Пословицы и поговорки
Искру туши до пожара,
Беду отводи до удара.
Испокон века
Книга растит человека.
Июль — макушка лета.
ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ
— Ива, ивушка моя! (Г. Виеру) Иголка и нитка — (Е. Благинина) |
(Б. Тимофеев) |
Индюк из города идет, (Г. Сапгир) Индюк надутый всем знаком, (Я. Аким) |
Считалки
Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит.
Если веришь — стой и жди,
А не веришь — выходи.
СЛОВАРЬ
(Крылатые слова и выражения, происхождение слов)
С иголочки. Новый, только что и очень хорошо сшитый. О безупречно (по моде) одетом человеке.
Игра не стоит свеч. О неоправдавшем себя деле, занятии. Первоначально: выигрыш так мал, что не окупает стоимости свечей, сгоревших во время игры (в карты).
Игра природы. Исключительное, редкое явление, отклонение от обычных норм.
Игра слов. Остроумное, каламбурное выражение.
Игра случая (судьбы). Непредвиденное или необъяснимое стечение обстоятельств.
Играть в загадки. Говорить намеками, неясно, туманно.
Играть в кошки-мышки. Хитрить, лукавить, стараясь обмануть.
Играть в молчанку. Отмалчиваться, уклоняться от разговора.
Играть первую скрипку. Быть главным в каком-либо деле.
Ищи ветра в поле. Не вернешь обратно, не найдешь. (Ср.: ищи-свищи.)
Как иголка в стогу (стоге) сена. О том, что нельзя, невозможно найти, обнаружить, разыскать.
Как на иголках. В состоянии крайнего волнения, возбуждения, беспокойства.
Ставить точки над (на) и. Окончательно выяснить, уточнить все подробности, не оставлять недосказанным; доводить что-либо до логического конца. Этот фразеологизм является переводом французского выражения.
Во всю Ивановскую. Очень громко (кричать, храпеть и т.п.). Очень быстро, со всей силой и т.п. (делать что-либо). А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди — дьяки — оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
Избушка на курьих ножках. В такой избушке в русских народных сказках живет Баба-Яга. Образное название это идет от тех деревянных срубов, которые в старину, чтобы предохранить их от загнивания, ставили на пеньки с обрубленными корнями. Одна из деревянных церквей в старой Москве, поставленная ввиду топкости места на такие пеньки, называлась «Никола на курьих ножках».
Выражение «избушка на курьих ножках» употребляется в переносном значении: небольшое, ветхое строение.
Изюминка. Выражение употребляется в значении: нечто придающее особый вкус, привлекательность чему-либо (блюду, рассказу, человеку и т.п.). Возникло из народной пословицы: «Не дорог квас, дорога изюминка в квасу».
БУКВА Й
Потому что запятая (В. Кожевников) Летает над калиткой (Е. Тарлапан) |
И надела поясок, (А. Шибаев) |
(В. Степанов) Йог на гвозди лег, (В. Лунин) |
ЗВУК
Фонетическая зарядка
Как вскрикивают от испуга? (Ой!)
Чем мажут маленькую царапину, ранку? (Йодом.)
Карандаш
Я черный, красный, желтый, синий,
С начинкой твердой в древесине.
Я с острым ножиком дружу
И, что хочу, изображу.
Учитель дважды читает стихотворение, а затем просит детей повторить его. Далее он берет у кого-нибудь карандаш и спрашивает: «Чей это карандаш?» Ученик отвечает: «Мой». Учитель: «А если карандашей много?» Ученик: «Мои».
Мой — мои
Сколько слогов в слове мои? (Ответ: два, так как [и] — гласный.) Сколько слогов в слове мой"? (Ответ: один, так как [й] слога не образует.)
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов —
Это знает каждый
Из учеников.
Превращение слов
Измените слова так, чтобы они обозначали просьбу, приказание, побуждение к действию: стоит (стой), моет (мой), строит (строй), поет (пой), решает (решай), играет (играй), повторяет (повторяй), плавает (плавай), думает (думай).
Сказка про Й
Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Букве О достался широкий, открытый звук, букве И — тонкий, короткий, букве У — трубный, протяжный. Остальные гласные тоже получили по звуку.
Одно «И краткое» ничего себе не выбрало. «Для чего мне звуки, — размышляло оно, слушая, как гласные совещаются. — Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее».
Спохватились гласные, что «И краткому» никакого звука не досталось. А ведь оно тоже имеет какой-то голос. Что делать?
— Знаешь что? — говорят ему. — Сходи-ка ты к согласным. У них звуков больше, может, и на твою долю хватит.
Подумало «И краткое», зевнуло. Потом еще зевнуло и еще подумало.
— А мне, — говорит, — эти звуки вроде и ни к чему. У меня своих нагрузок хватит.
— Как же ты будешь жить без звука? — недоумевали гласные.
— А что, разве нельзя?
— Может, и можно, да неудобно как-то. Лучше ты все-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется.
Поколебалось «И краткое», поколебалось, а потом смекнуло, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит:
— Я согласный!
— Какой тебе звук? — спрашивают у него согласные.
Стоит «И краткое», раздумывает: звонкий взять — голова будет болеть от звона, шипящий взять — будешь шипеть, наживешь врагов; нет, лучше уж ничего не брать.
Так «И краткое» решило и сказало:
— Все эти звуки мне ни к чему.
— До свидания, — говорят согласные, — ищи себе работу по нраву.
Без работы в алфавите не проживешь.
Ходит «И краткое», ищет, где бы пристроиться. А кто его возьмет! Он и не гласный, да и согласным быть не желает. Нет у него определенной профессии.
С трудом перебивается «И краткое» на подсобных работах. То поможет гласному А в Я превратиться, то слово закончит, а чтоб что-нибудь самостоятельно — этого нет. Трудно «И краткому», хоть криком кричи. Может, он и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голос у него.
(А.Шибаев)
Где звук?
Учитель предлагает детям определить позицию [й] в словах: сильный, хоккей, шайба, йод, линейка.
Узнайте звук
Хлопните в ладоши, если услышите [й] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.
Кто больше?
Придумайте слова со звуком [й] в начале (йод), в | середине (майка), в конце (май).
Доскажите словечко
Дом на рельсах тут как тут, |
Что мы пели, угадай? — Что нам пели, угадай? — Что в стакане, угадай? |
Любопытный
— Как тебя зовут?
(Андрей)
— Что ты любишь на завтрак?
(Яйцо)
— Какой вид транспорта предпочитаешь?
(Трамвай, троллейбус)
— Куда любишь ходить в выходной?
(В музей)
— Чем ты поливаешь цветы?
(Лейкой)
— Какой фрукт ты любишь?
(Айву)
— Какой напиток ты любишь больше всего?
(Свежий крепкий чай)
БУКВА
(Дидактические задания, игры, головоломки)
Буква потерялась
Ша — ба,
Геро —,
Трамва —,
Изуча —те.
Превращения слов
Добавьте по одной букве.
1. Как из -айка и -ейка получить слова?
2. Измените каждое слово так; чтобы в нем было й. Строитель (стройка); лить (лейка); заяц (зайка); читатель (читайте); зима (зимой).
Дополните предложения
Внимательно… книгу. …правила поведения. …старших. (Уважай, соблюдай, читай.)
Занимательные модели
1. — й (май, лай, чай, вой, бой).
— й — (лайка, майка, чайка, сойка, гайка),
2. — — ай (край).
— — — аи (сарай).
— — — ай (лишай).
— — — — ай (обычай).
— — — — ай (случай).
— — — ей (музей, лицей, жокей, пырей).
Пословица
Текст каждой пословицы написан на двух карточках (начало — на одной, конец — на другой). Задача играющих — собрать полный комплект карточек. К доске выходят 4 — 6 хорошо читающих учеников. Начинающий зачитывает текст, написанный на одной из его карточек. Другой ученик должен быстро зачитать вторую половину пословицы и отдать ее тому, у кого начало.
Вот примерный текст пословиц (с [й]):
- 1. Не имей сто рублей, а …имей сто друзей.
- 2. За двумя зайцами погонишься, …ни одного не поймаешь.
- 3. Куй железо, …пока горячо.
- 4. Не суйся в воду, …не зная броду.
- 5. Всяк свою работу делай, …на другого не кивай.
- 6. Май холодный — …не будешь голодный.
Прочитайте пословицу о весенних месяцах. (Ответ: «Март — грозой, апрель — водой, май — травой».)
Ребусы
100 й (Ответ: стой).
Загадки
Скажи, кто дела так боится, (Лентяй) К маме-речке бегу (Ручей) Я всегда со светом дружен. (Солнечный зайчик) На голове пуговка, (Чайник) На поляне шерстяной (Швейная машина) |
Закипит — исходит паром, (Чайник) Выпускает он листы (Репей) Вырос в поле злой и колкий, (Репей) Удивительный вагон! (Троллейбус) Может и разбиться, (Яйцо) |
Скороговорки
Огорченная сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой
И домой вернулась с двойкой.
Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей,
Гордей Авдею дал груздей.
Пословицы, поговорки
Не имей сто рублей, Новых друзей наживай, Всяк свою работу делай, Трусливый и ленивый |
Холода не бойся, Сам смекай, Май холодный — Май холодный — |
ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ
Йод хороший, (В. Лунин) Йог вовек не скажет: (В. Берестов) Й на хвостах у птиц и зверей: (Е. Григорьева) —Ой-ой-ой! — сказал ОЙ-ОЙ. — (Г. Виеру) |
У станции «И краткое» (С. Маршак) Поиграй-ка, зайка, (Е. Благинина) Муравей нашел былинку, (З. Александрова) |
Детский фольклор, потешки
У нас щенок! |
Мы играли в «каравай», |