УПП

Цитата момента



Ругань — это обыденный мордобой. Вы в этом участвуете?
Специалист по рукопашному бою

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Единственная вещь, с помощью которой можно убить мечту, - компромисс.

Ричард Бах. «Карманный справочник Мессии»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера
269. Каждый ребенок переживает периоды и старческой усталости, и слабости, и пьянящего душевного подъема от красоты и необычайности жизни, но это не значит, что взрослые всегда и во всем должны подчиняться ребенку, стремясь сохранить его душевный покой. Но и заставлять его переступать через себя, насильно вытягивать из этого состояния не следует.

Сердце ребенка не успевает в развитии за его ростом, ему надо давать отдых. А может, наоборот — подтолкнуть к активной деятельности, чтобы стало крепче, сильнее? Подход должен быть сугубо индивидуальным, но важнее всего, чтобы ребенок вам доверял, потому что сам он заслуживает того, чтобы ему верили и его понимали. Но ошибочно считать, что понимать ребенка — это значит избегать конфликтов с ним.

270. Кто подсказал молодежи, к каким конфликтным ситуациям может привести иногда жизнь и каких компромиссов потребует, какие из них причиняют боль, но не ранят душу, а каких трудностей, можно вообще избежать и каким образом?

Кто подскажет моральные ориентиры? Можно ли считать человека моральным только потому, что он не плюет на пол и не вытирает нос скатертью? Или мораль заключается еще и в поступках?

Да, молодость благородна, отважна, а что же люди взрослые делают, с этим благородством? Уничтожают, растаптывают, сжигают дотла в душах собственных детей, а потом болтают, рассыпаясь в любезностях, о всякой чепухе: идеализме, беззаботности, стремлении к свободе иной, как бы абстрактной, молодежи, — как раньше говорили о невинности, благодарности, любви и привязанности собственных детей. И создается впечатление, что идеал — это нечто наподобие свинки или ветряной оспы и что постепенно он ослабевает, как и названные болезни, но через него проходят все, как, к примеру, через залы картинной галереи или через свадебное путешествие.

271. Будь собой, ищи свою дорогу. Познав себя — сможешь познать ребенка. Не требуй от детей большего, чем можешь дать сам.

Помни, что взрослый и сам отчасти ребенок, потому прежде всего начинать надо с познания, обучения и воспитания самого себя.

Самая большая ошибка — когда считают, что педагогика — это наука о ребенке, а не о человеке.

272. Будь собой, приглядывайся ,к детям и не мешай им проявлять себя.

Смотри и не требуй. Не заставишь живого, подвижного ребенка быть тихим и сосредоточенным; недоверчивый и недовольный ребёнок не станет искренним и открытым; упрямый и себялюбивый не будет мягким и кротким.

273. Пусть никакой из моих взглядов не покажется вам безусловно убедительным и вы не останетесь безусловно убежденными в моей правоте. Пусть сегодняшний день будет всегда переходом от суммы вчерашних знаний к большему опыту дня завтрашнего. Только в таких условиях работа не станет ни скучной, ни монотонной, ни бесперспективной.

НАКАЗАНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯ

Вы только что прочитали целую главу -выдержек из трудов Януша Корчака и сами убедились, что его мысли не утеряли современности.

274. Вывод Корчака, что воспитание — это процесс постоянного познания ребенка и развития его врожденных способностей, наверняка не показался вам неожиданным. Гораздо интереснее узнать о способах, применяемых для реализации этого постулата.

Выше уже рассматривалась полезность самостоятельного детского печатного издания. Януш Корчак создал первый в мире печатный журнал, публиковавший материалы, подготовленные самими детьми, профессиональные детские писатели туда не допускались. Этот журнал выпускали сироты, дети во многом ущербные (по нашим понятиям), и он сыграл немалую роль в самовоспитании ребятишек, в развитии их самоуправления. Очень важную роль в корчаковском Доме сирот играл детский суд чести, который судил, но не наказывал. Азбука воспитательной работы Корчака начиналась уже с того, что он не употреблял коллективное и многоликое «дети», а использовал определение «ребенок», как бы подчеркивая этим значение индивидуального воспитания ребенка — частицы коллектива, которая должна стать личностью.

275. Осознание того, что личность живет и действует как индивид и как член коллектива, очень важно.

Чем богаче человеческая личность, тем глубже и острее в ней чувства коллективизма, потому что только личность осознает человеческую солидарность, способна к страданию и скорби за других, только личность чувствует свою ответственность за всех. Может ли тогда личность раствориться в коллективе? Мы уже наблюдали с грустью нивелировку наших пионеров, комсомольцев, коммунистов. Довлеющий, диктаторски организованный коллектив еще более страшен, чем необузданная толпа. Корчак же создавал коллектив как общество личностей. И постоянно искал ответ на вопрос, в чем тайна личности. И в том, что теряла личность в коллективе, от чего приходилось ей избавляться, и в том, что личность в коллективе приобретала, он как раз и видел выражение ее сущности.

276. Неразвитому человеку страдания другого кажутся блажью. Посредственности составляют лишь толпу, темную массу: все против всех. Противостоять ей может только коллектив личностей.

Счастливое будущее человечества — это не благоустроенный муравейник. В нем станут царить растерянность и пустота, если люди не будут объединены духовно. Насильственное объединение Корчак отрицал, считая, что коллектив должен быть свободным, творческим. Есть только нравственная солидарность и нравственное единство. Корчак полагал, что если ребенок, развиваясь, не научится подчинять чувства здравому рассудку, не научится обуздывать их, то он никогда не станет нравственно свободным, а будет рабом инстинктов. Запреты, приемы грубой дидактики никому и ничего не дадут. Ребенок инстинктивно чувствует, что хорошо, а что плохо. Важно правильно сориентировать его между плюсами и минусами развития.

277. У Корчака дети воспитывали детей. Не помешало бы и нам перенять эту практику.

Пока ребенок находился в интернате, все его поступки и дела оценивали сверстники. Дети избирали свой детский сейм, свой детский суд, выпускали свою газету. Ребенок постоянно чувствовал, как относятся к нему товарищи — любят или не любят. Дети проводили плебисцит. После тайного голосования ребенок видел, сколько раз он подрался или поссорился, сколько жалоб поступило на него в суд. «Здесь все станет ясно, как дважды два, когда сами дети вынесут приговор своему сверстнику: 84 минуса, только 5 плюсов и 11 нулей. Вот и все, чего ты заслуживаешь. Так к тебе относятся товарищи. Они тебя не любят и не хотят.

Ты спросишь: «Почему?» Тебе ответят: «Прими к сведению, что тебя не любят, потому что ты плохой человек, у тебя много недостатков. Хочешь исправиться? Пожалуйста! Мы поможем тебе. Хочешь — я, а «хочешь — твои товарищи».

278. Детский суд, действовавший в интернатах Корчака, был судом без наказаний. Кодекс детского товарищеского суда гласил: «Если кто-то совершил проступок, то лучше всего провинившегося простить».

Если он и виноват, то по незнанию, а когда узнает, почему виноват, то не повторит подобного. А если повторит, то потому, что сразу исправиться трудно. Если его кто-то уговорил совершить проступок, то в следующий раз он уже не станет такие уговоры слушать. Лучше его простить.

Корчак был убежден: если ребенок сделает что-то плохое, то лучше всего его простить и ждать, пока он исправится. Суд должен защищать слабых и добрых, чтобы им не грозили сильные и злые. Суд должен защищать добросовестных и трудолюбивых, чтобы им не мешали бесчестные и ленивые. Суд должен поддерживать порядок, потому что беспорядок мешает жить всем добрым детям.

Если бы в нашей стране были такие суды и для взрослых!..

279. Вам следует задуматься и над таким фактом: воспитатель, дабы помочь ребенку исправиться, только надоедает и вредит ему своими поучениями, а желаемых результатов добивается, когда относится к нему как к взрослому, не подавляет его внутреннюю свободу.

Это непедагогичное отношение к ребенку оказывается самым педагогичным, поскольку дает ему свободно проявить свой характер, а воспитателю — познать ребенка.

Познание — путь к воспитанию. Большинство воспитателей не знает познавательного отношения к детям. А Корчак знал, что только в рамках такого отношения возможно осуществить воспитание личности.

280. Сила запрета чревата разрушительными последствиями. Ребенка нельзя водить на коротком поводке, как собачку. Человек развивается свободно. Люди интересны своей неодинаковостью.

Каждый человек интересен по-своему. Природа ничего не повторяет. Рождение — это повторение неповторимого. Поэтому Корчак изучал наследственность параллельно с воспитанием. Он знал, что строгость, которую многие считают спасительной, порой с корнем вырывает из сердца ребенка любые ростки свободолюбия и мечтательности.

щелкните, и изображение увеличится281. Изучая статистику детской преступности, вы можете убедиться сами, что большей частью правонарушитель — это единственный ребенок в семье, часто обеспеченной.

А вот дети из многодетных семей редко совершали преступления. Корчак серьезно заинтересовался проблемой интернатов семейного типа, исследовал жизнь детского коллектива, прежде всего отношение к малолетним у старших детей, чтобы в случае надобности можно было рассчитывать на их помощь и проверять, насколько она полезна. В бедных семьях младшие обычно находятся под опекой старших.


282. Шекспир справедливо называл человека существом, глядящим вперед и назад. Глазами памяти он смотрит в прошлое и благодаря этому понимает настоящее и предвидит будущее.

Представьте, что мы идем с фонарем по дороге. Мы видим только часть дороги, а то, что уже прошли, и то, что еще предстоит' пройти, остается в тени. Но мы помним пройденный путь и потому знаем, куда идем. Философ раннего средневековья Августин считал, что нет прошлого и нет будущего. У человека есть три настоящих времени: настоящее, пробитое настоящее и будущее настоящее. Будущее определяется опытом прошлого'.

283. Личность складывается не сразу, она, по словам С.Н.Булгакова, рождается в «тайниках души и интимнейших переживаниях совести».

А все ли мы равны в своем человеческом достоинстве? Только в меру своей развитости человек способен понимать страдания других и становиться личностью. Редко кто страдает за других, большинство страдает от других. Страдание одних во имя светлого будущего других — это великое заблуждение. Каким должно быть счастье, купленное кровью? И кому пришло в голову унавозить почву трупами одних для счастья других, даже не подумав, что от такого счастья может стошнить? Будут ли личности в таком обществе? Скорее всего в нем можно ждать равенства посредственностей.

284. У каждого поколения должен быть свой путь, свои поиски, своя судьба.

Движущей силой воспитания личности является цель жизни. Корчак связывал личность с даром сострадания, со способностью слышать и понимать человеческие боли. Воспитание личности в большой степени зависит от способностей ребенка и от интуиции воспитателя. Как бы там ни было, бесспорно одно: чтобы воспитать личность, надо и самому быть личностью. Воспитатель может дать ребенку и пользу и вред — это зависит от самого воспитателя. Воспитатель может быть прекрасным специалистом, но человеком безнравственным. Дав хорошие знания по своему предмету, он нанесет огромный вред на духовном уровне. Истинный воспитатель, заботясь о воспитании детей, воспитывает самого себя.

285. Однако нужно помнить, что и ребенок воспитывает воспитателя!

Корчак убеждал, что от воспитателя требуется познавать ребенка и ориентироваться на результаты его возможного развития. Он наблюдал, есть ли духовная связь между воспитателями и детьми, и проводил ' плебисцит: дети сами выбирали себе учителя.

286. Каждый ребенок требует от воспитателя индивидуального подхода.

Все универсальные принципы и всеобщие законы в нравственном смысле заведут нас в тупик, поскольку эти явления практически не оказывают влияния на субъективный мир и моральное поведение. От нашего отношения к детям зависит наше будущее. Корчак ставил эту связь в зависимость не только от воспитания детей, но в какой-то степени и от того, что их окружает: какие города, какая техника, природа — словом, городской и сельский быт, пейзаж.

287. Роль труда в воспитании давно известна. Но, как ни странно, даже аксиома может вызывать противоречия. А в Доме сирот труд был естественным и даже почетным.

Орудиям труда в интернате отводилось почетное место: щетка и тряпка как символы чистоты красовались у главного входа в зал. И дело было не в том, что детям приходилось меньше пользоваться услугами взрослых. В Доме сирот вообще не было технического персонала. Дети сами выбирали себе занятия на месяц. Их обязанностью было поддерживать чистоту в комнатах, в коридорах и на подворье, подметать и мыть полы, чистить мебель, помогать на кухне, в библиотеке, в переплетной, столярной и швейной мастерских. Вот сколько было обязанностей! За хорошую работу дежурного награждали. Он получал красивую открытку с автографом Корчака. Были и специальные дежурства — оплачиваемые. Корчак считал и неоднократно подчеркивал, что у ребенка должны быть свои, заработанные деньги.

288. Воспитание управляется нравственными рычагами, и секрет его лежит во взаимоотношениях детей.

Потому Корчак и применил детское самоуправление как метод педагогического воздействия на пробуждение общественной активности у ребенка, использовал систему самовоспитатёльных импульсов и стимулов. Только в этих условиях воспитание становится процессом познания ребенка и развития его врожденных способностей.

289. Знание о ребенке не является суммой его поступков. В этом состоит относительность любой воспитательной системы.

Индивидуальное воспитание подчиняется собственной логике. Корчак считал, что такой системы, которая распространяется абсолютно на всех, не существует. На систему опирается чаще всего порочное воспитание. Он часто повторял слова Ч.Дарвина: «Невежество всегда обладает большей самоуверенностью, чем знание».

290. Старайтесь, чтобы воспитание не смещалось в сторону утилитаризма. Этот вариант опеки ведет в тупик.

Утилитарное воспитание, как правило, готовит угрюмых, исполнительных чиновников, формирует общество самоуверенных тупиц. Тоталитарное воспитание ведет к потере личной инициативы и фантазии, к отсутствию всякого мышления. Низкий уровень культуры, умственная отсталость и неразвитость — типичный результат такого воспитания.

КАК СТАТЬ БОЛЬНЫМ И НИЩИМ?

Этот заголовок на первый взгляд кажется абсурдным. Некоторые мысли, которые я сейчас выскажу, покажутся совсем бредовыми.

291. Мы совершенно не умеем дышать, есть, спать, сохранять здоровье, читать, общаться друг с другом, рассуждать, играть, думать, чувствовать, двигаться, мыться, чистить зубы… Впрочем, не буду нудно перечислять, — не умеем жить.

Зато мы очень любим учить жизни других.

Дряхлый (в 65 лет!) старец учит молодежь с позиций своего возраста, склеротичный академик поучает с высот научного звания, директор конторы наставляет сотрудников с высоты руководящего чина, политик вершит судьбы людей во | имя какой-то из идеологий, генерал решает, кому жить, а кому умереть…

На книжных полках появились руководства по любому вопросу. Как разводить огурцы, как стать миллионером, как обрести вторую молодость, как вырастить на одном квадратном метре огорода сто килограммов картофеля, как излечиться от всех болезней, как превратиться из импотента в полового гиганта, как за два часа выучить испанский язык, как стать евреем, как вырастить пальму в Сибири, как стать русским, как в домашних условиях изготовить йогурт, как перестать быть лицом кавказской национальности… Странно не появление этих руководств, а читательский интерес к ним. Издатели у нас нынче все больше из новых русских, они издают только то, что продается.

292. Мы не умеем жить, мы не хотим этому учиться, мы старательно «учим» детей неумелой жизни. Мы не учим их думать, мы учим их слушаться (подчиняться), а подчиненный должен жить по уставу, то есть быть как робот.

Впрочем, ничего особенно странного в этом нет. Общество рабов привыкло жить по воле хозяина, собственные мозги использовать непривычно. Триста лет татарского ига, крепостничество, которое ничем не отличалось от рабства, немного свободы и диктатура комиссаров. Когда было учиться самостоятельности?!

293. Давайте сформулируем понятие учебы. Под учебой обычно подразумевается освоение учеником определенных навыков. Состоит любое обучение из трех этапов:
Во-первых

- ученик должен освоить способ получения информации. Информация может быть получена через звуки, | жесты, знаки, письменные и другие символы. Говоря проще, на первом этапе ученик должен научиться слушать, читать, подражать.

Во вторых

- ученику следует научиться получать информацию. Он может сделать ,это, слушая наставника или подражая ему, читая специальные учебники, решая теоретические или практические упражнения, просматривая определенные видеоленты, взаимодействуя с компьютером, — методов много, все они зависят от уровня подготовки на первом этапе.

В третьих

- совершенствование, повышение квалификации в одной или нескольких областях знаний, выбранных во время второго этапа обучения. Третий этап бесконечен и зависит от способностей и стремлений ученика.

294. Давайте повторимся. Все обучение должно сводиться к трем как:

как, каким путем получать информацию о чем-то;

как пользоваться этой информации для познания чего-то;

как лучше и успешнее познавать.

Эту трехзначную формулу можно выразить и одной фразой: надобно научить учиться.

295. Не следует делить учебу на какие-то секторы и секты.

Не существует трудной науки под названием «физика», а существует мир, в котором мы живем, и условия этого мира учится познавать физика вместе с другими науками. Не существует трудной науки под названием «химия», а существует мир, в котором мы живем, и условия этого мира учится познавать химия вместе с Другими науками. Человек с рождения занимается и физикой, и химией, и астрономией, и медициной, и всеми науками сразу. Падая со стула, он изучает закон земного притяжения, сунув палец в огонь, он знакомится с началами термодинамики, готовя еду, применяет методы гидролиза, уверенно манипулирует солями, бикарбонатами, углеводами, кислотами, смешивая их в определенных пропорциях.

Человек познает мир, обследуя и исследуя его. Если человек ограничен в своем существовании комнатой в коммуналке, то мир его — коммунальная квартира, а знания его — интриги и сплетни коммунальной кухни.

296. Хотите быть личностью, а не частью стада? Освойте простейшие приемы поведения и мышления. Для начала хотя бы то, что два плюс два не всегда четыре. Ну, например, два волка плюс две овцы равняются тем же двум волкам плюс парное мясо в их желудках.

Для того чтобы стать богатым, надо Научиться быть бедным. Для того чтобы тать здоровым, надо научиться быть больным. Для того чтобы чему-то научиться, надо начать с нуля, отбросив имеющиеся знания как временно (а может, и постоянно) ненужные. Истинное перевоплощение возможно только через возврат к исходному. Карму одного прожитого дня можно уничтожить, пережив этот день заново. Именно пережив, а не просто вспомнив события дня. Чем полнее будут переживания, тем полнее будут уничтожены все вредные последствия этого дня.

297. Полноценные знания можно получить, только пройдя путь познания заново.

Отбросив философские рассуждения, следует с уверенностью сказать, что уничтожить все болезни, приобретенные в процессе жизни, можно только вернувшись к началу жизни. И даже не к моменту рождения, а еще раньше, к моменту оплодотворения яйцеклетки. Если вы начнете лечение с момента рождения, то пагубные наследственные пороки вашей психики и физиологии останутся неизлеченными.

Точно так же восстанавливаются дефекты социологического характера. Ваше благосостояние, ваш социальный статус, ваше умение получать удовольствие от жизни, ваше духовное и телесное достоинство…

298. Простой пример. У вас легкое недомогание, вызванное, как совершенно точно определили врачи, нехваткой витамина С. Прописанные лекарства устраняют дефицит витамина и соответственно восстанавливают ваше здоровье. Вроде все правильно, все привычно и никаких сомнений в методике быть не может. Ан нет!

Все неправильно, хоть и привычно, и эффективно. Вы должны заставить сам организм решить проблему с нехваткой упомянутого витамина. А для этого следует усилить нехватку этого витамина, ввести себя в еще большее недомогание, довести дело до настоящей болезни. И только тогда организм решит проблему на клеточном, а то и на молекулярном уровне и, спасая сам себя, увеличит выработку этого витамина, извлечет его буквально «из -воздуха».

299. Любопытно, что древняя мудрость всегда учила начинать оживление (исцеление) не с живой воды, а с мертвой.

Герой притч, сказаний брызгает на тело мертвой водой, все раны затягиваются, и лишь потом он использует реанимацию водой живой. Aqva vite. Сперва приводим больного в начальное, нулевое состояние, а лишь потом принимаемся за лечение!

Следует заметить, что латинское название воды жизни (aqva vite) переводится и по-другому — водка. Разбавленный спирт у наших цивилизованных предков воспринимался только как лекарство, как эликсир, и давали его в микроскопических дозах для реабилитации некоторых сосудистых и нервных заболеваний.

300. То же самое и с богатством.

У вас 10 квартир, 100 «мерседесов», счета во всех банках мира, но вы все равно нищий, так как не умеете быть счастливым от богатства.

Как нельзя за один раз наесться на всю жизнь вперед, так нельзя, приобретя миллиард, получить от этих денег больше счастья, чем иной способен получить от стольника, появившегося в нужный момент. Тратить деньги надо учиться. Чтобы воистину чувствовать постоянное довольство от богатства, следует, как и при болезни, вернуться к началу, к нулю, и постепенно пройти путем материального совершенствования.

301. Но не следует допускать ошибки, характерные для пресыщенных.

Конечно, голодный с жадностью съест и сухую корку, но наша задача иная. Не набить утробу, а получить удовольствие от простой пищи, съеденной в нужное время с должным аппетитом. Тут следует овладеть приемами психологической и физиологической настройки организма. Не научившись быть нищим, вы никогда не научитесь быть по-настоящему богатым.

Я недаром так много внимания уделил процессу питания, хотя, должен заметить, это очень второстепенная отрасль для человека мыслящего. В то же время люди почти никогда не умеют ни правильно питаться, ни получать настоящее удовольствие от этого процесса.

302. Вспомните некоторые аксиомы привычного мира.

Много сладкого есть вредно. Наедаться перед сном вредно. Читать лежа вредно. Соль и сахар — это белый яд. Алкоголь очень опасен для здоровья. Курение опасно для жизни. Наркотики убивают человека. Онанизм — вредное извращение. Крепкий кофе разрушает сердце.

Памперсы… Мало сейчас найдется людей, выступающих против их полезности. Отчасти из-за въедливой рекламы, отчасти из-за того, что они действительно удобны при уходе за малышом.

303. Но давайте взглянем на них под несколько другим углом зрения.

Известно ли мамашам, чей ребенок всегда сухой, насколько позже вырабатывается у малыша рефлекс проситься в туалет? И насколько велик процент детей, страдающих ночным недержанием мочи, среди употребляющих памперсы по сравнению с теми, кто ими не пользуется?

Природа, смею думать, немного умнее изобретателей коммерческих средств гигиены. Младенец должен плакать, намочив пеленки. Должен!



Страница сформирована за 0.82 сек
SQL запросов: 170