УПП

Цитата момента



Одиночество — это когда ты всегда знаешь, где лежат твои вещи.
Мы этим — не страдаем!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Ничто так не дезорганизует ребёнка, как непоследовательность родителей. Если сегодня запрещается то, что было разрешено вчера, ребёнок сбивается с толку, не знает, что можно и чего нельзя. А так как дети обычно склонны идти на поводу своих желаний, то, если нет твёрдой руки, которая регулировала бы эти желания, дело может кончиться плохо. Ребёнок становится груб, требователен, своеволен, он не хочет знать никаких запретов.

Нефедова Нина Васильевна. «Дневник матери»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4123/
Мещера-2008

День девятый

и остальные восемь дней

щелкните, и изображение увеличитсяДни, проведенные в Вишенках, слились в один удивительный и долгий день, пряно пахнущий свежевыполотой травой, ранними опятами и парным молоком.

По утрам, как Лёка ни уговаривала бабушку, та вставала раньше ребят. И к тому времени, когда звонил будильник, каша, молоко и гора поджаристых оладушков уже томились под холщовой салфеткой на столе. И ровно в 8 часов 10 минут Лёка, Маша и Саша уходили по теплой пыльной тропинке в лес. Шли босиком, в одной руке сандалии, в другой — корзина. Они долго махали этими сандалиями бабушке, стоящей у калитки.

— Мы не заблудимся-я! Не волнуйся-я!

Но дорогу, на всякий случай, запоминали. Осина упавшая, корнями в тропинку упирается; овражек, поросший бузиной. Через ручей, бревно перекинуто, а на той стороне пять елок вместе растут. Вдоль тропинки сосны высоченные: с одной стороны — откуда ребята идут — мох растет, а с другой—кора золотистее и мха нет. Валежник — сухие ветки — лесник собрал. Слева от дороги кормушка лосиная с сеном и солонец — соль каменная - там же. Для лосей соль, как для Маши ириски «Кис-кис», вкуснее ничего нет.

Под ноги ребята тоже не забывали смотреть, чтобы корзины пустыми не оставались.

Для грибов была корзина Лёкина. И Лёка приносила разноцветные сыроежки и ранние опята, подосиновики и даже белые.

Для ягод была корзина Сашина. И Саша приносил полным-полнешенько черники, брусники и ежевики.

А у Маши корзина «для чего-нибудь». В среду Маша принесла кислого щавеля, в четверг — кукушку со сломанной лапой. Все жалели ее и лечили. Бабушка сделала маленькую шину из палочки и сказала, что скорее всего придется кукушке весь век куковать у нее, куда в лес с такой ногой… В пятницу Маша принесла ежика, а в субботу унесла его туда, откуда взяла, потому что бабушка сказала:

— Что станет с лесом, если каждый ежика оттуда унесет? Пропадет лес. И муравьев нельзя трогать. Другое дело— кукушка-калека… И цветов лесных-полевых больше не рвите. Такая жалость, когда охапками тянут да увядшими по дороге бросают. Ландыши, купавки, ромашки — лесу да полю украшение.

Воздух в лесу очень вкусный: сосновой корой пахнет, еловыми иголками, черничным листом, сиреневыми колокольчиками. Да всем пахнет, каждая травинка-былинка вкуса прибавляет — одна сладости прибавит, другая— горечи или кислинки. А все вместе дают вкус целебному лесному воздуху, чище и здоровее которого нет.

Вышли на опушку, Маша села на березовый пенек отдохнуть, наклонилась и рассматривает травинки-зеленин-ки, травинки-голубинки, травинки с кисточками, с бубенчиками, с разными листками: тонкими игольчатыми, мелкими круглыми, трехпалыми, причудливо вырезанными.

— Посмотри, Лёка! Как много разных травинок. И цвет у них разный.

— У каждой свое имя и свои особенности.—Лёка провела рукой по траве, собрала легонько вместе и отпустила.— Это вереск и полынь. Там вьюнок, девясил, мята. Шалфей. Пастушья сумка. Многие травы лечебные, есть среди них добрые, есть злые.

— Даже злые?

— Если интересно, сорви по одной травинке. Я помогу сделать листы гербария. Но ты сама пойдешь в библиотеку, попросишь «Определитель растений» и не только подпишешь на листах гербария названия, но и коротко перечислишь особенности каждой травы.

— Все про них буду знать? Конечно, интересно! — Маша стала аккуратно срывать травинки и складывать в прозрачный пакет. Девятнадцать разных травинок набрала. И думала: «Если по лесу или по полю бегло посмотреть—кажется, все одинаковое, зеленое. А внимательно? Все —разное…»

Саша сосредоточенно рассматривал шустрых рыжих муравьев. Этот тащит соломину, и другой за ним спешит с соломинкой. Встретились с третьим — он тащит еловую хвоину. Разошлись, друг другу дорогу уступили. Вот это да!

— Муравьи всё понимают, что ли? — спросил Саша,—Тоже строят свой мост?

— Может быть, и мост,—согласилась Лёка.—Внимательно понаблюдай за муравьями, удивлению твоему не будет конца. Муравьи — великие строители. Научишься бегло читать, возьмешь в библиотеке книгу о муравьях. Откроется тебе их жизнь…

Выбери, Младший Читатель, под березой в лесу, в парке небольшой пятачок, рассмотри все травинки, собери для гербария. Только корни не трогай. Никогда не трогай корни — будущей весной они новые ростки пустят и такая же трава вырастет: голубая, зеленая, тонкая.
И муравьев рыжих не трогай. Бабушка права. Они и для себя труженики-строители и Человеку — тебе, мне, всем нам — большие помощники. Где муравьи, там лес здоровый и чистый. От леса, от деревьев и Человеку—тебе, мне, всем нам—здоровье приходит, сила.
В школе первоклассники ведут Дневник наблюдений». Записывают, как изменяется время восхода и захода солнца, что происходит с погодой. Чем отличается зима от осени, весны и лета. Вести «Дневник наблюдений» очень интересно, и в следующих классах намного легче будет изучать «Природоведение».

…Как ребята из лесу ни торопились, только и успевали, что хлеб к обеду нарезать. Бабушка варила такие щи с сыроежками и такие жарила картофельные котлеты с грибами, такие варила кисели из малины и черничные Лепешки на капустных листьях пекла, что за обедом царила полная тишина. Только раздавался бабушкин ласковый голос:

— Подложить ли грибков?

И чей-нибудь осоловелый от воздуха, еды, покоя, тишины, света, тепла и радости голос отвечал:

— Пожалуйста, немножко! Спасибо…

Когда солнышко за деревья начинало задевать, на руки надевали или резиновые, или старые синие, красные перчатки, специально сохраняемые бабушкой для этой цели, и команда по борьбе с сорняками начинала очередную операцию. Когда сорняков не осталось ни в саду, ни в огороде, ни за забором, Саша деловито взял молоток и гвозди. Дощечка у забора отстала — рраз, два — становись на место! Планка у калитки отъехала — рраз, два, три — держись крепко! Конечно, Лёка ему помогала. Маша носила банку с гвоздями и вздыхала:

— Вот бы забор покрасить! Жалко, краски нет.

— Покрасим,— отвечал Саша.— Мы теперь всё можем.

А вечером на террасе шумел самовар, и все вчетвером дули в чашки с горячим чаем —таким вкусным, душистым, из шиповника и черной смородины. Слушали друг друга и говорили. И еще говорили и слушали. Истории рассказывали, сказки. Даже сами сочиняли. Сначала Саша сочинил сказку про воину, танки и льва. Маша его послушала и на другой вечер рассказала сказку про льва по имени Лев. Сказка всем так понравилась, что захотели поставить по ней кукольный спектакль. Лев уже есть, остальных зверей надо смастерить. Декорации можно нарисовать и склеить из плотной бумаги, а для ширмы использовать занавеску.

СКАЗКА ПРО ЛЬВА ПО ИМЕНИ ЛЕВ

I действие

Жил-был на свете лев. Он был сильный, но глупый. Вот такой.

В школе он не учился, а только и делал, что похаживал-расхаживал около своей пещеры да бока почесывал о деревья.

И вот однажды встретил он слоненка по имени Слоненок, с черной отметиной на левом ухе. Слоненок шел по дорожке, держал хоботом книжку и так, на ходу, читал.

— Что ты делаешь? — спросил лев и хотел немного пожевать книжку. Он ведь был глупый, не понимал, что книжку не жуют, а читают и узнают из нее много интересного.—Что ты делаешь?

— Читаю,— ответил Слоненок с черной отметиной на левом ухе и стал читать: — «Жил-был на свете лев. Он был сильный, но глупый».

Лев обиделся и решил книжку съесть. Но вдруг… задумался и спросил:

— Черные букашки-таракашки, которые бегают по книжке, как называются?

— Буквы,—ответил Слоненок,—Они складываются в разные узоры, и получаются разные слова. Ты не знаешь, что живешь в Африке, а я знаю, читал. Я знаю, что, кроме Африки, есть другие континенты: Европа и Азия, Америка, Австралия и Антарктида. Есть океаны, моря, горы. Много больших рек. А ты-то думал, что на свете есть только твоя пещера и ручей, из которого ты пьешь воду.

— Вот, оказывается, что! — удивился лев, а Слоненок развернул карту и на ней показал Африку.

Лев задумался. К нему пришло много разных мыслей. И он попросил Слоненка научить его читать.

II действие

Как-то вечером, когда солнце село за гору, в которой была пещера, лев вышел погулять. Днем он читал книжку, и к нему пришло та-ак много мыслей, что ему необходимо было расставить их по порядку. Тут-то лев и увидел жирафа по имени Жираф с рыжими рожками. Он стоял перед деревом и считал звезды.

— Что ты делаешь? — спросил лев.

— Считаю звезды.—И Жираф с желтыми рожками начертил на светлом от света луны песке, сколько он насчитал звезд: 30000000000.—Мы живем на планете Земля, а вокруг звезды и другие планеты.

— Я научился читать,— смиренно сказал лев,— но я не понимаю твоих знаков. Научи меня, пожалуйста, считать.

Конечно, Жираф с желтыми рожками научил его считать. И лев узнал, что у него одна голова, два глаза, четыре лапы, что он прочел пять книг, что вокруг его пещеры растут семь деревьев, а слонов, с которыми он подружился,—восемь, и теперь появился Жираф, его новый, девятый, друг. Он узнал, что, кроме него, льва, слонов и жирафа, еще много-много других зверей.

— Вот, оказывается, как! — удивился лев и опять задумался.

III действие

Прошло время, лев научился писать и узнал много для себя нового.

Он узнал, что нельзя обижать маленьких и слабых, а сражаться можно только с равными себе. Он узнал, что сильный должен быть добрым и смелым, умным и знающим. Тогда-то он и стал львом по имени Лев. Вот таким.

Он научился переноситься в любое место земли и помогать тем, кто попал в беду. Когда на слабого нападает сильный, Лев отдает слабому свою силу и отвагу. И слабый побеждает.

Когда на одного сильного нападает много врагов, он приходит одинокому на помощь и отдает ему свое сердце. Потому-то говорят про сильного и смелого человека, победившего в неравной борьбе: «Он победил потому, что у него львиное сердце»…

Тебе, Читатель, понравилась сказка? Спектакль можно разыграть дома и в школе. Маша и Саша решили, что они обязательно покажут этот спектакль в школе. В том большом зале, с настоящей сценой, куда водила их тетя Паша.

А в тот день, когда бабушка в первый раз испекла черничные лепешки на капустных листьях, Маша начала свою кулинарную книгу. Она взяла синий блокнот и на первой странице очень старательно написала:

МАШИНА КУЛИНАРНАЯ КНИГА

Перевернула страницу и сверху написала:

«1. Черничные лепешки на капустных листьях».

Но больше Маша ничего не написала: одно дело есть да похваливать и совсем другое — уметь приготовить…

Помнишь, Читатель, Калинкины слова: Пока руки не сделают — голова не запомнит»? Это закон для любого домашнего дела: приготовить ли, сшить, смастерить. И не только домашнего. Послушал, посмотрел — половина знания, а сам сделал — значит, научился.

…Как эти чудо-лепешки пекут, Маша записала только на следующий день. Напросилась бабушке в помощницы, передник с васильками надела, косынкой волосы закрыла и толкла чернику, мешала, на листья капустные намазывала. Но в печку-духовку их ставила на противень сама бабушка и сама же доставала оттуда. Маша только бабушкиной сноровке удивлялась.

МАШИНА КУЛИНАРНАЯ КНИГА

КАКАО (две чашки)

В миске растираем две чайные ложки порошка какао с четырьмя ложками сахарного песка и четырьмя ложками горячей воды. Получится коричневая «сметана». Постепенно вливаем, размешивая, два стакана горячего молока, ставим на огонь, доводим до кипения.

ГОГОЛЬ-МОГОЛЬ

Разобьем яйцо, белок выпустим на тарелку, а желток в чашку. Желток разотрем с тремя столовыми ложками сахарного песку, чайной ложкой сливочного масла и чайной ложкой порошка какао. Белок взобьем с помощью вилки в пену и добавим к смеси. Размешаем и взбиваем еще минуту. Можно обойтись без какао или масла.

Из картошки молено приготовить котлеты и оладьи, запеканки, пирожки, клецки. Проще всего приготовить салат, жареную и тушеную картошку.

САЛАТ КАРТОФЕЛЬНЫЙ

Две вареные картошины нарежем кубиками, половину маленькой луковицы— тонкими дольками, веточку укропа — совсем мелко. Все смешаем, чуть посолим, польем подсолнечным маслом.

Можно приготовить салат посложнее. К картошинам и луку добавим сваренное «вкрутую» яйцо, вареное мясо и яблоко, нарезанные так же, как и картошка.

Заправим салат не маслом, а сметаной, немного посолим и даже чуть посахарим. Перемешиваем салат со сметаной очень тщательно. Салат станет вкуснее, если час постоит в холодильнике.

КАРТОШКА ТУШЕНАЯ

Нарежем четвертушками четыре картошины. В миску нальем стакан кипятка, положим ложку масла и чуть посолим. Опустим картошку. Огонь сильный, крышкой накроем не плотно. Через десять минут огонь уменьшим, закроем миску плотно крышкой, пусть еще потомится десять минут. Перед тем как снять с огня картошку, посыплем укропом и чуть посолим.

МОЛОЧНЫЙ СУП (две тарелки)

Три стакана молока, стакан воды, половина чайной ложки соли. В закипевшую смесь опустим три горсти «Геркулеса», горсть натертой моркови и столовую ложку масла. Огонь — средний. Через десять— двенадцать минут суп готов.

Молочный суп можно приготовить сложнее. В холодную смесь воды и молока положим маленькую луковицу, доведем до кипения, опустим туда нарезанную соломкой картошку и еще через пять минут добавим горсть «Геркулеса» или столовую ложку манной крупы и горсть натертой моркови. Посолим, положим столовую ложку масла. И минут через восемь снимем с огня.

Бели есть приготовленный бульон, то сварим суп, отлив в небольшую кастрюлю четыре-пять стаканов бульона.

КАРТОФЕЛЬНЫЙ СУП

Две картошины нарежем соломкой, опустим в холодный бульон. Когда закипит, минут через пятнадцать добавим натертую морковь. Еще через пять минут — зелень укропа. Чуть посолим и снимем через две-три минуты с огня.

КАПУСТНЫЙ СУП

Готовим так же, только возьмем не две картошины, а одну, и вместе с картошкой опустим в бульон горсть нашинкованной капусты.

Летом вместе с зеленью укропа можно положить мелко нарезанный помидор.

Если любой суп, каша и особенно картошка вкуснее только что приготовленные, то тушеный кабачок становится вкуснее через два дня. Сохраняем его в холодильнике. Разогревать не надо,

ТУШЕНЫЙ КАБАЧОК

Выберем кабачок позеленее, почистим, как все овощи. Нарежем кружками: кабачок, морковь, болгарский перец, три помидора, луковицу. Сельдерей и укроп режем, как всегда. В миску нальем столовую ложку подсолнечного масла и две ложки холодной воды. Поочередно положим: лук, кабачок, перец, морковь, зелень, помидоры. Посолим (чайная ложка), чуть посахарим и сверху польем еще двумя ложками подсолнечного масла. На маленьком огне тушим сорок минут. Раза два прижмем ложкой, чтобы овощи были покрыты образовавшимся соком. Огонь сделаем сильнее и через пять минут снимем с огня.

ЧЕРНИЧНЫЕ ЛЕПЕШКИ НА КАПУСТНЫХ ЛИСТЬЯХ

Два стакана черники (не переспевшей) переберем от соринок, вымоем холодной водой, обсушим. Растолчем толкушкой в миске: чернику, половину стакана муки или столько же молотых сухарей, одно яйцо, две столовые ложки сахара. Разогреем духовку. С капустного кочана снимем десять листьев, положим на них черничное тесто и запечем в духовке. В хорошо разогретой духовке лепешки пекутся минут десять.

Саша смотрел на Машу, смотрел, взял свой блокнот и на первой странице написал:

МОЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Перевернул страницу, нарисовал букву «А». Отделяя по пять страниц, на каждой шестой писал по очереди буквы алфавита.

Первые два слова Саша записал на букву «Э».

Эскалатор— движущаяся лестница в метро.

Экскаватор — машина с ковшом, работает на стройках…

В тот же день вечером он написал еще три слова на букву «М».

Маляр —красит краской стены и ограду дома.

Малярная бригада — дружный отряд, вместе работают.

Машинист — водитель электровоза. Раньше назывался паровоз, совсем раньше — железная машина. Название «машинист» пошло от этой машины…

Но все-таки пришел и день последний. Уж ложилась ли бабушка вообще спать накануне? Столько пирожков, булочек, крендельков и, конечно, черничных лепешек она напекла! Едва ребята проснулись и холодной водой из голубого умывальника умылись, бабушка их скорее в сад увела: цветы для букетов срезать. Для букета цветы режут утром или вечером, после дождя или предварительного полива. Ребята вчера вечером усердно трудились: три лейки, не уставая, кочевали от колодца к цветочным грядкам и обратно. Зато сегодня — пожалуйста, все цветы свежие, красивые.

Бабушка с большими садовыми ножницами, Лёка с широкой корзиной, Маша и Саша — готовые подхватить, взять, перенести, сделать, что потребуется.

— Бабушка,—сказала Лёка,—очень тебя прошу. Срежь нам, пожалуйста, по нескольку цветков. В школе мы давно договорились — охапками цветы не носить. В каждом классе почти сорок человек. По два цветка—это сколько?

— Почти восемьдесят,—выпалил Саша.

И все засмеялись. И бабушка тоже смеялась и приговаривала:

— Ладно уж, ладно… я вам почти по два и срежу…

Цветы она срезала на длинных стеблях, выбирая самые крепкие с пышными ярко-зелеными листьями, но с едва раскрывшимися бутонами — завтра они как раз и распустятся.

— Это Машеньке три оранжевых георгина и два красных. Это Сашеньке — два оранжевых георгина и три желтых.

Из всего-то пяти цветков какие букеты замечательные получились, а вместе их соединить — не букет получается, а букетище.

— Спасибо,—сияли своими васильками ребятишки.

— Это Лёке.—Бабушка срезала три розовых левкоя и добавила к ним зелени аспарагуса, потому что у левкоев нет такой пышной зеленой листвы, как у георгинов.— А это Марине три белых левкоя.

Для Алеши приготовили яркие, с коричневыми серединками, бархатцы. А маме с папой — крупные садовые незабудки с белыми ромашками. Корзины, конечно, не хватило, и руки ребятишек, всегда готовые подхватить, взять, перенести, оказались необходимы.

Цветы в двух ведрах с холодной водой поставили под террасой, в прохладной тени, а сверху накрыли мокрыми газетами…

Между прочим, Читатель, очень правильно сделали — позаботились о том, чтобы цветы сохранили свежесть. Какая красота в увядшем букете? Лучше принести в школу один-два цветка, но по-настоящему красивых и свежих, чем завядший букетище.

…Ребята суетятся, охают —как же все увезти? А бабушка все новые банки с грибами да вареньями выставляет.

— Нет, бабушка.—Лёка замахала руками.—Нет и нет! Не унесем, не донесем!

Тогда бабушка и открыла секрет — за соседями машина приедет, перевозить их в город. Они с удовольствием заберут с собой ребят.

Вот такое получилось путешествие! Всю дорогу Маша, Саша и Лёка пели песни:

Мы едем, едем, едем
В далекие края.
Хорошие соседи,
Веселые друзья…
Мы едем, едем, едем
И песенку поем…

За ними бежала сначала проселочная дорога, потом узкое шоссе, а потом уже и широченная автострада. И убегали назад леса, фермы, поля, фабрики, и снова леса, озера, реки, и снова поля и поселки.

В каждом поселке сразу видно было нарядное светлое здание школы, в котором завтра широко откроются двери для всех девчонок и мальчишек.

Шофер довез их до самого дома, помог дотащить неподъемные корзины на третий этаж, и оказались они все втроем в объятиях мамы Ромашовой… и мамы Воронцовой, которая, конечно, не могла пропустить важный день в жизни Маши и Саши и постаралась завершить командировку на три дня раньше.

— Вечность вас не видела,— говорила она и крутила ребят, рассматривая их и всплескивая руками.— Спасибо тебе, Лёка, за ребятишек.

— Мне самой интересно было с ними! — ответила Лёка, а про себя подумала: «Спасибо Калинке».



Страница сформирована за 0.7 сек
SQL запросов: 170