АСПСП

Цитата момента



Взрослые заставляют нас признаваться, а сами никогда не признаются детям!
Дети.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Молодым людям нельзя сообщать какую-либо информацию, связанную с сексом; необходимо следить за тем, чтобы в их разговорах между собой не возникала эта тема; что же касается взрослых, то они должны делать вид, что никакого секса не существует. С помощью такого воспитания можно будет держать девушек в неведении вплоть до брачной ночи, когда они получат такой шок от реальности, что станут относиться к сексу именно так, как хотелось бы моралистам – как к чему-то гадкому, тому, чего нужно стыдится.

Бертран Рассел. «Брак и мораль»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка

щелкните, и изображение увеличитсяО сомнении

(эмоциональный практикум для взрослых)

Вы, может быть, не согласитесь с таким подчёркнуто уважительным отношением к сомнению. Но это, на наш взгляд, необходимо, чтобы сместить некоторые акценты. Сложился определённый стереотип, при котором авторитет взрослого как бы существует сам собой. Ещё бы! Ребёнок смотрит на взрослого снизу вверх. Взрослый кое-что знает, кое-что повидал — уже достаточно для как бы естественного превосходства. Но ведь ребёнку так много хочется узнать, разобраться, понять причины самых различных явлений, и взрослые порой недооценивают возможности восприятия детьми полноты и даже сложности ваших ответов на их вопросы. Мы здесь не говорим, конечно, о тех взрослых, которые просто отмахиваются от многочисленных вопросов детей, надеемся среди наших читателей — родителей и воспитателей — таких нет. Зато многие взрослые, отвечая детям, бывают кратки и слишком категоричны. Ответят — как отрубят. И ребёнок остаётся с ощущением, что это — единственно возможный ответ, и перестаёт интересоваться данным предметом. Ваш псевдоавторитет сохранён; здесь, конечно, уверенность и категоричность и соответствующее умное выражение лица взрослого делают своё дело. Но наша память творит чудеса. Известно много случаев, когда какие-то эпизоды, речи, высказывания, воспринятые в детстве как единственно верные, неожиданно всплывают в более позднем возрасте, когда дети уже владеют знаниями, некоторым опытом, — и вдруг обнаруживается недостаточность, неубедительность ваших категоричных ответов. Вы давно это забыли. А дети присматриваются к вам с удивлением и сомнением… Правда, есть и такая категория детей, которые очень скоро подхватывают нашу некомпетентность и категоричность. Один мыслитель сказал: "Обыкновенный средний человек совершенно не сознаёт размеров своего невежества".

А роль воспитателя — столь ответственна и требует особых качеств от самого обыкновенного человека. Приходится становиться необыкновенным! Подумайте, такая возможность — вместе с любознательными детьми расширить и обогатить свои знания. Допустим, ребёнок задаёт вам вопрос, а вы не очень сведущи в- этой области. Ответьте, насколько вам позволяют знания, но обязательно сознайтесь, что это недостаточно, что вот в этом вы сомневаетесь и т.п. Но предложите вместе поискать более полный ответ. Ведь существуют детские энциклопедии и словари. Вы получите большое наслаждение от таких поисков.

"Сознавая размеры своего невежества" и стремясь прорваться сквозь него, мы только приобретаем в глазах детей, а не теряем. В школьном подростковом возрасте всё это выплывет наружу. Вы либо обнаружите некомпетентную ни в чём категоричность (тогда вы смотритесь в зеркало!), либо вы, возможно, потеряете доверяющего вам партнёра, прислушивающегося собеседника.

Взрослые очень любят давать советы детям, совершенно забывая о том, что прежде, чем вы успеете дать совет, у вас его должны попросить (речь идёт о подростках). А чтобы заслужить это право, фундамент надо заложить в детстве.

Оставляйте свои ответы открытыми, возвращайтесь к ним снова и ребёнка настраивайте на то, чтобы здесь ещё можно много добавить, возможно, изменить какие-то неточности, прямо скажите, в чём вы сомневаетесь.

Учите и детей сомневаться, учите на собственном примере. Это, конечно, совсем не значит, что надо испытывать неуверенность и в простых жизненных ситуациях (хотя их простота порой бывает только поверхностной). В быту неуверенности не место, ребёнок должен чувствовать себя надёжно защищенным. Но в общении — другое дело! Узколобая категоричность часто сочетается с авторитарностью — для воспитывающих взрослых — это крайне нежелательная позиция. Часто успешная с дошкольниками, она негативно влияет на детей старшего возраста: калечится и эмоциональный профиль, и познавательные потребности детей. Не дай Бог, таких воспитателей!

Кстати, о Боге, о религии и вере. Особо распространяться на эту тему не будем, поскольку это — глубоко личное дело родителей — воспитывать ли в вере или нет. Пусть вам подскажут ваше сердце, знание и собственное мировосприятие. Но если вы, например, гуляя вместе с детьми зайдёте в церковь, будет только прекрасно. Ведь религия — это часть нашей культуры. Ребёнок нуждается в новых и самых различных впечатлениях. А в церкви — и тихая необычная торжественность, и возносящая духовная музыка, отличающаяся от всего привычного архитектура, колокольный звон. Даже самые шумные, подвижные дети затихают в церкви. Замечали?

И ещё у нас остался один небольшой, но деликатный вопрос. Так вот: если ваш ребёнок показывает пальцем на картину или скульптуру и кричит: "Голый дядька", или, увидев на выставке, например, обнажённую фигуру, начинает хихикать, значит, вы упустили важный момент в воспитании — спокойное восприятие изображённого человеческого тела. Позднее придёт эстетическое восприятие, а пока пусть учится у вас спокойно и достойно реагировать на такие вещи.

Если у вас дома или в детском саду имеются книги и альбомы по искусству (или коллекция вырезанных из журнала репродукций картин), вы, конечно, рассматриваете их вместе с ребёнком, делитесь своими впечатлениями? Это — незабываемые минуты для ребёнка, хотя он и не всё ещё понимает и чувствует, как взрослые.

ЗДРАВСТВУЙ, ДАЙНИЯ, И ПРОЩАЙ!

щелкните, и изображение увеличитсяПроснувшись утром, Даша внезапно вспомнила про серебряную подковку из Удивляндии, которая почему-то досталась Мише. Ещё не успев по-настоящему проснуться, она закричала брату:

—Дай! Отдай подковку!

Миша даже задохнулся.

- Ты, что? Спятила?—тоже заголосил он. —Это моя подковка. Не отдам!

 - Ну подари, — сурово, с угрозой произнесла Даша; она наклонила голову и свела брови.

- И не подумаю, — отвернулся от неё брат.

Даша закусила губу, но промолчала… Пока.

…За завтраком Даша как невзначай обратилась к маме:

- Мам, пусть Мишка мне подковку подарит.

- Какую ещё подковку? — машинально переспросила мама. Она очень спешила. Утро… Всем по делам надо. — А чей сегодня день рождения? — пошутила мама и опять заспешила.

В детском саду Даша попыталась хитростью завладеть подковкой, то есть просто-напросто влезть в карман куртки, когда дети разделись. Но Миша был начеку: он переложил подковку в карман шортиков.

Чем больше сопротивлялся Миша, тем больше хотелось Даше заполучить эту блестящую вещичку.

…И вот вечером — встреча с Натали. Дети сидят спинами друг к другу, лица нахмуренные, даже Натали не улыбнулись. Натали опять забыла требование Миши и спросила встревоженно:

- Что такое? В чем дело?

Дети молчали.

Не дождавшись ответа, Натали достала волшебный лорнет и посмотрела на детей.

- Всё ясно. Как жаль! — Натали совсем погрустнела. — Придётся нам спешить в Дайнию, —и она взмахнула страусовым веером.

Дайния сначала показалась им совсем обычной, похожей на нашу страну Но вот по улице пробежал коротенький сосредоточенный человек, он очей спешил. Лицо у него было какое-то жёлто-зелёное, глаза меняли цвет. Потоп в другую сторону пробежала группа таких же коротеньких и жёлто-зелёньи человечков.

- Кто это? — прошептал Миша. — Какие у них здесь законы?

Натали с интересом посмотрела к мальчика: он уже понимает, чти попадая в другую страну, над интересоваться её законами, в традициями. "Правда, он пока не понимает, что надо уважать чужую культуру, чужие традиции, — подумал Натали. —Он просто боится попасть опасную ситуацию… Но всё же, во же…".

- Это, дайки, постоянные жители Дайнии. Будьте внимательны, господ; они очень бесцеремонные, — и Натали почему-то смутилась и взглянула на Дашу. Но Даша ничего не заметила: она рассматривала дайков.

- А почему они такие жёлто-зелёные? —спросила девочка.

щелкните, и изображение увеличитсяНе успела Натали ответить, как трое дайков окружили детей.

- Дай, дай, дай, —пронзительным писклявыми голосами закричали он детям и Натали.

- Даже не поздоровались! - возмутился Миша. Ему почему-то сейчас хотелось, чтобы жители незнакомой Дайнии проявили к ним внимание.

- Чего они хотят? —крутила головой Даша и таращила глаза.

Натали повыше подняла веер, а Миша зажал в кулаке серебряную подковку, а руку спрятал в карман.

- Дай, дай, —визжали дайки. —Не хотите так давать, —сказал один из них,—тогда дарите!

Он прямо на глазах позеленел ещё больше.

-Боже! Какой ужас!—ужаснулась Натали и постаралась уберечь от назойливых дайков веер и сумочку, в которой было очень много важных вещей.

А Даша, как только услышала про подарки, сначала подумала: "Где я это недавно слышала?" и тут же покраснела, у неё даже руки опустились. Она перестала защищаться, и обрадовавшиеся дайки воспользовались её беспомощностью: один изловчился и сорвал с её головы заколку, а другой — оторвал пряжку от туфли.

Тогда Натали решительно открепила букетик искусственных цветов от платья и протянула его третьему дайку.

- Пожалуйста, примите от меня в подарок, я хотела бы просить вас… — очень вежливо начала Натали.

Но дайк просто выхватил из её протянутой руки букетик своей загребущей лапкой, и глазки его стали переливаться сине-жёлто-зелёным огнём.

"Что будет дальше? — думала бедная Даша, оставшаяся без заколки и пряжки. — Они ведь, если не уйдут, нас совсем разденут. Какая отвратительная страна, эта Дайния!", но, вспомнив сегодняшнее утро, она опять покраснела и, конечно, опять потеряла бдительность. Дайкам только этого и надо было. Они опять закричали:

—Дай, дай! Подари! —и уже брали кольцом растерявшуюся Дашу.

Но тут на противоположной стороне улицы появился ещё один дайк — очень нарядный с букетом цветов и с коробкой, перевязанной розовой ленточкой, наверное, торт или конфеты. Дайки одновременно повернули свои жёлтые личики к дайку с букетом. А тот шёл себе и не чуял опасности. Трое дайков издали клич: "Даёшь!!" и ринулись через улицу к нарядному дайку. Тот сразу всё понял и понёсся от них. Дети и Натали ещё долго слышали шум погони и различали вопли: "Дай, дай!" и, наконец, всё затихло.

Даша молчала, опустив голову.

- Натали, скажи, пожалуйста, —спросил Миша, продолжая сжимать рукой подковку в кармане, —они так всё друг у друга отнимают?

Натали тяжело вздохнула:

- Да, к сожалению. Дайки просто не переносят, когда у другого что-то есть, им тут же хочется отнять…

- Но почему?—спросил Миша и покосился на Дашу.

Натали вздохнула ещё тяжелее, чувствовалось, что ей неприятно об этом даже говорить:

- Они очень завистливы и просто не переносят, когда другой имеет что-то — книгу, конфеты, дом или талант…

- Ка-а-ак? — поразился Миша. — Они и талант тоже отнимают? Тоже кричат "дай, дай".

-— Нет, что вы, Мишель, — возразила Натали, — они не такие глупые, как кажется. Кроме слов "дай, подари", они, конечно, знают и очень много других слов, но почти ими не пользуются. А вот талант не отнимешь, как букет или торт. Но здесь они поступают ещё хуже. Дайки отбирают у талантливого всё имущество и изгоняют из страны. Хоть жизнь оставляют, а раньше бывало совсем страшно… Видите, какие у них высокие заборы. Они прячут за ними всё друг от друга.

- Как можно так завидовать! —возмутился Миша.

- Наверное, можно, — вдруг прошептала Даша. — Прости, Миша. Я больше так не буду.

- Ты о чём? — смутился Миша. Он что-то не мог припомнить случая, чтобы сестра перед ним извинялась. Но они посмотрели друг другу в глаза и всё поняли.

И Миша улыбнулся первый, тогда, следом за ним робко улыбнулась и Даша.

Тут из-за одного забора выскочила жёлтая, вся ощерившаяся собачонка. Она налетела на детей и тявкнула злобно: "Дайф!". Собачонка вцепилась зубами в кружевную оборку Натали, оторвала кусочек и явно довольная убежала

Налетел ветер. В его завывании слышалось: "Да-а-уй". Ветер не успокоился, пока не сорвал листья с ближайших деревьев. Он и ребят бы закрутил своим вихрем, но Натали решительно прикрыла их спаситель­ным веером.

Дайнинский ветер ещё шевелил волосы на головах детей, а они уже лежали в своих кроватках. И Натали ещё была тут.

- Как хорошо, что ты ещё не удалилась из нашего времени, Натали, — обрадовался Миша. Его очень мучил один вопрос. — А вот подарки, разве можно их требовать?

- Ну, конечно, нет, Мишель. Это такое счастье — дарить подарки, — Натали мечтательно посмотрела в потолок. — Подарок сначала обдумывают, ищут или готовят. А потом… Так приятно радоваться вместе с тем, кому даришь.

- Ну, ладно, с подарками… А вот если Костя Пронин рисует лучше меня, — с горечью вымолвил Миша, —да он вообще лучше всех рисует в детском саду. Даже лучше воспитательницы! — Миша даже слегка начал задыхаться от такой несправедливости… — Пусть бы он ходил в другой детский сад, — добавил мальчик, и ему стало как-то не по себе.

- Вы серьезно? Кроме шуток? — страшно удивилась и даже не поверила Натали. —Это должно понравиться дайкам.

Натали стало очень жалко Мишу, но она всё-таки договорила, что хотела:

- Понимаете, Мишель, зависть так обгладывает человеческую жизнь — даже страшно… А радоваться успехам других — это тоже талант. Вот увидите, вы даже рисовать будете по-другому, гораздо лучше.

- От зависти позеленеть можно, — вдруг заявила Даша. И Мише сразу вспомнились жёлто-зелёные, сморщенные от зависти личики дайков.

- А какой главный город в Дайнии?—спросил мальчик.

- Простите, сейчас вспомню, — Натали задумалась. — Ах, да. Глазозавидущинск. Вот такое длинное название.

- Я так и думал, —почти обрадовался Миша. —Не совсем догадался, но что-то похожее думал, —перед Натали как-то трудно было врать.

- Пора спешить, — опомнилась Натали. — Уже поздно. Спокойной ночи, мои дорогие, —ласково прошептала Натали.

- Ой, боюсь, мне эти противные дайки приснятся, —зевая, пробормотала Даша.

- Не беспокойтесь, — тихонечко засмеялась Натали. Она могла говорить на своём любимом французском языке — Миша не сделает ей замечания. Дети уже спали, и чтобы их сон был спокойным и приятным, она слегка помахала над ними своим пушистым веером. И тут же растаяла в воздухе.

Дети крепко спали, а возле кроватки Даши стояли её туфли с одной пряжкой…

щелкните, и изображение увеличитсяО собственности

(эмоциональный практикум для взрослых)

Ребёнок, который чаще других слов произносит "дай", требует к себе особого внимания. Может быть, у него нет своих собственных вещей, игрушек, и он старается завладеть чужими? Дети, конечно, должны иметь что-то, что для них ценно, чем бы они могли распорядиться по своему усмотрению (и даже подарить!).

В общей игре, конечно, детям не стоит "зажимать" свои игрушки. На то и общая игра! Нужно этому учить детей. Но требовать, чтобы при первом капризном заявлении "дай" даже со стороны карапуза ваш ребёнок мгновенно расстался с какой-то, может быть, очень любимой, очень ценной для него игрушкой или вещью, —это, извините, по отношению к нему жестоко. Попросить вместе с малышом разрешения посмотреть игрушку, продемонстрировать малышу образец такой деликатной просьбы —другое дело. Привычное правило, ставшее стереотипом "делится всем со всеми", всё же сомнительно. И никакого отношения не имеет к нравственному порыву: в критической ситуации поделиться с нуждающимся "последним куском хлеба".

Вообще-то это — очень тонкое дело, точнее, педагогическое искусство воспитать ребёнка так, чтобы он с радостью преподносил подарки, но не требовал их от других (можно, конечно, с замиранием сердца ожидать подарки, но не требовать!).

Тем более недопустимо отбирать понравившиеся предметы у других детей только на том основании, что у другого есть, а у меня нет. "Да, у тебя этого нет, но зато у тебя есть другие замечательные вещи, ведь правда?" — можете вы напомнить своему ребёнку. И особенно следите за собой. Взрослые порой и не замечают, как зависть, очень коварное и бесплодное чувство, начинает овладевать ими. "Ну, как же, у моего ребёнка этого нет! Что я хуже?.." Дети это моментально улавливают, так подпитывается зависть.

Наоборот, порадуйтесь, что у чужого ребёнка есть привлекательная вещь и пригласите ребёнка тоже порадоваться. Но и сами, даря что-то ребёнку, постарайтесь осуществить его мечту, если это позволяют, конечно, ваши возможности.

И уж обязательно (как бы вас это в глубине души ни ущемляло) радуйтесь вместе с ребёнком успехам других детей. Воспитателю совершенно необходимо владеть искусством —учить радоваться!

И здесь огромное значение будет иметь ваша собственная искренняя радость по поводу чьих-то успехов. Мы подчёркиваем — совершенно искренняя. Она без слов и назиданий может передаться детям.



Страница сформирована за 0.57 сек
SQL запросов: 174