УПП

Цитата момента



Вы можете быть любым. Разрешите себе это!
Не верю. Но — заманчиво…

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Любопытно, что высокомерие романтиков и язвительность практиков лишь кажутся полярно противоположными. Одни воспаряют над жизненной прозой, словно в их собственной жизни не существует никаких сложностей, а другие откровенно говорят о трудностях, но не признают, что, несмотря на все трудности, можно быть бескорыстно увлеченным и своим учением, и своей будущей профессией. И те и другие выхватывают только одну из сторон проблемы и отстаивают только свой взгляд на нее, стараясь не выслушать иные точки зрения, а перекричать друг друга. В конечном итоге и те и другие скользят по поверхности.

Сергей Львов. «Быть или казаться?»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера

Быстрые превращения

ИГРА 24 (с 6 лет)

Цели: Здесь мы используем метод креативного движения, благодаря которому дети смогут получить возможность для выражения своих фантазий. Предложите классу эту игру в качестве творческой паузы, например, после длительной "сидячей" работы.

Материалы: Аудиокассета с записью бодрой инструментальной музыки.

Инструкция: Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по классу. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить… (Включите музыку и остановите ее примерно через одну минуту.)

Теперь вы все должны превратиться в Бабу-Ягу. (Снова включите музыку на 30 секунд.)

Теперь все — роботы. Встаньте парами и покажите друг другу, что вы роботы… (Снова поставьте музыку на 30 секунд.)

Другие превращения: грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун на короткую дистанцию, улыбающийся манекен, боксер перед борьбой, певец, заслуживший аплодисменты.

Цып-цап

ИГРА 25 (с 8 лет)

Цели: Дети зачастую хотят скорее стать большими, чтобы иметь такие же силу и влияние, как взрослые. А вот в этой игре мы предоставляем им возможность сделаться совсем крошечными.

Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку.

Инструкция: Представь себе, что ты можешь, сказав волшебные слова "Цып-цап", сделаться совсем-совсем маленьким, крошечным. Но всегда, когда захочешь, ты сможешь вернуться в свое обычное состояние, сказав для этого: "Цап-цып". Представь, что это возможно в любое время. "Цып-цап" делает тебя крошечным, а "Цап-цып" возвращает в твое обычное состояние. Что бы тогда ты стал делать? Подумай немножко об этом и напиши или нарисуй свою идею. (15 минут.)

Теперь разойдитесь по четверкам и покажите или прочтите друг другу, что у вас получилось. Послушайте, что придумали другие дети.

Анализ упражнения:

— Какие преимущества у маленького живого существа, какие неудобства?

— Какие живые существа совсем маленькие?

— Какие преимущества у большого существа, какие недостатки?

— Какие живые существа очень большие?

— Что бы ты сделал, став меньше при помощи волшебных слов?

— Что бы ты сделал, если бы стал совсем огромным?

— Какие идеи понравились тебе больше всего?

— Как отнеслись к твоим идеям другие дети?

Инструментальная фантазия

ИГРА 26 (с 8 лет)

Цели: Эта игра обращена к любви детей к музыке и способствует их музыкальному образованию. Она особенно хороша в качестве паузы-разминки или как вступление перед уроком музыки.

Материалы: Пустой бумажный пакет.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все вместе в круг. Сейчас я буду передавать по кругу пакет. Представьте, что в нем можно найти какой угодно музыкальный инструмент. Каждый из вас должен "достать" из пакета какой-нибудь свой инструмент. Найдите себе тот инструмент, который вам интереснее и который вы хотели бы послушать.

Подождите, пока все дети "возьмут в руки" свой воображаемый инструмент.

Теперь каждый из вас должен будет показать нам, как работает его инструмент. Для этого надо руками изобразить, как играют на этом инструменте, а голосом — какой звук он издает. Остальные дети должны будут понять, на каком инструменте вы играете.

Когда все инструменты будут угаданы, Вы можете попросить детей сыграть всем вместе на своих воображаемых инструментах какую-нибудь общую мелодию.

Солнце, вода, дом

ИГРА 27 (с 8 лет)

Цели: Эта игра формирует у детей языковую ловкость и находчивость.

Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку.

Инструкция: Я подобрала для вас три слова, а именно: солнце, вода и дом. Можете ли вы написать предложение, в котором встречались бы эти слова? Например, такое: "Когда светит солнце, в доме нет воды". Постарайтесь составить одно предложение, которое звучит разумно, и одно, которое выглядит смешно. На это у вас есть пять минут.

Теперь разойдитесь по четверкам и прочтите друг другу свои предложения. Послушайте, что придумали другие, и решите, какие предложения особенно комичны. (5 минут.)

Оставайтесь сидеть в группах. Пусть каждый назовет свои три слова, из которых, наверное, будет очень сложно составить одно предложение, например: молния, вчера, никогда. Все, поразмыслив, записывают в течение пяти минут варианты предложений. Потом вы обменяетесь идеями.

Живые картинки

ИГРА 28 (с 6 лет)

Цели: И маленькие, и большие дети любят эту игру, которая опирается на повседневный опыт и дает возможность участникам двигательно и эмоционально разрядиться и "повалять дурака". Вы можете ее проводить в любое время в качестве творческой паузы, при этом Вы научите детей невербальным способам общения.

Инструкция: Разбейтесь на пары. Сейчас я скажу вам, кем вы будете (к примеру — детьми, которые увлеченно наблюдают в цирке за артистами). Ничего не говоря, вы должны показать, кто вы и что вы делаете. Вы можете двигаться и издавать различные звуки, но, пожалуйста, ничего не говорите при этом. Изображать звуки вы можете голосом, телом (когда вы, например, хлопаете в ладоши) или какими-нибудь предметами из класса. Заметьте при этом — надо сохранить в тайне то, что вы изображаете, чтобы другие дети сами догадались об этом. У вас есть пять минут, чтобы потихоньку посовещаться друг с другом о том, как вы будете обыгрывать отведенные вам роли.

Потихоньку расскажите каждой группе их сценку:

— Мама или папа будят тебя утром, а ты ужасно не выспался.

— Ты встречаешь подругу, и вы начинаете ссориться.

— Ты ругаешься с мамой (папой).

— Ты утешаешь своего грустного друга (свою подругу).

— Ты стоишь со своей подругой (другом) перед дверью помещения, в которое вам ни в коем случае нельзя заходить.

— Милиционер делает тебе предупреждение, потому что ты едешь по проезжей части улицы, а не по специальной велосипедной дорожке.

Проследите за тем, чтобы пары смогли подготовиться, не мешая друг другу. Пройдитесь по классу и при необходимости помогите группам. Затем пары демонстрируют свои сценки. Иногда сцену бывает необходимо повторить, чтобы все дети могли понять замысел.

Если Вы повторяете эту игру, то воспользуйтесь сценками, которые охотно придумают сами дети. Позже могут быть разыграны сцены, требующие трех или более актеров.

Анализ упражнения:

— Что было для тебя труднее всего?

— Насколько легко в вашей паре шла подготовка?

— Какие шарады понравились тебе больше всего?

— Боялся ли ты выглядеть по-дурацки?

— Бывает ли, что ты с удовольствием дурачишься?

— Какие звуки, по твоему мнению, особенно удались?

Необычный, рассказ

ИГРА 29 (с 10 лет)

Цели: Если Ваши дети с удовольствием фантазируют и любят импровизацию, то эта игра им понравится. Дети должны доверять друг другу и не бояться показаться смешными, если им надо сказать или спеть что-то, сочиненное ими самими. Возможно, для этого необходимо предварительно подготовить их. Подготовка может быть такая: можно, например, дать детям два гласных и три согласных звука и предложить подумать, как из этих звуков можно составить множество слов разной длины. Потом дети могут начать составлять из придуманных ими самими слов предложения и читать их вслух.

Это по-настоящему творческая и увлекательная игра.

Материалы: Для каждого ребенка понадобится маленькая карточка с описанием любой обыденной ситуации, например: "На твоем велосипеде появилась вмятина"; "У тебя болит ухо"; "Ты покупаешь себе пирожное"; "Тебе сделали прививку"; "Ты сидишь за домашним заданием"; "Ты смотришь футбольный матч" и т.д.

Инструкция: Я хочу предложить вам одну остроумную игру. Садитесь все вместе в круг, и пусть каждый возьмет из коробочки карточку. На карточках написаны разные ситуации, которые случаются в жизни. Прочтите, что написано на вашей карточке. Затем кто-то из вас выходит на середину и показывает нам, что написано на его карточке. Для этого можно делать разные движения, "говорить" ногами и руками, но нельзя пользоваться нашим нормальным языком. Можно и нужно использовать какие-нибудь придуманные слова, половину из них говорить, половину — петь. Другие должны угадать, что показывает этот ребенок. Как только ситуация будет разгадана верно, в круг выходит следующий и т.д.

Истории из мешка

ИГРА 30 (с 6 лет)

Цели: Дети охотно сами выдумывают истории. В этой игре им к тому же помогут предметы, которые они найдут в "волшебном мешке". У детей развивается воображение, ловкость и умение думать в заданном направлении.

Материалы: Большой тряпочный мешок, в котором для каждого ребенка приготовлен какой-нибудь предмет повседневного пользования.

Инструкция: Я принесла вам большой мешок, в котором множество разных вещей. Каждый из вас может один раз засунуть туда руку и что-нибудь достать…

Теперь разойдитесь по двое и придумайте историю, в которой были бы задействованы оба ваших предмета. У вас пять минут времени. После этого каждая пара расскажет нам свою историю.

Когда Вы будете повторять эту игру, можно попросить детей не только рассказать, но и разыграть их историю.

Другой вариант можно предложить детям постарше: группы по четыре человека придумывают истории со своими предметами и показывают в стиле импровизационного театра.

Анализ упражнения:

— Нравится ли тебе играть с другими детьми?

— Интересный ли предмет ты выловил из "волшебного мешка"?

— Тебе доставило удовольствие придумывание истории?

— Какая история показалась тебе особенно замечательной?

— Есть ли кто-нибудь, кто рассказывал тебе подобную историю?

— Что тебе нравится больше — прочитанная или рассказанная история?

Четыре двери

ИГРА 31 (с 10 лет)

Цели: Эта игра предназначена для более старших детей. Они здесь могут обратиться к волнующим их вопросам в настоящем, могут вспомнить прошлое или заглянуть в будущее. В конце игры опыт воображаемого путешествия используется как основа для творческого сочинения.

Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку, по-возможности — аудиокассета с записью спокойной музыки.

Инструкция: Сядьте поудобнее. Я приглашаю вас сейчас в одно воображаемое путешествие. Закройте глаза и три раза сделайте глубокий вздох…

Представь себе, что ты стоишь в пустом помещении с белыми стенами… Прямо перед тобой дверь… На ней написано: "Прошлое". Ты читаешь надпись. Осмотри дверь получше, но не открывай пока ее… (20 секунд.) Теперь передвинься немного и взгляни на другую стену… Там ты видишь дверь, на которой написано: "Настоящее". Осмотри внимательно эту дверь, но пока не открывай и ее… (20 секунд.) Теперь снова немного отойди и увидишь третью дверь, на ней надпись: "Будущее". Присмотрись внимательно и к этой двери, тоже не открывая… (20 секунд.) Повернись еще последний разок и увидишь четвертую дверь… Там написано: "Неизвестное". Осмотри внимательно последнюю дверь… Подумай немного о том, что могло бы быть за каждой из этих дверей. (30 секунд.)

Реши теперь, какую дверь тебе хотелось бы открыть… Когда ты будешь готов, подойди к двери и ты заметишь, что она не захлопнута. Открой ее… Почувствуй поток воздуха, который идет из открытой двери. Какой температуры воздух, как он пахнет? Если ты сейчас хочешь изменить свой выбор, то снова закрой эту дверь и иди к другой… Если ты верно нашел дверь, то аккуратно проходи туда. Найди маленький фонарь, которым ты сможешь пользоваться, если понадобится. Ты можешь везде походить и делать все, что тебе захочется… Насладись этими приключениями в течение следующих пяти минут.

Возможно, это время покажется тебе довольно долгим, зато его вполне достаточно, чтобы успеть сделать все, что тебе хочется. (5 минут). Все, время истекло, пора возвращаться назад в класс. Простись со всем, что увидел. Когда я досчитаю до конца, будь уже снова здесь, отдохнувший, бодрый и внимательный. Десять… девять… восемь… и т. д. Осмотрись теперь в помещении. Хотел бы ты кому-то из нас рассказать, что ты пережил за дверью?

Теперь вы можете описать, что вы нашли за выбранной вами дверью. Возможно, ваши заметки будут выглядеть как рассказ о сне, возможно — как история или, может быть — как документальный репортаж. Для этого у вас есть двадцать минут.

Потом Вы можете давать детям возможность снова "открывать двери", например, чтобы "предвидеть" какие-то вещи: историческое событие или новые технологические перевороты.

Анализ упражнения:

— Насколько отчетливо ты видел картинки в месте, которое выбрал себе?

— Как ты себя ощущал при этом?

— Что было самым интересным для тебя?

— Какую дверь ты выбрал?

— Узнал ли ты при этом что-нибудь важное?

— Какая история понравилась тебе больше других?

Глава 3. Доверие

Поезд

ИГРА 32 (с 6 лет)

Цели: В этой игре дети смогут овладеть различными навыками межличностного общения. Локомотив будет везти Вагоны через Лес, а Деревья — предупреждать Поезд об опасности, чтобы он нигде не ударялся. Локомотив и Вагоны должны работать слаженно, с полным доверием друг к другу. Только в этом случае Поезд пройдет свой путь, избежав столкновений. Дети могут представить себе, что этот поезд везет в город игрушки детям на Рождество.

Материалы: 6 или 12 повязок для глаз, 3 шляпы (колпака).

Инструкция: Представьте себе, что совсем скоро Рождество и дети одного маленького города с нетерпением ждут подарков. Они слышали, что поезд с игрушками к праздничному вечеру должен будет пробираться ночью через ужасный, заметенный снегом лес. И только у локомотива есть фары, чтобы освещать дорогу. Кто-нибудь мог бы сказать, какие подарки хотелось бы получить детям этого маленького города?

Кто из вас хотел бы стать Локомотивом и везти Поезд с игрушками детям? Шестеро ребят будут Вагонами с подарками. Кто хочет быть ими? Все остальные будут Деревьями в ночном лесу.

Деревья должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места. Предупредите, что Деревья не должны двигаться, но они могут издавать тихое "Шшш…" в момент, когда какой-нибудь Вагон поезда рискует удариться о них. Три Дерева особенные — на них надеты шляпы. Поезд обязательно должен объехать эти Деревья, прежде чем он покинет Лес. Обозначьте место, где Поезд въезжает в Лес, и сами встаньте с другой стороны Леса — Вы будете Маленьким городом, где дети дожидаются Поезда.

Теперь давайте составим наш Поезд. Становитесь за Локомотивом и положите руки на плечи предыдущего человека. Я завяжу каждому Вагону глаза, потому что только у Локомотива есть свет и он может видеть. Локомотив будет двигаться очень медленно, чтобы не растерять Вагоны, и чтобы все Вагоны чувствовали себя уверенно. Локомотив сам выбирает путь, которым поедет через Лес, но он обязательно должен пройти мимо трех особенных Деревьев (в шляпах).

После этого идите на другую сторону Леса и дайте Локомотиву сигнал старта.

В следующий раз другие дети могут быть Локомотивом. Можно усложнить задание, например, увеличив число Вагонов или пустив одновременно два Поезда.

Анализ упражнения:

— Как ты чувствовал себя в качестве Локомотива?

— Каким образом ты ощущал, что "ведешь целый поезд"?

— Как ты чувствовал себя в качестве Вагона?

— Чувствовал ли ты себя надежно, идя за Локомотивом, и верил ли ты Деревьям, когда они тебя предупреждали об опасности?

— Кем тебе больше нравится быть — Локомотивом или Вагоном?

Слепой полет

ИГРА 33 (с 6 лет)

Цели: В этой игре дети учатся взаимодействовать в тесном контакте друг с другом. Один играющий — маленький Самолет, который должен приземлиться на неосвещенном аэродроме. Его партнер — Авиадиспетчер. Он может руководить Самолетом только при помощи слов. Разметьте липкой лентой на полу "посадочную полосу" шириной 1 м, длиной примерно 6 м с одним-двумя легкими поворотами. В конце "посадочной полосы" положите одеяло. Прежде чем дети начнут, продемонстрируйте им эту игру сами.

Материалы: Липкая лента, повязка, маленькое шерстяное одеяло.

Инструкция: В начале нашей игры я хотела бы рассказать вам небольшую историю. Летел однажды ночью один маленький самолет, и хотел он приземлиться на аэродроме. Ночь была очень темная, и света на аэродроме не было. К счастью, в центре управления был в это время сын авиадиспетчера — Чарли. Он заметил самолет на экране радара. Чарли быстро подошел к переговорному устройству и сказал пилоту, в каком направлении ему надо лететь, чтобы точно попасть на посадочную полосу. Пассажиры самолета очень обрадовались, что смогли точно приземлиться. Они благодарили Чарли за такую важную помощь.

Я хотела бы предложить вам игру, в которой будет все точно также. Один из вас будет Чарли, а другой — Летчиком, ведущим самолет ночью на посадку. Пилот надевает повязку на глаза. Чарли командует Самолетом, направляя его от одной стороны помещения к маленькому одеялу, лежащему на другой стороне. "Посадочную полосу" мы разметили липкой лентой. Чарли руководит Самолетом только таким образом, что говорит, куда надо лететь. Часть из вас может встать справа, а часть — слева от "взлетно-посадочной полосы". Вы будете жилыми Домами и Деревьями.

Потренируйтесь всей группой на понимание указаний Чарли. Пусть дети будут позади Вас, чтобы вы все смотрели в одном направлении, и диктуйте: один шаг влево; сейчас шаг вправо; два назад и т.д. Потом Вы должны продемонстрировать, что при этом следует делать самим детям. Встаньте в самом начале "взлетно-посадочной полосы" и рядом поставьте ребенка, который будет Диспетчером: таким образом мы обойдем проблему зеркального изображения. Делайте только те шаги, которые говорит ребенок, но оставьте для уверенности глаза открытыми.

Понятно ли, как надо играть? Кто хотел бы быть первым Самолетом? Кто хотел бы быть Чарли?

Завяжите глаза Самолету. Затем Чарли может начинать руководить Самолетом. При этом Чарли должен следовать за Самолетом, но на расстоянии вытянутой руки. Оставайтесь недалеко от обоих детей, чтобы придать им уверенности. Когда Самолет "приземлится" на одеяло, Чарли должен сказать, что "приземление" произошло и можно снять повязку с глаз. Когда дети потренируются, Вы можете удлинить и усложнить "посадочную полосу" и сажать большее число Самолетов одновременно. Повторите игру несколько раз, чтобы и все остальные дети приняли в ней активное участие. После каждого "полета" дети меняются ролями.

Анализ упражнения:

— Кем тебе больше понравилось быть — Летчиком или Диспетчером?

— В роли Самолета ты чувствовал себя уверенно?

— Тебе было сложно управлять Самолетом словами?

— Кто из Диспетчеров особенно бережно привел Самолет к цели?

— Кого из детей ты бы охотно назначил Диспетчером?

Аэробус

ИГРА 34 (с 6 лет)

Цели: В игре "Аэробус" дети работают небольшими группами и должны действовать очень согласовано — ведь Маленькому аэробусу надо придать чувство уверенности и плавного полета. Когда Маленький аэробус почувствует, что он может доверять несущим его детям, он закроет глаза и насладится полетом.

Материалы: Шерстяное одеяло.

Инструкция: Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким аэробусом? Остальные ребята класса будут помогать Аэробусу "лететь". Хорошо, Петя, ты — первый Аэробус, который должен "лететь". Ложись животом вниз на одеяло и разведи руки в стороны как крылья самолета. Теперь я хотела бы, чтобы с каждой стороны Аэробуса встало по одному человеку. Присядьте и просуньте руки под его ноги, живот и грудь. Один из вас должен медленно сосчитать до трех, и тогда все сообща встают и поднимают Аэробус с поля… (Подождите, пока дети поднимут Самолет).

Так, теперь можно потихоньку поносить Самолет по нашему помещению. Когда Петя будет совсем уверенно себя чувствовать, он закроет глаза. Пусть Самолет совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на одеяло.

Когда Аэробус "летит", Вы можете комментировать его "полет" и обращать особое внимание на аккуратность и бережное отношение детей к водящему. Затем другие дети играют эту роль. Вы можете попросить Аэробус самому выбрать тех, кто его понесет. Когда Вы увидите, что у детей все получается хорошо, то можно будет "запустить" два Аэробуса одновременно.

Анализ упражнения:

— Как ты чувствовал себя в качестве Аэробуса?

— Доверял ли ты тем, кто тебя нес?

— Когда ты начал чувствовать себя уверенно?

— Как ты чувствовал себя в качестве Носильщика Аэробуса?

— Согласованно ли работали Носильщики?

— Кому из детей ты охотно доверишь нести себя?

Мой друг — дерево

ИГРА 35 (с 6 лет)

Цели: Эта игра особенно важна для ребенка, который чувствует себя не включенным в группу — это может быть для него значительным опытом. В игре вся маленькая группа работает на то, чтобы один ребенок получил, как подарок, удивительно прекрасное переживание. Пожалуйста, не принуждайте никого участвовать в этой игре!

Инструкция: Каким должен быть человек, чтобы вы ему поверили? К каким людям вы вообще питаете доверие? А к каким вы испытываете недоверие? Знакомо ли вам такое: сначала вы не доверяли кому-то, были недоверчивы, а позже появилось доверие? Только ли к людям мы испытываем чувство доверия? Можем ли мы доверять и животным тоже? А растениям? Камням? Земле?

Перед началом следующей нашей игры я хотела бы рассказать вам короткую историю… Жила-была в одной маленькой деревне девочка. Звали ее Катя. Каждый день она играла со своими подругами в занимательные игры. Под конец одного длинного дня она так устала от множества игр, что легла спать под величественным и прекрасным старым деревом. Через несколько секунд она уже уснула. Старое дерево очень любило Катю, так как она часто с ним разговаривала. И оно захотело сделать уснувшей Кате чудесный подарок. Нежно опустило оно свои могучие ветви, приподняло ими девочку и стало покачивать ее потихоньку так, что Кате начали сниться удивительные сны… Все страхи от нее отступили, она чувствовала вокруг себя надежную защиту и доверяла ей… Благодаря этим волшебным мягким покачиваниям она во сне попала в свою любимую страну, где всегда светит солнце, и где дети никогда не ссорятся… Когда пришло время ужина, старое дерево бережно опустило девочку на мох и пощекотало ее тоненькой веточкой по носу так, что она проснулась. И потом Катя всегда помнила об этом прекрасном переживании.

Кто из вас хотел бы быть Катей? Хорошо, Саша, ты первый ребенок, которому будет также хорошо. Ложись, пожалуйста, на спину и закрывай глаза. Разведи руки в стороны, ноги вместе. Теперь нужно восемь детей, которые будут Ветвями дерева. Встаньте по четверо с каждой стороны "уставшей девочки"… Ветви, вам надо подсунуть свои руки ладонями вверх под Сашины ноги и спину. Я буду держать Сашину голову. Я досчитаю до трех, и Ветви медленно встают с пола и, когда они встанут, мы будем очень тихо вместе напевать песню слабого ветерка. Мы представим себе, что ветерок тихо покачивает ветки туда-сюда так, что Саша чувствует себя, словно на качелях. (Ветви должны покачивать ребенка в медленном темпе. 60 секунд.)

А теперь мы хотим аккуратно положить Сашу снова на пол. Держите руками голову и плечи Саши. Ветви медленно опускают руки вниз. Один из вас может быть теперь тоненькой Веточкой, которая разбудит ребенка, и он радостно и бодро побежит домой.

Предоставьте возможность другому ребенку вслед за этим "покачаться на дереве". При этом будет хорошо, если ребенок сам выберет для себя тех, кто будет Ветвями.



Страница сформирована за 0.71 сек
SQL запросов: 171