УПП

Цитата момента



Единственный способ избежать искушения — это отдаться ему.
Да, да, и побыстрее!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Как перестать злиться - совет мальчикам: злоба – это всегда бой, всегда поединок. Если хочешь перестать злобствовать, говори себе, что ты уже победил. Заранее.

Леонид Жаров, Светлана Ермакова. «Как жить, когда тебе двенадцать? Взрослые разговоры с подростками»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2010

ТЕРМОМЕТР ЗА БОРТОМ

щелкните, и изображение увеличитсяНи у одного больного не меряют так часто температуру, как у моря. Сотни судов ежедневно опускают за борт термометры, а исследовательские суда опускают их по 4—6 раз в день.

Что рассказал ртутный столбик?

Самая теплая вода в Мировом океане — на поверхности Красного моря. Средняя температура здесь летом —32°.

Если погружать термометр все глубже и глубже и записывать его показания, то в разных морях температура будет падать по-разному. Самая низкая температура всегда у самого дна. Обычно тут всего +2°, + 3°.

Впрочем, Красное море и тут отличается от остальных. Опущенный на глубину 2 километров термометр показал +20°! Значит, это море самое теплое на Земле.

А самое холодное?

Самый холодный – Северный Ледовитый океан. Многие месяцы температура на его поверхности +4°.

Человеку ставят градусник, потому что заботятся о нем.

С океаном у людей тоже связано много забот.

ДАВЛЕНИЕ ВОДЫ

Однажды мы опустили с судна под воду бутылку, привязанную к веревке. Стояла дикая жара. В бутылке был квас. Мы хотели охладить его на глубине.

Когда бутылку вытащили, все очень удивились. Пробки не было, бутылка была наполнена чистой водой.

Тогда мы решили стать исследователями. Четыре раза мы повторяли этот опыт. Мы забивали пробку молотком, привязывали ее проволокой. Результат один и тот же.

— Пробку выбивает давление воды?

— Конечно!

— Но почему тогда она не вдавлена внутрь бутылки, а выброшена из нее?

Наконец мы поняли. Пробку, конечно, вырывает давление. Но не тогда, когда мы опускаем бутылку, а когда поднимаем!

Через пробку внутрь бутылки просачивается вода. Давление в бутылке становится большим. Когда мы тащим бутылку наверх, оно выбрасывает пробку…

Я стал вспоминать все, что слышал о давлении воды.

На больших глубинах вода давит со страшной силой. Капли воды просачиваются через металл. Для того чтобы защитить людей в глубоководных аппаратах, стены их кабин делают из 10—15-сантиметровой стали.

Но интересно, что когда люди опустились на глубину 12 километров, они увидели хрупкие, полупрозрачные живые существа и маленьких рыб. Этим не страшно давление воды. Вода пропитывает их ткани. Давление изнутри организма и давление снаружи уравновешиваются.

Хрупкие, похожие на стебли растений животные и тоненькие рыбешки покачивались перед толстым стеклом иллюминатора.

СВЕТ ПРОНИКАЕТ В ГЛУБИНУ

Люди, которые опускались на морское дно, рассказали, как меняется с глубиной цвет воды.

Сначала светло-зеленый цвет верхних слоев воды сменяется синим. Затем синий цвет густеет. Лиловый полумрак разливается внутри кабины. Странные тени мелькают за стеклом. Сто пятьдесят… двести метров. Здесь последние, едва заметные признаки света пропадают, и за иллюминатором остается одна непроницаемая чернота. Это предел, до которого проникают под воду солнечные лучи. Только чувствительная фотопластинка способна обнаружить здесь смену дня и ночи.

Скорее наверх…

И снова черноту меняет лиловый цвет. Он уступает синему. Потом зеленеет вода и замедляет свой бег стрелка глубомера.

Аппарат всплыл. Над ним серое, затянутое облаками небо. Оно кажется ослепительно ярким.

РАБОТЫ НА СУДАХ

В жару работается тяжело. Свинцом налита голова. Пот со лба заливает глаза. Во рту сухо. Гулко стучит в ушах кровь. Этак недолго и до беды. Рулевой не вовремя переложит руль, машинист упустит давление пара, штурман снимет с карты не тот курс. Но беды нет. Людей выручают автоматы.

Тихо щелкает в штурманской рубке автопрокладчик, ползет по карте светящийся зайчик. Ему жара нипочем. В зной и стужу светлая точка — место судна.

В рубке рулевого — тоже робот. Судно ведет авторулевой. Задали ему курс 150° — он держит 150°. Чуть рыскнет судно, уйдет носом в сторону — авторулевой загудит и переложит руль. Корабль снова на правильном курсе. Пенный след от винта виляет то вправо, то влево. Это рулевой робот ведет судно.

И в машинном отделении автоматы. Топливо—мазут—подается в котлы, автомат следит за давлением пара. Меньше стало пара, автомат добавил мазута. И сразу — огненный факел, снова поползла вверх стрелка. Другой автомат следит за водой — сколько ее идет в котел?

Что самое главное в этих автоматах?

То, что они умные до конца. Говорят, однажды придумали автомат, который при пожаре закрывает двери. Чуть где задымило — тревога! Все двери — бах-бах! — и захлопнулись. Хорошо придумали, да забыли о людях. Откуда автомату знать — стоит кто в дверях или нет?

Пришлось от этого автомата отказаться. До конца умным он не был.

РЫБА-КУРОК

Как облако, вьются вокруг коралловой глыбы красные, желтые, зеленые рыбки. Подплывешь — они одна за другой в норы юрк-юрк! Пестрое облако растаяло, исчезло.

А это кто? Крадется вдоль скалы угловатая плоская рыба. На желтых щеках темные полосы, будто маска. На горбатой спине толстый костяной шип.

Ни дать ни взять курок! Прижат— плыть не мешает, за водоросли не цепляется.

Но вот рыба увидела человека и тоже в каменную нору — шасть! Заскочила туда, шип подняла, уперлась им в каменный потолок. Взвела курок.

Теперь ей человек не страшен: попробуй вытащи!

Ушел человек. Опустила рыба свой шип и выплыла из норы.

За ней и другие рыбы показались. Снова заклубилось вокруг камня, запестрело разноцветное живое облако.

ПИРАТСКИЙ ОСТРОВ

Как-то во время стоянки я взял шлюпку и с парохода ушел на островок.

Приплыл, вылез. Посреди острова— скала. Высокая — голову задирать надо. Кольцом вокруг скалы галечный бережок. На бережке грудами какие-то скорлупки лежат.

Подошел я, поднял одну, а это скелет морского ежа. Известковая скорлупка, белая, промытая дождем, иссушенная солнцем. Без игол, без кожи, без ничего.

Очень похожая на маленький человеческий череп.

Весь берег усеян этими скорлупками. Как поле боя или как город после нашествия разбойников.

Уселся я на берегу и стал думать: а что, если этот остров и впрямь пиратский?

Сижу под скалой. Над островом — чайки.

Кружатся, кого-то высматривают. Должно быть, рыбу.

В море небольшая зыбь. Подойдет вода к острову, затопит прибрежные камни и схлынет. Обнажится донная зелень, каменные бока валунов все в ракушках.

Вдруг одна чайка отделилась от стаи и камнем вниз. Как раз в тот момент, когда вода схлынула, когда обнажился бок валуна. А на валуне морские ежи. Черные, колючие. Метнулась чайка над самой водой, ухватила ежа клювом за иголку — и вверх.

Летит, снова вниз смотрит. Над берегом пролетала, разжала клюв, еж — шмяк на гальку! — и покатился.

Опустилась чайка рядом с ним. Лапой перевернула и давай в брюхо клевать. Еж в иголках, а со стороны брюха — мягкая кожица. Клюет ее чайка, головой вертит. То ли ей этот еж не нравится, то ли у нее привычка такая.

А над ней подружки. Реют над островом, как черные флаги.

И впрямь пиратский остров!

МОРЕ – НЕ МОРЕ

В полутысяче километров на север от Красного моря лежит странное озеро. Узкая каменистая дорога спускается к нему с гор. Красноватые бесплодные, выжженные солнцем берега. Бурые потёки стекают вниз по глинистым холмам. Это ручьи, которые пересохли тысячи лет назад.

Это Мертвое море.

Над пустыней стоит марево. Раскаленный воздух кажется розовым. Он поднимается вверх и колышет неподвижные горы. В белесо-голубом небе ни облачка. Дождь здесь идет раз в полгода.

Неподвижны серо-зеленые воды моря. Ветер, прилетающий из Аравии, не в силах расшевелить их. Самый ожесточенный вихрь порождает только низкую зыбь. Она

идет, нехотя морща воду, и, докатившись до берега, замирает.

На воде лежит человек. Видимо, это турист. У семой воды стоит его автомашина и бессильно висит на трех кольях выцветшая палатка. Человек лежит на воде не шевелясь и читает газету. Он погрузился в воду чуть-чуть, одной спиной. Плотная соленая вода держит его. Такой соленой воды, кроме Кара-Богаз-Гола, нет нигде на Земле. Только в очень горячей воде можно растворить столько соли.

В море никто не живет. В воздухе над ним нет чаек. Редкие люди селятся на берегах Мертвого моря. Только солнце, сотворившее это чудо, бесстрастно смотрит с высоты на серую полоску воды, лишенной жизни.

СОЛЕНОСТЬ МЕРТВОГО МОРЯ 275—400‰
щелкните, и изображение увеличится

— Что же получается? Об одну рыбу уколоться можно, другая зубами за палец норовит схватить, третью сварил – отравился. Неужто все рыбы опасны?

— Кому как. Вот, например, кто из животных самый безвредный?

— Черепаха.

— А споткнуться об нее можно?

— Упасть, ногу сломать?

— Можно.

— Значит, и она опасная?

— Для растяпы.

— Вот-вот. Рыбы также. И только акула — особь статья. С той не шути.

щелкните, и изображение увеличится
Страшные слова

Море. Жара. Скука.

— Что делать?

— Может, разобьем лот? Или разнесем бухту? А может быть, возьмем да…

— …разгромим судно? Всё, сразу!

— При чем это? Что за смешки? Разбить лот — значит прикрепить к веревке лота отметки глубины — кожаные флажки. Разнести бухту — значит размотать свернутый кругом канат и расстелить его по палубе.

А вы—«разгромить судно»! Ну и ну!

Слово нарасхват

Если человек всем нужен, про него говорят: «Он нарасхват!»

На судне у моряков есть такое слово, которое куда хочешь, туда и вставляй. И всюду оно к месту.

Корабль пошел. Трос пошел. Прилив идет. Волна подошла. Циклон подходит. Облако проходит. Туман нашел. Снег или дождь идут. Даже рыба, когда она стала наконец попадаться в тралы, пошла!..

Слово «идти» у моряков нарасхват.

Если бы первым космонавтом был моряк, он бы сказал «пошли», а не «поехали».

щелкните, и изображение увеличится

— У нас судно считается пассажирским потому, что на нем много пассажиров?

— Да. Больше двенадцати.

— Как это?

— Пассажирским называется судно, предназначенное для перевозки более чем двенадцати пассажиров?

— А если было тринадцать, а один упал за борт?

— Все равно: «предназначенное». Вот если бы на нем было семь двухместных кают и одну сломали — другое дело. Судно бы стало не пассажирским.

— Когда человек первый раз проник под воду?

— Тысячи лет назад.

— У него что — водолазный костюм был?

— Нет.

— Акваланг?

— Тоже нет.

— А что же?

— Удочка.

щелкните, и изображение увеличится

щелкните, и изображение увеличится— Плыли мы как-то раз по Красному морю. Вдруг с берега песчаный вихрь как налетит! Сразу все кругом коричневым сделалось. Плывем дальше, кончилась песчаная буря. Что такое? Нет берега! Прошло немного времени, замечаем: творится что-то неладное. Была на бортах краска — нет краски: волна в борт ударит — краску как кит языком слизнет. Брызнет волна на палубу — палуба белая, как мукой посыпанная. Механик на палубу выскочил. «У меня,— кричит,— машина сейчас остановится — все трубки вода забила!» Чем забила? Спустились в машину, лизнули — соль! Палубу лизнули — соль! За борт ведро опустили—чистая соль! Тут только сообразили, что, пока песчаная буря была, мы из Красного моря в Мертвое вошли!
— Да, трудно вам пришлось: ведь Мертвое море ни с каким другим не соединяется.
— Неужели?.. Не посмотрел я на карту.

Рыбы, опасные для человека

В Красном море вода теплая, кругом кораллы, водоросли, рыб – считай не пересчитаешь! Каких только нет: и больших и малых, и съедобных и несъедобных!

А нет ли среди них опасных? Есть.

Зубастой мурене палец в рот не клади.

Не позволяет с собой вольностей и длинномордая, со щучьей головой барракуда.

Покрыт иглами, как еж, иглобрюх. Набрав внутрь себя воздуху, он всплывает на поверхность моря и там лежит кверху пузом. Иглобрюх не только колюч — его мясом можно отравиться.

Иглобрюх похож на ежа, кузовок — на черепаху. Он весь спрятался внутрь крепкого панциря. Из панциря вперед и назад торчат рога. Но не ими опасен кузовок: его мясо тоже бывает ядовито.

У рыбы-хирурга два ядовитых шипа по бокам хвоста. Когда на рыбу нападают, она оттопыривает шипы и наносит ими очень болезненные, долго не заживающие уколы.

Но самая ядовитая из морских рыб — тетрадой. Особенно ядовиты его икра и молоки. В Японии эту рыбу называют «фугу». Ежегодно там бывает несколько сот отравлений. Японцы говорят: «Хочешь есть фугу — напиши завещание».

щелкните, и изображение увеличится

О рыбах, опасных для человека, написаны толстые книги. Интересно, что большинство из этих рыб очень красивы и причудливы.

ЗАГАДОЧНЫЙ РИСУНОК • ЗАГАДОЧНЫЙ РИСУНОК • ЗАГАДОЧНЫЙ РИСУНОК

На этой странице нарисованы десять рыб. Пятерых в шутку придумал художник, пять настоящие. Расположите их по парам. Где здесь рыбы-шары? А рыбы-парусники? Курки? Носороги? Бекасы?

Какие из них придуманы, какие настоящие?

ВИКТОРИНА МОРСКИХ СЛЕДОПЫТОВ

1. В какой воде легче плавать —в пресной или соленой?

2. Может ли температура воды в море быть ниже нуля?

3. Бывают ли у кораблей руки?

4. Какого цвета кровь у рыб? Бывает ли у морских Животных голубая кровь? А зеленая?

5. Судно идет Красным морем. Где жарче — на его палубе или в машинном отделении?

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ В РАЗДЕЛЕ «КАСПИЙСКОЕ МОРЕ»

Загадочный рисунок

Ведро утонет (смотри, как идут веревки от ведер).

Викторина

1. Можно. Но один путь очень долог — через Урал и Среднюю Азию, а второй короче раз в десять — на железнодорожном пароме через море.

2. Глауберова соль. Она — ценное химическое сырье.

3. Здесь прожил в ссылке почти десять лет поэт Тарас Григорьевич Шевченко.

4. Рыбацким штыком (смотри узлы — стр. 219).

5. Корабельную шлюпку. По ее чистоте и исправности когда-то судили о морской выучке экипажа.

щелкните, и изображение увеличится

АРАВИЙСКОЕ МОРЕ

Море ласковых зим

ЛОЦИЯ. Аравийское море расположено между Аравийским и Индийским полуостровами. Его главные заливы: Оманский, Персидский и Аденский. Наибольшая глубина 4696 метров. Порты: Бомбей (Индия), Карачи (Пакистан), Бендер-Аббас и Абадан (Иран), Басра (Ирак), Аден (Йеменская Народно-Демократическая Республика).

ЧТО ГОВОРЯТ МОРЯКИ

Хорошая зима на этом море. Теплая. Работает северо-восточный муссон. Умеренный ветер надувает паруса рыбаков.

Но вот наступает лето. Меняется направление муссона. Теперь он приходит с юго-запада. Тянутся над морем туманы, льют ливневые дожди, черными полосами проходят шквалы. Половину дней каждого месяца шторм.

В Аравийском море нет постоянных течений. Воду движут ветры: течения следуют за муссонами.

Это соленое жаркое море. В августе температура поднимается здесь почти до 30°. Дымными столбами странствуют по морю смерчи.

В Персидском заливе как на большой проезжей дороге. Дымят танкеры. Высоко подняв над водой обитые волнами борта, проходят они к эстакадам, на которых проложены трубопроводы с нефтью. От эстакад танкеры отходят груженые. Они идут, как подводные лодки,— по самую рубку в воду. Волны перекатываются через палубы.

Кто плавал в этих водах

ЛОЦМАН ВАСКО ДА ГАМЫ

Когда Васко да Гама обогнул Африку и попал в Индийский оке, ан, он удивился. И здесь плыли над зелеными волнами белые паруса кораблей, шумели порты, на причалах бойко торговали заморские купцы.

От восточного побережья Африки корабли португальцев вел в Индию арабский лоцман.

«Ну что за моряки — арабы!» — подумал Васко да Гама и, чтобы удивить гостя, показал ему астролябию – прибор для определения высоты светил. Смуглый ломан повертел ее в руках.

— Мы тоже плаваем по звездам и солнцу, — сказал он. — Я покажу вам наши приборы.

Он принес прибор из трех дощечек, похожий на треугольник, а затем принес подробную, искусно вычерченную карту индийского побережья.

Веско да Гама больше не пытался удивить лоцмана.

— Сколько плыть вдоль африканских берегов в Индию? — спросил он араба.— Месяца два?

— Не пройдет и одного, как мы будем там, — ответил лоцман.

Через два дня португальские корабли отплыли от побережья Африки и взяли курс прямо в океан.

Арабский лоцман сдержал слово: через 26 суток корабли бросили якоря на рейде индийского порта Каликут.

Попутные устойчивые ветры, которым следовал лоцман, перенесли их через океан…

Прошло четыреста лет. В библиотеках Парижа и Ленинграда были найдены книги, написанные арабским мореплавателем. Прочли и его имя — Ахмад ибн Маджир. «Книгой польз» назвал свое главное сочинение ученый араб. Для пользы мореплавателей он описал в ней: как надо плавать по Индийскому океану, как входить в порты, как угадывать изменения течений и ветра. Берега Африки, Аравии, Индии и Индонезии были знакомы ему.

А затем нашлась и другая рукопись. Автор ее рассказывал о первом появлении европейцев в Индийском океане.

«…Никто из подобных им не мог прорваться в Индийское море, пока не прорвался к Индии один парусник. Им указал путь опытный человек из моряков, коего звали Ахмад ибн Маджир…»

Ученый моряк Ахмад ибн Маджир и лоцман Васко да Гамы оказались одним и тем же лицом.

Афанасий Никитин – купец и географ

щелкните, и изображение увеличитсяДля русских Аравийское море незадолго до Васко да Гамы открыл тверской купец Афанасий Никитин.

Мне кажется, торговля никогда не была для него главным делом.

Беспокойная страсть исследователя привела его с берегов Волги в Индию.

Свое путешествие Никитин совершил в 1466—1472 годах.

Аравийское море он пересек дважды. Каждый раз море обходилось с ним по-разному.

Направляясь из России в Индию, Никитин попал в порт на берегу Персидского залива — Ормуз. Зрелище морского города поразило его.

«Ормуз — великая пристань, — писал потом путешественник. — Люди всего света бывают в нем, есть здесь и всякий товар. Все, что на свете родится, то в Ормузе есть…»

Купив в Ормузе коня, Афанасий погрузил его на таву — небольшое местное судно — и благополучно добрался до Индии.

Все время перехода море штилело.

В Индии пытливый и наблюдательный купец меньше всего занимался торговым делом.

С удивлением присматривался он к жизни, такой непохожей на жизнь русского народа. В своем сочинении «Хождение за три моря» Никитин подробно описал все, что довелось ему увидеть: какие города посетил, как одеваются их жители, как устроено войско индийских раджей, какие нравы у племен, населяющих страну.

Несколько лет прожил в Индии тверской купец, пока не ощутил тоски по родине.

«И тут я… устремился умом пойти на Русь. И сев в таву и сговорившись о корабельной плате, дал до Ормуза со своей головы 2 золотых».

На этот раз Аравийское море обошлось с купцом круто.

Судно, на котором возвращался Никитин, попало в полосу урагана.

Вместо Персидского залива оно очутилось у далекого скалистого берега.

щелкните, и изображение увеличится щелкните, и изображение увеличится

«И плыл я в таве по морю месяц и не видел ничего, только на другой месяц увидел Эфиопские горы. И тут люди все воскликнули: «Видно, нашим головам суждено здесь погибнуть!»

Но они не погибли. После долгих мытарств путешественникам удалось достичь персидских берегов.

Отсюда Никитин через Турцию и Крым вернулся в Россию.

За три моря ходил этот примечательный человек: за Хвалынское (Каспийское), за Индийское (Аравийское) и Стамбульское (Черное).

ЛОЦИЯ. Соленость воды в Аравийском море океаническая 36‰, а в Персидском заливе даже выше — до 38‰.

ТАНКЕРЫ

щелкните, и изображение увеличится

Аравийское море — дорога нефтевозов. С Бахрейнских островов, из Кувейта и Абадана днем и ночью выходят в море длинные низкие суда. Встретишь их в море — не ошибись! Встанут из-за горизонта два островка и поплывут навстречу.

А самого судна и не видно. По палубу село оно в воду. До горловин залиты его трюмы нефтью. Волны перекатываются через палубу. Разные бывают нефтевозы. Семья танкеров – семья карликов и великанов.

Японский танкер «Токио мару». Его водоизмещение 150 000 тонн. Но даже он не самый большой танкер в мире. Больше его танкеры весом 200000 и 300000 тонн. А инженеры уже проектируют гиганты водоизмещением полмиллиона тонн.

РАДИОСТАНЦИЯ

Сколько радиостанций на корабле?

— Одна.

— А если подумать?

— Две-три.

— Бывает гораздо больше. Есть военные корабли — они называются штабными, на них бывает до ста

радиопередатчиков и приемников.

— Вот это груз!

— Лишнего не возим…

Зачем столько станций кораблю?

Одна держит связь с кораблями в море. Вторая — с ближайшим берегом. Третья слушает сигналы с родины.

А если корабль военный, то нужна и связь с самолетами, и с подводными лодками, и с подчиненными кораблями… Хлопотнее дела, чем связь, на море нет.

Работает она, и ладно — так и должно быть. А попробуй выйди радиостанция на часок из строя — крику, беспокойства на целый день!

До тех пор капитан волноваться будет, пока радист не доложит:

— Все в порядке! В наш адрес радиограмм нет.

У меня был знакомый радист. Он любил говорить о своих товарищах: «Грехи их пишут на металле, заслуги чертят на воде».

Этим он хотел сказать, что связистам не прощают ошибок.



Страница сформирована за 0.85 сек
SQL запросов: 184