Наталия Красова. Сэр Чарльз
Помятый котелок, тросточка, изящная маленькая фигурка, ловко дрыгающаяся на шарнирах судьбы. Вечный скиталец, ищущий любви и сочувствия — персонаж по имени Чарли. За кадром реальный человек по имени Чарльз Спенсер Чаплин, мировая знаменитость, совладелец крупнейшей кинопрокатной компании, тоже искал любви. И находил ее — в сердцах бесчисленных голливудских старлеток и четырех своих жен. Но по-настоящему он любил всего дважды: в начале и в конце своей долгой жизни.
ЛЮБ0ВЬ БРОДЯГИ
Реальная история Чарли похожа на фильм — роскошную голливудскую постановку с элементами экшн, судебной драмы и трогательным хэппи-эндом. Детство Чаплина, если бы действие переместить на экран, больше сего напоминало бы сериал по Диккенсу: лондонские трущобы, ужасающая нищета, полусумасшедшая мать, отец, умерший от пьянства в 37 лет
Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 года в Лондоне в семье актеров мюзик-холла Ханны и Чарльза Чаплин. Очень скоро Ханна ушла от мужа (не в последнюю очередь из-за его пристрастия к алкоголю) — ушла гордо, даже не желая брать у него денег на содержание детей. Несчастье случилось, когда Чарли было пять лет.
«В то время она выступала в грязном, плохоньком театре, где в зрительном зале собирались в основном солдаты Я помню, как стоял за кулисами, когда вдруг голос матери сорвался. Зрители стали смеяться » Директор театра, чтобы спасти положение, выпустил на сцену Чарли. Тот не растерялся, спел популярную песенку, и из зала на сцену полетели монеты. Дебютант тут же объявил, что сначала соберет деньги, а потом уж допоет. Публика была в восторге и снова осыпала малыша монетами, когда тот по наивности изобразил, как у матери срывается голос. Это был первый гонорар в жизни Чарли и последний — Ханны. На этом ее карьера певицы закончилась.
Мать распродавала драгоценности, старые театральные костюмы, шила сорочки за гроши, нанималась в сиделки. Но этих средств не хватало, чтобы прокормить Чарли и его сводного брата. «От голодной смерти нас спасали лишь дары благотворительности — талончики на суп да посылки для бедных», — вспоминал Чарли Чаплин. Дальше наступила катастрофа: душную маленькую комнату пришлось сменить на работный дом, последнее пристанище нищих и убогих. Оттуда детей отправили в сиротский приют. Зато в приюте Чарли начал ходить в школу и даже выучился писать свою фамилию.
«Когда в судьбу человека вмешивается злой рок, он не знает ни жалости, ни справедливости », — пишет Чаплин в книге «Моя биография». В 37 лет у матери обнаружилось душевное расстройство, ее отправили в больницу, а дети перешли на попечение отца и мачехи, тиранившей своих пасынков. К счастью, болезнь еще не совсем завладела миссис Чаплин: вернувшись из клиники, она снова предпринимает отчаянные попытки выкарабкаться на поверхность. В 1901 году умер Чаплин-старший, оставив в наследство детям замызганный выходной костюм и суконные шлепанцы, в которых было вложено по апельсину. Под одним из апельсинов оказалась монетка в полсоверена — целое состояние. Со смертью отца семья лишилась даже тех жалких алиментов, которые он мог обеспечить.
Чарльз вместе с братом Сиднеем были вынуждены. оставить школу и искать работу. Будущий миллионер сменил множество профессий: рассыльный в мелочной лавке, регистратор в приемной у врача, обязанный к тому же выливать принесенную на анализ мочу, слуга, стеклодув, учитель танцев Но еще раньше началась его артистическая карьера. Восьмилетним ребенком, чтобы помочь матери, он поступил в танцевальный ансамбль, а в 12 лет его взяли на роль мальчика-посыльного в спектакль «Шерлок Холмс». Скромные ангажементы позволили Чарли даже почувствовать себя счастливым — если бы не болезнь матери Приступы помешательства у нее случались все чаще. Потом, даже став мировой знаменитостью, Чаплин так и не смог спасти ее от надвигавшегося безумия. Ханна умерла в клинике в 1928 году. «Несмотря на нищету, в которой мы были вынуждены жить, она уберегла нас с Сиднеем от влияния улицы и внушила, что мы не просто нищие, что мы не такие, как все прочие обитатели трущоб, что у нас — особая судьба», — напишет он с благодарностью в своей книге.
В 17 лет Чаплину наконец-то повезло: он получил место в труппе Фреда Карно, где, собственно, и началась его карьера комика. В театре Карно, сохранявшем лучшие традиции английской пантомимы, он овладел искусством мима, акробата и эквилибриста. Чарли заметила пресса, публика была в восторге от его спектаклей. Но, несмотря на первые сценические успехи, Чаплин чувствовал себя одиноким. Он часто, даже слишком часто навещал проституток. Но эти визиты не отменяли его стремления к настоящей любви. «Свое представление о романтических отношениях я почерпнул из театральной афиши, изображавшей девушку, которая стояла на скале, а ветер играл ее длинными волосами. Я воображал как брожу с ней по росистым холмам, упиваясь трепетным чувством и красотой природы. Но то была чистая романтика, а юношеская любовь — это совсем другое. Взгляд, два-три слова (обычно удивительно глупых) и в несколько минут жизнь становится иной Так случилось и со мной». Ее звали Хетти. Хетти Келли, маленькая балерина с огромными карими глазами, изящной фигуркой и по-детски припухлыми губами, самая проворная и смешливая девушка из музыкального шоу «Янки Дуддс герлс». Он столкнулся с ней за кулисами. И тут же, не смущаясь своего шутовского вида (он играл в спектакле пьяницу), назначил свидание. «Но ведь я даже не знаю, как вы выглядите без этого красного носа », — рассмеялась девушка. На следующий день Чаплин принес ей лучшую свою фотографию. Хетти, удивившись, что настойчивый ухажер слишком молод — ей казалось, что ему лет тридцать, — все же согласилась.
Чаплин решил ухаживать красиво: выходной костюм, щегольская эбеновая трость, в кармане — целых три фунта. Достаточно, чтобы прокатить девушку на такси и пообедать в элегантном «Трокадеро». В такси он без конца повторял: «Я знаю, что еще пожалею об этих минутах — вы слишком прекрасны!» — чем страшно смущал Хетти. Потом они бродили по набережной Темзы — «Я испытывал невыразимое блаженство, и мне казалось, что мы гуляем в раю ». Три утра подряд он встречал ее у дома и, взяв за руку, провожал до метро. На четвертый день роман закончился. Чаплин, как обычно, ждал Хетти у ворот, но на этот раз она была холодна, даже не подала руки. Он начал было шутливо упрекать девушку, что та совсем не любит его; Хетти отрезала: «Вы требуете слишком многого. В конце концов, мне только пятнадцать лет, и вы на четыре года старше меня ». Ошеломленный Чаплин вдруг решился: «А вы согласились бы выйти за меня замуж?» — и получил отрицательный ответ. Потом, раскаявшись в своей поспешности и настойчивости, он еще раз приходил к Хетти домой в надежде что-то спасти. Но прием был краток и холоден. Эта первая несостоявшаяся любовь надолго оставила след в его душе. Через год, вернувшись с парижских гастролей, он снова отправился бродить возле ее дома. Но дом был пуст. Прождав несколько часов, Чаплин развернулся, чтобы уйти: и вдруг — чудесная случайность, он увидел Хетти, идущую по улице
Встреча оказалась безрадостной: она снова отвергла его. Потом, уже став невероятно знаменитым и богатым, он, оказавшись в Нью-Йорке, случайно узнал, что Хетти гостит у своей сестры на Пятой авеню. Чаплин так и не решился зайти, до темноты протоптавшись на противоположной стороне улицы. А еще спустя несколько лет, уже успев не однажды влюбиться, жениться и даже развестись, Чарльз получил от нее письмо. Хетти давно вышла замуж и, кажется, была счастлива. «Помните ли вы еще ту маленькую глупую девочку?» — писала она и приглашала в гости. И Чаплин, давно собиравшийся в Европу, вдруг заторопился. В поезде, шедшем в Лондон, его соседом по купе — опять случайность! — оказался брат Хетти, Артур. Чаплин, предвкушая долгожданную встречу с Лондоном и первой любовью, даже не сразу понял, что сказал ему Артур. «Хетти умерла » Это был сильный удар. И через 60 лет он в подробностях будет помнить все их свидания и даже ее запах — запах мыла «Солнечный свет», которым она умывала лицо.
МИЛЛИОНЕР-ХОЛОСТЯК
Англичанка Хетти Келли была первой и единственной девушкой, которая отказала Чаплину в любви. Америка подарила ему не только славу, деньги, ошеломляющий успех, но и сотни любовных побед. Голливудская карьера Чаплина началась почти случайно. В 1913 году театр Карно, где работал Чарли, гастролировал в Америке. Продюсер и режиссер Мак Сеннет, оказавшийся на спектакле, был покорен игрой молодого английского актера, который очень забавно изображал на сцене пьяного. Сеннет немедленно предложил 24-летнему Чаплину сниматься в кино на его студии. Гонорар был внушительным — тысяча долларов в месяц. Его первая картина «Зарабатывая на жизнь», как и другие дебютные ленты, была довольно примитивной «комедией пощечин». Полицейские ловили проходимца, бродяга уворачивался, раздавал пинки, получал в физиономию тортом — в общем, фиглярствовал как мог. Знаменитый образ был найден почти случайно. Сеннет попросил Чаплина придумать комедийный грим на свой вкус. «По пути в костюмерную я мгновенно решил надеть широченные штаны, которые сидели бы на мне мешком, непомерно большие башмаки и котелок, а в руки взять тросточку Одеваясь, я еще не думал о том, какай характер должен скрываться за этой внешностью, но как только я был готов, костюм и грим подсказали мне образ Он и бродяга, и джентльмен, и поэт, и мечтатель, а в общем — одинокое существо, мечтающее о красивой любви и приключениях». Поскольку первые же ленты с участием Чарли имели успех, очень скоро актер взбунтовался и вытребовал себе право снимать картины собственным сценариям.
Чаплин совершил переворот в немом кино. Ему удалось синтезировать новый жанр, смешавший традиции английской эксцентрики, американского комического кино, социальной сатиры и мелодрамы. Он создал гениальный образ бродяги Чарли, смешного и трагичного, раздавлен обстоятельствами и побеждающего их. Человечка, которого Эйзенштейн назовет Его Величество Дитя.
Карьера развивалась стремительно первый год Чаплин снялся в 35 фильмах. Кинопродюсеры рвали актера на части — он переходит из студии студию, требуя все больших гонораров. «Мне было двадцать семь лет, меня не обременяли никакие заботы, а будущее сулило быть сказочным. Скоро я должен был стать миллионером — все это чуть-чуть смахивало на бред. Деньги лились рекой Бесспорно, успех меняет в ни человека все». В 1918-м он уже заработал свой первый миллион. В следующем году вместе с Дэвидом Гриффитом, Мэри Пикфорд и Дугласом Фэрбенксом основал независимую кинокомпанию «Юнайтед артистс». В 1923-м он стал уже владельцем собственной фирмы «Чарльз С. Чаплин Филм Корпорейшен». Теперь Чаплин — один из самых завидных голливудских женихов. В начале своей кинокарьеры он свел близкое знакомство с красавицей Эдной Первиэнс. Актриса сталa постоянной партнершей Чарли-бродяги во многих фильмах, и он даже хотел на ней жениться. Но Эдна никогда не настаивала на браке, ожидая инициативы от Чана. К тому же она была ревнива, и Чарли, который слишком часто давал к этому повод, раздражался. Они расстались, но не как враги, а как друзья. Эдна была единственной актрисой, которая, даже перестав сниматься у Чаплина, до конца своих дней оставалась сотрудником его компании и регулярно получала у него жалованье.
ОН ЛЮБИТ НЕПРИЯТНОСТИ
В донжуанском списке Чарли значатся и бесчисленные старлетки, и знаменитые актрисы. Имена первых история не сохранила — их было слишком много. Имена вторых актер сам всячески пытался утаить. В книге «Моя биография»-Чаплин тщательно обходит моменты, связанные, с его романами и даже браками. Многие женщины проходят через его воспоминания лишь пунктиром — остается только догадываться, что связывало их. Чаплин в автобиографии стыдлив и целомудрен. Возможно, это самый правильный выбор — все остальное досочинила за него пресса. А он даже как будто оправдывается: «Писать сценарии, играть самому и ставить фильмы пятьдесят две недели в году — это требовало все-таки неимоверных усилий и изнурительного расхода нервной энергии. После каждой картины я чувствовал себя разным и вконец измученным — мне необходимо было хотя бы день пролежать в постели Я старался, чтобы романы не мешали моей работе. А когда страсть все-таки прорывалась сквозь преграды, все обычно выходило не слава богу: либо перебор, либо недобор. Но работа все-таки была для меня важнее всего » Между тем в современном масскульте сложился миф Чаплине как о сексуальном гиганте, настоящем сатире, который в совершенстве владел своим орудием, называя «восьмым чудом света». Его скандальная репутация соблазнителя не останавливала даже звезд первой величины. Говорят, что он встречался с Гретой Гарбо. Говорят, что он снимал на вечер ресторан, чтобы отобедать наедине с Анной Павой. Что у него был почти официальный роман с немецкой кинодивой Полой Негри и тайный — с актрисой Мерион Дэвис, любовницей газетного магната Уильяма Херстa. С этим эпизодом связана знаменитая голливудская легенда: Херст в припадке ревности застрелил продюсера Томаса Инса, приняв его за Чаплина. Скандал удалось замять — это стоило магнату миллиона доллров. Еще одна трагедия — самоубийство Марины Вега: девушка покончила с собой из-за Чаплина. Но самые большие неприятности в жизни актера были связаны с пристрастием к нимфеткам. Образ первой несовершеннолетней любви будет воскресать на протяжении в его жизни, почти в каждом серьезном романе. Поэтому два из четырех его браков оказались вынужденными очень неудачными.
Неприятность номер один звали Милдред Харрис. Она была очень мила, очень глупа, зато обладала железной хваткой. Ей было шестнадцать. Некоторые источники указывают на возраст 14 лет. Сам Чаплин уклончиво пишет, что «ей не исполнилось еще и девятнадцати», Милдред была известна тем, что в 10-летнем возрасте снялась в кино обнаженной.
Чаплин встретил ее на вечеринке и только подвез до дома — даже не собирался начинать роман. «Я испытывал к ней определенное влечение, но затевать романтическое ухаживание, которого от меня ждали, мне о просто лень». Но был как раз период между съемками, и все произошло как-то само собой. Вернее, Мидред сделала все, чтобы это произошло. «Во время работы женщины меня никогда не интересовали, но между картинами, когда мне нечего было делать, я становился уязвим». Милдред оказалась настоящей охотницей. Она звонила, назначала свидания, была обворожительна и уступчива. А через несколько недель сообщила Чаплину о своей беременности. Церемония бракосочетания была «до ужаса простой и деловитой». Он даже забыл поцеловать новобрачную. Сам актер утверждал, что этот союз отрицательно сказывался на его творческих способностях. Работа не клеилась. Кстати, беременность Милдред не подтвердилась. Только через год после свадьбы у них родился ребенок, который прожил всего три дня. (По иронии судьбы именно в это время у него появилась идея первого полнометражного фильма «Малыш», где вместе с бродягой Чарли снимался пятилетний Джекки Куган, ставший после выхода картины настоящей звездой.) Брак разваливался, к тому же Чаплину рассказали, что жена неверна ему. «По натуре Милдред не была злой, но она была безнадежно зоологична. Я никогда не мог добраться до ее души — она у нее была забита каким-то розовым тряпьем и всякой чепухой». Не правда ли, гениальная характеристика галантерейной пустышки в стиле Барби? По калифорнийским законам он должен был ей выплатить 25 тысяч долларов, но предложил 100 тысяч, чтобы Милдред впредь не предъявляла ему никаких претензий. Чаплин снова был холост.
ЛОЛИТА
Второй брак стал для актера настоящей драмой. Девушку звали Лилитта Макмюррей. В историю кино она вошла под псевдонимом Лита Грей, сыграв главную роль в «Золотой лихорадке». Когда она познакомилась с Ча-плином, ей не исполнилось еще и шестнадцати. Школьница Макмюррей по вечерам работала в кондитерской своего отца, недалеко от киностудии. Чаплин кинулся на штурм очередной крепости. Но девушка была неприступна. И сдалась не раньше, чем добилась для себя дебютной роли (в картине «Малыш» она сыграла очаровательную крошку с длинными ногами). Уникальный случай: все актрисы в картинах Чаплина, как правило, уже были его любовницами. Вдохновленный победой, Чарли заключил с Макмюррей контракт на съемки в «Золотой лихорадке». Роман был бурным и страстным — до тех пор, пока не обнаружилось, что Лилитта беременна. Чаплин настаивал на аборте, обещая в качестве отступного 20 тысяч. Но у семейства Макмюррей были другие планы. Родственники в сопровождении адвокатов заявились к Чаплину прямо в разгар съемок, продемонстрировали коллекцию фотографий (они недвусмысленно указывали, что он совратил несовершеннолетнюю Лилитту), пригрозили растлителю штрафом в 10 миллионов долларов и 20 годами тюрьмы и предложили сделку: женитьба в обмен на молчание. Даже через несколько десятков лет в «Моей биографии» Чаплин не нашел для Лилитты ничего, кроме общих слов: «Я не стану касаться подробностей этого брака — у нас двое взрослых сыновей, которых я очень люблю. Мы прожили с женой два года, пытаясь создать семью, но ничего не получилось; у обоих осталось лишь чувство горечи».
Недолгий и несчастливый брак закончился омерзительным скандалом. Лилитта подала иск о разводе, где в подробностях перечисляла все грехи Чаплина. Он был груб с ней и детьми, он заставлял ее сделать подпольный аборт, он изменял ей, в том числе с несовершеннолетними, он пользовался услугами проституток, он читал ей выдержки из запрещенного романа «Любовник леди Чаттерлей», он предлагал пригласить в супружескую постель еще одну девушку, он пытался сфотографировать ее во время И так далее, на несколько десятков страниц. Самое забавное, что в числе обвинений значился и пункт «он заставлял меня вслух читать газеты». Документ стал достоянием публики: на каждом углу желающие могли приобрести отпечатанный в типографии экземпляр всего за 25 центов. Скандальный судебный процесс завершился выплатой Лилитте Грей астрономической суммы в 625 тысяч долларов (вместо заявленного миллиона). А Чаплин на какое-то время оказался в клинике нервных болезней.
Как утверждают некоторые исследователи, эта чудовищная история обогатила русскую и англоязычную литературу гениальным произведением. Лилитта — Лолита, Грей — Гейз. Долорес Гейз. Набоков, автор «Лолиты», приехал в Штаты в 40-х, в разгар очередной серии скандалов, связанных с Чаплином. Против него снова было возбуждено дело. На этот раз актриса Джоан Бэрри подала судебный иск о признании Чаплина отцом ее ребенка. В истории Джоан-Чаплина и Лолиты-Гумберта много пересечений: и автомобильное путешествие из Калифорнии и обратно, и ночевки в придорожных мотелях, и, наконец, сам судебный процесс. Естественно, снова всплыли и подробности скандала с несовершеннолетней Лилиттой Грей (что, возможно, и навело Набокова на мысль о Лолите). Публика на этот раз была настроена куда враждебнее. В дело вмешалась политика: Чаплин навлек на себя гнев маккартистской Америки, поскольку не раз одобрительно отзывался о коммунистах и к тому времени все еще не принял американского гражданства. Обвинения в аморальном поведении только добавили масла в огонь. Занятно, что после изгнания из США в 1954 году Чаплин с четвертой женой поселился в Швейцарии, в Веве, а в 1957-м в соседний городок Монтре приехал Набоков и начал работу над русской версией «Лолиты».
Но это будет позже, а пока Чаплин, едва оправившись после второго развода, снимает комедию «Цирк». Одна сцена фильма символична: разъяренные обезьянки терзают идущего по канату бродягу. В этой метафоре — вся обида и горечь Чаплина, который так и не простил американцам жестокой травли. И хотя это была не лучшая картина Чарли, он получил за нее своего первого «Оскара» по совокупности: за «гениальность сценария, актерского мастерства, режиссуры и продюсерства».
ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ
В 30-40-х годах творчество Чаплина достигло вершины. В 1931-м вышел его шедевр — «Огни большого города». Новый фильм — и новый роман. По сюжету бродяга влюбляется в слепую цветочницу, которую сыграл; Вирджиния Черилл. Разумеется, продюсер и режиссер влюбился в актрису. В этой картине Чаплин впервые использует звук — пока только как музыкальное сопровождение. «Наступали сумерки немого кино, и это было грустно, потому что оно начало достигать совершенства Хороший немой фильм говорил на языке одинаково понятном и интеллигентному, и массовому зрителю всей мира С приходом звука в кино очарование и беззаботность Голливуда канули в лету». В этот период практически все звезды немого кино вышли в тираж, на вершине остался только Чаплин.
Публика ломится на звуковые картины, продюсеры требуют именно их. Голливуд превращается в фабрику по производству фильмов, напичканную сложной и громоздкой техникой. Чаплин никак не может ужиться с механическими чудовищами, захватившими все съемочные площадки — «Разве можно было сохранять творческое состояние среди такого нагромождения железа?» Он становится ярым противником озвучания фильмов и остается в одиночестве: кроме него, в Америке больше никто уже не снимает немое кино. Но и Чаплина начинают мучить сомнения — он даже размышляет, не пора ли заговорить его герою: «Я задумывался и о том, какой голос мог бы быть у моего бродяги. Может быть, он должен говорить односложно или просто бормотать?» И все же Чарли прекрасно понимает: основа его искусства — пантомима, изысканный трюк, а звук убьет наивное очарование немой мелодрамы. Тем не менее Чаплин находит применение своему гению и в звуковом кино: он начинает сочинять музыку к своим фильмам. Прелестную романтическую мелодию к «Огням большого города» он пишет сам. Потом этот опыт будет блистательно продолжен в поздней картине «Огни рампы» (1952), где Чаплин поставил себе задачу сочинить «балетную» тему — музыку, на которую можно было бы наложить хореографию.
И все-таки он заговорил! Впервые голос Чарли публика услышала в «Новых временах». В этой картине, посвященной трагической и уморительно смешной истории выживания бродяги в Америке, где технический прогресс и его величество конвейер перемалывают маленького человека, герой исполняет песенку. А первым по-настоящему звуковым фильмом стал «Великий диктатор», виртуозно сделанный антифашистский памфлет. Кстати, некоторые склонны считать, что Гитлер позаимствовал свои усики у бродяги Чарли, надеясь стать не менее популярным, чем Чаплин. Так что для «Великого диктатора» актеру даже не пришлось особенно гримироваться.
С этими двумя фильмами связана еще одна романтическая история в жизни Чаплина. Главные роли в «Новых временах» и «Великом диктаторе» сыграла Полет Годдар, третья жена Чаплина. Их объединило одиночество. «Она недавно приехала из Нью-Йорка и еще никого не знала в Голливуде. Для нас обоих эта встреча была подобна встрече Робинзона Крузо с Пятницей». Они совершали далекие автомобильные прогулки, путешествовали на яхте, ездили на скачки и пикники. Поженились без помпы — во время совместного путешествия на Восток (по маршруту Гонолулу — Токио — Гонконг). Брак 45-летнего актера и 22-летней Полетт складывался относительно благополучно. Кинокарьера актрисы началась еще до встречи с Чаплином — она была не из тех, кому любой ценой нужны были его связи и возможности. К тому же Полетт была достаточно состоятельна — в Голливуде сразу обратили внимание на девушку из массовки, приходившую на съемки в мехах и бриллиантах. Кстати, с этим связан один забавный эпизод. На первую съемку в «Новых временах» Полетт заявилась в роскошном платье от известного кутюрье и с высокой прической. Чаплин, не долго думая, взял ведро воды и выплеснул его на партнершу, а потом спокойно сказал оператору: «А вот теперь можно снимать». Помимо денег и красоты в активе Полетт имелись талант и ум. Она была достаточно талантлива, чтобы сделать их общий дом одним из самых уютных и гостеприимных в Голливуде. И она была достаточна умна, чтобы подружиться с двумя сыновьями Чаплина от второго брака. В гостиной Полетт и Чарли бывали Герберт Уэллс и Олдос Хаксли, композитор Джордж Гершвин и ученый Альберт Эйнштейн, Игорь Стравинский и Владимир Горовиц. Полетт угощала гостей икрой и шампанским, а Чаплин — интеллектуальной беседой.
Готовясь к роли, Годдар брала уроки хореографии, актерского мастерства и даже сценической речи, хотя фильм был немым. Бесценный опыт работы с Чаплиной и эти уроки не пропали даром: Полетт сделала хорошую профессиональную карьеру — единственная из его партнерш. На ее счету более 40 картин. Ее даже утвердили на роль Скарлетт в знаменитой постановке «Унесенные ветром» — пробы были великолепными. Однако внезапное появление англичанки Вивьен Ли поставило крест на звездной карьере Полетт Годдар.
Брак просуществовал восемь лет, хотя, как пишет Чаплин, через год в их отношениях уже наметился разрыв. Не в последнюю очередь этому способствовало дурное настроение актера, мучительно пытавшегося бороться с наступлением эры звукового кино. К тому же он так и не оставил своих прежних увлечений, за что и поплатился. Бойкая журналистка Мэй Ривс, талантливо прикинувшись шестнадцатилетней школьницей, соблазнила Чаплина, а потом выпустила скандальную книгу, в которой подробно описала их роман, длившийся полгода. Вскоре супруги разъехались, а после завершения съемок «Великого диктатора» официально развелись. Полетт собрала вещи и покинула особняк в Беверли-Хиллз. Она не предъявляла никаких претензий — просто отправилась в Мехико, чтобы получить там развод. «Грустно было в моем доме. Не так-то просто разорвать то, что связывало тебя с человеком целых восемь лет», — вспоминал Чаплин. В последний раз они встретились в 1971 году. После долгих уговоров 82-летний патриарх приехал в Америку, чтобы получить почетный «Оскар». На церемонии Полетт и Чарли нежно обнялись.
Но это в будущем, а тогда, вскоре после развода, Полетт Годдар встретила в Нью-Йорке Ремарка и стала его женой. А Чаплин нашел главную любовь своей жизни 17-летнюю Уну О'Нил.
- 1
- 2