УПП

Цитата момента



Трехлетний ребенок спрашивает взрослого: «А ты все умеешь?»
Взрослый: «Нет!»
Ребенок: «А почему не научишься?»
Наверное, я — ребенок…

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Нормальная девушка - запомните это, господа! - будет читать любовные романы и смотреть любовные мелодрамы. И это не потому, что она круглая дура, патологически неспособная к восприятию глубоких идей. Просто девочка живёт в своей нормальной системе ценностей, связанных с миром эмоций и человеческих отношений. Такое чтиво (или сериалы) обеспечивают ей хороший жизненный тонус и позитивное отношение к миру.

Кот Бегемот. «99 признаков женщин, знакомиться с которыми не стоит»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4097/
Белое море

Порядок, принятый в родильном доме, и его последствия

Порядок, близкий к естественному, и его результаты

1. Обезболивание родов  Медикаментозное обезболивание производится даже «у здоровых рожениц при правильном течение родов». А оно, оказывается, гасит материнский инстинкт. В Канаде в виде эксперимента обезболили роды 15 оленихам — ни одна не стала облизывать и кормить, все бросали своих оленят.

Вне патологии не применять анестезию. Усовершенствовать систему предварительной физической и психологической подготовки к родам. Она делает роды легко переносимыми даже в условиях цивилизации.

2. Стимуляция.  По свидетельству многих матерей, стимуляцию проводят, ссылаясь на «переношенность», и при нормальном течении родов, неоправданно форсируя их и не объясняя матери, по какой причине она нужна.  Слабость родовой деятельности может быть вызвана страхом, угнетенным состоянием матери из-за невнимательности или грубости окружающих, холодности больничной обстановки.

Сроки родов могут сдвигаться. Удлинение беременности на 2-3 недели может быть естественной и не нуждается в медицинском вмешательстве. Если стимуляция все же нужна, матери обязаны объяснить, почему она необходима.  Усиления родовой деятельности нередко можно достичь доброжелательностью, вниманием к роженице, спокойной обстановкой.

3. ПОЛОЖЕНИЕ роженицы  Женщина рожает, лежа на спине на высоком столе, который сконструирован больше для удобства акушеров, чем для пользы рожениц.

Лучше придать роженице положение полусидя, чтобы потугам помогала сила тяжести, т. е. вес ребенка. Тогда роды проходят легче и быстрее. В ФРГ сконструирован специальный стул для родовспоможения.

4. ПЕРЕВЯЗКА ПУПОВИНЫ  В настоящее время ее рекомендуется проводить после первого вдоха новорожденного, не ожидая прекращения пульсации. При этом ребенок не успевает взять из плаценты 100-150 мл. своей крови, что ослабляет его. Возникает опасность гипоксии и появления желтухи.

Чтобы не ослабить новорожденного, нужно накладывать зажимы или перевязывать пуповину только после прекращения пульсации в ней (через 7 минут после рождения).

5. ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ («кожа к коже»)  Ребенка после рождения уносят от матери, контакт полностью отсутствует все время пребывания матери в родильном доме. Она кормит ребенка только завернутым в пеленки. Это ослабляет материнское чувство у матери и задерживает формирование родительского инстинкта у младенца (это обнаруживается, когда он вырастает).

В первые 30 минут после рождения положить ГОЛЕНЬКОГО малыша на обнаженную грудь матери и дать ему пососать из обеих грудей. Такой контакт «кожа к коже» в течение 15 минут в ПЕРВЫЙ ЧАС адекватен контакту в течение 15 часов в первые 3 дня: они дают одинаковый эффект — «помогают установлению психической связи между ними на всю жизнь» (рождается взаимная привязанность).

6. ПЕРВОЕ ПРИКЛАДЫВАНИЕ К ГРУДИ  С целью дать матери отдохнуть после родов кормить ребенка первый раз дают через 12 часов, а чаще на вторые, третьи сутки и позже. Пропущен момент возбуждения пищевого центра у младенца — он может превратиться в «ленивого сосуна», теряет в весе (потеря веса считается нормальной, а на самом деле она противоестественна).  У матери сильно замедляются послеродовые процессы, в том числе и лактация.  Может не возникнуть привязанности к ребенку.

Должно состояться в первые 15-20 минут после перевязки пуповины. Оно необходимо для налаживания саморегулирующейся системы «мать — дитя».  «Интенсивность сосательного рефлекса наиболее резко выражена в пределах первого часа после рождения» (И. А. Аршавский). Раннее прикладывание к груди способствует своевременному возбуждению пищевого центра. Ребенок становится «активным сосуном».  Это сигнал и материнскому организму: «Все в порядке». Все послеродовые процессы проходят интенсивно; наблюдается мгновенное впечатывание (импринтинг) материнской расположенности к ребенку: отказ от ребенка становится почти непереносимым.

7. Молозивный период вскармливания  Продолжается первые 7—8 дней. В роддоме ему не придается никакого значения. Молозиво считается «незрелым» молоком и нередко до матери кормят младенца донорским молоком или глюкозой, нарушая естественный ход кормления. Ребенок лишается ничем не заменимого промежуточного этапа кормления — постепенного перехода от внутриутробного питания к питанию так называемым зрелым молоком.  У ребенка нарушаются обменные процессы (вероятность диатеза увеличивается до 80% вместо 7-10%), не устанавливается желудок, часто бывает желтуха. Сильно тормозится развитие общего иммунитета (неспецифического).

«Молозивное молоко для своего периода также является зрелым» (И. А. Аршавский). Надо обеспечить для младенца молозивный период вскармливания: без опоздания, без перерывов, без коррекций (чужеродных добавок).  «Молозиво и молозивное молоко… обеспечивает равновесие между агрессивной флорой окружающей среды и системами иммунитета новорожденного ребенка» («Справочник по детской диететике», с. 27. М., Медицина, 1980). Молозиво гарантирует стойкий иммунитет у ребенка. Тогда у матери вовремя приходит молоко, почти исключены маститы.  Подробнее о молозивном периоде и его значении см. главу «Молоко матери».

8. ОБРАБОТКА ГЛАЗ, ПРИВИВКИ  Принятое сейчас немедленное введение раствора ляписа или сульфацил натрия в глаза ребенку часто вызывает конъюнктивит (гноятся глаза), особенно при введении ляписа (до 80%).  В результате противотуберкулезной прививки (БЦЖ) по истечении инкубационного периода (2-3 недели) возможны диспепсические явления, а позже «прививочный туберкулез», требующий лечения (6%).

Не закапывать ни раствор ляписа, ни сульфацил натрия, если для этого нет показаний.  Не делать БЦЖ, если к этому нет показаний. Туберкулез у нас уже редкость.

9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ  Чаще всего ограничиваются измерением роста и веса новорожденного. Это совершенно недостаточная информация о состоянии ребенка. Крупный «богатырь» чаще всего физиологически незрел, а младенец с малым весом может быть вполне зрелым.  Перекутывание, неправильное вскармливание, тугое пеленание может усугубить физиологическую незрелость и даже вызвать ее после рождения (И. А. Аршавский).

Необходима экспресс-диагностика физиологической зрелости по шкале Апгар-Аршавского дважды: через 1 и 5 минут после рождения (сердцебиение, дыхание, окраска кожи, мышечный тонус, рефлексы). Зрелый ребенок — 8-10 баллов.  Физиологическая незрелость может быть компенсирована (чем раньше, тем успешнее) определенными условиями (прохладная температура и интенсивное движение). Эта компенсация не зависит от кормления новорожденного (И. А. Аршавский).

10. ОДЕЖДА. ПЕЛЕНАНИЕ  Практикуется тугое пеленание, не позволяющее ребенку шевелиться в течение целого дня. Это способствует задержке физического и психического развития.  ТЕРМОСТАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, то есть завертывание ребенка в 5-6 одежек (две распашонки, подгузник, пеленка, клеенка и одеяло) при комнатной температуре от 18 до 23 С и выше, ведет к расслаблению мышц и задержке развития.  Ребенок постоянно в термокомфортной или даже жаркой температуре (32-34 С) и в атмосфере повышенной влажности (парится). Свертываются за ненадобностью функции терморегулирования и появляются: потница, опрелости, затем простуды (ОРЗ), бронхиты, пневмонии, отиты — уже до года.

Завертывать в пеленку надо только для сна, оставляя возможность двигать ножками или ручками во сне.  В 1—2-й день полезно троекратное погружение в холодную воду (6-10 С). Запуск терморегуляторов организма в таком суровом режиме (с запасом) обеспечивает хорошую первоначальную закалку, которую следует продолжить и дальше: температура в комнате — не выше 20 С; кормление и гуляние в комнате ГОЛЕНЬКИМ или в распашонке; подмывание холодной водой (с ладони из-под крана); после купания — обливание прохладной водой (+18 — +20 С).  Посиневшие пяточки — признак хорошей адаптивной реакции. Для сна малыша можно завернуть в 1-2 пеленки и согреть ему ножки дыханием или ладонью.  В результате на первом году жизни ребенок, как правило, НИЧЕМ НЕ БОЛЕЕТ.

11. СТЕРИЛЬНОСТЬ  В родильном доме она еще может быть оправдана, но в семье стерилизация сосок, бутылок, ложек, игрушек, кипячение и глажение пеленок и т. д. вызывает задержку в развитии иммунной системы вплоть до беззащитности даже перед непатогенными микробами.

Надо поддерживать чистоту, но избегать стерильности. Помогать естественному укреплению неспецифического иммунитета в период «наивысших адаптивных возможностей ребенка» (И. А. Аршавский).

12. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ  Предлагается «смириться со стиркой пеленок»: в СССР — до 6-8 месяцев, во Франции — до 1 года, в США, Венгрии — до 2-3 лет. Это огромное количество бессмысленной работы для матери и вредной для ребенка: у него вырабатывается навык ночного и дневного недержания мочи, плохо увеличивается мочевой пузырь, ребенок сопротивляется обучению гигиеническим навыкам, позже может образоваться комплекс неполноценности, возникнуть неврозы; около 5 миллионов детей страдают от энуреза, некоторые — до взрослости, и врачи вынуждены их лечить медикаментозно.

С первых дней, когда мать чувствует, что ребенку «надо», она придает ему удобную позу, издает звук «псс» и, если он все сделал, вознаграждает его чем-либо приятным (приласкает, покормит).  Стирка пеленок может быть уменьшена в 10-15 раз. «Гигиенические навыки» вырабатываются быстро (в Индии, Африке обучение заканчивается в 4 месяца).  Ребенок не нуждается ни в мазях, ни в присыпках, ни в ежедневных купаниях с мылом — его кожица и без этого остается чистой и сухой.

13. ВРОЖДЕННЫЕ РЕФЛЕКСЫ  Их у новорожденного насчитывают больше 20 (в том числе «хватательный», или рефлекс Робинзона, опорный, шаговый, ползания, плавания и др.), но все они (кроме сосательного) считаются атавистическими, совершенно не подкрепляются при уходе за малышом и быстро исчезают. Вместе с ними исчезает возможность успешного запуска многих способностей не только физических, но и умственных.

Очень полезно включение с первых дней жизни хватательного, шагового рефлексов (перед кормлением), опорного (на 1-2 минуты после кормления, чтобы срыгивал проглоченный при сосании воздух), а также ползания, плавания (если позволяют условия) и др. Тренировка врожденных рефлексов дает сильнейший толчок развитию скелетно-мышечной системы, от которой зависит увеличение и развитие головного мозга и укрепление всех внутренних органов (дети, научившиеся плавать раньше, чем ходить, заметно опережают своих сверстников в физическом и интеллектуальном отношении).

14. ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ  1. Если ребенок и мать находятся в разных палатах, мать лишена физической близости с младенцем и возможности ухода за ним, эмоционального общения и постоянного наблюдения, особенно нужного в первое время привыкания друг к другу. Как следствие, возможно ослабление материнской привязанности, а для младенца — задержка в эмоциональном и психическом развитии — начало госпитализма.  2. Укладывание младенца на ночь ОТДЕЛЬНО от матери ведет к тому, что ребенок может спать неспокойно, часто просыпается, плачет, просит есть. Мать не высыпается. Закладываются начала неврозов у ребенка.  3. До сих пор живучие советы не брать ребенка на руки, не петь колыбельных песен ведут к обеднению эмоциональной сферы, неконтактности, задержке в развитии.  А если младенца не баюкали, не качали, то у него плохо развивается вестибулярный аппарат и во взрослости его может «укачивать» на пароходе, в самолете. Раньше во флот брали только деревенских парней, которые в младенчестве прошли через «люльку» или «зыбку», то есть энергичное и продолжительное качание.  4. Представление о крайней слабости, хрупкости, беспомощности новорожденного заставляет чрезмерно нежно, мягко обращаться с младенцем.  В сочетании с тугим пеленанием и термостатом такой сверхщадящий уход ведет к расслаблению и задержке развития мышц, а значит, и всего организма в целом.  5. Очень часто от самого младенца не требуется никакого усилия: его перевертывают, держат, гладят, суют сосок прямо в рот, даже двигают за него ручками, ножками («гимнастика»!).  Здесь закладываются начала пассивности и потребительского отношения к жизни: «радуюсь готовенькому!» — центр удовольствия возбуждается от потребления.

1. Ребенок должен находиться вместе с матерью в одной палате. Мать сама ухаживает за ним, иногда пользуясь помощью медсестры. Только тогда мать сможет осуществить уход, который необходим младенцу для полноценного развития.  2. Ночью мать спит вместе с ребенком, сохраняя физический и эмоциональный контакт с ним, как это было во всей истории человечества и сохранилось у народов неиндустриальных культур и у всех млекопитающих. Мать высыпается. Сохраняются условия формирования здоровой нервной системы у ребенка.  3. Надо брать малыша на руки, не дожидаясь детского плача, ласкать его, разговаривать с ним, улыбаться и петь ему песни, баюкать на руках, покачивать в кроватке или коляске. Но при этом половину времени бодрствования предоставлять для его самостоятельной деятельности и наблюдений — исследований.  Песни матери — это эмоциональный ввод ребенка в образный мир нравственных переживаний и представлений, с которыми ему предстоит жить.  4. Новорожденный не слаб, не хрупок, не беспомощен — он многое может, поэтому обращение с ним должно быть осторожным, но энергичным, тогда оно вызывает некоторое сопротивление малыша, напряжение всех его мышц, которые быстро крепнут.  5. Очень важно как можно раньше давать младенцу возможность искать (например, сосок), дотягиваться до пальцев взрослых, испытать наслаждение, освобождаясь от пеленок, стоять, ходить, плавать, висеть — самому напрячься.  Так закладывается активное отношение к жизни: «желаемого добиваюсь сам и от этого испытываю радость» — центр удовольствия возбуждается от преодоления и достижения цели.

15. УЧАСТИЕ ОТЦА  Призывов оберегать жену, помогать ей, заботиться и т. д., конечно, хватает. Но при этом медицина считает вполне допустимой половую жизнь после зачатия (сильнейший стресс, угнетающий доминанту беременности и вызывающий разные отклонения от нормы).  Помощь жене при родах совершенно исключается так же, как и посещение матери и ребенка после родов. Отец остро ощущает свою беспомощность и непричастность к событию, которое происходит помимо него. Впоследствии он мало принимает участие в уходе за малышом, трудно привыкает к нему. У него может совсем не возникнуть отцовское чувство; если разводится, легко оставляет ребенка с матерью.

Здоровье матери и ребенка во многом зависит от будущего отца. Существенные ограничения своих желаний, связанные с положением жены, должны восприниматься мужчиной с радостным чувством участия в рождении ребенка. Создание оптимальных условий для самочувствия будущей матери — главное доказательство любви и заботы близких, особенно мужа.  Специальными исследованиями установлено, что, если мать дает отцу в руки ГОЛЕНЬКОГО ребенка на 5 минут в первый час после рождения, возникает сильное чувство отцовской привязанности к малышу и ответственности за его жизнь и благополучие.  В некоторых странах (Франция) начинают допускать и даже поощрять помощь отца при родах. На многих женщин это действует весьма благотворно.

16. ГДЕ ЛУЧШЕ?  У нас в стране роды проводятся обязательно в специальных родильных домах или отделениях. Акушеры не имеют права принимать роды на дому без особых к тому показаний.  Однако преимущества родильного дома едва ли не перечеркиваются их недостатками: холодная больничная обстановка, кругом чужие люди; мать в пассивной роли «больной», которой нужна помощь, тогда как в действительности она здорова и готовится к свершению ЧУДА — рождению новой жизни; роль отца сведена к нулю. Применение стимуляторов, анестезии и др. препаратов превращает деторождение в чисто медицинский случай и гасит материнский инстинкт. Позднее прикладывание к груди и отлучение друг от друга — катастрофа для матери и ребенка, влекущая за собой многие беды в дальнейшем.

Наиболее естественно протекают роды в привычной или очень благоприятной обстановке: либо дома, в атмосфере радостного ожидания, под наблюдением доброй опытной акушерки, ведущей и беременность (в Голландии уже возвращаются к этому способу родовспоможения), либо в условиях специальных пансионатов, где супруги вместе ожидают начала родов и муж помогает жене подготовиться к родам и благополучно перенести их (Франция, ФРГ).  По народным приметам роды в дубраве дарят новорожденному крепкое здоровье на всю жизнь.  Роды в воде завоевывают признание, но пока находятся в стадии исследования, хотя их природосообразность уже не вызывает сомнения. Важно одно: все перечисленные случаи обеспечивают естественный ход родов и послеродового периода — главное условие здоровья матери и ребенка.

  МОЛОКО МАТЕРИ 

ПРИРОДА И НАУКА ГОЛОСУЮТ ЗА, А МАТЕРИ?

Мы посвящаем отдельную главу этой проблеме, потому что, на наш взгляд, она требует особой сосредоточенности и внимания.

Индустрия искусственного детского питания заполонила своей продукцией мир и продолжает бурно развиваться. Реклама гарантирует полноценную замену материнского молока удобными в приготовлении, абсолютно безвредными питательными смесями, которые не только обеспечивают высококачественное питание для младенцев всех возрастов, но и экономят матери время, способствуют сохранению ее фигуры, позволяют (наконец-то!) возложить бремя кормления на отцов и других родственников.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) призывает опомниться: «Природа ГОЛОСУЕТ ЗА ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ!» («Здоровье мира», август — сентябрь, 1979). Ученые предупреждают: «Реклама вводит в заблуждение!», «Распространение раннего искусственного вскармливания… можно считать вариантом болезней цивилизации, имеющих отрицательное значение для детского здравоохранения» (Справочник по детской диететике, с. 29), «Всякая попытка вскармливания ребенка молоком другого биологического вида является, по существу, экологической катастрофой для этого ребенка, и тем более значимой, чем меньше его возраст» (там же; с. 29). Но эти призывы и предупреждения спрятаны в специальные журналы и научные труды, которых матери не читают. Впрочем, судя по всему, не читают и специалисты. Иначе чем же объяснить, что даже десять лет спустя после того, как были опубликованы (в справочнике для педиатров!) эти грозные выводы, директор Института педиатрии М. Я. Студеникин в своем главном популярном труде, предназначенном молодым матерям («Книга о здоровье детей», 1988 г. 1 500 000 — тираж) спокойно сообщает: «Если у матери вообще мало молока, то ребенку дают прикорм» (с. 74), а дальше на пяти страницах — о смешанном и искусственном вскармливании. Вот что читают матери! То же и у других авторов: «Нет лучшего питания для ребенка, чем материнское молоко». Но! Буквально через страницу рекомендуют в случае, если натурального питания не хватает, то его «можно дополнить прикармливанием грудного ребенка искусственным питанием из современных молочных смесей» (1986, Трча С., Мы ждем ребенка. Прага, с. 102-104; 1979 г., Л. Пэрну, «Я воспитываю ребенка», Париж, с. 98: «Если.. ему не хватает материнского молока, необходимо покормить малыша еще молоком из бутылочки»; 1979 г., «Дошкольник», Педагогика, с. 103: «В тех случаях, когда у матери молока нет и… он находится на искусственном питании, кормление через соску наиболее удобно — месяцев до шести»; 1984 г., И. Н. Усов, Здоровый ребенок, Минск, Беларусь, с. 117: Если молока мало, «необходимо своевременно назначить ребенку докорм». Все то же самое, что и 20 лет назад: 1968 г., «Молодым родителям», сборник сотрудников Института педиатрии АМН, М., Медицина, с. 63: «При соблюдении правильного режима кормления, своевременном введении различных продуктов питания и их достаточном объеме можно добиться хорошего развития ребенка и при искусственном вскармливании»)..

Ну, и как тут матерям устоять? Думают: «Ничего страшного — вырастают же: вон какие на коробках нарисованы пухленькие да здоровенькие». Пухленькие — да! здоровенькие? — Нет! Повторим: «РЕКЛАМА ВВОДИТ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ!» — и добавим несколько выводов ученых о том, что ожидает ребенка, лишенного материнского молока (для убедительности — цитируем, подчеркнуто везде нами):

1. Задержка умственного развития. «Раннее включение в питание продуктов коровьего молока… может приводить к созданию в крови ребенка такого уровня аминокислот, который в эксперименте является токсичным для мозговой ткани и вызывает задержку ее развития» (Справочник, с. 24).

2. Задержка физического развития. «Темпы миелинизации нервных волокон, развитие функций анализаторов и даже двигательных навыков у детей на искусственном вскармливании могут быть более поздними» (с. 25).

3. Извращение эмоционального развития. «У экспериментальных животных вскармливание из бутылочки резко извращает родительское поведение, когда они сами становятся взрослыми» (с. 29).

4. Ожирение. «Тучность, возникающая в подростковом возрасте и даже у взрослого человека, имеет корни, уходящие в период раннего детства… особенно первые недели жизни ребенка…» (с. 24).

5. Болезненность. «…ребенок, находящийся на естественном вскармливании, редко и легче болеет». «Преимущества естественного вскармливания в плане противоинфекционной защиты могут быть сведены на нет даже умеренным включением в диету ребенка молочных смесей из коровьего молока» (с. 27).

6. Аллергия (в том числе диатезы). «…росту аллергических заболеваний способствует раннее введение в питание детей чужеродного белка и различных корригирующих продуктов. Аллергенами становятся разнообразные фруктовые соки, продукты прикорма и т. д.» (с. 28). А дальше возможны «неустойчивый стул, экземы, аллергические риниты и катары верхних дыхательных путей, рецидивирующие средние отиты, астматические бронхиты и т. д.» (с. 28).

7. Акселерация (ускорение роста и веса). «…при искусственном вскармливании детей смесями коровьего молока можно видеть… увеличение массы мышечной ткани и большую степень зрелости этой ткани…» (с. 29), что в конечном счете грозит ранним старением и сокращением продолжительности жизни.

Достаточно ли примеров? А ведь это еще не все. Неужели такого «здоровенького» вам нужно?

Давно известно, что с грудным кормлением связано здоровье и самой матери, «необходимое физиологическое созревание женского организма, его расцвет». «…Нормальная лактация и вскармливание хотя бы одного ребенка самым существенным образом снижают риск последующего возникновения рака молочных желез — одного из самых распространенных женских онкологических заболеваний».

И наконец, «в плане психологическом показано, что у матери, вскормившей грудью ребенка, степень внимания, ласки и заботы к ребенку и в последующем остается более высокой, чем при вскармливании из рожка. Невротические реакции у таких женщин наблюдаются реже. Соответственно и отношения с другими членами семьи складываются более дружные и прочные» (с. 29).

Можно было бы обойтись и без цитат, но они доказывают, что естественные процессы следует тщательно изучать, чтобы поступать «в тон и такт природе», а не вопреки ей. Либо ей надо просто подчиниться. Мы говорим: «впитать с молоком матери», то есть как бы заложить в человеке с младенчества многое из того, что определит его судьбу. Оказывается, это старое изречение имеет глубокую физиологическую подоплеку — лишнее доказательство того, что опытом и интуицией народа негоже пренебрегать никому — ни матери, ни врачу, ни научному деятелю, ни самой Науке.  ПЕРВОЕ ПРИКЛАДЫВАНИЕ к груди 

Чтобы понять крайнюю необходимость раннего (в первые 15-20 минут!) прикладывания к груди, совершим сначала небольшой экскурс в физиологию (по книге И. А. Аршавского «Очерки по возрастной физиологии», 1969, с. 246-263). Мы постараемся избежать сложной научной терминологии и воспроизвести лишь суть некоторых процессов, которые совершаются в организме матери и младенца сразу после рождения ребенка.

Первые 5-7 минут ребенок соединен с детским местом пуповиной и перекачивает себе 100-150 мл крови, а с нею и питательные вещества из организма матери. Вот почему необходимо дождаться прекращения пульсации пуповинки и только потом ее перевязывать. Но вот пуповина перевязана — поступление питательных веществ прекращено — тут же резко повышается возбудимость пищевого центра, и сразу же после рождения младенец начинает осуществлять интенсивные сосательные движения. Оказывается, он «учился» этому месяцев шесть до рождения (с. 89), и если он родился физиологически зрелым, он ГОТОВ сосать сразу после первого своего вдоха и крика и способен высосать 30-40 мл молозива. Но (внимание!), «…интенсивность сосательного рефлекса наиболее резко выражена в пределах первого часа после рождения. Начиная со 2-го часа после рождения и особенно в последующие часы, несмотря на прогрессирующее обеднение крови питательными веществами… возбуждение пищевого центра все более и более угасает». Стабильность и длительность сосательных движении тоже снижаются, они становятся беспорядочнее и реже. И результат: «В связи с наступающим торможением пищевого центра новорожденные часто либо совсем не берут грудь, либо высасывают из нее молоко в недостаточном количестве. У матери развивается состояние гипогалактии» (нехватки молока). Ребенок перестает требовать кормления, короче, спит часов 1216 подряд. Его можно теребить за щечки, подбородок, губки — не просыпается! И все довольны: мать и дитя отдыхают. А произошло нечто противоестественное: ребенок не получил первых и самых ценных капель молозива (а его состав меняется с каждым часом!), а материнский организм не воспринял сигнала о том; что все окончилось благополучно, что ребенок жив и ему нужно питание. А раз не нужно — резко замедляются процессы молокообразования у матери, а младенец приобретает свойства ленивого сосуна. К тому же у него происходит сильная задержка (на 7-8 дней и больше!) способности к образованию условных рефлексов, которые в нормальных условиях раннего прикладывания к груди могут образовываться уже в первый день жизни.

Главная же беда — упущены первые порции молозивного молока — ценнейшего продукта, приготовленного природой для постепенного перехода от внутриутробного питания к питанию зрелым молоком. Вот какова цена первому материнскому «отдыху» после родов, о котором все так пекутся в родильном доме.  ЭТО ЧУДО ПРИРОДЫ — МОЛОЗИВО 

Мы пересмотрели уйму и отечественных, и зарубежных популярных книг для начинающих матерей и не нашли даже упоминания о молозиве в большинстве из них, в том числе в роскошном «Дошкольнике» (Педагогика, 1979) и во всех изданиях уже упомянутой книги профессора Студеникина («Книга о здоровье детей»). Самая подробная информация обнаружилась у француженки Л. Пэрну («Я воспитываю ребенка», Прогресс, 1979): молозиво «помогает избавиться от мекония», т. е. первородного кала. И все!

Возьмем «Справочник по детской диететике» (с. 40). Вот только сухие цифры: «В молозиве больше белка, в 2-10 раз больше витамина А и каротина, в 2-3 раза больше аскорбиновой кислоты, больше содержится витаминов В12 и Е, в 1,5 раза больше солей, чем в зрелом молоке… Особенно много в молозиве иммуноглобулина А…» Молозиво содержит, «кроме белков, жиров и углеводов, минеральные элементы, ферменты, гормоны, витамины и антитела»; первоначально в нем «отмечается максимальный уровень стафилококкового антитоксина», а «к 8-му — 10-му дню лактации его уровень снижается». В нем «в небольшом объеме много питательных веществ высокой калорийности». Поэтому «МОЛОЗИВО ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯЩЕЙ ПИЩЕЙ ДЛЯ РЕБЕНКА ПЕРВЫХ ДНЕЙ ЖИЗНИ».

Обратимся вновь к книге И. А. Аршавского. Его работа не ограничивается этим общим выводом, а подробно прослеживает, как изменяется состав молозива в первые дни, каково его воздействие на младенческий и материнский организм, какое важное значение имеет МОЛОЗИВНЫЙ ПЕРИОД вскармливания, продолжающийся всего 7-8 дней. Состав молозива в первые дни быстро изменяется, но оно только у родной матери непрерывно соответствует потребностям организма новорожденного, и в системе «мать — дитя» тогда идет взаимное приспособление (саморегулирование системы), необходимое для нормального вскармливания в дальнейшем.

По данным лаборатории профессора И. А. Аршавского, сам акт сосания удивительно благотворно действует на мать, и тогда:

а) у роженицы ускоряются послеродовые процессы (сокращается матка, останавливается кровотечение), резко улучшается самочувствие;

б) нормализуется процесс молокообразования, молоко приходит вовремя, ребенку хватает молока, стимулируется не завершенное во время беременности созревание молочной железы;

в) у матери резко снижается вероятность заболевания маститом (воспаление грудных желез, довольно частое сейчас), так как ребенок смазывает сосок молозивом, содержащим повышенное количество иммунобиологических компонентов (лизоцим, иммуноглобулины);

г) у ребенка хорошо начинает работать кишечник, так как в молозиве содержатся ацидофильные палочки, необходимые для переваривания молока и вещества, способствующие удалению мекония;

д) ребенок может не болеть инфекционными болезнями (пока мать его кормит грудью), так как в молоке, и особенно в молозиве, содержатся вещества, резко повышающие иммунные силы организма;

е) у новорожденного сильно снижается вероятность появления диатеза, так как обменные процессы не нарушены;

ж) не возникает ни «физиологической потери веса», ни «желтухи новорожденного», которые считаются нормой, а на самом деле спровоцированы поздним прикладыванием к груди.

По наблюдениям биологов, почти у всех млекопитающих детеныши начинают сосать мать через 15-20 минут после рождения. Иначе они болеют и гибнут. Поэтому в ветеринарии выдаивание молозива не позже часа после отела и выпойка его телятам требуется ЗАКОНОМ («Ветеринарное законодательство», т. 2».

Телята этого закона уже добились, а когда закон защитит наших детей?

Для справки: «Во многих зарубежных странах принято осуществлять первое прикладывание еще в родильной комнате, буквально через 15-20 минут после рождения ребенка» (Справочник по детской диететике, 1980, с. 71).  ПОЧЕМУ ПРОПАДАЕТ МОЛОКО? 

Итак, позднее прикладывание к груди — первый шаг к тому, чтобы пропало молоко. Первый, но не единственный.

Вот следующие: каждое кормление только одной грудью и обязательное сцеживание; соблюдение строгого режима и ночного перерыва в кормлении — то самое, что неукоснительно требуется всеми рекомендациями Минздрава. А все перечисленное — особенно в первые недели после родов, когда идет приноравливание матери к младенцу — нефизиологично, то есть противоестественно. Недаром во многих странах переходят на гибкий режим, разрешается кормить малыша и ночью, и даже строгое требование прикладывать «только к одной груди» заменяется на рекомендацию: «В течение первых двух недель, пока образование молока полностью не установилось, надо кормить из обеих грудей» (Л. Пэрну, 1979).

Хорошее самочувствие матери, ее страстное желание кормить своего ребенка и уверенность в себе — важнейшие условия благополучного и полноценного кормления. Известны случаи, когда даже бабушки вскармливали своих внучат (у индейцев-ирокезов и других народов). Лоранс Пэрну пишет: «Запомните, что кормить малыша надо в расслабленном состоянии, чувствуя себя счастливой. Он почувствует это (да, да!) и будет очень счастлив».

И еще: усталость и тяжелое настроение не способствуют образованию молока — это давно известно в народе; недаром говорят, что от тяжкой работы и черного горя у матери молоко может «перегореть», то есть пропасть в одночасье.  А ТЕПЕРЬ КОРОТКО О ГЛАВНОМ 

Сравните два способа кормления ребенка и их результаты и выберите себе подходящий.



Страница сформирована за 0.8 сек
SQL запросов: 169