УПП

Цитата момента



Любого мужчину красят размышления о высоком…
Заработке.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Помните, глубоко внутри каждого из нас живет Ребенок, который возится и поднимает шум, требуя нашего внимания, и ожидающий нашего признания в том, каким особенным человеком он или она является.

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/france/
Париж

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЮ?

Тоже, что и всегда – заставлять учиться, осуществляя равномерное и плавное давление на ребенка по все направлениям. И ребенка не пугать, и собственную нервную систему не расшатывать! Главное понять, что интеллектуальное развитие (в хороших школах оно и выступает конечной целью уроков) это и есть один из главных видов терапии. Оно расширяет возможности разума, а тот, в свою очередь помогает личности справляться с психологическими проблемами.

Наш опыт показывает, что в некоторых случаях даже пятиклассник способен сопоставлять себя с окружающими, логически анализировать свои внутренние проблемы. Шестиклассники уже демонстрируют способность слушать и понимать доводы разума даже в той области, которая касается их страхов и тайных ожиданий. Интеллектуальное развитие позволяет лучше понять советы родителей и вообще весь Большой Мир, облегчая тем самым работу с собственными слабостями и недостатками.

Развиваясь интеллектуально, ребенок начинает более трезво оценивать свои собственные недостатки, а взрослые воспитатели получают возможность напрямую обращаться к его сознанию, добиваясь сознательного (и потому более эффективного) сотрудничества в деле преодоления внутренних препятствий, мешающих развитию.

Задача учителя - создать творческую атмосферу, которая САМА НАЧИНАЕТ УСИЛИВАТЬ АЗАРТ УЧЕНИЯ.

Новая информация, вбитая через насилие, переваривается плохо, как пища, скушанная без аппетита.

Я говорю не о том, что каждое новое правило необходимо раскрашивать эмоциями – это просто не возможно. Но учебный процесс должен строиться учителем с учетом того, что ребенку для развития необходимо как можно чаще переживать мгновения радостных открытий. Я бы даже сказал, что ЭТО ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЛЮБОГО УРОКА. Так сочетается усвоение программы с воспитанием гармоничной личности, ориентированной на саморазвитие.

Факты надо не просто зазубривать, их надо научиться обрабатывать и применять на практике в реальной жизни. А научиться этому можно, если только каждое «знание» понято, пережито и усвоено, как свое. Для этого ребенок должен ХОТЕТЬ работать с этим «знанием». Путь к «охоте» лежит через радость, через стремление повторить удовольствие. Ребенок должен почувствовать вкус к постоянным переживаниям открытий. Это, конечно, не модные в психологии «инсайты», а эмоционально окрашенные мгновения маленький прозрений. К ним должен подводить взрослый, подводить и обращать внимание, так чтобы в зависимости от уровня культуры ребенок сказал или «У, блин!» или «Эврика!»

Некоторые дети обладают этой счастливой способностью с рождения. Но и в этом случае взрослый должен оказывать постоянную моральную поддержку ребенку, показывая, что разделяет радость и удивление. На первых порах не лишнее и специально обратить внимание ребенка на сложные задачи, поставленные или учебником или жизнью. Важно, что ребенок обучается замечать их, искать решения и, в конечном счете, воспринимать поиск решений как гимнастику для ума, как вызов и радость.

Взрослый подбрасывает задачи – ну как попробуй, ты же справишься, а вот это тебе еще не встречалось, сможешь? Такой подход помогает установить отношения сотрудничества и не выглядит в глазах ребенка занудой. (Помните сетования домоуправительницы в «Малыше и Карлсоне» - «Ух, какая это мука воспитывать!»). Взрослый должен тонко и кратко ставить акценты. «Молодец», «Как ты метко подметил!» Еще лучше действует непрямая похвала – «Полюбуйся, дорогая жена, какую картину нарисовал наш мальчик, почти профессионально». Замечания такого рода позволяют ребенку сохранить независимость, но при этом сравнить свой взгляд со взглядом родителей.

У нас в Китеже есть афоризм – «Трудно только первые девять лет найти индивидуальный мотив для каждого ученика, оставшиеся два года учитель может отдыхать - ученик сам освоит всю школьную программу».

Если ребенок однажды испытал удовольствие от решения задачи или хорошего ответа у доски, если ему доступна творческая радость накопления и переработки информации, то учить его легко и приятно. Тогда в отношениях педагога и ребенка устанавливаются отношения безопасной привязанности. Идет свободный обмен знаниями, что включает в себя и эмоциональный опыт. Доверие открывает каналы, и развитие происходит быстро и без кризисов.

Мы в Китеже практикуем уроки–погружения, часто проводим игровые уроки – соревнования, где младшие и старшие объединенные в общие команды, сообща работают над решением проблем. За пару часов интенсивной работы на таком уроке ребенок может достигать действительно решающих прорывов в осознании изучаемых проблем.

Победа команды и здесь оказалась мощнейшим стимулом для активного участия всех детей в образовательном процессе, причем и в роли учителей и в роли учеников.

Конечно, основой учебного процесса остаются обычные уроки, но нам в Китеже удалось избежать рутины губительной для развития творческого мышления.

Наша работа выходит за рамки четких методических разработок, вернее делает возможными и применение конкретных методик, и творческий поиск, и импровизацию, то есть расширяет сферу контакта учителя с учеником.

Тут уже речь идет не столько о передаче интеллектуальной информации, сколько о трансформации личности ученика в определенном, заранее заданном направлении. Может быть, ради этого развития не жалко пожертвовать временем, отпущенным на выполнение школьной программы?

В идеале стимулом к учебе служит обычная любознательность. Но такие дети попадаются, увы, очень редко в любой школе. Некоторых детей удается увлечь погоней за хорошими отметками и, следовательно, мотивом здесь выступает одобрение окружающих и, прежде всего, родителей. Такой путь легко проделать в младших классах, но он не гарантирует, что, достигнув выпускного класса ученик потеряет интерес к отметкам (например, на фоне влюбленности в одноклассницу). Тогда останется последнее и далеко не лучшее средство – «стращать призывом в армию».

Ну и последний, самый простой и неэффективный способ – просто заставить. Он плох тем, что обрекает родителей и учителей на постоянную роль пугала. К тому же со временем любые наказания становятся привычными и перестают выполнять роль мотива. Тогда ребенок вообще перестает учиться.

Некоторая доза принуждения, тем не менее, необходима, важны отметки и, особенно, похвалы родителей. Но сильнее всего, как мы заметили, действует пример старших товарищей и соревнование в среде сверстников. Мы добились осмысленного сотрудничества со старшеклассниками, которые помогают нам вести уроки, следят за тем, как младшие делают домашнее задание, помогают разобраться с задачей и при этом следят, чтобы ребенок сам приучался концентрироваться на достижении результата.

(Для тех, кому это интересно)

Обязанности учителя Китежской средней школы

Учителя в Китеже проводят с детьми больше времени, чем родители, иногда даже интеллектуальный контакт с детьми у них бывает более тесным. Процесс образования не ограничен формальными уроками в классе, а охватывает весь спектр взаимодействия личностей. Поэтому к преподавателям в Китеже предъявляются особые требования.

Учитель несет ответственность за жизненный выбор ребенка, за формирование его характера. В идеале каждое занятие должно превращаться в диалог, совместный поиск истины. Дети в Китеже обращаются к взрослым на «ты» и по именам. Мы не любим лишних барьеров между учеником и учителем. Авторитет дает не должность, а умение найти общий язык с каждой маленькой личностью.

Учителя могут быть только психически устойчивыми, сбалансированными личностями, привлекательными для детей, образованными и вдохновенно относящимися к своему предмету. Учителя должны изучать особенности детской психологии, стремиться действовать в рамках тех психологических законов и методов, которые сложились в общине. Учителя должны сочувствовать всем детям, независимо от их интеллектуальной или социальной компетенции, и быть способными перевести это сочувствие в практическую плоскость. Учителя должны понимать «язык» детей и уметь вести диалог в понятной и безопасной для детей форме. Учителя должны поощрять самостоятельную деятельность детей, их стремление использовать свои знания и умения в любой отрасли жизни. Учителя должны признавать вклад других членов сообщества в развитие детей и постоянно обмениваться информацией о путях развития каждого конкретного ребенка».

Одним словом, рабочий день учителя не ограничен временными рамками, а мотивы его поведения – зарплатой. Ключевым понятием здесь становятся такие ценности, как призвание и осознание своей ответственности. В Китеже быть приверженным этим ценностям - это и нравственная задача, и насущная экономическая необходимость.

СТАРШИЕ КЛАССЫ

Ребенок пошел в 7 – 8 класс и золотой период отношений со школой заканчивается. Начинается эпоха противодействия учителям и родителям. Если ребенок не знает, например, того или иного слова, то, с точки зрения преподавателя, логично сообщить ему это слово. Учащийся же в этот момент чувствует себя уличенным в незнании, потерявшим лицо перед окружающими сверстниками, что немедленно влечет негативную реакцию, эмоциональный барьер и никак не может содействовать восприятию информации. Значит, главным препятствием остается внутренняя неуверенность в себе, боязнь показаться смешным. Это очень распространенная болезнь, которой страдают и большинство благополучных детей. Лечить ее надо, но может ли это сделать преподаватель-предметник, зажатый тисками учебной программы?

Чем больше давит учитель, тем хуже ребенок усваивает. Давление должно быть четко организованным, порождать азарт преодоления, а не отчаяние и сомнение в собственных силах. Тревога убивает любопытство и стремление к познанию.

А окружающая среда уже ставит следующие задачи – развитие и реализация заложенных способностей и талантов.

Приходится все время догонять, напрягаться, развивать в себе новые навыки и способности. А время торопит, а учителя тащат из класса в класс, идет процесс полового созревания, добавляя неразбериху во внутренний мир. И надо соответствовать, и некогда оглядеться.

Если ребенок привык доверять родителям, то в случае неудачи в школе или во дворе он придет к Вам за поддержкой и советом. Попробуйте оценить оказанное вам доверие и не обманите его. Помните, семья для вашего ребенка – единственное надежное место, где он черпает силы для новой попытки. Помогая разобраться в ситуации, не ругайте его за ошибки и промахи и не хвалите без достаточных оснований (честность и искренность!) – на этой стадии юную личность не удовлетворит пустая похвала или снисходительное одобрение.

Он вырос, он способен теперь переживать радость от реальных успехов. Каждое новое чувство победы ведет к попытке взять новую вершину. Вершины предлагаем мы – учителя и родители. Если побед будет много, и все они воспринимаются ребенком как подлинные, то постепенно у него создастся установка на успех и восстановится вера в себя, которая поможет выдержать и поражения, неизбежные в столкновении с реальным миром.

«Я не могу сам себя усадить за уроки. Мне бы нужен кто-нибудь, кто заставит не отходить от книг, пока не закончу…» (из откровений десятиклассника)

В Китеже с 2000 по 2002 год на тридцать детей лишь трое оказывались способны самостоятельно усадить себя за подготовку домашних заданий. Остальные более - менее откровенно признавали, что им нужна чужая воля, чтобы на нее опереться.

Проанализировав «эффективность» самостоятельной подготовки и количество потерянной родителями нервной энергии, мы пришли к необходимости организовывать двухчасовые сессии по подготовке домашних уроков.

Школа закончилась? Да здравствует школа!

Час работы, час активных игр на улице и назад в школу. Не бойтесь дети – учителей там не будет, да и отметок тоже. Вы снова вместе в едином поле сознания. В большом зале собрались ученики всех классов. Шуршание страниц, деловитое сопение, но никаких разговоров. За соблюдением тишины наблюдают наставники. Они же проверяют сделанные упражнения и примеры, а еще пытаются делать и свои уроки. Как ни странно, двойная нагрузка в данном случае полезна. Чуть больше организации собственного времени, чуть больше усилий и наши старшеклассники стали сами лучше учиться, к тому же резко выросло их чувство ответственности и престиж. Сработал испытанный афоризм «Три раза объяснишь – сам поймешь».

«Тонкость! Главное тонкость!»

Помогая, главное не перестараться. Наставники понимают, что надо стимулировать поиск правильного решения, выводить мысли из тупика, но нельзя подменяют сам процесс самостоятельного решения.

Конечно, у нас были и сомнения, не получится ли, что-то у нас вроде лагеря строго режима. На первый взгляд мы столкнулись с противоречием – свободное гуманное воспитание, развитие самостоятельности, а с другой стороны – жесткий контроль, коллективная ответственность.

Написал и сам удивился парадоксу. С одной стороны, мы каждый день убеждаемся, что детей надо «мотивировать», используя весь разнообразный арсенал способов от кнута до пряника. ( Страсть к знаниям – самый лучший, но практически не встречающийся мотив.) С другой стороны, наилучших результатов мы стали добиваться только тогда, когда дети, поставленные перед необходимостью учиться, стали это делать сами, без давления из вне. Мы заметили, что в этом случае их сознание как-то по иному обрабатывает полученную на уроке информацию. Ученики, лишенные мелочной опеки взрослых, стали с удовольствием докапываться до сути вопросов, щеголять новой информацией, пытаться использовать новые знания на практике.

РЕЗЮМЕ

Посмотрите на зерно, росток и могучий дуб. Если пропустить промежуточные стадии, то поверхностный наблюдатель решит, что перед ним три совершенно разных растения. Так же и наши ученики – они находится в состоянии постоянной трансформации, они просыпаются сегодня, не помня, что было вчера, другими личностями, с новыми целями и надеждами, но часто и со старыми страхами. Они жаждут измениться, но цепляются за все старое и привычное. Они хотят доказать свою уникальность и непохожесть, но в словах, поступках и одежде проявляют подражательность приматов.

Поэтому система, воспитывающая и развивающая ученика, для того чтобы попадать в такт с эволюционными скачками наших детей, должна быть сама по себе универсальной, целостной, жизненной и пластичной.



Страница сформирована за 0.92 сек
SQL запросов: 169