УПП

Цитата момента



Не будь так скромен. Ты ещё не настолько велик!
Голда Меир

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Мои прежние мысли были похожи на мысли макаки, которая сидит в клетке и говорит:
— Если они там за решеткой такие умные, как ты говоришь, почему я этого не знаю? Почему они не демонстрируют? Почему нам не объясняют? Почему нам не помогают, то есть не дают целую гору бананов?

Мирзакарим Норбеков. «Где зимует кузькина мать, или как достать халявный миллион решений»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера

И в этот момент, когда "восходящее светило дня пробудило все творение" под пение птиц, чудесным образом Он оказывается неподалеку… Он, точно как она мечтала, «взглянул на нее с видом ласковым — взял ее за руку»: "Милая Лиза! Я люблю тебя!"— и его картинка о любви идеально соединилась с ея.

— Как это картинка о любви? — спрашивает Настя.

Спасибо за вопрос, дружок!

Картинки о любви и другой дружбе.

— Сейчас объясню. Можешь рассказать, что такое настоящие друзья?

— Настоящие друзья? Это люди, у которых общие увлечения, интересы, они могут помочь друг другу… – размышляет Настенька.

— В компьютерные игры вместе играют,– полушутя, полусерьезно выкрикивает Алеша.

— Настя, согласна с таким пониманием?

— Нет, конечно.

— А, по-моему, – вступает в разговор Лена. – Друг никогда не сделает тебе гадость и всегда будет на твоей стороне.

— Вот уж не надо, – басит Серега, – пусть лучше скажет все, что думает сам. Может, он считает, что я подлость сделал, так что ж, ему на мою сторону становиться? Я думаю, что лучший друг тот, кто всегда правду скажет.

Спасибо, ребята. Каждый из вас прав, но каждый по-своему. Вот у нас получилось четыре картинки, их названия начинаются одинаково: «Настоящий друг —…», а заканчиваются все по-разному: «Настоящий друг —

1) единомышленник» (автор — Настя);

2) партнер по компьютерным играм» (автор — Алеша);

3) надежная опора и поддержка» (автор — Лена);

4) честный взгляд со стороны» (автор — Сережа).

А теперь представим себе, что нашим авторам привелось попасть в компанию, в которой была Света, как и Настя, увлекающаяся журналистикой, Вадим, с воодушевлением переходящий на следующий уровень «Hexen», внимательная, сочувствующая собеседница Ира и принципиальный, искренний в высказываниях Володя. Кто с кем быстрее подружится?

Ответ очевиден, ребята быстро находят пары: Настя — Света, Алеша — Вадим, Лена — Ира, Сережа — Володя.

Почему, скорее всего, получится так? Потому что каждый из этих ребят соответствовал картинке одного из наших авторов.

— Но это же не значит, что они подружатся на всю жизнь? – спрашивает Марина. – Это ведь только по первому впечатлению, а потом узнают друг друга ближе и окажутся совершенно разными людьми.

— Верно. Так может быть. Особенно быстро это случится, если в Светиной картинке дружбы есть мысль о том, что между друзьями не должно быть никаких тайн. Настя, согласишься принять такую позицию?

— Вряд ли полностью…

— Несовместимость систем, – переводит на свой язык Алеша.

— Можно сказать и так. Но мы позабыли о наших героях, оставили их одних ночью на берегу реки…

— Думаю, они на нас не в обиде, – замечает Женя, – тем более что у этих голубков, и правда, картинки совпадают, Карамзин это совпадение даже курсивом выделил: «взглянул на нее с видом ласковым — взял ее за руку».

— Совпадают да не во всем, – возражает Танечка,– он же не пастушок все-таки.

— Не торопитесь, мы ведь в самом начале романа.

Цена любви, или кому это нужно?

Проживем вместе с героями эти волнительные минуты, прислушаемся к их воркованию:

"Ах, Эраст! — сказала она. — Всегда ли ты будешь любить меня?"— "Всегда, милая Лиза, всегда!" — отвечал он. "И ты можешь дать мне в этом клятву?" — "Могу, любезная Лиза, могу!" — "Нет! Мне не надобно клятвы. Я верю тебе, Эраст, верю. Ужели ты обманешь бедную Лизу? Ведь этому нельзя быть?" — "Нельзя, нельзя, милая Лиза!"

Стоп, стоп, стоп! Ночь ночью, поцелуи поцелуями, а вся жизнь-то здесь причем?

– Ну, Екатерина Анатольевна! – взрываются девятиклассники. – В такую минуту так хочется, чтобы любовь на всю жизнь!..

– Конечно, хочется, кто же спорит… Только объясните мне поконкретнее, чего именно хочется?

– Чтоб цветы дарили, – начинают щебетать девчонки, – красивые слова говорили, на лодке катали… Чтоб одни на целом свете… Ночью гулять…

– Всю жизнь? – прерываю я разошедшихся мечтательниц.

– Мы разоримся, – это, конечно, Серега.

– А что, Эраст так о своем счастье и мечтал, – напоминает наблюдательная Женечка.

– Верно, а Лиза какой видела свою жизнь? – возвращаю я ребят к тексту. На некоторое время в классе воцаряется тишина, и слышен только шорох страниц.

– "Бог дал мне руки, чтобы работать!" – раздается через некоторое время.

– И как вы себе представляете двух людей с такими разными представлениями о жизни вместе навсегда?

Лиза будет работать, а Эраст «срывать цветы удовольствия»

– И еще один вредный вопрос: "О ком заботилась Лиза, когда просила Эраста дать ей клятву, кого она в этот момент любила?"

– Эраста, – кричит торопыга Ленка.

– Она боялась, что он ее бросит, она же бедная,– размышляет Ильюшка.

– Тогда, получается,– продолжает его Паша, – что заботилась она о себе. Если он даст клятву, то что бы ни случилось, обязан быть с нею. А вдруг он ее разлюбит или еще что-то произойдет?

– Вот-вот,– раздается басок кого-то из мальчиков,– только о себе и думаете, эгоистки.

Еще немного - и разразится буря, но буря нам сейчас не нужна. Слишком трудный и важный вопрос, чтобы растерять его личную для каждого ценность в бурном и бессмысленном препирательстве, поэтому я предлагаю подумать об этом про себя и после урока, а сейчас обращаю внимание ребят на то, как построен любовный щебет наших голубков. Эраст не произносит ни одной самостоятельной фразы, ни одного собственного слова, кроме имени Лиза. В создании тепла, нежности, радости от удовольствия быть вместе он играет пассивную роль…

– Он так влюблен, у него слов не хватает, его чувства переполняют! – опять спешит Леночка.

– Ага,– киваю я, – до определенного момента: «Как я счастлива, и как обрадуется матушка, когда узнает, что ты меня любишь!" – "Ах нет, Лиза! Ей не надо ничего сказывать" – "Для чего же?" – "Старые люди бывают подозрительны. Она вообразит себе что-нибудь худое". – «Нельзя статься». – «Однако ж прошу тебя не говорить ей об этом ни слова». – «Хорошо: надобно тебя послушаться, хотя мне и не хотелось бы ничего таить от нее».

Почему влюбленному молодому человеку понадобилось скрывать свои чувства от родителей возлюбленной?

– Потому что он с самого начала относился к ней несерьезно, хотел весело провести время и бросить ее. Он ведь говорил, что может дать клятву любить ее всегда, – Соня тяжело вздыхает,– и подтвердил, что ему можно верить, а сам, в конце концов, предал ее.

– Вот и получается, что любимую приласкать — слов не хватает, о своих интересах побеспокоиться — сразу нашлись. Кого же Эраст больше всего любит?

– Себя. Он ведь про себя и любовью их отношения не называл. Карамзин тоже курсивом выделил его слова: «страстная дружба». А ценил он ее, потому что она доставляла ему большее удовольствие, чем все забавы «забавы большого света»

– Получается, что к Лизе относился он хорошо и с радостью использовал ее в собственное удовольствие. А Лиза, она Эраста любила?

– Конечно, – ребята с воодушевлением приводят цитаты из текста, – «им только жила и дышала», «без тебя жизнь не жизнь, а скука», «без глаз твоих темен светлый месяц», а он потом заскучает и станет приходить все реже и реже.

А как Лиза отнесется к его перемене?

– Она будет очень беспокоиться, вздыхать и часто говорить… – Илья листает книгу. – Вот нашел: «Прежде ты бывал веселее, прежде бывали мы покойнее и счастливее, и прежде я так не боялась потерять любовь твою!»

– Зачем она ему это говорит?

– Чтобы он был к ней внимательнее, не исчезал надолго…

– А ему это нужно?

– Ему нет, он ее уже почти разлюбил…

– Тогда о ком заботиться и кого любит Лиза, когда рассказывает Эрасту, как ей без него плохо, да еще и упрекает в том, что теперь ей с ним не так хорошо, как раньше?.. А если бы она Эраста любила, думала не о своем счастье, а о его, что бы она могла сделать, заботясь о нем, увидев его холодность, равнодушие?

– Сказать ему, что он свободен делать то, что для него важно и нужно, и оставить его в покое.

  • На самом деле, этого ребята пока не скажут. Много таких уроков – бесед о жизни пройдет, прежде чем они начнут реально анализировать тонкости отношений между людьми. И не с позиции «трагического несоответствия мечты и действительности», а с точки зрения здравого смысла. Вместо «Кто виноват?» они научатся спрашивать «Какова ответственность каждого в случившемся?»

Я нисколько не хочу снять ответственность за произошедшую трагедию с Эраста. Вместе с детьми возмущусь его легкомыслием и бесчестностью. В конце концов, он все же пообещает ей стать ее мужем и оставит ее ожидать любимого-героя, а сам проиграется и соберется жениться на деньгах. Моя задача показать им, что если Лизу обманули, то она сделала все для того, чтобы быть обманутой, обмануться (обмануть себя). На примере этого произведения, может быть в какой-то момент забывая о литературной условности, я хочу научить моих ребят тому, что в любую ситуацию, связанную с отношениями людей свой вклад вносит каждый. На любого обиженного найдется свой обидчик и наоборот.

Урок заканчивается, а мы читаем последние строки повести: «Лизина мать услышала о страшной мести (простите, я оговорилась) смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела – глаза навек закрылись. Хижина опустела. В ней воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят: «Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!»

Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».

– А совесть-то в нем все-таки проснулась,– удовлетворенно замечает Женечка.

А я задаю очень простой вопрос:

– Зачем Лиза утопилась?

– Она пережить не могла его предательства, а без него она жизни не видела.

– Но жила же, пока он якобы был на службе.

– Если бы со мной так обошлись,– взволнованно говорит Соня,– я бы топиться, конечно, не стала, но ему такое бы устроила, чтобы он всю жизнь мучился!!!

Сонечка, спасибо тебе за наглядную иллюстрацию! Я ехидничаю:

– Это ты про того, без которого жить бы не смогла, про самого любимого?

– Вот Эраст и мучился всю жизнь, и мать от горя умерла,– говорит рассудительный Сережа.

Так зачем Лиза утопилась? – повторяю я свой вопрос.

Чтобы отомстить Эрасту.

Интересно, и при этом любила?

– А мне кажется, зря вы ее обвиняете в мести, ей просто было бы невыносимо тяжело жить, – грустно говорит Марина.

– Может быть, ты и права, только сомневаюсь я, что под могильной плитой ей легче. Ей там никак. Там темно, сыро и очень тихо. Там нет ни песен жаворонков, ни сияния солнца, ни приятно пахнущих цветов — ничего, что Лиза так любила. Что выиграла она для себя, сделав такой выбор между жизнью и смертью? А что проиграла?

  • Карамзин продлевает ее жизнь после смерти: «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, Лиза!», — но, имея в виду христианское представление о бессмертии души, автор повести почему-то забывает о том, что самоубийство — тягчайший грех, и если душа Лизы живет, то отнюдь не в райских кущах, а в одном из кругов ада.

Проиграла – все, выиграла — смерть матери, несчастье Эраста. Боль за боль, зуб за зуб? Как это называется? Конечно, месть. Кого она любила, о ком заботилась, когда отправляла матери послание о своей смерти, приложив к нему 100 рублей, когда, по сути, назвала виновником своей гибели (то есть убийцей, кем Эраст и будет считать себя) бывшего возлюбленного?

  • Говоря словами Лизы, «одного жестокого человека». Как резко изменились акценты! Был таким добрым… Или мы любим, пока нас любят? А если разлюбила, чего топиться?

Конечно, не было заботы ни о матери, ни об Эрасте, ни (что, по-моему, самое нелепое в этой истории) о себе. Разве лишь о боли, разочаровании и обиде. Вот и выходит, что повесть Карамзина о девушке, которая влюбилась (влюбила себя), разочаровалась (разочаровала себя), обиделась (обидела себя) и всем за это отомстила.

«Ромео и Джульетта», или кто кого любил

 «Основной конфликт трагедии «Ромео и Джульетта» доступен школьникам; пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность, не может не затронуть ума и сердца юных читателей…»

Г.И.Беленький «Литература. 8 кл.: Метод. советы»

Только без жертв! Не надо меня любить, просто хорошо ко мне относитесь.

Трижды разведенный холостяк

Трагедию Шекспира мы изучали в 8 классе на последних уроках года… То есть в мае… То есть тринадцати- и четырнадцатилетними подростками… То есть ровесниками Джульетты. Героини, которая, следуя тому же известному и любимому многими автору учебников и методических пособий Г.В.Беленькому, «из наивной покорной девочки, какой она является в начале, становится женщиной, способной пойти против традиций своего рода, против воли родителей

  • Ох уж эти родители!

и встать на защиту своего чувства, своей личности, не боясь смерти».

  • Еще раз напоминаю: май. Тринадцати- и четырнадцатилетние подростки… читают триллер о наивной покорной девочке, которая становится женщиной, перестает слушаться родителей, а заканчивает свою историю жизни потрясающе красивым суицидом.

Впрочем, я очень люблю это произведение. Естественно. И мне очень хочется, чтобы его полюбили и мои ученики. Только — за что? Что в нем — полюбили?

…Если в распахнутое окно кабинета литературы свежий воздух весеннего утра приносит чарующие запахи зацветающих сирени и черемухи, а шелест нежно-зеленой молодой листвы гармонично вливается в умопомрачительные скерцо птичьего оркестра, то этот естественный аккомпанемент делает совершенно волшебными слова:

Джульетта

Уходишь ты? Еще не рассвело.
Нас оглушил не жаворонка голос,
А пенье соловья. Он по ночам
Поет вон там, на дереве граната.
Поверь, мой милый, это соловей!

Ромео

Нет, это были жаворонка клики,
Глашатая зари. Ее лучи
Румянят облака. Светильник ночи
Сгорел дотла. В горах родился день
И тянется на цыпочках к вершинам.
Мне надо удалиться, чтобы жить,
Или остаться и проститься с жизнью.

Конечно, и умы, и сердца юных счастливцев, впервые прикасающихся к божественным строкам, не могут остаться равнодушными. Каждая девчонка сейчас в душе Джульетта, на балконе открывающая звездам тайны своего чувства, проклинающая традиционную враждебность двух семей:

Джульетта

Ромео, как мне жаль, что ты Ромео!
Отринь отца да имя измени,
А если нет, меня женою сделай,
Чтоб Капулетти больше мне не быть.

Ромео

Прислушиваться дальше иль ответить?
Джульетта
Лишь это имя мне желает зла.
Ты был бы ты, не будучи, Монтекки.
Что есть Монтекки? Разве так зовут
Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?
Неужто больше нет других имен?
Что значит имя? Роза пахнет розой,
Хоть розой назови ее, хоть нет.
Ромео под любым названьем был бы
Тем верхом совершенств, какой он есть.
Зовись иначе как-нибудь, Ромео,
И всю меня бери тогда взамен.

А каждый парнишка сейчас – бесстрашный Ромео, лихо перемахнувший через стену опасного, но манящего сада, смело сражающийся с обидчиком, мечтающий о прекрасной и единственной:

Ромео

Меня плащом укроет ночь. Была бы
Лишь ты тепла со мною. Если ж нет,
Предпочитаю смерть от их ударов,
Чем долгий век без нежности твоей.

Как это близко, как это понятно, ведь эти дети, пришедшие со страниц пьесы из средневековья в наш, уже XXI век, точно такие же… Только гораздо более смелые и щедрые в выражении своих чувств. Как красиво говорят они о своей любви! Как искренне восхищаются друг другом! Как бережны и нежны, и в то же время как дерзки и остроумны:

Ромео

(одетый монахом, Джульетте)

Я ваших рук рукой коснулся грубой.
Чтоб смыть кощунство, я даю обет:
К угоднице спаломничают губы
И зацелуют святотатства след.

Джульетта

Святой отец, пожатье рук законно.
Пожатье рук — естественный привет,
Паломники святыням бьют поклоны,
Прикладываться надобности нет.

Ромео

 Однако губы нам даны на что-то?

Джульетта

Святой отец, молитвы воссылать.

Ромео

Так вот молитва: дайте им работу.
Склоните слух ко мне, святая мать.

Джульетта

Склоненье слуха не склоняет стана.

Ромео

Не надо наклоняться, сам достану.
(Целует ее.)
Вот с губ моих весь грех теперь и снят.

Джульетта

Зато мои впервые им покрылись.

Ромео

Тогда отдайте мне его назад.

Как все это не похоже на то, что обрушивается на современное юношество с экранов телевидения, рекламных щитов, из текстов популярных песен! Мне кажется, что это произведение – блестящее пособие для пополнения лексического запаса детей. Так же, как заучивают топики по английскому языку, обязательно следует учить наизусть на русском монологи, диалоги из классиков, отдельные фразы, запоминать сравнения и образы, чтобы обогащать ими свою речь и, что очень связано, жизнь, проживать эпизоды знакомства, свидания, прощанья вместе с героями в инсценировках.

  • Многие маленькие дети, готовясь к поздравлению 8 марта или 23 февраля, долго репетируют с мамами вручение первого подарка девочке или мальчику. Событие волнительное и ответственное, рассчитывать на экспромт рискованно, а домашний «театр» помогает быть более свободными.

А в качестве домашнего задания хорошо бы рекомендовать, например, объясниться в любви или познакомиться с кем-то, используя текст Шекспира. Получится? Насколько гармонично? Не страшно будет говорить красиво? А как вы при этом будете выглядеть? Какой будет походка, мимика, голос? Куда денете руки? Пробуйте, играйте. Боитесь показаться смешными друзьям? Потренируйтесь сначала на незнакомых людях. Кто-то посмеется, кто-то удивится, а кому-то очень понравиться. Нет-нет, я не предлагаю вам полностью воспроизвести монологи героев старинной пьесы в современной реальности, но их можно использовать как образец, модель, украшение для создания собственного текста, стиля. Ищите себя и умейте быть разным, ведь это так здорово!

Так урок литературы превращается не только в урок смелости, благородства и красоты, а еще и в урок актерского мастерства. Цель такого урока? Научить художественно, вкусно и естественно выражать свои чувства, в конечном счете, успешно общаться.

Но это риторика, скажете вы. А как же сопереживание героям, обучение самому чувству, воспитание стремления к такой высокой, все, даже смерть побеждающей, любви, как у Ромео и Джульетты? А вот здесь я бы не спешила…

Мы заканчиваем комментированное чтение пьесы Шекспира. Читаем последние, трагические сцены. В классе тишина, от волнения за судьбу героев дыхание перехватывает. Встревоженные лица, внимательные глаза у некоторых ребят наполнены слезами…

Ромео

Любуйтесь ей в последний раз, глаза!
В последний раз ее обвейте, руки!
И губы, вы, преддверия души,
Запечатлейте долгим поцелуем
Бессрочный договор с небытием.
Сюда, сюда, угрюмый перевозчик!
Пора разбить потрепанный паром
С разбега о береговые скалы.
Пью за тебя, любовь!

(Выпивает яд)

Ну какая девчонка не мечтает о такой любви! Чтобы ради нее он готов был умереть! Чтобы любить друг друга больше жизни, чтобы жить друг без друга не могли! Это красивая мечта прививается нам и кинофильмами, и литературой. Вам хотелось бы, чтобы вас так любили? Очень многие из моих учеников, чаще учениц, в ответ с горящими глазами кивали: «Конечно».

  • Моей сестренке было лет 18, когда она однажды смотрела фильм в соседней комнате. Вдруг слышу громкий безутешный плач. «Что случилось?» Оказывается, слезы вызваны сценой фильма. Ночь, пожилая пара, красивая музыка, она умирает… Он в отчаянии, зажигает много-много свечей, обнимает ее тело и проводит так ночь, отдавшись своим чувствам, воспоминаниям. Сестра ревет в голос: «Катя, если б кто-нибудь когда-нибудь меня так любил, чтобы всю ночь спать с моим трупом…» По-моему, она была готова специально для этого умереть.

В мальчишках на примерах лучших произведений мировой культуры воспитывается идеал мужественного героя-спасителя.

  • Благородный Робин Гуд, доблестный Айвенго, преданный Дон Кихот…

Помните мультфильм про ослика, который мечтал кого-нибудь спасти? Он меланхолично бродил по лесу и молил провидение, чтобы с кем-нибудь случилось несчастье. Тогда он смог бы проявить свою смелость и находчивость! Добрый такой ослик… К сожалению, все вокруг были веселы и благополучны, ослик так из-за этого огорчился, что заболел.

Девчонки любят надевать на себя романтическую маску задумчивости, грусти, подчас трагичности… Зачем? Видимо, чтобы не пропустить своего (чуть не сказала ослика) рыцаря-спасителя, готового помочь, поддержать. Шутками, цветами, защитой, деньгами, жизнью…

Вам нужна самозабвенная любовь? А вы готовы ее принять?

  • Вспомним Веру Николаевну Шеину из «Гранатового браслета» А.Куприна. От «настоящей, самоотверженной, истинной любви» г.Желткова она испытывала лишь замешательство, неловкость, страх «попасть в смешное положение». Она поняла, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет» слишком поздно. И слишком больно…

С другой стороны: а вы, сами, готовы взамен забыть о себе? Да?

Кстати, это будет действительно бескорыстное чувство, у вас не будет даже ожидания благодарности?

  • Вы действительно уверены, что через несколько лет не скажете: «Я ради тебя институт бросила, карьеру оставила и проч., а ты…»?

Практика любви показывает, что при самых горячих чувствах люди что-то просят за свое самопожертвование. А на самом деле — не что-то, а очень и очень многое…

К этому еще: а вы готовы задуматься, нужно ли будет возлюбленному ваше самопожертвование? Не обременит ли его ваша любовь?

  • Не придется ему подобно герою фильма «Страна глухих» отчаянно просить: «Меня не надо любить, меня не надо спасать, Рита! Я живу, как я хочу! Понимаешь?! И мне нравится такая жизнь, нравится! Да не трогай ты меня! Отстань от меня!»


Страница сформирована за 0.97 сек
SQL запросов: 169