СЛУЧАЙНЫЕ СКАЗКИ
Вам, конечно, ясно, что забавные случаи из реальной жизни также важны для развития фантазии у детей. Следует лишь умело подбирать их с учетом возраста детей, их настроения и ряда других факторов. Когда дети научатся продолжать сказочное развитие предложенных взрослыми случаев, крайне важно направлять внимание ребят на использование случаев из их реальной или воображаемой детской жизни.
Мы предлагаем вам такие случаи:
Однажды девочка упала с дерева и дала папе слово никогда больше не лазить на деревья. Как-то раз девочка увидела маленького котенка, который никак не мог слезть с дерева и жалобно пищал. Как он там оказался? Очень хотелось помочь котенку и в то же время сдержать слово, данное папе…
Гуляла однажды мама-курица с цыпленком на поляне. Пока курица доставала для своего цыпленка червячка, цыпленок исчез. Бросилась мама искать своего ребенка и видит: ее цыпленок стоит на другом берегу ручья. Но ни цыпленок, ни его мама не умеют плавать. Как цыпленка вернуть маме? Давайте пофантазируем. Как цыпленок попал на другой берег? А может, в это время прошел дождь и появился ручеек? Значит, нужно подождать, пока ручеек высохнет. А может, ручеек был покрыт льдом, а солнышко припекло, и он растаял? Значит, нужно подождать, пока он замерзнет. А как думаете вы?
Темнело, шел мелкий дождь. На автобусной остановке под одним зонтом стояли две девочки. Вдруг… Закончите рассказ.
Мы стоим на перекрестке трех дорог возле большого камня, а на камне том надписи:
«Прямо пойдешь -доброе дело сделаешь своему другу». «Направо пойдешь - с другом расстанешься навсегда». «Налево пойдешь - красивую игрушку найдешь».
Какую из дорог мы выберем? Почему? Какое доброе дело можем сделать для своего друга?
СКАЗКИ О БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТАХ
Дошкольники недостаточно знают о бытовой технике. Именно поэтому появилась мысль соединить начало рассказов о технике и автоматах со сказочным продолжением. Вот это мы и предлагаем сделать:
Реальное начало (И. Мельников) Солнечные часы
Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Это вы знаете: вставало солнышко - нам вставать пора. И так до вечера. И вдруг человек обратил внимание на тень: она также движется за солнцем. Смотрел человек, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась 1 часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог. Почему?
Сказочное продолжение Один мальчик опаздывал в школу, но все часы вдруг остановились. Он вспомнил про солнышко и.
Реальное начало Часы-петух (И. Мельников)
Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «ку-ка-ре-ку!» Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло… Скоро утро! Довольно спать! Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится - раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать.
Сказочное продолжение Во дворе одного дома жил капризный петушок. Если ему давали «киндер-сюрприз», только тогда он кукарекал. Один раз…
Реальное начало (И. Мельников)Водяные часы
В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны черточки-отметины, которые показывали, сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. Водяные часы оказались тоже неудобными, потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Иногда вместо воды наливалось молоко. Но какую шутку могли сыграть молочные часы с человеком?
Сказочное продолжение Стояло жаркое лето. Катя решила узнать время по молочным часам, поставила их на солнышко и заснула…
Реальное начало (М. Ильин, Е. Сегал) Песочные часы
Стали люди думать, как бы сделать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и летом, и зимой, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок - значит, прошло 3, 5, 10 пишут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках. По этим часам больные получают лечебные процедуры. Даже повара пользуются ими, чтобы сварить яйца всмятку или вкрутую.
Сказочное продолжение Дед Знай решил придумать свои песочные часы и взят для этого стеклянные стаканы…
Реальное начало Часы-цветы (10. Дмитриев)
Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи - только ночью, а днем они всегда закрыты. Открываются не когда им вздумается, а в «свое собственное время». Так появились цветочные часы. Но «ходят» они только в солнечную погоду. Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки одуванчики, а за ними открывает лепестки гвоздика полевая, шиповник, лен и др. В пасмурную погоду цветочные часы нс «работают» совсем. Цветы у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб.
Сказочное продолжение: Однажды одуванчики обиделись на людей за то, что…
Реальное начало:
То назад, то вперед
Гладит волны пароход.
Остановишь - горе:
Задымится море. (Утюг)
Сказочное продолжение:
И придумал дед Знай волшебный утюг - самоотключатель…
Реальное начало:
Висит без дела днем, А ночью освещает дом. (Лампочка)
Сказочное продолжение:
В одном доме появилась необычная лампочка: она зажигалась только для добрых людей…
Реальное начало
Если пуговку нажмешь
И немного подождешь,
Дверь приотворяется,
Мама появляется. (Звонок)
Сказочное продолжение:
Вместо мамы однажды появился жирафенок Гунька…
Реальное начало
Ей набили мясом рот,
И она его жует,
Жует, жует
И не глотает, В тарелку отправляет.(Мясорубка)
Сказочное продолжение: Ваш вариант
А вот необычно расположенные кувшины, может, потому, что они в чем-то одинаковые, а в чем-то нет? Однажды 10 дружных кувшинов раздружились…
СКАЗКИ ОТ «ЖИВЫХ» КАПЕЛЬ И КЛЯКС
Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок может, глядя на них, видеть образы, предметы или их отдельные детали.
«На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
А «живые» капли получаются очень просто: капните на бумагу краску или чернила и быстро наклоните ее в разные стороны - тотчас же появится какой-то образ. И сюжеты в результате кляксографии, и образы от «живых» капель помогают сочинять сказки. Какие бы сказки по этим картинкам сочинили вы?
СКАЗКИ О ЧУДИЩАХ
Вначале мы придумываем детям необычный живой предмет - чудище - и побуждаем малышей вообразить его и ответить на следующие вопросы:
- как оно передвигается? (оно ползает, прыгает, скользит…);
- притворись сам чудищем. Как ты будешь причесываться и умываться?
- какие звуки ты издаешь?
- как выглядит чудище? На кого похоже'?
- нарисуй его так, как ты его представляешь;
- где оно живет? (в норе, на деревьях, в воде);
- чем питается? (мороженым, мясом, корой деревьев);
- как ты его встретишь, если оно придет к тебе в гости?
Так постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире (таком знакомом и таком неизвестном).
СКАЗКИ ПО СМЕШАННЫМ ОБРАЗАМ
Вначале давайте разберемся, что же такое смешанный образ. Самое простое толкование: один предмет, образ объединяется с другим, и в результате получается несуразица, парадокс. Мы советуем преподносить детям такие явления в игровой ситуации:
Однажды Бабе-Яге надоел порядок на море, и на земле, и в лесу, и высоко в небе. Решила она перепутать всех зверей, рыб, птиц. Когда все спали, она с помощью своего злого волшебства выполнила задуманное: соединила рыбу с черепахой, медведя с зайцем, оленя с быком ¦ и т. д. В этом случае где будут жить новые животные, как мы их будем называть, что может случиться с ними в новых обстоятельствах?¦ Детям интересно сочинять о необычном. Но еще важнее давать смешанные образы другого, более целесообразного плана и тоже в игровой ситуации:
«Одна девочка не любила молоко и поэтому часто болела. И вот однажды знаменитый доктор Айболит решил ей помочь. Он соединил коровку и пчелку: молоко стало слаще и полезнее. Девочка стала его пить и выздоровела. Только где же жить «корпчелке» - так она назвала новое животное: у людей в сарае или… Чем корпчелка¦ будет питаться, как двигаться?»
СКАЗКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Мы почему-то привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок. Действительно, все логически закончено в сказках: репку вытащили, Колобка съела лиса, Красная Шапочка и бабушка остались живы и невредимы, Золушка и принц поженились, семеро козлят остались жить-поживать с мамой-козой. Казалось бы, что тут еще можно придумывать и измышлять. Д. Родари считает, что не только можно, но и полезно, и предлагает метод «А что потом?» (начало после конца). Этот метод полезен и интересен тем, что:
- мы можем, изменяя конец сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло;
- развивать воображение ребенка, ломая установившиеся стереотипы.
Давайте поразмышляем: репку вытащили, а как ее делили - кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого; Колобка съела лиса - а может быть, Колобок в животе у лисы с помощью волшебных слов превратился в великана и стал мешать лисе; что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком; а как живут Золушка и принц, поженившись, -может, им опять мешает мачеха с ее дочерьми; а коза и семеро козлят, возможно, построили себе неприступную крепость, неприступную даже для волка. Как видите, варианты всегда есть, они будут своеобразными и у детей, в зависимости от уровня их творческого воображения.
ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЗНАКОМЫХ СКАЗКАХ
Мы в который раз рассказываем детям знакомую сказку и доверительно договариваемся что-то в ней изменить.
Вначале мы в ней меняем совсем немногое и этим побуждаем ребенка придумывать. К примеру, мы говорим:
«Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что-то другое. И по этому, чему-то другому, принц также нашел ее». Что же потеряла Золушка, и как ее нашел принц? Путем рассуждений, путем проб и ошибок мы вместе двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая-нибудь деталь от наряда Золушки (бант). Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках.
Ниже предлагаем еще ряд новых ситуаций к известным сказкам:
ГУСИ-ЛЕБЕДИ На пути девочки встречается серый волк…
ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ Волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения…
СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ Рыбка захотела сама встретиться со старухой…
А ваши возможные варианты в этом плане?
ПЕРЕВИРАНИЕ СКАЗКИ
Д. Родари предлагает всем взрослым еще один очень интересный и увлекательный метод - перевирание сказки. Конечно, сказка должна быть знакома детям и любима ими. В качестве примера талантливы и сказочник приводит перевирание сказки «Красная Шапочка»: «Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка», - начинаете вы свой рассказ. «Нет, нет, не Желтая, а Красная», - спешит поправить вас ребенок. «Да-да, я забыла, конечно, Красная… Так вот, отправилась Красная Шапочка в гости к тете». - «Нет, не к тете, а к бабушке! Ты опять все перепутал(а)», - сердится ваш слушатель. Ему, конечно, очень хочется, чтобы любимая сказка была рассказана как раньше. В то же самое время дети охотно принимают правила новой игры. Разве это не замечательно для дошкольников! И малыши просят маму еще раз рассказать смешную, веселую сказку (так трактуют дети 5 и более лет). Сама уже их трактовка подтверждает правильность избранного пути.
Перевирание сказки воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Кроме того, условия такого подхода к известным сказкам ставят ребенка в активную позицию, заставляют сосредоточиваться, исправлять запрограммированные ошибки взрослых. Нужно только разумно переврать сказку, меняя существенное в героях, действиях. Вот еще один пример перевирания сказки «Колобок»: «Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр (нет, не тигр, а заяц и т.д.)…». Важно во время демонстрации этого метода быть по возможности актером - удивиться своей забывчивости с помощью тона, мимики, жестов, а также восхититься находчивостью и памятливостью своих детей.
СКАЗКИ, НО ПО-НОВОМУ
Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты.
Разве не привыкают дети к тому, что Колобок - добрый, лиса - хитрая, волк - злой, Золушка и Крошечка-Хаврошечка - трудолюбивые, скромные. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные детьми, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно бывает их ломать. Для этого предлагается метод «Сказка, но по-новому». Вроде бы сказка берется за основу старая, но малышам предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предположим, семеро козлят становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти. Падчерица становится ленивой и капризной, а мачеха заботливой и трудолюбивой. Лиса перерождается в послушную и скромную, а зайчик становится хитрым и злым…
Годятся любые варианты переделки сказки наизнанку или шиворот-навыворот.
КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА Хаврошечка злая и ленивая.
КРАСНАЯ ШАПОЧКА Злая Красная Шапочка, а волк добрый.
КАТИГОРОШЕК Ленивый и злой Катигорошек.
БИН0М ФАНТАЗИИ
Мы предлагаем детям последовательно просмотреть картинки, игрушки. В данном случае просим придерживаться правила: взять за основу два объекта, которые трудно объединить в сказочном сюжете. Их соединение с помощью вашей фантазии в сказке и есть «Бином фантазии». Так, можно показать детям две картинки, где изображены кошка и сумка, и предложить сочинить сказку. Конечно же, легче сочинить сказку про собаку и кошку, собаку и мышку. Но мы специально создаем обстановку повышенной сложности. Именно напрягаясь, думая, изобретая, то есть находясь в состоянии активной мыслительной деятельности, развиваются наши дети.
Предлагаем вам следующие пары предметов и явлений для соединения их методом «Бинома фантазии»:
Пары Слон и ручка
Начало Однажды слон решил написать письмо своему другу жирафу Гуньке. Но писать он не умел…
Пары Обезьяна и очки
Начало сказка Бабушка обезьянка решила связать носочки своей внучке, да забыла, где дела свои клубки. А волшебные клубочки тем временем…
Пары Волк и коньки
Начало сказки Однажды волк решил стать фигуристом…
Пары Апельсин и телевизор
(Составьте начало сказки)
ЭКСПЕРИМЕНТЫ В СКАЗКАХ
Вы уже заметили, что мы стараемся приучить детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок. И это помогает им не только в развитии речи, творческого мышления, но и в развитии чувств. Ведь мы уже убедились, что часто сказка учит отвечать злом на зло или быть равнодушным. Давайте смелее проводить эксперименты в сказках, проповедуя гуманизм и Добро, менять их содержание. Разберем такой пример. Сказка «Морозно». Вот краткое ее содержание:
Жили-были дед и баба, и у каждого из них была своя дочка. Когда дед уехал в город, баба послала падчерицу в лес за хворостом. Там она повстречала Морозко. После того как она выполнила все его поручения, Морозко одарил дедову дочку сундуком с драгоценностями, и она благополучно возвратилась домой. Завидно стало бабе, и посылает она в лес свою дочь-ленивицу. А ее дочь нагрубила Морозко, и тот поднял такую вьюгу, что снег накрыл ленивицу навсегда. То же самое произошло и с бабой. И стали вместе жить дед и его дочь. А когда к дочери посватался добрый молодец, справили свадьбу и зажили все счастливо. Вроде бы все по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с ее дочкой-ленивицей? Да и где это видано, чтобы после смерти сразу свадьбы справляли?
Для того чтобы активизировать детей и выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, мы советуем использовать карточки-символы. Для этого возможны и кружки различных цветов, разумеется, условных:
- красный кружок - радуюсь;
- синий - мне жалко;
- желтый - хочу помочь;
- зеленый - справедливо;
- коричневый - несправедливо.
Вначале выясним с помощью кружков-символов, как оценивают дети поступки героев сказки. И сами для себя выберем желтый кружок, объясняя детям: «Хочу помочь бабе и ее дочке, мне кажется, что слишком жестоко с ними поступил Морозко». Теперь предложим детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и ее ленивой дочери.
В качестве примера будет показательна сказка «Лиса и журавль» (о том, как они ходили друг к другу в гости, угощали друг друга). Ведь заканчивается сказка тем, что лиса и журавль раздружились и перестали ходить друг к другу в гости. Как аукнется, так и откликнется, -такова идея этой сказки. В данном случае можно тоже использовать карточки-символы. Изменить конец сказки по плану (как исправить положение, как сделать так, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями).
Есть такая замечательная английская сказка"Мальчик-звезда». Автор Оскар Уайльд показывает сложный мир добра и зла. Напомним краткое содержание этой сказки:
Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они обнаружили не звезду, а маленького ребенка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принес его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал ее камнями и не хотел поверить, что нищенка - это его мать. Но после того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда вдруг превратился в чудовище. Тогда он понял, что поступил плохо, и три года искал по свету свою мать. Много злоключений испытал он, пока опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Неожиданно нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.
Сказка длинная, но некоторые несущественные детали можно опустить и прочитать детям. Она, конечно, сама по себе должна взволновать нормального ребенка 5-6 лет. Но воспитатель-психолог в ходе работы со сказкой решилась на эксперимент. Для этого она выполнила 2 портрета: нищенки и мальчика-звезды. Под портретами сделала кармашки. Перед чтением раздала сделанные из картона сердечки. После того, как она прочитала ребятам, что мальчик-звезда прогнал свою нищенку-мать, было предложено подарить свои сердечки тому герою сказки, который им понравился. Конечно, все дети поместили сердца в кармашек под портретом нищенки. И ни одного сердечка не было в кармашке у мальчика-звезды. Незаметно для детей воспитатель помещает 2 тарелочки под двумя портретами: у нищенки на тарелке серые треугольники, а у мальчика-звезды - яркие настоящие конфеты. При этом воспитатель говорит: «Ребята, герои сказки тоже хотят сделать вам подарки. Выберите сами себе подарок, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам приятен». Первая группа детей, самая маленькая, примерно пять процентов от общего числа, подошла к нищенке и взяла в подарок серые треугольники, вторая часть - примерно такая же по численности - решительно, не сомневаясь ни в чем, подошла к мальчику-звезде и взяла из тарелочки конфеты. Третья - самая многочисленная подгруппа - сомневалась, смотрела по сторонам и, уже непонятно по каким мотивам, пошла за серыми треугольниками.
Затем воспитатель говорит: «Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же Оля, Наташа, Коля, Ваня решились взять конфеты у жестокого мальчика-звезды?» Нужно было видеть смятение этих детей. Ведь искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда -сложно. Когда воспитатель дочитала сказку до конца, все дети радостно вздохнули оттого, что мальчик-звезда изменился, стал добрым и вновь красивым.
ЦВЕТНЫЕ СКАЗКИ
Для того, чтобы обратить внимание на цвета, мы рекомендуем рассказать «Сказку о волшебных красках».
Жили-были в одной сказочной стране краски. Каждая краска жила в своем сказочном замке. Красная краска в красном замке (рисуем на мольберте красное пятно), и в нем все было… какого цвета? Рядом стоял замок синен краски, а у нее все было… какое? Чуть дальше -замок зеленой краски. Там все было какое? А еще дальше стоял замок желтой краски, в нем все было желтое. Краски любили, как и все дети, ходить друг к другу в гости, и вот что у них получилось. Как-то раз пошла красная краска в гости к желтой (набираем красный цвет и переносим в замок желтой краски). Что получилось? Оранжевый цвет. А синяя краска пошла в гости к красной. Что получилось? и т.д.
После этого договариваемся с детьми, что сказка будет цветная, то есть одного цвета, к примеру: «Желтая сказка», и значит, в ней должно быть очень много предметов желтого цвета: «Жило-было солнышко, оно было желтое-прежелтое и любило все вокруг такого же цвета. Поэтому оно и подружилось с одуванчиком. Однажды они шагали по дорожке и встретили девочку в синем платьице. Она горько плакала оттого, что хотела иметь тоже желтое платьице. И тогда…»
По аналогии вместе с детьми можно сочинять и красные, и зеленые сказки. Важно только при этом договариваться и не забывать о правилах.
СЕМЕЙНАЯ СКАЗКА
А еще лучше сделать постоянной «Семейную сказку», где главным персонажем будет, к примеру, Кузя, или Незнайка, или Буратино-Остроносик. Открытый конец семейной сказки еще более сплотит взрослых и детей - а это, пожалуй, и является самым важным.
СЕРИАЛ В СКАЗКЕ
Жизнь убедительно доказала нашу стойкую любовь к сериалам. Герои многосерийных мультипликаций и художественных фильмов становятся как бы членами нашей семьи. Мы переживаем за них, болеем и страдаем вместе с ними. Поэтому возникла мысль брать за основу любимые сказки и составлять множество так называемых серий. Причем важно, чтобы этот метод использовался в семье циклично. Скажем, 1-3 недели мы составляем различные сказки о Золушке, затем о Колобке, Красной Шапочке.
К примеру: