ПОСЛОВИЦЫ, КРЫЛАТЫЕ СЛОВА
Один — задириха, другой — неуступиха.
Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.
Одна пчела немного меду натаскает.
Одно дерево срубишь — десять посади.
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одна правда на свете живет.
Один раз не в счет.
Один в море — не рыбак.
Один пашет, а семеро руками машут.
Одна голова на плечах.
Одна нога тут, другая — там.
Одна мудрая голова ста голов стоит.
Одна пчела лучше, чем рой мух.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
На одном месте и камень мхом зарастает.
Одно сегодня лучше двух завтра.
Одной рукой и узла не завяжешь.
От одного слова да навек ссора.
У ежа одна сила — колючки.
Одному ехать и дорога длинна.
Раз солгал — навек лгуном стал.
Руки поборют одного, знаньё — тысячу.
Трус умирает сто раз, а герой — один раз.
Делу время, а потехе час. Собственноручная приписка царя Алексея Михайловича (1629—1676) к сборнику правил соколиной охоты, излюбленной потехи того времени. Говорится обычно в качестве напоминания человеку, который, развлекаясь, забывает о деле.
Первый блин комом. Часто бывает, что первый блин не удается хозяйке (плохо снимается со сковороды, пригорает), но по нему хозяйка определяет, хорошо ли замешано тесто, прогрелась ли сковорода, не нужно ли добавить масла.
Говорится в оправдание неудачного начала нового, трудного дела.
ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ
ОДНА ЗЕМЛЯНИЧКА
Жили-были три Утенка: Колокольчик, Ромашка и Перышко. А кто их как назвал? Мама назвала. Почему? Потому что Колокольчик всегда весело пищал, Ромашка была белая, только клювик желтый, а Перышко — потому что перышко в крылышке всегда топорщилось.
Вот и пошли они гулять — Колокольчик, Ромашка и Перышко. Шли, шли и нашли земляничку. Кому земляничку съесть? Земляничка одна, а их вон сколько — Колокольчик, Ромашка да Перышко.
Спорили, спорили и поссорились!
Тут зашуршали под ореховым кустом сухие листья, и вышел из своей норки старый умный Еж.
— Кто тут шумит?
— Это мы, — сказали Колокольчик, Ромашка да Перышко. — Мы не знаем, как одну земляничку на всех поделить!
— А мама у вас одна?
— Одна! — сказали Утята.
— Ну что же надо сделать с земляничкой? — спросил старый умный Еж.
— Надо отнести ее маме! — обрадовались Колокольчик, Ромашка и Перышко. — А кто отнесет? Ведь нас трое, а земляничка одна.
Колокольчик сказал:
— Если я земляничку понесу, как я тогда пищать буду?
Перышко сказал:
— Если я земляничку понесу, как же тогда я свое перышко поправлять буду?
Ромашка сказала:
— А я все равно ничего не делаю. Вот я и понесу земляничку.
Сорвала Ромашка земляничку, и они пошли домой.
Колокольчик шел впереди и все время пищал, Ромашка важно шагала за ним и очень осторожно несла красную земляничку, в желтом клюве, а Перышко бежал сзади, то и дело поправляя на ходу непослушное перышко!
Маме земляничка очень понравилась!
ПЕРВЫЙ СНЕГ
Голая земля промерзла, а зима все еще не наступала. Но вот потеплело, и к вечеру пошел снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе. С каждой минутой их становилось больше, и наконец снег повалил хлопьями.
Я накинул на плечи полушубок и вышел на крыльцо… Воздух был чистый и свежий, В нем как-то особенно хорошо пахло молодым, только что выпавшим снегом… Кругом было совсем тихо… Я стоял и следил за тем, как из вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы…
ПЕРВЫЕ ЛИСТЬЯ
В наших лесах прежде других зеленеть начинают березки. Выйдешь в березовый лес, и кажется, что он весь будто подернут едва заметной, зеленой дымкой.
А запах какой! Свежий, острый и чуть-чуть горьковатый. Так пахнут молодые, едва распустившиеся березовые листочки.
ПЕРВАЯ РЫБКА
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи. Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
ДУМАЙ, СЧИТАЙ, ОТГАДЫВАЙ
СКОЛЬКО?
Два сына и два отца съели три яйца. По скольку яиц съел каждый?
(По одному яйцу, так как один из них является одновременно и отцом своего ребенка и сыном своего отца).
Шла бабка в Москву, а навстречу ей три старика, у каждого по два мешка. Сколько всего человек шло в Москву?
(Одна старуха, так как старики шли навстречу ей, значит – в другую сторону).
Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в этот поселок?
(Один самосвал).
ЧТО ЛЕГЧЕ?
Что легче: один килограмм ваты или один килограмм железа?
(Один килограмм ваты равен по весу одному килограмму железа).
КАК?
Как число 1 можно записать тремя различными цифрами, соединив их знаком действий?
(4-2-1; 5-3-1; 6-4-1; 6-3-2 и т.д.)
Приучайтесь думать точно!
Все исследуйте до дна!
Вместо точек на листочке
Цифра верная нужна!
Я подсказывать не буду
Никаких ее примет.
Но ОДНА и ТА ЖЕ ВСЮДУ
Даст вам правильный ответ.

(Вместо точек цифра 1).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую — к груди,
Да смотри — не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
НА ОДНОЙ НОЖКЕ ПО ДОРОЖКЕ
Дети встают по краю площадки. Учитель предлагает им допрыгать до середины площадки на правой ноге (3—4 м). Обратно дети бегут. Затем прыгают на левой.
ЛОВИШКИ НА ОДНОЙ НОГЕ
Выбирают ловишку. По сигналу учителя «Раз, два, три! Лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка их ловит, дотрагиваясь рукой. Пойманные отходят в сторону. Игра повторяется 3—4 раза. Нельзя ловить того, кто успел вовремя встать на одну ногу и обхватить руками колено. Когда будет поймано 3—4 ребенка, выбирается новый ловишка.
САЛКИ НА ОДНОЙ НОГЕ
Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий обходит их всех и незаметно одному в руки кладет платочек. На счет «Раз, два, три! Смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга: «Кто же салка?» Ребенок с платком неожиданно поднимает его вверх и говорит: «Я салка!» Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!» Игра повторяется.
Правила: 1) если ребенок устал, он может прыгать поочередно то на правой, то на левой ноге; 2) когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги; 3) салка тоже должен прыгать, как все играющие, на одной ноге.
СЯДЬ ПЕРВЫМ
К спинке стула привязывают две ленты (или два отрезка шнура) длиной 4—5 м. Одну ленту оттягивают вправо, а другую — влево от стула. Двое играющих прикрепляют концы лент к поясу. По сигналу они начинают кружиться, стараясь как можно быстрее обвить ленту вокруг себя, чтобы первыми приблизиться и занять место на стуле. Лента все время должна быть натянутой, ее можно слегка поддерживать рукой, чтобы она находилась на уровне пояса. Для того чтобы стул не двигался, кто-нибудь должен придерживать его за спинку. Нельзя садиться, пока лента не намотается полностью.

ЦИФРА 2

НА ЧТО ПОХОЖА ЦИФРА
А вот это — цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
(С. Маршак)
Два похожа на гусенка
С длинной шеей,
Шеей тонкой.
(Г. Виеру)
Отвернитесь на минутку —
Превратится двойка
В утку.
А вот сидит лисица,
Лисице не сидится.
(Ф. Дагларджа)
Не птица это,
А едва
Чуть ли не прямо
Цифра два!
Вот —шея гибкая.
Вот — тело.
К воде склонилась голова.
Ты птицу нарисуй умело.
И это будет цифра — два.
(В. Бакалдин)
Два на ножке приседает
И головку наклоняет.
Так красиво шею гнет —
Прямо лебедем плывет.
(С. Маршак)
Вид ее — как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи ее — нет.
МАГИЯ ЧИСЕЛ
Итак, представляем двойку. Как утверждали древние греки, число это — символ любви и непостоянства, все время находится в поисках высшей гармонии и равновесия. Число 2 — это мягкость и тактичность, стремление сгладить острые углы. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой.
Ну-ка, Иры, Саши, Лиды, Васи, Коли! Слушайте внимательно. Как число имени два символизирует изменчивый характер и даже какое-то внутреннее беспокойство. Не волнуйтесь по мелочам и всяким незначительным поводам, избегайте споров и ссор. Наибольший успех принесет совместная работа с друзьями.
ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ
УШИ И ЯЗЫК
Спросили как-то дедушку Кондрата
Веселые, болтливые ребята:
— К чему — уже мы думали не раз —
Язык один, а уха два у нас?
Ответил дед: — Могу вам объяснить:
Чтоб больше слушать,
меньше говорить.
(Е. Бандуренко)
Шепчет Ротик:
— Эй, послушай,
Что ты, Носик, приуныл?
Ко всему ты равнодушен,
Будто свет тебе не мил?
Грустный Носик отвечал:
— Разве ты не замечал,
Глазок — двое,
Ушек — двое,
Две руки и две ноги.
Только мы живем с тобою
В одиночку, чудаки!
— Что ты, Носик, чем мы хуже,
Говорил тебе не раз:
Если мы с тобою дружим —
Значит, тоже двое нас.
(С. Капутикян)
Две сестрицы — две руки
Рубят, строят, роют.
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки —
Левая и правая.
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
(С. Маршак)
За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова,
Один это делал спустя рукава,
Другой засучив рукава.
(В. Викторов)
Мы в троллейбус
Сядем с вами,
В синий,
С длинными усами.
Ус один И ус другой…
Вот усатый, Вот смешной!
(В. Пальчинскайте)
УЧЕНИК НАОБОРОТ
Он учится
Наоборот:
На математике
Поет,
На пении
Ворон считает,
А на труде
Стихи читает!
И получает
Круглый год
Пятерки,
Но наоборот!
(Л. Яковлев)
ПЕРВАЯ ДВОЙКА
А у меня портфель в руке
С огромной двойкой в дневнике,
С тяжелой двойкой в дневнике,
А все шагают налегке.
И ноги тащатся едва
И ноги тащатся едва,
И опустилась голова,
Как голова у цифры два.
(Э. Мошковская)
ДВА ГНОМА
Ночью шум стоял в по2ле,
Там 2 гнома побывали.
Залезали на весы,
Часто морщили носы,
Но без гирь они е2ж
На весах свой вес узнали!
(В. Хотомская, пер. с польск. Л. Кондратенко)
ЧАСТУШКА
Дал списать я на контрольной
Все задачки Колечке,
И теперь у нас в тетрадках
У обоих двоечки!
(Е. Григорьева)
Видишь, смотрят из гнезда
Два молоденьких дрозда.
Клюв покажет первый дрозд,
А второй покажет хвост.
(С. Маршак)
СЧАСТЬЕ НАСРЕДДИНА
Хохочет Ходжа
На глазах у зевак.
— Вот счастье! —
кричит. —
Потерялся ишак!
Почтенные люди
Ему говорят:
— Ишак потерялся.
Чему же ты рад?
— Ну как же!
Ведь если б
Сидел я на нем,
Тогда бы мы с ним
Потерялись вдвоем…
(А. Дуйсенбиев)
Купили два бублика маленькой Ирочке.
У каждого бублика было по дырочке.
Два бублика Ирочка съест с молоком,
А дырочки пусть полежат на потом.
Бросил палку снизу Мишка.
— Падай в шапку с елки, шишка!
Шишка — хлоп по голове.
Стало шишек сразу две.
(Е. Петрищева)
СЧИТАЛКИ
Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели,
И тебе водить велели.
Погляди на небо,
Звезды горят.
Журавли кричат:
— Гу-гу! Убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь.
Под мельницей,
Под веретельницей
Подрались два ерша.
Вот и сказка вся.
У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко,
Съела его кошка.
Помогали два кота,
Вот и нет теперь кита.
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!
Эне-бена, два полена.
Спички, печка, дым колечком.
Я подул на уголек.
Выходи-ка, огонек!
Начинается считалка:
На дубу —
Скворец и галка.
Улетел
Домой
Скворец,
И считалочке.
Конец.
(Сколько на дубу осталось птиц?)
Кинь, кинь, перекинь,
Давай вместе побежим
Через воду и огонь —
Не догонит нас и конь.
Раз, два — догоняй,
Ну, попробуй-ка поймай!
Ехал поезд по грибы,
Стук-стук — перестук.
Пересчитывал столбы.
Стук-