УПП

Цитата момента



Время — это такой механизм, который не даёт всем событиям происходить одновременно.
Впрочем, в последнее время этот механизм, кажется, сломался…

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Женщины, которые не торопятся улыбаться, воспринимаются в корпоративной жизни как более надежные партнеры. Широкая теплая улыбка, несомненно, ценное качество. Но только в том случае, когда она появлялась на лице не сразу же при встрече, а немного позже. И хотя эта задержка длится менее секунды, улыбка выглядит более искренней и кажется адресованной собеседнику лично.

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4612/
Мещера-Угра 2011

Восьмой урок. Искусство владеть собой

Как делать эмоции?

Этой теме посвящён специальный тренинг артистизма, на который вы можете попасть. Этой же теме я посвящу в ближайшее время свою новую книгу. Но сейчас я кратко дам вам то, что необходимо именно для искусства очарования и обольщения.

Можем ли мы управлять своими эмоциями? Не можем, а должны.

Хотя существует расхожее мнение, что эмоции – эта та сфера, где человек менее всего может собой управлять. Фразы типа «На меня нахлынуло…», «Меня охватило…», «Меня понесло…» часто применяют по отношению к тем или иным сильным эмоциональным состояниям и связанным с ними действиями, нередко разрушительными.

Например, гнев: захватил и понёс. И я такого наговорил, такого натворил… Но это уже от меня не зависело – «нахлынуло».

Или печаль: хожу опущенный и всем рядом со мной тоскливо и скучно. А что делать? Настроение такое - «нашло»!

Точно также люди оправдывают свои действия и реакции любыми сильными чувствами, как разбивший витрину хулиган оправдывается в милиции: «Ну. Выпил я. Пьяный же был – ничего не соображал». И, наверняка, найдутся люди, которые его этим хоть немного да оправдают (потому что, вероятно, сами такими могут быть). Правда, по закону ответственность это не уменьшает. Лучше задать вопрос: «А зачем тогда пил? Если переварить не можешь?»

Замечательное оправдание для многих действий найдено уже давно – любовь.

Ею всё и объясняется. Тут уж всё понятно: чувство высокое, а потому любую гадость может оправдать. Но об этом – в следующий раз.

А вернёмся к мифу о том, что эмоции возникают сами по себе. Это для ленивых и тех, кто хочет снять с себя ответственность за происходящее. Перевалить её например на чувства.

На самом деле свои эмоции мы же и делаем: вызываем в себе, раскручиваем и культивируем. А затем выпускаем эмоциональные реакции вовне или накапливаем их в себе (всё равно рано или поздно прорвёт).

И из-за того, что мы это не осознаём

(или не хотим сознавать), не успеваем отследить, как мы это делаем (проходит очень быстро) или отдаём на откуп «авось как пойдёт», этот процесс «деланья» эмоций не отменяется. Всё равно он происходит. Часто, следуя уже наработанным в нашем сознании цепочкам реакций.

Но если не лениться и проследить, как мы делаем, шаг за шагом наши эмоциональные состояния и выражаем их (можно раскрутить происходящее в обратном порядке), выяснится, что этот процесс состоит из набора весьма конкретных действий. Которые совершают большинство людей. Зная это, мы можем заменять наши действия - элемент за элементом - и создавать те эмоции, которые нам будут помогать в жизни, подпитывать нас силой и способствовать успешному общению с людьми.

Какие эмоции нам нужны? Практически все. Если человек начинает подавлять свои чувства или некоторые из них, он начинает убивать свою эмоциональность и выразительность, и в результате и ему самому и тем, кто рядом с ним, становится скучно жить. К тому же, подавляемые чувства никуда не исчезают. А загоняют вовнутрь, и уже оттуда проводят свою разрушительную работу в вашем организме, порой прорываясь в уродливом и непонятном виде наружу в самое неподходящее время. Подавленный гнев на кого-то может выходить в виде раздражения по совершенно иному поводу. Страх проявляется в неспособности открываться и наслаждаться. Подавленные желания – в виде потери интереса к жизни и окружающим людям.

Но, естественно, каждой эмоции – своё время и место. Почему находящийся рядом со мной человек должен быть мусоркой, куда я буду сбрасывать свои негативные чувства или плохое настроение? Никому такой мусоркой быть не хочется, за исключением тех случаев, когда человек готов пойти на такую жертву ради того, чтобы потом в вас вывалить свой эмоциональный мусор. Такой вот обмен. Кстати, часто на этом и строится то, что мы называем «дружбой».

Но в первый момент общения вряд ли человек уверен, что такой обмен произойдёт (да и не всем он нужен), а потому он не хочет быть этим эмоциональным мусоросборником. Чувства печали, тоски, тревоги, раздражения, презрения, отвращения, злости, недовольства и так далее – столь «естественные» порой для нас – лучше убрать подальше. Так как они проявляются через наш взгляд, наше тело, интонации, слова, и партнёр это угадывает. Ну и что, что кто-то до этого испортил мне настроение? А мой партнёр при чём тут? Ну и что, что вспомнил я что-то неприятное или подумал об этом? А для наших отношений какая от этого польза?

Выходя на улицу, появляясь в любом месте, где вы можете встретить потенциально интересных для вас людей (а они могут быть где угодно – никогда не угадаешь), позаботьтесь о том, чтобы вызвать в себе и начать излучать нужный вам эмоциональный настрой. Если вы выбрали кого-то, на кого хотите направить своё внимание и сигналы привлечения, вызовите в себе те чувства и настрой, которые вам помогут сделать это легче и успешнее. Не ленитесь, И результаты не заставят себя ждать.

Выбирайте эмоции, которые большинству людей помогают, и научитесь их в себе вызывать. Это, естественно, такие фундаментальные эмоции, как интерес и радость, и далее производные от них чувства – нежность, доверие, любовь, веселье, уверенность, азарт, предвкушение, любопытство, сексуальное желание…

Этот список вы можете дополнить. Жизнь подскажет.

Задание:

Составьте список нужных вам эмоциональных состояний, а затем напротив них, напишите, в каких случаях и с кем, они вам нужны, то есть могут помочь, чтобы достичь поставленных целей.

Сначала, представляя ситуацию или уже столкнувшись с ней у вас уйдёт какое-то время на определение и выбор нужного чувства. Не ленитесь это делать и не идите по пути наименьшего сопротивления, отпустив всё – «пусть будет как будет». Это касается прежде всего ситуаций, которых вы недовольны своими действиями или их результатами. Там что-то не то в вас, скорее всего, и это не то чаще всего лежит в эмоциональной сфере, которая влияет и на ваши действия. Сделайте изначально то.

Вы можете мысленно прокрутить заранее в воображении ситуацию и представить ваши действия в этом эмоциональном свете, а можете сразу попробовать вызвать в себе нужный настрой и действовать (далее можно подкорректировать). Но для этого нужно знать

Каковы основные приёмы вызова эмоций и отношений?

Наиболее распространённые:

Воспоминание

Фантазирование

Внутренний текст

Эмоциональный жест и поза

Действие с определённым отношением

Представление о действии

Есть и другие (их мы осваиваем на «тренинге эмоций»), но пока этого достаточно.

Что я вспоминаю? От этого и зависит моё эмоциональное состояние. Если я вспоминаю ситуацию из жизни, когда мне было печально, отголосок этого чувства вновь рождается во мне. Если, глядя на человека, я вспоминаю, какую гадость он сделал мне или как кто-то другой меня обидел, в моих глазах отражается боль или обида, и это предаётся моему партнёру. Он даже не знает ещё почему, но чувствует идущий от вас негатив.

Таким образом мы и создаём – вольно или невольно – отталкивающий взгляд. Вспомните про «красный свет», который мы же и включаем.

Если же я вспоминаю (лучше это делать подробно) ситуацию, когда у меня была сильная радость или веселье, соответственно. Эти чувства или их отголоски (а это тоже чувства) вновь возникают во мне. И так мы можем вызывать в себе любые эмоции по своему желанию.

Задание

Используйте список написанных вами ранее нужных вам эмоциональных состояний.

На каждое нужное вам чувство и эмоцию вспомните и подберите воспоминание, во время которого это чувство возникает. Создайте такой «загашник», где эти «отмычки» вашей души будут храниться. Лучше иметь запас: эмоции обладаю способностью со временем стираться. Не сработало это – замените на другое. Тогда в «боевых условиях» не нужно будет тратить время на подбор и выбор – уже всё готово.

Задание

В паре с партнёром вспомните и расскажите одно из воспоминаний, связанных с выбранным вами чувством (например, радостью). Попробуйте передать партнёру именно то, от чего это чувство возникло, чтоб он (она) мог это представить. Проследите, что происходит с вами – как меняется ваш настрой, и с ним. Заодно – как меняются в данный момент ваши отношения.

Это упражнение удобно делать на курсе. Но также – и в жизни.

Задание 

Самостоятельно, при встрече с кем-либо, кого вы знаете, выберите из различных воспоминаний то, какое вам нужно для вызова отношения, и продолжайте общаться с данным человеком сквозь призму именно этого воспоминания (время от времени его вызывая в себе). Потом смените настройку – воспоминание, и продолжите общение уже в этом свете. Какова разница? В вас и в его поведении. Так мешающие вам воспоминания можно заменять на полезные.

Действуйте по принципу: свято место пусто не бывает. То есть, если ваше сознание не заполнено тем. Что вам нужно, в него может заползти что угодно, в том числе и всякая гадость. Зачем вам это нужно? Настройте вашу память на полезную для вас волну. Позаботьтесь о себе таким образом.

Что делать, если не вспоминается? А для чего же наше воображение? Вы можете представить себе то, от чего вы можете испытать тот же набор чувств. Идёте тем же путём. Но здесь у вас ещё больше простора для творчества – фантазии не ограничены возможностями и прежним опытом.

Что я представляю? Это зависит от вас. Какая эмоция вам нужна?

Радость? Представьте место на земле, где вы хотели бы побывать. Как вы проведёте там день? Или как вы встретите там утро? С кем вы будете? Что вас окружает и что вы делаете? Задавая себе такие вопросы, вы создаёте питательную почву для своего воображения, которое и начинает отвечать на эти вопросы.

Нежность? Представьте человека, который напротив вас, маленьким ребёнком. Стоит в кроватке, с сосочкой и протягивает к вам свои ручонки.

Что меняется в вашем отношении к человеку? Меняется ли ваше настроение? Ваш взгляд? Положение тела?

А если представить, что у человека напротив вас – день рождения? И он будет рад подарку от вас. Что ему можно подарить? И как он будет этому радоваться?

Представили? Каковы ваши чувства сейчас?

Кстати, тем же путём мы вызываем и отрицательные чувства по отношению к другим людям. Мы не общаемся с физической оболочкой человека, а с нашим представлением о нём (набором фантазий и воспоминаний). И мы можем сами регулировать. Какой образ создавать.

Задание

Расскажите вашему партнёру о вашей мечте. Выберите любую, которая вас согревает. И расскажите так, чтобы он (она ) это представили.

Как меняется ваше эмоциональное состояние? А его (её)?

Ещё более эффективно, если в эти фантазии вы включите вашего партнёра. На него и на ваши отношения это подействует сильнее.

Так формируются дружеские (и не только ) взаимоотношения. Через совместное переживание радостных чувств.

Задание

Потренируйтесь в жизни при выходе на улицу представлять то или иное, что пробуждает в вас выбранный вами настрой. И в течение намеченного времени возобновляйте эти фантазии – поддерживайте, подпитывайте ими ваши чувства.

Так вы воздействуете сами на себя.

Задание

А теперь делайте то же самое, общаясь с тем или иным партнёром, представляя человека в той или иной воображаемой ситуации. Можно использовать весь спектр фантазий. Следите за эмоциональными изменениями, сменой отношения к партнёру и его ответными реакциями.

Задание

Потренируйтесь переключать настрой, меняя фантазии. Но это задание посложнее, так как чувства уходят и приходят не сразу. Им нужно время для «переплавки» одного в другое, и это мы будем делать на ином курсе и в следующей моей книге. Но попробовать можно – есть люди, у которых это хорошо получается.

Что я говорю внутри себя?

И теперь посмотрите на окружающий вас мир (не важно, есть ли рядом с вами люди или нет) и откройте в нём то интересное, что вы раньше и не замечали.

Внутри себя повторяйте слова (выбирайте то, что вам более всего подойдёт): «Здорово!» или «Как классно!», или «Интересно!», или «Ух, ты!», или «Вау!», или иные подобные выражения. Естественно, их можно менять и добавлять к ним, что именно «классно» или «вау», хотя это совсем не обязательно - пусть будет «классно» само по себе, потому что так вам нужно.

Казалось бы, совет элементарный и почти глупый – уж слишком прост. Но ведь действует! Проверенно неоднократно и мной и теми, кто занимался у меня на курсах. Ведь на этом принципе построены молитвы и мантры, заклинания и внушения. Когда вам нужно вызвать в себе то или иное чувство или отношение, вы начинаете повторять нужные вам слова, для того, чтобы это произошло, эти заклинания входят в сознание и подсознание, становятся частью вас, и вас меняют. А, значит, меняют ваше поведение.

Можно повторять про себя или вслух, как вам плохо и тоскливо, и вам действительно станет плохо и тоскливо, а окружающие начнут обходить вас стороной (кому вы такие нужны?). А можно найти слова или фразы, которые вы произносили, когда вам было хорошо и радостно, или от которых вам так может быть, и повторяя их (в сочетании с улыбкой и расслабленным лицом), в иное время и иной ситуации создавать внутри себя то же радостное самочувствие. Оно может быть не обязательно таким же ярким. Оно больше похоже на эхо или предчувствие радости. Но этого вполне достаточно. Это будет излучаться вами. И окружающие сами увидят это и сознательно или неосознанно начнут раскрываться и идти навстречу вам.

Задание

Для каждого намеченного вами чувства (список) найдите слова, пробуждающие таким образом это чувство. У каждого они свои. Найдите именно ваши. Проверьте правильность выбора, повторяя эти слова про себя с усилением. Если есть результат, значит определили правильно. Если нет – ищите другие.

Эти слова назовём «мохнатыми» (театральный термин А. Гончарова) - то есть «цепляющими душу». Обычно, это те слова, которые непроизвольно вырываются у нас (или хотят вырваться из нас) в минуты сильных переживаний.

Теперь же, не дожидаясь этих потрясений, вы можете вызывать чувства с другой стороны – через связанные с ними слова.

Что я делаю? Не ждите, когда чувство возникнет, а начинайте делать то, что это чувство может вызвать. Например. Если я хочу испытать нежность к человеку, то мне не нужно ждать, когда же я почувствую нежность, а найти соответствующее действие. И выполнить его с данным отношением. Например, я начинаю гладить партнёра по голове с нежностью (это может каждый), и в результате начинаю чувствовать нежность. То же можно делать с различными чувствами. Главное, найти правильное действие и выполнить его с выбранным вами отношением.

Задание.

Найдите на каждое выбранное отношение и чувства подходящее действие. Выполните его (по возможности) с выбранным вами отношением. Проверьте по результату правильность вашего выбора и скорректируйте его.

Вы поучили новый набор инструментов, которыми можете воспользоваться в любой момент

Что делать, если сделать это невозможно? То есть я бы и рад погладить незнакомого человека, чтобы пробудить в себе нежность к нему, да вряд ли он мне это позволит. Вопрос резонный. А для чего же воображение? Представьте, что вы это делаете с данным отношением. Представление о действии – это уже действие. Иногда не менее эффективное.

Хотите создать доверие в себе и передать его человеку? Не обязательно сразу вовлекать его ваши объятия - непривычный к этому может и испугаться. А достаточно просто представить, как вы его (её) обнимаете. Какой вам нужен настрой? Ласковый? Так и обнимайте ласково. Весёлый? Так и обнимайте весело. Всё в ваших силах. В этом преимущество данного метода. И на руках можно носить (в жизни не всегда), и к небу радостно подбрасывать (и не заботится, поймаешь ли) – что угодно, лишь бы с нужным отношением.

Задание.

Где только возможно, потренируйте данный приём, общаясь с людьми. Обратите внимание, как меняется ваше самочувствие, ваш взгляд (это можно уловить) и сигналы, которые вы посылаете.

Как я двигаюсь? Каждая эмоция выражается через определённые движения. В эмоции заключён позыв к действию. Выполняя определённое действие, я вызываю эмоцию. Если найти подходящий жест. То он может вызвать связанную с ним эмоцию (так же как эмоция порождает определённый жест). Снова мы подходим к эмоции с другой стороны – и вызываем её нашим телом.

Если я хочу вызвать в себе радость, я открываю своё тело и развожу в сторону руки. Если печаль – опускаю плечи и голову, подаю грудь назад, образовывая на её месте как бы пустоту. Если это сделать, вовлекая в движение всё тело, возникает запланированная эмоция.

А теперь посмотрите по сторонам: сколько людей ходит, опустив вниз плечи и головы. И они ещё не понимают, почему не радуются? Почему их воспринимают, как несчастных? Да в этой позе невозможно радоваться! Попробуйте. Против природы. А как можно печалиться, открывшись миру, с разведёнными руками и плечами, с поднятой головой и улыбкой на устах? Все положительные эмоции связаны с раскрытием, расширением, устремлением вперёд. Все отрицательные – закрытием, отстранением.

Посмотрите на тела людей, которые с вами общаются и вы увидите, в каком основном эмоциональном состоянии находится человек, что бы он ни утверждал на словах.

Задание.

Тренировать движения, которые я называю «эмоциональными жестами». Они вызывают внутри нас эмоциональный отклик. Правильно найденный жест, выполненный с полной отдачей и в который вовлечено всё ваше тело, всегда будет цеплять чувство, с которым связано. Это и проверка правильно найденного жеста.

Как только замечаете, что находитесь «не в том» эмоциональном состоянии, сразу посмотрите на себя со стороны и задайте вопрос: «А что делает моё тело?» Наверняка вы найдёте внутри себя мешающий вам быть в «том, что надо» настрое, жест.

Измените его. Если нужна радость – откройтесь, интерес – потянитесь вперёд, любовь (влечение) – одновременно устремитесь вперёд и раскройтесь.

Я даю общие рекомендации. Так как нахождение своего эффективного жеста – дело практическое и это лучше делать на специальном курсе. Но попробовать и самому вполне возможно.

А если условия не позволяют? Если это сложно выполнить (например, в транспорте, на улице, среди людей), то эмоциональный жест можно выполнить мысленно (как и действие). Принцип действия и эффект тот же. Совет: я не сдерживаю жест (это его убивает), а выполняю его физически, насколько могу, а дальше уже дорисовываю его в воображении. Это лучше работает, если до этого вы этот жест выполняли реально телом – оно его помнит.

Задание

Попробуйте. Тот же жест радости – открытие. А теперь – печали – закрытие. Опускаю плечи и голову, а остальное дорисовываю мысленно. И снова – открытие.

Это можно тренировать где угодно – никому не помешаете, а вам - польза. Так же тренируете все необходимые вам жесты.

Как этим пользоваться?

Лучше вначале опробовать предложенные приёмы, а затем отобрать то, что у вас получается лучше всего. Но для этого желательно попробовать всё. Опыт подсказывает, что каждому нужно подобрать к эмоциям свой ключик. Обычно лучше, когда используется сочетание нескольких приёмов - они тогда усиливают друг друга.

Например, чтобы вызвать радость, я открываюсь (эмоциональный жест), говорю про себя: «Здорово! Кайф!» (внутренний текст) и представляю, как весь мир меня обнимает (представление).

И очень важный момент, который сформулируем как закон эмоции:

Эмоция не вызывается путём насилия. Она приглашается.

Наши способы – это приёмы приглашения и приманивания чувств.

Я сравнил бы управление эмоциями с рыбной ловлей. Эмоции нельзя приказывать: «Эмоция, иди сюда! (Рыба, выныривай!)» Тогда она уйдёт вглубь. И эту ошибку совершают многие. Ей надо дать наживку или манок (наши способы вызова) и, поймав её, дать возможность уже самой выйти на поверхность. Тогда будет не жим и изображение эмоции, что делает человека фальшивым. А настоящее переживание в нужном вам направлении. И жить не скучно. И эффект тот, который нужно.

Куда я плыву? Теперь зависит от меня. Какие эмоции и кому я дарю – выбираю я сам. Для чего я это делаю? Чего я хочу добиться?

Управлять эмоциями – как плавать в море. Я не могу его осушить (и надо ли?). Но я могу научиться в нём плавать: овладеть нужными движениями, если я хочу нырнуть вынырнуть, плыть или отдохнуть, лёжа на воде. От степени волнения на море зависит и моя способность держаться на плаву и не тонуть. Так же как и от моей натренированности.

Нетренированный пловец утонет (или никуда не доплывёт), тренированный будет плавать и добираться, куда ему нужно. Знать, где берег. Куда плывёшь. Это важно. Иначе болтаешься на волнах. Туда – сюда. Старинная испанская пословица говорит: «Для тех, кто никуда не плывёт, не бывает попутного ветра».



Страница сформирована за 0.74 сек
SQL запросов: 169