Считалки
— Мышка, мышка — длинный хвостик,
Ты не прячься глубоко,
Приглашает кошка в гости
Пить парное молоко.
Мышка в норке пропищала:
— Пусть поищет чудака.
Я достала крошку сала,
Обойдусь без молока.
— Что ты прячешься, трусишка?
Вылезай из норки вон!
Поиграем в кошки-мышки.
Мышка — ты!
А кошка — он!
СЛОВАРЬ
(Крылатые слова и выражения, происхождение слов)
Медвежья услуга. Выражение употребляется в значении: неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.
Махнуть рукой. Перестать обращать внимание, перестать заниматься кем-либо или делать что-либо.
Мутить воду. Умышленно запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху во что-либо.
Метро. Метро — сокращенно от метрополитен. Произошло от названия английской фирмы, построившей первую подземную железную дорогу в Англии (в Лондоне) в XIX веке.
Из английского языка слово перешло во французский, когда там была построена первая во Франции подземная железная дорога. Именно французам и принадлежит слово метро, которое они сократили из метрополитена.
Мел. Первоначально означало «мелкий, молотый». Корень тот же, что и молоть, мелю.
Медведь. Происхождение этого слова вам всем, наверное, известно. Послушайте сказку — разговор Сороки с Медведем.
— Эй, Миша-Медведь, на вопрос ответь.
— Какой вопрос, стрекотуха?
— Почему тебя Медведем зовут? Глухарь — понятно: он весной глухой. Заяц-беляк — понятно: он зимой белый. А вот медведь не понятно!
— Хе-хе! Бестолковая ты птица: мед-ведь — значит мед ведающий. Знает, стало быть, где мед в лесу спрятан…
(Н. Сладкое)
Мать-и-мачеха. Этот яркий желтый цветок на светлом мохнатом стебельке появляется весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья. Он даже не знает, какие они.
А цветет он там, где земля потревожена, изранена, обнажена.
Цветет на откосах. Цветет на покрытых углем и шлаком насыпях. Цветет около ям и в самих ямах. Весело желтеет на грудах выброшенной земли. Послушайте сказку про мать-и-мачеху, и вам станет понятно происхождение названия этого цветка.
— Мать-и-мачеха расцвела! Мать-и-мачеха расцвела! — радуются люди.
— Кого они так называют? — удивляется цветок. — Наверное, землю, на которой я расту. Для меня-то она мать, а для других цветов пока еще мачеха.
Но вот проходит время цветов, и наступает пора больших зеленых листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатистые, потрешь о щеку — и станет тепло.
— Это мать, — говорят люди.
Зато снаружи листья твердые, скользкие, приложишь к щеке — и почувствуешь холод.
— А это мачеха, — объясняют люди.
Но листьям мать-и-мачехи все равно, как их называют. У них слишком много забот. Как крепкие, зеленые щиты, спешат они прикрыть, заслонить собой землю. А своей изнанкой, своей теплой материнской стороной они прижимаются к земле и шепчут ей:
— Мы с тобой, земля. Ты снова зеленеешь.
(В.Берестов)
Медвежье ухо. У самой земли расположилось медвежье ухо. Потрогай эти толстые серые листья. Они покрыты шелковистыми волосками. Гладишь их — и кажется, что у тебя в руке мягкое, теплое ухо.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Матрешки
Мы веселые матрешки, |
В сарафанах наших пестрых, |
И.п. — руки согнуты в локтях, указательный палец правой руки упирается в правую щеку. При произнесении слов «ладушки, ладушки» дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее на счет «раз-два-три» кружатся, руки на поясе.
Мороз
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос. (Надо показать руку, нос).
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть. (Движения.)
Музыканты
(Сначала дети изображают игру на скрипке.) Я на скрипочке играю, |
|
(А теперь — на барабане.) Бум-бум-бум, |
Мы писали
Мы писали, мы писали, |
Мы писали, мы писали, |
Мы тоже можем так
Смотри скорей, который час, |
Чтобы стать похожим на орла |
(Дети вытягивают руки, плавно поднимают и опускают их.)
Пастух в лесу трубит в рожок — |
Сейчас он сделает прыжок… |
(Дети приседают на корточки, поднимают руки к голове, вытягивают указательные пальцы, изображая заячьи уши, прыгают на месте)
Идет медведь, шумит в кустах, Спускается в овраг… |
На двух ногах, на двух руках. Мы тоже можем так. |
(Дети становятся на четвереньки, двигаются сначала в одну, потом в другую сторону.)
Конь через мост идет шажком…
Мы тоже можем так.
(Дети изображают лошадок, бегут в одну сторону рысцой, потом шагом.)
Теперь пора и отдохнуть, |
Поесть, попить и снова в путь… |
(Все приседают и движениями показывают, как наливают чай, размешивают сахар ложечками, нарезают бутерброды, потом пьют, едят, а после этого (возможны варианты) начинают снова работать.)