КОМПАС
Когда одного капитана спросили: «Что такое корабль?», он ответил: «Это компас, под который, чтобы он мог плавать, подвели большую стальную коробку!»
Этим он хотел сказать, что компас на корабле — самый главный прибор, что без компаса корабль не корабль.
Действительно, как плавали до изобретения этого прибора?
Вот из порта вышел корабль. Осторожно перебирая веслами, он пускается плыть вдоль берега, робко крадется от мыса к мысу, входит в каждый залив, плывет, цепляясь за землю.
Разве это плавание!
Сейчас корабли плавают напрямик. Что ни курс на карте, то линия, проведенная по линейке.
Загляните в рулевую рубку. Перед рулевым на тумбе компас. В рубке — тишина. Компас — это спокойствие и уверенность корабля.
|
|
РУЛЕВАЯ РУБКА. |
|
— А что, разве компас на судне один?
— Нет, их несколько.
— И все одинаковые?
— Нет. Компасы бывают магнитные и гироскопические.
— А их не спутаешь?
— Тоже нет. У магнитного компаса под картушкой прикреплены магнитные стрелки. Они все время смотрят кончиками на север. Картушка плавает в жидкости и вместе со стрелками все время поворачивается северной меткой на север.
Гирокомпас устроен сложнее.
Вместо магнитных стрелок в нем работает волчок-гироскоп. Он тоже все время смотрит концом своей оси на север. Куда бы ни повернулся корабль, волчок удержит картушку в одном и том же положении. Вот почему она все время дрожит и щелкает — удерживается на месте. Понятно?
— Немножко.
— Гирокомпас спрятан в глубине судна. А у рулевого, штурмана, капитана стоят повторители — репитеры. Они повторяют за гирокомпасом: «Ваш курс столько-то градусов. Так держать!»
ЛОЦИЯ. В Балтийское море впадает много рек. Поэтому вода в нем слабосоленая. Приливы почти незаметны. Северная и средняя части моря зимой замерзают.
Промилле
Еще до того, как стать моряком, я встречал в книгах слово «промилле». А что это такое — не знал.
Помог случай.
Разговорились мы как-то в Кронштадте с одним парнем о рыбалке. Парня звали Гришей.
— Эх, — говорит, — и щуку я вчера в море за маяком вытащил. С костыль1
Гриша — парень серьезный: войну на эсминце плавал, ранен в ногу, кончает институт — шутить не любит. И вдруг — щука в море!
Известное дело: щука — рыба пресноводная, в море не живет. Про это даже сказки сложены. А тут — с костыль!
— Врешь ты! — говорю.— Откуда в море щука? Ты ее, брат, в реке или во сне видел. Спорим?
— Спорим!
Пошли мы на другой день на шлюпочке за маяк.
Раскинули перемет. Часа полтора подождали — тянем.
Дергает.
Вытащили — щука! Здоровенная, зубы, как гвозди. Если щелкнет — полруки прочь!
Что за притча! За бортом — море, в шлюпке — щука.
— Уф!—даже в жар меня бросило.
Перегнулся через борт, черпнул ладонью воду — и к губам.
А вода-то пресная!
И как я не сообразил: в Финский залив Нева течет, столько речек, кругом болота, озера… Эх, голова!
— Соли-то совсем нет! — показываю Грише на воду.
— Две, три промилле! — отвечает.
Тут он мне и рассказал: промилле, оказывается, мера солености: одна часть соли на тысячу частей воды. Две промилле — это на ведро чайная ложка. Какая уж тут соленость!
Выходит, щуки в море живут?
Живут, если им промилле разрешают.
Ходят по палубе матросы, стоят вахту, дежурят у механизмов, возятся около судовых шлюпок, перебрасываются короткими непонятными словами. Подойдем послушаем. Вот один моряк рассказывает другому: — Шли мы правый бейдевинд, смотрим, что-то она не то… — Уваливаться начала? — Приводиться. А справа и слева — банки. — Так вы что — срубили мачту? — Нет. Заело. О чем это они? Топором рубили мачту, кто-то кого-то заел — страшная история! Страшная? Нет, ничего особенного: просто один моряк- рассказывает другому, как они плавали на шлюпке, попали между двумя мелями, решили на время убрать мачту, мачта застряла… А рассказывает это он на своем, морском языке. Есть такой язык. Пол на судне называется «палуба», комната — «каюта», постель — «койка», стена — «переборка». Моряк не скажет «застряло», но «заело», «запирать» у него — «задраивать», «плыть» — «идти». Многие морские выражения для непривычного уха смешны: «срубить мачту», «выкинуть флаг», «отдать якорь»… Никому матрос свой якорь отдавать не собирается, мачту портить не будет, флаг за борт не выкинет. Все на судне по-своему. Придешь на судно — всему учись сначала. Так было и со мной. И первое слово, с которым пришлось столкнуться, было «абгалдырь». АбгалдырьО боцманах в училище мы наслышались много: боцман — хозяин палубы, бог чистоты и порядка. Боцманы — лихой народ и моряки отличные, но ругаются — страх! Не попадись ему на язык. И вот по палубе учебного корабля меня ведет боцман. Знакомит — что, где. Сначала подвел к железному крюку, лежавшему около якорной цепи, и сказал: — Абгалдырь! «Нехорошо!—подумал я.— Такой пожилой — и ругается. Нет, чтобы объяснить по-человечески». Потом боцман остановился около мачты, посмотрел куда-то вверх и произнес: — Фордун! «Совсем распоясался! — решил я. — Если он вздумает еще раз ругнуться, пойду к капитану!» Тут боцман отскочил в сторону да как закричит: — Полундра! «Ах так!—подумал я.— Иду немедленно…» Но тут меня хлоп по голове веревка! Отскочил я, задрал голову. Вижу — на мачте матрос. Это он веревку уронил. — Что же ты? — говорит боцман.— Кричал я тебе: «Берегись», а ты… — Ничего вы мне не кричали. — А «полундра» кто сказал? Голова еловая! Так вот оно что! Оказалось, «полундра» значит «берегись», «фордун»—веревка, которая идет от мачты к борту, «абгалдырь» — крюк, которым таскают по палубе якорную цепь. И еще оказалось, что боцманы ругаются редко — только когда у них ученики бестолковые. |
|
ВЕЧЕР НА СУДНЕ
Вечер опускает за горизонт оранжевое солнце. Вместе с ним опускает судно свой флаг.
Над мачтами зажигаются звезды.
У машины, у приборов, у руля — очередная вахта. Свободные от вахты — на полубаке.
Полубак — место на носу судна. Сюда приходят отдыхать. Здесь можно выкурить папироску, постоять, посмотреть за борт.
Здесь ведутся разговоры, поются песни, рассказываются страшные морские враки.
Идемте на полубак.
— Судовое дежурство, запомни, называется вахта. Вахты бывают: утренняя — когда она у тебя утром, вечерняя — вечером, собачья, или просто «собака»,— это ночью, когда спать хочется. А еще бывает — первая. Это когда ты первый раз в жизни дежуришь. Первая — самая трудная… — Подошел к компасу, взял в руки судовой журнал — помни: пишем то, что наблюдаем, а чего не наблюдаем, того не пишем. Туман закрывает берега и открывает настоящих моряков. — В тумане все корабли идут прямо на тебя. |
— Какой груз самый опасный? |
МОРСКИЕ СЛЕДОПЫТЫ
Ушел и я с полубака. Вернулся к себе в каюту.
Слабо горит над койкой ночник. Бродят по переборкам разлапистые тени. Будто снова вернулись мы на землю, будто попали в лес.
Признаться, я люблю бродить по лесу, собирать кривые, похожие на танцующих журавлей сучки, прислушиваться к незнакомым птицам.
А знаете, что в лесу самое интересное? Следы. Лось прошел — острым копытом мох ранил. Ворон по песку пробежал — крестов понаставил. Опытный следопыт даже в пыли бороздку от змеиного хвоста увидит.
В море следов нет. Все скроет вода. А следопыты все равно есть.
Много у меня среди моряков друзей-следопытов. Всякий, кто пытливо присматривается ко всему непонятному, до донышка каждой тайны докапывается, — следопыт.
Записка в бутылке, таинственная карта, загадочный рисунок — те же следы. Пройди на досуге по этим следам, соберись с мыслями, разгадай их, не поймешь сразу — вернись к разгадке потом.
ОТВЕТЫ НА ЗАГАДОЧНЫЕ РИСУНКИ И ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ — ВСЕГДА В КОНЦЕ РАЗДЕЛА О СЛЕДУЮЩЕМ МОРЕ.
ЗАГАДОЧНЫЙ РИСУНОК • ЗАГАДОЧНЫЙ РИСУНОК • ЗАГАДОЧНЫЙ РИСУНОК
Какой из этих шести компасов работает неверно? |
ВИКТОРИНА МОРСКИХ СЛЕДОПЫТОВ
1. Почему первый поход революционного Балтийского флота в 1918 году получил название «Ледовый поход»?
2. За что Балтийское море в старину называли Янтарным?
3. Вооружают ли ракетами мирные, небоевые корабли?
4. Могут ли парусные корабли плыть против ветра?
5. Пригодна ли для питья морская вода?
СЕВЕРНОЕ МОРЕМоре малых глубин |
Позади осталось Балтийское море. Позади его белые пляжи, верхушки сосен над серой водой, дымные порты Польши и Швеции.
Мы прошли Бельты —проливы между материком и Скандинавией.
Бесконечной чередой вытянулись по ним буи. Здесь большая морская дорога.
В туман от буя к бую идут корабли, осторожно перебираются с одного колена фарватера на другое. По ним и наш путь.
ЛОЦИЯ. Северное море расположено на северо-западе Европы. Сообщается с Атлантическим океаном, с Норвежским и Балтийским морями. Через Норвежское море из Северного можно проплыть в Ледовитый океан. Большая часть моря мелководна — глубины здесь менее
Крупнейшие порты Северного моря: Лондон, Гулль (Англия), Амстердам (Нидерланды), Гамбург, Бремен (ФРГ), Антверпен (Бельгия), Осло (Норвегия).
ЧТО ГОВОРЯТ МОРЯКИ
Дорогой двенадцати стран в Атлантику называют Северное море. Как и в Балтике, днем и ночью идут здесь, теряясь в туманной дымке, корабли. Они идут на запад к меловым скалам Дувра, на северо-восток к скалистым фьордам Норвегии, на север к ледяным полям Арктики.
И только маленькие остроносые траулеры, войдя в Северное море, остаются здесь. На плоских, запруженных серебристой рыбой отмелях— банках— они ловят сельдь. Туман то и дело накрывает их флотилии, и тогда над морем возникает мерный перезвон колоколов. Он движется вместе с туманом. Рыбаки подают друг другу сигналы. Уходит туман, замолкают колокола, и снова ползут за скоплениями рыбьих стай маленькие кораблики.
ЛОЦИЯ. В Северном море, подобно Балтийскому, господствуют циклоны. Западные и юго-западные ветры с ноября по март разводят штормовую волну. Здесь тоже часты туманы, зимой они держатся у берегов, летом уходят в море.
В декабре с севера спускаются редкие плавающие льды. Ветер и волны носят их от английских до датских берегов, ломают на части, сажают на мели. Но это все льдины небольшой толщины, остатки ледяных полей Арктики.
Кто плавал в этих водах
СТРАНСТВИЯ ПИФЕЯ
ЛОЦИЯ. В Северное море непрерывно поступают воды Атлантики. Они входят в него с севера и опускаются на юг, следуя вдоль берегов Англии. Слившись с другой ветвью океанского течения, поступающего через Ла-Манш, эти холодные воды уходят снова на север, прижимаясь к норвежскому побережью. Здесь сильные приливы — у берегов Шотландии они достигают высоты
Температура воды низкая: зимой — всего +2,5°, летом - +12, + 19°. Цвет зеленоватый. Соленость воды такая же, как в океане,— 34—35 ‰. Грунт — ил и песок.
ЧТО ТАКОЕ СУДНО?
Мы четвертый день на судне. Мерно гудит где-то внизу турбина, подрагивает под ногами палуба, прямо в небо клотиками-концами уходят мачты. Приложите к палубе руку. Палуба теплая.
Что такое наше судно?
Это дом. В нем живут. Здесь много комнат — кают, есть кухня — камбуз. Внутри судна журчит по трубам, разбегается по умывальникам вода, шипит горячий пар, расползаясь по батареям парового отопления, В этом доме смотрят кино, купаются в ваннах, звонят друг другу по телефону.
А еще — это большой товарный вагон. В нем лежат мешки с мукой, плещут в цистернах сотни тонн жидкого топлива — мазута. В трюмах стоят станки, заколоченные в ящики.
Еще наше судно — завод, лаборатория, полная приборов. Гудит где-то внизу турбина, стучат маленькие моторы — дизели. В штурманской рубке стрекочут лаги, лоты, щелкает гирокомпас. Подрагивает на мачте лес радиоантенн.
И все-таки наш пароход — это не только дом, товарный вагон, машинный цех.
Я знал маленький корабль. У него был изогнутый по старинке нос и тонкая, как макаронина, труба. Он воевал на Черном море. Его призвали служить в самое трудное время, вместе со всеми, кто еще мог носить оружие. Корабль звали «Доротея». Когда после очередного рейса «Доротея» входила в порт, моряки, собравшиеся на причале, молча считали пробоины в ее бортах. Ей не хватало уже скорости уклоняться от бомб. А ведь когда-то, тридцать лет назад, это был быстроходный почтовик, люди любовались им.
Трудная старость выпала «Доротее».
Судно рождается, живет и умирает. Совсем как человек.
У маленького пароходика уже все позади, а только что вступивший в строй великан начинает свое первое плавание. |
КАК УСТРОЕН ПАРОХОД
Шумно в каютах пассажирского парохода, шумно на его палубах. Пообедать, поужинать, прочитать книгу, даже сразиться на шпагах можно за день плавания. А на грузовом теплоходе все спокойно. Стучит дизель, неподвижен в трюмах груз. Еще очень не скоро порт. |
У меня есть брат. Когда мы с ним были маленькими, нам купили большой заводной пароход. В первый же день мы сломали его — хотели посмотреть, что внутри.
Пришел с работы отец. Он взглянул на искореженный борт, на шестеренки, лежащие на полу, на пружину, которая змеей свернулась у стола. Не говоря ни слова, он взял нас за руки и отвел в угол.
— Полчаса стоять как приклеенные!.. угла. Для того, чтобы узнать, что внутри вещи, берут чертеж!
Отец сел за свой стол и начал что-то рисовать.
Полчаса прошло. Мы вышли из угла. На столе уже лежал чертеж парохода.
Это был настоящий пароход, с высокими мачтами, сильными машинами и множеством кают, полных суетливых пассажиров.
Вот что взял с собой в рейс теплоход. Двести пятьдесят пассажиров будут путешествовать на нем десять дней. |