И если учесть, как трудно перестроить настроение каждого члена общества, убедить каждого от чего-то добровольно отказаться, надо сказать, что прогресс в охране природы за последние двадцать лет поразительно велик. Изменения в настроении людей столь значительны, что возникает вопрос: не начали ли срабатывать какие-то бессознательные защитные механизмы? Сидя у телевизора в Москве, переживать за судьбу жирафов в Африке, слонов на Цейлоне и утконосов в Австралии? Не умнее ли мы, не предусмотрительнее ли собственного разума?
Ландшафт Древнего Египта — поля, дамбы, насосы, каналы. Так же унылы ландшафты древних цивилизаций — Индии, Месопотамии. И люди. люди. тысячи на квадратный километр. Нет места дикой природе. Культы богов, культы героев.
Но — удивительно! — вместе с тем и культы священных животных и растений. Посетивший Древний Египет Геродот с умилением описывает их. В Нижнем Египте, наиболее заселенном и окультуренном, горожане рыли пруды, в которых содержали бегемотов и крокодилов. Их кормили на общественные деньги, и горе тому, кто их обидит. Нельзя рвать священные цветы, священными рощами можно только любоваться. И в то же время в Верхнем Египте. менее обжитом, на крокодилов и бегемотов разрешалось охотиться. Там их еще было много. Священными, в сущности просто охраняемыми, были многие животные в Индии.
Прообразы заповедников, заказников, зоопарков. Еще недавно педант разъяснял гимназистам на примере священных животных и растений неразумность и религиозный фанатизм древних египтян, а теперь тот же пример мы приводим как символ их высокой культуры и осмотрительности.
Человек разумный не появляется на свет, ничего не зная о нем. Он рождается с программами, как. вести себя в этом мире. С огромным набором напутствий, выстраданных и проверенных в несметном числе поколений его предков, в калейдоскопе ситуаций, тщательно отобранных, умело сформулированных инстинктов. В этой статье, для начала. речь шла не о самых важных, не о самых очевидных из них. Напротив, о почти забытых, почти .ненужных, проявляющихся в небольших наших странностях, привычках. пристрастиях, хобби. Таких неясных, необъяснимых для нас самих. Но куда более понятных, если мы обращаемся к образу жизни наших предков.
Инстинкт удивительно корректен по отношению к разуму. Древний повелитель поведения, он не командует, не требует слепого подчинения, даже не советует. Он только незаметно подсказывает, оставляя разуму полную свободу облечь желание в подходящую времени и обстановке форму. Ведь он, инстинкт, всегда древен и консервативен, многое могло измениться в жизни — на то и дан разум, чтобы ориентироваться в меняющихся. нестандартных ситуациях и принимать решения. Разум не борется с инстинктом, и инстинкт не глушит разум. Они сотрудничают. Миллионы лет.
- 1
- 2