соотносятся с экономическими классами - это зависит от исторического периода.

3Г.6. Политические и религиозные движения связаны больше с психоклассами, чем с экономическими классами.

3Д. С каждым поколением на историческую арену выходит новый психокласс, нарушающий групповую фантазию более старого психокласса и приводящий к периодам бунта, триумфа и реакции.

3Д.1. Новый психокласс состоит лишь из той части нового поколения, которая испытала новые веяния в воспитании детей.

3Д.2. Период бунта имеет место, когда новый психокласс молод, сначала преимущественно в художественной сфере.

ЗД.3. Период триумфа наступает, когда цели группы начинают в основном диктоваться новым психоклассом, даже если в количественном отношении он еше составляет меньшинство.

3Д.4. Когда возникает еще более молодой психокласс, и над его целями и стилем жизни довлеет предыдущий, наступает период реакции.

3Е. Психогенные изменения являются первопричиной всех технологических изменений, которые не происходят сами собой, как часто предполагается, также не пробуждают они психе.

3Е.1. Причина того, что стиль воспитания детей до некоторой степени согласуется с технологическим уровнем, заключается в обусловленности второго первым, а не наоборот.

3Е.2. Примитивный стиль родительства всегда дисфункционален по отношению к технологическому уровню - так, раннее приучение к туалету в детстве не помогло первым капиталистам успешнее накапливать деньги, а наоборот, придало им невротические черты. мешавшие продуктивно вкладывать средства, что продолжается и по сей день.

3Е.3. Ни одна экономическая система не «требует» наличия какого-либо конкретного психогенного типа - и капитализм, и социализм смогут существовать и с садистским типом личности, и со зрелой личностью; и ни одна экономическая система не «требует» какого-либо определенного способа воспитания детей.

3Е.4. Изобретение и распространение новых технологий происходит, когда новые психоклассы начинают меньше отождествлять с материальными предметами части своих психе. Так, поверхностная вспашка могла смениться глубокой, лишь когда образ «матери-Земли» был психически разгружен (decathected); зубчатую передачу смогли изобрести и ввести в употребление, только когда ее зубцы утратили свою эмоциональную тождественность с зубами человека; современная наука смогла зародиться только после того, как была отброшена идея Аристотеля о последних сущностях.

3Е.5. Экономическая система изменяется, когда новые психоклассы начинают меньше использовать группу для проективной идентификации. Так, рыночная экономика смогла зародиться, когда уменьшилась потребность во взаимных подарках в качестве защиты от примитивного желания смерти; распространение торговли в позднем средневековье стало возможным благодаря отмиранию потребности в феодальных узах как защите от детской травмы, связанной с отказом родителей; капиталистическая собственность могла появиться лишь после психической разгрузки (decathexis) собственности от ее «исторического» происхождения (на деле - от групповой фантазии).

3Е.6. Даже те исторические явления, которые, по всеобщему мнению, являются «чисто природными», оказываются психогенно детерминированными - например, эпидемии чумы были связаны с любовью христиан к грязи, что позволяло размножаться крысам. а вместе с ними блохам - переносчикам чумы.

3Е.7. Порядок, в котором делаются открытия и изобретения, определяется не «потребностями общества» -иначе бачок для унитаза придумали бы раньше, чем научную астрономию.

3Ж. Примитивные племена магически мыслят не потому, что они технологически примитивны. Когда-то очень давно они испытали остановку психогенного развития и потому не развиваются в технологическом отношении, а лишь вырабатывают групповые фантазии.

3Ж.1. По психогенному стилю воспитания детей примитивные племена стоят где-то на первых двух стадиях. Это доказывается отсутствием депрессивных расстройств, связанных с чувством вины и приобретаемых на стадии амбивалентного стиля.

3Ж.2. Примитивные племена не приспособили свою личность к суровым условиям окружающей среды - они переселились в эту среду, поскольку она соответствовала их внутренней жизни.

4. Психогенные стили определяют предельно достижимый уровень развития личности и создают типичные для каждого исторического периода конфликты и защитные механизмы, обусловливающие искусство, религию, политику и экономику этого периода.

4А. Любому психогенному стилю соответствует определенный тип личности со своими особенностями, использующий типичные для него защитные механизмы. С каждым психогенным стилем сила эго нарастает (см. табл. 2).

4Б. Все эти типы личности могут давать вариации в пределах каждого стиля: от «нормы» до «аномалии», в зависимости от степени интегрированности личности и от степени оказанной ей поддержки (см. табл. 3).

4Б.1. Лидеры любого исторического периода - люди, обдуманно и осторожно начинающие войну, репрессии или революцию, - это всего лишь те представители группы, которые лучше всех осознают групповую фантазию эпохи.

4Б.2. Люди, которые в каждую эпоху считаются «невротиками», часто могут стоять на более высоком психогенном уровне, чем «нормальные». Им просто приходится выдерживать тревогу, связанную с тем, что они не разделяют групповую фантазию эпохи.

4В. Главные групповые фантазии каждого исторического периода соответствуют трем уровням защиты:

4В.1. Фантазия бедствия - соответствует основной травме, свойственной детству каждого психогенного стиля.

4В.2. Защитная фантазия - отрицает эту фантазию основной травмы.

4В.3 Фантазия желаемого - дальнейшее отрицание, благодаря которому формируется групповая фантазия идеального данной эпохи (см. табл.4).

5. Группы вызывают в своих членах «состояние фетального транса», пробуждая особые физические воспоминания о внутриутробной и перинатальной жизни.

5А. По Аристотелю, человек - политическое животное. Причина заключается в том, что большинство цивилизованных людей, только живя в группе, могут восстановить контакт с подавленными фетальными эмоциями.

5Б. Лишь в состоянии фетального транса индивиды способны сформировать групповую фантазию, которая подчиняется следующим специфическим правилам фетальной жизни:

5Б.1. По мере роста все более ощущается недостаток места, и требуется все новое физическое пространство, которое приобретается через расширение территории (даже если каждому дураку ясно, что такое расширение встретят противодействие, которое сведет на нет результаты роста группы).

5Б.2. Другие группы рассматриваются как питающая мать или как высасывающая кровь, отравляющая плацента (даже если каждому очевидно, что любая группа состоит из индивидов, которые относятся к вам по-разному, со всеми оттенками отношений).

5Б.З. Суть отношения к питающей плаценте - это благоговение перед ее «могучим потоком» (даже если на самом деле он вам вредит).

5Б.4. Суть отношения к высасывающей кровь, отравляющей плаценте - ответное стремление сосать из нее кровь и отравлять ее (хотя бы это и повлекло вашу собственную смерть в качестве возмездия).

5Б.5. Первоначальная цель любой группы - сохранение чрева-среды, хотя бы и ценой жизни индивидов, составляющих группу (даже если бы на войне погибло большинство американцев, этого стоило бы сохранение «того, что для нас символизирует Америку»).

5Б.6. «Оболочка» группы-чрева полностью определяет отношения с событиями индивида» находящегося внутри (даже если в соседней стране разразится эпидемия, на первой полосе своей утренней газеты вы все равно найдете описание того, что ест на завтрак ваш лидер).

5Б.7. Индивиды связаны с лидером пуповинами, посредством которых то лидер питает индивидов, то наоборот (если лидер будет полностью бездействовать или даже вредить группе, ему все равно будут оказывать уважение и доверять руководство).

5Б.8. Группы связаны пуповинами с другими группами, плацентами, и вынуждены отчаянно бороться за «жизненность», проистекающую из их взаимоотношений (даже если на двух группах благотворно скажется двустороннее сокращение вооруженных сил, они не смогут его осуществить, потому что это повлияет на «баланс сил», а следовательно, необходимо «предотвратить поворот событий», чтобы «система не утратила жизненность»).

5Б.9. Любой непорядок в чреве-среде - это всегда вина отравляющей плаценты, и в ответ на нее начинает «оказываться давление» специально, чтобы навредить (даже если это действительно вызовет враждебность соседей).

5Б. 10. Когда групповая фантазия невредимого чрева-окружения терпит неудачу («ткань общества растягивается и рвется»), группа начинает неотвратимо скатываться к групповой фантазии войны-рождения (даже если в этот момент объективные причины для войны минимальны).

5Б.11. Во время осуществления групповой фантазии войны-рождения группа нагнетает в плаценту-лидера ощущения переполненности, удушья, угрозы голодной смерти (даже если при этом в стране превосходные экономические условия).

5Б.12. Группа начинает войну, чтобы преодолеть ужас беспомощного положения ребенка, попавшего в ловушку - родовой канал. С этой целью устраивается садомазохистская оргия, в ходе которой «пробивается путь наружу» из материнского тела (несмотря на то, что в большинстве случаев наиболее логичный способ устранения военной угрозы - просто ничего не предпринимать, насильственные действия никогда не удается предотвратить).

5Б.13. Когда группа окунается в войну-рождение, соседи тоже чувствуют себя втянутыми в схожее состояние фетального транса (хотя американцы и понимают, что европейские войны лишены разумного начала, они все же чувствуют на себе действие «непреодолимой силы», стоит только войне начаться, и тоже с головой ныряют в процесс переживания заново собственного рождения).

5Б.14. После успешного завершения войны группа чувствует себя «возродившейся» и переживает период оптимизма и энергичного сотрудничества, который расценивается как «лучшие годы нашей жизни» (хотя на самом деле экономика при этом истощена).

5В. Степень погружения группы в состояние полного фетального транса определяется способностью текущей групповой фантазии создать такую иллюзию невредимого чрева, которая защитит от травм детства.



Страница сформирована за 0.97 сек
SQL запросов: 169