ОТ ТОЧЕК - К СКАЗКАМ
Не случайно французский математик Пани отмечал, что мы слишком много в дошкольном периоде работаем с конкретным материалом, считаем мячики, зайчиков, составляем рассказы по конкретным, реалистическим картинкам. Тем самым, считает он, мы задерживаем развитие абстрактного мышления и творческого воображения. Пани настоятельно советовал работать просто с точками. В связи со сказками это может выглядеть так.
Предлагаем детям множество точек:
А теперь вместе с детьми соединяем точки так, чтобы получились рисунки забавных животных, рассказ о которых можно соединить в одной сказке.
Точка - это тоже шифр, знак. И в данном случае мы хотим оговорить составление и использование шифров как отправной момент составления сказок. В дошкольном возрасте (примерно с 5 - 6 лет, если ребенок уже совсем неплохо читает) можно использовать флажковую грамоту.
СКАЗКИ ОТ ПОСЛОВИЦЫ
Краткая по объему, меткая и емкая по содержанию, пословица может служить прекрасным вспомогательным материалом для сочинения. Предлагаем вам такие примеры:
Пословица: За двумя зайцами погонишься, ни одного нс поймаешь.
Начало: Однажды мальчик-охотник увидел сразу двух зайчиков. Они были такие маленькие …
Пословица: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Начало: Жили-были ленивый медведь и трудолюбивая рыбка…
Пословица: Не все коту масленица.
Начало: В одном доме жил ленивый-преленивый кот. Дошло до того, что мышки его полюбили. И тогда хозяева попросили его искать другую квартиру…
А каковы ваши варианты?
ГАДАНИЕ НА КОФЕЙНОЙ ГУЩЕ И СКАЗКА
Мы с вами можем по-разному относиться к гаданию, но специалисты в области психологии относят, например, гадание на кофейной гуще к психогимнастическим играм. И вот почему. Подобные психологические игры помогают детям снять напряжение, понаблюдать за своим собственным поведением и поведением сверстников, вызывают определенные ассоциации и, наконец, пробуждают фантазию. Давайте рискнем и попробуем сделать так. После того, как кофе выпит, помешаем содержимое чашки плавными круговыми движениями и подождем, когда осадок осядет на дно. А затем внимательно рассмотрим получившийся рисунок и пофантазируем. Например: «Я вижу тропинку, значит, меня ждет дорога. На этой тропинке виднеются чья-то голова и лапы. Скорее они напоминают заячью головку с ушами и его лапки. Значит, в жизни меня ждет встреча с зайчиком или с таким же быстрым и немножко трусливым, как зайка, соседом Ваней. Я хочу выбрать второе. Однажды мы с Ваней решили сходить в лес по грибы. Идем мы по тропинке и видим…»
Дальше развитие событий может идти по пути внимательного разглядывания кофейной гущи. А может (если уже ребенок потерял интерес) - самостоятельным путем.
ГОРОСКОП И СКАЗКА
Знать знаки Зодиака и применять их в сказках не только интересно, но и полезно со многих точек зрения. Во-первых, ломается привычное толкование сказки. Во-вторых, гороскоп помогает развивать фантазию. В-третьих, гороскоп способствует тому, что мы стараемся более внимательно всматриваться, вслушиваться в самих себя. Специалистами-астрологами замечено, что определенный знак Зодиака по-разному проявляется во взрослом и ребенке. Нам поможет разобраться в этом замечательная книжка «Звезды и ваш ребенок».
Давайте применим гороскоп к сказке «Колобок». Вначале договоримся, что Колобок по знаку Зодиака -Лев, и решил он вести себя в соответствии с этим знаком.
Характерные особенности Льва:
Не любит, чтобы вставали на его пути.
Иногда на него нападает лень.
Он умен, любит властвовать.
Любит тратить деньги, но не зарабатывать.
Изменения в поведении Колобка:
Он не ноет и не просит ни зайчика, ни волка…, а поднимает такой рев, что все звери поспешно уступают ему дорогу.
Надоело Колобку катиться по дорожке. Он лег под кустиком и заснул. Проснулся и решил жить на этой полянке.
На этой полянке Колобок стал царем всех маленьких зверят и насекомых. Ему подчинились муравьи, комары, мошки и даже ежи.
Но однажды на полянке появился зайчик. В лапке он держал один доллар.
Далее ребенок придумывает новые необыкновенные приключения Колобка в соответствии с характерными для него новыми качествами и наклонностями знака Зодиака.
ИМЯ И СКАЗКА
Часто детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети не доиграли в детстве». Есть даже такое выражение - «игровая дистрофия». И вот в системе так называемой игротерапии мы предлагаем соединить имя ребенка и сказку. А чтобы легче было ребенку создавать сказку, введем следующее правило: «Назови свое имя (или имя любого человека) и на ту букву, с которой начинается это имя, быстро вспомни и громко Назови животное, а затем сочини сказку из этих двух слов». Например:
Марина и медведь: Жила-была на свете маленькая девочка Марина. Она очень любила и очень боялась медведей. И вот однажды ей приснился сон: к ней в гости пожаловал медвежонок…
Игорь и индюк: Однажды Игорь приехал в деревню к бабушке. Вышел он за ворота и видит: навстречу ему важно шествует какое-то очень грозное животное…
СКАЗКИ ПРО САМОЮ СЕБЯ
Этот метод полезен с различных сторон. Во-первых, потому что дети любят слушать, что же случалось или могло случиться с ними или их близкими: мамами, бабушками. Любят придумывать про самих себя или своих братьев, сестер. Во-вторых, эта творческая деятельность помогает понимать сочинение как дополнение к реальной жизни, а не как замену самой реальной действительности. В результате, закончив сочинять, ребенок не испытывает разочарования, входя в саму жизнь. Для того чтобы еще больше заинтересовать, можно самого себя назвать сокращенно, то есть только по инициалам. К примеру, наша внучка сама сочинила бесчисленное множество сказок о себе, то есть о «К. Ф.» (Кате Фесюковой). Катина мама помогала ей при этом, вводя в сказки новые и новые точки соприкосновения -любимых персонажей -Люсю, Марусю и Тимошу.
Нет предела направлениям и методам при сочинении сказок. Важно вовремя обратить на это внимание и не опоздать.
Мы уже можем с вами переходить непосредственно к разработкам. Остается лишь добавить, что родители и воспитатели вправе не согласиться с позицией автора и внести коррективы. Что ж - в добрый путь! Напомним лишь, что автор стремился отобрать наиболее развивающие задания и вопросы, положительно влияющие на формирование личности детей.
Наиболее часто повторяемые задания выбраны на основе исследований психофизиологических возможностей дошкольников.