УПП

Цитата момента



Ничто так не красит девушку, как Фотошоп.
Нарисуйте улыбочку!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Помните старый трюк? Клоун выходит на сцену, и первое, что он произносит, это слова: «Ну, и как я вам нравлюсь?» Зрители дружно хвалят его и смеются. Почему? Потому что каждый из нас обращается с этим немым вопросом к окружающим.

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4612/
Мещера-Угра 2011

Царева Л.П. «Мама, научи читать!»

В этой книге Вы найдете самые простые методы и приемы»домашней педагогики» доступные каждому, взрослому, желающему научить читать своего малыша. Звуковые игры, занимательная, сказка помогут ребенку войти в мир чтения задолго до поступления в школу, не нарушая задач школьного обучения грамоте. Попробуйте и Вы убедитесь сами: артикуляционно-слуховой метод обучения чтению самый легкий и доступный для Вашего малыша!

Вы, конечно, уже купили своему 3-х - 6-ти летнему малышу»Азбуку в картинках» или надувной мяч с большими буквами. Прекрасно! Смело называйте буквы ребенку, пусть он повторяет за Вами. Но, помните, для успешного обучения чтению дошколят нужно произносить не название буквы: (ЭР, ЭС, ТЭ, БЭ и т.д.), а именно звук: (РРР, ССС, Т, Б и т.д.) И ещё один важный момент: если ребёнок с трудом запоминает буквы, не стремитесь заставить выучить его весь алфавит. Для наших занятий вначале вполне достаточно будет знания букв, произносимых только как звук (-А- -0 -У- -Ы- -И- -М- -Р- -Л-). Впрочем, несколько согласных можно выбрать самим, пусть это будут те буквы, которые больше всех запомнились и полюбились Вашему малышу.

В данной системе обучения чтению основное значение имеют не буквы, а звуки. Умение их слышать, различать на слух и правильно произносить.

Итак, Первая серия Ваших занятий с малышом так и называется:

«Учимся слышать и произносить звук»

Раз, два, три, четыре.
Машу грамоте учили.
Не читать, не писать.
А жужжать, шипеть, мычать!

В этой серии ваш малыш учится слушать и произносить звуки. Мама читает ребёнку стишок, а он произносит за мамой лишь звуки данные в скобках.

Совсем не обязательно заучивать все стишки наизусть. Важно научить ребёнка акцентировать внимание на отдельных звуках, на умении произносить и слышать их.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Пролетел весёлый жук (Ж-Ж-Ж).
Зазвенел комарик вдруг ( 3-3-3 ).
Ветер ветки раскачал ( У-У-У),
«Шарик» тоже зарычал ( Р-Р-Р )'
Зашумел в воде камыш ( Ш-Ш-Ш )!
И опять настала тишь ( Ш-Ш-Ш ).

УПРАЖНЕНИЕ 2

( Ш-Ш-Ш ) - шуршит опавший лист
( С-С-С ) - змеиный слышен свист
( Ж-Ж-Ж ) - шмели в саду жужжат
( Р-Р-Р ) - моторы тарахтят.

УПРАЖНЕНИЕ 3

«Маши заблудилась»
Плачет Маша: (А-А-А ),
А волчище. ( У-У-У)!
Страшно Машеньке в лесу,
Позовём её - (А-У)!

УПРАЖНЕНИЕ 4

(М-М-М) - мычит телёнок:
«Я уж не ребёнок».
( 3-3-3 ) - звенит пчела:
«Мёд я вам нашла!»

УПРАЖНЕНИЕ 5

Тигры рычат: (ГАР-Р-Р),
Вороны кричат: ( КАР-Р-Р ),
Кони хрипят: (ХР-Р-Р),
Ставни скрипят: (СКР-Р-Р),
Холодно мне: ( БР-Р-Р ).

УПРАЖНЕНИЕ 6

Летит вертолёт: (ДР-Р-Р ).
Трактор ревёт: ( ТР-Р-Р ).
Ночью настала тишь,
Спит наш малыш: ( Ш-Ш-Ш ).

УПРАЖНЕНИЕ 7

Пароход гудит: ( У-У-У )
Скоро к берегу приду!

УПРАЖНЕНИЕ 8

Самолёт летит: (Л-Л-Л ).
Автомобиль гудит: ( В-В-В ).
А мотор ревёт: ( Р-Р-Р).
Прокатиться всех зовёт: (ТР-Р-Р).

УПРАЖНЕНИЕ 9

«Паровозик»
Паровозик - ( Ч-Ч-ЧУ ),
«Прокатиться я хочу»!

УПРАЖНЕНИЕ 10

«Змея»
Шелестя, шурша травой ( Ш-Ш-Ш ),
Засвистел вдруг шнур живой ( С-С-С).
Во он встал и зашипел ( Ш-Ш-Ш ),
Подходи, кто очень смел ( Ц-Ц-Ц).

УПРАЖНЕНИЕ 11

«Кошка с собакой»
Зашипела, зафыркала кошка ( Х-Ф ),
Страшно стало собачке немножко ( Р-Р-Р ).

УПРАЖНЕНИЕ 12

«Пчела»
В дом свой, улей, пчела ( 3-3-3 )
Первый мёд принесла (3-3-3 )!

УПРАЖНЕНИЕ 13

«Волк и комарик»
Волк комарика ловил (3-3-3)
Себе лапой нос разбил ('У-У-У )!
Стой, комарик, я прошу ( У-У-У ),
Себе лоб я почешу (У-У-У).

УПРАЖНЕНИЕ 14

«Плотник»
Летят опилки белые ( Ф-Ф-Ф ),  
Летят из-под пилы ( Ш-Ш-Ш ).
Это плотник делает ( Ф-Ф-Ф)
Окна и полы ( Ш-Ш-Ш ).

УПРАЖНЕНИЕ 15

«Автомашина»
( В-В-В)- гудит автомашина.
(С-С-С)- прокол спустилась шина.

УПРАЖНЕНИЕ 16

«Верблюд»
Зверь я горбатый ( Ф-Р-Р )!
Плююсь иногда я ( Б-Р-Р ) !

УПРАЖНЕНИЕ 17

«Индюки»
Индюки сошлись у ивы ( ИУ-ИУ-ИУ )!
Ишь, как мы с тобой красивы ( ИУ-ИУ-ИУ )

УПРАЖНЕНИЕ 18

Ослик маленький ( ИА ).
Знает ( И ) и знает ( А ).

УПРАЖНЕНИЕ 19

«Собачки»
Заворчал живой замок ( Р-Р-Р ).
Лёг у двери поперёк ( Р-Р-Р ).

УПРАЖНЕНИЕ 20

«Чайник»
Закипел, исходит паром ( Щ-Щ-Щ)!
И свистит и пышет жаром ( С-С-С )!
Крышкой брякает, стучит ( Ч-Ч-Ч )!
«Эй, сними меня!»- кричит ( Ч-Ч-Ч )!

УПРАЖНЕНИЕ 21

«Паровоз»
Паровоз выпускает пар ( Щ-Щ-Щ ),
Далеко разлетается жар ( Щ-Щ-Щ )!

УПРАЖНЕНИЕ 22

«Ветер»
По полю рыщет ( У-У-У ),
Поёт н свищет ( С-С-С).
Деревья ломает ( Ш-Ш-Ш ).
К земле прижимает ( В-В-В ).

УПРАЖНЕНИЕ 23

«Жук»
На лужайке на ромашке
Жук летал в цветной рубашке (Ж-Ж-Ж ),
(ЖУ-ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ) -
«Я с ромашкою дружу»!

УПРАЖНЕНИЕ 24

«Вертолёт»
Заверчу, закружу (ТР-РРР)!
В небеса улечу ( Р-РРР )!

2 серия занятий:

«Учимся различать звуки но слуху( твёрдые и мягкие )»

В этой серии занятий Вы продолжаете звуковые упражнения. Но теперь Ваш малыш уже будет различать звуки твердые и мягкие. Это важный этап для дальнейшего процесса чтения и звукового анализа слова

УПРАЖНЕНИЕ 1

Мама читает стишок:

Два самолёта мы с тобой
Ты маленький, а я большой.
Большом гудит, большой ревёт.
Звук (ЛЛЛ ) его в полёт зовет.
Он твердо произносится
И в небо прямо просится.
А маленький гудит не гак,
Он мягкий звук издать мастак:

(ЛЛЛ(ь)) - звук несётся от него.
Взлетает тоже высоко!

Мама спрашивает у ребенка: Кик гудит большом самолет?

( ЛЛЛ ) - должен ответил» ребёнок.

А как гудт! маленьким самолетик?

(ЛЛЛ(ь)) - ответит малыш.

- Правильно, большой самолёт гудит твердо ( ЛЛЛ )а маленький самолётик гудит мягко (ЛЛЛ(ь)).

УПРАЖНЕНИЕ 2

Игра в звуковые пары: «Большой и маленький»

2 комарика:

( ЗЗЗ ) - твёрдо звенит большой комарик:

(ЗЗЗ(ь)) - мягко звенит маленький комарик.

Угадай-ка: Какой комарик сел ни зайку ?

«Большой, должен ответить малыш (потому, что он звенит твердо, как звучит первый звук в слове зайка)».

А какой комарик сел на Зину ?

«Маленький, - должен ответить ребёнок (потому, что он звенит мягко, как звучит первый слог в слове Зина)». (Выделяя голосом звук ( З ) в слове ( ЗЗЗАЙКА ), помогите; убедиться в твердом звучании звука

( З ) - ЗЗЗАЙКА - так звенит большой комарик) и мягком звучании звука (З(ь) - ЗЗИНА -так звенит маленький комарик).

2 машины:

(ВВВ) - твердо гудит большая машина;

( ВВВ(ь)) - мягко гудит маленькая машина.

Угадай-ка: В какой машине едет Вася?

«В большой»,- должен ответить ребёнок (потому, что она гудит твердо, как звучит первый звук в слове Вася).

В какой машине едет Витя?

«В маленькой», - должен ответить ребенок (потому, что она гудит мягко, как звучит первый звук о слове Витя).

2 трактора:

( РРР)- твердо тарахтит большой трактор ( РРР(ь)) - мягко тарахтит маленький трактор.

Угадай-ка:

Какой трактор ведёт Рома?

А какой трактор ведёт Рита?

Лопнули 2 шарика - большой и маленький.

«У большого шарика» воздухх выходит твердо ( ССС ), А у маленького шарика мягко ( ССС(ь)).

Угадай-ка:

Кикой шарик был у Серёжи?

А какой шарик был у Саши?

Играйте с ребёнком в звукоподражания: жужжите, звените, мычите, рычите, шипите. Придумайте сами, вместе с малышом свою звуковую игру с близким и понятным вашему ребенку сюжетом.

Например: «В деревне и на лужайке»:

( МММ ) - мычит телёнок,- МММОЛОКА ХОЧУ, К ММ МАМЕ ( мама даёт ребёнку образец выделения голосом звука ( М ), теперь пусть малыш произносит все слова на ( М ). но на языке теленка - МММАК, МММЯТА, МММОТЫЛЕК, МММЕД, МММОСТИК, МММЕСЯЦ

В таких игровых ситуациях ребёнок учится акцентировать внимание на одном Звуке, выделять его в слове голосом. ощущать мягкость и твёрдость произношения звуков.

Далее продолжайте упражняться с ребёнком но «Азбуке в Картинках», выделяя первый звук в слове и запоминая новые буквы( на А - арбуз, на О - ослик, на М - мотоцикл и т д.).

3 серия занятий

«Учимся различать звуки по слуху (гласные и согласные)»

Это самая важная серия звуковых упражнении, так как именно умение различать гласные и согласные звуки откроет Вашему ребёнку путь к слогообразованию.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Дидактическая сказка «Жили-были звуки»

А теперь мама расскажет своему малышу сказку про то, где живут звуки. Целевое задание этой серии занятий посвящено исследованию самим ребёнком своего речевого аппарата и формированию умения различать звуки гласные и согласные.

Сложное задание! Не пугайтесь, засеките время, именно через 10 минут Ваш малыш сможет отличить звуки гласные от согласных, а поможет ему в этом дидактическая сказка»Жили-были звуки».

Итак, мама рассказывает сказку. Уселись поудобнее - малыш напротив мамы. У мамы в руках две карточки - одна синего цвета, другая - красного.

«Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик у них вот какой хороший (покажи, раскрой ротик). Есть потолок (потрогай языком, нашёл потолок в своём домике, да?), добивайтесь, чтобы малыш потрогал языком верхнее нёбо. Пол - нижнее нёбо, двери - губы (сомкнуть, разомкнуть - чем не двери у домика звуков?). Есть даже костяные решетки для прочности - зубки сомкнуть и разомкнуть.

Все эти операции делайте вместе с ребенком, сопровождая этими упражнениями свой рассказ.

…И всё было бы хорошо, да поселился в нём Змей Горыныч (пошевелите кончиком языка и ребёнок пусть сделает-то же самое)…И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускал свободно, вот так-повторяй за мной: ( А ), ( О ), ( У ), ( Ы ), ( И ). Эти звуки проходили свободно и носили вот такие красные платьица (покажите малышу красную карточку). А на пути других звуков Змей Горыныч строил разные преграды: то двери на пути закрывал ( М-М-М ).

Попробуй сам - чувствуешь, как звуку ( М ) двери-губки мешают пройти? То к потолку Змей Горычыч прижимает звук (Т). Попробуй сам, чувствуешь, как прижимает к потолку? Не свободно проходит этот звук. То заставляет Змей Горыныч звуки шипеть ( Ш ), фыркать ( Ф ), свистеть ( С ), хрипеть ( Х ). То бьёт Змей Горыныч хвостом звук (Р). Попробуй - трещит язычок? Произнеси ещё разок. Вот видишь, эти звуки не свободно приходят через рот и носят вот такие синие платьица (мама показывает ребенку синюю карточку). Возьми это платьице и давай со мной произнесём эти звуки ( РРР ), (ССС), (М), (Т), (XXX), (ШШШ), (ФФФ)».

УПРАЖНЕИЕ 2

Игра с карточками

А теперь, давай поиграем в игру «Наряди звук в платьице». (Ну что же, проверяйте своего 3-х - 6-летнего вундеркинда! Сейчас он будет показывать Вам карточку-платьице нужного цвета и демонстрировать умение различать гласные и согласные звуки, а это - сложный теоретический материал 1-го класса).

«Я буду произносить звук. а ты повторяй его за мной и показывай платьице, в котором этот звук выходит из домика гулять.

( А ) - произносите Вы, ребёнок повторяет за Вами и показывает карточку красного цвета (если он все же ошибается, ничего не объясняя, помогите ему выбрать карточку нужного цвета).

( Б ) - произнесите Вы, а ребёнок, обязательно повторяет за Вами звук, показывает карточку синего цвета. И так продолжайте играть с ним дальше. В этой игре ребенок тренируется по слуху дифференцировать гласные и согласные звуки. Постепенно он уяснит, что звуки, которые проходят свободно через рот - красные ( гласные ), а звуки, которые проходят не свободно - синие ( согласные ).

 Термины «гласные» и «согласные» ребёнку знать не обязательно. Главное уметь различать их на слух, исходя из артикуляционных особенностей.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Игра»Дружба звуков».
(Слуховое слогообразование)

МАМА: - «А теперь я научу тебя, как победить Змея Горыныча! Мы научим звуки дружить, чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так: ( МА ). Хочешь? Тогда давай произносить сразу по два звука! Повторяй за мной ( МА ). Получилось?

А теперь пусть звук ( Р ) перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно вместе с ( А ) ( РА )!

Теперь давай играть! Игра называется»Дружба звуков».

Возьмите в руки большой надувной мяч.

«Подружись со звуком ( А ), - ( М )»- скажет мама и бросит мяч ребёнку. «Теперь бросай мяч мне и произноси два звука вместе» (ребёнок наполняет воздухом лёгкие, его речевой» аппарат готов произнести звуки. И вот ребенок бросает мяч, назад маме - движение рук - и выдыхается (МА )!

Подружись со звуком (У):

Мама:Ребенок

р - ру

С - су

ж - жу

На прогулках можно продолжать играть в»Дружбу знаков» без мяча.

Например:

Мама: Ребенок:

«Произносим всё на (А ),……( Р )» - «( РА ) «……(Л)» - «(ЛА)!»

«Произносим всё на (О ),…..(М )» - «(МО) «……(Л )» - «(ЛО )!»

«Произносим всё на ( И ),  ……( М )» - «(МИ)!» ……(Р)» - «(РИ)!» ……(С)» - «(СИ)!»

И т. д. с любыми звуками.

Обратите внимание ребёнка на мягкое произношение слогов ее звуком (И):

«Послушай, как дружат звуки с (И)»:

(К(ь) И)

(М(ь) И)

(Р(ь) И)

(С(ь) И)»

Они звучат по-особому, мягко и губы растянуты у меня, когда я их произношу, они как бы улыбаются. В гости к ( И ) все звуки ходят с улыбкой и звучат мягко. Давай произнесём их вместе с тобой еще разок с улыбкой, мягко»:

(К(ь) И);

(М(ь) И);

(Р(ь)И);

(С(ь)И).

Играя в игру «Дружба звуков» ребёнок учится слышать и Произносить слог. Это очень важный, момент для успешного обучения чтению по слогам.

Вот и слуховое слогообразование Ваш ребенок уже освоил!

4 серия занятий

«Безбуквенное чтение и чтение с буквами»

В этой серии Вы уже почти подошли к заветной цели! И пусть пока ещё Ваш малыш не знает всех букв - читать можно по цветному рядку из синих и красных карточек.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Игра»Слова-рассыпушки»

(Для этой игры нужны синие к красные карточки, знакомые Вам уже по 2 серии занятий).

МАМА: а сейчас мы поиграем в игру «Слова-рассыпушки»

«Я буду слово рассыпать по звукам, а ты собирать и выкладывать карточки на столе по цвету. Ну, давай играть!» Мама произносит простые слова типа:

(Д-О-М);

(Р-А-К);

(М-А-К);

(С-Ы-Н);

(С-О-Н) и т.д. (Звуки произносятся отрывисто, как бы рассыпаясь).

«Слушай теперь ещё раз слово по звукам и сразу выкладывай на столе нужного цвета карточки».

- Д - (синяя), - О - (красная), - М - (синяя).

«Вот теперь собери всё слово!»

Ребёнок читает по цветному рядку: (ДОМ).

Вот уже ребёнок читает без букв, по цветным карточкам!.

Но он точно знает, где (Д), где (О), где ( И).

Можно задать ему вопрос: «Покажи, где в этом слове (О)?, а(М)?,а(Д)?»

Теперь, если Ваш ребёнок уже знает буквы (М), (Д), (О), можно выложить их поверх цветных карточек. И вот уже чтение с буквами!

УПРАЖНЕНИЕ 2

Чтение с буквами
Игра «Кораблик (машинка)»

Расположите в столбик вырезанные из»Азбуки» гласные буквы

А

О

У

Ы

И

Вырежьте кораблик (машинку) с карманчиком для буквы, обозначающей согласный звук.

Вставьте согласную букву, которую Ваш ребёнок хорошо знает (например, мамину буковку (М) и пусть она плывет (едет) к пристаням - гласным буквам! А у пристани кораблик (машинка) даёт сигнал-слог.

Цель этой игры научить ребёнка читать по две буквы сразу! Ребёнок тянет согласный звук, когда ведёт кораблик (машинку), а у пристани даёт голос, произносит два звука вместе.

М----------------(А)---МА!

-------------------(О)---МО!

-------------------(У)---МУ!

-------------------(Ы)---МЫ!

-------------------(И)---МИ!

И также играйте с другими буквами (Р, Н, Т и т.д.)

Ваш ребенок прочитал слоги МА, МО, МУ, МЫ, МИ и мама может задать ему вопрос:

У какой пристани сигнал звучит мягко?

Ребенок должен ответить, что у пристани (И).

«Молодец, правильно, у пристани (И)», скажет мама.

Продолжайте играть в игру «Кораблик (машинка)». Вставляйте в карманчик другие, знакомые ребёнку буквы, например, Л, П, Р, Н и т.д.

Постепенно Ваш малыш усвоит слогообразование с гласными Л, О, У, Ы, И.

УПРАЖНЕНИЕ 3

«Слоги по памяти»

Можно написать эти слоги-слияния фломастером на листе бумаги и читать без кораблика (машинки). Например, мама помогает:

«Читай»:

«-М-    на      -А-»

«-М-    на      -0-»

«-М-    на      -у-»

«-м-     на      -Ы-»

«-м-     на      -И-»

прочитает ребёнок,

«-МА-»-

(-МО-),

(-МУ-),

(-МЫ-),

(-МИ-).

Если ребёнок прочитал слоги, похвалите его. Но не утомляйте долгим чтением. Скажите: «Молодец, уже мамину буковку ты хорошо научился читать. Завтра прочитаем слоги с папиной буковкой, потом с буковкой твоего имени, потом с буковкой бабушки, дедушки» и т. д.

К чтению слогов с гласными -Я-,-Е-,-Ю-,-Е- Вы перейдете гораздо позже, когда Ваш малыш уже хорошо овладеет навыком сложения слогов и слов с гласными -А-, -О», -У-,-Ы-, -И-.

5 серии занятий

Чтение слоговой таблички

Это уникальная табличка!

По ней можно прочитать всё на свете, если только ты уже умеешь читать одну буковку и по две буковки вместе, т. е слог И даже если Ваш малыш ещё не знает всех букв, можно учиться читать по неполной табличке, т. е. табличке, составленной на основе только знакомых ребёнку букв.

ТАБЛИЦА 1

А

0

У

Ы

и

м

МА

МО

МУ

мы

ми

Р

РА

РО

РУ

РЫ

Ри

л

ЛА

ЛО

ЛУ

лы

ли

Н

НА

НО

НУ

ны

ни

к

КА

КО

КУ

кы

ки

т

ТА

ТО

ТУ

ты

та

с

СА

СО

СУ

сы

си

Ш

ША

ШО

ШУ

-

ши



Страница сформирована за 0.64 сек
SQL запросов: 170